Когда берешь в Европе автомобиль напрокат, проблема парковок встает неминуемо и жестоко. Здесь парковаться, как правило, дорого. Я уже писал про . Что касается парковки на Сицилии, здесь правила подобные: белая разметка - бесплатно(мест не сыскать днем с огнем), желтая - спецпарковки для учреждений или выкупленные/арендованные организациями. Синия линия означает платную парковку. мы платили в паркоматах, сколько оплатил, столько и стоишь. Подобная система работает везде, где я бывал в Италии. Но Сицилия - не Италия, номер два.


Парковки тут оплачиваются покупкой специальных парковочных билетов. Их продают в Tabacci (Табакки) - магазинах с сигаретами, в которых продают вообще все билеты в Италии на общественный транспорт. Ну и на парковки - тоже. После покупки в билете отмечаешь дату и время, когда приехал на стоянку и кладешь на панель приборов со стороны тротуара. Если неправильно отметил время, не так положил билет или билета вовсе нет - штраф.

В разных муниципалитетах - разные билеты. Например в мы купили парковочный билет на день за 5 евро. А в Giardini di Naxos продают билеты на час, либо на 6 часов стоянки. Время, когда парковка платная, указывается на специальной табличке, установленной неподалеку. Все время, которое на табличке не указано - бесплатно. Как правило, на Сицилии, бесплатно ночью и во время сиесты. Вот что получилось в Giardini di Naxos, когда мне понадобилось припарковать машину на 4 часа:



Шестичасовой билет мне не подошел, хотя стоил столько же, сколько и четыре штуки по 1 часу. Просто сразу по истечении моих четырех часов наступала сиеста, а в сиесту парковка бесплатна в этом населенном пункте повсюду.

Но когда я приехал в Palermo (Палермо), я понял, что 4 билета на панели приборов - не предел. Здесь на платной парковке около гостиницы время оплачиваемой парковки начинается в 8.00 утра, потом перерыв на сиесту с 14.00 до 16.00, а потом снова платное время с 16.00 до 20.00. Мне нужно было оставить машину на весь день, а в Палермо существуют только часовые парковочные билеты. Несложно подсчитать, что мне нужно было десять. Все десять я положил под стекло несчастной Панды. Парковки на Сицилии - не парковки в Италии.

Подводя итог, хочу отметить следующее - парковки на Сицилии дешевле. 0,75 евро за час в центре такого города, как Палермо, это просто даром. Например, в Риме, цена часа стоянки начинается от полутора евро и доходит до 5 евро в час, по мере приближения к центру. В Праге цены сопоставимы, хотя и в кронах. В Германии стандартная цена часа от 2 евро, правда если покупать больше парковочного времени, стоимость снижается. Хотя в Германии я меньше 10 евро за сутки парковки не встречал нигде. В Голландии - как в Германии, только час со временем не дешевеет. В Бельгии просто не найти места, даже на платной парковке, в больших городах. Только в Греции, на Родосе, рай. Там вообще всем пофиг плевать на платные парковки. Так что парковки на Сицилии, несмотря на неудобства с билетами, еще вполне себе дешевы, в среднем "по больнице".



Если вы решили посетить и посмотреть Сицилию, то без автомобильного транспорта тут не обойтись. Железные дороги соединяют далеко не все интересные места и города, а поезда ходят достаточно редко. Удобнее всего взять машину в прокат и объехать остров на ней. Однако у поездки на машине по Сицилии много важных особенностей.

// think-head.livejournal.com


Прокат .Начать стоит с выбора прокатной конторы, в интернете очень много отзывов о проблемах с этим действом. Южные итальянцы очень хитрые и любят чужие деньги, скорее всего на вас постараются заработать - включить разные опции в стоимость, повесить царапины и тому подобное. Этим грешат все итальянские конторы, которых не устраивают ваши жалкие 100 евро за аренду авто. Однако и крупные международные компании тоже оказываются не очень честны. Меня лично на 325 евро обманул Budget/Avis (в Италии эта одна контора). Несмотря на оплаченную аренду, мне навключали после сдачи машины всяких пунктов - другой класс авто, административные сборы, бензин и тд и тп. Пытаюсь вернуть деньги до сих пор, сам офис компании отказывается со мной общаться. А административные сборы за любые услуги там просто астрономические. А получив машину не забудьте проверить ее состояние, при дополнительном осмотре мы нашли около 10 царапин, вмятин и тд, можете не сомневаться, после сдачи авто их повесят на вас. Поэтому проверяйте внимательно что подписываете и не отказывайтесь от доп.страховки - сторонней компании или прокатной конторы, чтобы ездить спокойно, тем более на Сицилии все машины сильно поцарапаны и помяты, не поцарапаете вы, поцарапают вас.

// think-head.livejournal.com


Дороги . Дороги на Сицилии плохие. Говорят, что такое их состояние поддерживает сицилийская мафия, которая с этого хорошо имеет. Плохое состояние выражается в постоянных дырах на дорогая, ремонте отдельных участков, отсутствия в определенных местах осфальта и тд. Проехать можно, но с ветерком проехаться можно мало где. Особенно весело на магистралях, где можно ездить 130, а местные гоняют и под двести. Там полно участков-испытаний я подвески - дыры, ухабы, неровности. Относительно хорошие трассы между Поццало и Катанией, трасса от Катании до Палермо, от Катании до Мессины, Мессина-Палермо и Палермо-Трапани, то есть север острова, южнее середины (Трассы Катания-Палермо) все гораздо хуже. Предполагаемая скорость там по навигатору 50-70 км в час. Съезжаете с трассы и дальше может быть все, что угодно. Особенно сложно в темное время суток - дороги не освещаются совсем, светоотражатели есть не везде, многие туннели не освещаются, без дальнего света фар видимость на 10 метров вперед, я молчу про осевую разметку, указатели и ограничения, про них тут любят забывать.

// think-head.livejournal.com


// think-head.livejournal.com


Есть на Сицилии и платные участки дороги . Их два и по качеству полотна они нисколько не лучше бесплатных. Первый - трасса Катания - Мессина. Там в основном одни туннели, длинна участка около 150 км. Участок от Катании до Таормины (середина) стоит 2 евро, от Таормины до Мессины - еще 2 евро. А вот за проезд по трассе от Мессины до Палермо (185 км до соединения с трассой Катания-Палермо) вам придется отдать 10 евро и 10 центов. Советую Вам сделать небольшой крюк и ехать по бесплатной трассе Катания-Палермо, она получше даже будет.

