Каких только ласковых прозвищ не получал автомобиль УАЗ-452 за годы эксплуатации: «Буханка» и «Батон» — за внешнее сходство с хлебным кирпичиком, «Таблетка» — за надежную службу в медицинских организациях. Примечательно, что его конструкция и отдельные системы – трансмиссия, кузов или схема электропроводки УАЗ 452оказались достаточно выносливыми. Пожалуй, это был единственный автомобиль в те годы, способный добираться в самые отдаленные места с гуманитарными целями.

Знакомьтесь УАЗ 452

Автомобиль представлял собой грузопассажирский вариант транспортного средства повышенной проходимости с колёсной формулой 4×4. Освоил выпуск модели Ульяновский автозавод еще в далеком 1965 году.

Его возможности вы можете оценить, посмотрев следующее видео:

УАЗ 452 способен перевозить в кузове груз массой до 700 кг. Кроме того, он может буксировать прицеп массой 850 кг. Транспортное средство стало очень популярным не только в условиях российского бездорожья, но и с успехом применялось в крупных городах в различном качестве (на фото в статье).

В частности:

  1. Как автомобиль службы ГАИ;
  2. В качестве пожарной машины;
  3. Автомобиля скорой помощи;
  4. Продуктовой лавки;
  5. Транспортного средства коммунальных служб и т.п.

Электронные компоненты


Электропроводка УАЗ 452 представляла собой простую однопроводную схему.

Конструктивно она имела следующие решения:

  • Роль второго провода играл металлический кузов и прикрепленные к нему узлы и агрегаты;
  • Все электронные компоненты и исполнительные механизмы имели «-» выведенный на корпус. Цена такого решения оправдывала несовершенность схемы.

Справочно: Инструкция предусматривала регулярную проверку контактов. При окислении их следовало зачистить наждачной бумагой.

Силовой агрегат

Моторный отсек располагается прямо в салоне автомобиля, поскольку это обусловлено его конструкцией.

Доступ к узлам и агрегатам осуществляется также из салона, путем снятия крышки, которая:

  • Обеспечивала защиту водителя и пассажиров от проникновения выхлопных газов;
  • Защищала от пыли и грязи;
  • Служила дополнительным отопительным элементом (пассивным – от нагрева).

Ранее применявшийся мотор с «Победы» заменили на более современный двигатель от 21-й «Волги». Этому способствовал запуск производственной линии на Заволжском моторном заводе в 1964 году.

Обратите внимание! Несмотря на некоторый скепсис в отношении неудобства при обслуживании бескапотного автомобиля своими руками, годы эксплуатации доказали, что нет никаких сложностей.

Пассивная безопасность автомобиля

Конструкция «Батона» с бескапотной компоновкой также поначалу вызывала ряд вопросов относительно безопасности. Однако, серия краш-тестов, проведенных в далеком 1971 году на Дмитровском полигоне доказала, что в большинстве внештатных ситуациях водитель и пассажиры УАЗ 452 имеют шансы избежать травм.

Особенности электрооборудования

Для конструкторов более сложным процессом в те годы было найти качественные комплектующие для оснащения системы зажигания и освещения.

Это хорошо видно по наполнению кабины:

  • органами управления системами автомобиля;
  • контрольными приборами.

Внешнее освещение

В ход шло все, что можно было доставать и наладить бесперебойные поставки на заводской конвейер.

Правопреемником знаменитого «командирского» УАЗ 469 по праву считается УАЗ 31514, появившийся на отечественном рынке с 1993 года. Согласно отраслевой классификации, автомобиль получил новый индекс, а также бесконтактную систему зажигания, оставаясь таким же надежным и безотказным в эксплуатации, как и его предшественник.

История УАЗ 31514 началась задолго до девяностых годов – от легендарного УАЗ 469 в мирные годы хотели получить больше функциональности, что привело к его глубокой модернизации.

В результате чего появилась его «гражданская» версия УАЗ 469Б, которую от предшественницы отличали:

  1. Ведущие мосты лишились бортовых редукторов, обеспечивающих колоссальную проходимость на бездорожье;
  2. С автомобиля сняли предпусковой подогреватель;
  3. Кузов открытого типа комплектовался брезентовым тентом;
  4. Силовым агрегатом служил двигатель УМЗ-414 мощностью 80 л.с.

