Диагностический разъем OBD

В этой статье я попробую познакомить вас с принципами работы инжекторного двигателя со стороны электрических цепей. Бытует мнение, что карбюратор прост, надежен и неприхотлив, а инжектор… Нет лучше так «Инжектор…». Мое личное мнение не надо таких знатоков слушать. Надо просто разобраться в вопросе.

Для того, чтобы понять чем «дышит» автомобиль существует диагностический разъем. Тот вид, который он сейчас имеет появился не сразу. Как всегда нам в этом помогла Америка. То, что они с жиру бесятся, это мы знаем, но то, что из этого выходит что-то путное довольно редкий случай. Однако по порядку. Очень длительное время правительство США поддерживало свою автомобильную промышленность (не путать с тем, что происходит в России). Но тут забили тревогу экологи, те самые, что против прогрева машин, дескать, портят природу ваши машины. Стали создаваться комиссии, комитеты и подкомитеты, указы …производители же делали вид, что подчиняются, а на самом деле пренебрегали всем, чем только можно. И вот грянул энергетический кризис, повлекший спад производства, автопроизводители призадумались, игнорировать решения правительства становилось накладно. Вот в такой сложной обстановке и создавались правила OBD (On Board Diagnostics www.obdii.com для тех кто рубит в англицком). Каждый производитель использовал свои методы контроля выбросов. Чтобы изменить такое положение Ассоциация автомобильных инженеров предложила несколько стандартов, считается что рождение OBD произошло в тот момент, когда Департамент по контролю за воздушной средой сделал многие из этих стандартов обязательными в Калифорнии для автомобилей начиная с 1988 года выпуска. Отслеживалось всего несколько параметров: датчик кислорода, система рециркуляции выхлопа, система подачи топлива и блок управления двигателем в разрезе превышения норм по выхлопным газам. Но порядка таким образом навести не удалось, а только все еще более запуталось. Во-первых, системы мониторинга были буквально притянуты за уши к старым автомобилям, поскольку их создавали как дополнительное оборудование. Производители только формально выполняли требования, стоимость автомобиля увеличивалась. Во-вторых взвыли независимые сервисы - каждый автомобиль стал практически уникальным, на него требовалась подробная инструкция производителя, описание кодов, сканер со своим разъемом. Виноватым оказалось правительство США, его обвиняли производители, экологи, сервисные станции, автолюбители. В 1996 году было принято решение о том, что все производители автомобилей, продающие свою продукцию на территории США должны придерживаться норм OBDII, переработанной спецификации OBD. Таким образом OBDII это не система управления двигателем, как многие считают, а набор правил и требований, которые должен соблюдать каждый производитель, чтобы соответствовать федеральным нормам США по составу выхлопных газов. Для более глубокого понимания предлагаю рассмотреть подробнее основные требования стандарта.

1. Диагностический разъем стандарта OBDII. Его основная функция обеспечить связь диагностического сканера с блоками управления, совместимыми с OBDII и соответствовать стандартам SAE J1962, т. е. он должен находиться в одном из восьми мест, определенных Агентством по защите окружающей среды (во как!!!) и в пределах 16 дюймов от рулевой колонки. Каждый контакт имеет свое назначение, некоторые, например, отданы на усмотрение производителя, главное чтобы они не пересекались с блоками управления, совместимыми с OBDII.

Рассмотрим подробнее разъемы. 4, 5, 16 разъемы относятся к питанию, это сделано из соображений удобства - на сканер сразу подается напряжение питания, не требуется отдельный провод, например в прикуриватель. 2, 10, 6, 14, 7,15 собственно выводы трех равнозначных стандартов. Производители могут выбрать какой именно использовать для своей продукции. Таким образом, с точки зрения разъема и протоколов присутствует полная унификация.

Рис2

Таким образом Hyundai распорядился с диагностическим разъемом. Обратите внимание, что номера разъемов на картинках не совпадают, т. к. изображены колодка и штекер.

2. Стандартные протоколы связи для диагностики. Как видим стандартом предусмотрено всего три протокола. Алгоритм работы простой «запрос - ответ». Сами протоколы еще классифицируются по скорости обмена данными.

