Несмотря на то, что универсал относится к довольно распространённым видам кузова, далеко не каждый автомобилист точно знает значение и происхождение этого слова. Универсальный означает «общий» и указывает не грузопассажирский двухобъёмный кузов легкового автотранспорта. Это практически тот же седан, у которого увеличили размеры багажника, имеющего дополнительную заднюю дверь.
Формы и габариты
Впервые автомобили подобного типа произвели в Америке к середине 20-го столетия. Однако такое название кузов получил в странах СНГ.
Универсал кардинально отличается от хорошо знакомого седана. Это выражается в форме багажника, объединённого с салоном авто, и в наличии дополнительной дверцы, открывающей доступ к багажнику. Универсальный кузов обычно оснащён пятью дверями, значительно реже их бывает только три. Для отделения грузового отсека от пассажиров сегодня практикуется устанавливать сетку между багажником и салоном. Также этот элемент позволяет избежать травмирования пассажиров во время ДТП.
Существуют универсалы, имеющие покатую, как у хетчбэка, крышу. Однако от сотоварища их отличает задний свес значительно большей длины. Современные авто с подобным типом кузова способны к трансформации задней части, позволяющей увеличивать багажник. Подобные автомобили, в зависимости от модели и классификации, снабжают двумя, тремя, а иногда и четырьмя рядами сидений. Последний вариант относится к американским моделям, обладающим корпусом полноразмерного седана, а также грузовыми шасси.
Машины, оснащённые кузовом 65 универсала, оборудованы открывающейся вбок либо поднимающейся задней дверцей. Некоторые из моделей, преимущественно североамериканских производителей, оснащены задней дверкой в виде створок, независимо открывающихся, где верхняя всегда длиннее нижней. Среди отечественных авто с подобным типом кузова можно отметить «Москвич-426», а также ГАЗ-22.
К самым редким разновидностям относится вариант, в котором верхняя часть задней дверки оснащена окном. При необходимости такую дверку можно полностью убрать внутрь. Такое исполнение относится к 50–70 годам прошлого столетия, и сочеталось оно преимущественно с верхом хардтоп-универсал, выпускаемым в Америке.
Полноразмерные универсалы, выпускаемые в 70-е годы, обладают абсолютно уникальным вариантом открывания задних дверок. Их нижняя часть, посредством электропривода, уходила в пол, а стекло сверху вжималось внутрь крыши. Крыша автомобиля с кузовом типа универсал может быть приподнятой сзади, что значительно увеличивает объёмы багажника.
Модели, в корме которых расположены глухие окна, именуются фургонами. Американцы подобные авто называют «развозными седанами», а небольшие фургончики с базой микроавтобуса – «вэнами».
Распространённость
Авто, оснащённое кузовом типа универсала, пользуется немалой популярностью, и имеет достаточно высокий рейтинг. Обладая достаточной вместительностью для размещения вещей и пассажиров, оно считается бизнес-транспортом. Но пользовались спросом такие авто не всегда. Активное разрастание пригородов в середине прошлого столетия вызвало потребность в респектабельном, но вместительном транспорте. Тогда универсалы пользовались огромным спросом. Однако появление первых минивэнов положило конец востребованности модификации.
Сегодня Логаном в универсальном типе кузова сложно кого-либо удивить, а в прошлом веке такой транспорт расценивался, прежде всего, как грузовой и только после этого – пассажирский. Небольшое количество машин использовалось в торговле либо в качестве такси. Такие авто и сегодня выполняют функции развозного коммерческого транспорта.
Именно машины, имеющие кузов универсального типа, наиболее пригодны для длительных путешествий. Их можно легко загрузить снаряжением, необходимым в дальней дороге, чувствуя при этом себя абсолютно комфортно. Помимо этого, универсалы, в сравнении с седанами, менее «прожорливы», что также имеет немалое значение.
Значение
Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный
универсал
универса ́л
1. м.Тот, кто владеет всеми или многими специальностями в своей профессии.
2. м.Инструмент для измерения горизонтальных и вертикальных углов (в астрономии и геодезии).
