Подъём затонувших кораблей Горз Джозеф

НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ «НАТИ»

НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ «НАТИ»

Во время 2-й битвы в Филиппинском море в ноябре 1944 г. минами, торпедами, бомбами и артиллерийским огнем было потоплено много японских судов. Часть из них лежала на сравнительно небольшой, доступной для водолазов глубине, и командование американских ВМС решило поискать на этих судах секретные документы и другую информацию относительно военных планов Японии. Выполнение данной задачи было поручено водолазам и экипажу «Шантеклера», судна-спасателя подводных лодок. Одним из кораблей, с которого началось осуществление задуманной операции, оказался японский легкий крейсер, лежавший на глубине 30 м с небольшим креном на правый борт.

Первым под воду отправился водолазный старшина Джозеф Карнеке. Спустившись на палубу корабля, он приступил к его осмотру и вскоре увидел орудие, у которого все еще стоял его мертвый расчет. Люди застыли в тех положениях, в каких их застал взрыв бомбы или снаряда. Смерть была мгновенной.

В штурманской рубке Карнеке обнаружил необычно большое количество карт и бумаг. Он собрал их все и доставил на поверхность. Документы чрезвычайно заинтересовали находившегося на судне-спасателе представителя разведки; водолазам было приказано тщательно обыскать все помещения затонувшего крейсера и забрать все документы, включая личные.

Доставленные Карнеке бумаги позволили установить, что он обнаружил мифический «Нати», флагманский корабль вице-адмирала Киосидэ Сима – корабль, который, как хвастливо утверждали японцы, был непотопляем. И, действительно, до своего последнего боя «Нати» сумел выдержать попадания 225-килограммовых бомб, а также торпед, ракет и снарядов. Однако он был перехвачен 5 мая 1944 г. при попытке прорваться из манильской бухты и принял на себя удар 9 торпед, 13 бомб по 450 кг и 6 – по 110 кг, а также 16 ракет. Этого наконец оказалось достаточно, и крейсер пошел на дно.

Карнеке обнаружил, что каждый отсек корабля был абсолютно водонепроницаемым: он не сообщался с соседними отсеками ни с помощью люков, ни дверей, поэтому повреждение любого отсека не влекло за собой затопления других помещений. Толстой стальной броней была покрыта как палуба, так и обшивка корпуса.

Водолазы действовали парами, причем один из них входил в еще не осмотренное помещение, другой следил за его шлангами и линем. Однажды во время работы такой пары, когда один водолаз сгребал в мешок книги и документы, другой ненадолго прекратил наблюдение за своим товарищем и, пройдя по коридору, забрел в поисках сувениров в соседнее помещение. Как только он вошел туда, дверь, захлопнувшаяся под действием собственной тяжести в результате крена корабля, перерубила кабель, по которому с поверхности подавалась электроэнергия для подводных светильников. Оказавшийся в полной темноте водолаз потерял голову и, забыв, что он может легко найти дорогу назад по спасательному линю, начал в отчаянии кричать. Его подопечному пришлось прийти ему на помощь. С тех пор охота за сувенирами на «Нати» прекратилась.

– Вряд ли что еще так хорошо дисциплинирует водолаза, – заметил Карнеке, – как услышанный им крик под водой.

Как-то раз сам Карнеке прорезал с помощью кислородно-ацетиленовой горелки отверстие в. переборке отсека. Взрыв несгоревшей части газовой смеси, скопившейся у подволока отсека, сбил его с ног, а наушник телефона, вырванный из своего гнезда, сильно ударил в висок. Карнеке поднялся и, еще не совсем придя в себя, просунул ногу в прорезанное им отверстие. В то же мгновение он почувствовал, как что-то зажало его ботинок мертвой хваткой. Пришлось звать на помощь второго водолаза Крассике, которому потребовалось добрых 20 мин, чтобы освободить ногу своего товарища. Карнеке отправился на поверхность, а Крассике остался, пытаясь обнаружить неведомое чудовище, столь коварно напавшее на его коллегу. Через несколько минут он радостно сообщил по телефону:

– Передайте Карнеке, что его нога застряла в японском унитазе.