Справочно: металлический тент, а позднее и стеклопластиковый предлагался в качестве дополнительной опции. Также производитель сумел снизить расходы – цена существенно не изменилась.

Рестайлинг

Производитель не стал останавливаться на полученном результате, и в 1993 году вывел в свет новую модель – УАЗ 31514, которая полностью заменила на заводском конвейере УАЗ 469.

УАЗ 31514 – фото несения службы в органах правопорядка

Автомобиль оснащался:

  1. Силовым агрегатом УМЗ-4178 карбюраторного типа, объемом 2,5 литра;
  2. Также на автомобиль устанавливался двигатель ЗМ3-4021.10, который при равных параметрах выдавал на 3 л.с. больше;
  3. На поздних модификациях устанавливался дизельный двигатель ЗМЗ-5143.1, оснащенный турбонаддувом;
  4. Жесткая крыша стала нормой, и устанавливалась на конвейере;
  5. Передняя подвеска стала пружинной (рекламное видео тех лет строилось именно на этом улучшении);
  6. Автомобиль получил муфту отключения передних колес;
  7. Улучшенный салон стал нормой (сиденья с регулировкой, мягкая обивка, магнитола), в связи с чем изменилась и салонная электропроводка УАЗ 31514.

Справочно: двигатель ЗМ3-4021.10 был интересен благодаря своим соответствиям нормам экологичности ЕВРО-2. В такой комплектации автомобиль мог продаваться за рубеж.

Особенности электросхемы

Среди самых заметных особенностей УАЗ 31514, отличающих его от предшественников – раздельное лобовое стекло с перенесенными под крышу редукторами стеклоочистителей. Благодаря этому решению проводка УАЗ 31514 получила дополнительный жгут проводов для их подключения.

Также на автомобиле появилась ранее опробованная на предшественнике бесконтактная система зажигания, состоящая из (по порядку):

  1. Низковольтной катушки зажигания;
  2. Транзисторного электронного коммутатора;
  3. Датчика-распределителя (трамблера);
  4. Электрических свечей зажигания;
  5. Блока плавких предохранителей;
  6. Аварийного прерывателя;
  7. Добавочного электрического сопротивления;

Справочно: Проводка на схеме обозначена заглавными буквами цветов – К (красный), Г (голубой), Ж (желтый), З (зеленый).

Условия эксплуатации

Опытные автолюбители по-разному оценили модификацию автомобиля. В сравнении с предшественницей – УАЗ 469, новый «триста пятнадцатый»:

  1. Стал более комфортабельным, чему способствовали переделки салона и ходовой;
  2. Потерял во внедорожных качествах, поскольку получил редукторы с измененными передаточными числами.

На практике это выражалось в следующем:

  1. При эксплуатации в условиях бездорожья старый «469» легко преодолевал грязь благодаря «военным мостам»;
  2. Новый УАЗ мог «закопаться» в болотистой местности из-за установки «гражданских» мостов;
  3. Максимальная скорость «469» не превышала на трассе 90-100 км/ч;
  4. Новый УАЗ 31514 разгоняется до 120-130 км/ч.


Выводы: появление «гражданской» версии позволило Ульяновскому автозаводу удержать первенство среди отечественных внедорожников. Автомобили УАЗ по-прежнему массовые транспортные средства многих коммунальных и аварийно-спасательных служб.

Схема электропроводки УАЗ 452: особенности управления освещением и системой зажигания

Знаменитая «буханка» – многоцелевой УАЗ 452 появился в линейке Ульяновского автозавода еще в 1965 году и остается на конвейере до сих пор. Конечно, за годы выпуска производитель всячески модернизировал авто – изменилась подвеска, двигатель, схема электропроводки УАЗ 452, но в целом, вся конструкция осталась прежней.

Электропроводка УАЗ 452: надежная однопроводная схема

Отличия электрических систем

Модернизации сказались на условиях обслуживания авто разных лет выпуска.