А - самый медленный 10 Кбайт/с. В стандарте ISO9141 используется протокол класса А.

B - cкорость 100 Кбайт/с. Это стандарт SAE J1850.

С - cкорость 1 Мбайт/с. Наиболее используемый стандарт класса С для автомобилей это протокол CAN.

Рассмотрим эти протоколы..

Протокол J1850. Существует два вида: J1850 PWM ((Pulse Width Modulation - модуляция ширины импульса) высокоскоростной, обеспечивающий 41,6 Кбайт/сек. Его используют Ford, Jaguar и Mazda. В соответствии с протоколом PWM сигналы передаются по двум проводам на контакты 2 и 10. J1850 VPW (Variable Pulse Width - переменная ширина импульса) поддерживает передачу данных со скоростью 10,4. Кбайт/сек. Его используют General Motors (GM) и Chrysler. Этот протокол использует один провод и использует разъем 2. ISO 9141 не такой сложный какJ1850 , не требует коммуникационных микропроцессоров. Применяется в большинстве европейских и азиатских автомобилей, а также в некоторых моделях Chrysler.

Вот тут хочется сделать небольшое отступление для владельцев автомобилей Hyundai. Обратите внимание, что у нас задействован 2 контакт (протокол ISO 9141 ), не что иное, как всем известный K-Line. А это открывает широкие возможности для использования БК сделанных для автомобилей ВАЗ. Ведь чего добивались создатели OBDII - совместимости, вот она получите. Есть один нюанс, но о нем чуть позже.

3. Лампочка индикации неисправности Check Engine. Она загорается, когда система управления двигателем обнаруживает проблему с составом выхлопных газов. Её назначение информировать водителя о том, что в процессе работы системы управления двигателем возникла проблема. Трактовать ее надо следующим образом «неплохо бы заехать в сервис» и всё. Двигатель не взорвется, машина не загорится. Другое дело, если у вас загорелся индикатор масла или предупреждение о перегреве двигателя. Тогда надо паниковать. Лампочка Check Engine срабатывает по определенному алгоритму, в зависимости от серьезности неисправности. Если неисправность серьезная и требуется срочный ремонт индикатор загорается сразу. Такая неисправность относится к разряду активных (Active). Если ошибка не фатальная индикатор не горит, а неисправности присваивается сохраняемый статус (Stored). Для того, чтобы такая неисправность стала активной она должна повториться в течение нескольких драйв-циклов (это процесс при котором холодный двигатель запускается и работает до достижения рабочей температуры).

4. Диагностические коды ошибок (DTC - Diagnostic Trouble Code). Неисправность в стандарте OBDII в соответствии со спецификацией J2012 описывается следующим образом:

рис3

Первый символ указывает в какой части автомобиля обнаружена неисправность. Выбор символа определяется диагностируемым блоком управления. Если получен ответ от двух блоков, используется буква для блока с более высоким приоритетом.

P - двигатель и трансмиссия

B - кузов

C - шасси

U - сетевые коммуникации

Второй символ показывает, что определил код.

0 или P0 - базовый (открытый) код неисправности, определенный Ассоциацией автомобильных инженеров.

1 или P1 - код неисправности, определяемый производителем автомобиля.

Но не все так гладко в Датском королевстве, как кажется на первый взгляд. Помните, я обещал рассказать об одном нюансе. Так вот практически все БК знают коды P0 - базовые, а вот внутренние на каждый автомобиль свои. Например на Accent есть свои уникальные коды ошибок на каждый модельный год, а вот на Matrix - нет, почему это произошло, для меня загадка.

Третий символ это система, в которой обнаружена неисправность. Он несет наиболее полезную информацию.

1 - топливно-воздушная система

2 - топливная система

3 - система зажигания

4 - вспомогательная система ограничения выбросов (клапан рециркуляции выхлопных газов, система впуска воздуха в выпускной коллектор двигателя, каталитический конвертер или система вентиляции топливного бака)

5 - система управления скоростным режимом или холостым ходом с соответствующими вспомогательными системами

6 - модуль управления двигателем

7

8 - трансмиссия или ведущий мост

Четвертый и пятый символы это индивидуальный код ошибки. Обычно они соответствуют старым кодам OBDI.

