Вряд ли можно ошибиться, назвав российский бронеавтомобиль «Тигр» самым большим, защищенным и высокопроходимым отечественным внедорожником. Это транспортное средство, выпускаемое на Арзамасском автозаводе, может быть оборудовано различными типами вооружения и способно преодолевать самые трудные дорожные препятствия. Параметры защиты экипажа и проходимости, которые имеет отечественная машина, настолько высоки, что даже знаменитый «Хаммер» не способен составить ей конкуренцию.

Историческая справка

С момента появления у их разработчиков сразу стали возникать идеи оборудования экипажей системой защиты от осколков и пуль. Эти замыслы были воплощены в жизнь спустя короткое время — с началом Первой мировой войны, период которой можно считать звездным часом «железных монстров». Первые российские бронеавтомобили производились в 1904 г. французской фирмой «Шарон, Жиридо и Вуа». Уже в январе 1905 года эти машины заняли свое место в действующей армии. Кстати, автором такого транспортного средства являлся М. А. Накашидзе, служивший тогда подъесаулом в Сибирском казачьем полку. Бронеавтомобили того времени по мобильности были сравнимы с кавалерией и имели надежную защиту от пуль. Наличие собственного вооружения и недостатки тогдашних танков сделали из этого «чудо-оружия» реальное средство ведения боя.

Современные реалии

Прошло время, изменилась облик современной армии, а разработка и производство такой техники, благодаря росту промышленных возможностей, перешли на совершенно новый уровень. Сегодняшние модели бронеавтомобилей являются защищенными транспортными средствами, повышающими мобильности воинских и специальных подразделений. Такие машины применяются в армии — для проведения разведки, рейдов по тылам противника, доставки солдат к месту боя и их огневой поддержки. Особый интерес к этой технике проявляют и полицейские спецподразделения, вынужденные работать в стесненных городских условиях.

Модели бронеавтомобилей зарубежного производства

Вновь и вновь возникающие военные конфликты с участием стран-членов НАТО заставляют эти государства уделять повышенное внимание безопасности своих солдат. Армия США в 2009 году заказала компании Oshkosh Truck производство 1000 новых бронемашин марки M-ATV. Это мощный, хорошо защищенный броневик массой 14,5 тонн и грузоподъемностью до 1900 кг. Машина оснащена турбодизелем мощностью 370 л/с, который позволяет ей двигаться со скоростью 105 км/ч. Наряду с этим заказом, объявило тендер на разработку замены старому доброму HMMWV - «Хаммеру», который долгие годы стоит на вооружении во многих странах мира. Из других машин такого класса нужно отметить немецкие ATF Dingo, имеющие V-образное днище с противоминной защитой и LAPV Enok, обладающие отличными скоростными характеристиками. Из техники стран бывшего СССР наиболее известны украинские бронеавтомобили «Дозор-Б» и KrAZ MPV TC.

Отечественные разработки

Современные российские бронеавтомобили стали активно разрабатываться отечественными конструкторами с конца 90-х. На Горьковском автозаводе работы по созданию такой техники велись группой проектировщиков, которой руководил опытный инженер А. Г. Масягин. Учеными были тщательно изучены все достоинства и недоработки зарубежной техники. В результате проведенной работы, конструкторы КБ разработали абсолютно новую машину, которая отвечала всем современным стандартам. Это транспортное средство получило название бронеавтомобиль «Тигр» (СТС ГАЗ-2330). Осенью 2002-го первые опытные образцы такой техники поступили для эксплуатации в отряд столичного СОБРа. Спустя некоторое время, руководством МВД России было издано указание об оснащении всех своих спецподразделений машинами «Тигр» и размещен заказ на партию этих бронеавтомобилей.

Конструктивные особенности автомобиля

Руководство Арзамасского автозавода учло все пожелания сотрудников спецслужб, и в конце 2003 года бронеавтомобиль «Тигр» был запущен в производство. Бытует мнение, что при его создании использовались узлы и агрегаты ГАЗ-66. Это неверно, так как общего у них — только колесная формула. ГАЗ-2330 имеет жесткую раму, на которую монтируется независимая торсионная подвеска, снабженная гидравлическими амортизаторами. Кузов армейской (полицейской) модели - бронированный, трехдверный и рассчитан на транспортировку 6-9 военнослужащих, а также до 1,2 тонн груза. Силовая установка машины состоит из мощного дизельного двигателя, пятиступенчатой МКПП и механизма сцепления с гидроусилителем. Автомобиль оснащен двухступенчатой раздаточной коробкой, которая имеет электропневматический привод блокировки, и двумя мостами с дифференциалами высокого трения. Колеса «Тигра» снабжены специальными покрышками, предназначенными для преодоления труднопроходимой местности.

Конструкция ходовой части

Чтобы соответствовать современным требованиям, бронеавтомобиль «Тигр» должен с одинаково высокой скоростью передвигаться и по шоссейным, асфальтированным трассам, и в условиях бездорожья. Выполнение этой задачи обеспечивается конструктивными особенностями новых торсионов, прочной рычажной подвеской и энергоемкими амортизаторами. Наличие таких элементов позволяет машине сохранять устойчивость в процессе движения как по сухой, так и по мокрой дороге. Модифицированная подвеска, постоянный полный привод, высокий клиренс, блокировка межосевого и межколесного дифференциалов, а также грамотно спроектированная колесная база способствуют отличной проходимости автомобиля по сырым, болотистым грунтам. Ходовая часть «Тигра» обеспечивает комфортное передвижение экипажа со скоростью до 150 км/ч по шоссе и до 75 км/ч по бездорожью.

Силовая установка

Бронеавтомобиль «Тигр», технические характеристики которого прошли испытания на полигонах спецподразделений МВД, был оборудован турбированным двигателем Cammins B205 американского производства. Этот дизельный мотор, развивающий мощность до 210 л/с, обладает отличными динамическими качествами. В последнее время на машинах этой марки устанавливаются, преимущественно, российские дизельные двигатели с турбонаддувом марки ЯМЗ-534. Эти шестицилиндровые моторы компактнее импортных аналогов, но имеют большую (235 л/с) мощность и соответствуют экологическому стандарту «Евро-3».

Установка вооружения

Крыша армейской модели «Тигра» оборудована поворотной платформой, на которой монтируются турели для нескольких видов современного стрелкового вооружения — крупнокалиберных пулеметов «Корд» или «Печенег» и гранатометов АГС-17 или АГС-30. Размеры и конструкция люка автомобиля обеспечивают ведение огня, в разных направлениях, сразу двумя стрелками. Также существует несколько отдельных, бронированных орудийных модулей отечественного и иностранного производства, устанавливаемых на военную версию машины. Бронеавтомобиль «Тигр» оснащен специальными отсеками для размещения боекомплекта, а также креплениями дополнительного вооружения - ручных реактивных гранат и ПЗРК. На армейском варианте машины также установлены два мощных поисковых прожектора, которые управляются из салона.

Удобство в эксплуатации

Все разновидности «Тигра» имеют в своем арсенале дистанционную регулировку давления воздуха в шинах, систему автоматического пожаротушения и подогрев двигателя, который способствует его запуску при сверхнизких температурах. Машины оборудованы электроприводными лебедками. Руль и передние сиденья регулируются как по высоте, так и по горизонтали. На технике могут устанавливаться АКПП, кондиционер и Недавно с конвейера Арзамасского автозавода сошел бронеавтомобиль «Тигр», модель которого была оснащена бортовой системой управления, имеющей функции информационного контроля за работой электрооборудования, а также навигации.