Особенных трудностей при проведении регламентных работ своими руками автомобиль не вызывает, однако электрические системы имеют отличия, причиной которых послужили:

  1. Модификации силовых агрегатов;
  2. Изменения панели приборов;
  3. Установки освещения и габаритных огней нового поколения.

Оригинальное фото прилагаемой к авто документации образца 1974 года

Период с 1965 по 1984 года

В этот период автопроизводитель комплектовал свои изделия электрическими компонентами, имевшимися в распоряжении отечественной промышленности. Некоторые из них были давно известными, другие – экспериментальными, о которых свидетельствует прошлых лет, и которым предстояло доказать свою пригодность.

Схема подключения фар на УАЗ 452 первых выпусков

Управление освещением

В частности, органы управления и ряд основных агрегатов перекочевали с предшественника – ГАЗ-69. Благодаря этому цена автомобиля осталась прежней.

На моделях первых лет выпуска устанавливался ножной переключатель света, имевший несколько режимов работы:

  1. Первое положение активировало схему переключения ближнего света фар и габаритных огней;
  2. Во второй позиции активировалась схема ближнего и дальнего света фар.

Справочно: Включение фар (ближнего или дальнего света) приводило к отключению габаритных огней спереди.

Ножной переключатель света фар и габаритных огней

Модернизированный переключатель света имеет другой алгоритм работы:

  1. Первая позиция подает питание только на габаритные огни;
  2. Вторая позиция – габаритные огни и ближний (дальний) свет фар.

Предостережение: Этот алгоритм с неотключаемыми габаритами – обязательное требование для прохождения ТО. Заводская инструкция дает рекомендации по переделке старой схемы, при которой важно не перепутать контакты ножного переключателя.

Наиболее правильный вариант – замена старого переключателя современным, в котором используются только 3 контактных группы.

Также на старых версиях «452» не было аварийной сигнализации, поэтому в электрической схеме:

  1. Устанавливался реле-прерыватель РС-57 (монтировался в разрыв проводки от «+» клеммы АКБ к переключателю указателей поворотов);
  2. Средний контакт реле замыкал контрольную лампочку на панели приборов.

Система зажигания

Зажигание УАЗ 452 образца 1968 года

Также на «452» устанавливалось контактное зажигание:

  1. Провод «+» от АКБ подавал питание на катушку зажигания;
  2. С катушки высоковольтный провод передавал импульс на прерыватель (трамблер) и дальше на свечи.

Период с 1985 по 2013 года

На более поздних модификациях с появлением впрыска, в зажигание внесли некоторые изменения:

  1. В цепи «АКБ-катушка зажигания» устанавливалось добавочное сопротивление;
  2. На клемму подключения провода катушки проложили отдельный провод от стартера (мимо добавочного сопротивления)
  3. На поздних моделях в схему устанавливалось дополнительное реле стартера.

Контрольные приборы УАЗ 452

Справочно: У автомобилей УАЗ отличаются и контрольные приборы. На часть машин вместо вольтметра устанавливался амперметр. Проводка УАЗ 452 позволяла подключить вольтметр в разрыв провода между АКБ и системой зажигания.

Выводы: вместе с автомобилем изменялась и электрическая схема. Этот фактор следует учитывать при проведении планово-ремонтных работ, чтобы исключить нештатные ситуации.

Старый добрый УАЗ-469 является одним из самых простых автомобилей. Словно собранный из детского конструктора, он отнюдь не изобилует никакими излишествами и наворотами. Вместо кондиционера - возможность убрать мягкую крышу, а вместо электропакета - полное отсутствие того, чем можно при помощи этого пакета управлять. Тем не менее электропроводка на этом автомобиле есть. Хотя та же электросхема зажигания УАЗ-469 реализована наипростейшим образом.

Стартер

На автомобиле УАЗ-469 стартер подключен практически напрямую, через замок зажигания и реле. Более никакой электроники в схеме зажигания попросту нет. Даже в более современном "Хантере", который внешне не каждый автолюбитель отличит от УАЗ-469, электросхема гораздо сложнее. Управляющий импульс с реле зажигания идет сразу на генератор, а вся проводка проходит через На 469-м использовались которые шли только на освещение и генератор. В целом опытному владельцу УАЗ-469 электросхема просто не нужна. Разобраться в этом автомобиле можно за несколько минут.