В конце концов водолазам удалось найти судовой сейф и взорвать его дверцу с помощью вещества, похожего на замазку и известного под названием «состав С», который вдвое превосходит по взрывному действию тротил. Водолаз по имени Поузи был послан вниз, чтобы ознакомиться с содержимым сейфа. Добравшись до него, он доложил, что сейф битком набит деньгами. Поузи приказали немедленно возвращаться, на что он ответил, что запутался в тросах и шланге, но через несколько минут надеется освободиться. Наконец он появился на поверхности и поднялся на палубу судна-спасателя. Из-за его пояса, манжет, словом, из любого подходящего для этого места торчали банкноты. Лишь когда с него сняли шлем, он смог убедиться, как ненадежно он спрятал свое сокровище.

– Господи, – изумился он, – каким образом все это ко мне пристало?

Так или иначе, он не так уж много потерял, поскольку деньги оказались японскими ассигнациями достоинством в 10 иен: на «Нати» перевозились деньги для выплаты содержания японским морякам. Представители же разведки весьма обрадовались обнаруженным 2 млн. иен, поскольку японскую валюту, необходимую для проведения некоторых секретных операций, всегда было трудно раздобыть. Но в еще больший восторг привели их найденные водолазами документы. В числе этих бумаг, как сообщил позже водолазам офицер военно-морской разведки, были планы ведения военных операций против союзников, сведения относительно оборонительных сооружений японцев и их подготовительных мероприятий на случай высадки союзников. Редко, если вообще это когда-либо случалось, чтобы в одном месте было обнаружено столько важной военной информации.

