Э ти автомобили являлись секретными только в процессе их разработки и внедрения в производство, а гриф секретности был наложен только на смонтированные на них виды вооружения и спецтехники. В результате с началом выпуска армейских четырехосок у них сразу же появились гражданские версии, способные выполнять свои функции в вооруженных силах страны и в народном хозяйстве.

Толчком к реализации этого процесса стало правительственное постановление от января 1966 года, обязывавшее Минский автозавод ежемесячно отправлять 5–10% своей военной продукции на мирные нужды.

МАЗ-543П (1966–1974 гг.)

Во исполнение указания высшей инстанции в том же году завод представил многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П с полезной нагрузкой 19,6 т, выполненный на военном шасси МАЗ-543. Его главными внешними отличиями от боевых машин были низкобортная цельнометаллическая грузовая платформа с деревянными решетчатыми надставками, отсутствие специального армейского оснащения и светомаскировочных приспособлений.

За первый год собрали 80 автомобилей МАЗ-543П, и до окончания выпуска на свет появилось в общей сложности свыше двух тысяч машин. Первоначально их планировали использовать на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса СССР в отдаленных регионах страны со слабо развитой дорожной сетью, но постепенно диапазон их применения расширился на промышленность, строительство и лесозаготовку.

В 1970-е годы на шасси МАЗ-543П был построен и испытан опытный образец тягача с экспериментальным газотурбинным двигателем мощностью 1 100 л. с. Ярославского моторного завода.


Семейство МАЗ-7310 (1973–1991 гг.)

Активизация работ по гражданским версиям военных автомобилей состоялась в начале 1970-х и была напрямую связана с реализацией перспективного проекта более мощного армейского семейства «Оплот» (речь о нем впереди). Идея объединения разработок и внедрения сразу двух унифицированных видов машин, военных и гражданских, могла бы существенно сократить расходы и время на дорогостоящие изыскания и позволяла одновременно испытывать разные типы автомобилей с различными агрегатами и узлами.


В реальности добиться высоких результатов в этом деле не удалось: новые народнохозяйственные версии по-прежнему базировались на агрегатах машин 543-й серии и с семейством «Оплот» не имели ничего общего. В результате новые автомобили для гражданских отраслей экономики представляли собой лишь легкие модификации известных армейских грузовиков без экранированного электрооборудования, светомаскировочных устройств, средств связи и других военных атрибутов. Все они имели собственную маркировку и двойное назначение, но так и не прижились ни в народном хозяйстве, ни в Советской армии.


Первым в 1973 году появился автомобиль-тягач МАЗ-7310, приспособленный для буксировки тяжелых прицепов. Его базой являлось армейское шасси МАЗ-543 с 525-сильным дизелем и гидромеханической трансмиссией. Главной внешней отличительной особенностью машины была высокобортная цельнометаллическая грузовая платформа. С каждой стороны у нее имелось по два металлических борта, откидывавшихся раздельно или вместе со средней стойкой и снабженных решетчатыми надставками, вместе с которыми их полная высота достигала двух метров. Незаметной со стороны новинкой были также широкопрофильные 14-слойные шины. Вариантом бортовой машины стало 22-тонное шасси МАЗ-73101 с усиленной задней подвеской.


В 1974–1975 годах автомобиль МАЗ-7310 в сцепе с двухосным прицепом МАЗ-8950 прошел государственные приемочные испытания в 21 НИИИ. На вооружение его не принимали, но в Советской армии в небольших количествах эти машины использовали на второстепенных тыловых перевозках, для установки простых надстроек и как учебные средства. Традиционно все они были зеленого цвета, но на «гражданке» их выделяла нелепая и сразу же бросавшаяся в глаза яркая желто-оранжевая окраска.

В 1974-м эту гамму пополнили еще две гражданские машины: опытный образец 19-тонного строительного самосвала МАЗ-7510 и усиленное шасси МАЗ-7910 с узлами задней подвески от серии «Оплот». Последний вариант служил для перевозки длинномерных труб, металлопроката, спиленной древесины (сортиментов) и оставался в производстве в течение 12 лет.