Особенности

Стоит отметить несколько интересных особенностей данного автомобиля. которые будет интересны тем, кто впервые садится за руль легендарного УАЗика. Например, переключатель света у данной машины расположен в ногах в виде специальной педали. Насколько это удобно при вождении, судить не будем, предоставим это тем, кто уже водил УАЗ-469. Электросхема этого автомобиля также полна множества интересных особенностей, которые изящны в своей простоте. Датчики уровня и давления масла, например, шли напрямую к приборной панели и аварийному индикатору, минуя блок предохранителей и прочие элементы. Это позволяет ремонтировать автомобиль буквально "на коленке", находясь где угодно. Не зря 469-й до сих пор ценится у военных. При ремонте УАЗ-469 электросхема им даже не нужна.

Характеристики

Несмотря на простоту, УАЗ-469 уже в те годы имел два топливных бака и отличную проходимость. Преодолевать броды, препятствия и плохие дороги на данном внедорожнике можно было без всяких доработок, но сегодня все большую популярность набирает тюнинг различных УАЗов, в том числе и модели 469. Любители оборудуют автомобили увеличенными колесами с грязевой резиной, поднимают автомобиль и ставят более мощные моторы. Правда, при последнем варианте вся простота конструкции отходит на второй план, ведь приходится полностью переделывать всю электропроводку автомобилей. Тем не менее популярность машины только растет.

С начала производства и до середины 80-х годов применялась упрощенная схема электропроводки УАЗ 469 и 469Б. Машины поставлялись в основном в армию, поэтому оснащались контакным зажиганием и не имели электронных приборов. После проведенной модернизации обозначение автомобиля сменилось на УАЗ 3151, соответственно поменялась и электрическая схема этих внедорожников.

[ Скрыть ]

Схема электрооборудования автомобиля УАЗ 469 старого и нового образца с описанием

Состав компонентов электрической проводки раннего «Уазика»:

  1. Передний фонарь, использовавшийся в качестве габаритного сигнала и указателя направления поворота.
  2. Фара головного освещения.
  3. Соединительная планка для подключения приборов освещения.
  4. Клаксон.
  5. Катушка.
  6. Добавочные сопротивления в наконечниках свечей, снижающие уровень наводок при работе.
  7. Свечи системы зажигания.
  8. Генератор.
  9. Датчик, служащий для включения предупредительной лампы падения давления в системе смазки.
  10. Прибор для измерения давления масла в рабочем режиме.
  11. Измеритель температуры охлаждающей жидкости в рубашке двигателя.
  12. Датчик включения контрольной лампы перегрева, установленный в радиаторе.
  13. Аккумулятор.
  14. Лампа подсветки моторного отсека.
  15. Прерыватель и распределитель импульсов зажигания.
  16. Соединительная планка.
  17. Кнопка подачи сигнала клаксоном.
  18. Реле для включения стартера.
  19. Стартер.
  20. Выключатель аккумулятора (отключение массы от кузова).
  21. Регулятор уровня напряжения генерируемого тока.
  22. Мотор для привода стеклоочистителей.
  23. Переключатель системы очистки ветрового стекла.
  24. Реле-прерыватель работы указателей направления поворота.
  25. Блок предохранителей.
  26. Две штепсельные розетки для подачи питания на дополнительное оборудование.
  27. Переключатель режимов работы фар (ножной).
  28. Концевой размыкатель сигналов торможения.
  29. Кнопка управления освещением в салоне автомобиля.
  30. Плафон для подсветки интерьера кабины.
  31. Термический предохранитель (многоразовый).
  32. Дополнительный плафон подсветки, расположенный в задней части кузова.
  33. Индикаторная лампа чрезмерного повышения температуры жидкости в радиаторе.
  34. Предупредительный сигнал о падении давления масла.
  35. Контрольный индикатор, отображающий работу указателей поворота.
  36. Набор приборов.
  37. Лампа подсветки шкалы (на каждый стрелочный индикатор отдельная).
  38. Спидометр.
  39. Центральный ручной переключатель внешнего освещения.
  40. Замок зажигания.
  41. Сигнализатор включения фар в режим дальнего света.
  42. Амперметр бортовой сети.
  43. Манометр масляной системы.
  44. Указатель температуры жидкости в блоке двигателя.
  45. Измеритель уровня горючего (работает только на один из выбранных топливных баков).
  46. Переключатель датчика количества бензина (выбирает левый или правый бак).
  47. Радиоприемник и динамик (опция, устанавливалась с завода редко).
  48. Подрулевой переключатель указателей направления поворота.
  49. Электродвигатель крыльчатки системы отопления салона.
  50. Свеча накаливания, установленная в котле предпускового подогревателя.
  51. Контрольная спираль, по которой определялась степень накала свечи.
  52. Датчик уровня топлива (индивидуальный для каждого бака).
  53. Задние комбинированные фонари, включавшие лампы габаритов, стоп-сигналов и указателей поворота (общая лампа).
  54. Выключатель для свечи накаливания.
  55. Переключатель режимов работы двигателя дополнительного автономного отопителя.
  56. Отдельный выключатель моторчика отопителя.
  57. Штепсельная колодка, предназначенная для обеспечения током прицепных устройств.

