Музыка имеет в жизни каждого человека важное значение. Ученые уже не один раз доказали, что различная музыка может менять эмоциональное состояние человека. То тут, то там в прессе и в интернете появляются интересные факты о ней. Многие любят музыку, а посему аудиосистема в машину - это довольно важная вещь, может быть, даже вторая после комфорта в салоне. Сегодня предлагается множество различных систем: от люксовых и аудиофильских до бюджетных и штатных, однако качество звучания также зависит от настройки и правильной установки.
О штатном аудио
К сожалению, штатное аудио далеко от идеала, если не говорить о «Лексусах» или BMW. Взять хотя бы динамики в дверях. От них трудно добиться хоть немного приличного звука, и отзывы о них чаще негативные. Пользователи говорят, что при работе динамика дверь и пластиковая обшивка начинают сильно вибрировать. В домашних корпус довольно жесткий, поэтому там вибраций нет. Чтобы избежать таких проблем, производители убирают частоты, вызывающие вибрации. Это делается затем, чтобы производство автомобиля было как можно более дешевле. В этом случае не придется делать дверь жестче. Но такое бывает даже у уважающих себя производителей.
У многих остальных все по-другому. Например, динамик устанавливается не на металл в двери, а на хлипкую обивку. К тому же динамики эти даже не из бюджетного сегмента, а откровенно дешевые и некачественные. Нужно ли говорить, что такая аудиосистема в машину идет под замену сразу же у сколько-нибудь слушающего и обладающего вкусом автолюбителя?
Типы существующих систем
Сегодня можно выделить два типа оборудования, которое отвечает за звук в автомобиле. Так, существуют компонентные системы и коаксиальные. Водители-меломаны предпочитают компонентные системы, так как считается, что они более совершенные. Коаксиальное оборудование уходит в прошлое, потому что оно не способно обеспечить хороший или, по крайней мере, нормальный звук.
Что такое компонентная
Эта акустика представляет собой динамики, размещенные отдельно. Если провести их правильную установку, то можно добиться уникального эффекта присутствия. Водитель будет слышать каждый инструмент. Даже недорогая аудиосистема в машину сможет обеспечить высокое качество звука. Среди распространенных комплектов можно выделить два низко- и среднечастотных динамика, а также два высокочастотных. Более дорогие системы имеют дополнительно сабвуферы.
Коаксиальное оборудование
В отличие от здесь все динамики собраны в одном корпусе. Самая простая колонка может состоять и вовсе из одного динамика. Достоинство этой акустики - в более простой установке, кроме того, потребителю нравится стоимость. Этот звук используется и сейчас, но популярен он у тех, кому качество звука не важно. Увидеть это оборудование можно в маршрутках, грузовиках, дешевых легковых авто.
Типы и размеры динамиков
Если нужна хорошая аудиосистема в машину, то приобретением одного качественного здесь обойтись не получится. Звук - это комплекс оборудования. При выборе советуют обратить внимание не на форму, а на размеры динамиков в ней. Зачастую в большинстве автомобилей уже есть штатные места для громкоговорителей, размеры которых составляют 10, 13 и 16 см. Это если динамик имеет круглую форму. Также есть места 15 x 23 см, если форма овальная.
Хороший звук - это правильный монтаж
Да, именно так. К примеру, динамикам-среднечастотникам очень вредны вибрации. Их следует крепить как можно крепче. Тогда можно рассчитывать на хороший звук. Если монтаж осуществляется в дверях, следует заранее подготовить автомобиль. Это поможет достичь нормального качества звучания. Если установка акустики будет производиться в заднюю часть, то важно оставить между динамиками и сабвуфером немного свободного места. Оптимально, если среднечастотные динамики будут размещены на задних дверях, а сабвуфер встанет в багажник.
Высокочастотные динамики лучше расположить впереди. Чтобы обеспечить качество звука, достаточно всего лишь двух фронтальных акустических систем и двух высокочастотных, установленных на передних стойках.
