У этого поста - 9 комментариев.
Большое белое облако дыма
Запуская автомобиль холодным зимним утром, вы не раз замечали клубы белого дыма, выходящего из выхлопных труб, окутывающие автомобиль сзади. Облако поднимается вверх и полностью растворяется в воздухе. Образование такого «дыма» объясняется тем, что двигатель машины остывает за ночь и становится очень холодным. Облако по своему составу не является дымом, это водяной пар, который конденсируется под воздействием холодного воздуха. Водяной пар представляет собой побочный продукт горения бензина и образуется при холодной температуре. Чем она ниже, тем больше и заметнее облако. Большое количество водяного пара в выхлопе свидетельствует о хорошей работе двигателя. Для самой выхлопной системы его образование не является хорошим показателем. При длительных поездках, когда происходит прогрев двигателя до оптимальной рабочей температуры, вода испаряется полностью. Если автомобиль передвигается на короткие расстояния, двигатель до нужной температуры не прогревается, а вода остается в выхлопных трубах и глушителе, что становится причиной возникновения коррозии.
Дым синевато-белого цвета
Если запуск автомобиля сопровождается выходом синеватого дыма из выхлопных труб, это говорит о том, что в цилиндры попало небольшое количество . При запуске двигателя за несколько секунд происходит сгорание масла, дым исчезает и больше не появляется. Появление синевато-белого дыма не говорит о серьезной проблеме, не превышает расход масла и не является признаком изнашивания поршней. Его можно сравнить с «одеревенелостью» тела по утрам, которая быстро исчезает после нескольких движений.
Образование густого белого дыма после прогрева
Появление белого дыма после прогрева двигателя, когда его облако достигает огромных размеров и плотности, говорит о существующей проблеме. Густой белый дым является признаком того, что охлаждающая жидкость, наполовину состоящая из воды, попала в двигатель. При нагревании двигателя происходит расширение металлических деталей, из которых он состоит. Между деталями, в том числе в головках цилиндров, располагаются прокладки, называемые сальниками. Их задача – не дать протечь охлаждающей жидкости внутрь цилиндра. При изнашивании сальников головок жидкость начинает просачиваться в цилиндр. Во избежание серьезных проблем с двигателем необходима замена прокладок блока цилиндров. Густой белый дым может появиться и в результате появления трещины в головке цилиндра. Это серьезная проблема, требующая обращения в автосервис.
Постоянный белый дым
Некоторые автомобили выпуска середины 90-х годов оборудованы клапаном с вакуумным шлангом для двигателя. Образование густого белого дыма происходит по причине попадания трансмиссионной жидкости в двигатель через этот клапан. Жидкость, попадающая в цилиндры, быстро загрязняет свечи зажигания, что влечет за собой отсутствие искры и неработоспособность цилиндра. В этом нет ничего хорошего, но говорить о большом риске для двигателя в этом случае не стоит.
Образование черного дыма из выхлопной трубы
Черный дым, идущий из выхлопной трубы, свидетельствует о попадании в нее не прогоревшего топлива. Дым может появиться в результате попадания в цилиндры большого количества топлива по причине залива свечей. На современных автомобилях с инжекторами залив свечей может происходить из-за давления топлива или системы впрыска. Могут быть и другие причины. Например, потеря мощности и . В определенный момент свечи окончательно загрязняются и перестают работать. Для исправления этой неполадки необходимо специальное оборудование, имеющееся в автосервисе.
Постоянный синевато-белый дым
Если моторное масло постоянно попадает в цилиндры, наблюдается постоянное присутствие синевато-белого дыма. Это связано с поршневым кольцом, уплотняющим зазор между поршнем и цилиндром. Внимательный к своей машине автомобилист заметит характерное при этой неполадке увеличение расхода масла и сможет вовремя решить проблему. Если оставить ее без внимания, масло может залить свечи и проблем станет больше. Для проверки каждого цилиндра потребуется специальное оборудование, то есть придется обращаться в автосервис.
9 комментариев на “Идет дым из выхлопной трубы — серый, синий, белый, черный дым из выхлопной трубы”
Очень полезная статья, однозначно в закладки, особенно стоит обращать внимание на выхлоп, когда приобретаете автомобиль. Если есть дым, то обходите стороной данный автомобиль.
Сложно по цвету дыма определить состояние двигателя. Мой дружок Москвич прошел больше 100 тысяч. Откровенно, до сих пор неведомо, как он дымит. Утром, холодный двигатель — пар видно невооруженным глазом, гараж закрыл и поехал. Не грею двигатель никогда. Кольца не тронутые, масло не берет. Но химичим мы с ним регулярно. Любые серьезные присадки — перепробовали. Определение серьёзности по интуиции. Расход горючего, какой был у новой машины, такой же и остался. Из механических приборов использую ИКС для регулировки карбюратора.
Отлично расписана вся визуальная диагностика состояния автомобиля по цвету дыма с выхлопной трубы. Пусть это будет не стопроцентное попадание, но все же намек на «диагноз» реальный. И воспользовавшись этим можно предупредить «заболевание», проведя профилактическую проверку и необходимую регулировку.
Не всегда пар из выхлопной трубы следует игнорировать, если в холод его можно как-то объяснить, то когда тепло и появляется такой пар, тогда это указывает на протечки охлаждающей жидкости к цилиндрам, а, следовательно необходимо будет проверять поршневые манжеты и кольца, которые не поддерживают герметичность блока. И также образование дыма черного цвета может говорить не о каких-то серьезных неисправностях, а всего лишь о плохом топливе, особенно часто это заметно по дизельным автомобилям.
Кроме того, нужно знать, что отечественные автомобили “кушают масло”, т.е. оно элементарно попадает в топливную систему и это считается нормой, но на современных иномарках такого нет, там сколько масла залил столько же будет и через год. Поэтому наличие масла в моторе и соответственно синевато-белый дым, идущий из трубы, для отечественных машин не указывает на неисправности. Я уже не говорю о цвете дыма при заливе в машинку обкаточного масла, которое бывает такого горелого цвета, что думаю с ним даже у салонного авто будет особый дым.
Алексей, не верю, что вазовская тройка может не кушать масло. Для того чтобы сократить расход масла нужно минимум провести капиталку двигателя, поменять все кольца, поршня, прокладки блока цилиндров и то полностью убрать его потребление думаю не получиться. А замерить количество масла при его минимальном расходе можно только слив полностью старое из системы, промыв ее и только потом залить новое, а уже через пол года, как вы говорите, снова слить масло и посмотреть его количество, но только знайте, что все равно в системе останется его какая-то часть, поэтому утверждение, что якобы “ни капельки масла за пол года не ушло” не соответствует действительности, или же у вас есть какой-то сверхточный метод замера. Как вы проводили замер? По масляному щупу уж точно не определишь, если уменьшилось на 50 грамм. Возможно, вы просто не правильно вычислили количество, когда заливали новое масло, не учли, что в системе также оставалось некоторое количество старого, и у вас в итоге получился нулевой расход.