Цветная схема электропроводки УАЗ 469, передняя часть Цветная схема электропроводки УАЗ 469, задняя часть

На левой стороне в заднем фонаре имеется прозрачная вставка для освещения регистрационного знака лампой габаритов.

На данной схеме отсутствуют элементы, которыми комплектовались некоторые машины:

  • дополнительная поворотная фара-искатель;
  • выключатель лампы в этой фаре.

Состав компонентов электрической проводки УАЗ после модернизации:

  1. Передний комбинированный фонарь с рассеивателем габаритного сигнала и указателя направления поворота.
  2. Фара головного освещения.
  3. Противотуманная фара, встречается не на всех машинах.
  4. Звуковой предупредительный сигнал.
  5. Генератор.
  6. Подкапотная подсветка.
  7. Датчик измерения температуры охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения.
  8. Сенсор перегрева двигателя (установлен в приливе на радиаторе).
  9. Датчик аварийного снижения уровня жидкости в гидравлике тормозов.
  10. Сенсор указателя давления масла.
  11. Отдельный элемент, отвечающий за включение предупредительной лампы аварийного давления в системе смазки.
  12. Микропереключатель клапана на карбюраторе (системы принудительного холостого хода).
  13. Свечи.
  14. Датчик-распределитель системы зажигания.
  15. Электрический двигатель привода насоса омывателя.
  16. Клапан экономайзера холостого хода.
  17. Электромагнитный запорный элемент на карбюраторе.
  18. Катушка.
  19. Свинцово-кислотная батарея.
  20. Ручной прерыватель отрицательного провода питания от аккумулятора.
  21. Стартер.
  22. Дополнительный резистор.
  23. Боковой повторитель указателя направления поворотов.
  24. Клавиша управления противотуманными фарами на передней части автомобиля.
  25. Прикуриватель.
  26. Отдельный предохранитель цепи прикуривателя.
  27. Вибратор (используется в качестве аварийной системы зажигания при поломке основной).
  28. Транзисторный коммутатор.
  29. Контроллер управления клапаном экономайзера.
  30. Электрический двигатель для привода очистителей.
  31. Пусковое реле стартера.
  32. Блок плавких вставок.
  33. Концевой переключатель на педали тормоза (для включения стоп-сигналов).
  34. Подрулевой рычаг для управления работой указателей поворота.
  35. Кнопочный тумблер внешней аварийной сигнализации.
  36. Реле поворотников.
  37. Штепсельный разъем.
  38. Выключатель плафона подсветки салона.
  39. Фонарь освещения интерьера.
  40. Переключатель режимов работы стеклоочистителя и управления подачей жидкости на ветровое стекло.
  41. Электрический двигатель вентилятора системы вентиляции и обогрева.
  42. Управляющий переключатель отопителя.
  43. Дополнительный резистор, включенный в цепь электромотора вентилятора.
  44. Предохранительный элемент отопителя.
  45. Замок зажигания.
  46. Термический предохранитель.
  47. Центральный прибор управления внешним светом.
  48. Ножная клавиша переключения режима работы фар головного света.
  49. Вольтметр.
  50. Манометр системы смазки двигателя.
  51. Контрольный индикатор аварийного давления.
  52. Индикаторный прибор температуры охлаждающей жидкости.
  53. Сигнальная лампа перегрева силовой установки.
  54. Измеритель уровня топлива в баках (переключаемый).
  55. Индикатор работы указателей направления поворота.
  56. Сигнальная лампа падения уровня жидкости в бачке гидравлического привода тормозов.
  57. Индикатор включения стояночного тормоза.
  58. Клавиша управления звуковым сигналом.
  59. Сигнальная лампа активного режима дальнего света фар.
  60. Спидометр.
  61. Переключатель противотуманного фонаря (на задней части машины).
  62. Концевой микропереключатель под рычагом стояночного тормоза.
  63. Концевой выключатель лампы заднего хода.
  64. Измерительный датчик уровня бензина в правом баке.
  65. Переключатель измерителя уровня жидкости в емкостях.
  66. Сенсор определения количества бензина в левом баке.
  67. Задний комбинированный фонарь.
  68. Плафон подсветки заднего регистрационного знака.
  69. Отдельный фонарь индикации заднего хода.
  70. Штепсельная колодка для подсоединения жгута проводки прицепа .
  71. Противотуманная фара на задней части автомобиля.