Пользоваться ими просто. Подъезжая к платному участку, где расположены пропускные коридоры, старайтесь выбирать крайне левые проезды, а не те, где указан только Telepass - автоматическая система расчетов, которая есть только у местных. В вашем случае вам нужен проезд, где вы подъезжаете, нажимаете кнопку (или автомат сам выдает) и получаете талончик. На въезде на трассу такие кнопки должны быть во всех проёмах. А вот покидая платный участок дороги, вы выбираете проезды, где нарисованы деньги или кассир. То есть, в будке сидит живой человек, вы отдаете талон, вам высвечивается стоимость и вы платите. Вроде кроме кассиров есть еще и автоматы, принимающие кредитки, но, если вы заедите в проход, где только система Telepass и оплатить нельзя, то ждите штрафа. В целом, ничего сложного, перед въездом всегда есть место и время, чтобы подумать куда именно вам надо. Я предпочитаю иметь дело с живым человеком. Первый раз, когда я въехал на платную трассу, я не взял талончик...однако при оплате сказал откуда я еду и заплатил 2 евро без всякого талона.

// think-head.livejournal.com


Въезжая на платную трассу убедитесь, что вам ничего не надо - тут есть только телефоны для экстренной связи, здесь нет кафе, заправок, мастерских или чего-то еще, просто дорога и еще карманы.

Ориентирование . В целом, остров небольшой, дорог не так много, указатели, в основном есть. Можно ездить и без навигации и карт, но лучше сделать пару распечаток, следить по геолокации или использовать навигатор, как минимум, он подскажет кротчайший путь. Однако во всех трех случаях поплутать все же придется. А если вы едите в небольшой городок, развалины древнего города и что-то подобное, то маршрут надо прокладывать заранее, на мелкие объекты указатели только за пару километров.

// think-head.livejournal.com


Правила вождения . Дорожной полиции я на дорогах не видел. Камеры есть, они двух типов - нависают над дорогой и их видно из далека и несколько, которые направлены на вас с противоположной полосы. Работают они или нет - я не знаю. Местные носятся невзирая ни на какие ограничения, но в каких-то местах они ползут как черепахи. Скорость в городе 50, на обычных дорогах 90, на трассе 130. Но из-за плохого покрытия очень много ограничений, вплоть до 30 км в час. Если их все соблюдать, вы никуда не доедете. В остальном все понятно, особо знаками тут дорогу не перегружают.

Поведение на дороге . Местные не соблюдают правил вождения совсем - гоняют как хотят, поворотники не включают, могут ослеплять дальним светом, обгонять, подлезать, перестраиваться как хотят, не смотреть на вас перед поворотом, влезать куда-то. Особенно тут плохо с приоритетами, на многих дорогах их нет - кто кому должен уступить - непонятно. Вас пропускать не будут. Кто первый влез на дорогу, тот и прав. На трассе еще не так страшно, а в городе сложно, будьте очень внимательны. Особенно следите за мопедами, они едут как хотят и на любой свет (автомобилисты тоже не всегда смотрят), вылезти могут с любой стороны.

Вдоль трассы . Заправок вдоль дорог тут почти нет, в основном они стоят на съездах или в населенных пунктах. Будьте внимательны и следите за уровнем топлива. Кафе и магазинчики тоже редки, только если вы не едете через город (явно не магистраль). Так же на дороге вы едва ли найдете шиномонтаж или сервис..я на Сицилии пробил колесо и 4 дня ездил с временным, шиномонтаж нашел только в Мессине в центре города, на дороге их нет и это очень странно.

// think-head.livejournal.com


Безопасность . На каждом углу вас предупредят, что оставлять что-то в машине - хоть шляпу, хоть пустой пакет - нельзя, велика вероятность, что в машину залезут. Есть улицы и районы где вероятность ограбления равна почти 100%. В прокатной конторе, например, я увидел список таких улиц. Местные жители тоже советуют ничего не оставлять. Если паркуетесь, то выбирайте людные и освещенные места.

Заправки . Заправок достаточно много, но они обычно в населенных пунктах или при въезде, на трассах их почти нет - хозяевам просто неудобно туда ездить, с учетом, что большинство - частные. Ходят слухи, что и тут вас могут обмануть, недолить, обсчитать...особенно вблизи аэропорта, где сдают авто. Я, вроде, не сталкивался. Заправиться можно дизелем и бензином 95, дизель может быть двух категорий, премиум дизель стоит как бензин. Интересная особенность итальянских заправок, тут можно заправляться самостоятельно. Далеко не везде есть сотрудники, а вечером и в выходные там точно никого нет. Значит, заправляетесь сами. Подъезжаете к нужной колонке, где указан self-service, находите рядом автомат, туда вставляете карточку или купюры - 5/10/20/50, затем нажимаете на номер колонки и потом только идете вставлять шланг с нужным топливом. Тут важно не перепутать порядок! Если вы сначала вставить шланг, а потом оплатите, то автомат съест ваши деньги и выдаст чек. Чек на предъявителя на колонке, если сотрудник есть, отдаете ему, получаете деньги, если никого нет...ну, вы сами поняли. Я знал об этом и на последней заправке меня отвлекли и я нажал не ту кнопку, а потом взял пистолет. Автомат выдал чек на 20 евро и получить деньги на этой заправке я уже не мог. Помогли в гостинице, там хозяин взял чек и отдал деньги. Ну, мы договорились, но это было единственный шанс.

Так же бывают случаи, что как только вы отходите от автомата, к нему подъезжают, делают отмену, берут чек и уезжают. В остальном все просто, после того, как вы вставите шланг и нажмете собачку, пойдет топливо ровно на внесенную сумму. Если сразу после оплаты нажать кнопку чека, то после заправки вам выдадут чек со стоимость бензина. Можно заправиться и у человека, если он есть, но обычно в таком случае литр стоит от 12 до 25 центов дороже, а это от 10 до 40% от общей стоимости. Но такое есть не везде и лучше все делать самому, так и никто не обманет. А вот как сделать полный бак, оплачивая самому - я не знаю...если у вас место на 5 литров, а вы оплатили 10, то либо у вас начнет выливаться топливо, либо вам выдадут чек с неизрасходованным количеством, поле того, как бак заполнится. Будьте внимательны, возвращая авто вечером или в выходные, найти заправку с заправщиком будет сложно, мне в такой ситуации пришлось мудрить - набрать бумажек по 5 евро и заправляться так, чтобы перед офисом сдачи авто у меня показывало полный бак. Возможно, кредиткой можно оплачивать более избирательно, но определить сколько тебе надо литров до полного бака самостоятельно сложно.