Статья предупреждает, и дает элементарные понятия как определить неисправность. Но судя по отзывам все супер спецы, и ВАЗ масло не может не «жрать» а иномарка это предел совершенства — почитаете инструкцию к своим иномаркам и теорию ДВС после чего перестанете умничать и писать бред. Всем спасибо.
Информация полезна но описана не до конца. Есть такое понятие как автомобиль не дымит но иногда и дымит синеватым оттенком виновником в такой ситуации есть изношеные сальники клапанов. происходит это когда автомобиль тормозит двигателем,в это время воспламенения не происходит,масло собирается в цылиндрах и при необходимости водитель нажимает на педаль газа идет кратковременное сгорание масла с топливом и мы видим выпущенное облако синего дыма,потом это все пропадает и автомобиль работает в нормаль но режиме. или дым может появится от избыточного давления в двигателе с которым дохлые сальники клапанов не в состоянии справится происходит это чаще всего на затяжных подъемах.
Статья познавательная и полезная. Могу рассказать, как избавиться от белого облака дыма, который появляется из-за воды в глушителе. Всё можно сделать в гаражных условиях в течении десяти минут.
Вам понадобится:
1. Дрель
2. Сверло диаметром 3мм.
Необходимо визуально отметить самую низкую точку вашего глушителя и просверлить там отверстие. Через эту дырочку будет вытекать вся влага, которая раньше собиралась в глушителе и создавала большое белое облако дыма. Благодаря этому отверстию вы не только избавитесь от дыма, но и продлите срок службы глушителя в два раза. Внутри глушителя будет постоянно сухо – следовательно, не будет развиваться коррозия.
Кстати, раньше отечественный автопром делал данные технологические отверстия на производстве. Затем прекратили и начали хорошо зарабатывать на продаже новых глушителей. Я шестой год езжу ежедневно на одном глушителе с отверстием. Глушителя без отверстия мне хватало на два года максимум. И последнее, отверстие никак не влияет на звук выхлопа.
Почти у каждого автомобиля сразу после запуска двигателя заметны выделения из глушителя. В норме они представляют собой пар, прозрачность которого зависит от температуры мотора – чем горячее двигатель, тем прозрачнее пар. Пар должен стать незаметным после прогревания автомобиля, а если этого не происходит, значит с машиной что-то не так. В статье мы расскажем, о каких неисправностях может свидетельствовать разный цвет выхлопа.
1 Из-за чего выхлопные газы приобретают характерный цвет?
Выделения из глушителя могут иметь разные оттенки. Белый дым из выхлопной трубы, а также сизый и черный встречаются чаще всего. Именно по цвету, который указывает на характер протекающих в двигателе физических и химических процессов, можно определить, какие проблемы есть у вашего авто. Характерные оттенки дыма свидетельствуют о неисправности механизма газораспределения, цилиндрической группы, системы питания, управления впрыском, системы охлаждения или зажигания.
Окрасить дым могут различные процессы, а именно:
- Неполное или некачественное сгорание топлива может окрашивать дым в синий или черный цвет.
- Попадание в камеру сгорания антифриза делает дым белым.
- Горение масла в цилиндре окрашивает пар из трубы в синий цвет.
Однако не всегда можно точно определить неисправность машины только по цвету выхлопов. Нередки случаи, когда неисправность в системе, приводящая к окрашиванию дыма из трубы, является следствием проблем в других системах транспортного средства.
2 Белый дым или белый пар – что свидетельствует о неисправности машины?
Чаще всего при обнаружении белого пара из выхлопной трубы автовладельцы задумываются о проблемах в двигателе. Пар лучше всего заметен во время прогрева мотора, но он далеко не всегда свидетельствует о каких-то неисправностях. В холодной системе выхлопа скапливается влага, конденсирующаяся из воздуха, а при нагреве она испаряется и становится паром. По мере испарения идущий из трубы пар должен пропадать.
Насыщенность пара зависит от влажности – чем выше влажность воздуха, тем гуще пар.
На цвет пара влияет и температура воздуха:
- при –10 °C пар может образовываться и при эксплуатации прогретого двигателя;
- при –20 °C пар может приобрести сизый оттенок.
Так называемый "белый дым" чаще всего оказывается паром, полученным в результате образования конденсата в системе выхлопа
Если при положительной температуре воздуха двигатель прогрелся, но белый выхлоп не пропал, в камеру сгорания могла попасть охлаждающая жидкость. Причиной этого выступает повреждение головки блока цилиндра или проблемы с прокладкой ГБЦ. При попадании антифриза в камеру вода, входящая в его состав, не успевает испариться и превращается в белый пар. Именно он при выхлопе выглядит, как дым.
Оттенок пара зависит от используемого антифриза, влажности воздуха, температуры окружающей среды и освещенности. Пар может выглядеть сизым и напоминать дым, характерный для сгораемого масла. Различить пар и дым очень просто, каким бы ни был цвет пара, он быстро рассеивается, но в воздухе остается туман синеватого оттенка.
3 Белый дым и неисправности, которые его вызывают
При обнаружении белого пара, похожего на дым, необходимо первоначально подтвердить наличие или отсутствие неисправности в охлаждении. Для этого вам понадобится лист бумаги, который нужно на 15–20 секунд приложить к отверстию глушителя при прогретом, работающем двигателе. Если горит масло, то на листе останутся заметные масляные следы.
Далее вам нужно проверить на наличие повреждений блок цилиндров и ГБЦ. Повреждения цилиндров при работе двигателя приводят к попаданию в систему охлаждения выхлопа. Поэтому для определения проблемы необходимо открыть пробку радиатора. Если вы увидите на поверхности антифриза (его будет меньше обычного) масляную пленку или почувствуете стойкий запах выхлопных газов – проблема действительно в блоке цилиндров.
Рекомендуется проверить масло на образование эмульсии. Откройте пробку для заливки масла или вытяните масляный щуп. При прохождении по каналам двигателя эмульсия оставляет на пробке горловины или крышке узнаваемую пену, цвет которой может колебаться от желто-коричневого до светло-голубого. Эмульсия в масле появляется из-за попадания антифриза в цилиндр. Со временем он проходит через поршневые кольца, а затем оказывается в масле и в поддоне картера. Из-за перемешивания с антифризом, масло становится эмульсией и светлеет.
Незначительные дефекты цилиндра, приводящие к попаданию небольшого количества антифриза в масло, могут и не привести к образованию эмульсии, но пена на пробке появится. Сильные прогары и трещины приводят к накоплению антифриза над поршнем, что препятствует провороту стартером коленвала в первый момент при пуске двигателя. Все это может стать причиной гидроудара в цилиндре, поломки поршневых колец, поршней и клапанов.
