Через 30 лет после индустриализации обладая одной из мощнейших экономик мира, создав атомную бомбу и запустив человека в космос, СССР покупает за валюту в кредит автозавод полного производственного цикла для выпуска иностранной малолитражки. Как такое могло произойти?
К концу 60-х годов в экономике страны уже наметились фундаментальные проблемы, которые спустя 20 лет свели в могилу крупнейшую супердержаву планеты. Многие гигантские стройки и масштабные проекты оказались провальными. Экономическая реформа повышала закупочные цены на продовольствие и зарплаты трудящихся. Запросы населения росли, а конкурентоспособных товаров становилось все меньше. Наступало время дефицита. Открывшийся поток нефтедолларов оттягивал финал этой драмы, но не мог повлиять на закономерный ее исход.
Деньги - кровь экономики. Зарплаты, на которые ничего нельзя купить и которые оседают под матрасами трудящихся, не только вынуждают Госбанк к эмиссии рубля, но и делают нестабильной политическую ситуацию. Страна остро нуждалась в массовом, качественном и дорогостоящем товаре народного потребления, который стал бы зримым доказательством повышения жизненного уровня и смог бы привлечь сбережения граждан. Под эти требования идеально подходил новый автомобиль. Позже стало ясно, что расчет верен: даже при цене в четыре годовые средние зарплаты советского гражданина первенец Волжского автозавода мгновенно стал дефицитом - ждать очереди на его приобретение будущему автолюбителю приходилось несколько лет.
Выбрать оптимальную кандидатуру на роль народного автомобиля оказалось нелегко. Европейские новинки мало подходили для огромной страны с разными климатическими поясами, плохими дорогами, неразвитой инфраструктурой, низкой культурой производства, устаревшими ГОСТами и низким качеством горюче-смазочных материалов.
Оригинальный Fiat 124 , как видите у машины более низкая посадка, отсутствуют наружные зеркала, другое формление фальшрадиаторной решетки и иные ручки дверей. На Дмитровском полигоне были проведены сравнительные испытания претендентов. Рассматривались итальянский Fiat 124 , а также французские Renault R16 и . Для сравнения испытывались также Ford Taunus 12M , Morris 1100 и Skoda MB 1000 . Отечественный автопром был представлен «Москвичом» и «Запорожцем». По результатам испытаний французские Renault и Peugeot заметно опережали итальянский седан. Но любят одних, а женятся на других. Неожиданно оказалось, что выбор лежит не в технической плоскости, а диктуется внешнеполитическими интересами государства. Вмешался «лично Леонид Ильич» с рекомендацией обратить внимание на итальянские машины. Конечно, к столь высокому мнению нельзя было не прислушаться, и контракт с итальянцами был подписан в августе 1966 года. Ставку по кредиту удалось снизить до 5,6% годовых. Сыграло свою роль то, что через агентуру КГБ запустили дезинформацию об успешных переговорах с концерном Renault.
НАЗВАНИЕ «ЖИГУЛИ» ОКАЗАЛОСЬ СОЗВУЧНЫМ С ФРАНЦУЗСКИМ СОЛОВОМ «СУТЕНЕР», «АЛЬФОНС»
Можно безошибочно отличить по бамперу с клыками и белым подфарникам. При первой же модификации - 21011 - «клыки- исчезли а рассеиватели стали оранжевыми, как предписывалось Венской конвенцией о дорожном движении. Передние габариты (тогда их называли «подфарниками») снабжены двухнитевыми лампами: слабый свет - габаритный огонь, яркий - указатель поворота. Наружное зеркало заднего вида установили по настоянию советских конструкторов: на Fiat 124 его не было. Первые машины не имели кольцевой кнопки сигнала. Итальянские конструкторы были уверены, что ни манометр, ни амперметр не нужны водителю надежной европейской машины.
Даже апологеты Renault соглашались, что выбор Fiat если и не был идеальным, то, во всяком случае, и не провальным. Осенью 1966 года Fiat 124
стал лауреатом Парижского автосалона, в 1967 году ему был присужден титул «Автомобиль года».
Но привезенные в СССР образцы Fiat 124 развалились уже в самом начале испытаний на полигоне. Пробег по «бельгийской» брусчатке оказался фатальным для рычагов передней подвески. Песок, которым посыпали обледенелые дороги, за 600 километров стер задние дисковые тормоза. За неделю испытаний кузов пошел трещинами, поломался задний мост. Казалось, малолитражке из Турина не суждено покорить сибирские зимники и казахские степи, не выдержит она и раскисшего проселка Нечерноземья. Начался длительный процесс усиления всех слабых мест машины.
Итальянские инженеры сперва пренебрежительно относились к советам специалистов из НАМИ. Но быстро осознали, сколь ценны результаты испытаний и рекомендации коллег. В Италии даже построили аналог тестовой булыжной мостовой с Дмитровского полигона. Изменения коснулись практически всех узлов автомобиля. Усилили переднюю подвеску. Изменили места крепления резиновых отбойников. Радикально повысили жесткость кузова. Доработали конструкцию заднего моста и подвески. Не упустили из виду сотни деталей - от эмблемы на радиаторной решетке до поддомкрагников. Настоящая битва развернулась за двигатель. Итальянцы предлагали мотор с нижним расположением распределительного вала. Советские специалисты настаивали на запуске в производство нового перспективного двигателя с верхним распредвалом. В какой-то момент итальянцами был предложен компромисс: начать с выпуска нижневальных двигателей, а после окончания испытаний в Италии нового мотора бесплатно установить технологическую линию для его выпуска на Волжском заводе. Но советские инженеры оказались непреклонными и настояли на верхневаль- ном моторе как единственном для нового автомобиля. Все эксперименты с щитками, которые призваны были укрыть задние тормозные диски от грязи, летящей из-под передних колес, не увенчались успехом. Скрепя сердце фиатовцы заменили свою гордость - задние дисковые тормоза на барабанные. В конечном итоге все замечания советской стороны итальянцами были устранены. Дизайнеры из Турина даже создали эмблему для Волжского автозавода, взяв за основу кириллическую букву «В», стилизованную под ладью. На радиаторной решетке первых машин красовался шильдик с ладьей и подписью «ТОЛЬЯТТИ». Курьезный факт: первая партия полученных из Турина эмблем пришла с ошибкой: итальянцы написали в спешке «ТОЛЬRТТИ ». Позже название города под ладьей вообще убрали, так что первые эмблемы сейчас весьма ценятся коллекционерами.