// think-head.livejournal.com


Парковка . С парковкой в Италии и на Сицилии сложно, здесь на каждой улице либо можно парковаться, либо нельзя. Если можно, то обычно платно. Улочки узкие, места мало, а местных и так много автомобилей. В сезон тут совсем плохо, в другое время полегче. Ориентируйтесь по знакам, если на улице стоит знак парковки, то под ним указаны условия и стоимость, если есть. Обычно стоят ограничения по времени и по дням недели, например, в выходные бесплатно. Но встречаются парковки и только для резидентов. Платные места обычно отмечают синей краской, белые - бесплатные. Желтые - для инвалидов. Если вы встали на платную парковку, то ищите паркомат, где оплачиваете нужное количество часов. В среднем парковка стоит от 60 центов до 1 евро в час. Затем чек кладете под лобовое стекло, чтобы было видно проверяющему.

Однако обычно вокруг много парковок и бесплатных - у торговых центров, магазинов, на площадях, вдоль обычных улиц и проспектов. Днем на временную остановку проблем точно нет, вечером уже надо смотреть, старайтесь выбирать гостиницы с частными парковками. Если вы не уверены, платная это парковка или нет, посмотрите под стекло у соседних припаркованных машин, есть квиточек - платная - нет - бесплатная. Иногда на бесплатных парковках парковаться можно только на пару часов, под знаком специальный значок. Который совпадает с картонными часами у вас под стеклом (есть на всех арендуемых авто). На часах под стеклом вы выставляете время приезда и возвращаетесь, соответственно, не позже требуемого времени (через 2 часа, например) или просто меняете время, проходя мимо.

// think-head.livejournal.com


Под запрещающими знаками остановиться на полчаса-час можно без проблем, так и делают и местные, но на сутки машину тут, конечно, не оставишь. Однако парковщиков или эвакуаторов я на Сицилии не видел.

Да, и при выборы машины в прокате лучше Хаммер не брать - поставить его будет сильно сложнее. Выбирайте лучше итальянские малометражки.

Еще раз напоминаю, что в машине нельзя ничего оставлять, я, правда, оставлял чемодан, но делал это днем и в приличных местах, просто в багажник он не влезал уже.

// think-head.livejournal.com


В крупных городах на бесплатных парковках орудуют помощники, итальянцы или мигранты, которые оказывают непонятные услуги...обычно услуга заключается в том, что он машет тебе рукой, типа здесь свободно, заезжай...все. Они не будет машину охранять, следить, помогать выезжать или что-то еще, при мне машина выезжала и прилично задела другой автомобиль, этот стоял рядом и вообще не реагировал. За услуги они хотят денег..говорят, что одного евро достаточно, но я слышал, как они и 5 просили. Я на таких парковках парковался редко и денег не давал. Вообще неприятно, проезжаешь мимо, а какой-то чумичка тебе машет. А когда уезжаешь, он бежит к тебе, трясет деньгами, всем видом показывает, что ему надо заплатить. Правда, они держат парковки постоянно и не должны вредить авто в случае неуплаты, а чтобы платили, я особо не видел.

// think-head.livejournal.com


Вдалеке стоят двое африканцев, они держат эту парковку на набережной Палермо

Зона ZTL (Zona Traffico Limitato). Это головная боль Италии и куча нервов и испорченного настроения. В Италии и на Сицилии города обеспечивают свое место для транспорта тем, что запрещают нерезидентам въезжать в определенные части города. Подъезжаешь ты к центру - "бац", впереди знак и камера. Где-то этой зоны нет, где-то зона только у собора, а где-то полгорода в ней. Заехал и получи штраф от 40 до 120 евро. В интернете карты этой зоны есть только на крупные города и то не на все. Под знаками обычно висят условия проезда, иногда нерезидент может въехать рано утром или поздно вечером, но обычно лучше с этим не сталкиваться и объезжать центр города, чтобы навигатор не говорил. Иногда, если вы живете в центре в крупной гостинице, то администрация может направить в полицию бумагу и штраф не возьмут, но не всем это охота делать и не все гостиницы имеют на это право, лучше не связываться, я считаю.

// think-head.livejournal.com


Иногда я рассматривал вариант, чтобы при въезде скрывать задние номера бумажкой или тряпочкой, тоже самое при выезде, но это крайний случай, поймают..берегитесь! Сам я таких махинаций не видел.

Небольшое послабление с зоной есть вне сезона, как утверждают местные жители, зимой, а я ездил в январе, система не работает...в итоге я один раз въехал в зону. В Интернете рассказывают, что часто въезд в зону находится на узкой улице, откуда потом не ведешь и проехать можно только вперед, я с таким не сталкивался. Знаки висят очевидно, часто предупреждают и в основном в самом центре.

Если через город проходит трасса, пускай и мимо собора - то не проблема, зон там не будет. Однако лучше не искушать и в самый центр не ехать, оставлять машину на окраине городка или в пределах центра. Да, надо будет пройтись, но так спокойнее.

// think-head.livejournal.com


На Сицилии в основных городах с зоной следующая ситуация. В Катании ZTL только вокруг собора и на паре соседних улиц. Попасть в нее сложно. В Таормине весь город в зоне, как добраться в город на горе без машины - я не знаю. Ну, не потащите же вы чемодан пару километров вверх. Именно тут я заехал, хотя кучу времени потратил на выяснения, ходьбу и тд, альтернативных путей нет. В Мессине на основных улицах без проблем. В Палермо зона есть только в старом городе, паркуйтесь сразу после въезда в центр - 2 км вокруг собора, но самые оживленные улицы не содержат ограничений, только небольшие улочки, подъезды к домам. В Монреале въехать в центр не получится. В Рагузе машину надо оставить на кольцевой вокруг Старого (нижнего) города, но там все очевидно. В Сиракузах смело въезжайте на остров Ортига, где Старый город, только самые центр острова закрыт, основные дороги с множеством бесплатных парковок свободны для проезда. В итоге, если быть внимательным, проблем быть не должно.

Надеюсь, что этот мой подробный рассказ поможет без проблем посетить Сицилию и объехать все, что нужно.