Собрал и сфотографировал модель тяжелого крейсера "Нати"(Nachi). Крейсер типа "Миоко". Модель выпускается фирмой Аошима.
Собирал четыре месяца, закончил в марте 2011года.
Спущен на воду в 1927 году на верфи в Куре, укомплектован в 1928 году. До войны прошел модернизацию в 1935 году. В годы второй мировой неоднократно модернизировался. Модель показана на май 1943 года. Активно участвовал в морской войне на Тихом океане. Погиб 05.11.1944 года от воздушных атак разломившись на три части в районе Манильской бухты.
Использовал литературу:Две Тамиевские книги "Random japanese warship details", "Японские тяжелые крейсера" С.Сулиги, японскую книгу "Тяжелые крейсера типа Миоко"(очень хорошая книга, но на японском языке), польские Профили морские, по Миоко и отделный по Нати, что то находил в Интернете.
Использовал, кроме самой модели:
- Травление Аошимы для Нати, леера для класса Миоко я тоже купил, но они мне не понравились, я их не стал использовать.
- Травление от GMM (леера и леера с брезентом)
- Toms Modelworks (радар тип 21 для крейсеров, люки и т.п из набора для тяжелых крейсеров, наборы элементов верхней палубы для кораблей Кригсмарине и для Японии)
- Hasegawa (три набора) - набор для боевых кораблей, набор для корабельных самолетов, набор для зениток и оптических приборов (лестницы, вьюшки, люки, носовая хризантема, части для шлюпок, зениток и т.д.)
- Ka -models- леера, двери, размагничивающий кабель,трапы, подставки для модели.
- Allians Modelworks - шлюпбалки, трапы.
- Fly Hawk - набор для шлюпок и катеров кораблей Японии, шлюпбалки, башни ГК для тяжелых крейсеров, ящики для боеприпасов, перфорированные "штрипки" на палубе.
- Lion Roar - двери, поворотные круги и рельсы для гидропланов.
- Rainbow - поручни на трубы.
- Voyager - спасательные круги и их "корзины", 11 м катер, бинокли.
- WEM - леера, двери.
- Model master - стволы Гк и 25мм.
- Nico models - смоляные 127мм зенитки со щитами (щиты не понравились, использовал чуть-чуть переделанные щиты от модели)
- L Arsenal - фигурки (два разных набора)
- Fujimi - фигурки (два разных набора)
- Veteran models - бинокуляры (много и разных), параваны, deck winch (что это..видимо лебедка), но выглядит со "смывкой" здорово.
- Fine Molds - топовые лампы(наверное так они называются по русски), прожекторы, бинокуляры.
-Goffi models – фигурки моряков
Краски и грунт: GSI, Tamiya
Лак Microscale и Kristal Clear для "остекления", Set и Sol для декалей.
Модельная нить белорусская. Декали "Бегемот".
Сама по себе модель несложная и я хотел ее максимально (насколько хватит терпения) "усложнить". Ну и перечень использованного "добра" примерно показывает, чем я занимался 4-месяца. Сам сделал из проволоки "переплеты" на фок мачте, реи сделал из двух сверел на 0,5 мм (пластик слишком хрупкий), флаг и гюйс штоки - тоже сверла, ввернутые и вклеенные. Кабель от дальномерного поста на носовой надстройки - трубка из латуни 0,2мм(Лион роар). Дольше всего клеил "штрипки" на палубе. пробовал на одном участке на "голый" пластик, на другом на "грунтованный", на третьем на окрашенный. К определённым выводам не пришел..., всего на корабль ушло полтора набора.
Очень понравилась продукция Файн молдс, все из пластика, но тоненько и аккуратно как смола.
Смывку делал Тамиевкой эмалью Дым.
Моряки трех фирм из пяти разных наборов Л арсенал, Гоффи моделс, Фуджими, первые белые, вторые синие и Фуджими серые. Раскрашивал сам, если заметили, то они двух видов -офицеры и моряки. К сигнальщику приклеил сигнальные флажки от Эдуарда.
Это моя третья модель. Спасибо за советы более опытным коллегам
Сейчас появились специальные большие наборы травления для класса «Миоко», но а на момент все, что смог подобрал и сделал сам..
Свои недостатки исполнительские и исторические знаю сам, постараюсь улучшать качество работ в следующих моделях.. Общие характеристики Длина (м): 201,8 Ширина (м): 20,7 Водоизмещение (тонн): 14980 Скорость (узлов): 33,3 Запас хода (миль): 8500 Осадка (м): 6,4 Экипаж: 773 Вооружениe Орудия: 10 203 мм
8 127 мм Торпедные аппараты: 8 Самолеты: 2 Системы ПВО Противо-воздушная оборона : 52 25 мм

После подписания 6 февраля 1922 года Вашингтонского договора (Договор пяти держав) МГШ Японии поручил Юдзуру Хираге разработать проект крейсеров "класса А" нового типа в пределах договорных ограничений, т.е. со стандартным водоизмещением 10.000Т и вооружением из 20-см орудий. Именно к постройке таких крейсеров, ставших известными как "договорные" или "вашингтонские", приступили все морские державы. После нескольких заседаний МГШ установил следующие требования к проекту:

1. Вооружение ГК Главный калибр из восьми 20-см орудий в 2-орудийных башнях (три "пирамидой" в носу, одна в корме).

2. Зенитное вооружение из четырех 12-см орудий в одиночных установках.

3. Восемь торпедных труб в спаренных неподвижных уста­новках под палубой в корме.

4. Защита важных частей от косвенных попаданий 20-см и прямых попаданий 15-см снарядов.

5. Защита от подводных взрывов в виде булей вдоль всех МКО.

6. Максимальная скорость свыше 35 узлов.

7. Радиус действия 10000 миль на 14 узлах.

8. Оборудование для несения двух гидросамолетов.