Далее вам следует проверить состояние свечей зажигания. Для этого нужно первоначально повернуть коленвал в положение, в котором клапаны будут закрыты, включить передачу и держать авто на тормозе. В таких условиях следует поочередно вытащить свечи и тщательно их осмотреть. Если антифриз попал в систему, то он может очистить свечу, сделать ее внешне похожей на новую. Если одна свеча чистая, то вы нашли поломку, вы можете подтвердить это, направив в цилиндр воздух под давлением, из-за этого жидкость в бачке будет повышаться.
Рекомендуется проверить возможность попадания антифриза в цилиндры через систему впуска. Такое возможно, если прокладка впускного коллектора имеет сильные повреждения. Возможно также и повреждение уплотнительного узла дроссельной заслонки. Чаще всего такие проблемы встречаются на азиатских автомобилях. В таких условиях давление в охлаждении не увеличено, отсутствует запах выхлопа и нет признаков превращения масла в эмульсию, зато в выхлопе проявляется сильный запах антифриза, сопровождаемый активным парением.
Следующий этап диагностики – снятие ГБЦ и механическая проверка мотора. Вам необходимо проверить состояние прокладки ГБЦ, а также осмотреть камеру сгорания, днище поршня и тарелки клапанов. Прогар прокладки ГБЦ может произойти из-за перегрева мотора, что часто сопровождается деформацией головки блока цилиндров. Если проблема подтвердится, нужно будет отшлифовать плоскость ГБЦ и заменить прокладку. Если же при снятии головки явных дефектов не замечено, нужно будет проверить головку на герметичность – выполнить опрессовку под давлением. Нужно также проверить сам цилиндр на целостность. Для этого его необходимо опустить в нижнюю точку и осмотреть.
Таким образом, существует ряд причин, из-за которых из глушителя может идти белый дым. Очень важно найти первопричину обнаруженного дыма, причем ездить на поврежденном автомобиле не рекомендуется. При превращении масла в эмульсию, резко возрастает нагрузка на детали двигателя, что может привести к еще более существенным неполадкам. Трещины в цилиндрах могут быстро прогрессировать. Если при обнаружении проблемы сразу обратиться в автосервис, ремонт можно ограничить заменой прокладки ГБЦ, но если продолжить эксплуатацию машины с повреждениями и на плохом масле, вы можете наездить на капитальный ремонт.
4 Почему из глушителя идет черный дым?
В отличие от белого дыма, который можно спутать с паром, черный – это действительно дым, который приобретает свой цвет из-за содержащихся в нем частичек сажи, появляющихся при неполном сгорании топливной смеси. Черный дым всегда свидетельствует об излишнем обогащении топливовоздушной смеси, на основе чего можно сделать вывод о наличии проблем в системе зажигания, питания или управления впрыском. Такие поломки всегда сопровождаются увеличенным расходом топлива, неустойчивой работой мотора, плохим запуском двигателя, высокой загрязненностью выхлопных газов и общей потерей мощности авто. То есть поврежденный автомобиль просто не тянет.
В машине с карбюратором дым появляется из-за неправильного угла опережения зажигания или неисправности самого карбюратора. Топливо может переливаться в поплавковую камеру из-за поломки игольчатого клапана либо из-за загрязнения воздушных жиклеров обгоревшим маслом.
Черный дым может появиться и при неисправностях бензинового двигателя. Если подача топлива выполняется через инжектор, управляемый компьютером, переобогащение топливной смеси возможно из-за неисправности расходомера или лямбда-зонда. Кроме того, проблема может возникнуть и из-за протекающих форсунок. Главная опасность описанных неисправностей заключается в попадании в цилиндр бензина, из-за которого поршень не сможет дойти до мертвой точки, в результате чего появляется вероятность гидроудара.
У дизелей черный дым может выступать свидетельством неисправности топливной аппаратуры. Это возможно не только из-за дефектов насоса высокого давления, но и из-за большого угла опережения впрыска. Для дизельного двигателя, как и для любого другого, вредно функционировать на слишком обогащенной смеси. Из-за этого возможен повышенный износ элементов мотора, появление задиров на стенках цилиндров, где топливо будет смывать масло, ухудшая смазку деталей.
Несгоревшее топливо может догореть в катализаторе, который будет раскаляться, из-за чего может появиться огонь, угрожающий не только машине, но и ее владельцу. Для обнаружения такой проблемы достаточно вынуть масляный щуп, при этом уровень масла будет повышен, и от него будет идти стойкий запах топлива.
5 Синий масляный дым – причины и возможные последствия
Главная причина появления дыма синего оттенка – горение масла в моторе. Синий дым называют масляным, он свидетельствует о проблемах с двигателем. В зависимости от типа неисправности может изменяться цвет и фактура дыма. Он может иметь голубой оттенок или быть насыщенным синим.
Цвет дыма при сгорании масла может различаться и зависит от ряда факторов, начиная со степени прогрева двигателя и количества оборотов и заканчивая количеством масла, составом масла и внешними условиями окружающей среды. Масляный дым легко отличить от пара, он долго держится в воздухе и имеет характерный запах.
По характеру дымления можно определить степень износа двигателя автомобиля:
- Дым сине-белый или синий хорошо заметен только при запуске холодного двигателя, и его становится меньше после прогрева. Чаще всего это указывает на отсутствие существенно изношенных деталей. Объясняется расширением отдельных элементов при прогреве.
- Дым лучше всего заметен на прогретом двигателе. Свидетельствует о сильном износе элементов мотора. Расширение деталей недостаточно для герметизации протечки, масло легко протекает в цилиндр. Такой двигатель расходует масло в больших количествах.
Диагностируя причины возникновения дыма, необходимо помнить, что компрессия может быть как завышенной, так и заниженной. Компрессия может понижаться, так как детали цилиндропоршневой группы сильно износились, а давление картерных газов увеличилось. Но из-за большого объема масла, попадающего в цилиндры, происходит уплотнение зазоров соседних деталей. Если зазоры не очень велики, то замеры компрессии могут давать нормальные или слегка завышенные результаты.
Существует два пути, по которому масло может попадать в камеру сгорания:
- Через промежутки между направляющими втулками и стержнями клапанов.
- Через поршневые кольца.
Если в вашем авто сильно дымит двигатель, производит белый, черный или синий дым, его настоятельно не рекомендуется использовать. Поездки на поврежденном автомобиле будут не только совершенно некомфортными для вас, но и по-настоящему губительными для самого автомобиля. Имеющиеся у машины проблемы и поломки только усугубятся, что приведет к резкому возрастанию стоимости необходимого ремонта. Следите за состоянием авто и, не теряя времени, отдавайте его в автосервис при появлении дыма из глушителя.