Профессионалы рекомендуют монтировать высокочастотные динамики максимально близко к среднечастотным. Однако для этого следует кроить обшивку. Тогда эти динамики подключают около зеркал. В общем и целом залог высокого качества звука - правильная и грамотная установка аудиосистемы в машину.
Лучшие из лучших
Но лучшие - это совсем не значит самые громкие. Громкое звучание никогда не будет качественным и чистым, а еще громкий звук может легко повредить слух. Некоторые системы могут выпускаться в качестве стандартных для некоторых марок, другие же придется приобретать отдельно.
Аудиосистема Bose в машину
Эта компания является первооткрывателем в производстве стереосистем. Продукция пользуется популярностью и сегодня. Эта техника в свое время перевернула представление о качестве звука и дизайне.
Полноценную аудиосистему этого производителя можно услышать в «Майбахе». Там это штатная система. Качество звука можно смело сравнивать с живым концертом. Для многих аудиофилов до сих пор является загадкой, как компания сделала звук такого качества, несмотря на многие проблемы салона. Bose Media System можно услышать в моделях “Феррари”. Система дает идеальное качество звука. Цена заоблачная, но для настоящих любителей музыки нет ничего невозможного. Аудиосистемы от этого производителя применяют самые современные технологии, которые меняют представление о музыке.
Boston Acoustics
Эту акустику можно встретить в Crysler 300С. Так, система с мощностью 360 Вт способна обеспечить максимальное качество звука. В комплекте - 7 динамиков, оснащенных специальными фильтрами и сабвуфером.
Rockford Fostage
Эту систему можно услышать в Mitsubishi Lancer Evolution. Эта аудиосистема в машину имеет мощность 650 Вт. Комплектация - 9 динамиков и сабвуфер. Качество звучания кроется в хорошей обработке. Система умеет реагировать на изменения скоростного режима и может выравнивать объем звука.
Как собрать аудиосистему в машину: бюджетное решение
Недорогое, но звучащее оборудование - это реальность. Пусть на все компоненты есть только 10 тыс. рублей. При этом штатные системы, которые стоят дороже, будут звучать хуже. Установка и настройка оплачиваются отдельно.
Итак, 10 тыс. необходимо распределить следующим образом: 3,5 тысячи - на приобретение магнитолы, 2,5 тысячи - на переднюю акустику и еще 3,5 - на заднюю. А 500 руб. останется на покупку и прочей мелочи.
Бюджетное головное устройство
Среди головных устройств есть большая конкуренция за счет китайской продукции. Отзывы советуют выбирать бюджетные решения от лидеров рынка. Пусть их тоже собирают в Поднебесной, но качество звука здесь значительно выше.
Что касается функционала, то это воспроизведение звука с любых носителей, мощность до 50 Вт на один канал, настройки по эквалайзер и другие мелочи.
Передняя и задняя акустика
Здесь предстоит самый сложный выбор. В качестве бюджетного, но при этом качественного варианта можно приобрести модели от Pioneer. В продаже недорого можно найти даже трехполосные модели.
Не в каждом авто под задние колонки есть места, но их можно врезать самостоятельно. За 3000 руб. можно приобрести хорошие варианты с тремя полосами частот. В качестве примера рекомендуем посмотреть продукцию Kenwoood.
Вот так легко и почти недорого получилась бюджетная аудиосистема в машину. Теперь осталось узнать об установке и настройке.
Установка аудио в авто
Даже если автомобиль не оборудован штатной аудиосистемой, вся проводка уже установлена по умолчанию. Для монтажа головного устройства необходимо снять заглушку и вставить магнитолу в штатное место. И естественно, следует подключить все разъемы и кабели.