В экспериментальных целях на двух шасси МАЗ-7910 был смонтирован опытный боевой лазерный комплекс «Дрейф», состоявший из технологической машины с квантовым генератором и пусковой установки с системой телескопного наведения лазерного луча. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.



В народном хозяйстве автомобили семейства МАЗ-7310 и их производные планировалось использовать прежде всего для доставки крупных неделимых грузов и буксировки прицепов массой до 25 т в отдаленных регионах СССР с суровым климатом. Силами транспортных предприятий на них монтировали дополнительные топливные баки вместимостью до 1 220 л, обеспечивавшие рекордно высокий запас хода - до 1,5 тыс. км, позволявший преодолевать длинные расстояния при полном отсутствии заправочных станций и ремонтных мастерских.


В 1986 году серию МАЗ-7310 заменили модернизированные 21-тонный грузовик МАЗ-7313 и шасси МАЗ-73131 с полезной нагрузкой около 23 т. Они тоже базировались на агрегатах МАЗ-543, но в них более широко стали применять усиленные узлы лонжеронной рамы и ходовой части от армейской гаммы «Оплот».



Завершали эту программу опытный короткобазный аэродромный тягач МАЗ-73132 с укороченной цельнометаллической грузовой платформой и 23-тонный лесовоз-сортиментовоз МАЗ-73136 с двухосным прицепом. В целом же все основные эксплуатационные параметры серии 7310/7313 не отличались от базовых военных версий.


На гражданской службе, где за высокую мощность и хорошую проходимость эти автомобили в шоферской среде получили прозвище «Ураган», они оказались слишком непривычными для советских водителей, сложными, дорогими и распространения на «гражданке» не получили. Мелкосерийная сборка ряда версий продолжалась до 1991 года.

Автокраны на шасси семейства МАЗ-7310

На гражданских шасси МАЗ-73101 и МАЗ-73131 Одесский завод имени Январского восстания и его наследник ОАО «Краян» монтировали оборудование тяжелых многоцелевых гидравлических автокранов двойного назначения. В армии они уже не находили должного применения и использовались в основном в народном хозяйстве на общих грузоподъемных работах и в строительстве.



С 1981 года в производстве находился 25-тонный автокран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 – прямой наследник войсковой модели КС-5571. Его создали для эксплуатации на нефтедобывающих предприятиях Западной Сибири, но в единичных образцах он служил в крупных северных воинских формированиях ВВС и ВМФ СССР. На нем также монтировали автономный силовой агрегат в 50 л. с. и двухсекционную стрелу длиной 14 м.


В 1990-е годы его развитием стал вариант КС-5574 на шасси МАЗ-73131 с трехсекционной стрелой, раздвигавшейся в длину на 32 м, а новым наследником модели 5571 по общей конструкции и комплектации стал многоцелевой 40-тонный гидрокран КС-6571 с 18-метровой стрелой и собственным силовым агрегатом для привода рабочего оборудования.


Пожарные машины в семействе МАЗ-7310/7313

Наиболее известным предназначением машин этого семейства стали тяжелые аэродромные пожарные автомобили высокой проходимости для оперативного проведения аварийно-спасательных операций и тушения возгораний летательных аппаратов непосредственно на взлетно-посадочных дорожках крупных аэродромов ВВС СССР и на прилегающих территориях.


Аэродромная пожарная машина АА-60 (7310)-160.01 на шасси МАЗ-7310 (фото автора)

Первая попытка создать собственные многоосные пожарные машины двойного назначения состоялась в 1975 году, когда на шасси МАЗ-7310 появился аэродромный автомобиль АА-60 (7310)-160.01. Это была массивная красная машина полной массой 43 т, развивавшая на бетонных покрытиях военных и гражданских аэродромов невероятную для тех пор скорость 60 км/ч, позволявшую в относительно короткое время доставлять противопожарные средства к аварийному самолету.