Принципиальная схема врезки амперметра

Фотогалерея

На фото показан один из вариантов размещения амперметра в салоне.

Генератор Г250 мощностью 350 Вт

Установленные на поздних машинах УАЗ 3151 генераторы с улучшенными параметрами подключены по аналогичной схеме.

Зажигание

На вездеходах УАЗ встречается две разновидности системы зажигания — контактная и транзисторная. Первая модель применялась на УАЗ 469/469Б, но с середины 80-х годов была вытеснена бесконтактной. Постепенно владельцы сменили приборы и на ранних машинах, поэтому встретить автомобиль с «классической» системой — редкость.

Схема контактного зажигания

Элементы контактного зажигания на УАЗ 469:

  1. Аккумулятор.
  2. Втягивающее реле стартера.
  3. Катушка.
  4. Блок предохранителей.
  5. Измеритель силы тока.
  6. Переключатель массы.
  7. Модуль регулятора напряжения.
  8. Генератор.
  9. Замок зажигания.
  10. Подвижный контакт (бегунок).
  11. Добавочный конденсатор.
  12. Распределитель искровых импульсов.
  13. Свечи.
  14. Дополнительные резисторы в наконечниках.

Схема классического зажигания с механической контактной группой

Схема электронного зажигания

На УАЗ 3151 стала применяться бесконтактная система, обладающая улучшенными характеристиками.

Компоненты системы зажигания:

  1. Катушка.
  2. Транзисторный коммутатор.
  3. Датчик распределения импульсов.
  4. Свеча.
  5. Коробка предохранителей.
  6. Вибратор аварийной системы зажигания.
  7. Дополнительный резистор.

Транзисторная система зажигания

Для соединения деталей бесконтактной системы воспламенения топлива штатно используются провода с изоляцией разных цветов:

  • голубого (Г);
  • красного (К);
  • желтого (Ж);
  • зеленого (З).

Отличие систем зажигания

Отличием контактной системы зажигания является контактная группа, распределяющая импульсы высокого напряжения. Из-за этого узел подвержен перегреву и подгоранию, что ухудшает передачу тока. В бесконтактной системе сигналы формируются датчиком Холла и транзисторным коммутатором. Конструкция не имеет механических элементов, подверженных активному износу и способна работать при пониженном напряжении в бортовой сети.

Распространенные неисправности

Поломки, связанные с электросхемой УАЗ 469:

  • разрядка аккумуляторной батареи;
  • обрывы проводов из-за механического воздействия или коррозии;
  • падение напряжения на участках цепей по причине окисления контактных соединений;
  • отсутствие зарядки из-за износа щеток на генераторе или недостаточного натяжения ременного привода;
  • выход части электрической схемы по вине сгоревшего предохранителя;
  • перегорание одной или нескольких ламп освещения;
  • проблемы со втягивающим реле стартера.