ВАЗ-2101 «Жигули»
Подвеска передняя: независимая, на поперечных рычагах и спиральных пружинах, с телескопическими гидравлическими амортизаторами и торсионным стабилизатором; задняя: зависимая, пружинная на четырех продольных и одном поперечном рычагах, с телескопическими амортизаторами Рулевое управление: глобоидальный червяк с двойным роликом Снаряженная масса: 955 кг Максимальная скорость: 140 км/ч Цена в 1970 году: 5500 рублей Цена сейчас: 50 тыс.-500 тыс. рублей |
Для нового автомобиля не только строился новый завод - параллельно создавалась сеть смежных предприятий, обновлялось оборудование у поставщиков, переписывались ГОСТы. Появлялись иные масла и смазки, осваивалось производство новых пластиков. Происходило то, ради чего, собственно, и покупали Fiat: автомобильная индустрия СССР выходила на новый технологический уровень. Даже заводской индекс машины - ВАЗ-2101 - положил начало новой системе обозначения и классификации машин в Союзе. ВАЗ - Волжский автомобильный завод. 21 - автомобиль малого класса. 01 - первая модель в этом классе.
Имя новой автомашины тоже появилось не сразу. Журнал «За рулем» в ноябре 1968 года объявил конкурс на название новой малолитражки. Читатели прислали десятки тысяч вариантов, были среди них «Директивен», «Мемориал», «Новорожец», «ВИЛ 100» (в честь столетия В. И. Ленина). Название «Лада» предложили сразу более полутора тысяч читателей журнала. Тогда немногим было известно, что конкурс проводится зря: еще в 1967 году название «Жигули» было утверждено директором завода Поляковым. И на Fiat было отправлено задание разработать стилизованную надпись для оформления машины. Позже, когда машины пойдут на экспорт, «Жигули» все-таки заменят на «Lada»: название волжских утесов оказалось созвучным с французским соловом «сутенер», «альфонс».
Автозавод, на возведение которого отводилось шесть лет, построили за три года. Строительство было объявлено ударной комсомольской стройкой. Не было нехватки ни в людях, ни в финансировании. После окончания строительства трудовые коллективы нового предприятия формировали из бывших строителей. С пуском спешили: первые «Жигули» нужно было изготовить к столетию Ленина - 22 апреля 1970 года. Управились даже с запасом: 19 апреля с конвейера сошла первая пробная партия машин. Конечно, в полную силу конвейер заработал не сразу. Какое-то время машины собирались из комплектующих, полученных из Италии, - вместе с заводом было куплено полторы тысячи машинокомплектов. Первый эшелон в Москву удалось загрузить готовой продукцией только осенью, к ноябрьским праздникам.
Автолюбители встретили машину восторженно. Журнал «За рулем» задолго до появления «Жигулей» на улицах подробно рассказал о новой машине. Удивляло то, что автомобиль, спроектированный в Италии, запускается в мороз увереннее отечественных машин. Причиной тому был великолепный двухкамерный карбюратор. Этот «жигулевский» карбюратор автолюбители потом будут прилаживать и на «Волги», и на «Москвичи», и даже на «Запорожцы». Радовал ресурс. У двигателя был полноопорный коленчатый вал, т.е. с обеих сторон от каждого кривошипа располагались коренные шейки. Развитые коренные и шатунные подшипники хорошо распределяли динамические нагрузки. Эффективная очистка масла фильтром нового стандарта (его сразу стали назвать «жигулевским») тоже способствовала увеличению ресурса. Воздушный фильтр со сменным бумажным элементом тогда был новинкой.
Он обеспечивал более тонкую очистку и не потел маслом, как фильтры большинства других советских машин. Двигатель рассчитывался на применение незамерзающей охлаждающей жидкости. В СССР антифриза надлежащего качества не нашлось. Ученые из НИИ органической химии специально для нового автомобиля создали тосол. Из-за большего, чем у воды, коэффициента температурного расширения в систему охлаждения добавили расширительный бачок - впервые в Советском Союзе. С такой системой охлаждения повысилась стабильность температурного режима двигателя, стали исключены термоудары от заливания теплой воды в промерзший мотор. При схожей с «Москвичом» степени сжатия двигатель «Жигулей» лучше переносил некачественный бензин. Из-за меньшей теплонагруженности и лучшей формы камеры сгорания позже начиналась детонация. Ресурс увеличивался и из-за того, что конструкторы сделали мотор 2101 короткоходным: ход поршня 66 мм при диаметре цилиндра 76 мм, а чем меньше средняя скорость поршня в цилиндре, тем меньше износ. Все принятые меры в совокупности обеспечивали пробег двигателя без капремонта более ста тысяч километров. Именно обеспечивали. Отдельные «Москвичи» и «Волги» ходили и больше, но с ними - как повезет, а качество продукции ВАЗа было по советским меркам очень стабильным.