В те времена главным средством тушения огня оставалась обычная вода, которую перевозили в цистерне вместимостью 12 тыс. литров, а для повышения эффективности к ней подмешивали специальные вещества для образования большого объема пены, препятствовавшей процессу горения. Для выброса воды и пены на горящий объект служили мощный лафетный ствол и специальные насадки под бампером для распределения их по поверхности возгорания. Для привода водяного насоса машину оборудовали дополнительным 180-сильным мотором.

В середине 1980-х противопожарное оснащение стали переставлять на шасси МАЗ-7313, что привело к созданию модернизированного варианта АА-60 (7313)-160.01, в целом не отличавшегося от предшественника.



В 1979 году на базе МАЗ-7310 построили новый пожарный автомобиль АА-70 (7310)-220 с цистерной на 9,5 тыс. литров воды для традиционной борьбы с огнем обычной водой и пеной. «Изюминкой» этой машины стало применение нового способа тушения пожаров огнегасящим порошком, который под давлением воздуха выбрасывался через второй лафетный ствол малого диаметра.

Позднее это оборудование монтировали на модернизированном варианте АА-70 (7313)-220. В этой серии впервые появилась версия со штатным лафетным стволом между кабинами и двумя брандспойтами на подъемной шестиметровой мачте, служившими для борьбы с огнем на высоте или на больших территориях.


По сравнению с зарубежными аналогами тяжелые советские пожарные машины не соответствовали жестким международным требованиям по скорости и динамике передвижения по территории аэропортов, однако все они впервые позволили вплотную подойти к более высокому уровню развития нашей пожарной автотехники.

В этой статье мы несколько раз упоминали малоизвестное семейство минских армейских автомобилей «Оплот». По ряду причин ему не суждено было заменить устаревшее к тому времени 543-е поколение, но тем не менее об этих перспективных военных машинах рассказать стоит. Им будет посвящена следующая статья, которая, по традиции, тоже выйдет в четверг.

Кабина боевого расчета – штатная кабина автомобильного шасси, салонного типа, 2-х дверная , 2-х местная (либо с отдельной кабиной боевого расчета 4-х дверная 7-ми местная). В дверях кабины и у дверных проемов имеются поручни для удобства и оперативной посадки боевого расчета. Во 2-м ряду кабины установлены 4 посадочных места с индивидуальными спинками. В непосредственной близости может размещаться однобалонный дыхательный аппарат со сжатым воздухом. Каждое место имеет отдельный механизм фиксации дыхательного аппарата, а под сиденьями имеются места для пожарно-технического оборудования. Созданное единое пространство размещения бойцов, позволяет сделать работу команды, более скоординированной и оперативной. Кабина оборудована поручнями, плафонами внутреннего освещения, обогревателем, люком на крыше и специальными приборными панелями систем управления автомобиля и оборудования. Имеются подножки для удобства подъема команды, которые выполняются в стационарном или автоматическом виде.

Цистерна и пенобак изготовлены из коррозионностойкого армированного стеклопластика (опциональная возможность исполнения из углеродистой стали, нержавеющей стали, полипропилена и полиэтилена). В креплении цистерны к кузову присутствуют упругие демпфирующие элементы, предотвращающие вредное воздействие на цистерну от скручивания рамы. Опциональная возможность установки автономного или стационарного подогрева емкостей, а также их утепление.

Кузов и кабина представляют собой сборную конструкцию из алюминиевых профилей , облицованных алюминиевыми листами с применением клеевой технологии (опциональная возможность - облицованными армированными стеклопластиковыми листами). Кузов является составной частью надстройки и служит для размещения и защиты ПТВ и АСИО от повреждений при транспортировке. Используются собственные сэндвич-панели для повышенной тепло и шумо изоляции, а также для повышенного комфорта.

Кузов состоит из отсеков для размещения ПТВ и АСИО, а также насосного отсека в задней части кузова.

В креплении кузова к надрамнику присутствуют упругие демпфирующие элементы, предотвращающие вредное воздействие от скручивания рамы на кузов.