Хирага не согласился с этими требованиями и после дальнейшего обсуждения склонил МГШ к принятию других характеристик проекта:

1. Увеличить вооружение ГК Главный калибр до 10 20-см орудий, добавив пятую башню в корме, чтобы обеспечить превосходство над крейсерами иностранных проектов, которые по сведениям разведки должны были нести по восемь 8-дюймовых орудий.

2. Увеличить ПТЗ за счет установки броневой продольной переборки за булями.

3. Уменьшить радиус действия до 8000 миль на 14 узлах.

4. Отказаться от торпедного вооружения, излишнего и опасного для крейсеров.

Разработку проекта начал Фудзимото под руководством Хираги в начале 1923 года. Спустя год, перед самым отбытием Хираги за границу, окончательные чертежи были готовы.

Воспользовавшись временным отсутствием Хираги, сторонники торпедного вооружения в МГШ смогли навязать свои взгляды и принудили его преемника Фудзимото переделать чертежи, предусмотрев установку на крейсерах 4 спаренных торпедных труб в неподвижных установках под верхней палубой над машинными отделениями. Число 12-см зениток на 10000-тонных крейсерах увеличивалось до шести, а для компенсации уменьшения площади жилых помещений решили возвести дополнительную надстройку на верхней палубе - по бокам носовой надстройки и первой дымовой трубы, и на нее перенести носовую пару 12-см зениток.

Постройка всех четырех "больших" крейсеров была предложена 3 июля 1922 года, санкционирована в марте следующего. Как крейсера 1-го класса они получили названия по именам гор.

Нати1928 /1944

Находясь в Манильской бухте, "Нати" 29 октября 1944 был атакован палубными самолетами из состава группы TG38.2 и получил поверхностные повреждения (убито и ранено 53 человека). 5 ноября бухта подверглась новому налету - на сей раз самолетами с авианосцев группы TG38.3. Между 07.35 и 15.00 "Нати" выдержал 4 атаки. Во время третьей, идя по бухте, он получил в носовые МО с правого борта торпеду и бомбу в палубу между башнями №2 и №3. Лишившийся хода крейсер в ходе четвертой атаки, которую провели самолеты авиагруппы CVG-19 авианосца Лексингтон , получил попадания еще 9 торпед, 20 бомб и 16 ракет. Из-за взрыва погребов "Нати" разломился на три части: перед башней №1 и за машинными отделениями. Корабль затонул на мелководье у Коррехидора в точке с координатами 14°23" с.ш. 125°25" в.д. Погибло 807 человек, включая кэптена Энкио Каноку, который командовал крейсером с 20 августа 1944 года.

После взятия Манилы американскими войсками корпус "Нати" в марте-апреле 1945 года был обследован водолазами с судна «Чантиклир», которые достали много любопытных документов и японских денег.

Асигара1929 /1945

4 июня крейсер "Асигара" в сопровождении эсминца «Камикадзе» вышел из Сингапура и, пройдя через пролив Бангка, на следующий день прибыл в Батавию. Там "Асигара" принял на борт 1600 человек армейских подразделений, 480 тонн грузов и в 10 часов 7-го вышел в обратный путь. Сторожившие выход из гавани американские лодки не смогли выйти в атаку, но одна из них - «Блюбэкк» -донесла о выходе крейсера в море. Это позволило английским подлодкам «Тренчант» (коммодор Э.Р. Хезлет) и «Стиджиэн» (лейтенант Г.С. Кларабут) своевременно занять позиции в проливе Бангка. Около 12.15 8 июня с "Асигара", 20-узловой скоростью следовавшего к северному выходу из пролива, заметили следы шести торпед с правого борта. Несмотря на резкий поворот, четыре из них поразили корабль. Эти торпеды были частью 8-торпедного залпа носовых аппаратов лодки «Тренчант», выпущенного с дистанции около 3000 м. Затем лодка выпустила еще 2 торпеды из кормовых аппаратов, одна из которых также попала в правый борт крейсера. Несмотря на срочное контрзатопление, крен резко возрастал, ив 12.37 "Асигара" перевернулся. «Камикадзе», которому удалось уклониться от атаки лодки «Стиджиэн», подобрал из воды 853 человека из экипажа крейсера и около 400 солдат, которых и высадил в Сингапуре.