Внушала оптимизм и трансмиссия. Передачи включались идеально, а к малому ходу кулисы даже приходилось привыкать тем, кто только что пересел с «Москвича». Крутильные колебания трансмиссии поглощала эластичная резиновая муфта на карданном валу. Передние дисковые тормоза (впервые на отечественном автомобиле) были столь эффективны, что водителям рекомендовалось не пользоваться их возможностями в полной мере без необходимости, идущему сзади автомобилю было трудно затормозить столь же быстро. Продуманы были даже мелочи: место для хранения инструмента в багажнике. Легкий и удобный домкрат, с небольшим усилием на ручке - поднять машину было под силу даже хрупкой девушке. Пепельницы, прикуриватель, солнечный козырек с зеркальцем для пассажирки.
В 1973 году на экраны вышел фильм «Невероятные приключения итальянцев в России». Зритель увидел своими глазами извечное соперничество «Жигулей» и «Москвича». И новенькая «трешка» во всех трюках и погонях смотрелась намного динамичнее конкурента.
1982 год. Картина «Инспектор ГАИ» о конфликте принципиального инспектора, честно выполняющего свою работу (исполнил Сергей Никоненко) и заносчивого директора станции техобслуживания, который считает, что некоторым людям позволено все. Его роль органично сыграл Никита Михалков. Внимательный зритель мог заметить, что инспектор пользуется служебной «единичкой», в то время как у героя Михалкова на сто кубиков более «заряженная» и престижная 11-я модель.
2002 год. Иван Дыховичный снял настоящий панегирик ВАЗ-2101. Фильм «Копейка» - хроника жизни одной из первых машин, выпущенных на Волжском автозаводе. Гротескная комедия, полная страстей и фарса. Водоворот событий, в центре которого - легендарный советский автомобиль. ОБРАЗЦЫ FIAT 124 РАЗВАЛИЛИСЬ В САМОМ НАЧАЛЕ ИСПЫТАНИЙ НА ДМИТРОВСКОМ ПОЛИГОНЕ
Конечно, не все было безупречно: приходилось тщательно следить за шаровыми опорами. Порвался пыльник - вода и грязь быстро сделают свое дело. Стоящие по обочинам дорог «Жигуленки» с вывернутыми колесами не были редкостью. После «рационализаторского предложения» в начале 80-х годов технология изготовления распредвала была упрощена, и валы стали «лететь». Аукнулось то, что верхневальный двигатель доводили в спешке. В условиях масляного голодания кулачки «рационализированного» распредвала стачивались очень быстро.
И если такой недостаток, как не вполне удобная посадка водителя, очевидно не мог быть устранен без перекомпоновки кузова, то обидные мелочи, годами досаждавшие водителям, вызывали недоумение. Кран печки автозавод не смог победить за все десятилетия выпуска классического семейства: при прорыве диафрагмы кран обдавал горячим тосолом ноги переднего пассажира. В морозные зимы «пели» подшипники скольжения ротора вентилятора печки. Снег засыпал решетку воздухозаборника отопителя.
Однако многие пожелания водителей выполнялись. Неудобную напольная педаль газа быстро заменили на подвесную. Усовершенствовали омыватель лобового стекла. Модернизировали электропроводку. Внедрили саморегулирующиеся механизмы задних тормозов. Все меньше комплектующих привозилось из Италии, все больше производств запускалось на месте. Это давало возможность оперативно модернизировать выпускаемые машины.
А со временем - расширять модельный ряд. Первой появилась модификация с кузовом универсал, аналог итальянского Fiat 124 Familiare . ВАЗ-2102 пошел в серию уже с 1971 года. Его особенно ценили дачники и туристы.
Предложенная итальянцами к освоению в качестве варианта «люкс» старшая модель фирмы - внешне очень напоминала 124-й, но была немного крупнее. Невелика разница, но для советских условий крайне важна была высокая степень унификации. В результате было решено выпускать люксовую альтернативу «единички» на ее же платформе. Так появилась «трешка» - BA3 2103 . А лицензию на свой итальянцы продали полякам для производства на заводе FSO.
прообраз ВАЗ 2103
«Единичке» была уготована долгая жизнь на конвейере - она выпускалась до 1988 года. Но уже с начала восьмидесятых с появлением более престижных машин ее все чаще стали называть «копейкой». Даже после окончания выпуска модели 2101 на ВАЗе еще 24 года собирались машины классического семейства.
Садясь сегодня за руль «копейки», испытываешь двоякое впечатление. С одной стороны, вазовская «классика» сейчас - самый непрестижный автомобиль. Даже пижонская когда-то «шестерка» стала «шахой». Такие покупают, чтоб покататься на даче, как первую машину, которую не жалко разбить, на один сезон. Сложно восторгаться автомобилем, который с уходом экзотического теперь «Запорожца» прочно занял место худшего выбора из доступных. С другой стороны, нелепо подходить к машине, которая старше тебя, с мерками современной эпохи. Да, в «копейке» сложно найти удобное положение водительского кресла: либо педали близко, либо за рычагом коробки передач нужно тянуться. На скорости больше 100 км/ч машина «рыскает». Для правильной работы неинерционных ремней безопасности их нужно тщательно настраивать под себя - чтобы ладонь не втискивалась между ремнем и грудью. Но не будем забывать, что обязательными ремни стали только в 1979 году, а в 1970-м еще были в диковинку.