3. м.Закрытый кузов легкового автомобиля с багажным отделением, размещенный за спинкой заднего сиденья внутри пассажирского помещения.
4. м.Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»
УНИВЕРСАЛ
закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядами сидений, тремя или пятью дверьми (одна из них - задняя), с багажным отделением, размещенным за спинкой заднего сиденья внутри пассажирского помещения.
Словарь иностранных слов
УНИВЕРСАЛ
1. одуш. Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. Токарь-у.
2. Закрытый кузов легкового автомобиля с багажным отделением, размещенным за спинкой заднего сиденья внутри пассажирского салона, а также сам такой автомобиль.
3. ист. Торжественная грамота польских королей в 15-18 вв., а также украинских гетманов 17 в.
Сборный словарь иностранных слов русского языка
универсал
УНИВЕРСАЛ
(нем., этим. см. универсализм). Государев манифест; грамота малороссийского гетмана, также грамоты польских королей.
(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)
УНИВЕРСАЛ
(Источник: «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006)
УНИВЕРСАЛ
название циркулярных грамот польских королей и указов малороссийских гетманов.
(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)
УНИВЕРСАЛ
нем. Universale, от лат. universalis, всеобщий, относящийся ко всем. Указ малороссийского гетмана, а также грамота его на недвижимое имение.
(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)
УНИВЕРСАЛ
обнародуемые во всеобщее сведение грамоты польских королей и малороссийских гетманов; указы, повеления и проч.
Интересный факт: термин «универсал» используется только на территории России и в некоторых странах ближнего зарубежья. А в мире этот тип кузова имеет множество других вариаций.
Например, в Великобритании универсалы известны как , что дословно можно перевести с английского как «охотничий привал». Это отсылка к существовавшим когда-то конным экипажам, которые использовались во время охоты. Во Франции похожая ситуация – там такие автомобили называют «break», что является сокращением от «break de chasse» - «охотничий привал».
От хэтчбека универсал можно отличить по длинному заднему свесу и крыше, которая продлена до задних габаритов и не имеет покатой линии
Американцы, австралийцы и жители Новой Зеландии говорят о таком автомобиле «station wagon» или просто «wagon». Это название пошло от экипажей, а позже и автомобилей, которые обслуживали пассажиров на железнодорожных станциях и доставляли их вместе с багажом в гостиницы. А вот в германоговорящих странах используется термин «kombi», или на английский манер - «combi».
Особенности универсала
Также, как и , универсал отличается от седана салоном, объединенным с багажным отделением. Однако от хэтчбека его можно отличить по длинному заднему свесу и крыше, которая продлена до задних габаритов и не имеет покатой линии.
В России и Европе багажную дверь универсала принято считать за пятую дверь. В Соединенных Штатах же, напротив, учитываются только боковые двери
Доступ к багажнику осуществляется за счет двери, расположенной в задней части автомобиля. В России и Европе ее принято считать за пятую дверь. В Соединенных Штатах же, напротив, считают только боковые двери.
При этом салон универсала зачастую отгорожен от багажного пространства сеткой – эта мера безопасности рассчитана на то, чтобы защитить пассажиров от травм перевозимыми грузами при аварии. В Европе эта мера предосторожности является обязательной и включена в состав правил Еврокомиссии.
Дверь багажника может иметь несколько конфигураций. У автомобилей североамериканской сборки ее чаще всего делают двустворчатой. Такие створки открываются горизонтально и независимо друг от друга. При этом нижняя выполнена из того же материала, что и кузов, а верхняя изготовлена из стекла и выступает в роли заднего окна.
Интересный факт: в 70-е годы полноразмерные североамериканские универсалы General Motors оборудовали двустворчатой задней дверью с электроприводом. Нижняя часть «втягивалась» внутрь пола, а верхняя убиралась внутрь крыши.
Наибольшее распространение автомобили с типом кузова универсал получили в 50-е годы
Так как помимо перевозки пассажиров универсал используют и для транспортировки небольших грузов, производители часто оборудуют автомобили трансформируемым задним рядом сидений, который при необходимости можно сложить. А для большей вместительности трансформации также подвержено и кресло переднего пассажира.