// think-head.livejournal.com


think_head
01/02/2016 11:00



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

. Стоимость проезда по платным дорогам в 2019 году

Если Вы собрались в автопутешествие в Италию, то узнать где получить визу, типы дорог и достопримечательности,

В Италии самая старая система дорожных сборов на 80 магистралях.
Все указатели в сторону платных автострад выполнены белыми буквами на зеленом фоне.

Любая платная автострада обязательно дублируется бесплатной дорогой более низкого уровня (белые буквы на синем фоне). Скорость там ограничена до 60 км/ч., а в населенных пунктах - до 50 км/ч.

Суммы сборов рассчитываются 2-мя способами:

1).-«закрытая» система применяется на большинстве автобанов – величина сбора зависит от километража. За 100 км с машины берут по 5 Euro. Отдельно рассчитывается цена для мотоциклов и автодомов.

Система расчета за проезд по автобану примерно такая же, как в остальной Европе. При въезде на трассу установлены специальные ворота с автоматами, которые выдадут талон с указанием места и времени въезда. Для разных видов транспорта предусмотрены свои пропускные пункты, над которыми имеются соответствующие указатели. Кроме того, там же отражена информация, где можно воспользоваться кредитными картами, дорожными чеками, наличными, а где пропускают автомашины, оборудованные системой Telepass (электронным считывающим расчетным устройством). Жаль, что автомобили, взятые напрокат, не снабжены подобным счетчиком, т.к. он очень экономит время при въезде, о главное, при съезде с автотрассы.

При расчете имеют значение: километраж, расценки данной дороги и тип транспортного средство. Оценка стоимости проезда зависит от нескольких факторов: количество осей (2/ 3/ 4/ 5 и более) и длины транс портного средства (менее/бо лее 1,3 м). Временной фактор на стоимость проезда не влияет. При выезде с трассы произво дится расчет. Этим занимаются служащие, которые проводят ваш талон, полученный при въезде, через свою электрон ную систему, после чего на таб ло перед автомобилем загора ется искомая сумма. Расплатив шись и получив сдачу, вы сможе те продолжить путь, т.к. шлагба ум откроется автоматически. Неоплата за проезд по автомобильной дороге в Италии карается строго. В соответствии с местными Правилами дорожного движения за такое нарушение на виновного налагается внушительный штраф, минимальный размер которого составляет €300. Поэтому до конца поездки обязательно сохраняйте квитанцию об оплате.

2).-«Открытая» система – это когда у портала на въезде на платную дорогу платится единый сбор – практикуется на следующих участках: Como-Milano, Varese-Milano, Torino-Bardonecchia, Morgex-Aosta,Roma-Civitavecchia, Napoli-Salerno, Messina-Furiano und Cefalù-Buonfornello. Южнее Неаполя и на Сицилии есть несколько бесплатных участков. При выезде с автобана необходимо проявить внимательность: есть турникеты, которые принимают только кредитные карточки и турникеты, реагирующие на специальный пейджер. Старайтесь не потерять чек, полученный на выезде!
Лучше выбирать ворота, на которых изображены монетки: около 200 километров можно сэкономить, проехав проселками. На более длительное расстояние «петляние» очень утомительно. Лучше не пожалеть 6 евро.

Отрывок из этого отчета:

«Проехав итальянскую границу, въехали на платную итальянскую автостраду. Из отчетов мы знали, что нельзя проезжать через ворота под буквой Т(телепас) ввиду отсутствия последнего, ну тут Т были на всех воротах! В последний момент поняли, что можно ехать во все ворота, так как кроме «Т» были нарисованы деньги.

Когда за впереди идущей машиной закрылся шлагбаум, загорается зеленый свет, нужно подъехать к автомату и забрать билет (Biglette), который нельзя терять - он понадобиться при выезде c автострады. Пишу так подробно потому, что самим пришлось немного понервничать, хотя до этого и читали о платных дорогах Италии. После въезда на автостраду началась многокилометровая пробка - точнее очень плотное движение со скоростью 20-50 км в час.

Примерно через 200 км мы съехали с автострады. Здесь волноваться не пришлось, так как оплату принимал человек. Он забрал билет что - то сказал, мы не поняли, показали несколько купюр по 5 евро он взял нужное количество, дал сдачу-и мы уехали. „

Так выглядит пункт оплаты автомагистрали в Италии:

Если Вы являетесь обладателем электронной карты телепасс, то въезжайте в полосу, обозначенную данным знаком:

Безналичная оплата сборов возможна кредитками и карточками VIA и TELEPASS которые по цене 25,25 и 50,50,75 Euro продаются в пунктах оплаты дорожных сборов и на стоянках для отдыха на трассе, в газетных киосках, на автозаправочных станциях, в банках. Действие карточки VIA ограничено по времени и её можно передавать . Не на всех пунктах имеется возможность расплатиться кредиткой.
Для получения информации о Viacard и Telepass: телефон 800-269269

Если Вы планируете произвести оплату наличными через кассира , то въезжайте в полосу, обозначенную данным знаком:

Данный знак означает, что оплата производится за наличный расчет через автоматические кассы самообслуживания .

Этот знак так же показывает, что помимо наличных денег можно заплатить Viacard, кредитной карты и Bancomat.

Цены на проезд по автомагистралям в 2019 году выросли на 5% по сравнению с 2013 годом. Цены указаны в евро.



Цены за проезд мостов и туннелей в Италии :

В Италии также существует разветвленная сеть «бесплатных» дорог .

Максимальный лимит скорости на автобанах Италии составляет 130 километров в час.

Важная информация :

Фактически, начиная с 11-го ноября и до 15 апреля нужно обязательно переходить на зимние шины или иметь цепи в салоне автомобиля!

Посмотреть таблицу, в каких странах разрешены зимние шины можно

А про шипованные шины в Европе


Для этого нажмите на знак видеокамеры.

Здесь можно узнать про цены на проезд по платным дорогам во всей Европе , кликните на карте на интересующую Вас страну и в таблице будут представлены цены на проезд.

Сегодня в Европе по меньшей мере 28 стран, в которых есть платные дороги:

Если вы решили посетить и посмотреть Сицилию, то без автомобильного транспорта тут не обойтись. Железные дороги соединяют далеко не все интересные места и города, а поезда ходят достаточно редко. Удобнее всего взять машину в прокат и объехать остров на ней. Однако у поездки на машине по Сицилии много важных особенностей.