5. Самодиагностика неисправностей, приводящих к повышенной токсичности выбросов. Программное обеспечение, управляющее процессом работы двигателя, это набор программ, совместимых с OBDII, которые выполняются в блоке управления двигателем и «наблюдают» за всем, что происходит вокруг. Блок управления двигателем это настоящий компьютер. В процессе работы которого выполняется огромное количество вычислений для команд многочисленными устройствами двигателя, на основании данных полученных от всевозможных датчиков. В дополнение к этому контроллер должен проводить диагностику и управление компонентами системы OBDII, а именно:

Проверить драйв-циклы, определяющие генерацию кодов ошибок

Запускает и выполняет мониторы компонентов

Определяет приоритет мониторов

Обновляет статус готовности мониторов

Выводит тестовые результаты для мониторов

Не допускает конфликтов между мониторами

Монитор - это тест, выполняемый системой OBDII в блоке управления двигателем для оценки правильности функционирования компонентов, ответственных за состав выбросов. Имеется два типа мониторов:

Непрерывный (выполняется пока есть соответствующие условия)

Дискретный (срабатывает один раз за поездку)

Остался еще один вопрос, который надо отдельно рассмотреть - это бортовые компьютеры (БК). Только не путайте с поделкой от Амиго или штатным - они практически не несут полезной информации. Для чего же нужны настоящие БК и что они могут? Существует масса людей, которым просто нравиться копаться со своей машиной, знать чем она «живет». Иногда можно просто сэкономить деньги - например сам определил, какой датчик вышел из строя, самому купить, самому поменять. Ведь сервисный центр обязательно включит в счет диагностику, а датчик продаст с немыслимой наценкой. Я, например, очень часто приезжаю в сервис с готовым решением - решить проблему мне интересно, а вот гайки крутить - нет. Мне интересно какой мгновенный расход, как скачет напряжение сети от потребителей, какие параметры выдаются датчиками, какие ошибки в работе были зафиксированы. Это хобби. И я прекрасно понимаю, почему производители не только не ставят полноценных БК, но и не сертифицируют от сторонних производителей. Мы лишаем супердоходов дилеров. Формальным же предлогом является лишняя нагрузка на блок управления двигателем, дескать он вынужден обрабатывать еще запросы БК. Логика в таком заявлении конечно же есть, но позвольте, а сканеры у дилеров, что не нагружают? Нагружают, но они сертифицированы. И стоят они немыслимых денег. Замкнутый круг какой-то. В общем, делайте выводы. Надеюсь, что с помощью этой статьи вы приблизились к пониманию своего автомобиля.

The Tech Site about Most Popular Mobile Phones and their specs,
camera reviews, dxomark scores, geekbench results, price comparission, color options samsung galaxy s10 plus specs.

also, of course, so, in the other hand, beside last minutes videos from apple , meizu , google .

also, of course, so, in the other hand, beside dxomark reviews, antutu scores, geekbench
results and dxomark scores of Snapdragon 625 huawei kirin 990, mediatek mt6750, huawei kirin 980,
a12 bionic, samsung exynos 5430. select most popular phone of 2020.
Google Pixel 4, Apple Iphone Xs Max, galaxy a40, samsung galaxy a50, Oneplus 6t, xiaomi mi 9, galaxy
a40, oppo reno z,

curry 6 shoes написал
в статье

I simply desired to thank you very much all over again. I am not sure the things that I would have used in the absence of the basics revealed by you directly on my area. Completely was a very troublesome difficulty in my circumstances, but looking at the expert tactic you managed it made me to cry over delight. I"m just grateful for your assistance and thus trust you recognize what a great job you are always doing instructing many others by way of your website. Most probably you haven"t encountered all of us.
curry 6 shoes http://www.curry-6.us