История развития универсалов
Наибольшее распространение автомобили с типом кузова универсал получили в 50-е годы. , в Европе и Азии спрос на универсалы был значительно меньше.
Толчком к распространению универсалов стало развитие пригородов в Америке. Американцам потребовался семейный, вместительный и, вместе с тем, достаточно респектабельный автомобиль, чтобы ездить в город на работу.
Сначала кузов универсала делали из дерева, но производители быстро осознали непрактичность этого материала и начали использовать металл. Однако как дань традиции, борта универсалов обклеивали пленкой «под дерево» - этот стиль называется «woodie». Автомобили, оформленные в стили «вуди», существуют и до сих пор.
К середине 70-х универсалы стали вытесняться наподобие Dodge Caravan и комфортными внедорожниками. В тот период сложилось сразу несколько факторов, сыгравших против универсалов. Главный из них - начавшийся в 1973 году в США топливный кризис, который вынудил власти задуматься об экономии топлива и ограничить количество вредных выбросов и расход топлива автомобилей. При этом минивэны и внедорожники сертифицировались как малотонажные грузовые автомобили («light trucks»), для которых требования были менее жесткими, поэтому их производство было значительно выгоднее.
Если же говорить о Европе и Азии, то с началом выпуска универсалов спрос на них был не самым высоким, но стабильным: все-таки это был вместительный семейный автомобиль со сравнительно небольшим потреблением топлива.
В России универсалы также находили покупателей, однако изначально их использовали, в основном, в коммерческих целях - для перевозки небольших грузов. Со временем универсалы стали использоваться как автомобили скорой помощи – в частности, «скорые» Волга в кузове универсал сохранились и до нашего времени, особенно в небольших городах. Правда, для этих целей стандартную машину несколько переделывали: приподнимали уровень крыши, чтобы сделать автомобиль более вместительным.
Существует несколько разновидностей универсалов. Первый – это , который отличается от обычного отсутствием средних стоек. Универсал с «глухими» задними окнами зачастую называют «фургон» (в английском языке – «van»). Универсалы, построенные на базе внедорожников, обозначаются термином «субурбан» («suburban»).
Что такое кузов универсал знает не каждый, даже владельцы подобного авто, понятия не имеют о типах кузова, поможет вам разобраться с типами кузовов и принципиальными различиями наша инструкция. Универсал тип кузова (происходит от латинского слова universal, что означает «общий») - это тип закрытого грузопассажирского двух объёмного кузова легкового авто. Фактически представляет из себя вариант кузова седан с увеличенным размером багажника и дополнительной подымающейся дверью сзади.
Размеры и форма кузова
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!
Первые автомобили с универсальным кузовам появились еще в 1950х годах в Америке. Однако в таком значении слово используется исключительно в России и странах ближнего зарубежья.
Форма кузова универсала содержит принципиальное отличие от привычного седана, оно заключается в том, что багажник и пассажирский салон в корпусе объединены, крыша увеличена до задних габаритов, и имеется дополнительная дверца в задней стене кузова.
Обычно универсал кузов имеет пять дверей, гораздо реже - три, а дополнительная задняя дверца служит для облегчения доступа в багажное отделение. В Северной Америке, принято правило, подсчитывать исключительно боковые двери, поэтому говорят «четырёх-» либо «двух дверной» универсал.
В наше время многие развитые страны выпускают машины с использованием сетки разделяющей багажник и салон в универсалах, с целью отделить пассажиров от груза и предотвратить тем самым травмирование пассажиров при ДТП. Кстати, такое требование входит в свод правил Еврокомиссии для всех производителей авто (Это правило обозначено как R17 ЕЭК ООН).
Другие типы кузова и разница в исполнении
Универсал от хетчбэка отличается размером заднего свеса - хетчбэк имеет более короткий свес, в то время как машины с кузовом универсал зачастую имеют свес длиннее.
Примечательно, что некоторые универсалы (например Audi100 Avant) оснащены покатой крышей, как и хетчбэк, только по длине заднего свеса можно определить, что кузов авто универсал, фото привожу ниже. В некоторых странах дальнего зарубежья подобный тип могут называть «лифтбэк».
