Сложно определить, какая составляющая системы охлаждения авто является основной, но вряд ли кто поспорит, что радиатор охлаждения двигателя в этом перечне занимает одно из ключевых мест.

Находясь в передней части машины и охлаждаясь за счет встречного воздушного потока, он одновременно собирает снаружи всю пыль и загрязнения, встречающиеся во время движения. Внутренняя конструкция также способствует накоплению в системе ржавчины, накипи и прочих компонентов.

Соответственно, в первую очередь при возникновении определенных проблем с перегревом двигателя, нужна прочистка и промывка радиатора автомобиля. Для эффективной очистки теплообменника следует разобраться в его устройстве и принципе работы, возможных неисправностях, как и какими средствами и способами лучше почистить возникшие загрязнения внутри и снаружи.

Принцип работы

Принцип системы охлаждения двигателя прост: проходя через рубашку блока цилиндров, охлаждающая жидкость, забирает избыточное тепло и под давлением, созданным помпой, поступает в радиатор, работающий по принципу теплообменника. Здесь проходя по сердцевине из верхнего бачка в нижний, благодаря обдуву воздуха, антифриз остывает.

Сердцевина радиаторов изготавливается из меди или алюминия, в зависимости от их размера, бывает в форме сот, пластинчатая или трубчатая. Между этими каналами, по которым проходит жидкость, закреплены поперечные полоски в основном из латуни. Они многократно увеличивают площадь поверхности, предназначенной для охлаждения антифриза, а также способствуют приданию большей жесткости всей конструкции.

Для лучшего охлаждения двигателя в определенных условиях, например, при медленной езде, когда обдув теплообменника не так интенсивен, за ним расположен вентилятор, включающийся в эти моменты.

Неисправности радиатора

Самыми распространенными неисправностями теплообменника являются:

  • Засорение ржавчиной, накипью и прочим мусором внутри сердцевины.

  • Загрязнение снаружи сот теплообменника пухом и т. д.

  • Забивание мусором протока изнутри в патрубках радиатора.

Читайте также: Как запаять радиатор автомобиля

О возникновении такого рода неисправностей подскажут следующие факторы:

  • Частое включение и работа на повышенных оборотах вентилятора, даже при движении на большой скорости.
  • Постоянное дерганье стрелки температурного датчика или его показания на завышенную температуру системы охлаждения.

  • В холодный период плохой обогрев салона авто.

Следует не игнорировать эти факторы, которые могут привести к перегреву двигателя, о чем просигнализирует не только датчик, но и сорванная паром крышка расширительного бачка, а почистить изнутри или снаружи теплообменник, в зависимости от типа загрязнения.

Промывка радиатора без разборки

Для очистки теплообменника внутри без снятия, применяются жидкости различных составов, как выпускаемые промышленностью, так и с использованием подручных средств. Для чистки радиатора автомобиля своими руками в магазинах продают средства, выпускаемые специально для этих целей: 3ton Супер, STEP UP, Radiator Flush и другие. Чистку теплообменника и всей системы охлаждения можно провести в домашних условиях простой лимонной кислотой и кока-колой. Перед началом промывки нужно дождаться остывания двигателя, в противном случае есть риск обжечься паром, открывая крышку радиатора или расширительного бачка.

Для чистки радиатора лимонной кислотой нужно:

  • Сделать раствор исходя из пропорций: 100 грамм лимонной кислоты на то количество жидкости (дистиллированной воды), которая необходима для заполнения системы охлаждения двигателя.
  • Слив отработанную жидкость и залив приготовленную смесь, требуется поездить на авто около недели. За это время, взаимодействуя с лимонной кислотой, растворятся все загрязнения внутри теплообменника и охлаждающей системы.
  • По окончании чистки, слив эту жидкость и промыв всю систему изнутри дистиллированной водой, заливается новый антифриз.