Fiat 124 закончили выпускать в 1974 году. Если бы советский аналог тогда же уступил место новому поколению машин, сейчас бы перед нами стоял редкий экземпляр достойного для своего времени автомобиля. Но «классика» прожила почти на 40 лет дольше (не будем делать вид, что вазовский перманентный фэйслифтинг что-либо серьезно поменял) и к концу выпуска машина безнадежно устарела.
И все же череда подтяжек лица, многократные выходы на бис и затянувшееся на столько лет прощание с публикой - не вина машины. Так решили люди. А машина лишь честно трудилась - возила. Тогда - пижонов, артистов и завмагов. Сейчас - таксистов, строителей и мелких торговцев. И впереди у нее - возраст элегантности. Ретросалоны, неспешные автопробеги и автовыставки. Наверное, так и должно происходить с хорошим автомобилем.
Сантимы… Какой могла быть копейка в 1970 году? Вот два основных претендента из страны хорошего вина, сыра и маленьких машин.
В 1965 году, когда новый автомобиль Renault впервые появился на публике, он вызвал настоящую сенсацию: Renault 16 был вместительной семейной машиной, не будучи при этом ни респектабельным седаном, ни практичным универсалом. Фактически положил начало новому классу машин: семейным переднеприводным хэтчбекам. Он стал объектом подражания для многих фирм. Неудивительно, что именно этот автомобиль завоевал в 1966 году титул «Автомобиль года», трофей впервые в истории достался французам.
Интересны технические подробности: у машины была торсионная подвеска. Чтобы уместить длинные торсионы под днищем, пришлось сделать чуть различной колесную базу слева и справа: колеса по правому борту были ближе друг к другу на 70 мм, чем колеса по левому борту. Со стороны разница не была заметна, но зато удалось сделать очень легкую, прочную и простую подвеску, отличавшуюся мягкостью и большими ходами. Если попытаться тронуться на задней передаче с затянутым ручником, зад машины приподнимался более чем на 30 см. Автомобиль выпускался 15 лет, и даже в 1980 году, когда на фирме решили приступить к выпуску хэтчбека следующего поколения, спрос на безнадежно морально устаревший был все еще по рыночной инерции огромен.
Годы выпуска: 1965-1980 Выпущено: 1 млн 845 тыс. шт. Кузов: несущий, стальной, 5-дверный 5-местный хэтчбек Двигатель: рядный, четырех цилиндровый, рабочий объем 1600 см3, бензиновый, верхнеклапанный, карбюраторный, степень сжатия 8,0:1 Максимальная мощность: 83 л.с. при 5750 об./мин. Тормоза: гидравлические, с вакуумным усилителем, два независимых контура, передние дисковые, задние барабанные Снаряженная масса: 1060 кг Максимальная скорость: 165 км/ч Цена в 1965 году: 12992 франка Цена сейчас: 500-3000 EUR |
Производство началось в 1965 году. Автомобиль выпускался с широкой гаммой кузовов: были седаны, хэтчбеки, универсалы, двухдверные купе, кабриолеты и фургончики. Машина была весьма популярной: с 1969 по 1971 год она была самой продаваемой во Франции. И это неудивительно: автомобиль отличался завидной экономичностью. Линейка двигателей от 1.1 до 1.3 литра включала и дизельные варианты. Поперечное расположение двигателя и ширина кузова больше, чем у аналогичных малолитражек, делали салон необычайно просторным для машины такого класса.
С успехом экспортировалася. Для развивающихся стран выпускали дефорсированные версии двигателей. До 1976 года, когда производство машины было остановлено, выпустили 1,6 млн машин всех модификаций.
Годы выпуска: 1965-1976 Выпущено: 1 млн 604 тыс. шт. Двигатель: рядный, четырехцилиндровый, рабочий объем 1130 см3, бензиновый, верхнеклапанный, карбюраторный, степень сжатия 8,8:1 Максимальная мощность: 53 л.с. при 5800 об./мин. Рулевое управление: реечное Тормоза: гидравлические, передние дисковые, задние барабанные Длина: 3735 мм, ширина: 1560 мм, высота: 1300 мм, колесная база: 2305 мм. Снаряженная масса: 851 кг Максимальная скорость: 145 км/ч Цена в 1965 году: 13 457 франков Цена сейчас: 400-2800 EUR |
Двигатель | 1.2л, 8-кл. | 1.2л, 8-кл. | 1.3л, 8-кл. |
---|---|---|---|
Длина, мм | 4073 | 4043 | 4043 |
Ширина, мм | 1611 | 1611 | 1611 |
Высота, мм | 1440 | 1440 | 1440 |
Колесная база, мм | 2424 | 2424 | 2424 |
Колея передняя, мм | 1349 | 1349 | 1349 |
Колея задняя, мм | 1305 | 1305 | 1305 |
Клиренс, мм | 170 | 170 | 170 |
Объем багажника минимальный, л | 325 | 325 | 325 |
Тип кузова/кол-во дверей | Седан/4 | ||
Расположение двигателя | Спереди, продольно | ||
Объем двигателя, см 3 | 1198 | 1198 | 1300 |
Тип цилиндра | Рядный | ||
Количество цилиндров | 4 | 4 | 4 |
Ход поршня, мм | 66 | 66 | 66 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 | 76 | 79 |
Cтепень сжатия | 8,5 | 8,5 | 8,5 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 | 2 | 2 |
Система питания | Карбюратор | ||
Мощность, л.с./об. мин. | 64/5600 | 64/5600 | 70/5600 |
Крутящий момент | 89/3400 | 89/3400 | 96/3400 |
Тип топлива | АИ-92 | АИ-92 | АИ-92 |
Привод | Задний | Задний | Задний |
Тип КПП / кол-во передач | МКПП/4 | МКПП/4 | МКПП/4 |
Передаточное отношение главной пары | 4,3 | 4,1 | 4,1 |
Тип передней подвески | Двойной поперечный рычаг | ||
Тип задней подвески | Винтовая пружина | ||
Тип рулевого управления | Червячный редуктор | ||
Объем топливного бака, л | 39 | 39 | 39 |
Максимальная скорость, км/ч | 140 | 142 | 145 |
Снаряженная масса автомобиля, кг | 955 | 955 | 955 |
Допустимая полная масса, кг | 1355 | 1355 | 1355 |
Шины | 155 SR13 | 165/70 SR13 | 155 SR13 |
Время разгона (0-100 км/ч), с | 22 | 20 | 18 |
Расход топлива в городском цикле, л | 9,4 | 9,4 | 11 |
Расход топлива в загородном цикле, л | 6,9 | 6,9 | 8 |
Расход топлива в смешанном цикле, л | 9,2 | 9,2 | - |
Краткое описание и история
Именно ВАЗ 2101 является старейшей моделью Волжского Автозавода, с которой началась история отечественного автопрома. 19 апреля 1970 года с конвейера завода сошла первая малолитражка. За основу модели был взят Fiat 124 1966 модельного года. По сути первые «копейки» были практически итальянскими машинами, т.к. технические характеристики ваз 2101 и fait 124 мало чем отличались друг от друга: двигатель объемом 1,2 литра и начального уровня отделка салона. Разницы между автомобилями не было практически никакой.