Прокат .Начать стоит с выбора прокатной конторы, в интернете очень много отзывов о проблемах с этим действом. Южные итальянцы очень хитрые и любят чужие деньги, скорее всего на вас постараются заработать - включить разные опции в стоимость, повесить царапины и тому подобное. Этим грешат все итальянские конторы, которых не устраивают ваши жалкие 100 евро за аренду авто. Однако и крупные международные компании тоже оказываются не очень честны. Меня лично на 325 евро обманул Budget/Avis (в Италии эта одна контора). Несмотря на оплаченную аренду, мне навключали после сдачи машины всяких пунктов - другой класс авто, административные сборы, бензин и тд и тп. Пытаюсь вернуть деньги до сих пор, сам офис компании отказывается со мной общаться. А административные сборы за любые услуги там просто астрономические.

Получив машину не забудьте проверить ее состояние, при дополнительном осмотре мы нашли около 10 царапин, вмятин и тд, можете не сомневаться, после сдачи авто их повесят на вас. Поэтому проверяйте внимательно что подписываете и не отказывайтесь от доп.страховки - сторонней компании или прокатной конторы, чтобы ездить спокойно, тем более на Сицилии все машины сильно поцарапаны и помяты, не поцарапаете вы, поцарапают вас.

Дороги . Дороги на Сицилии плохие. Говорят, что такое их состояние поддерживает сицилийская мафия, которая с этого хорошо имеет. Плохое состояние выражается в постоянных дырах на дорогая, ремонте отдельных участков, отсутствия в определенных местах осфальта и тд. Проехать можно, но с ветерком проехаться можно мало где. Особенно весело на магистралях, где можно ездить 130, а местные гоняют и под двести. Там полно участков-испытаний для подвески - дыры, ухабы, неровности. Относительно хорошие трассы между Поццало и Катанией, трасса от Катании до Палермо, от Катании до Мессины, Мессина-Палермо и Палермо-Трапани, то есть север острова, южнее середины (Трассы Катания-Палермо) все гораздо хуже. Предполагаемая скорость там по навигатору 50-70 км в час. Съезжаете с трассы и дальше может быть все, что угодно. Особенно сложно в темное время суток - дороги не освещаются совсем, светоотражатели есть не везде, многие туннели не освещаются, без дальнего света фар видимость на 10 метров вперед, я молчу про осевую разметку, указатели и ограничения, про них тут любят забывать.

Есть на Сицилии и платные участки дороги . Их два и по качеству полотна они нисколько не лучше бесплатных. Первый - трасса Катания - Мессина. Там в основном одни туннели, длинна участка около 150 км. Участок от Катании до Таормины (середина) стоит 2 евро, от Таормины до Мессины - еще 2 евро. А вот за проезд по трассе от Мессины до Палермо (185 км до соединения с трассой Катания-Палермо) вам придется отдать 10 евро и 10 центов. Советую Вам сделать небольшой крюк и ехать по бесплатной трассе Катания-Палермо, она получше даже будет.
Пользоваться ими просто. Подъезжая к платному участку, где расположены пропускные коридоры, старайтесь выбирать крайне левые проезды, а не те, где указан только Telepass - автоматическая система расчетов, которая есть только у местных. В вашем случае вам нужен проезд, где вы подъезжаете, нажимаете кнопку (или автомат сам выдает) и получаете талончик. На въезде на трассу такие кнопки должны быть во всех проёмах. А вот покидая платный участок дороги, вы выбираете проезды, где нарисованы деньги или кассир. То есть, в будке сидит живой человек, вы отдаете талон, вам высвечивается стоимость и вы платите. Вроде кроме кассиров есть еще и автоматы, принимающие кредитки, но, если вы заедите в проход, где только система Telepass и оплатить нельзя, то ждите штрафа. В целом, ничего сложного, перед въездом всегда есть место и время, чтобы подумать куда именно вам надо. Я предпочитаю иметь дело с живым человеком. Первый раз, когда я въехал на платную трассу, я не взял талончик…однако при оплате сказал откуда я еду и заплатил 2 евро без всякого талона.

Въезжая на платную трассу убедитесь, что вам ничего не надо - тут есть только телефоны для экстренной связи, здесь нет кафе, заправок, мастерских или чего-то еще, просто дорога и еще карманы.

Ориентирование . В целом, остров небольшой, дорог не так много, указатели, в основном есть. Можно ездить и без навигации и карт, но лучше сделать пару распечаток, следить по геолокации или использовать навигатор, как минимум, он подскажет кротчайший путь. Однако во всех трех случаях поплутать все же придется. А если вы едите в небольшой городок, развалины древнего города и что-то подобное, то маршрут надо прокладывать заранее, на мелкие объекты указатели только за пару километров.



Дорога до Сегесты

Правила вождения . Дорожной полиции я на дорогах не видел. Камеры есть, они двух типов - нависают над дорогой и их видно из далека и несколько, которые направлены на вас с противоположной полосы. Работают они или нет - я не знаю. Местные носятся невзирая ни на какие ограничения, но в каких-то местах они ползут как черепахи. Скорость в городе 50, на обычных дорогах 90, на трассе 130. Но из-за плохого покрытия очень много ограничений, вплоть до 30 км в час. Если их все соблюдать, вы никуда не доедете. В остальном все понятно, особо знаками тут дорогу не перегружают.

Поведение на дороге . Местные не соблюдают правил вождения совсем - гоняют как хотят, поворотники не включают, могут ослеплять дальним светом, обгонять, подлезать, перестраиваться как хотят, не смотреть на вас перед поворотом, влезать куда-то. Особенно тут плохо с приоритетами, на многих дорогах их нет - кто кому должен уступить - непонятно. Вас пропускать не будут. Кто первый влез на дорогу, тот и прав. На трассе еще не так страшно, а в городе сложно, будьте очень внимательны. Особенно следите за мопедами, они едут как хотят и на любой свет (автомобилисты тоже не всегда смотрят), вылезти могут с любой стороны.

Вдоль трассы . Заправок вдоль дорог тут почти нет, в основном они стоят на съездах или в населенных пунктах. Будьте внимательны и следите за уровнем топлива. Кафе и магазинчики тоже редки, только если вы не едете через город (явно не магистраль). Так же на дороге вы едва ли найдете шиномонтаж или сервис..я на Сицилии пробил колесо и 4 дня ездил с временным, шиномонтаж нашел только в Мессине в центре города, на дороге их нет и это очень странно.