Еще одно подручное средство для промывки радиатора это кока-кола. Чистка внутри радиатора кока-колой происходит за счет находящейся в ее составе ортофосфорной кислоты. Делается это так:

  • Слив отработанную охлаждающую жидкость нужно заполнить весь объем системы кока-колой, предварительно перед этим нагретой, чтобы вышел углекислый газ.
  • Если загрязнения небольшие, то хватит работы двигателя в течение 5–10 минут, когда же теплообменник давно не промывался, то для аффективной его чистки стоит покататься с кока-колой один день.
  • Дальше, как и во всех таких случаях, надо слить кока-колу, промыть всю систему охлаждения дистиллированной водой и залить свежий антифриз.

Система охлаждения должна обеспечивать автоматическое поддержание оптимального теплового режима двигателя на всех скоростных и нагрузочных режимах его работы при температуре окружающего воздуха -45…+45 °С, быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры, минимальный расход мощности на приведение в действие агрегатов системы и эксплуатационную надежность, определяемую сроком службы.

Но для обеспечения оптимального температурного режима система охлаждения также нуждается в периодической промывке. Это такая же необходимая процедура как, например, замена масла и фильтров.

Если систему охлаждения двигателя во время замены охлаждающей жидкости не промывать, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.

Содержание статьи:

Когда радиатор охлаждения нуждается в промывке?

Явные признаки того, что система охлаждения нуждается в очистке:

  • вентилятор охлаждения включается чаще, и не только на холостых оборотах, но и на ходу;
  • двигатель быстро нагревается;
  • из расширительного бачка при нагревании выкидывается тосол;
  • низ радиатора и нижний патрубок холодные, верхние шланги системы охлаждения при этом горячие;
  • в салоне автомобиля плохо греет печка;

Со временем в системе охлаждения оседает накипь. Сливая из радиатора охлаждающую жидкость, обращаем внимание на содержания в ней осадков, частичек и изменение цвета.

Мутная, имеющая частички непонятного вещества жидкость, указывает на то, что в системе на стенках, вероятно есть накипь. Хотя не всегда, даже чистая жидкость свидетельствует о хорошем состоянии радиатора изнутри.

В охлаждающую жидкость также может попасть герметик, при помощи которого заклеиваются небольшие трещины и отверстия. Может сюда также попасть и масло.

Виды очистки системы охлаждения

Очистка системы охлаждения автомобиля делятся на внутренние и наружные работы.

Внутренние работы . Внутренняя очистка заключается в ликвидации следов коррозии, остатков моторного масла, охлаждающей жидкости (тосол или антифриз), а также образовавшейся накипи.

Наружные работы . Заключаются во внешней мойке всех компонентов системы охлаждения. То есть с нее смываем пыль, грязь, песок и т.д. Также тщательно с сот радиатора необходимо отмыть налипающих на него насекомых.

Как и чем промыть радиатор внутри?

Для промывки радиатора изнутри можно использовать один из следующих средств:

  • Лимонную кислоту;
  • Пепси или Колу;
  • Электролит;
  • Дистиллированную воду;
  • Готовые препараты;

Давайте о каждом из этих способов поговорим более подробней.

Промывка радиатора охлаждения лимонной кислотой

1) . Как в общем и почти при любых манипуляциях с системой охлаждения нужно дождаться полного остывания силового агрегата, в противном случаи можно получить неприятные, а в некоторых случаях и опасные ожоги от вырывающегося через радиаторную крышку пара.

2) . Раствор готовим следующим образом: 100 грамм лимонной кислоты разводим с тем объемом воды, которого хватит для заполнения системы охлаждения двигателя.

3) . Далее нам необходимо слить отработанную жидкость, а вместо нее залить подготовленный состав. Катаемся на автомобиле примерно неделю. За это время, при взаимодействии с кислотой растворяться все загрязнения внутри охлаждающей системы и теплообменника.

4) . Через неделю жидкость с кислотой необходимо слить, а всю систему изнутри промыть дистиллированной водой, после чего заливаем в систему охлаждения тосол или антифриз.

Промывка радиатора охлаждения колой (или пепси)

1) . Из системы охлаждения сливаем всю жидкость, и заливаем сюда Кока – Колу, перед этим прогретую, чтобы из нее не выходил углекислый газ.

2) . Если характер отложений не критичен, до будет достаточно, если двигатель поработает в течение 5-10 минут. Но а в случаи, если загрязнения весьма сильно отягощают систему, то необходимо покататься в течение дня.