Двери отсеков шторного типа (опциональная возможность исполнить двери панельного типа). Шторы изготавливаются из алюминиевых сплавов.

Дверь насосного отсека шторного типа (опциональная возможность исполнить двери панельного типа, в таком случае выполняет роль защитного козырька). Шторы изготавливаются из алюминиевых сплавов.

Все двери кузова оборудованы самосрабатывающими запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, а также датчиком открытого положения с индикацией ее в кабине водителя на панели управления.

Открытые при стоянке двери , люки, и другие элементы конструкции автомобиля, увеличивающие габаритные размеры, оборудованы световозвращающими элементами и другими сигнальными устройствами, указывающими габариты автомобиля при открытых дверях.

Проемы дверей, крышки люков и других элементов кузова имеют уплотнения, предохраняющие отсеки от попадания в них атмосферных осадков, пыли и грязи.

Размещение ПТВ в отсеках учитывает тактику его оперативного использования, обеспечивает надежность фиксации оборудования, доступность, удобство и безопасность при съеме и установке.

При размещении оборудования, ПТВ объединено по группам назначения (стандартно):

Личное снаряжение пожарных;

Оборудование для забора воды и подачи первого ствола;

Оборудование для подъема личного состава на высоту;

Оборудование для вскрытия и разборки конструкций;

Оборудование для прокладки и обслуживания магистральных рукавных линий и т.п.;

Иное оборудование.

Пожарно-техническое вооружение надёжно установлено и закреплено в отсеках пожарного автомобиля.

Пеналы с всасывающими рукавами установлены в верхней части на крыше пожарного автомобиля и также выполнены из коррозионностойких материалов.

Лестницы для подъёма на крышу автомобиля выполнены из алюминиевого сплава.

Для удобства команды кузов имеет складные подножки .

Пожарный автомобиль оборудован насосной установкой, состоящей из:

Пожарного насоса с вакуумной системой забора воды и системой ручного дозирования пенообразователя (опциональная возможность установить автоматическую систему пеносмешения);

Водопенных коммуникаций с запорной и соединительной арматурой ручного управления (опциональная возможность установить дистанционное управление);

Системы управления.

Пожарный насос НЦПН-40/100 установлен в насосном отсеке (опциональная возможность установки пожарных насосов всех типов производительностью от 40 л/с до 133 л/с)

В автомобиле используются энергосберегающие технологии на основе LED .

Для оформления подробного предложения с параметрами просим отправить к нам заявку либо обратиться в нашу компанию по контактным телефонам.

Тяжелый грузовой автомобиль МАЗ-7310 Ураган представляет собой гражданскую версию машины модели 543. Серийный выпуск техники начался в 1976 году. Вездеход применяется как бортовой грузовик, а также как платформа для монтажа пожарных и специальных надстроек.

История создания

Разработка нового армейского вездехода, предназначенного для перевозки военной техники и монтажа ракетного вооружения, началась на заводе МАЗ в конце 50-х годов. Конструкция машины базировалась на узлах уже выпускавшегося МАЗ-537. Благодаря этому, создание грузовика завершилось уже в 1962 году. Новый вездеход, получивший обозначение МАЗ-543, был представлен общественности в 1965 году в ходе парада, посвященного годовщине Октябрьской революции. Показанные машины были оснащены пусковой установкой для ракеты 9К72 Эльбрус.

Спустя 9 лет на ВДНХ был представлен гражданский бортовой вариант автомобиля. Техника отличалась упрощенной конструкцией, в которой отсутствовало армейское специальное оборудование. Поставки начались через 2 года, но широкого распространения в автохозяйствах вездеход не получил. Основной объем выпущенных машин поставлялся на стройки нефтяных и газовых магистралей в Сибири. Также техника применялась как специальный аэродромный пожарный автомобиль и в роли балластного тягача.