Машина с временным колесом

Безопасность . На каждом углу вас предупредят, что оставлять что-то в машине - хоть шляпу, хоть пустой пакет - нельзя, велика вероятность, что в машину залезут. Есть улицы и районы где вероятность ограбления равна почти 100%. В прокатной конторе, например, я увидел список таких улиц. Местные жители тоже советуют ничего не оставлять. Если паркуетесь, то выбирайте людные и освещенные места.

Заправки. Заправок достаточно много, но они обычно в населенных пунктах или при въезде, на трассах их почти нет - хозяевам просто неудобно туда ездить, с учетом, что большинство - частные. Ходят слухи, что и тут вас могут обмануть, недолить, обсчитать…особенно вблизи аэропорта, где сдают авто. Я, вроде, не сталкивался. Заправиться можно дизелем и бензином 95, дизель может быть двух категорий, премиум дизель стоит как бензин. Интересная особенность итальянских заправок, тут можно заправляться самостоятельно. Далеко не везде есть сотрудники, а вечером и в выходные там точно никого нет. Значит, заправляетесь сами. Подъезжаете к нужной колонке, где указан self-service, находите рядом автомат, туда вставляете карточку или купюры - 5/10/20/50, затем нажимаете на номер колонки и потом только(!) идете вставлять шланг с нужным топливом. Тут важно не перепутать порядок! Если вы сначала вставить шланг, а потом оплатите, то автомат съест ваши деньги и выдаст чек. Чек на предъявителя на колонке, если сотрудник есть, отдаете ему, получаете деньги, если никого нет…ну, вы сами поняли. Я знал об этом, но на последней заправке меня отвлекли и я нажал не ту кнопку, а потом взял пистолет. Автомат выдал чек на 20 евро и получить деньги на этой заправке я уже не мог. Помогли в гостинице, там хозяин взял чек и отдал деньги. Ну, мы договорились, но это было единственный шанс.

Так же бывают случаи, что как только вы отходите от автомата, к нему подъезжают, делают отмену, берут чек и уезжают. В остальном все просто, после того, как вы вставите шланг и нажмете собачку, пойдет топливо ровно на внесенную сумму. Если сразу после оплаты нажать кнопку чека, то после заправки вам выдадут чек со стоимость бензина. Можно заправиться и у человека, если он есть, но обычно в таком случае литр стоит от 12 до 25 центов дороже, а это от 10 до 40% от общей стоимости. Но такое есть не везде и лучше все делать самому, так и никто не обманет. А вот как сделать полный бак, оплачивая самому - я не знаю...если у вас место на 5 литров, а вы оплатили 10, то либо у вас начнет выливаться топливо, либо вам выдадут чек с неизрасходованным количеством, поле того, как бак заполнится. Будьте внимательны, возвращая авто вечером или в выходные, найти заправку с заправщиком будет сложно, мне в такой ситуации пришлось мудрить - набрать бумажек по 5 евро и заправляться так, чтобы перед офисом сдачи авто у меня показывало полный бак. Возможно, кредиткой можно оплачивать более избирательно, но определить сколько тебе надо литров до полного бака самостоятельно сложно.

Парковка . С парковкой в Италии и на Сицилии сложно, здесь на каждой улице либо можно парковаться, либо нельзя. Если можно, то обычно платно. Улочки узкие, места мало, а местных и так много автомобилей. В сезон тут совсем плохо, в другое время полегче. Ориентируйтесь по знакам, если на улице стоит знак парковки, то под ним указаны условия и стоимость.Обычно стоят ограничения по времени и по дням недели, например, в выходные бесплатно. Но встречаются парковки и только для резидентов. Платные места обычно отмечают синей краской, белые - бесплатные. Желтые - для инвалидов. Если вы встали на платную парковку, то ищите паркомат, где оплачиваете нужное количество часов. В среднем парковка стоит от 60 центов до 1 евро в час. Затем чек кладете под лобовое стекло, чтобы было видно проверяющему.

Однако обычно вокруг много парковок и бесплатных - у торговых центров, магазинов, на площадях, вдоль обычных улиц и проспектов. Днем на временную остановку проблем точно нет, вечером уже надо смотреть, старайтесь выбирать гостиницы с частными парковками. Если вы не уверены, платная это парковка или нет, посмотрите под стекло у соседних припаркованных машин, есть квиточек - платная, нет - бесплатная.
Иногда на бесплатных парковках парковаться можно только на пару часов, под знаком специальный значок, который совпадает с картонными часами у вас под стеклом (есть на всех арендуемых авто). На часах под стеклом вы выставляете время приезда и возвращаетесь, соответственно, не позже требуемого времени (через 2 часа, например) или просто меняете время, проходя мимо.

Под запрещающими знаками остановиться на полчаса-час можно без проблем, так и делают и местные, но на сутки машину тут, конечно, не оставишь. Однако парковщиков или эвакуаторов я на Сицилии не видел.

Да, и при выборе машины в прокате лучше Хаммер не брать - поставить его будет сильно сложнее. Выбирайте лучше итальянские малолитражки.

Еще раз напоминаю, что в машине нельзя ничего оставлять, я, правда, оставлял чемодан, но делал это днем и в приличных местах, просто в багажник он не влезал уже.

В крупных городах на бесплатных парковках орудуют помощники, итальянцы или мигранты, которые оказывают непонятные услуги…обычно услуга заключается в том, что он машет тебе рукой, типа здесь свободно, заезжай…все. Они не будет машину охранять, следить, помогать выезжать или что-то еще, при мне машина выезжала и прилично задела другой автомобиль, этот стоял рядом и вообще не реагировал. За услуги они хотят денег..говорят, что одного евро достаточно, но я слышал, как они и 5 просили. Я на таких парковках парковался редко и денег не давал. Вообще неприятно, проезжаешь мимо, а какой-то чумичка тебе машет. А когда уезжаешь, он бежит к тебе, трясет деньгами, всем видом показывает, что ему надо заплатить. Правда, они держат парковки постоянно и не должны вредить авто в случае неуплаты, а чтобы платили, я особо не видел.