Модификации автомобиля

Существуют две основные версии специального автомобиля «Тигр». СПМ ГАЗ-233034 и ГАЗ-233036 являются специальными машинами полиции и используются как оперативно-служебный транспорт МВД России.

Кузовы этой техники имеют отличное бронирование и оснащены местами водителя, старшего группы, а также семи членов экипажа. Крыша СПМ оборудована двумя люками без кронштейнов для установки оружия. Бронеавтомобиль «Тигр», фото которого вы видите - СТС ГАЗ-233014.

Он является специальным транспортным средством - машиной для армейских подразделений. В ее крыше расположен объемный люк с креплениями для вооружения. Цельнометаллический кузов имеет бронезащиту третьего класса прочности. Стекла машины надежно бронированы и могут открываться для ведения огня членами экипажа. Армейский «Тигр», помимо кресла водителя, вмещает в себя места командира машины и четырех десантников. Здесь отведены особые ниши под боекомплект, дополнительное вооружение, радиостанцию и систему блокировки взрывных радиоуправляемых устройств. Помимо основных версий, выпущены несколько модификаций спецавтомобилей для командования, машин с усиленной защитой против мин, транспорта с установленными ракетными комплексами и так далее.

Бронеавтомобиль «Тигр». Гражданский вариант

В 2009 году на автозаводе началось производство небронированного автомобиля «Тигр» — ГАЗ-233001. Машина собрана на базе спецавтомобилей, с применением всех технологий, которые предназначались для изготовления военной техники. Модель имеет цельнообъемный пятидверный кузов с большим грузовым отсеком и способна перевозить четырех человек, а также 1,5 тонны груза. Полный привод, увеличенный дорожный просвет, и две электролебедки обеспечивают гражданскому «Тигру» отличную проходимость в условиях бездорожья. Автомобиль оснащен мощным, но экономичным дизельным мотором и двумя вместительными баками для топлива, дающими возможность проехать 800 км без дозаправки. Максимальная скорость, которую способен развивать гражданский вариант «Тигра» составляет 160 км/ч. Машина оборудована вместительным багажником, а также имеет лестницу на задней двери. В крыше установлен люк с электрическим приводом. В отделке интерьера салона использованы натуральные кожа и замша. Машина оборудована электрорегулировкой передних сидений, видеокамерой заднего обзора и электрическими стеклоподъемниками.

Основные тактико-технические характеристики автомобиля

Бронеавтомобили России

Помимо бронетехники марки «Тигр» необходимо упомянуть еще несколько машин такого же класса. Наибольшую известность получил автомобиль «Рысь», лицензионный аналог итальянского IVECO LMV L65.

Также российские производители выпускают машины «Волк», «Медведь» и «Тайфун», которые используются, в основном, МЧС и спецслужбами. Бронеавтомобили «Рысь» и «Тигр» одно время очень серьезно боролись между собой за право быть принятыми на Нешуточная интрига сохранялась довольно долго. В итоге именно бронеавтомобиль «Тигр», технические характеристики которого намного превзошли показатели своего конкурента, одержал заслуженную победу в этом состязании. Нужно отметить, что эти машины уже успели принять участие в полномасштабных боевых действиях. Появление «Тигров» в августе 2008 года в Южной Осетии помогло сберечь жизни многих наших военнослужащих, задействованных в операции по принуждению Грузии к миру. Все без исключения модели СТС ГАЗ-2330 отмечены только лучшими отзывами от представителей силовых структур и организаций, которые эксплуатируют эту технику.


ГАЗ-2330 "Тигр" — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский внедорожник. Производится Группой ГАЗ (ОАО «ГАЗ», Россия) на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах, с двигателями ГАЗ-562 (Россия), Cummins B-180 или B-215 (производимыми совместным с Камаз предприятием — Cummins Kama в России).
По внешности, назначению, названию - это внедорожник - агрессор. Нареченный " Тигром " другим быть не может. Такой автомобиль просто обязан вызывать восхищение у "своих" и трепет у "чужих", потому что он военный. Не какой-то военнообязанный, которого в случае чего можно с некоторыми переделками поставить под ружье, а военный в лучшем и самом правильном понимании этого слова - профессионал, нашедший свое призвание в армейской среде, отлично умеющий воевать.

ГАЗ 2330 "Тигр" российский многоцелевой внедорожник .

В истории создания этого автомобиля много противоречивой информации, но одно прослеживается абсолютно ясно, что проект зародился в начале 1999 года. Именно тогда многопрофильная фирма Bin Jabr Group, Ltd (BJG) из Объединенных Арабских Эмиратов обратилась к нижегородцам с предложением разработать многоцелевой автомобиль, который мог бы заменить в армии ОАЭ американские HMMWV, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. С нашей стороны главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма ГАЗа небольшая инжиниренговая компания"ПКТ" (Промышленно- компьюторные технологии" К созданию машины были привлечены специалисты ГАЗа, Арзамасского механического завода, а также ряда предприятий авиационной промышленности.
Автомобиль должен удовлетворять самые высокие требования как по внешнему дизайну, так и по рациональности интеръера. По техническим параметрам машина должна обладать хорошей технологичностью в серийном производстве, простой конструкцией узлов и агрегатов, высокой надежностью при эксплуатации в условиях пустыни (до + 50С) и способностью преодолевать песчанные барханы. Так же были оговорены углы въезда и съезда (оба 52 градуса) и конструктивная возможность преодоления водных преград глубиной до 1.2 м. При этом, условия для экипажа должны быть на уровне легкового автомобиля среднего класса. То есть, согласно техническому заданию автомобиль должен быть многофункциональным.

ГАЗ 2330 "Тигр" на испытаниях.

Весь комплекс проектно-конструкторских работ был выполнен за рекордно короткие сроки и уже в марте 2001 года были изготовлены три демонстрационных образца, которые и были показаны на выставке вооружений IDEX-2001 в столице ОАЭ Абу-Даби, тогда же они получили имя - "Tiger" .
Заказчика, представленные образцы полностью удовлетворили. Однако предусмотренные по контракту совместные полномасштабные шестимесячные испытания в Арабских Эмиратах почему-то застопорились. Заказчик вдруг как бы утратил интерес к проекту. Возможно это были какие то политические игры, но это уже не так было важно, машина уже жила. Срок контракта подошел к концу и финансирование дальнейших работ взял на себя Горьковский автозавод, и на сегодняшний день все права принадлежат нижегородцам.

ГАЗ 2330 "Тигр" готов к службе.

После отказа арабской компании BJG продолжать работы по проекту с российской компанией ПКТ, у каждой из сторон остался пакет технической документации, вдобавок в Абу-Даби остались три опытных образца бронеавтомобилей, проходивших после экспонирования на IDEX-2001 испытания в пустынных условиях. Несколько лет спустя, у компании BJG из ОАЭ объявился внедерожник NIMR внешне мало отличающийся от "Тигра", может в этом и есть разгадка. Да и имя NIMP (Аравийский леопард - Panthera pardus nimr) так же из семейства кашачих, правда несколько поменьше...

Многоцелевой внедорожник NUMR (Леопард) с тигриными корнями.

"Тигр" готовится к прыжку.

Российская премьера ГАЗ 2330 "Тигр" , созданной специалистами "ГАЗа" состоялась на открывшейся 21 августа 2002 года 7-ой Московской международной автомобильной выставке " MIMS-2002 " , где она была впервые показана. Несколькими днями позже, внедорожник под пристальными взорами зрителей как в погонах, так и без таковых, лихо преодолевал полосу препятствий, крутые склоны и водные преграды на подмосковном военном автополигоне в Бронницах, впечатляя своей мощью и проходимостью.