Технические характеристики

В основе автомобиля лежит рама, изготовленная из элементов заклепками и сваркой. Боковые лонжероны оснащены внутренними усиливающими накладками. Элементы размещены по верхней и нижней кромкам по всей длине. Передняя часть рамы оснащена бампером и буксирным прибором, сзади на боковой поверхности лонжеронов установлены буксировочные проушины.

В качестве силовой установки используется V-образный 12-цилиндровый дизель Д-12А-525А.

Мотор оснащен системой подачи воздуха под атмосферным давлением и механическим плунжерным насосом. Силовой агрегат развивает максимальную мощность 525 л.с. при 1400 об/мин. С двигателем соединена повышающая передача, крутящий момент от которой поступает на гидравлический 1-ступенчатый трансформатор.


В паре с трансформатором работает планетарная 3-скоростная коробка передач. Распределение мощности по мостам выполняется при помощи механического раздаточного редуктора. В конструкции узла имеются 2 скорости и дополнительный межосевой дифференциал с возможностью блокировки. На каждой оси имеется колесная передача и дополнительный планетарный редуктор в ступице. Передача крутящего момента между узлами выполняется карданными валами.

Вездеход оснащен индивидуальной торсионной подвеской для каждого колеса. В конструкции имеются дополнительные рычаги, обеспечивающие ход колеса в вертикальной плоскости и фиксацию в горизонтальной. Для снижения жесткости работы узла используется гидравлический амортизатор. На управляемых колесах установлен поворотный кулак с шарниром равных угловых скоростей.


Размеры и технические характеристики автомобиля в стандартной поставке:

  • длина — 11657 мм;
  • ширина — 2975 мм;
  • база передней и задней тележки — 2200 мм;
  • расстояние между внутренними осями тележек — 3300 мм;
  • высота — 2950 мм;
  • клиренс — 400 мм;
  • грузоподъемность — 20000 кг;
  • вес в снаряженном состоянии — 23000 кг;
  • масса прицепа — 25000 кг;
  • скорость движения по шоссе — 60 км/ч;
  • запас топлива — 520 л в основных баках и 180 л в резервном;
  • расход горючего — 125 л на 100 км (по шоссе);
  • длина автопоезда с прицепом МАЗ-8385 — 20500 мм.

На вездеходе установлено 2 кабины, между которыми находится моторный отсек. Каждая кабина рассчитана на 2 человек, в боковых панелях имеется по 2 двери. Лобовые стекла жестко зафиксированы в проемах, оснащены очистителями. Для отопления кабин установлены индивидуальные радиаторы, подключенные к системе охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через соты осуществляется при помощи электрических вентиляторов.


Кабина левого борта оборудована рулевой колонкой, рычагом для переключения скоростей и другими органами управления. Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем для каждого из 2 мостов. При повороте происходит отклонение колес на 1 и 2 оси на различный угол. Вездеход оснащен барабанными тормозными механизмами с пневматическим управлением.

Модификации

На основе 4-осного грузовика существовал ряд модификаций:

  1. Первый прототип нового гражданского автомобиля был построен с бортовой цельнометаллической платформой. В дальнейшем подобные машины строились серийно под индексом 7310. Конструкция предусматривала совместную эксплуатацию с 2-осным прицепом МАЗ-8385.
  2. Для эксплуатации в качестве плетевоза и монтажа различного оборудования завод поставлял шасси модели 73101. На основе шасси строились аэродромные пожарные автомобили моделей АА-60-160 и 160-01, а также АА-70-220 и АПС-70.
  3. На основе шасси стандартной длины производился кран КС-5573, предназначенный для перемещения груза весом 25 т. Техника применялась при строительстве нефтепроводов в труднодоступных районах Западной Сибири.
  4. Доработанное шасси с увеличенной на 1000 кг грузоподъемностью получило индекс МАЗ-73131. Автомобиль серийно выпускался с начала 1983 года. Бортовой грузовик с аналогичными изменениями в конструкции обозначался как МАЗ-7313.
  5. Для монтажа специального оборудования поставлялся вариант шасси, который отличался укороченными лонжеронами рамы на заднем свесе и уменьшенной до 1700 мм базой задней тележки. Одновременно уменьшалось до 2470 мм расстояние между внутренними осями тележек. На основе шасси строился малыми сериями самосвал МАЗ-7510, рассчитанный на перевозку 11,5 м³ грунта с весом до 19000 кг. Применение укороченного шасси позволило снизить общую длину автомобиля до 10235 мм.
  6. Балластный тягач МАЗ-73132, построенный на укороченной версии машины. Использовался на армейских аэродромах для буксировки самолетов.
  7. На доработанном шасси монтировались крановые установки КС-6571, предназначенные для работы с грузом весом 40 т. Выпуск машин осуществлялся заводом «Им. Январского восстания», располагавшимся в Одессе.