В дальнейшем отечественные автоконструкторы существенно доработали конструкцию автомобиля под условия эксплуатации в нашей стране. Дорожный просвет был увеличен, т.к. качество дорожного покрытия не всегда позволяло перемещаться с удобством и комфортом. Были значительно усилены кузов и подвеска, тем самым улучшив технические характеристики ВАЗ 2101. Задние дисковые тормоза от fiat были заменены на барабанные. Это объяснялось их долговечностью и стойкостью к пыли и грязи, которой хватало всегда.
Изменениям подверглось практически все, в том числе и конструкция двигателя. Было увеличено расстояние между цилиндрами (это давало возможность растачивать диаметр цилиндров), распредвал перенесен в головку цилиндров. Помимо двигателя изменениям подверглись сцепление, коробка передач, задняя подвеска. В результате вес автомобиля увеличился на 90 кг. Всего насчитывалось более 800 изменений и отличий в конструкции ваз 2101.
С 1970 по 1986 годы на заводе было собрано около трех миллионов автомобилей ВАЗ 2101. Спустя 19 лет с момента схода автомобиля с конвеера, первый товарный экземпляр занял почетное место в музее АвтоВАЗа.
Тюнинг ВАЗ 2101
ВАЗ-2101 «Жигули» - легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе.За основу был взят Фиат-124 1966 года. Конструкция была доработана с учётом советских условий - увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов, задние дисковые тормоза заменены на барабанные как более стойкие к загрязнению и долговечные, добавлен «кривой стартер» (рукоятка завода двигателя). Снаружи появилось наружное зеркало заднего вида (слева), ручки дверей стали утопленными. Была изменена конструкция двигателя - распредвал перенесён в головку, увеличено расстояние между цилиндрами (чтобы можно было наращивать их диаметр). Масса автомобиля увеличилась на 90 кг. Всего было сделано более 800 изменений.
Первый ВАЗ-2101 в музее АвтоВАЗа
19 апреля 1970 года на главном конвейере Волжского автомобильного завода был собран первый автомобиль. Самый первый экземпляр свёл с конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. В сборке участвовали слесари Волжского автозавода В. Присяжнюк, И. Осипов, В. Гусев, В. Орлихин и В. Глазунов. После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода.
Этот автомобиль - начальный представитель всей классики ВАЗов. На самом деле, ВАЗ 2101 и следующие модификации получили отличную адаптацию к дорогам СССР иномаркой - FIAT 124 1966 года. Однако, двигатель ВАЗ 2101 был более прогрессивным, благодаря верхнему нахождению распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс был увеличен на 30мм, подвеску пришлось переработать и усилить. Сильнее всего изменилась модификация кузова ВАЗ 21011 (1974 год), получившая гораздо более удобные по форме передние сиденья и прогрессивные механизмы управления, а еще пепельницы, которые из задних подлокотников были перенесены, и стали находиться сзади на панели дверей. Также данная модификация была дополнена более мощным 69-сильным мотором, имевшим рабочий объем 1,3л. Данные машины имеют другую решетку радиатора с часто встречающимися поперечинами, располагавшимися горизонтально, в нижней части панели передка находилось 4 специальных прорези для вентиляции. Бамперы ВАЗ 2101 стали изготавливать без клыков и на них по всей длине расположились накладки из резины.
На стойках кузова ВАЗ 2101 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона, которые прикрывали оригинальными решетками, стоп-сигналы и поворотники получили отражатели. На автомобиль стали устанавливать сигнал заднего хода. Спустя некоторое время начали изготавливать версию ВАЗ-21013, имеющую кузов 21011 и 1,2-литровый мотор ВАЗ 2101. «Милицейский» вариант ВАЗ-21016 получил мощный 71-сильный (77л.с. поустаревшему ГОСТу) мотор ВАЗ-2103.
Экспортное вариант автомобиля назывался Lada 1200. Свыше 57 тыс. автомобилей были отправлены в страны Социалистического содружества - ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Вскоре "Лады" появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Египта и Нигерии.
Изготовление автомобиля ВАЗ 21011 было остановлено в 1981 году, а ВАЗ 2101 прекратили выпускать в 1982-м году. Далее стали изготавливать только разновидность «копейки» ВАЗ-21013.