Большинство современных авто с кузовом универсал позволяют трансформировать заднюю часть кузова, увеличивая размер багажника, за счет складывания задних рядов сидений.
Автомобили с кузовом универсал могут иметь два, три, а некоторые, даже четыре ряда сидений (имеются ввиду американские модели, имеющие корпус полноразмерных седанов и шасси от лёгких грузовиков). Встречаются так же салоны, где два ряда обычных (расположенных поперечно) сидений, а следующий ряд, смотрит назад; или один ряд стандартных сидений и в задней части имеет боковые сидения (расположенные продольно), часто сидения выполняются в складном варианте.
Подавляющее большинство машин, имеющих кузов б5 универсал, оснащены обычной подъемной либо открывающейся набок дверцей в задке. У некоторых моделей (как правило, североамериканских) она двустворчатая - состоит из двух, независимо открывающихся створок верхней и нижней. При этом нижняя створка всегда короче верхней, без остекления, она открывается при перевозке длинномерных (выступающих из багажника) грузов. Отечественные автомобили, имевшие такой кузов – «ГАЗ-22» и «Москвич — 426».
Наиболее редкой разновидности задней дверцы является двустворчатое исполнение, верхняя часть выполняется в виде окошка и при необходимости, полностью убирается внутрь двери - такой тип применялся только в самой Северной Америке в 50х-70х годах, и зачастую сочетался с типом кузова «хардтоп-универсал»
В некоторых современных моделях, сегодня предусмотрена возможность отдельного открывания стекла задней дверцы.
В полноразмерных универсалах типа GM, которые производились в первой половине 70-х годов, встречался абсолютно уникальный тип открывания задней двери (Раковина устрицы — англ. Сlamshell), её нижняя часть убирается внутрь пола, при помощи электропривода кузова, а верхнее стекло - одновременно уходит внутрь крыши.
А в задней части авто крыша, имеющей кузов универсал 2111 иногда бывает приподнятой для увеличения объёма багажника.
Традиционный «универсал» изначально выполнялся из дерева, однако, в 1950-х годах деревянные кузова, из-за непрактичности, вышли из моды, только в странах Северной Америки, выбор автомобиля в кузове универсал, представлен стилем отделки под дерево (так называемый «стиль Woodie»).
Универсалы, имеющие в задней части корпуса глухие окна, обычно называются «фургон». В странах Северной Америки этот термин соответствует машине Sedan Delivery («развозной седан»), а фургончик на базе микроавтобуса называется «вэном».
На шасси грузовиков в США встречались универсалы вплоть до середины 20-го века, они назывались Suburban («субурбан»). Фактически, это грузопассажирские микроавтобусы.
Распространённость
Рейтинг авто с кузовом универсал сегодня высокий, так называемый «бизнес» автомобиль, много сидений и много места для вещей. Но популярность их варьировалась очень сильно и по странам и по временным периодам.
Пик популярности был в 50-х годах в странах Северной Америки из-за активного роста пригородов, населению потребовался весьма вместительный, при этом вполне респектабельный транспорт, поэтому вторая половина 1950х годов, вплоть до окончания 1970-х были эпохой расцвета американских универсалов. В этот период и возникли экзотические варианты, например хардтопы, не имеющие центральной стойки в кузове, а так же двух / трёх дверные «спортивного типа», море всевозможных вариантов компоновки салона, конструкций задней дверцы, и другие.
Из-за популярности, конце 50-х годов на различного вида универсалы приходилось больше половины производства таких известных американских автомобильных марок, как Plymouth (Плимут).
Однако, бензиновые кризисы в 1973 и в 1980годах, и появление в 1984 первых моделей американских минивенов - Plymouth Voyager и Dodge Caravan, появление моды на комфортабельные внедорожники, все это положило конец спросу на большие универсалы.
Новое американское законодательство в экономии топлива, которое ввели после 1975года, устанавливало жесткие нормы расхода топлива и вредных выбросов для разных классов автомобилей, за превышение которых вводились штрафы для производителей машин.