Хагуро1929 /1945

С грузом продовольствия на борту для гарнизона Андаманских островов "Хагуро" и эсминец «Камикадзе» вышли из Сингапура 9 мая 1945 г. В Малаккском проливе оба корабля были замечены британскими подлодками «Стэйсмен» и «Сабтл». Однако, японцы, получив сообщение от самолета-разведчика о наличии поблизости надводных кораблей союзников сочли за благо вернуться 11 мая в Сингапур. Под флагом командующего 5-й эскадрой вице-адмирала Синтаро Хасимото "Хагуро" снова с «Камикадзе» вышел в море 14 мая. На следующий день в 13.30 японские корабли были обнаружены к NE от Сабанга самолетом с британского авианосца. Японский самолет также обнаружил английские надводные корабли, и командующий Флотом 10-го района предупредил "Хагуро" о присутствии двух эскадр вражеских эсминцев в восточном направлении, к северу от Суматры. Вечером крейсер изменил курс, но ночью наткнулся на эсминцы 26-й флотилии.

В 00.20 16 мая (Токийское время) "Хагуро" первым визуально обнаружил эсминцы и сделал по ним два залпа из главного калибра, добившись попадания в головной корабль. Но как только был отдан приказ перенести огонь на следующий эсминец, крейсер содрогнулся от попаданий двух 533-мм торпед. "Хагуро" сбавил ход и накренился на 30°. Адмирал приказал «Камикадзе» уходить в Пенанг, и тут в крейсер попала третья торпеда - в машинное отделение, снова с левого борта. Крейсер стал неуправляем, крен на левый борт увеличился, и в 02.32 "Хагуро" затонул.

Миоко1929 /1946

Участвовал практически во всех сражениях. После разоружения был захвачен англичанами в базе Селетар 21 сентября 1945. Использовался как корабль-база для связи, ремонта и жилья до весны 1946 года. Английское руководство решило затопить крейсер в Малаккском проливе у Порт-Светтенхама на глубине более 150 м, где 12 и 13 февраля уже были затоплены две подлодки.

2 июля 1946 года "Миоко" был выведен на буксире японского судна из базы Селетар и 8-го в 0.3 по Токийскому времени ушел на дно.

Которая тогда была голландской колонией. На помощь флоту Голландии пришли английские и американские корабли. Общее командование принял голландский вице-адмирал Гелфрик. Авианосная авиация была основной в наступлении японцев, и союзники несли тяжелые потери. Англичане стали убеждать командующего отвести военно-морские силы, чтобы сохранить их для использования в будущем в другом месте, но голландцы решили сражаться до конца.
Японский тяжелый крейсер «Нати»
(1934 г 11 000 т, 34 узла, десять мм орудий