Вдалеке стоят двое африканцев, они держат эту парковку на набережной Палермо

Зона ZTL (Zona Traffico Limitato). Это головная боль Италии и куча нервов и испорченного настроения. В Италии и на Сицилии города обеспечивают свое место для транспорта тем, что запрещают нерезидентам въезжать в определенные части города. Подъезжаешь ты к центру - «бац», впереди знак и камера. Где-то этой зоны нет, где-то зона только у собора, а где-то полгорода в ней. Заехал и получи штраф от 40 до 120 евро. В интернете карты этой зоны есть только на крупные города и то не на все. Под знаками обычно висят условия проезда, иногда нерезидент может въехать рано утром или поздно вечером, но обычно лучше с этим не сталкиваться и объезжать центр города, чтобы навигатор не говорил. Иногда, если вы живете в центре в крупной гостинице, то администрация может направить в полицию бумагу и штраф не возьмут, но не всем это охота делать и не все гостиницы имеют на это право, лучше не связываться, я считаю.

Иногда я рассматривал вариант, чтобы при въезде скрывать задние номера бумажкой или тряпочкой, тоже самое при выезде, но это крайний случай, поймают..берегитесь! Сам я таких махинаций не видел.

Небольшое послабление с зоной есть вне сезона, как утверждают местные жители, зимой, а я ездил в январе, система не работает…в итоге я один раз въехал в зону. В Интернете рассказывают, что часто въезд в зону находится на узкой улице, откуда потом не ведешь и проехать можно только вперед, я с таким не сталкивался. Знаки висят очевидно, часто предупреждают и в основном в самом центре.

Если через город проходит трасса, пускай и мимо собора - то не проблема, зон там не будет. Однако лучше не искушать и в самый центр не ехать, оставлять машину на окраине городка или в пределах центра. Да, надо будет пройтись, но так спокойнее.


С 10 до 7 заезжать неместным нельзя

На Сицилии в основных городах с зоной следующая ситуация. В Катании ZTL только вокруг собора и на паре соседних улиц. Попасть в нее сложно. В Таормине весь город в зоне, как добраться в город на горе без машины - я не знаю. Ну, не потащите же вы чемодан пару километров вверх. Именно тут я заехал, хотя кучу времени потратил на выяснения, ходьбу и тд, альтернативных путей нет (я не нашел). В Мессине на основных улицах без проблем. В Палермо зона есть только в старом городе, паркуйтесь сразу после въезда в центр - 2 км вокруг собора, но самые оживленные улицы не содержат ограничений, только небольшие улочки, подъезды к домам. В Монреале въехать в центр не получится. В Рагузе машину надо оставить на кольцевой вокруг Старого (нижнего) города, но там все очевидно. В Сиракузах смело въезжайте на остров Ортига, где Старый город, только самые центр острова закрыт, основные дороги с множеством бесплатных парковок свободны для проезда. В итоге, если быть внимательным, проблем быть не должно.

Надеюсь, что этот мой подробный рассказ поможет без проблем посетить Сицилию и объехать все, что нужно.

Сицилия относится к крупнейшим островам Средиземноморья. Она находится в непосредственной близости от Аппенниского полуострова и отделяется от него каналом «Стретто-ди-Мессина», ширина которого 3км. Остров омывается водами трех морей – Средиземным, Тирренейским и Ионическим и состоит из множества мелких островков вокруг. В античные времена Сицилия называлась по-другому – «Тринакрией» (в переводе с греч. — три мыса).

Визовый режим

Прежде всего, перед поездкой нужно получить визу. Для этого определяемся, какая именно виза нам необходима. Так как остров Сицилия находится во владении Италии, то и виза, следовательно, нам нужна итальянская. Ну, а так как Италия входит в зону шенгенского соглашения, то и виза, соответственно, будет шенгенская. Такое положение вещей хорошо в том плане, что по всей территории Евросоюза, вы сможете беспрепятственно перемещаться и не очень хорошо в том, что получение шенгенской визы более затруднительно, так как требования к пакету документов более жесткие. На острове Сицилия Италия не станет прямо в аэропорту штамповать вам визу, как это делается, к примеру, в том же Египте. Так что озаботьтесь получением визы заранее, обратившись в один из визовых центров Италии, находящийся на территории РФ.

Как добраться

Так как Сицилия – это остров, то, прежде всего, встает вопрос – как туда добраться? Существует несколько вариантов, но самый целесообразный – это комбинированный перелет на воздушном судне: Alitalia или «Аэрофлот» доставят вас до Рима, Милана или Венеции, откуда можно пересесть на рейсы внутренних авиакомпаний в Катанью или Палермо. В летний сезон даже организуют специальные чартерные рейсы в эти города Сицилии.

Конечно, многие наши читатели любят путешествовать на своих «железных» братьях и некоторые туристы даже приезжают на своих авто из России, Украины или Прибалтики. Но, прежде чем бездумно усесться за руль машины, рассчитайте расходы такого путешествия на авто, так как в итоге оно окажется «золотым». Стоимость бензина в Италии чуть ли не 2 евро за 1 литр, дизельного топлива – 1,7 – 1,8 евро за литр. Причем дороги в большинстве своем платные. На Сицилии пока бесплатная автострада Катания-Сиракуза-Розолини и суперстрады (локальные трассы). Автомагистраль Таормина-Мессина-Палермо платная. По бюджету такое автопробег окажется просто «космическим», поэтому гораздо удобнее прилететь на остров и здесь уже арендовать автомобиль.

Как арендовать машину

Эту главу мы посвятим всем тонкостям аренды авто на Сицилии: стоимость, страховка, необходимые документы.

Если вы взглянете на карту мира, то Сицилия предстанет вашему взгляду, как небольшой треугольничек, который пинает большой сапог (Италия). Однако чтобы хоть более-менее исследовать такой «треугольный снаряд», посмотреть на все его архитектурные и природные достопримечательности, а также прогуляться по его пляжам, то вам с большой натяжкой хватит двух недель. И тут уж без автомобиля вам не обойтись.

Лучше всего, конечно, воспользоваться услугой аренды авто и забронировать ее онлайн заранее. Процесс заказа чрезвычайно прост и займет у вас всего лишь несколько минут. Вам нужно лишь на сайте выбрать подходящее авто и опции заказа, затем заполнить специальную форму для брони, после чего вам на почту придет ваучер, который нужно будет предъявить в выбранном офисе прокатной фирмы на Сицилии. В обязательном порядке вам нужно сверить документы, которые выдадут в офисе, с данными, указанными на ваучере – они должны полностью соответствовать друг другу.

Подавляющее большинство прокатных фирм работает только с классическими кредитными картами и наличные деньги не принимает.