Thank you so much for giving everyone an extraordinarily memorable chance to read articles and blog posts from here. It is often very pleasant and packed with a lot of fun for me and my office mates to search the blog on the least 3 times weekly to see the newest secrets you have got. Of course, I"m also usually fulfilled considering the beautiful guidelines you serve. Certain 1 tips in this posting are completely the best I have ever had.
nike air max http://www.airmax-270.com

My spouse and i were really more than happy that Louis could do his preliminary research because of the precious recommendations he acquired in your web site. It is now and again perplexing to just be freely giving information which some other people may have been making money from. We really take into account we now have you to appreciate for that. The specific explanations you have made, the easy web site menu, the relationships you will aid to create - it is mostly superb, and it"s really letting our son in addition to the family feel that this subject matter is excellent, which is certainly very serious. Thank you for the whole lot!
michael kors factory outlet online http://www.michaelkorsfactorystore.com

balenciaga shoes написал
в статье Pci ven 168c dev 0036 subsys 2 ...

I am also commenting to let you be aware of what a wonderful encounter my wife"s princess found going through your blog. She discovered many issues, most notably how it is like to possess a great teaching mood to let a number of people easily have an understanding of a variety of multifaceted things. You actually did more than people"s expectations. Thank you for providing the practical, trusted, informative as well as cool tips about this topic to Gloria.
balenciaga shoes http://www.balenciagashoes.us.org

I wanted to write you the little remark just to give thanks over again for your great thoughts you"ve featured in this article. This has been certainly shockingly open-handed with people like you to allow easily precisely what numerous people could possibly have distributed for an e book to help with making some money for their own end, principally considering that you might have done it in case you desired. These tactics likewise worked to provide a good way to be aware that someone else have similar dream just as mine to figure out a lot more on the subject of this condition. I am certain there are millions of more pleasant periods ahead for many who look into your website.
fila http://www.fila.us.org

I have to express my love for your kind-heartedness giving support to people that have the need for help with this one area. Your very own dedication to passing the solution all around became exceedingly effective and has regularly encouraged others just like me to realize their targets. Your personal insightful recommendations can mean a whole lot to me and a whole lot more to my mates. Thanks a lot; from everyone of us.
yeezy shoes http://www.yeezyadidas.us.com

I wanted to create you that very little word to give many thanks yet again for these nice principles you"ve documented on this website. This has been simply pretty generous with you to make easily all that a number of people could have distributed for an electronic book to earn some bucks for their own end, most importantly given that you could have tried it if you ever wanted. These tactics also acted to be a great way to recognize that most people have a similar passion much like my very own to understand very much more on the topic of this matter. I am certain there are lots of more enjoyable times up front for individuals that look over your site.
christian louboutin http://www.christianlouboutinbar.com

adidas nmd написал
в статье Pci ven 168c dev 0036 subsys 2 ...

Thank you a lot for giving everyone such a wonderful opportunity to discover important secrets from this website. It"s usually so useful and also full of amusement for me and my office mates to visit the blog on the least 3 times every week to see the latest issues you will have. Of course, we"re actually happy with the extraordinary hints served by you. Certain 3 ideas in this post are certainly the simplest we have had.
adidas nmd http://www.adidasnmdr1.us.com

I not to mention my guys were actually looking through the nice pointers from the website and then quickly developed a terrible suspicion I had not expressed respect to you for those secrets. All of the women came so very interested to study all of them and have now actually been using those things. Thanks for being quite thoughtful as well as for settling on this kind of incredible themes millions of individuals are really desirous to be informed on. Our own honest regret for not expressing appreciation to earlier.
jordan shoes http://www.jordan13.us.com

I am just writing to let you understand what a fabulous experience my friend"s daughter had using the blog. She realized lots of issues, which include how it is like to have an amazing coaching character to make many others smoothly have an understanding of some tortuous matters. You truly did more than our own expectations. Thank you for offering such practical, trustworthy, edifying and as well as easy guidance on your topic to Kate.
stephen curry shoes http://www.stephencurry.us.com

goyard handbags написал
в статье Pci ven 168c dev 0036 subsys 2 ...