493
Крейсера
Когда запасы топлива почти истощились, Гелфрик наконец согласился на отвод части сил. В распоряжении союзников остались поврежденный американский крейсер Хьюстон, английский тяжелый крейсер
«Эксетер» (участник потопления корабля Адмирал граф Шпее»), австралийский крейсер Перт и три эскадренных миноносца. Крейсера Де Рёйтер», Ява и два эскадренных миноносца имели голландцы. Объединенной эскадрой командовал голландский контр-адмирал Доорман.
После полудня 26 февраля было получено сообщение о большом японском конвое, идущем недалеко от побережья Борнео. Небольшое разнородное соединение адмирала Доормана получило приказ выйти в море для проведения ночной атаки. Приказ заканчивался словами Вы должны продолжать атаки до тех пор, пока противник не будет уничтожен».
Обнаруженный американскими патрульными самолетами японский конвой насчитывал транспорт. Помимо непосредственного охранения из двух отрядов эскадренных миноносцев (2 легких крейсера и 14 эсминцев) дальнее прикрытие осуществляли тяжелые крейсера «Нати» и «Хагуро», которые следовали позади конвоя. Командовал японским соединением контр-адмирал Танака.
Крейсера союзников шли со скоростью
24 узла в кильватерном строю - Де Рёй- тер в голове, за ним «Эксетер», Хьюстон, Перт и Ява. Девять эсминцев осуществляли охранение. Такой порядок был хорош для защиты от подводных лодок, ноне годился для артиллерийского боя, поскольку в этом случае эсминцы должны быть впереди более тяжелых кораблей, чтобы занять удобную позицию для торпедной атаки. Около 16 часов противник был обнаружен. Однако союзники встретили совсем не то, что ожидали. Адмирал Танака получил известие об обнаружении противника еще в 12 часов 30 минут от пилота гидросамолета. Поэтому он приказал транспортам под эскортом сторожевиков начать отход на север. Тяжелые крейсера резко увеличили ходи нагнали силы охранения. В районе боя они появились практически одновременно с установлением визуального контакта с противником. Таким образом, вместо транспортов и легких кораблей союзники встретили мощную эскадру из четырех крейсеров и четырнадцати эсминцев.
Видимость была хорошая, носильный восточный ветер поднимал значительное волнение. В 16 часов 16 минут японские крейсера открыли огонь с максимальной дальности, и корабли союзников изменили курс влево , чтобы ввести в действие все орудия. Оба соединения шли западными курсами, причем японцы были несколько впереди, дистанция боя постепенно уменьшалась. Вначале японские снаряды падали вокруг крейсеров союзников, не причиняя им большого ущерба, впрочем, также как и союзники японцам. Затем Ява получила попадание, которое не нанесло ей большого урона. Обе стороны продолжали вести стрельбу с большого расстояния до 17 часов минут, когда японские эскадренные миноносцы произвели торпедную атаку. Маневрируя, чтобы уклониться от торпед, Эк- сетер» получил попадание мм снарядом в машинное отделение. Снаряд легко пробил Английский эсминец Юпитер
(1932 г 1900 т, 36 узлов, четыре мм орудия и четыре торпедных аппарата

ЭПОХА МАШИН
тонкую броню вашингтонского крейсера и перебил главный паропровод. Корабль выкатился из строя влево, его скорость упала до 15 узлов. Голландский эсминец получил попадание торпеды и мгновенно затонул. Строй союзников развалился.
Доорман приказал поставить дымовую завесу между поврежденным «Эксетером» и противником. Английский эсминец «Элек- трав дыму столкнулся почтив упор стремя японскими эсминцами, получил много попаданий и через несколько минут затонул. Доорман вновь собрал свои крейсера и повернул на север, чтобы возобновить бой. «Эксетер» в сопровождении тоже поврежденного голландского эсминца отправили в базу. В 18 часов 30 минут крейсера союзников направились на северо-восток, за ними пошли оставшиеся эскадренные миноносцы. После непродолжительной стычки в темноте с крейсерами противника соединение вновь повернуло на юг. Около часа четыре американских эсминца, у которых заканчивалось топливо, вернулись в индонезийский порт Сурабая , где нашли «Эксетер» и голландский эсминец. Таким образом, в море с четырьмя крейсерами остались только два английских эскадренных миноносца. В 21 час 30 минут эсминец Юпитер наскочил на мину и затонул, второй эсминец получил приказ подобрать людей. Так крейсера остались без эскорта.
В 23 часа снова появились японские крейсера «Нати» и «Хагуро». В последовавшем бою Де Рёйтер» получил попадание