3) . Затем Колу сливаем, дистиллированной водой промываем, после чего заливаем свежую охлаждающую жидкость.

Промывка радиатора охлаждения электролитом

Для промывки радиатора можно также использовать и аккумуляторный электролит, с плотностью 1,27.

1) . В большом 10-литровом ведре смешиваем чистую воду с литром этого вещества, затем полученный раствор заливаем в систему охлаждения.

2) . Все поездки в этот день необходимо совершать с заполненным радиатором, что позволит максимально его очистить.

3) . Вечером раствор сливаем и промываем радиатор чистой водой, после чего заливаем охлаждающую жидкость.

Внимание! Данным способом лично не пользовался, но согласно отзывам в интернете, электролит также является эффективным средством для очистки радиатора.

Промывка радиатора дистиллированной водой

Если при замене охлаждающей жидкости вы не заметили никаких особенных загрязнений, то вполне возможно обойтись дистиллированной водой. Использовать водопроводную воду с большим количеством солей и примесей не рекомендуется. В качестве примера можно взять чайник, на которой после использования водопроводной воды появляется накипь.

1) . Чистую воду заливаем в радиатор и запускаем автомобиль на холостом ходу.

2) . Через 20 минут после работы в таком режиме воду сливаем и заливаем охлаждающую жидкость.

Готовые препараты

На сегодняшний день в продаже можно встретить множество вариантов специальных промывочных жидкостей. Они могут быть как щелочными, так и кислотными. Их лучше всего использовать в соответствии с инструкцией.

Видео

Как и чем промыть радиатор снаружи?

Причиной загрязнения радиатора снаружи могут стать пыль и мусор. Эта деталь грязнится значительно быстрее, если транспортное средство передвигается по проселочным дорогам или же по местности, где наблюдается серьезное запыление.

Причиной загрязнения также могут стать и насекомые, попадающие сюда при эксплуатации транспортного средства. В дальнейшем они здесь превращаются в довольного твердую массу.

Для промывки радиатора снаружи не снимая его, можно использовать обычную воду, при помощи мойки высокого давления. Такой метод чистки очень эффективный, но есть негативные отзывы, которые говорят о том, что мойка высокого давления загибает соты радиатора. На самом деле нужно лишь правильно научиться пользоваться мойкой.

К примеру, чтобы безопасно помыть радиатор, достаточно в качестве насадки использовать «варио», а не «фрезу». Обороты можно использовать максимальные, но мыть не в упор, а на расстоянии 30-50см от радиатора. Кроме этого угол должен быть прямым или близок к этому.

Хотелось бы также отметить и то, что добраться до некоторых участков радиатора, не так уж и просто, в связи с чем при достаточно сильных загрязнениях все же рекомендуется его снять.

Бывает и такое, что грязь на радиаторе заседает настолько прочно, что обычной водой промыть его качественно очень сложно. В этом случаи придется использовать специальное средство для очистки радиатора снаружи.

На сегодняшний день у многих автолюбителей большой популярностью пользуются химические средства от следующих производителей:

  • Хадо;
  • VERYLUBE;
  • Liqui Moly;

Видео

1) . Промывку радиатора охлаждения рекомендуется производить не реже 1-го раз в 2 года. И это даже в том случаи, если система охлаждения работает нормально.

2) . Если внутренняя и наружная очистка не помогла решить проблему, то лучше все же приобрести новый радиатор, так как он вам обойдется значительно дешевле, чем ремонт двигателя.

Заключение

Как видите, в промывке радиатора нет ничего сложного. С этим может справиться любой человек. Но зато благодаря периодической промывке можно не только продлить срок его службы, но а также обеспечить нормальную работу двигателя.

Радиатор автомобиля – впереди машины всей, и именно поэтому он принимает на себя главный удар, состоящий из пыли, грязи, и умерщвленных им же насекомых. Это наружное воздействие на радиатор. Помимо него существуют и внутренние химические процессы, которые загрязняют своими продуктами радиатор изнутри.