I not to mention my pals came studying the excellent items on your web site then then came up with a horrible feeling I never expressed respect to the site owner for those strategies. All of the people are already certainly passionate to read them and now have in reality been making the most of them. Many thanks for genuinely well considerate and then for getting such superior areas most people are really needing to understand about. My honest apologies for not saying thanks to sooner.
goyard handbags http://www.goyardhandbags.us.com

louboutin написал
в статье Pci ven 168c dev 0036 subsys 2 ...

I in addition to my pals appeared to be reviewing the good information located on your web blog then all of a sudden I had a terrible feeling I had not thanked you for them. All the boys ended up absolutely thrilled to read them and have now very much been taking pleasure in these things. Many thanks for getting considerably considerate and then for opting for this kind of ideal subjects most people are really wanting to be aware of. My personal sincere apologies for not expressing gratitude to sooner.
louboutin http://www.louboutins.us.com

I must express my respect for your kindness giving support to men and women who really want guidance on your question. Your very own dedication to getting the message all through has been quite good and have frequently made girls like me to realize their desired goals. Your important key points means a whole lot to me and a whole lot more to my office colleagues. Warm regards; from everyone of us.
reebok outlet http://www.reebokoutlet.us.org

I am just commenting to make you understand of the incredible encounter my cousin"s child undergone visiting your web page. She figured out a lot of pieces, not to mention how it is like to have a great coaching character to make other folks easily have an understanding of specified tricky matters. You truly exceeded visitors" expectations. I appreciate you for delivering such necessary, trustworthy, informative and unique thoughts on that topic to Emily.
supreme clothing http://www.supreme-hoodie.us.com

kd shoes написал
в статье Pci ven 168c dev 0036 subsys 2 ...

My husband and i have been absolutely peaceful that Jordan could complete his studies while using the precious recommendations he gained while using the web page. It"s not at all simplistic to just always be giving freely secrets and techniques that the rest could have been selling. And we all realize we need the writer to give thanks to for that. All of the explanations you"ve made, the simple website menu, the relationships you can give support to foster - it"s got all exceptional, and it"s really making our son in addition to us recognize that this matter is interesting, which is certainly incredibly important. Many thanks for all the pieces!
kd shoes http://www.kevindurant-shoes.us.com

I needed to send you that very small word to give many thanks over again with your pleasing opinions you have shown on this website. It is so wonderfully generous of you to deliver easily all that a number of us might have distributed for an ebook to help with making some profit on their own, particularly seeing that you could possibly have tried it in case you decided. Those secrets additionally acted like the great way to know that other individuals have the same interest like my own to understand a little more regarding this issue. I am sure there are many more enjoyable occasions in the future for individuals who look over your website.
jordan shoes http://www.cheapjordans.us.org

I must show my appreciation to the writer for bailing me out of this problem. Right after checking through the search engines and meeting things which were not pleasant, I figured my entire life was done. Existing without the presence of solutions to the problems you"ve solved all through your good guide is a critical case, as well as ones which may have badly damaged my entire career if I hadn"t encountered the website. Your actual competence and kindness in playing with all the things was very useful. I am not sure what I would have done if I hadn"t come across such a point like this. It"s possible to now look ahead to my future. Thank you so much for the skilled and amazing help. I will not hesitate to propose your blog post to any person who will need assistance about this situation.
kyrie 4 http://www.kyrie4.org

I enjoy you because of your whole hard work on this website. My mum delights in working on investigations and it"s easy to see why. We all hear all concerning the lively tactic you deliver efficient guides via the web blog and even welcome response from the others about this matter while our own daughter has been becoming educated a whole lot. Have fun with the rest of the year. You"re the one doing a fantastic job.
kyrie 3 http://www.kyrie3.us.com

В настоящее время большое внимание уделяется контролю над чистотой окружающей среды. В связи с этим появилась технология OBD, призванная делать самостоятельную . В статье дается понятие, история создания, рассматривается распиновка OBD2 , схема OBDІІ прилагается.

[ Скрыть ]

Обзор OBD2

На большинстве современных автомобилей установлен (ЭБУ), который собирает и анализирует данные о работе различных систем автомобиля.