ГАЗ 2330 "Тигр" в тигрином окрасе, демонстрация мощи .

То, что "Тигр" создавался под впечатлением американского Hummer, сомнений нет. Но удивление это не вызывает, "хаммеризация" легких армейских транспортных средств идет семимильными шагами по всему миру. А почему Россия должна быть исключением? На аналогию с американским военным вездеходом подталкивает компановка и конструкция ходовой части машины. У "Тигра" тоже использованы колесные редуктора, а КПП и раздатка убраны из под днища и внедрены в специальный кожух выпирающий в салон, и который продольно разделил его на уровне сидений на две части. Результат - дорожный просвет получился просто гигантским: он составил 400 мм. что лишь на 6 мм.меньше чем у Hummer на 100 мм.больше чем у военного "редукторного" УАЗа и на 180 мм.больше чем у гражданского УАЗа без колесных редукторов.

ГАЗ 2330 "Тигр" на выставке.

Но на этом прямое сходство с американцем заканчивается. Особенно отрадно, что дизайнеры "ГАЗа" не стали копировать его основные стилевые решения, как поступают большинство их колег по всему миру. И правильно - собственными силами и талантом удалось сотворить внешность "Тигра" не хуже. Во всяком случае, "русским Хаммером" его называть не станут.

ГАЗ 2330 "Тигр" имеет свой облик и "русским Hummer" его называть не станут .

Под капотом нижегородских внедорожников - силовые агрегаты как российский ГАЗ 562, так и импортные - это или Cummins B-180 мощностью 180 л.с,при 2500 об/мин.с ручной 6-ступенчатой КПП, или 215- сильный Cummins В-215 с 5-ступенчатыми АКПП Оба двигателя - рядные дизельные "шестерки" рабочим объемом 5.9 л. оснащенные турбонаддувом с промежуточным охладителем воздуха, исключительно надежны и долговечны. Возможна установка и собственного газовского шестицилиндрового турбодизеля Газ-562 рабочим объемом 3.2 л. и мощностью 197 л.с. при 3800 об/мин. выпускаемого малыми сериями по линцензии Steur. В раздаточную коробку установлен блокирующий дифференциал, в мостах - самоблокирующие дифференциалы повышенного трения. Подвеска автомобиля - рычажно торсионная, полностью независимая. Ее основные элементы. как и элементы мостов заимствованы у бронетранспортера БТР-80. Все они, как и другие компоненты силовой конструкции автомобиля выполнены с повышенным запасом прочности - создатели "Тигра" подчеркивали, что он расчитан на высокоскоростное передвижение как по дорогам, так и по пересеченной местности.
Турбо-дизель Cummins B 180, рядная "шестерка" основной двигатель ГАЗ 2330.

Другими словами, внедорожник в боевой обстановке должен преодолевать рвы канавы и кочки не с минимальной скоростью на первой передаче как его гражданские коллеги, а мчаться по ним в предельном темпе (в зависимости от двигателя максимальная скорость составляет 125-140 км/час.) Естественно, для этого узлы и агрегаты трансмиссии, несущей системы и подвески должны быто особо прочными, а значит массивными. Поэтому. если к тому же учесть двухмилиметровую толщину металлических листов кузова, можно не удивляться. что снаряженная масса машины равна пяти тоннам.. Получается, что на каждое колесо приходится минимум 1.25 т. - практически вес легковых Жигулей. В результате автомобиль. чтобы он не закапывался в грунт, пришлось обуть в широченные шины, размерность которых 335/80 R20

ГАЗ 2330 "Тигр" передняя торсионная независимая подвеска на поперечных рычагах.

Теперь о салоне. В первом ряду всего два сидения. Третье установить невозможно, поскольку между ними, как и у Hummera, выпирает объемный кожух трансмиссии. На нем расположены рычаги управления КПП и РК. Причем последний сильно смещен назад, и пользоваться им будет не совсем удобно. Второй ряд сидений тоже для двух человек, хотя трансмиссионный кожух не тянется как у американского аналога через весь салон, он все равно не дает установить еще одно сидение, мкжду двумя другими.

ГАЗ 2330 "Тигр" водительское место.

Но разделение салона трансмиссией на две части, не единственное неудобство пассажиров. Для увеличения проходимости, колесная база "Тигра" сравнительно небольшой (3000 мм.), что не позволило обеспечить достаточно места для ног, удобно устроиться может только впереди сидящий, отодвинув свое сидение назад, или сидящий сзади, сдвинув переднее сидение вперед. А вот тому и другому, если их рост выше среднего. вольготно расположиться не удастся. Конечно, военные будут считать внедорожник просторным и эргономичным согласно приказу, но как убедить в этом потенциальных гражданских покупателей, которые уже приучены к высокому комфорту даже самых внедорожных из внедорожников?

ГАЗ 2330 "Тигр" задний ряд сидений удобнее чем в Hummer.

Основных вариантов кузова "Тигра" три. Первый двухрядный четырехдверный закрытый кузов с небольшим открытым отсеком в его задней части, имеет индекс ГАЗ-29752. Внедорожник с полным закрытым 10-местным кузовом, защищенный броней, назван ГАЗ-29751. Так же есть грузовой вариант с двухместной кабиной и тентованной бортовой платформой. Появились и бронированные модели. На московском автосалоне 2006 года в экспозиции "Русские Автомобили" УКЭР ГАЗа был продемонстрирован образец перспективного внедорожника большого класса ГАЗ 3121 "Тигр-2". Данная модель представляет собой дальнейшее развитие автомобиля двойного назначения "Тигр" в плане приспособления к эксплуатации в гражданском секторе.

Последующие годы машина стремительно развиваетсь, появились ее почитатели а самое главное заказчики, в том числе и МВД России. Сегодня "Тигр" не только взят на вооружение войск МВД, но и начался его "призыв" в Российскую армию. Одновременно машина стала более адаптирована и для гражданской работы...
ГАЗ 3121 "Тигр 2" гражданская версия.

ГАЗ 3121 "Тигр-2" - абсолютно новая машина, с «обычным» Тигром его объединяет лишь имя и система централизованной подкачки шин. Он компактнее, легче («всего-то» 3.5 тонны), быстрее. Новый внедорожник, по утверждению разработчиков, сочетает плавность хода «Чайки» с высочайшей проходимостью и рассчитан на скорость до 160 км/ч. «Тигр-2» приводится в движение турбодизелем Steyr мощностью 190 л.с.. Дизайнеры постарались придать «Тигру-2» нарочито грубый, утилитарный вид. Получилось не очень удачно - внедорожник напоминает простоватого родственника Hummer H2 из провинции. Салон внедорожника выполнен в духе «Волги» или «Газели», у которых позаимствованы некоторые детали интерьера. Но не будем его путать с нашим грозным "Тигром"

"Тигр" он и есть тагр, мощный многоцелевой российский внедорожник, продукт нового тысячелетия с неограниченной перспективой и возможностями...

ГАЗ Тигр — это многоцелевой внедорожник, разработанный российским концерном ГАЗ и выпущенный на потребительский рынок в 2002 году. Автомобиль получился настолько удачным, что потом была выпущена его армейская вариация — ГАЗ-2975 Тигр с бронированным кузовом и многослойными стеклами, которые способны выдерживать прямое попадание пули. Интересно то, что изначально эти авто разрабатывались по заказу ОАЭ, а уже после выполнения заказа их выпустили и на российский потребительский рынок.