Для установки динамиков требуется заранее подготовить подиумы из фанеры. Отзывы рекомендуют предварительно обработать фанеру противогнилостными составами. Перед установкой следует сделать акустическую подготовку. Затем подиумы прикручиваются к дверям, предварительно в них сверлятся отверстия. Остается только протянуть провода и подключить их вначале к кроссоверам, а затем к усилителю или магнитоле. Ничего сложно нет, но если возникают трудности, лучше доверить работы профессионалам. Они точно знают, как установить аудиосистему в машину так, чтобы автолюбитель был удивлен результатом.
К тому, чтобы автозвук в его машине был идеальным. И многие готовы потратить на это немало средств. А всё потому, что качественный автозвук стоит довольно дорого.
Как сделать автозвук
Создание хорошей и качественной системы требует не только больших затрат, но и специальных навыков, знаний и умений. Следует понимать, что в каждом салоне автомобиля акустика имеет определённые особенности. Распространение звука затрудняется наличием множества поглощающих поверхностей. Решить проблему можно с помощью профессионалов, которые настроят звук в машине. А можно , но это намного сложнее.
Идеальное звучание
Чтобы звук в автомобиле был хорошим, прежде всего следует правильно установить всю аппаратуру и соблюсти все инструкции. Это касается даже обычной автомобильной антенны. При желании расширить возможности имеющейся аудиосистемы, важно не перестараться. Ведь концертный зал в машине совершенно ни к чему, особенно если водитель предпочитает традиционную популярную музыку. Для этого достаточно того, чтобы автозвук мог подчеркнуть глубину определённой звуковой сцены.
Разновидности аудиосистемы для автомобиля
Акустическую систему в автомобиле можно создать двумя способами:
- Подбираются отдельные компоненты, а в дальнейшем выполняется . Этот вариант не только дорогой, но и сложный. К тому же потребуется большой опыт, чтобы автоакустика получилась действительно качественной.
- Создание системы из проверенных компонентов, которые всегда вам доступны. Результат напрямую зависит от размера имеющихся денежных средств, а в процессе выполнения работ вы сможете набраться опыта, и в дальнейшем корректировать автозвук, и довести его до совершенного уровня. В результате даже простая автомобильная антенна позволит получать наслаждение от звучания музыки с любых радиоволн.
Автозвук своими руками
Автозвук - это самый популярный тюнинг не только салона, но и всего автомобиля. В каждой машине есть магнитола, но, как правило, её звучание водителей не устраивает. Поэтому появляется естественное желание добиться идеального звука. Установка автозвука предполагает последовательное выполнение ряда действий.
Видео о том, как сделать качественный автозвук:
Шумоизоляция
Качественная музыка - это, прежде всего, грамотная шумо- и виброизоляция в салоне. Она обеспечит не только тишину, но и придаст музыке объёмность, сделает её глубокой и насыщенной. Ни один звук не выйдет за пределы салона, благодаря чему звучание будет идеальным. Шумоизоляция должна быть полной , только в этом случае в автомобиле будет максимальная тишина и отличный звук.
Как правило, в большинстве автомобилей акустика устанавливается в дверные карты. Специалисты рекомендуют для установки колонок сделать специальный подиум, лучше всего из фанеры. Это значительно улучшит качество звука. Не стоит забывать и о задней акустической полке. Почти во всех машинах она создаёт посторонний шум. Звукоизоляцию необходимо сделать и в багажном отсеке, особенно это касается автомобилей с кузовом универсал, седан, хэтчбек.
Тип акустики
Когда с шумоизоляцией будет закончено, можно выбирать акустическую систему. Её мощность зависит от ваших потребностей и суммы , которую вы готовы выделить на автозвук. Вариантов несколько:
- Если громкий и оглушающий бас вам не нужен, да и средства ограничены, можно отдать предпочтение обычной магнитоле, дополненной парой трёхполосных динамиков, расположенных за задними сиденьями. способна играть достаточно приятно при условии её грамотной настройки.