Крейсера в корму, которое заставило его отвернуть в сторону. Через несколько минут в Яву и Де Рёйтер» попало по торпеде. Оба корабля загорелись. Было видно, как среди взрывов боеприпасов экипажи покидали корабли. Вскоре крейсера затонули. Уцелели только Хьюстон и Перт, они поспешили вернуться в базу. Впрочем, вскоре остатки соединения союзников были добиты японскими крейсерами и авиацией. Спастись смогли только четыре американских эсминца, которые прорвались в Австралию. У японцев слегка был поврежден один тяжелый крейсер.
В этом бою мощные японские крейсера, создававшиеся специально для уничтожения кораблей противника, показали свои лучшие качества. Однако больше им такой возможности союзники не предоставили. Они предпочитали выставлять против японских тяжелых крейсеров линкоры или уничтожать их авиацией.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ КРЕЙСЕРА
За 10 лет, последовавших после окончания Второй мировой войны, строительство боевых кораблей значительно сократилось. Единственным исключением были советские крейсера типа «Свердлов», заложенные в 1948–1953 годах в основном из соображений престижа.
Крейсера данного типа являлись развитием кораблей серии «Чапаев». Всего планировалось построить 25 единиц, но была заложена 21, из них семь в октябре 1959 Советский крейсер
«Чапаев»

ЭПОХА МАШИН
года сняты со строительства и разобраны на металл. Это самая крупная серия больших надводных кораблей за всю летнюю историю флота России. Головной крейсер был заложен 21 января 1948 года, а последний в апреле го. Это были крупные быстроходные корабли (15 450 т, 34 узла, длинам, ширина - 22 м, по двенадцать мм и мм орудий, тридцать две мм зенитные пушки бронирование мм пояс, мм палуба и мм башенная броня. Таким образом, по всем показателям это был типичный крейсер времен Второй мировой войны.
В других государствах в этот период встрой вступали только крейсера, заложенные доили входе войны. Примерами могут служить американский «Вустер»
(12 500 т, 32 узла, двенадцать мм орудий, двадцать мм пушек, французский Де Грасс» (10 000 т, 33,5 узла, шестнадцать мм пушек, советский «Чапаев» и голландский Де Рёйтер».
В середине х годов новая разновидность оружия - ракета - достигла довольно высокой степени совершенства, приобрела твердую основу и начала применяться как на земле, таки на море. Ракета обладала более мощной разрушительной силой, чем снаряд даже самого крупного калибра , и поточности поражения цели намного превосходила артиллерию. Ведущие морские державы захотели оснастить свои корабли этим новым оружием, но они были пока неготовы строить для него специальные носители.
В начале х годов американская во- енно-морская доктрина сделала акцент на строительстве авианосцев. На верфях начинают закладываться корабли невиданных прежде размеров. Однако эти гиганты, начиненные авиационным горючими боеприпасами, оказались столь уязвимыми для любого оружия, что выпускать их в море безнадежного эскорта было нельзя. Поэтому ориентация флота на ударные авианосцы изменила требования и ко всем другим кораблям. Для охраны авианосных ударных соединений требовались корабли, оснащенные более мощным зенитными противолодочным оружием, чем прежние эсминцы. Выбор остановили на больших фрегатах УРО (управляемое ракетное оружие. Но поскольку разработка этих фрегатов задерживалась и они могли быть введены встрой не раньше началах годов, возникла идея приспособить для этой цели крейсера военной постройки, модернизировав их и оснастив УРО. Как раз к этому времени в США был принят на Американский крейсер Бостон после модернизации 1955 года