Будьте внимательны при заключении договора аренды, внимательно читайте условия проката, тщательно проверяйте корпус авто на наличие сколов и трещин, заострите внимание на колеса и стекла, и проверьте, включены ли обнаруженные повреждения в заключаемый контракт.

Можно также арендовать машину и по прилету на остров сразу в аэропорту или в любом городском ренткаре. Однако не прогадайте, в разгар сезона услуга автопроката пользуется высоким спросом, так что вы можете остаться «без колес».

Необходимые документы

Чтобы арендовать машину в прокатных конторах Сицилии вам понадобится заграничный паспорт, кредитная карта и водительское удостоверение. Большинству сицилийских ренткаров достаточно стандартных российских прав, так как Италия ратифицировала договор о дорожном движении Венской конвенции. Однако желательно еще иметь при себе и международные водительские права. К водителю имеется ряд требований: возраст не менее 21 года (аренда дорогостоящих авто полагается только лицам старше 25 лет) и водительский стаж больше 1 года (аренда машин представительского класса возможна лишь по достижении пятилетнего стажа вождения).

В среднем цена проката авто в сутки начинается от 30 евро и зависит от выбранной модели автомобиля, а также от срока аренды и сезона. Гораздо выгоднее арендовать машину на долгий срок, к примеру, от недели. Чтобы еще больше сэкономить, можно поискать в интернете актуальные коды скидок CDP.

Стоимость топлива и заправки

Имейте в виду, что большинство заправок на Сицилии закрывается в 19.00, также они не функционируют во время традиционной сиесты. Так что, если вы планируете протяженный маршрут, то учитывайте, что круглосуточную заправочную станцию вы можете встретить разве что на автостраде. Если вы заметили указатель self-service, то это говорит вам о том, что вы можете осуществить заправку своими силами.

На Сицилии вы можете заправиться 98-м и 95-м бензином, а также дизельным топливом. Кроме этого, на острове вы можете встретить газовую заправку. Цена за литр 95 бензина составляет 1,8 евро; литр 98 бензина стоит 1,9 евро. Дизель вы купите по цене 1,7 евро за литр.

ПДД Сицилии

ПДД Сицилии не сильно отличается от наших законов, но в отличие от России, их всегда соблюдают. Пытаться договориться с блюстителями порядка заранее провальная идея и грозит вам большими неприятностями. Поэтому, мы вам настоятельно советуем соблюдать правила, корректно вести себя с коллегами-автомобилистами и исправно лучше оплачивайте штрафы, если таковые будут. Дорожные указатели также совпадают с нашими и очень информативны, так что заблудиться практически нереально.

Скоростные ограничения следующие: город – 50 км/ч, вне населенного пункта – 90 км/ч, автодорога – 110 км/ч и автотрасса – 130 км/ч.

На территории Сицилии нужно использовать фары ближнего света в дневное время суток – автотранспорту за границами населенных пунктов, мототранспорту везде. Запрещено вести переговоры по мобильному телефону без специального устройства hands free. Запрещен въезд в зоны, где ограничено движение без специального разрешения. Чаще всего въезд запрещен по будням в рабочие часы. Если в таковой зоне находится ваш отель, то смело можете проезжать, но не забывайте сообщать на ресепшене данные вашего авто.

Штрафы

Может вам это и покажется странным, но даже на исторической родине мафии требуется соблюдение правил дорожного движения. Ведь нарушителей ПДД и здесь наказывают, причем очень строго. Если вы любите прокатиться с ветерком, готовьтесь раскошелиться на 500-3000 евро. Тем, кто постоянно торопится и поэтому проезжает на красный сигнал светофора, светит штраф в размере 160-640 евро. А минимальный штраф за обгон в неположенном месте составит 160 евро. Также не забывайте про использование ремней безопасности, включенный ближний свет в тоннелях и перевозку детей в специальных удерживающих устройствах – за эти нарушения в Италии также любят штрафовать.

Парковки

Автопарковки занимают существенную статью расходов среди автолюбителей, решивших отправиться в автопоездку по Сицилии. Ведь, бесплатных стоянок днем с огнем не найти. Важно знать, что если вы захотите сэкономить и бросить авто прямо на улице, вне парковочной зоны, то такая экономия окажется довольно сомнительной. Поскольку по возвращении, вы с большой долей вероятности обнаружите пустое место, а машина будет вас ожидать на штрафстоянке.

Бесплатные временные парковки размечены белыми линиями. Желтая разметка означает бесплатные безлимитные парковки, но они предназначены только для местного населения. Синяя разметка говорит о том, что парковку можно использовать только в ночное время суток с 12.00 до 8.00.

Платные дороги

На Сицилии пока бесплатная автострада Катания-Сиракуза-Розолини и суперстрады (локальные трассы). Автомагистраль Таормина-Мессина-Палермо платная.

Достопримечательности Сицилии

При упоминании Сицилии она, в первую очередь» ассоциируется с мафией. И, между прочим, местное население с удовольствием поддерживает такую славу. Вернее, просто спекулирует на этом, открывая множество заведений с интригующими названиями «Пицца от крестного отца», «У Мафии» и даже «Мороженое со взрывчаткой». Но все это только реклама, на самом деле, Сицилия – это спокойный, идиллический и красивый остров, начиненный безумным количеством разнообразных достопримечательностей. Скорее всего, именно этот загадочная смесь ежегодно привлекает в эти края множество туристов.

Столица Сицилии – Палермо, популярные города – Корлеоне («столица мафии»), Катания, Ното, Таормина и др.

В симбиозе пляжного и экскурсионного отдыха вы получите массу впечатлений от острова с его многочисленными архитектурными памятниками и природными достопримечательностями.

Любителей истории непременно привлекут следы присутствия на Сицилии цивилизаций римлян, греков, византийцев и норманнов, которые сохранились в старинных городах Таормина, Сиракузы, Палермо, Катанья, в археологических комплексах, таких как Долина храмов в Агридженто.

Экстремалам захочется увидеть все величие знаменитого вулкана Этна. А термальные источники подарят минуты релаксирующего расслабления взрослым. Маленьким туристам очень понравится в Сицилийском зоопарке и самом большом в Европе парке развлечений – Этналенде.

Восхитительная красота острова, множество городов, каждый со своей изюминкой, многообразие исторических памятников и прекрасный климат – вот те слагаемые отличного отдыха, которые год за годом привлекают туристов со всего мира.