Чтобы выжить в конкурентной борьбе минивены стали сертифицировать как облегченные грузовые авто (light trucks), что сразу сделало их производство более выгодным, чем легковых машин того же типа. Поэтому, еще в 1979году light trucks (включая «джипы») занимали всего 9,7%продаж, а началу 2000годов доля продаж этой категории машин на рынке США достигла 50%, универсалы практически прекратили выпускать. Однако, в наши дни в Америке появилась определённая новая тенденция, способствующая возрождению этого класса авто.
В Европе весь послевоенный период универсалы сохраняли свою скромную, но весьма стабильную популярность как семейный, коммерческий и грузопассажирский автомобиль.
Это сегодня logan в кузове универсал никого не удивит, в годы СССР все было по другому.В СССР универсалы воспринимались как грузовой, а затем только как пассажирский автомобиль. Наибольшая часть применялась в народном хозяйстве, например в системе торговли или службе такси. Такой подход сохраняется и сегодня в России, где такие авто часто выполняют работу развозного коммерческого автомобиля, гораздо реже семейного транспорта.
Кроме торговли и такси, ранее универсалы использовались в качестве «карет» скорой помощи.
Подобную практику совсем недавно (в 90х годах) можно было встретить и в России, тогда «скорой» ещё работали универсалы марки«Волга». Однако сегодняшние требования, допускают применения в таких целях микроавтобусов, иначе не помещается необходимое оборудование. Модели требуют основательной переделки, включающей поднятие уровня крыши, из-за этого их применение становится невыгодным экономически.
Поэтому logan с кузовом универсал, цена которого вполне доступная, а так же автомобиль приора, с таким же типом кузова остается семейным или пассажирским автомобилем.
В России популярность универсалов растет, транспорт вместительный, годится для бизнес целей, поэтому весьма почитается среди бизнесменов, сейчас каждый третий – четвертый автомобиль на улице – это джип, который тоже относится к этой категории.
Плюс, не так уж сложно отремонтировать своими руками приора универсал, кузовные запчасти легко найти в свободной продаже.
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова универсал
универсал в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
универсал
универсала, м. (от латин. universalis - всеобщий).
Название указов и грамот, издававшихся для всеобщего сведения польскими королями и украинскими гетманами, а также деклараций Украинской буржуазно-националистической Центральной рады в 1917 году.
Инструмент для измерения вертикальных и горизонтальных углов (астр., геодез.).
Человек, имеющий разносторонние специальности (нов.). Токари-универсалы.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
универсал
Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. Токарь-у. Слесарь-у.
Закрытый кузов легкового автомобиля с багажником позади сидений, а также (разг.) сам такой автомобиль.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
универсал
м. Тот, кто владеет всеми или многими специальностями в своей профессии.
м. Инструмент для измерения горизонтальных и вертикальных углов (в астрономии и геодезии).
м. Закрытый кузов легкового автомобиля с багажным отделением, размещенный за спинкой заднего сиденья внутри пассажирского помещения.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
универсал
закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядами сидений, тремя или пятью дверьми (одна из них - задняя), с багажным отделением, размещенным за спинкой заднего сиденья внутри пассажирского помещения.
Универсал (кузов)
Универса́л (от - «общий» ) - тип закрытого двухобъёмного грузопассажирского кузова легкового автомобиля. Представляет собой вариант седана с увеличенным багажным отделением и дополнительной подъёмной дверью в задке.
В данном значении этот термин используется только в России и ряде стран ближнего зарубежья.
Универсал (трактор)
Трактор «Универсал У-2» был первым трактором, выпущенным на Владимирском тракторном заводе.
Также, трактор «Универсал» был первым советским трактором, поставляемым из СССР на экспорт.
Прототипом трактора «Универсал» был американский трактор (Farmall F-20).
Универсал (документ)
Универсал - письменный манифест , законодательный или распорядительный акт административно-политического содержания в Речи Посполитой (в XV-XVIII веках) и Гетманщине (в XVII-XVIII веках). Издавался королями польскими, сеймом, гетманами Короны Польской, Великого княжества Литовского и Войска Запорожского. В Войске Запорожском иногда издавались представителями генеральной старшины и полковниками. Имели высшую юридическую силу по отношению к другим правовым документам.