Цвет выхлопных газов во время запуска двигателя и в процессе его дальнейшей работы является своеобразным индикатором состояния силового агрегата и систем. Различные неполадки могут приводить к тому, что двигатель дымит белым, черным, синим или сизым выхлопом. Как правило, на исправном моторе водители кратковременно наблюдают только белый дым при запуске дизельного двигателя или бензинового .
Отметим, что данное явление в ряде случаев не является неисправностью, особенно когда указанное дымообразование после прогрева ДВС становится менее интенсивным или полностью исчезает. Если же при запуске двигателя идет синий дым или водитель замечает черный дым при запуске холодного двигателя, тогда это является поводом для проверки силового агрегата.
В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам может появляться черный дым при запуске двигателя в мороз, на что указывает сизый дым при запуске холодного двигателя, а также почему при запуске двигателя идет белый дым.
Читайте в этой статье
Дым из выхлопной трубы при запуске двигателя: белый, черный, синий цвет выхлопных газов
Как уже было сказано, при запуске двигателя дым из выхлопной системы может быть разного цвета, при этом не всегда дымление становится поводом для беспокойства. Начнем с белого цвета выхлопа.
Дело в том, что после стоянки в накапливается конденсат. После запуска конденсат начинает испаряться, также на количество дыма и его плотность влияет наружная температура и влажность воздуха (чем холоднее и влажнее, тем гуще и дольше будет сохраняться белый дым). В морозы такое дымление может быть постоянным, то есть установка дымит белым независимо от степени прогрева ДВС.
Повышенного внимания требует ситуация, когда на улице тепло, при этом после запуска мотора из выхлопной трубы идет густое облако белого дыма. В этом случае высока вероятность попадания рабочей жидкости (тосола или антифриза) из системы охлаждения прямо в цилиндры.
Данная неисправность появляется в результате перегревов двигателя, пробоя или , образования в тех местах, где проходят каналы рубашки охлаждения ДВС.
В такой ситуации понадобится снимать головку, при необходимости шлифовать привалочную плоскость, менять прокладку ГБЦ, проверять головку на герметичность, ремонтировать трещины и т.п.
- Для подтверждения диагноза следует открутить крышку на заведенном моторе. Бурление и пузыри четко укажут на прорыв газов в систему охлаждения, при этом уровень ОЖ также может повышаться. После остановки ДВС указанный уровень в бачке понижается, часть ОЖ попадает в цилиндры.
- Отметим, что не всегда жидкость будет бурлить, особенно в случае наличия микродефектов. В подобной ситуации следует ориентироваться только по цвету, состоянию и уровню ОЖ.
- Запах гари, наличие масляных пятен на поверхности, снижение уровня в бачке без видимых причин и ряд других косвенных признаков укажет на попадание жидкости из системы охлаждения в цилиндры.
- Также не лишним будет достать масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Дело в том, что при интенсивном проникновении охлаждающей жидкости в камеру сгорания возникают протечки из надпоршневого пространства через в картер ДВС.
Результатом становится разжижение и помутнение моторного масла, появление характерной коричневатой эмульсии. Добавим, что при интенсивном скоплении ОЖ в пространстве над поршнем может произойти гидроудар двигателя. По указанным причинам сильное дымление белым дымом является тревожным симптомом и требует немедленного устранения. Другими словами, эксплуатацию ДВС лучше прекратить до устранения проблемы.
Черный дым при запуске двигателя
Черный цвет выхлопных газов зачастую возникает в том случае, когда имеются проблемы с системой питания и качеством топливно-воздушной смеси.
Такой дым образуется в результате того, что происходит сильное обогащение рабочей смеси топлива и воздуха применительно к конкретному режиму работы ДВС.
Под обогащением следует понимать большое количество горючего по отношению к количеству воздуха. В этом случае могут появляться следующие дополнительные признаки:
- двигатель легко крутится от стартера, но с трудом запускается;
- достаточно часто , даже новые или исправные;
- после запуска мотор «троит», работа ДВС неустойчивая;
- в и сильно хлопать;
- силовой агрегат теряет мощность и перерасходует топливо;
- на приборной панели может , БК выдает ошибку;
- в выхлопе присутствует явный запах бензина или солярки;
По оттенку дым может изменяться в различных случаях от серого до густого черного. Почернение возникает от избытков сажи, которая образуется в результате неполноценного сгорания топливного заряда.
Дымить черным мотор может как «на холодную», так и после прогрева, во время перегазовок и т.п. Если постоянный черный выхлоп отмечен на дизельном двигателе, тогда еще одной причиной может стать выход из строя или другие неполадки сажевого фильтра.
- Список причин, которые приводят к нарушениям топливоподачи, смесеобразования и сгорания смеси, достаточно широкий. На двигателях с карбюратором необходимо начинать проверку с самого дозирующего устройства, поплавковой камеры и уровня топлива в ней, а также воздушных и топливных жиклеров.
- Еще внимание следует уделить системе холостого хода. Параллельно на инжекторном и карбюраторном моторе рекомендуется проверить систему зажигания, так как выход из строя отдельных элементов (свечи зажигания, высоковольтные свечные бронепровода, катушка и т.д.) вызывает сбои в работе ДВС и может приводить к пропускам воспламенения.
- Еще одним пунктом во время диагностики считается система впуска, так как загрязнение воздушного фильтра является частой причиной слишком «богатой» смеси.
- Добавим, что на ДВС с инжектором к избытку подаваемого топлива приводят сбои в работе датчиков . Неверные данные подаются на , после чего контроллер инициирует увеличенную подачу горючего.
- В этом случае следует проверять дроссельный узел, кислородный датчик и другие элементы. Относительно редко, но также возможен выход из строя самого электронного блока управления двигателем.
- Что касается системы питания , сами форсунки могут стать негерметичными и переливать топливо в цилиндры. Такая неполадка свойственна как бензиновым моторам, так и дизельным.
Это может происходить по причине сильного загрязнения, износа или возникновения других дефектов инжекторов. На бензиновых моторах следует также проверить топливную рампу и регулятор давления.
Опасность данной ситуации в том, что при сильном переливе топлива увеличивается не только расход, заливает свечи и возникают другие проблемы, но и происходит смывание горючим масляной пленки со стенок цилиндров. В результате во время запуска возрастает общий износ . Если в цилиндр попадает много топлива, которое не сгорает, тогда горючее также может в избытке стекать в картер ДВС.
Для проверки будет достаточно извлечь масляный щуп и понюхать моторное масло, оценить его состояние. Сильное разжижение и отчетливый запах горючего укажут на значительный перелив. В подобной ситуации двигатель нуждается в углубленной диагностике, может понадобиться чистка, настройка или даже замена топливных форсунок.