ВАЗ-2101 | |
---|---|
Производитель | Волжский автомобильный завод |
Марка | ВАЗ-2101 |
Тип | |
Объём | 1198 см 3 |
Максимальная мощность | 47,2 кВт (64 л. с. ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 87,3 Н·м , при 3400 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Макс. скорость | 137 |
Разгон до 100 км/ч | 23 |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 66 мм |
Степень сжатия | 8,5 (8,8 до 1973 г.) |
Система питания | двухкамерный вертикальный карбюратор ДААЗ-2101 (Weber 32 DCR) с последовательным открытием дросселей |
Охлаждение | |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тактность (число тактов) | 4 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо | АИ-93 |
ВАЗ-21011 | |
---|---|
Производитель | Волжский автомобильный завод |
Марка | ВАЗ-21011 |
Тип | карбюраторный бензиновый с верхним расположением распределительного вала |
Объём | 1294 см 3 |
Максимальная мощность | 50,7 кВт (69 л. с. ), при 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 94,3 Н·м , при 3400 об/мин |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Клапанов | 8 |
Макс. скорость | 140 |
Разгон до 100 км/ч | 18 |
Диаметр цилиндра | 79 мм |
Ход поршня | 66 мм |
Степень сжатия | 8,5 |
Система питания | двухкамерный вертикальный карбюратор ДААЗ-2105 «Озон» с последовательным открытием дросселей |
Охлаждение | жидкостное закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тактность (число тактов) | 4 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Рекомендованное топливо | АИ-93 |
4-ступ. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Число ступеней | 4 | ||||
Передаточные отношения | |||||
1 передача | 3,75 | ||||
2 передача | 2,30 | ||||
3 передача | 1,49 | ||||
4 передача | 1,00 | ||||
Задняя передача | 3,87 | ||||
Тип шестерней |
переднего хода - косозубые, с постоянным зацеплением; Заднего хода - прямые ВАЗ-2101 «Жигули» - советский заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан . Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе . На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ , которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года. За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий». В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём ». За все время производства (с 1970 по 1988 годы) Волжский автомобильный завод выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан.
История созданияЛетом 1966 года проходило первое знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний на советских дорогах у автомобилей выявились серьёзные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов . Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на просёлке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель - абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами. Не менее серьёзным изменениям подверглась ходовая часть и трансмиссия . В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от Fiat 124 тормозами (сзади появились барабанные механизмы , спокойно переносящие плохие дороги), подвеской (передняя подверглась усилению, задняя - полной замене на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП . Даже в плане комфорта ВАЗ-2101 оказался лучше своего прототипа благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места, которые впоследствии оценили по достоинству тысячи владельцев. Интересно, что некоторые нововведения были применены в «ноль-первой» в целях унификации с люксовой моделью Fiat 124S (ВАЗ-2103). В первую очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей. Также ВАЗ-2101 получил наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT , накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации. Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года , ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 «единичек», в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год , когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году. Происхождение названияНормаль 1966 годаНеобходимо отметить, что ВАЗовские первенцы оказались первыми советскими автомобилями, к которым был применён новый отраслевой документ - нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения подвижного состава : каждой новой модели автомобиля или прицепа присваивается индекс, состоящий из четырёх цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа) и его назначение. Вторые две цифры - модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. Шестая цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата, 8 и 9 - резерв для других экспортных модификаций. Некоторые машины имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т. д., указывающие на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом обычно ставится буквенное обозначение завода, разрабатывавшего или выпускающего данную модель. Например, индекс автомобиля ВАЗ-21011 расшифровывается так: ВАЗ - производитель: Волжский автозавод; 21 - автомобиль малого класса с двигателем от 1200 до 1800 см³; 01 - первая модель, зарегистрированная в этом классе; 1 - первая модификация базового автомобиля, отличающаяся установкой другого двигателя, в данном случае объёмом 1300 см³. «Жигули»Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём » в августе 1968 года [ ] . Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, название «Жигули», предложенное конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года . Тогда же оно было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова. В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала - «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, - «копейка». МодификацииМассовые: Праворульные:
Малосерийные:
Специальные: Экспортный вариант автомобиля назывался Lada 1200. Свыше 57 тыс. автомобилей было отправлено в страны Социалистического содружества - ГДР , Чехословакию , Болгарию , Венгрию и Югославию . Вскоре «Лады» появились на дорогах ФРГ , Франции , Великобритании , Австрии , Швейцарии , Финляндии , Швеции , маршрутные такси, где тольяттинские машины даже были выведены в отдельный класс «Жигули». А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы-71» . Маршрут этого ралли проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы (включая и территорию СССР), а общая протяженность дистанции достигала 14 тысяч километров. По итогам тура команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала «Серебряный кубок» в командном зачете, а экипажи Гирдаускас-Мадревиц и Лукьянов-Карамышев к тому же удостоились и наград в личном зачете. Закономерность этого факта была блестяще подтверждена впоследствии и на «Туре Европы-73» , где командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу. ВАЗ-2101 в качестве гоночного болида