Меры профилактики

Основные меры профилактики неисправностей электрической системы:

  1. Регулярно проверять состояние наконечников проводов, установленных на клеммах аккумулятора. Очищать детали от окислов и грязи.
  2. Протирать корпус батареи от пыли. Если применяется обслуживаемый аккумулятор, то необходимо прочищать вентиляционные каналы и доводить плотность электролита до нормы. Периодически подзаряжать устройство от зарядного приспособления.
  3. При долгих простоях отключать аккумулятор при помощи штатного размыкателя.
  4. Жгут проводки не должен перегибаться и перетираться об острые кромки кузовных панелей. При обнаружении повреждений изоляции восстановить защиту изоляционной лентой или заменить участок проводки. Места перегиба защитить специальными рукавами.
  5. При перегорании предохранителя установить причину возникновения поломки. Запрещено производить ремонт путем установки усиленных элементов, рассчитанных на повышенный ток.
  6. Контролировать состояние стартера, производя периодическую очистку трущихся элементов от грязи и смазывая их средством Литол-24. Проверять осевой зазор ротора, который должен находиться в пределах 1 мм, и затяжку болтов крепления узла к картеру двигателя. Электрические контакты требуется очищать от нагара при помощи напильника.
  7. Очищать бегунок распределителя от пыли и замасливания при помощи ветоши и чистого бензина. Одновременно производить смазку втулки ротора (несколько капель подается под снятый фильц). Высоковольтные провода должны плотно устанавливаться в посадочных местах. При попадании влаги на элементы требуется протереть их чистой и сухой тряпкой.
  8. Не злоупотреблять применением аварийного вибратора, который имеет ресурс работы около 30 часов. При включении резервного зажигания деактивировать экономайзер карбюратора.
  9. Проверять крепление устройств в комбинации приборов, заменяя перегоревшие детали.

Ремонт проводки и электрооборудования своими руками

Основные неисправности электрооборудования на УАЗ 469 и методы ремонта:

  1. При отсутствии заряда аккумуляторной батареи следует проверить натяжение ремня привода генератора и состояние щеток. Проблема может возникать из-за износа контактных колец или задевания ротора за статор (износ подшипников). Точную причину поломки можно определить только после снятия генератора и дефектовки компонентов.
  2. Перезаряд батареи указывает на поломку регулятора напряжения, который необходимо заменить.
  3. Шум при работе генератора является признаком износа подшипников или их посадочных мест на крышках. Изношенные и поврежденные детали требуют замены.
  4. Отсутствие искрообразования в бесконтактной системе зажигания указывает на пробои катушки или крышки, а также некорректную регулировку угла опережения. Возможна поломка коммутаторного устройства. Для ремонта требуется заменить поломанные узлы и произвести настройку момента подачи искры.
  5. Перегоревшие изделия требуется заменять на детали с аналогичными параметрами. Периодически производить регулировку пучков света фар головного освещения (а также противотуманных, если они установлены).
  6. Дребезжащий звук при работе клаксона возникает из-за плохого контакта или появления трещин на мембране. Для ремонта требуется проверить состояние проводки и точек соединения. Поврежденный звуковой сигнал заменяется новым.
  7. При обнаружении замыкания в цепи необходимо выяснить причину возникновения неисправности. Для этого потребуется пройти по всем элементам, подключенным к данному проводу. Каждый потребитель отсоединяется от сети и отдельно проверяется на работоспособность. При обгорании изоляции на жгутах проводки их требуется заменить.
  8. При проведении замены участка проводки требуется обеспечить надежное соединение старого и нового отрезка. Наиболее быстрой методикой является скручивание оголенных участков, но данный способ не обеспечивает надежного контакта и длительного срока эксплуатации. Более надежный стык можно создать путем монтажа специальной опрессовочной гильзы. После установки элемента требуется защитить оголенный участок изоляционной лентой. Третьим способом соединения является пайка проводки, обеспечивающей прочный стык, который по своим характеристикам несколько уступает опрессовке.