Понятие и особенности

Термин OBD — диагностика бортового оборудования (On Board Diagnostic) является общим, который относится к самодиагностике авто. Эта технология позволяет получить информацию о состоянии различных систем легкового автомобиля от бортового компьютера.

Поначалу OBD выдавало только сообщение о неисправности, но никакой подробной информации об ее сути не давали. В новейших версиях системы используется стандартный цифровой разъем, позволяющий получать сведения о состоянии систем авто в реальном времени с получением кодов неисправностей, по которым можно их идентифицировать. Это хороший прибор для чтения ошибок и их удаления.

Экскурс в историю создания

История создания OBD уходит к 50-м годам прошлого столетия. Правительство США обратило внимание, что развитие автомобилестроения ухудшает экологию. Разработкой спецификации занималась Society of Automotive Engineers (SAE). Сначала система диагностики OBDІІ контролировала лишь систему рециркуляции выхлопного газа, подачи топлива, датчик кислорода, БУ двигателем, касающийся контроля над выхлопными газами. Единой системы контроля не было, каждый производитель устанавливал свою систему.

С 1996 года в США была разработана вторая концепция стандарта OBD2, которая стала обязательной для вновь выпускаемых автомобилей.

Назначение OBD2-определить:

  • тип диагностического разъема;
  • распиновку;
  • электрические протоколы связи;
  • формат сообщения.

В Евросоюзе принят EOBD, в основе которого лежит OBD-II. Он обязателен для всех авто с января 2001 года. OBD-2 поддерживает 5 протоколов обмена данными.

Особенности распиновки

Устройство для работы с OBD представляет собой диагностический разъем, к которому подключаются приборы контролирующие состав выхлопных газов и работу основных систем автомобиля. Распиновка OBD2 – это перечень требований, которых должны придерживаться производители машин.


Диагностический разъем OBD согласно требованиям должен находиться на расстоянии не более 18 см от руля. Система является универсальной, использует стандартный цифровой протокол САN. Он дает возможность получить подробную информацию о неисправностях автомобиля.

Протоколы OBD2 предоставляют возможность считывать различные параметры, количество которых зависит от блока управления и может отличаться у различных производителей (Black Mamba).

В основном поддерживается около 20 параметров.

С помощью системы OBD-II можно считывать:

  • температуру охлаждающей жидкости;
  • в каком режиме работает топливная система;
  • коррекцию подачи топлива по банку1/2 как долгосрочную, так и краткосрочную;
  • расчетную нагрузку на двигатель;
  • обороты мотора;
  • давление топлива;
  • угол опережения зажигания;
  • скорость автомобиля;
  • расход воздуха;
  • давление во впускном коллекторе;
  • положение дроссельной заслонки;
  • расположение датчиков кислорода и данные с них;
  • температуру поступающего воздуха и др.

Для контроля определенной системы авто достаточно 2-3 параметров. Но может потребоваться и больше. Количество одновременно контролируемых параметров и формат выдачи данных зависит от сканирующего устройства, а также от скорости обмена информацией с ЭБУ.


Диагностический разъем имеет 16 контактов — распиновка их следующая:

1 – устанавливается на заводе-производителе;
2 – связан с шиной J 1850 (J1850 Bus+);
3- устанавливает производитель;
4- контролирует заземляющие контакты автомобиля (шасси) (Chassis Ground);
5 –для контроля заземляющей сети сигнальной линии (Signal Ground);
6 – связан с цифровой шиной САN (CAN High (J-2284));
7 — ISO 9141 – 2, K – Line;
8,9 – устанавливает автопроизводитель;
10 – для контроля за шиной САNJ 1850 (J1850 Bus-);
11, 12, 13 — установлены производителем;
14 – для контроля шины САNJ 2284 (CAN Low (J-2284));
15 — ISO 9141-2, L – Line;
16 –для контроля напряжения аккумуляторной батареи (Battery Power).

Благодаря распиновке водитель может совместить свое авто с колодкой диагностики OBD2.

Если будет обнаружено, что состав выхлопных газов не соответствует требованиям, загорится надпись CheckEngine, требующая проверки работы двигателя. Индикатор предупреждает, что превышена норма количества вредных веществ в отработанных газах.