Так выглядит Газ 2330 Тигр

Впервые их представили в конце 2001 года в Абу-Даби на выставке, посвященной разработкам в армейском секторе.

Естественно, что ГАЗ-2330 Тигр имеет полный привод (база 4х4), возможность блокировать дифференциал (то есть переключаться в режим одноприводного авто), обладает повышенной проходимостью. Клиренс — 400 мм, чего более чем достаточно для передвижения в самых сложных условиях бездорожья. Однако вес такого агрегата составляет порядка 6 т. Чуть позже производитель выпустил модификацию автомобиля ГАЗ-233001 Тигр, которая обладала аналогичными техническими характеристиками, но уже имела небронированный кузов. За счет этого массу автомобиля удалось снизить практически до 3 т.
Разработкой двигателя для данного авто занималась компания Cummins.

Двигатель автомобиля газ 2330 Тигр


В классической версии авто использовался силовой агрегат Cummins B205, который выдавал мощность в 204 л.с. и был снабжен турбонаддувом. Этого было более чем достаточно для развития скорости в 120-140 км/ч с полной нагрузкой (те самые 6 т). Этот же агрегат позже перекочевал и в армейскую версию транспортного средства. На момент старта продаж гражданской вариации его оценивали в 120 000 долларов. И это была относительно небольшая стоимость, учитывая, что автомобиль был защищен по второму классу, то есть был вполне пригоден для ведения боевых действий. Естественно, что в гражданской версии он перетерпел многие изменения касательно звукоизоляции, установленного оборудования, но принцип работы оставался идентичным заданному изначально.

Возможности ГАЗ Тигр

Еще непосредственно на выставке было продемонстрировано, как Тигр гражданский с легкостью выполнял подъем по грунтовому покрытию под углом в 45°.

Вариант покраски газ 2330 Тигр


При этом его подвеска была полностью независимой, то есть каждое из колес имело возможность опускаться/подниматься независимо от параллельного. За счет этого автомобиль с легкостью преодолевал любые преграды на дороге в виде булыжников, ям, а полный привод позволял легко выбираться даже из глубоких грязевых луж.

Читайте также

Победа ГАЗ М20

В сентябре 2006 года был представлен опытный обновленный Тигр 2, в котором предустанавливался двигатель Steyr мощностью в 190 л.с. А комплектация ходовой части осталась без каких-либо изменений. В ней, как и в армейской версии Тигр 2, была предусмотрена централизованная система подкачки шин, регулировки давления. Цена осталась на прежнем уровне — от 120 000 долларов и выше, в зависимости от выбранной комплектации. В армейском ГАЗ Тигр технические характеристики были немного доработаны в сторону лучшей защищенности основных агрегатов.

Внешний вид армейского автомобиля Тигр


За счет этого повредить авто было практически невозможно, так как в плане защиты он лишь по немногим параметрам уступал американскому Хаммеру, который считается одним из лучших армейских автомобилей. Вот только на ГАЗ Тигр цена была практически в 3 раза ниже, что и являлось главным преимуществом.
В 2007 году был представлен ГАЗ-СП46 Тигр, который также является производной модификацией классического ГАЗ-2330. Его особенность — очень привлекательный внешний вид и особый статус защиты, который журналистам так и не раскрыли. Неудивительно, ведь данное транспортное средство использовалось для следующих случаев:
  • участия в парадах;
  • для перевозки первых лиц государства;
  • для защиты первых лиц в случае нападения и введения военного положения;
  • для иных особых целей, не указанных в основной документации.

Эта версия Тигра, конечно же, в продажу не поступала.


Всего несколько таких автомобилей числятся на данный момент на балансе Госдумы и администрации президента Российской Федерации. ОАЭ в их покупке было отказано. Технические характеристики данной вариации Тигра до нынешних пор не установлены.

Следует упомянуть и о ГАЗ-233034 Тигр, который является модификацией гражданского Тигра, но уже под нужды полиции. Обладает третьим классом баллистической защиты, имеет специальные заслонки в бронированных стеклах, через которые можно вести прицельную стрельбу.

Данный автомобиль имел люк, через который состав экипажа мог вести стрельбу из личного оружия непосредственно во время движения. В этой версии была предусмотрена возможность установить блок рации для обеспечения связи со штабом управления. Чуть позже в Тигр 2 появилась возможность установки дополнительного оборудования, использующегося в правоохранительных органах.

Читайте также

Внедорожники ГАЗ

Кузов Тигр 2 и других модификаций внедорожника на базе Газ , за исключением СПМ-2, изготавливается из катанных, обработанных термическим методом бронелистов толщиной в 5 мм. Этого было более чем достаточно для предоставления стойкости против пули автомата Калашникова. Немаловажен тот факт, что сам кузов является съемным для осуществления быстрого ремонта и доступа ко всем агрегатам. Это особенно важно, так как изначально автомобиль был ориентирован именно на эксплуатацию в зоне боевых действий.

В вариации СПМ-2 толщина кузова была увеличена до 7 мм, если верить опубликованной технической документации. А чуть позже появились автомобили Nimr, которые выпускались компанией AIA. Прототипом как раз послужил отечественный Тигр 2. И в некоторых модификациях этого авто толщина кузова была увеличена до 9 мм.

Так выглядит Газ Тигр 2


Правда, в свободной продаже они так и не появились и использовались лишь для перевозки первых лиц в некоторых государствах (среди них — Китай, Сирия и др.). В свое время выпускали еще штабную вариацию Тигра — КШМ Р-145БМА Тигр. Это была модификация армейского варианта с увеличенной до пятого класса защитой. Вот это авто с легкостью выдерживало прямое попадание из более мощных орудий по типу РПГ. Правда, гарантию того, что автомобиль после такого воздействия сможет снова поехать, никто не давал, однако защита личного состава обеспечивалась в полной мере.

Возможности гражданского ГАЗ-2330

ГАЗ-2330 еще в заводской комплектации включал в себя гидроусилитель руля, благодаря чему управлять им было очень просто, пневматическое усиление тормозов (которые по факту были гидравлическими). Подвеска — торсионная, которая, согласно уверениям производителя, с легкостью справлялась с преодолением барьеров высотой в 1,2 м.

Гражданская модификация автомобиля газ 2330 Тигр


Его цена — от 80 000 долларов на данный момент. Кстати, выпускаются они и сегодня, но всего было произведено 1200 моделей (преимущественно — под заказ). Невзирая на весьма производительный двигатель, Тигр потреблял всего 25 л топлива на 100 км, что считается очень даже экономным режимом эксплуатации.

При этом мотор продолжал работать практически в любых условиях, будь это 30-градусный мороз или 50-градусная жара. За охлаждение отвечал вместительный радиатор с жидкостным охлаждением (Тосол-40 или Тосол-60, в зависимости от модификации).

Нужно упомянуть, что в традиционного Тигра ставили 205-силовой двигатель, тогда как в Тигра 2 — 195-сильный. Последний потреблял всего 22 л, однако выдавал практически идентичную мощность, позволяя разогнаться до 100 км/ч всего за 32 секунды.

Дизайн салона автомобиля Тигр


Максимально предельная скорость — 160 км/ч, однако достигнуть ее удавалось только при эталонных условиях. В «полевых» удавалось достичь всего 127 км/ч при минимальной нагрузке (только 2 члена экипажа, без дополнительной комплектации).