Сизый дым после запуска мотора
Синий цвет выхлопных газов или сизый оттенок является признаком того, что в камеру сгорания активно попадает моторное масло. Такой дым голубоватый, масляный и густой. Попадание масла легко установить простым способом.
Достаточно завести мотор и прислонить к выхлопной трубе чистый лист бумаги. Наличие жирных пятен, которые не высыхают, укажет на частицы смазки в выпускной системе. Дополнительным признаком можно считать повышенный расход масла, который заметно превышает допустимый показатель для данного типа ДВС. Масло попадает в камеру сгорания по следующим причинам:
- Значительный износ элементов ЦПГ.
- Неисправности .
В первом случае речь идет об износе поршневых колец, появлении дефектов самого поршня или стенок цилиндров (задиры, эллипсность и т.д.). Во втором случае масло протекает по причине того, что отсутствует должное уплотнение в области стержня клапана и направляющей втулки клапана.
На начальном этапе для ремонта может быть достаточно замены сальников клапанов (маслосъемных колпачков). Состояние ЦПГ помогает определить замер компрессии в двигателе.
Если снижение компрессии по цилиндрам незначительное, тогда двигатель может иметь сизый или синий выхлоп только после запуска и до момента прогрева. Дело в том, что после прогрева зазоры между деталями уменьшаются, масло прекращает попадать в камеру сгорания.
В случае сильно увеличенных зазоров разжиженное от нагрева масло все равно будет попадать в рабочую камеру. Если автомобиль оснащен турбокомпрессором, тогда сизый дым после запуска мотора или в процессе его работы может оказаться следствием неисправностей данного элемента.
В случае износа подшипников турбины, а также уплотнителей ротора, масло через турбонагнетатель будет проникать в систему выпуска и там гореть. В результате из выхлопной трубы идет синеватый дым с частицами смазки.
Дым из-под капота при запуске двигателя
Указанное явление чаще всего можно встретить в том случае, если в каком-либо месте (сальники, прокладки) имеется утечка масла. Смазочный материал попадает на выпускной коллектор и начинает выгорать по мере прогрева ДВС, а водитель видит дым из моторного отсека.
Также не следует исключать и возможность попадания посторонних предметов на нагретые элементы ДВС или выпускную систему. Аналогичный эффект может вызывать и утечка топлива, которая возникает по причине потери герметичности определенных элементов системы топливоподачи и топливного впрыска.
В обоих случаях проблему нужно немедленно решать, так как значительно повышается риск возгорания и пожара в подкапотном пространстве. Параллельно негерметичность в выхлопной системе или проблемы с турбонаддувом также могут оказаться причиной того, что из-под капота появился дым при запуске мотора или дымит постоянно во время его работы.
Например, искривление фланца приемной трубы или прогар прокладки станет причиной появления дыма в моторном отсеке. Еще следует уделить внимание тому, стоит ли на автомобиле жидкостной предпусковой подогреватель салона и двигателя.
Появление дыма из-под капота в этом случае больше свойственно дизельным агрегатам, так как предпусковой подогрев более востребован на данном типе моторов. Если просто, подогреватель на конкретном авто может являться .
Так как устройство внутри себя сжигает горючее, для горения порции топлива необходима подача воздуха, а также должна быть реализована система для отвода газов после сгорания. При неквалифицированной самостоятельной установке или по другим причинам система отвода газов из подогревателя может быть выведена так, что патрубок для отвода выхлопа идет в подкапотное пространство.
В норме предпусковые жидкостные подогреватели практически не дымят, а продукты горения выводятся в области переднего крыла (за колесом). При этом определенные неисправности вполне могут приводить к тому, что из-под капота появляется дым. В этом случае установленную систему следует проверять отдельно.
Как видно, для устранения причины черного, белого или синего цвета выхлопа в одних случаях может быть достаточно замены фильтров и прочистки инжектора. В то же самое время для других моторов единственным выходом будет замена изношенных элементов ЦПГ, ГРМ или даже капитальный ремонт двигателя.
Добавим, что если двигатель начал неожиданно дымить черным выхлопом при запуске без явных причин, тогда в самом начале рекомендуется сменить топливо. Заправка некачественным горючим или топливом с высоким содержанием присадок и примесей часто приводит к трудностям воспламенения смеси и изменению цвета отработавших газов.
Не следует забывать и о том, что от фаз газораспределения, качества регулировки клапанов и нормально выставленного зажигания напрямую зависит стабильность работы агрегата и полноценность сгорания топливно-воздушной смеси. Ремень ГРМ (при наличии) должен быть выставлен строго по меткам, тепловой зазор клапанов необходимо тщательно регулировать.
Отметим, что в процессе проведения первичной диагностики можно , цвету нагара на электродах и резьбовой части. Например, мокрые свечи или черный маслянистый нагар дополнительно укажут на причину и степень серьезности проблемы. Напоследок добавим, что для быстрого поиска неисправности инжекторного бензинового или дизельного мотора рекомендуется сразу провести полную компьютерную диагностику двигателя.
С учетом невысокой стоимости данной операции на СТО можно выявить неполадки и сбои в работе отдельных датчиков ЭСУД. Также можно проверить ДВС на ошибки самому при помощи диагностического адаптера в .
Читайте также
Черный цвет выхлопа дизельного двигателя. Сажа из выхлопной трубы дизеля, причины неполного сгорания топлива. Определение основных неисправностей.
Знакомая картина: запустили двигатель после долгой стоянки и из выхлопной трубы повалил густой дым. Вполне возможно, что после прогрева он уменьшится, а при поездке и вовсе исчезнет. Но чаще бывает иначе. Дымление продолжается и явно показывает, что в моторе имеются какие-то неполадки. Долгое бездействие послужило своего рода толчком к их резкому проявлению.
Дым из выхлопной трубы бывает и белым, и черным, и любых промежуточных оттенков. Цвет служит важным диагностическим признаком. Работа двигателя с повышенным дымлением часто сопровождается и другими отклонениями от нормы, хотя порой малозаметными. Их обязательно надо улавливать и отмечать, чтобы точнее оценить ситуацию.
Обычно появление дыма связано с неисправностями следующих рабочих органов двигателя: системы управления (в основном топливоподачи), системы охлаждения, механической части (поршневая группа, распределительный механизм и т.д.). В соответствии с этим дым возникает либо из-за неполного или «неправильного» сгорания топлива, либо попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо поступления туда масла. Присутствие масла, охлаждающей жидкости или из- лишнего топлива при сгорании в цилиндрах и придает характерный цвет выхлопным газам.
Если проанализировать возможные неисправности, то окажется, что во многих ситуациях дым одинаков по цвету, хотя и имеет различную природу. Другое обстоятельство: нередко неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-за неполадок и дефектов в другой. Вот характерный пример: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Уже вследствие этого в цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по существу вторична.