Обычно универсал состоял из вступления, протокола.
Универсалы могли быть как общими, относящимися к всему населению и специальными, относящимися к отдельным организациям или группам населения.
Универсал (клуб по хоккею с мячом)
«Универса́л» - команда по хоккею с мячом из Саратова. Выступает в Высшей лиге Первенства России по хоккею с мячом.
Универсал
- Универсал - тип автомобильного кузова.
- « Универсал » - трактор, выпускавшийся в СССР в 1930-1940-х годах.
- « Универсал » - предприятие в городе Новокузнецке, выпускающее санитарно-техническое оборудование.
- МКПК «Универсал» - российское предприятие по созданию парашютно-десантной техники и средств наземного обслуживания для военно-воздушных сил и гражданской авиации.
- « Универсал » - саратовский клуб Высшей лиги России по хоккею с мячом.
- Универсал - разносторонне развитый человек.
- Универсал - гей , одинаково предпочитающий как активную, так и пассивную роль.
- Универсал - универсальный астрометрический угломерный инструмент.
- Универсал - актовый документ в Речи Посполитой и на Украине до XVIII в.
- Универсалы Центральной Рады - политико-правовые акты программного характера, издававшиеся Центральной Радой Украинской Народной Республики.
- Универсал национального единства - предложенный 27 июля 2006 года президентом Украины Виктором Ющенко политический документ, содержащий основные принципы внешней и внутренней политики Украины, которых должно придерживаться будущее правительство страны.
- Универсаль - проект искусственного языка 1920-х г.
Примеры употребления слова универсал в литературе.
Сам Рой мог послужить примером универсала , но и ему в этом отношении было далеко до Араки - блестящего медика, физиолога и психолога.
Любой молодой человек может в зависимости от обстоятельств и своих склонностей стать и Балаболом, и Вахлаком, и Йогом, и Универсалом , и т.
От него отсекли помощников: виброустойчивые заводские производители, устремившиеся в брешь, оставленную универсалом , были встречены пожарными и отброшены назад мощными струями из брандспойтов.
После издания 4-го универсала кабинет Винниченко подал в отставку, и Генеральный секретариат составился из правых эсеров во главе с Голубовичем.
Космические лаборатории и заводы, орбитальные крепости, тысячи мелких спутников, мусорщики, монтажные универсалы , магистральные лайнеры и контейнеровозы, копейные наконечники патрульных фрегатов и убедительный утюг линкора у горизонта видимости.
Некоторые стали уже и начальниками казаков, и ты закрепляешь за ними своими универсалами их маетности в Украине.
Превысив власть, Полуботок, вкупе со старшиной, выпустил универсал , направленный против Малороссийской Коллегии и требовавший от крестьян повиновения своим помещикам.
Наш гетман Хмель универсалы пишет, чтобы снова мы, бедные люди, подчинились шляхтичам.
А пока кузнец откует пощербленную в боях саблю, приходится и универсалы посылать о послушании.
И уже спокойнее стал рассуждать вслух: - Что же, матушка наша Украина, не уберегли тебя ни наши универсалы , ни молитвы православных архипастырей.
Шуйский начнет с того, что разошлет по России универсалы , в которых именем бога поклянется в неизменной верности славянству против татарских орд и извечных врагов Руси - шведов.
И когда пришли на Украину королевские универсалы о подчинении крестьян владельцам земли - как новым, так и прежним, возвращавшимся в свои дворы, - гетман подтвердил эти универсалы и потребовал их выполнения, грозя за бунт карами.
Он разослал в приграничные с Трансильванией области Польши подложные королевские универсалы и подлинные универсалы Гетмана Хмельницкого, призывая холопов к оружию.
Мои мысли теряются в пространстве, как затерялись все мои письма и универсалы , чтобы потом намножились выдуманные и подделанные.
Никчемная леность современных мне летописцев, щуплые казацкие реестрики, навеки утраченные мои диариуши и универсалы - такой предстает моя история.