Предназначен для ликвидации и локализации чрезвычайной ситуации до прибытия основных оперативных сил, обеспечивает оперативную доставку к месту пожара личного состава (до 6-ти человек), оборудования и инструмента для проведения разведки, ликвидации очагов горения, спасения пострадавших, проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Колесная формула 4х2. Вместимость цистерны для воды 3700 л. Вместимость пенобака 220 л.

Автомобиль быстрого реагирования АБР МАЗ-4371Р2 Предназначен для ликвидации и локализации чрезвычайной ситуации до прибытия основных оперативных сил, обеспечивает оперативную доставку к месту пожара личного состава (до 6-ти человек), оборудования и инструмента для проведения разведки, ликвидации очагов горения, спасения пострадавших, проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Вместимость цистерны для воды, л 500, Вместимость пенобака, л 50

Автоцистерна пожарная АЦ 4,0 (5,0) МАЗ-5434Х3 Предназначена для доставки к месту пожара личного состава (до 6-ти человек), пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожаров в лесах, городах и других населенных пунктах и проведения аварийно-спасательных работ. Колесная формула 4х4. Вместимость цистерны для воды, 4000 (5000)л. Вместимость пенобака 240 (300)л.

Автоцистерна пожарная АЦ-8,0, МАЗ-6312В9 Предназначена для доставки к месту пожара личного состава (до 2-х человек), пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожаров в лесах, городах и других населенных пунктах и проведения аварийно-спасательных работ. Колесная формула 6х4. Модуль боевого расчета: 4-местный, 2-дверный. Вместимость цистерны для воды: 8000 л. Вместимость пенобака: 500л.

Автоцистерна пожарная АЦ-11,0 МАЗ-6317Х9 Предназначена для доставки к месту пожара личного состава (до 6-ти человек), пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожаров в лесах, городах и других населенных пунктах и проведения аварийно-спасательных работ. Колесная формула 6х6. Вместимость цистерны для воды, л. 11000, Вместимость пенобака, л. 660

Автомобиль аэродромного тушения АА 12,0 МАЗ-6317Х9 Предназначен для эксплуатации в аэропортах и обеспечивает тушение возгораний авиационного транспорта, горящего разлитого авиационного топлива, а также проведение аварийно-спасательных работ. Позволяет осуществить покрытие взлетно-посадочной полосы слоем воздушно-механической пены. Колесная формула 6х6. Вместимость цистерны для воды, 12000 л. Вместимость пенобака 720 л.

Автомобиль порошкового тушения АП 5000 МАЗ Предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, атомных электростанциях, электрических подстанциях, в аэропортах. Колесная формула 6х6. Масса огнетушащего порошка, кг -5000, количество сосудов для порошка, шт. - 2.

Автотехника сегодня является неотъемлемой частью пожарной охраны. После людей это самый важный ее элемент. Белорусы с полным основанием могут гордиться собственными достижениями на этом поприще.

В советское время такой отрасли промышленности, как создание пожарной техники, в БССР не существовало. После распада Союза тематика начиналась "на коленке", постепенно развившись в достаточно мощную индустрию. Вспоминаем эволюцию и рассматриваем производителей пожарной техники из Беларуси.