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
"Тигр" ГАЗ-2975 / ГАЗ-2330


Бронированный автомобиль / специальное транспортное средство (СТС) / специальная полицейская машина (СПМ). Заказ на создание бронированного автомобиля размещен руководством ВС ОАЭ в конце 1990-х годов. Автомобиль разрабатывался группой конструкторов ГАЗа под руководством А.Г.Масягина с использованием опыта экплуатации внедорожников Hummer в армии ОАЭ. Разработан опытный автомобиль - специальное транспортное средство "Тигр" (ГАЗ-2975). В процессе проектирования решалась задача унификации автомобиля по узлам с БТР-80 и бронированным автомобилем ГАЗ-39371 "Водник". В 2000 г. опытные образцы автомобилей и документация переданы заказчику - компании Bin Jaber Group (ОАЭ). С использованием этих прототипов позже в ОАЭ совместно с Renault создан автомобиль AR-17 Nimr. Несколько прототипов автомобиля "Тигр" впервые были продемонстрированы в России на показе техники на полигоне ЦНИИ-21 МО России в Бронницах в августе 2002 г.

Отдельная благодарность пользователю Hard Boiled за информационную помощь.



Бронеавтомобиль СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 частей ВС России при блокаде ВЧ погранвойск Украины в Балаклаве, Крым, 01.03.2014 г. (http://conflict.rbc.ua/).



http://vitalykuzmin.net).


Автомобиль "Тигр"-кабриолет. г.Санкт-Петербург, репетиция Парада 9 мая 2012 г., 27.04.2012 г. (фото - Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).


http://taek.livejournal.com).


СТС "Тигр" ГАЗ-233014 на параде в Москве, 9 мая 2009-2010 г.г. ().


Два автомобиля "Тигр" осенью 2002 г. поступили в опытную эксплуатацию в московский СОБР. В конце 2003 г. руководством МВД принято решение о закупке партии автомобилей "Тигр" для оснащения спецподразделений МВД России. Партия автомобилей по состоянию на конец 2003 г. находилась в производстве на "Арзамасском машиностроительном заводе" (г.Арзамас).


Один из прототипов автомобиля "Тигр" на показе в Бронницах, август 2002 г. (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).


Разработчиком современного семейства автомобилей "Тигр" является ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК, г.Москва) совместно с ОАО "ГАЗ" (г.Нижний Новгород) и производится "Арзамасским машиностроительным заводом" (г.Арзамас). Прототип (до сертификации) - ГАЗ-2975. Автомобили "Тигр" выпускаются в разных модификациях (см.ниже) серийно с 2005 г. В 2006 г. СТС "Тигр" принят на вооружение МВД России.

Производственные возможности АМЗ на 2008-2010 г.г. - 100 шт в год, могут быть увеличены до 500 шт в год - любопытно, что в таком виде информация впервые появилась в 2008 г. и позже в конце 2010 г. в том же самом виде вновь появилась в СМИ. В 2010 г. для нужд МВД России ведутся поставки автомобилей СПМ-1 ГАЗ-2330.

В декабре 2011 г. в СМИ появилась информация, подтвержденная руководством ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК, г.Москва) о том, что в 2014 г. закупки автомобилей "Тигр" и "Тигр-М" для ВС России будут прекращены. По состоянию на декабрь 2011 г. в различных модификациях выпущено больше 500 машин: для Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, без учета экспорта. В Минобороны России эксплуатируются сейчас около 200 автомобилей, из которых больше 30 в модификации «Тигр-М» с ярославским двигателем.

Экипаж - 1 водитель
- "Тигр" ГАЗ-2330 - 5-8 пассажиров
- СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 / СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 - 8 пассажиров

Конструкция :
- СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 / СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 - тип кузова - универсал цельнометаллический с бронезащитой и сварной рамой высокой жесткости.
Колесная формула - 4 х 4
Количество дверей - 3
Количество мест спереди/сзади - 2 / 7
Бронемодуль - 3-й класс защиты (ГАЗ-233036 - 5-й класс по сертификату МВД России, по информации на декабрь 2011 г. не признается МО России);
Передняя подвеска - независимая на поперечных рычагах, торсионная, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости;
Задняя подвеска - независимая на поперечных рычагах, торсионная, с телескопическими амортизаторами;
Рулевой механизм - типа «винт - шариковая гайка»;
Гидроусилитель руля;
Рабочая тормозная система - гидравлическая, двухконтурная с разделением на контуры по осям, с пневмоусилителем, передние и задние тормозные механизмы - барабанного типа;
Запасная тормозная система - каждый из контуров рабочей тормозной системы или стояночная тормозная система;
Стояночная тормозная система - трансмиссионный тормозной механизм барабанного типа с механическим приводом, установленный на вторичном валу раздаточной коробки;
Система регулирования давления воздуха в шинах;
Электролебедка;
Отделка салона - антиосколочные маты АОЗ-4-1-100 (ГАЗ-233036 - АО3-4-2-100);
Кондиционер;
Автомобиль должен быть укомплектован полноразмерным запасным колесом, домкратом и баллонным ключом.


Конвейер сборки автомобилей "Тигр" на Арзамасском машиностроительном заводе (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).


Корпуса модификаций "Тигра" СПМ-1 и СПМ-2, соответственно (http://www.zavodkorpusov.ru/)


- "Тигр" ГАЗ-233001 (гражданская версия) - кондиционер, электростеклоподъемники, АБС.

- "Тигр-6А" - кузов 4-х дверный с обесепечением защиты класса ОТТ-9.1.12.1-2010 - 3 или ГОСТ Р50963-96 (круговая защита от выстрела из винтовки СВД с патроном 7-БЗ-3 калибра 7,62 миллиметра с бронебойно-зажигательной пулей Б-32). Кроме того, на машину установлена улучшенная противоминная защита и специальные энергопоглощающие кресла, не имеющие крепления к полу.

Двигатели : изначально планировалась установка на автомобиль дизеля ГАЗ-5621.

Марка двигателя Cummins B180-20 Cummins B205-20 Cummins B215-20
Мощность двигателя 180 л.с. 205 л.с. 215 л.с.
Объем двигателя 5883 куб.см 5883 куб.см 5883 куб.см
Дополнение с турбонаддувом 6-х цилиндровый, 4-х тактный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува с турбонаддувом
КПП и трансмиссия 5-ступенчатая механическаятрехвальная синхронизированная, раздаточная коробка - механическая, двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом;
Прочие данные
Модели автомобиля ГАЗ-233001

ГАЗ-233005

СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034

СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036

Р-145БМА "Тигр"

Тигр-6А (?)