Начинать поиск причины дыма лучше с сопоставления всех зафиксированных обстоятельств: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможных внешних влияний. О характерных сочетаниях этих факторов у нас и пойдет речь.Белый дым.
Белый дым из выхлопной трубы - вполне нормальное явление для режимов прогрева холодного двигателя. Только это не дым, а пар. Вода в парообразном состоянии - естественный продукт сгорания топлива. В ненагретой выпускной системе этот пар частично конденсируется и становится видимым, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. По мере прогревания системы конденсация уменьшается. Чем холоднее окружающая среда, тем более плотным и белым получается пар. При температуре ниже -100 С белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе, а при морозе в минус 20-25 градусов приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. На цвет и насыщенность пара влияет также влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.
Белый дым в теплое время и на хорошо прогретом двигателе чаще всего связан с попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (например, через негерметичную прокладку головки блока). Вода, содержащаяся в охлаждающей жидкости, не успевает полностью испариться при сгорании топлива и образует довольно густой белый дым (на деле опять-таки пар). Его оттенок зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. Иной раз он выглядит сизым, напоминая «масляный» дым. Отличить водяной пар легко: он сразу рассеивается, а после «масляного» дыма в воздухе надолго остается синеватый туман.
Чтобы убедиться в виновности именно системы охлаждения, потребуется ряд целевых проверок. Нетрудно уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается вода, а не масло. Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги. Капли воды с листа постепенно испарятся и не оставят явных жирных следов, да и на ощупь они не будут жирными.
Далее поиск надо согласовать с конструкцией двигателя. Жидкость может попадать в цилиндр вследствие не только повреждения прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. Все эти дефекты при работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (порой там даже образуется газовая пробка), что и служит основой для распознавания.
Открыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко заметить запах выхлопных газов и пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. Да и уровень жидкости будет пониженным. Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя давление в системе охлаждения сразу повышается (нетрудно ощутить рукой, сжав верхний шланг радиатора), быстро увеличивается и уровень жидкости в расширительном бачке. Причем этот уровень нестабилен и в бачке можно заметить выход пузырей газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жидкости из бачка.
Если двигатель остановить, то картина изменится. Жидкость начинает уходить в цилиндр. Постепенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При последующем запуске масло с жидкостью перемешивается, образует эмульсию и меняет цвет - становится непрозрачным и более светлым. Циркулируя по системе смазки, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслозаливной горловины характерную пену светлого желто-коричневого цвета.
Это проверяют, вынув масляный щуп и открыв пробку горловины, но если дефект (трещина, прогар) невелик, то никаких изменений может и не быть (случается, что масло остается чистым, хотя пена на пробке образуется). Напротив, если негерметичность в цилиндре существенна, то жидкость, накапливаясь над поршнем, даже препятствует провороту коленчатого вала стар- тером в первый момент при запуске. В особо тяжелых случаях возможен гидроудар в цилиндре, деформация и поломка шатуна.
Иногда удается уточнить место дефекта. Попадая в цилиндр, охлаждающая жидкость активно «чистит» все, с чем соприкасается, поэтому и свеча зажигания будет выглядеть совсем свежей. Если через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).
Дальнейшие проверки возможны только со снятой головкой блока. Оценивают состояние прокладки, плоскостей головки и блока. Прогар прокладки часто сопровождается деформацией плоскости головки, особенно если дефекту предшествовал перегрев двигателя (например, из-за неисправности термостата, вентилятора и других причин). Хуже, если явных дефектов не найдено. Тогда необходимо проверить головку на герметичность под давлением; наиболее вероятно, что на стенке камеры сгорания будет обнаружена трещина (чаще вблизи седла выпускного клапана). Следует также внимательно осмотреть цилиндр, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. Трещина в цилиндре - редкий дефект, но если она есть, обнаружить ее несложно. Края трещины расходятся (стенки «дышат») и нередко оказываются отполированными поршневыми кольцами.
Бывает также, что охлаждающая жидкость попадает в цилиндр через систему впуска - например, из-за негерметичности прокладки впускного коллектора (если она одновременно уплотняет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью). В подобных случаях давление в системе охлаждения не повышается, запаха выхлопных газов в ней нет, но масло превращается в эмульсию, а уровень охлаждающей жидкости быстро убывает. Этих признаков, как правило, достаточно, чтобы найти дефект и не спутать его с описанным выше, иначе будет напрасно снята головка блока.
Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранения прямых причин. Поскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигателя, то следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждения - возможно, что не работает термостат, датчик включения, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.
Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя. Во-первых, дефекты быстро прогрессируют. А во-вторых - работа мотора на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей и через несколько сотен километров без капитального ремонта, скорее всего, уже не обойтись.Синий или сизый дым
Основная причина появления синего дыма - попадание масла в цилиндры двигателя. «Масляный» дым может иметь различные оттенки - от прозрачного голубого до густого бело-синего, что зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. Характерно, что масляный дым, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе быстро, а упомянутый выше тест с бумагой дает жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.
Очевидно также, что масляный дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а при достижении 1,0 л/100 км - и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах масляный дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно больших расходах.
Масло в цилиндры (точнее, в камеры сгорания) попадает двумя путями - либо снизу, через поршневые кольца, либо сверху, через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.
Износ деталей цилиндро-поршневой группы - одна из самых распространенных причин появления масляного дыма. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям, воспринимающим давление газов в цилиндре. Могут быть изношены и канавки этих колец в поршнях. Большие зазоры в канавках создают насосный эффект. Даже если маслосъемные кольца еще в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно «подкачивают» его снизу вверх.
Цилиндры более всего изнашиваются в зоне остановки верхнего кольца при положении поршня в верхней мертвой точке, а в средней части нередко приобретают овальную форму. Отклонение формы цилиндра от окружности ухудшает уплотнительные свойства колец. В зоне замков обычно образуются просветы, но не исключено их появление и в других местах окружности.
Нередки случаи, когда при сравнительно приличном состоянии колец и поршней повреждается поверхность цилиндра. Это бывает, например, при плохой фильтрации масла, когда между юбкой поршня и цилиндром попадают абразивные частицы. Тогда на цилиндре возникают царапины.
Аналогичная ситуация реальна и после долгой стоянки автомобиля, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться очаги коррозии. Потребуется значительное время на сглаживание этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработаться).
Тот же эффект часто возникает при нарушении технологии ремонта двигателя, если поверхность отремонтированного цилиндра слишком грубая или цилиндр имеет неправильную форму, либо же использованы некачественные поршни и поршневые кольца. В подобных случаях, как правило, вообще нельзя рассчитывать на нормальную приработку.