была популярна не только в СССР. Англичане, например, в 80-е годы организовывали специальное раллийное первенство Lada Challenge . Впоследствии модель долгие годы не сходила с трасс как внутрисоюзных, так и международных соревнований, а в любительских ралли ВАЗ-2101 порой встречаются и сегодня. Сити Мотор спорт казалось, что гонка уже проиграна, главное, дойти до финиша. Но вдруг пошёл дождь, и мощность перестала играть решающую роль. Экипаж принялся отвоёвывать позицию за позицией. Сначала обошли лидера зачёта автомобилей выпуска с 1966-го по 1971-й год (немецкий чемпионат исторических гонок проходит в несколько этапов) - синей Alfa Romeo, выступавшей в классе до 1600 см³. Этот автомобиль уже в те годы сходил с заводского конвейера с двухвальным мотором и сдвоенными карбюраторами Weber . Потом ВАЗ-2101 стал обгонять «ягуары» и «порше». Финишировал экипаж ВАЗ-2101 на тридцатой позиции и на первом месте в классе . В 2010 году ВАЗ-2101 опять вышел на трек. На этот раз команда Михаила Горбачева приняла участие в соревновании FHR Historischer Langstrecken Cup , проводимом на полной версии трассы Нюрбургринг. Дело в том, что на Северной петле с 1953-го по 1983-й годы проводились престижные международные гонки на 1000 км. В них участвовали автомобили известных мировых производителей. Советских машин среди них никогда не было. Сегодня такое возможно, так как немцы возродили легендарные гонки для исторических автомобилей. Подготовка машины к старту осуществлялась при поддержке компании Rossauto . Модифицировать кузов по правилам Группы 1 запрещено, поэтому белая «единичка» выглядит ещё более серийно, чем серебристая, участвовавшая в гонке 2004 года. Подвеска осталась стандартной - установили лишь амортизаторы Koni Sport . Двигатель претерпел более серьёзные изменения. Его расточили до 1300 см³, установили спортивный распредвал и два сдвоенных карбюратора Weber 40 DCOE . Теоретически именно в такой комплектации машина могла бы участвовать в международных гонках в самом начале семидесятых годов. Главными соперниками «единички» были автомобили с объёмом двигателя до 1300 см³, выпущенные с 1965-го по 1971-й годы. В составе экипажа были представлены Андрей Олейников, журналист и инструктор по вождению Дмитрий Соколов и прекрасно знающий коварную трассу Алексей Мочанов . В непростых погодных условиях проявила себя и машина, которая хорошо управлялась, и спортсмены, не допустившие серьёзных ошибок. Из условных одноклассников российско-украинский экипаж уступил лишь гонщикам на NSU . Принципиальные конкуренты на Ford Escort 1300GT показали лучшую среднюю скорость на круге, но на финише оказались позади. Всего ВАЗ-2101 находился в гонке 7 часов и 6 минут, израсходовав более 200 литров топлива, на каждом круге три раза разгонялся до скорости под 180 км/ч (при 7500 об/мин) и в итоге, ведомый Андреем Олейниковым, увидел финишный флаг. Из иностранцев у команды в активе четвёртый результат, и 56-й в абсолюте. Всего финишировало 70 автомобилей, так что и в общем зачёте ВАЗ-2101 обошёл несколько экипажей на Porsche и BMW. Никогда до этого за свою долгую спортивную жизнь ВАЗ-2101 не находился непрерывно в гонке целых 7 часов . Литература
МИФ 1: ВАЗ-2101 являлся полной копией автомобиля Fiat 124 - миф П ринято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 - машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины. 1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4 Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото! Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали "сыпаться" на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной "бельгийской мостовой" кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, "натурные" испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям. Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз. Двигатель Fiat 124 был выполнен по схеме OHV – то есть, с нижним расположением распределительного вала
Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов МИФ 2: ВАЗ-2101 в чем-то уступал Москвичам - правда Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты - в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень. При этом первую модель Жигулей неизбежно и немедленно стали сравнивать с АЗЛК-412 – автомобилем, который был близок к «копейке» по габаритам, цене и назначению, но при этом являлся развитием «четыреста восьмого» и отличался от тольяттинской машины конструкцией. Москвич уступал Жигулям по уровню комфорта, ведь на заднем сиденье было заметно теснее, поскольку его часть съедали "окорока" колёсных ниш. Вдобавок московская машина была более шумной, а в салоне (особенно сзади) зимой было не столь тепло, как в "итальянце". Наконец, управлять Жигулями даже новичку было заметно легче и приятнее, а пружинная задняя подвеска лучше справлялась с неровностями, чем рессоры Москвича. 1 / 2 2 / 2 Москвич или Жигули? «Бывшая иномарка» была комфортабельнее и быстроходнее, а Москвич – более выносливым и неприхотливым Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно "укрыт" мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине. Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя "ахиллесова пята" - печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора. Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль А еще Москвич был куда более неприхотливым - он спокойно "переваривал" низкосортные масла и "семьдесят шестой" бензин, в то время как Жигули требовали использования исключительно качественных горюче-смазочных материалов - топлива топлива АИ-93, современного моторного масла категории «Г» с пакетом антиизносных и окислительных присадок, антифриза вместо воды в замкнутой системе охлаждения... Не будем забывать о том, что к Москвичу благодаря его простой и хорошо известной конструкции было гораздо проще «приложить руки», в то время как для обслуживания Жигулей требовался специальный инструмент. Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) , где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно. МИФ 3: ВАЗ-2101 первых выпусков целиком состояли из фиатовских деталей - миф «Копейка» была не первым советским автомобилем, выпущенным по иностранной лицензии. Но именно эта машина была первой «иномаркой», которую смогли за свои кровные приобрести простые граждане. И если в первые годы сам факт присутствия итальянских специалистов на заводе и их постоянная «техническая поддержка» воспринимались современниками довольно спокойно, то примерно с конца девяностых годов, когда ценность сохранившихся в первозданном виде машин резко выросла, в странах СНГ стали муссироваться слухи об эксклюзивных автомобилях первых лет выпуска, которые целиком состояли из итальянских комплектующих. В качестве аргументов неизменно фигурировали «болты с надписью Fiat», а при продаже Жигулей первой модели в «чистые итальянцы» нередко записывались даже автомобили, выпущенные в конце семидесятых годов! Ранние «копейки» можно было отличить по так называемым «полумесяцам» между решеткой радиатора и ободками фар (1970-1971 гг.), а также по круглому зеркалу, расположенному на крыле (до 1975 года) В действительности же итальянские инженеры действительно контролировали производство в Тольятти, но это происходило до 1974 года. И если первые три модели (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ) действительно создавались при непосредственном участии фиатовцев, то все последующие Жигули на базе «копейки» (, 2105) были разработаны уже собственными силами. Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года "копейки" оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat, а также "фиатовскими" стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось - в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт. 1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4 Обратите внимание на треугольную форму «клыков» на переднем бампере – так выглядели детали Fiat, поставленные из Италии МИФ 4: ВАЗ-2101 был популярен за рубежом - правда Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки. 1 / 3 2 / 3 3 / 3 При этом советские Лады (а именно такое благозвучное название получили экспортные Жигули) в начале семидесятых не сильно проигрывали "соплатформенным" Фиатам, но были существенно дешевле европейских автомобилей. Правда, в первые годы "Автоэкспорт" поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны СЭВ - так называемый "соцлагерь". Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих Трабантов, Вартбургов и Шкод на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский «исходник». Ну а в страны Западной Европы "копейка" начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом. В странах «соцлагеря» новую советскую машину приняли весьма тепло. Да и в капиталистических тоже не гнушались – по крайней мере, те, кто хотел купить «много автомобиля за свои деньги» Fiat 124S по отделке был схож с советским ВАЗ-21011. Интересно, что этот «поздний» Fiat в Италии прекратили выпускать как раз в тот момент, когда в СССР запускали модернизированную «копейку» Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое - до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки - Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления. 1 / 2 2 / 2 Праворульная «копейка» - было и такое! В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства - и это были именно Жигули! Правда, интерес к "копейке" за рубежом к этому времени стал стремительно угасать - для избалованных "европейцев" первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство "чистой единички" весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей "наследницу" ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101. 1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4 МИФ 5: ВАЗ-2101 отдельными партиями выпускался до начала девяностых годов - миф Жигули первой модели продержались на конвейере 13 лет – до 1983 года. С 1974 по 1981 годы выпускалась модификация ВАЗ-21011, отличавшаяся отделкой кузова и более мощным 1,3-литровым двигателем. Впоследствии «одиннадцатую» сменил ВАЗ-2105, а единственным прямым наследником «единички» в модельной гамме остался ВАЗ-21013. Эту модификацию выпускали вплоть до 1988 года, когда стали набирать обороты переднеприводное семейство в виде и пятидверного ВАЗ-2109 и более новые «классические» модели. ВАЗ-21011 отличался от «чистой копейки» элементами отделки 1 / 5 2 / 5 3 / 5 4 / 5 5 / 5 Тем не менее, вплоть до самого развала СССР (и даже после него) ходили слухи о том, что в Тольятти из остатков комплектующих время от времени выпускают небольшие партии «копеек», чем, кстати, и объяснялся факт комплектации «копеечными» колёсными колпаками отдельных партий в 1990-1991 годах. 1 / 3 2 / 3 3 / 3 В действительности же выпуск ВАЗ-2101 (точнее, 21013) был прекращен в 1988 году, поскольку к тому времени эта модель сильно устарела даже по советским меркам и была легко заменяема другими моделями Жигулей – в частности, более современной «пятёркой». МИФ 6: У Высоцкого была "копейка" - правда В 1971 году певец и актёр Владимир Высоцкий стал одним из первых счастливчиков, севших за руль новой советской малолитражки. Высоцкий ездил на серых Жигулях с госномером 16-55 МКЛ совсем недолго: в июле того же года Владимир Семёнович разбил свою «копейку». Владимир Высоцкий не расставался с сигаретой и гитарой. Но ещё актёр, поэт и бард полюбил автомобили, а его первой личной машиной была именно «копейка»!
Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им вроде представительского седана . МИФ 7: В проблемах с распредвалом были виноваты советские конструкторы - и миф, и правда После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ! Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала. В ходе многочисленных переговоров советским специалистам удалось "отстоять" верхнее расположение распределительного вала, согласившись при этом на использование чугуна для изготовления блока цилиндров вместо алюминия, на котором наши представители настаивали ранее. Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм. Но вскоре выяснилось, что расположенный в головке двигателя распределительный вал достаточно быстро изнашивается и служит до замены (или перешлифовки кулачков) всего 40-60 тысяч километров! Причин было несколько. Во-первых, из-за новой схемы подача масла в зону контакта кулачков и рычага была не всегда достаточной - особенно если его уровень был понижен, или мотор заводили в сильный мороз, когда масло заметно густело. Во-вторых, на ВАЗе вместо стали 18ХН2М и цементирования на большую глубину стали азотировать вал и использовать для его изготовления сталь 40Х. Наконец, нередко причиной преждевременного износа распределительного вала был и сам автовладелец, который в условиях тотального дефицита лил в двигатель несчастных Жигулей вместо "жигулёвского" группы «Г» что угодно - "москвичёвское" марки АС-8 или даже "камазовское" масло. Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов - дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки. В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях - и до первого капитального ремонта мотора. Тем не менее, одной из причин "распредвальной проблемы" ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса. Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно "копейка" позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине - и даже не за рулём, а из роддома. Закрыть
Найти на сайте
Например: виды гипсокартона
|