ГАЗ-233011

ГАЗ-233001 (вариант)


ТТХ автомобилей :
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 "Тигр" граждан. "Тигр-6А"
Длина 5700 мм 5700 мм 5650 мм
Ширина 2400 мм 2400 мм 2400 мм 2400 мм
Высота 2400 мм 2400 мм 2400 мм 2250 мм
База 3300 мм 3300 мм 3300 мм 3300 мм
Колея 1840 мм
Клиренс 400 мм 400 мм 400 мм 400 мм
Масса полная
7300 кг 7600 кг 7800 кг
Масса снаряженного транспортного средства 6100 кг 6400 кг до 3500 кг 7100 кг
Грузоподъемность 1200 кг 1200 кг 700 кг
Масса прицепа 2500 кг
Скорость максимальная по шоссе
140 км/ч 140 км/ч 125 км/ч
Скорость максимальная по грунту 70 км/ч 70 км/ч
Запас хода 500 / 1000 км по разным данным 1000 км
Радиус поворота минимальный 10 м
Глубина брода 1.2 м 1.2 м 1.2 м 1.2 м
Подъем 52 град. 52 град.
Стенка
Ров

Стоимость :
Модель Год Стоимость Примечание
СТС "Тигр" ГАЗ-233014 2009 г. от 3.2 млн руб
СТС "Тигр" ГАЗ-233014 2010 г. от 3.4 млн руб
СТС "Тигр" отдельные модели
2010 г. до 5 млн руб
"Тигр" ГАЗ-233001 2010 г. от 3.5 млн руб
СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 2009-2010 г.г. от 4.8 млн руб (?)
http://military.tomsk.ru/forum
СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 2009-2010 г.г. 5.182.470 руб
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 2008 г. 3.2 млн руб оценка стоимости по данным СМИ
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 2009-2010 г.г. 5.263.960 руб предельная цена по аукциону на поставку техники для МВД в 2010 г.
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 2010 г. около 300 тысяч USD по данным поставки в Бразилию

Модификации : расшифровка индекса модели - последняя цифра - тип кузова и бронирования (предпоследняя - тип двигателя):
1 - 4-х дверный пикап / 5-и дверный универсал
2 - 2-х дверный пикап с грузовым кузовом
3 - 3-х дверный универсал
4 - 3-х дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 3-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96
5 - 5-и дверный универсал
6 - 3-х и 5-и дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 5-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96

- ГАЗ-2975 - автомобиль повышенной проходимости, не бронированный, до сертификации;

- ГАЗ-233001 / ГАЗ-233011 - ГАЗ-2975 после сертификации, представлен в 2002 г.;

- ГАЗ-233002 / ГАЗ-233012 - грузовая модификация;

- ГАЗ-233003 / ГАЗ-233013 - трехдверный универсал;

- ГАЗ-233005 - небронированный 5-дверный гражданский универсал для МВД;

- СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 - специальная полицейская машина (СПМ), базовый вариант; серийно производится с 2005 г. По состоянию на 2008 г. - в производстве. Вместимость - 9 чел. Существует разные версии - у ранних моделей есть бойницы в виде крупных заслонок в корпусе и дверях. Окна распашные. В крыше два люка прямоугольной формы без креплений под тяжелое стрелковое вооружение. Предусмотрен кондиционер и место под радиостанцию. На крыше автомобиля может устанавливаться дистанционно управляемая установка отстрела специальных средств для разгона демонстраций "Лафет".


СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 спецподразделения внутренних войск МВД России, 23.02.2008 г. (автор фото - VLAS, ).


СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 спецподразделения внутренних войск МВД России ().


СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034, на последнем снимке - с дистанционно управляемой установкой отстрела специальных средств для разгона демонстраций "Лафет" (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).


Проекции и размеры модификаций автомобилей "Тигр" (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.)


- СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 - специальная полицейская машина - бронированный автомобиль 5-го класса защиты; серийно производится с 2005 г., по состоянию на март 2009 г. - в серии. Вместимость - 9 чел. Окна выполнены в виде блоков "окно-бойница", встроены в корпус и не открываются. В крыше два люка прямоугольной формы без креплений под тяжелое стрелковое вооружение. Предусмотрен кондиционер, место под радиостанцию и систему электромагнитной защиты (СЭМЗ) от подрывов радиофугасов.


СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).


СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 частей МВД России, Московская область (фото - Renat Dunyashov, http://taek.livejournal.com).


СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 внутренних войск МВД России ().


- "Тигр" ГАЗ-233014 - специальное транспортное средство (СТС) - бронированный армейский автомобиль, принят на вооружение ВС России в 2007 г. (принят на снабжение ВС), серийно производится с 2006 г. (в 2010 г. еще в серии) Арзамасским машиностроительным заводом. Вместимость 6 чел. Автомобиль оборудован круглым поворотным двустворчатым люком на крыше и распашными окнами. Размер люка позволяет вести огонь двух стрелкам в разные стороны. После принятия машины на вооружение планировалось оснащение креплениями под 30 мм автоматический гранатомет АГС-17 / АГС-30, 12.7 мм пулемет "Корд" или 7.62 мм пулемет ПКМ или ПКП "Печенег". Внутри машины оборудованы места для укладки по-походному пулеметов, АГС, РПГ-22, РПГ-26, РШГ-2, ПЗРК типа "Игла" или "Игла-С". Первые поставки в ВС России - 2007 г.

/
Опытный прототип автомобиля "Тигр" ГАЗ-233014 на испытаниях (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).


СТС "Тигр" ГАЗ-2330 (фото из архива 10V, http://military.tomsk.ru/forum).


Автомобиль "Тигр" ГАЗ-233014 на параде в Москве 9 мая 2008 г. (http://clam.ru).


СТС "Тигр" ГАЗ-233014, репетиция Парада Победы в Москве, 03.05.2011 г. (фото - Андрей Крюченко, http://a-andreich.livejournal.com).


СТС "Тигр" ГАЗ-233014, репетиция Парада Победы в Москве, 26.04.2011 г. Последнее фото - 03.05.2011 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


СТС "Тигр" ГАЗ-233014 (http://militaryphotos.net).


Армейский СТС "Тигр" ГАЗ-233014 с дополнительными радиостанциями, г.Чебоксары, 2010-2011 г.г. ().


http://zlostick.livejournal.com/).


- СТС "Тигр" кабриолет - в феврале 2008 г. Арзамасским машиностроительным заводом выпущено три автомобиля "Тигр" в кузове "кабриолет". Машины предназначены для проведения парадов. Оснащены АКПП и регулируемой по высоте ручкой для того, чтобы держаться, стоя в кузове. Обивка сидений - кожанная. В ноябре 2008 г. машины приняты на баланс МО России.


Один из трех автомобилей "Тигр"-кабриолет (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).


Еще одна из машин "Тигр"-кабриолет. г.Санкт-Петербург, репетиция Парада 9 мая 2012 г., 27.04.2012 г. (фото - Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).


- "Тигр" ГАЗ-233001 - небронированная гражданская версия "Тигра", второй автомобиль с подобным индексом; выпущен небольшой серией начиная с 2008 г. Владельцами таких автомобилей стали Никита Михалков, Валерий Шанцев, Владимир Жириновский, Андрей Михалков-Кончаловский (продан в Новосибирск, тюнинговому центру). Более широкие продажи автомобиля в розницу планировалось начать в 2009 г., тогда же анонсировано серийное производство на Арзамасском машиностроительном заводе. Автомобиль представлен в двух комплектациях - "люкс" и обычной. На автомобиль может устанавливаться лебедка для самовытаскивания.


"Тигр" ГАЗ-233001 (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).


"Тигр" ГАЗ-233001 Андрея Михалкова-Кончаловского после продажи в Новосибирск (январь 2011 г., Комсомольская правда, http://nsk.kp.ru).