Чистка радиатора автомобиля своими руками

Всё было бы ничего, если бы радиатор не выполнял важнейшую функцию - охлаждение двигателя.

Радиатор автомобиля конструктивно находится в системе охлаждения двигателя, выполняя функцию теплообменника в который входят два контура: горячая охлаждающая жидкость от двигателя попадая в радиатор остывает и направляется вновь в сторону двигателя.

Для стабильной работы радиатора необходимо, чтобы он был чистым как снаружи, так и изнутри, особенно.

В принципе, чистка радиатора дело не такое уж и сложное, особенно для того водителя, который при словах «гаечный ключ» или «отвертка» не падает в обморок. Единственное условие чистки радиатора своими руками: аккуратность и внимательное выполнение процедур чистки радиатора.

Вообще-то специалисты рекомендуют для наиболее качественной наружной чистки радиатора автомобиля производить её на снятом (демонтированном) радиаторе. Ведь место под капотом современного авто забито до упора, а чистка радиатора снаружи водой или сжатым воздухом под большим давлением может повредить соты и латунные трубки радиатора.

Но это зависит от вашего желания познать устройство системы охлаждения и наличия времени. Ведь для того, чтобы демонтировать радиатор, придется снимать решетку радиатора.

Наружная чистка радиатора своими руками

Традиционный радиатор системы охлаждения, это конструкция из трубчато-пластинчатых или трубчато-ленточных решеток. Применяется для этих целей латунь или алюминий, оба металла очень нежные и мягкие. Они совершенно не устойчивы к механическим повреждениям. Нужно учитывать эти качества радиатора при демонтаже – монтаже и непосредственно чистке.

Наружная чистка радиатора заключается в продувке сот сжатым воздухом либо напором воды. О высоком давлении мы уже говорили. Продувка производится с обеих сторон, с предельной аккуратностью, дабы избежать повреждения сот.

Внутренняя промывка радиатора

Первое, на что следует обратить внимание при сливе из радиатора охлаждающей жидкости – это на её состояние. Если жидкость чистая, то промывка будет всего лишь профилактическим мероприятием. Если же в слитой охлаждающей жидкости присутствует ржавчина и накипь, то чистка радиатора проводится как раз вовремя.

Для внутренней чистки радиатора производим его монтаж на место. Заливаем дистиллированную воду с чистящим веществом, как правило, это – Антинакипин (его нельзя использовать с охлаждающей жидкостью, только с водой). Раньше использовалась каустическая сода.

После залива воды заводим двигатель и даём ему поработать 15-20 минут. После этого сливаем воду с чистящим веществом и не менее 5-ти раз производим промывку радиатора чистой дистиллированной водой. Заливаем в систему охлаждающую жидкость. Не закрывая крышку радиатора заводим двигатель для того, чтобы вышел воздух из системы охлаждения. Всё. Вы готовы к движению.

Нелишним будет напомнить, что современные качественные антифризы имеют в своем составе смазывающие и антикоррозийные вещества, что препятствует возникновению ржавчины внутри радиатора. Но, профилактика – святое дело.

Удачи вам, любители своего автомобиля.

Принципиальная конструкция автомобилей не менялась уже больше сотни лет. Поэтому, автомобилю на двигателе внутреннего сгорания до сих пор требуется эффективная система охлаждения. Тем более, с каждым годом, она должна становиться все более эффективнее и надежнее, чем выше технологическая сложность силового агрегата, тем критичнее соблюдение температурного режима его работы.

При этом, ни одна система охлаждения не может обойтись без радиатора, в котором происходит охлаждения жидкости всей системы. Радиатор системы охлаждения - это ключевой элемент обеспечивающий стабильную работу автомобиля. Поэтому, поддержания чистоты данного агрегата - это сохранения стабильности работы всего автомобиля.

Тем более, что радиатор может загрязняться снаружи и внутри. При внутреннем загрязнении, уменьшается пропускная способность радиатора, а охлаждающая жидкость не успевает остыть до необходимой температуры. Из-за этого, двигатель автомобиля может перегреваться или работать в немного повышенном температурном режиме, что способствует быстрому износу элементов.