Крейсера вооружение неплохой зенитный управляемый снаряд Терьер (длинам, вес -
1360 кг, дальность - 32 км).
Первыми стали перестраивать свои крейсера Соединенные Штаты, которые в 1955–1956 годах смонтировали две спаренные пусковые установки Терьер боезапас ракеты) на месте кормовых башен тяжелых крейсеров типа Балтимор Бостон и Канберра, оставив вооружение носовой части в прежнем виде. Подобная же модернизация, затрагивавшая лишь кормовую часть корабля, была проведена в 1957–1960 годах и на шести легких крейсерах типа Кливленд. Три из них получили спаренную установку Терьер боезапас ракета три других - сдвоенную установку УРО типа «Талос» (длинам, вес - 3160 кг, дальность - 130 км, боезапас ракет).
Наконец было принято решение монтировать ракетные установки в обеих оконечностях корабля. Первыми крейсерами типа Балтимор, подвергшимися такой реконструкции в 1958–1962 годах, стали Олбани, Чикаго и «Коламбус». Этико- рабли позаимствовали у прототипа только корпус, все остальное было переделано заново. Даже на смену дымовым трубам пришли высокие дымоходы в виде мачт , удобные для крепления антенн локаторов. Вооружение кораблей состояло из двух спаренных установок «Талос» (боезапас -
92 ракеты, двух сдвоенных Тартар длинам, вес - 545 кг, дальность - 16 км, боезапас - 80 ракет, двух мм орудий, двух вертолетов, а также системы противолодочных управляемых ракетоторпед Ас- рок (длинам, вес - 454 кг).
На этих кораблях история артиллерийских крейсеров на флоте США заканчивается. В последующие годы американцы строили совершенно новые крейсера УРО, специально предназначенные для защиты авианосных соединений.
По примеру США в 1962–1964 годах свои крейсера переоборудовали Италия и Голландия. Итальянцы на «Гарибальди» кормовые мм орудия заменили сдвоенной пусковой ракетной установкой Терьер (72 ракеты, а носовые орудия главного калибра заменили башнями со мм универсальными пушками. «Гарибальди» стал единственным в мире надводным кораблем, способным нести баллистические ракеты на нем было смонтировано четыре шахты для ракет «Поларис». Голландские крейсера Де
Рёйтер» и Де Зевен Провинсиен» носовые мм орудия сохранили, а вместо кормовых башен была смонтирована спаренная установка Терьер (40 ракет. В 1974 году оба корабля были проданы Перу.
По-иному сложилась судьба английских крейсеров. Утратив после Второй мировой войны господствующее положение Владычицы морей, Великобритания была вынуждена идти в фарватере своего более сильного партнера - США. И все послево-
Голландский крейсер Де Зевен Провинсиен» после модернизации
1962 года

ЭПОХА МАШИН
енное развитие английского флота являет собой слабые попытки копирования американской стратегии. В составе Королевского флота осталось всего четыре авианосца. Для их защиты требовались крейсера
УРО, поэтому было решено достроить три крейсера типа «Тайгер» (9500 т, 31,5 узла, четыре мм и шесть мм орудий мм бортовой пояс и мм палуба. Постройка этих кораблей, заложенных в 1942 году, была приостановлена и возобновлена только в м. Головной корабль вступил встрой в 1959 году, два других - в 1960-м.
Однако ракеты для них создавать не стали, и крейсера стали чисто артиллерийскими кораблями. Лишь в 1965–1969 годах началось усиление их противолодочного вооружения. Два корабля решили превратить в крейсера-вертолетоносцы. Кормовая мм двухорудийная башня была снята, а вместо нее смонтирован ангар на четыре противолодочных вертолета (ПЛО) типа Си
Кинг». Прямо на корме оборудовали взлет- но-посадочную площадку.
Новые корабли, которые официально названы крейсерами, из европейских стран НАТО построили только Франция и Италия.
Французы в 1958 году построили крейсер ПВО нового проекта «Кольбер» (8720 т,
32 узла, шестнадцать мм и двенадцать мм универсальных орудий. С апреля 1970 по октябрь 1972 года чисто артиллерийский корабль был переоборудован в ракетный крейсер. Его вооружение теперь состоит из двух мм орудий,