ГАЗ-233001 "Тигр" (http://milindcom.ru)


- Р-145БМА "Тигр" - командно-штабная машина сил правопорядка - предназначена для организации связи руководству специального мероприятия; впервые представлена на выставке "Интерполитех-2008", по состоянию на 2010 г. серийно производится. Автомобиль - ГАЗ-233036. Машина разработана совместно ООО "ВПК" и Тамбовским радиозаводом "Сигнал".
Экипаж - 4 чел
Средства радиосвязи:
Специальная аппаратура:
- Т-231-2А=2 (спецаппаратура);
- мобильный абонентский терминал спутниковой связи GPS1600
- навигационная аппаратура СН-3001
Источники электропитания:
- агрегат дизельный АД-2 ОУ-П/28,5,5-С
- батарея акумуляторная 12СТ-85РМ
()


Командно-штабная машина Р-145БМА на выставке "Интерполитех-2012", 23-26 октября 2012 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


Интерьер КШМ Р-145БМА на выставке "Интерполитех-2012", 23-26 октября 2012 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


Контрольная панель радиостанции Р-168 КШМ Р-145БМА. Выставка "Интерполитех-2012", 23-26 октября 2012 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


- СТС "Тигр" правый руль - до 2009 г. для одного из иностранных заказчиков (для испытаний в Индии) выпущено два автомобиля "Тигр" с правым рулем, АКПП, кондиционером и т.п.

- СПМ-2Э - экспортный вариант, 2009 г. как минимум, оснащен БИУС и мультиплексной системой управления электрооборудованием. Система включает в себя две подсистемы - контроля функционирования и навигации (разработчик и производитель НТЦ "Элинс") и системы комплексного управления и контроля состоянию электрооборудования (разработчик - ОАО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем»). Все эти системы интегрированы в бортовую сеть автомобиля через мультиплексную шину CAN.

- "Абаим-Абанат" - штурмовой разградительно-заградительный специальный автомобиль для преодоления препятствий и проникновения в здание на шасси "Тигра". Впервые представлен СМИ на выставке "Интерполитех-2009" (октябрь 2009 г.).


Один из вариантов использования СПМ-1 "Тигр" - машина "Абаим-Абанат", фото не позже 2009 г. (http://politforums.livejournal.com).


Разградительно-заградительный специальный автомобиль "Абаим-Абанат" (фото Владимира Петрова, http://milphotos.com).


- GAZ Tigre 233036-VTL (Veiculo Tatico Leve - легкая тактическая машина) - вариант автомобиля СПМ-2, переданный для испытаний в Бразилию вероятно в 2011 г. Капот автомобиля бронирован и внешне похож на капот автомобиля "Тигр-М" (см.ниже), автомобиль оснащен "кенгурятником"-тараном. Противопульная защита повышена до уровня Level 3 STANAG (6А класс по ГОСТ).


- мобильный комплекс приема информации на шасси "Тигр"

- мобильный комплекс космической связи на шасси "Тигр" . Впервые представлен при посещении полигона бронетанковой техники Президеном России 21 января 2010 г.


- - служебно-боевая разведывательная машина на 5-и дверном шасси ГАЗ-233036. Впервые показана на выставке "Технологии в машиностроении-2012" (г.Жуковский, 27 июня 2012 г.). Заказчик СБРМ - Министерство Внутренних Дел России. Машина предназначена для комплектования разведывательных подразделений МВД. СБРМ оснащена различными разведывательными средствами: оптико-электронная система (ОЭС), радиолокационная станция (РЛС), дистанционно пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА), разведывательно-сигнализационная аппаратура, акустическая система обнаружения выстрелов.


Служебно-боевая разведывательная машина с комплектом оборудования. Выставка "Технологии в машиностроении-2012", г.Жуковский, 27 июня 2012 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


- "Тигр-6А" - специальное транспортное средство (СТС) на базе СПМ-2 ГАЗ-233036 "Тигр" в кузове "пикап" с усилением бронезащиты до класса 6А по ГОСТ. Преположительно - усиление противоминной защиты до Level 2A STANAG (6 кг ВВ под колесом). Усиленное бронирование обеспечит защиту от обстрела с расстояния 5-10 м отечественными винтовочными патронами калибра 7,62 мм с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 или патронами 7,62х51 мм NATO с бронебойными пулями M948, имеющими вольфрамовый сердечник. 10 октября 2011 г. в СМИ сообщается о том, что опытный образец изготовлен Арзамасским заводом для испытаний. На самом деле прототип автомобиля "Тигр-6А" впервые показан на показе бронетехники в Бронницах 10 июня 2011 г.


- "Тигр" МК-БЛА-01 - мобильный комплекс управления БПЛА Zala-421-08 "Стрекоза" и Zala-421-04М "Ласточка". Комплекс создан совместными усилиями ВПК и концерна "Вега" (г.Санкт-Петербург). Испытания комплекса в жарких климатических условиях пройдут летом 2012 г.

Статус: Россия

2005-2010 г.г. - на Арзамасском машиностроительном заводе серийно производятся бронированные автомобили "Тигр" ГАЗ-2330 разных модификаций - как минимум СПМ-1 и СПМ-2 с 2005 г.

2005 г. - в МВД России поставлено 24 автомобиля "Тигр".

2006 г. - в МВД России поставлено 30 автомобилей "Тигр".

2007-2008 г.г. - частям специального назначения ВС России поставлено небольшое количество "Тигров" ГАЗ-233014.

2008 г. август - СТС "Тигр" принимали участие в составе ВС России в грузино-осетинском конфликте.

2009 г. - опубликована Документация об аукционе №283-3009а о поставке автомобильной техники для нужд МВД России в 2010 г. Согласно документу до 1 августа 2010 г. должны быть произведены поставки произведенных в 2010 г.:
- ГАЗ-233034 СПМ-1 - 5 шт на сумму не более 25.912.350 руб (5.182.470 руб / шт)
- ГАЗ-233036 СПМ-2 - 6 шт на сумму не более 31.583.760 руб (5.263.960 руб / шт)

2011 г. декабрь - в СМИ появилась информация, подтвержденная руководством ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК, г.Москва) о том, что в 2014 г. закупки автомобилей "Тигр" и "Тигр-М" для ВС России будут прекращены. По состоянию на декабрь 2011 г. в различных модификациях выпущено больше 500 машин: для Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, без учета экспорта. В Минобороны России эксплуатируются сейчас около 200 автомобилей, из которых больше 30 в модификации «Тигр-М» с ярославским двигателем.

2012 г. 2 ноября - томский ОМОН выступил с показательным шоу для призывников с участием, судя по всему, автомобиля СТС "Тигр" ГАЗ-2330 в окраске МВД.


Автомобиль СТС "Тигр" ГАЗ-2330 томского ОМОНа, г.Томск, 02.11.2012 г. (фото - Дмитрий Кандинский, http://zlostick.livejournal.com/).


Бронеавтомобили СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 частей ВС России при блокаде ВЧ погранвойск Украины в Балаклаве, Крым, 01.03.2014 г. (http://conflict.rbc.ua/).


- 2014 г. 01 марта - в состав вооружения частей ВС России, которые блокировали в Крыму базы ВС Украины, входили автомобили СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 с регистрационными номерами Северо-Кавказского ВО. Считается, что это были подразделения 7-й гвардейской десантно-штурмовой бригады из Новороссийска ().

Экспорт:
Азербайджан
:
- 2011 г. февраль - на выставке IDEX-2011 СТС "Тигр" были предложены для поставок в республику.

Армения :
- 2010 г. - возможно, есть на вооружении спецслужб (как минимум модификация - трехдверный универсал). Минимум 3 шт.


Бразилия :
- 2008 г. вторая половина - в СМИ появилась информация об обсуждении поставок.

2010 г. февраль - принято решение передать полиции Рио-де-Жанейро для испытаний автомобиль СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036. По итогам испытания может быть принято решение о массовой закупке таких автомобилей для нужд полиции Бразилии с возможной сборкой на месте совместным предприятием.

2010 г. 13 сентября - начаты испытания автомобиля "Тигр" в Бразилии. На автомобиль установлен дизель Cummins (США).