Необходимость чистки возникает из-за самой конструкции радиатора. Он состоит из множества пластин из металлического материала (чаще алюминия или его сплавов), расположенных очень близко друг к другу. В самих пластинах располагаются маленькие каналы, по которым движется нагретая жидкость. При этом охлаждаясь благодаря большой площади теплообмена всей конструкции радиатора, охлаждающегося встречным воздухом.

Поэтому, эффективность радиатора очень важна для поддержания постоянного температурного режима силовой установки. Но, радиатор находящийся открытым встречному потоку не только воздуха, но и грязи, мошкам и камешкам. Тем самым, забивая мелкоячеистую структуру и препятствуя эффективному обмену тепла с атмосферой.

Следует старательно препятствовать такому загрязнению и периодически проводить чистку важного элемента системы охлаждения. Не стоит бояться этой процедуры, с работой сможет легко справиться даже начинающий автовладелец.

Как промыть радиатор

Прежде чем заниматься промывкой радиатора, стоит убедиться в необходимости применения специальных средств для очистки автомобильного радиатора. Для определения степени загрязнения, в процессе замены охлаждающей жидкости (после слития отработанного материала), в систему охлаждения стоит залить чистую дистиллированную воду. После этого, завести автомобиль и оставить заведенным на 15-20 минут. После этого, опять слить залитую воду, если обнаружиться, что вода стала слишком грязная и имеет лишние примеси, то стоит продолжить промывку с применением специальных очищающих жидкостей для промывки радиатора. В противном случае, можно заливать новую охлаждающую жидкость в систему охлаждения двигателя.


После слития проверочной партии воды, стоит залить систему еще раз, но с добавлением очищающих добавок. И повторить цикл промывки с запущенным двигателем не менее 20 минут. А затем стоит опять повторить процедуру с чистой водой без добавок. Это делается для вымывания возможных остатков чистящих средств, которые агрессивно действуют на резиновые изделия и могут вызвать коррозию металла. Полоскание системы также проводится в течение 20 минут.

После всех циклов тщательной промывки радиатора Вашего автомобиля, можно заливать свежую партию охлаждающей жидкости. Но стоит помнить, что при заполнении системы, может образоваться «воздушная» пробка. Которая не позволит нормально циркулировать жидкости в системе. Для удаления лишнего воздуха, необходимо оставить двигатель автомобиля в запущенном состоянии и открыть крышку радиатора. При этом, необходимо следить за уровнем тосола и периодически его доливать в систему.

Как очистить радиатор от грязи и пыли

В случае обнаружения сильного загрязнения поверхности радиатора при замене охлаждающей жидкости. Стоит потрудиться и очистить внешнюю поверхность, лучше всего, это делать на демонтированном агрегате. Сама очистка радиатора проводится при помощи проточной воды из обычного шланга или специализированной автомобильной мини мойки.

Отдельно стоит отметить, что применение минимоек с высоким давлением выходящей струи воды - может привести к поломке радиатора, при неаккуратном обращении. Дело в том, что соты радиатора изготовлены из тонкого листа металла, которые легко гнуться.

На данном этапе, важно убрать основную часть загрязнения из крупных фракций, мешающих нормальной циркуляции воздушного потока. В доведении до заводской чистоты радиатора - нет необходимости.

Но стоит обратить внимание на возможные очаги коррозии, которые следует устранять при помощи специальных средств, не содержащих агрессивных кислот и растворителей. Сильнодействующие вещества способны навредить резиновым и пластиковым элементам радиатора.

В итоге, вы получите чистый радиатор, работающий с эффективностью нового. Эту процедуру рекомендуется проводить не реже одного раза за два года.

Радиатор автомобиля. Нужно ли его мыть?


Пыль, песок, зимняя соль, насекомые и другой мусор забивают соты радиатора охлаждения. Мало кто задумывается, но загрязненные радиаторы могут привести к поломкам автомобиля, ремонт которых выльется владельцам в значительную сумму. Данная проблема усугубляется в зависимости от сложности и современности самого автомобиля. Сегодня большинство автомобилей имеют в своей конструкции несколько радиаторов, включая радиаторы систем охлаждения автоматических коробок передач, расположенные в труднодоступных местах.