Износы деталей цилиндро-поршневой группы нередко сопровождаются потерей компрессии и повышением давления картерных газов, что определяют соответствующими приборами (компрессометр, тестер утечек и др.). Однако следует помнить, что большое количество масла, поступающего в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях. Если они не слишком велики, то результат оценки компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство запутывает поиск конкретной причины синего масляного дыма.
Еще одно замечание о характерных обстоятельствах. Когда больших износов деталей нет, то синий или сине-белый дым явно наблюдается только при прогреве двигателя, постепенно уменьшаясь и даже исчезая. Причина проста: нагреваясь, детали приобретают форму и занимают место, при которых они лучше прилегают друг к другу. При чрезмерно больших износах картина обратная: дым на прогретом двигателе усилится, так как горячему маслу, имеющему малую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.
Всегда легче определить неисправность, связанную с более серьезными дефектами или даже поломками деталей. Так, детонация обычно приводит к поломке перемычек между кольцами на поршнях, реже - к поломке самих колец. Сильный перегрев двигателя вызывает деформацию юбок поршней, образуется большой зазор между поршнем и цилиндром. Деформированный поршень перекашивается, нарушая работу колец. Тот же результат возможен при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремня и удара поршня по незакрывшемуся клапану.
Применение низкокачественного масла может вызвать пригорание и залегание колец в канавках поршня. А вследствие длительного калильного зажигания кольца могут быть просто завальцованы в канавках с полной потерей подвижности.
Рассмотренные выше дефекты обычно возникают не во всех цилиндрах сразу. Найти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состояние свечей зажигания и значение компрессии в разных цилиндрах. Более того, подобным дефектам часто сопутствуют разного рода посторонние шумы и стуки, изменяющиеся с оборотами, нагрузкой и степенью прогрева двигателя, а также неустойчивая работа двигателя из-за отключения цилиндров (особенно при холодном пуске).
Распространенная группа неисправностей, вызывающих масляный дым и расход масла, связана с износом стержней клапанов и направляющих втулок, а также износом, механическими дефектами и старением (потерей эластичности) маслосъемных колпачков. Эти дефекты, как правило, дают заметное увеличение дымления двигателя по мере прогрева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями. Кроме того, попадание масла в цилиндры усиливается на холостом ходу и при торможении двигателем. На этих режимах во впускном коллекторе возникает большое разрежение, и масло течет по стержням клапанов под действием перепада давления, накапливаясь на стенках деталей и в выхлопной системе. Последующее открытие дроссельной заслонки в первый момент резко усиливает густоту синего масляного дыма.
У двигателей с турбонаддувом расход масла, сопровождаемый синим дымом, возможен из-за неисправности турбокомпрессора, в частности, износа подшипников и уплотнений ротора. Износ уплотнения переднего подшипника компрессора дает картину, похожую на выход из строя маслосъемных колпачков (включая масляный нагар на свечах), но при этом во входном патрубке компрессора собирается лужица масла. Неисправность уплотнения турбины определить сложно, поскольку масло поступает непосредственно в выхлопную систему и там догорает.
В эксплуатации синий дым и расход масла нередко появляются при отключении одного из цилиндров из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно, если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда - компрессия в этом цилиндре незначительна или вообще отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар, часто в виде наростов.
Встречаются и довольно экзотические дефекты, вызывающие синий масляный дым. Так, у автоматических коробок передач с вакуумным датчиком нагрузки возможен разрыв мембраны регулятора. Поскольку ее полость соединена шлангом со впускным коллектором, то двигатель начинает попросту высасывать масло из коробки передач. Как правило, масло поступает только в те цилиндры, около которых в коллекторе сделан отбор вакуума. При этом возможен заброс свечей и разбрызгивание масла из свечных отверстий (напомним, что масла ATF обычно имеют
красный цвет).Черный дым
Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливо-воздушной смеси, и, следовательно, о неисправностях системы топливоподачи. Такой дым обычно хорошо просматривается на светлом фоне за автомобилем и представляет собой частички сажи - продукты неполного сгорания топлива.
Черный дым часто сопровождается большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчивой работой двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси.
У карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров.
У бензиновых двигателей с электронным впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др.), а также при негерметичности форсунок. Последний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми упоминавшимися выше последствиями. Суть в том, что через неисправную форсунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке. У дизелей черный дым иногда появляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска.
Общим для режимов работы бензиновых двигателей на переобогащенной смеси является повышенный износ и даже задиры деталей цилиндро-поршневой группы, поскольку избыточное топливо смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает смазку. Кроме того, топливо попадает в масло и разжижает его, ухудшая условия смазки и в других сопряженных деталях двигателя. В некоторых случаях это разжижение настолько велико, что уровень масла в картере (точнее, смеси масла с топливом) значительно повышается. Разбавленное масло приобретает отчетливый запах бензина. Очевидно, что эксплуатация двигателя с такими неисправностями не только затруднительна, но и крайне нежелательна, поскольку быстро ведет к новым, куда более серьезным неприятностям.
В принципе, многие автовладельцы не обращают особого внимания на дым из выхлопной трубы, если его количество уменьшается после полного прогрева машины , а в процессе движения дым и вовсе исчезает. Однако если дымление не прекращается и при езде – это явный признак более или менее серьезных неисправностей в моторе авто.
Эти неполадки как бы стараются обратить на себя внимание водителя, обостряясь при запуске двигателя и проявляясь в виде дыма различных. Следует внимательно отнестись к этим тревожным сигналам и вовремя выявить неисправность до того, как потребуется сложный и затратный ремонт.
Природа выхлопных газов автомобиля
Цвет и консистенцию дыма из выхлопной трубы можно образно сравнить со свежестью человеческого дыхания – здоровый организм (и биологический, и механический) выдыхает соответственно более чистые пары, чем заболевший. В исправном автомобиле при сгорании топлива образуются соединения воды и углекислого газа – как и в парах от дыхания здорового человека. Однако нужно учесть, что сгорание топлива происходит не на чистом кислороде, а при помощи обычного воздуха, по большей части состоящего из азота. Именно поэтому в дыме из выхлопных труб автомобилей образуются вредные азотные оксиды (NOx), негативно влияющие на состояние атмосферы и даже приводящие к выпадению так называемых кислотных дождей. Да и топливо окисляется и сгорает не полностью, даже в двигателях новейших марок, а из-за этого происходит дополнительный выброс углеродных соединений – СО и СН. Помимо всего этого, при попадании в камеру сгорания масла или охлаждающей жидкости, возникают и уходят в воздух другие, не менее вредные, химические «коктейли».
Разумеется, выхлопная система современных моторов по возможности оснащается различными нейтрализаторами и фильтрами. Однако этого недостаточно – вспомните плотные облака смога на фотографиях крупнейших мегаполисов. Кроме того, любые фильтрующие системы изнашиваются со временем, тем самым повышая токсичность дыма, выходящего из выхлопной трубы автомобиля. Хотя, как говорилось выше, цвет и токсичность дыма зависят не только от негодности механизмов саморегуляции, но и от многих других неисправностей.