2011 г. 20 апреля - в сети появилась информация о том, что в Бразилии проходят испытания модели автомобиля "Тигр" - GAZ Tigre 233036-VTL (Veiculo Tatico Leve - легкая тактическая машина) с доработками по сравнению с базовой моделью.

Израиль - по данным СМИ на 2010 г. проявляет интерес к приобретению.

Индия :
- 2008-2009 г.г. (предположительно) - проведены испытания двух автомобилей "Тигр", ведутся переговоры о возможных поставках. Машина оборудована правым рулем, визульно ниже, имеет 2 боковых распашных окна в салоне, на крыше установлен щиток пулемета. Вполне вероятно что на индийской модификации (с учетом местного климата) просто нет крыши, вместо нее тент, а пулеметный круг установлен на дуги.


Иордания :
- 2010 г. - по данным СМИ проявляет интерес к приобретению СПМ-2.
- 2011 г. 20-24 февраля - на выставке военной техники IDEX-2011 в Абу-Даби (ОАЭ) подписано соглашение о поставках СПМ-2 "Тигр".

Казахстан :
- 2010 г. - СТС "Тигр" как минимум в вариантае СПМ-2 есть на вооружении МВД и, возможно, армии Казахстана.


Казахстанские "Тигры" с пулеметами "Печенег-2" калибра 7.62 мм на параде в Астане в марте 2010 г. (http://www.vpk-news.ru/).


Китай :
- 2008 г. июль - первые 5 СПМ-2 "Тигр" поставлены министерству общественной безопасности Китая для полиции Пекина. Автомобили приняты на вооружение под наименованием "Защитник". До конца года планируется поставить в общей сложности 20 готовых машин и 80 машнокомплектов для сборки на предприятии "Чжун Цзы-Янь Цзинь".


- 2008 г. вторая половина - в СМИ упоминается контракт на поставку 600 автомобилей "Тигр", в т.ч. 500 машино-комплектов для лицензионной сборки на месте.

2010 г. октябрь - в СМИ по-прежнему циркулирует информация об обсуждении поставок 600 СТС "Тигр" в Китай. По состоянию на 2010 г. в Китай для испытаний уже были поставлены 50 СТС типа "Тигр". Так же есть информация о поставках машинокомплектов для сборки СТС на месте. Вероятно, машины поставлялись модификаций СПМ-1 и СПМ-2.

2011 г. 26 октября - в СМИ сообщается о том, что в Китай было поставлено 5 машинокомплектов СТС "тигр" для сборки автомобилей, которые будут поставлены в МВД Китая.

Монголия :
- 2010 г. - уже есть на вооружении подразделения SWAT Монголии.


Никарагуа :
- 2012 г. 04 октября - СМИ сообщают, что МВД Никарагуа приняло решение о закупке некоторого количества автомобилей "Тигр".

ОАЭ :
- 1990-е годы конец - по заказу руководства ВС ОАЭ групппой конструкторов ГАЗ разработан опытный автомобиль - специальное транспортное средство "Тигр" (ГАЗ-2975). Опытные образцы автомобилей и документация переданы заказчику - компании Bin Jaber Group (ОАЭ). С использованием наработок по автомобилю "Тигр" совместно с Renault в ОАЭ создан автомобиль AR-17 Nimr.


Автомобиль AR-17 Nimr, ОАЭ (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).


Уругвай :
- 2011 г. 28 апреля - подписан контракт на поставку СТС "Тигр" для МВД Уругвая. Сумма контракта и количество автомобилей пока не известны.

Источники :
Васильев Д. Арзамасский машиностроительный завод. // Экспорт вооружений. Центр АСТ. Ноябрь-декабрь 2008 г.
Военно-промышленная компания. Сайт http://www.milindcom.ru/ , 2010-2011 г.г.
Документация об аукционе №283-2009а. М., МВД России, 2009 г.
Карев И., "Тигр" модернизированный. Сайт http://www.vpk-news.ru/ , 2010 г.
Опять 25. Сайт http://twower.livejournal.com , 21.01.2012 г.
Россия поставила Китаю 25 бронеавтомобилей. // Российская газета. 26.10.2011 г.
Семейство защищенных автомобилей модельной конструкции. Буклет ООО "ВПК", 2010 г.
Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.
Технологии в машиностроении 2012 часть 6 - Статическая экспозиция (Engineering technologies 2012 part 6 - Static displays). Сайт http://vitalykuzmin.net , 2012 г.
"Тигры" кончились. // Коммерсантъ. №142 / 2010 г.
Lenta.ru. Сайт http://www.lenta.ru , 2010-2012 г.г.

Полноприводный автомобиль «Тигр» 233001 с небронированным пятидверным, однообъемным кузовом является одной из новинок в семействе «Тигров». Данная модификация машины является самым мощным и обладающим самой высокой проходимостью внедорожником среди подобных машин этого класса, как в России, так и за рубежом. Она может быть широко использована в народном хозяйстве и для личных нужд потребителей. Эта машина способна двигаться с высокой скоростью по дорогам с хорошим покрытием и также прекрасно себя чувствует при полном отсутствии каких-либо дорог вообще.

Машина выполнена на базе шасси специального транспортного средства семейства «Тигр» серийно выпускаемых для силовых структур. Использование технологий изначально предназначавшихся для высокопроходимой, многоцелевой, военной машины, теперь стали доступны для общего пользования. Изменения конструкции коснулись только кузова и отделки салона, обеспечивающие высокий уровень комфорта, удобства и безопасности. Современный дизайн отделки салона удовлетворит самым изысканным требованиям клиентов. Отделка интерьера машины выполняется на уровне современных автомобилей VIP класса с использованием натуральных отделочных материалов (кожа, замша и др.), передние сиденья оборудованы электрической регулировкой в шести направлениях, поднятие стекол осуществляется при помощи электростеклоподъемников. Для удобства движения задним ходом автомобиль оборудован видеокамерой заднего обзора.

В конструкции автомобиля «Тигр» с небронированным кузовом сохранена автоматическая система регулирования давления в шинах, что обеспечивает оптимальный уровень плавности хода по различным дорогам, высокую проходимость по бездорожью, безопасность и сохранение возможности движения при пробитии (проколе) шин.

По желанию заказчика, комплектация машины может быть от самой простой до самой изысканной.

Объемное отделение в кормовой части автомобиля за вторым рядом сидений может использоваться для перевозки багажа или еще 4 пассажиров, для чего там оборудованы сиденья. Большой дорожный просвет, независимая торсионная подвеска всех колес, две электрические лебедки (спереди и сзади) обеспечивают непревзойденную проходимость автомобиля на любой местности при отсутствии дорог. Мощный и экономичный дизельный двигатель с турбонаддувом и два топливных бака емкостью по68 лдают возможность передвижения на расстояния до900 кмбез дозаправки.

Новая модификация «Тигра» оборудована багажником на крыше и лестницей на задней двери автомобиля, что позволяет перевозить большее количество грузов или личных вещей без ущерба для комфорта пассажиров. В крыше имеется широкий люк с электроприводом.

Характеристики

Количество мест

2+2…7

Колесная формула

Полная масса автомобиля, кг

Грузоподъемность, кг

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

Запас хода по топливу, км

Габаритные размеры, мм:

— ширина

— высота по крыше

Клиренс, мм

Тип двигателя

дизельный, четырехтактный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом

Максимальная мощность, кВт (л.с.)

132(180) – 173(235)

Коробка передач

механическая 5-ступенчатая

Тяговое усилие электролебёдки, кг

Фотографии гражданского Тигра