Адаптер OBD2

Каждый автомобиль должен быть оснащен диагностическим адаптером OBD2.

Его удобно применять для:

  • диагностики систем автомобиля;
  • идентификации и анализа ошибок;
  • контроля работы силового агрегата;
  • контроля напряжения, скорости, пробега, температуры;
  • для отслеживания расхода топлива;
  • контроля состояния панельных приборов;
  • отслеживания пробега и др.

При выборе сканера, следует ориентироваться на его возможности.Более точную диагностику дают дорогие устройства. При невозможности купить дорогой сканер, следует выбирать сканирующее устройство, изготовленное для данной марки автомобиля.

Разъем OBD2 служит для связи сканера с ЭБУ. С помощью распиновки осуществляется подключение сканера к электропитанию автомобиля и заземлению, что обеспечивает его бесперебойную работу. Благодаря протоколам OBDII контролируются параметры, влияющие на чистоту воздуха. Это защита окружающей среды.

Наличие разъема OBD2 позволяет контролировать исправность автомобиля своими силами, не прибегая к помощи дорогостоящей диагностики.


Распиновка ОBD-2 (On-Board Diagnostic) – термин, который обозначает стандарт при диагностике и контроле за деятельностью двигателя автомобиля, некоторых частей шасси и иных вспомогательных устройств.

История OBD-II началась еще в середине XX века, когда правительство Соединенных Штатов Америки неожиданно обнаружило, что автомобилестроение, которое они так яро поддерживают, в конечном счете приносит большой ущерб экологии, в целом, и человеку, в частности. Появлялись законодательные акты, но никто им не следовал. Однако когда пришел энергетический кризис, нерадивым производителям пришлось предпринимать хоть какие-то меры по спасению самих себя и своих потребителей. Именно на этом фоне стала бурно развиваться концепция, предполагающая стандартизацию такого устройства, как диагностический разъем OBD-II.

По сути, распиновка OBD-II - это несколько составляющих стандартизированных правил и требований, которые должны соблюдать автопроизводители, дабы все системы по управлению двигателями удовлетворяли требованиям федеральных норм, касающихся выхлопных газов и бесперебойного функционирования машины.

Основные составляющие данной системы, которые и обеспечивают стандартизацию или, другими словами, «распиновку» 16-ти контактных разъемов OBD-2 для проведения диагностических операций это:
Контакт 1 (определяется производителем);
Контакт 2 - шина J 1850;
Контакт 3 (определяется производителем);
Контакт 4 - заземление шасси;
Контакт 5 - сигнальное заземление.
Контакт 6 - CAN (прямой) J2284;
Контакт 7 - ISO 9141 - 2 (К - линия);
Контакт 8 и 9 (определяется производителем);
Контакт 10 - шина J1850;
Контакт 11, 12, 13 (определяются производителем).
Контакт 14 - CAN (инвестированный) J2284;
Контакт 15 - ISO 9141 - 2 (L - линия);
Контакт 16 - напряжение аккумулятора.

Основная функция диагностического разъема OBD-II состоит в обеспечении связи сканера с управленческими блоками. Такой разъем OBD-II, как DLC, относящийся к стандарту SAE J1962, должен размещаться примерно в центре автомобиля в 3 - 18 сантиметрах от руля. При этом производители имеют право подбирать многие контакты сами. Очень важно то, что в состав разъема OBD-2 (распиновка это предполагает) включено заземление и питание, позволяющие автосканеру успешно работать, не подключая никаких дополнительных источников питания.