Сравнительная характеристика выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей
Чаще всего более или менее густой дым из выхлопной трубы сигнализирует автовладельцу о неисправности систем топливоподачи и охлаждения двигателя, а также о неполадках механизма распределения или поршневой группы. В каждом из этих случаев имеются свои нюансы: либо топливо сгорает неполноценно, либо в цилиндры поступает охлаждающая жидкость, а иногда и масло. Собственно говоря, именно излишки топлива или же наличие посторонних веществ в цилиндрах и придают выхлопным газам различные оттенки.
В целом цвет дыма из выхлопной трубы практически одинаков – различия имеются только в нюансах, поскольку иногда неполадки определенной системы, вызывающие дым, напрямую связаны с неисправностью других систем, которые не могут «заявить о себе» с помощью дымления. Например, нередка такая ситуация: плохо работает система охлаждения, из-за чего двигатель перегревается. Из-за перегрева пригорают поршневые кольца, что влечет за собой попадание масла в цилиндры и, как результат – появление дыма. Заметьте, что изначальная причина кроется вовсе не в поршневых кольцах, а в системе охлаждения. Именно поэтому, начиная искать причину, вызвавшую дым из выхлопной трубы, следует крайне тщательно – анализируя и сопоставляя все имеющиеся факторы.
Основные причины черного дыма дизеля
Как видно из названия этого подраздела, черный дым из выхлопной трубы чаще всего обязан своим появлением проблемам с горючим. Черный цвет выхлопа обусловлен цветом сажи, которая образуется в результате, например, неполного сгорания топлива. Сажа появляется, когда идет процесс разложения на элементы той части топлива, которой для полного сгорания не хватило воздуха. Современные автомобили оснащены компьютерными системами, которые контролируют все процессы, происходящие при движении – в том числе и процесс сгорания топлива.
Под таким «чутким руководством» значительно снижается риск ошибки в образовании горючей смеси – хотя по большому счету это касается только бензиновых моторов, в то время как дизель, даже самый современный, все равно будет слегка коптить. Это связано с тем, что в дизельных двигателях состав смеси отличается от бензиновых собратьев – ее концентрация в данном случае неоднородна и содержит в себе вкрапления высокой топливной плотности.
Для придания ей однородности, современная автоиндустрия использует механизмы повышенного давления впрыска – однако даже эта мера пока не способна полностью искоренить проблему, и поэтому окрашенный сажей дым из выхлопной трубы машины с дизельным мотором можно увидеть гораздо чаще, чем у бензиновых автомобилей. Черный цвет дыма из выхлопной трубы обусловлен наличием сажи. На последних марках используются противосажевые фильтры, что в некоторой мере решает вопрос (однако эти фильтры необходимо периодически чистить, а рано или поздно – менять на новые). Помимо неполного сгорания, причиной черного дыма из выхлопной трубы могут стать и другие факторы – например, недостаточное качество топлива.
Следует помнить, что использование некачественного топлива может повлечь за собой слишком быстрый процесс сгорания – такое сгорание еще называют детонационным. Еще одним фактором, влияющим на интенсивное образование сажи, может стать неисправность той самой пресловутой электронной системы, следящей за эффективностью сгорания топлива. Например, отказ датчика кислорода приводит к тому, что электронный блок оказывается не в состоянии осуществлять контроль полноты сгорания – и тогда он начинает работать наобум, не поддерживая при этом полноценный «диалог» с кислородным датчиком.
Что делать чтоб точнее определить причину?
Такая расцветка дыма сигнализирует о том, что система питания мотора плохо работает и неверно перемешивает горючее с воздухом. Разумеется, причина может быть довольно банальной и заключаться в качестве горючего, а вернее в его плохом качестве. Однако неверное смесеобразование все же является самой распространенной причиной. Данное обстоятельство объясняется излишком горючего или недостаточным объемом воздуха.
Причина недостатка воздуха может заключаться в загрязнении воздушного фильтра или каналов воздуховода. Кроме того, может неверно работать и датчик потребления воздуха. Когда на больших оборотах объем дыма становится больше, тогда следует выполнить проверку давления горючего. Когда автотранспорт, который имеет дизельный двигатель, сопровождает черный дым, тогда необходимо осмотреть работоспособность насоса высокого давления. Возможно, причина именно в нем. Визуальный контроль шлангов, хомутов, интеркулера (смотреть на подтеки масла, как признак негерметичности). Лучшая проверка - искусственное создание давления в канале с помощью внешнего (например велосипедного) насоса при выключенном моторе. Для этого отсоединить шланги с впускного коллектора и от турбины, закрыть их и создать давление - наблюдать/слушать выход воздуха из негерметичностей.
Как устранить черный дым из выхлопной трубы дизеля?
- Загрязнен воздушный фильтр. Необходимо его заменить.
- Неисправность форсунок – в основном связано с некачественным топливом. Черный дым появляется в этом случае при резком нажатии на газ или при движении с нагрузкой. Неисправность форсунки сопровождается еще и неравномерной работой дизельного двигателя. Его начинает трясти (очень ощутимо на малых оборотах). В таких случаях ремонт требуется неисправной форсунке;
- Неправильно установлен момент впрыска. При раннем угле впрыска происходит значительная задержка самовоспламенения, растет давление в цилиндре, что приводит к жесткой работе диздвигателя, и, кроме того, образуется много сажи. Если установка угла ТНВД правильное и дизтопливо качественное, то ТНВД подлежит ремонту вместе с форсунками;
- Неисправности турбокомпрессора. В результате турбокомпрессор не развивает необходимого давления надува, либо пропускает много масла во впускной тракт из-за того, что изношены лабиринтные уплотнители вала турбины;
- Неправильные условия для сгорания топливовоздушной смеси: низкая или повышенная компрессия либо недостаток воздуха.
При низкой компрессии двигатель трудно запускается, теряется мощность, появляется черный дым под нагрузкой. При повышенной - дизельный двигатель работает очень шумно, слышны детонационные стуки. Данная неисправность встречается очень редко и связана с ошибками при сборке мотора. Недостаток воздуха связан с неисправностью турбины или с не герметичностью впускного тракта. Под нагрузкой, в таком случае, появляется черный дым, и дизельный двигатель теряет мощность.
- Эксплуатация авто, с выделяющимся черным дымом, не приводит к повреждению мотора или его деталей. А вот долгая езда с ранним углом впрыска либо с неисправными форсунками приведет к прогару форкамер, разрушению перемычек и обгоранию поршней, что в дальнейшем повлечет для любых автомобилей серьезный ремонт дизельных двигателей. ё