В 1993 году в РБ была принята программа "Пожарная безопасность", в которую был включен пункт по созданию автоцистерны на шасси Минского автозавода. Разработкой конструкторской документации занялось военное НПО "Агат", а изготовлением первого опытного образца - завод "Неман" в городе Лиде. Во время испытаний первенец белорусского пожарного автомобилестроения вызвал множество нареканий. "Первый блин", как водится, вышел комом. Автомобиль не прошел испытания, впоследствии с него убрали кабину боевого расчета и переделали машину в пенный ход. В качестве "пенника" автомобиль "служит в запасе" до сих пор.

Но создатели пожарных машин, к тому времени уже накопившие опыт, не отчаивались. В 1995 году началась переработка конструкторской документации. В результате 95% этой документации подверглось радикальным изменениям. Второй экземпляр автоцистерны построили на Дзержинском экспериментально-механическом заводе. Машина успешно прошла испытания, хотя и в этот раз далеко не все идеи конструкторов получили путевку в жизнь. Тот автомобиль, так и оставшийся единственным экземпляром, служит в Дзержинске.

Тем временем производством пожарной техники для лесного хозяйства занялось ПО "Белкоммунмаш". Начинали с цистерн для лесхозов, а затем решились на проект автоцистерны для МЧС. Конструкторы, трудившиеся над созданием белорусской автоцистерны на "Агате", вновь встретились на "Белкоммунмаше". В течение восьми месяцев была разработана конструкторская документация, а в июле 1998-го состоялся первый показ новинки. Третья белорусская пожарная автоцистерна на шасси МАЗ-5337 оказалась очень удачной и конструктивно проработанной машиной. На ней установили пожарный насос Rosenbauer NH-40 производительностью 4000 л/мин, или 66 л/с. Емкость водобака составляла 4700 л, пенобака - 450 л.

"Белкоммунмаш" и по сей день делает пожарные машины, хотя эту свою деятельность не особо афиширует. Почему - не знаю. "Пожарки" у "Белкоммунмаша" получаются весьма хорошие, конструктивно проработанные, из хороших материалов и по-своему даже красивые. Однако в центре общественного внимания - троллейбусы, трамваи или особо модные сейчас электробусы. Просто знайте, что помимо общественного транспорта "Белкоммунаш" создает еще и пожарную технику.

Брестская компания СТиМ очень известна в профессиональных кругах. Девиз фирмы - "Мы знаем о дорожной разметке все". Предприятие занимается всем, что связано с техникой и технологиями дорожной разметки. Есть собственное производство разметочных машин.

Но, наверное, мало кто из нынешних работников фирмы помнит, что здесь в 2006 году сделали пожарный автомобиль. Пожарная автоцистерна АЦ-3,15-40 стала "первым блином" в пожарной тематике СТиМ. Цистерна получилась не очень удачной, но в историю белорусского пожарного автомобилестроения СТиМ вошел. Единственный построенный экземпляр остался служить в Бресте.

Минское ООО "Мидивисана" уже более пяти лет занимается проектированием и производством автомобилей-фургонов: изотермических, торговых, вахтовых, ремонтных. Продукция "Мидивисаны" в Беларуси нынче хорошо известна под торговой маркой "Любава". Когда-то предприятие было чуть ли не "гаражно-кооперативным" производителем простеньких "будок", а сегодня это хорошо оснащенное производство, выпускающее весьма высокотехнологичные изделия.

Пожарная техника не является специализацией компании, но как минимум одну модель пожарной автоцистерны здесь создали.

Завод "МАЗ-Купава" - признанный мэтр в изготовлении кузовов-фургонов любого назначения на любых шасси. Опыт изготовления спецавтомобилей для МЧС здесь тоже имеется.

В качестве примера показываем автомобиль технической службы АТС с кузовом КС 5225-01 на шасси МАЗ 631705-370. По сути, это передвижная ремонтная мастерская для пожарной техники. В пассажирском отсеке расположены три сиденья с ремнями безопасности, шкаф для документации. В слесарно-инструментальном отсеке установлен верстак с тисками, сверлильным и заточным станками, шкаф инструментальный, токарный станок, ниша для генератора с установленным генератором, отсеки для газовых баллонов. В задней части автомобиля смонтирован гидравлический манипулятор.