Как самостоятельно установить зажигание

Инструкция по установке контактного зажигания:

  1. Выкрутить свечу из первого цилиндра (от шкива).
  2. Определить момент начала сжатия. Для этого пальцем зажимается отверстие свечного колодца, а помощник проворачивает вал рукояткой. Момент начала выхода воздуха и является отправной точкой цикла сжатия.
  3. Повернуть коленчатый вал до момента совпадения отверстия на шкиве со специальным штифтом, установленным на крышке гитары газораспределительного механизма.
  4. Проверить положение ротора, контакт которого должен располагаться напротив внутреннего токопроводящего элемента крышки, подающего импульс напряжения на первый цилиндр.
  5. Ослабить затяжку винта и повернуть пластинку октан-корректора до совпадения указателя со средней частью шкалы.
  6. Затем взяться за корпус распределителя и аккуратно повернуть против часовой стрелки до момента смыкания контактной группы.
  7. Отключить проводку от подкапотной лампы.
  8. Отдельным жгутом соединить клемму лампы с разъемом катушки зажигания. К этому же элементу крепится провод, идущий на распределитель зажигания.
  9. Повернуть ключ в замке зажигания. Затем плавно вращать корпус распределителя до момента включения лампы. На данном этапе важно зафиксировать самый начальный момент вспышки, от этого зависит точность регулировки.
  10. Удержать корпус распределителя в найденном положении. Затем затянуть фиксирующий винт и установить на штатное место крышку.
  11. Проверить корректность установки высоковольтных проводов.

Как отрегулировать зажигание

Первой стадией регулировки контактного зажигания является выставление зазоров:

  1. Снять пружинные фиксаторы и демонтировать крышку с распределителя.
  2. Удалить ротор бегунка.
  3. Проворачивая коленчатый вал при помощи пусковой рукоятки или гаечного ключа, выставить положение кулачка, обеспечивающее максимальный зазор в контактной группе.
  4. Выполнить замер значения промежутка при помощи щупа. Нормальным считается значение в диапазоне 0,35-0,45 мм.
  5. При увеличенном или уменьшенном промежутке следует ослабить затяжку крепежного винта неподвижного контакта. Затем провернуть регулировочный эксцентриковый узел (имеет отдельную лыску под отвертку).
  6. После выставления зазора требуется затянуть стопорный винт и повторно провести измерение.
  7. Установить на место снятые детали. В случае необходимости дальнейшей регулировки требуется смонтировать только ротор бегунка.

Для контроля параметров зажигания следует прогреть двигатель до рабочей температуры и проверить разгон машины на скорости 30-35 км/час. Автомобиль должен двигаться на прямой передаче. При корректной регулировке возникнет кратковременная детонация с небольшой интенсивностью. Если она будет заметной, то следует повернуть октан-корректор на одно деление против часовой стрелки (изменить момент опережения зажигания).

Последовательность шагов и особенности регулировки бесконтактного зажигания:

  1. Выставить в первом цилиндре поршень в положение окончания такта сжатия. Для этого требуется совместить метки на шкиве и крышке шестерен.
  2. Демонтировать с распределителя крышку.
  3. Проверить положение контакта бегунка. Токопроводящая пластина должна располагаться строго напротив элемента с пометкой «1» на крышке.
  4. Открутить крепежный болт и повернуть пластину октан-корректора до среднего положения (по шкале и указателю), а затем затянуть крепление.
  5. Отвернуть крепление пластины корректора к корпусу распределителя.
  6. Удерживая одной рукой бегунок, повернуть корпус по часовой стрелке. Целью операции является совпадение красной метки на поверхности ротора с острием указателя. После этого закрепить узел в новом положении.
  7. Установить на место снятые детали и проверить корректность установки проводов и целостность изоляции.

Проверка производится по аналогичной методике, только разгон начинается с 40 км/час и ведется до 60 км/час. После этого детонация должна пропасть. В случае необходимости производится доворот распределителя на 0,5-1 деление шкалы октан-корректора (против часовой стрелки). Если детонация при разгоне вообще отсутствует, то узел вращается по часовой стрелке.