CAN, J1850 и ISO 9141-2 - это разработанные Международными организациями стандарты, и каждый контакт разъема OBD-II в обязательном порядке должен соответствовать одному из этих документов. Например, распиновка разъема OBD-2 определяет, что автомобили марки Ford связываются контактом 2 и 10, а автомобили марки GM - только через контакт 2. Вы, в свою очередь, сможете определить совместимость своей машины по диагностической колодке разъема OBD-2 .
Если система обнаружит неисправность в составе выхлопных газов, появится надпись Check Engine (призыв к проверке двигателя) и загорится лампочка. Причем паниковать не стоит, ваша жизнь в безопасности, и ничего не взорвется. Индикатор разъема OBD-2 только предупреждает о том, что количество вредных выбросов превышает норму. Проверить же, как функционирует индикатор системы OBD-II можно, включив зажигание: когда на щитке загорятся все индикаторы, загорится и индикатор MIL.
На сегодняшний день по дорогам движутся миллионы автомобилей, хозяева которых применяют диагностический разъем OBD-II, и отношение к нему только положительное. Ведь OBD-2 распиновка позволяет нам дышать более чистым воздухом, а также без дорогостоящей помощи высококвалифицированных при наличии OBD-II разъема специалистов с максимальной точностью определять неисправности машины.

Диагностика автомобиля своими руками: OBD порт в помощь.

Почти никто из посетителей этого сайта не является профессиональным инженером по ремонту… да чего-либо. Профессии разные, по дому можем сделать привычные вещи: заменить лампу, забить гвоздь… выложить плитку, установить окна… Однако у многих есть один предмет, который является одновременно и предметом обожания, и отдельным элементом семейного бюджета. Его мы используем для передвижения наших организмов из пункта А в пункты Б, В и далее по алфавиту.

Неприятно, когда наступает момент, когда наше средство передвижения, превращаясь в “роскошь”, это делать отказывается. Ну, колесо пробито, антифриз на дороге – здесь всё ясно. А если не заводится или работает как ему вздумается? Посвящаем раздел машинкам.

А разобраться со многими проблемами своего автомобиля по силам самостоятельно. Сейчас, впрочем, немало автостанций, которые читают ошибки с бортового компьютера. Причём бесплатно. Но на рынке уже есть предложения, с помощью которых провести компьютерную диагностику авто можно самому.

Ищем OBD2 порт

Для начала стоит обнаружить сам OBD2 порт. Ниже рулевой колонки, рядом с блоком предохранителей или посередине приборной панели – и всегда закрыто крышкой от случайного взгляда. На корточки придётся присесть, но увидев его, ни с чем не спутаете:

СПРАВКА

Кстати, узнать о его существовании и точно местонахождении можно (теоретически) прямо сейчас. Отправляемся на сайт CarMD , вводим модель, марку и год авто (доступны не все, русских нет, да и иномарки представлены не всеми моделями – я выбрал подходящую):

и через мгновение вам покажут, где искать:

Помнится, было даже иллюстрированное приложение для Андроид OBD Port Lookup , однако Google Store на данный момент выдаёт по этому названию ошибку . Но поиск разъёма – не самая трудная часть.

Обнаружили его? Присмотритесь к нему. Я знаю два вида OBD2 разъёмов: тип А и тип Б. Они легко различимы:

Как определить версию протокола? Посмотрите на контакты разъёма:

задействованы контакты (слева-направо, сверху-вниз) 2 6 7 10 14 15

А вот таблица, которая поможет понять версию протокола:

к 2 к 6 к 7 к 10 к 14 к 15 Стандарт
есть есть J1850 PWM
есть J1850 VPW
есть есть* ISO9141/14230
есть есть ISO15765 (CAN)

* 15 контакт называется ещё L-линия. Его существование опционально в новых версиях автомобилей, использующих протоколы ISO9141-2 или ISO14230-4.

Присмотревшись к контактам, поймёте, что таблица неполная. Да, в дополнение к контактам 2 , 7 , 10 и 15 коннектор должен иметь контакты 4 (земляной на шасси), 5 (схемная земля) и 16 (плюс аккумулятора). Таким образом, тип протокола определяется по наличию контактов:

Один из способов узнать, какую версию OBD поддерживает бортовой компьютер автомобиля, это найти информационный шильдик Vehicle information. Под капотом его можно (или не можно) увидеть сразу в нескольких местах. Он исполняется в виде таблички на металлической или бумажной основах, и в числе прочего обязательно содержит в себе надпись OBD XX sertified . Это и есть ваша версия.

Прочитано: 280