Минская компания "ИнтерРакурс-Плюс" когда-то была просто дилером российского завода "Пожтехника", но в процессе "эволюции" стала отдельным производителем, который выпускает пожарные автоцистерны собственной конструкции. Особенность "интерракурсовских" машин - кабина боевого расчета выглядит единым целом со штатной кабиной шасси, но при этом это две независимые конструкции. Кабина грузовика поднимается, а КБР остается на месте.

Пожарные коленчатые подъемники делают в Витебске. Тамошнее предприятие "Витстройтехмаш" - заметный игрок рынка строительных автогидроподъемников. Производитель утверждает, что он единственный машиностроительный завод СНГ, который обеспечивает конвейерный тип сборки с возможностью выпуска до 45 моделей подъемников в месяц.

Пожарные коленчатые подъемники - это более высокий класс оборудования. Освоили его, правда, с применением большого количества импортных деталей. При производстве рабочего оборудования используются материалы и комплектующие таких европейских производителей, как Oleo Meccanica Industriale Componenti S.r.l (Италия), Comer Industries S.p.A. (Италия), Sandern Schneid-und Umformatechnik (Германия), Badestnost (Болгария), Galli Erio SRL (Италия), MP Filtri (Италия), Hydraulfunktion AB (Швеция).

24-метровый коленчатый подъемник АКП-24(5337А2) - плод сотрудничества белорусских и польских производителей пожарной техники. Построила подъемник Fabryka Maszyn BUMAR-Koszalin. Но монтажом надстройки и подготовкой шасси занималось белорусское СООО "Завод современной пожарной техники" из Минска. Компактный подъемник для городских условий уже массово "стоит на вооружении" МЧС. Есть в гамме завода и целый ряд других интересных пожарных машин.

Безусловный лидер белорусской пожарно-автомобильной индустрии - СООО "Пожснаб" из Борисова. Некогда небольшой производитель, а теперь заметный игрок рынка не только белорусского, но и российского. "Пожснаб" начинался как торговая компания "пожарного" направления, в свое время задумавшаяся о собственном производстве. Начинали с установки оборудования в кузова других производителей, затем сами стали собирать автоцистерны. Сегодня цистерны, изготовленные "Пожснабом", можно найти почти в каждой пожарной части Беларуси.

В производственной программе не только автоцистерны, но и почти все варианты специальных пожарно-спасательных автомобилей: машины пенного и порошкового тушения, автомобили комбинированного тушения, аэродромные, штабные, машины дымоудаления, техника для водолазно-спасательной службы и многое другое, десятки вариантов. "Пожнаб" не только лидер внутреннего рынка, но и заметный игрок на внешних рынках. Немало борисовских пожарных машин служит в России, есть они даже в Туркменистане.

Официальным сертифицированным производителем пожарной техники уже несколько лет является само Министерство по чрезвычайным ситуациям. В каждой области еще с советских лет существовали мощные пожарно-технические центры (ПТЦ), читай - ремонтные предприятия. Там капитально ремонтировали технику, а со временем отработанные технологии позволили проектировать и изготавливать пожарные машины с нуля. Сегодня все ПТЦ всех областей Беларуси - сертифицированные производители, у каждого есть свой международный WMI-код.

Но и это еще не все. В разное время пожарной техникой занимался и Минский мотовелозавод, и Минский тракторный. ММВЗ делал трициклы для пожарных, а МТЗ - специальные шахтные пожарные транспортные средства и пожарную спецтехнику для лесхозов. Примечательным является и тот факт, что собственные двухрядные кабины для пожарных машин выпускает МАЗ.

Заметили, что в Беларуси уже почти не найти старый пожарный ЗИЛ? И, наверное, уже в каждой пожарной части РБ будет как минимум одна машина белорусского производства. Большинство же крупных частей укомплектовано именно белорусской техникой.