Все перечисленные выше загрязнения, забивая соты радиаторов, создают очень плотный слой. Этот слой начинает работать как своеобразный утеплитель, не давая возможности радиаторам выполнять свои непосредственные функции - ОХЛАДЖАТЬ ЦИРКУЛИРУЮЩУЮ В НИХ ЖИДКОСТЬ!

Это ведет к повышению температурного режима работы двигателя и других агрегатов. Мотор перегревается и может выйти из строя. Как спастись от возможного дорогостоящего ремонта? Рассмотрим эту проблему более подробно.

Основные симптомы назревающей проблемы.

Перед тем как воспользоваться дорогостоящей мойкой, нужно убедиться в ее необходимости. Под капотом часто гудит вентилятор охлаждения, а причин для этого нет, значит пришло время взглянуть с фонариком на радиатор охлаждения. Загрязнения видны невооружённым глазом. В промежутки между сот забиваются травинки, грязь, насекомые и всевозможный мусор с дорог. Чаще всего это выглядит как серая непонятная масса которая непроницаема для воздушного потока.

В летнее время соты охлаждения забиваются тополиным пухом, травой и липкими почками. Под действием высокой температуры они спекаются в монолит с грязью и дорожной пылью. Потоки воздуха не могут пробиться сквозь такую подушку, и процесс охлаждения мотора нарушается. Но самое страшное происходит тогда, когда на застаревший тополиный пух накладывается зимняя грязь вперемешку с солью и другими реагентами.

Обычно проходит несколько лет, прежде чем новенький радиатор испытывает дефицит теплоотдачи. В группу риска попадают автомобили, катающиеся подолгу на междугородних трассах. Скорость большая, энергия соударения с частичками пыли велика, грязь глубоко впивается в соты.

Крупные проблемы ожидают те машины, которые часами держатся за пылящими фурами. Мало того, что из-под колёс летят камни в стёкла, так поднимающиеся клубы пыли забивают не только радиатор, но и все фильтры. Зимой от фур летит эмульсия из воды, песка и растворённых химических реагентов. Эта субстанция налегает на радиатор и буквально цементирует пространство между ячейками. Под действием температуры жижа коксуется в твёрдую корку. И здесь не стоит обманываться: сама она не отвалится никогда, требуется тщательная очистка.

Какой выход?

Проблема в том, что мойка радиатора — это сложный технологический процесс. Мало кто знает, что в машине есть не один, а несколько радиаторов. Кроме крупного переднего стоит вспомогательный, также есть масляный радиатор и охладитель автоматической коробки передач. Они развёрнуты к набегающим потокам воздуха и монтируются в глубине моторного отсека. Именно скрытые радиаторы зачастую и пребывают в самом загрязнённом состоянии и являются причиной перегрева двигателя и трансмиссии. Подобраться к ним невозможно без разборки некоторых съёмных частей передка. Обычно это бампер, решётка и иные крепёжные устройства.

Далее предстоит самое сложное: так помыть радиаторы, чтобы машина вконец не встала на прикол. Некоторые горе-мойщики просто берут «керхер» и запускают струю под давлением в 150 бар в моторный отсек. Нередко такие вещи вытворяются на обычных мойках случайно нанятыми служащими. Для современного автомобиля эта варварская процедура смерти подобна. Выходит из строя электроника, начинаются перебои в работе сенсоров и датчиков. Бортовая система выдаёт ошибки. И это самые безобидные из напастей. Гораздо хуже, если струя ударит в чёрную коробочку у радиатора, скрывающую в себе блок управления двигателем. Тогда пиши пропало, ремонт обойдётся в несколько десятков тысяч рублей.

Выход прост!

Нельзя экономить на том, что непосредственно влияет на работоспособность вашего автомобиля. С чисткой радиаторов необходимо обращаться в профессиональный сервисный центр, дающий гарантии на выполненные работы, а не на обычную мойку.

Чистка радиаторов охлаждения двигателя в техцентре Штудберг составляет всего 10 080 рублей. Включая заправку кондиционера.