- Опытным меломанам или ценителям басов лучше выбрать сабвуфер и по желанию усилитель. Магнитола обязательно должна быть качественной. То есть акустика будет включать в себя: магнитолу, усилитель, сабвуфер, два трёхколёсных блина сзади, два обычных динамика в передних дверях. Такой набор обеспечит качественный и приятный звук, благодаря чему музыка никогда не надоест. Это самый оптимальный вариант, если вы меломан и имеете приличный доход.
- Установка профессиональной автомобильной акустики возможна только при неограниченном бюджете. Такие автолюбители используют всю аппаратуру, которая только есть и пока в автомобиле не закончится место. Этот вариант автозвука встречается редко, как правило он делается для соревнования, так как в обычной жизни потенциал системы останется невостребованным. Во-первых, слушать музыку на такой громкости невозможно физически, во-вторых, на такое большое количество динамиков просто не хватит генератора. Акустическая система включает в себя: навороченную магнитолу, несколько высокочастотных динамиков, десяток больших среднечастотных динамиков, сабвуферы, пару мощных усилителей, конденсаторы, а также дополнительные аккумуляторы. В итоге получается не машина, а настоящее произведение искусства.
Выбор фирмы акустики
Планируя установку автозвука в автомобиле, следует определиться с фирмой-производителем оборудования. Отдавайте предпочтение аппаратуре от известных и надёжных фирм с хорошей репутацией, например, Sony, даже если это будет стоить на порядок дороже. Недорогие динамики от непонятных фирм значительно отличаются от тех, которые выпускаются . Качественной должна быть вся аппаратура, иначе звук будет плохим , даже если колонки дорогие. И, соответственно, наоборот.
Видео о выборе акустики:
Установка и настройка
Многие водители предпочитают акустики. Да, магнитолу можно поставить самому, но с колонками, сабвуфером и усилителем могут возникнуть проблемы. Поэтому лучше обратиться к специалистам, которые правильно установят оборудование и настроят его так, чтобы аппаратура работала с максимальной мощностью. Обязательно нужно учесть мощность динамиков, магнитолы и грамотно подобрать усилитель.
На видео - установка автозвука:
Вся музыка будет питаться от аккумулятора автомобиля и генератора. Если выбрать большое количество аппаратуры, они не потянут всю технику. Чтобы уменьшить расход электричества, ставят конденсаторы, но даже в этом случае остаётся риск, что аккумулятор сядет, и машину придётся заводить с толкача.
Если подойти к вопросу грамотно и тщательно во всём разобраться, хороший автозвук в машине можно сделать и самостоятельно. Но специалисты рекомендуют обращаться в , профессионалы которого выполнят работу на высоком уровне. От вас потребуется только предоставить купленное оборудование. А как вы сделали хороший автозвук в своей машине? Поделитесь своим опытом.
Коллекция музыкальных заблуждений
Миф 1. "Моя магнитола выдает 200 Вт"В основе заблуждения – смешение понятий номинальной и максимальной мощности. Производители аудиоаппаратуры (причем не только автомобильной) любят указывать цифры пиковой мощности, не поясняя, что значения эти можно получить только при испытании акустики на специальных стендах. Потребитель же двести ватт не получит по определению. Вместо этого можно поискать параметры номинальной, то есть реально достижимой мощности – если найдете хотя бы надпись "4х15 Вт", уже есть повод для радости – ваша магнитола не самая плохая.
Откуда же берется такая значительная разница показаний? Говоря о пиковой мощности, следует иметь в виду, что это – некий предел, по достижении которого для аппаратуры наступает конец. В прямом смысле слова это испытание техники на прочность.
Красивых цифр пиковой мощности можно достичь по-разному. Один из способов заключается в охлаждении аппаратуры жидким азотом. Перегревшаяся, на грани выхода из строя техника немного остынет, и вот тут-то из нее выжмут последние соки, что даст повод прилепить потом на серийный образец яркую наклейку с обещанием тех самых двух-трех сотен ватт. Дешевые азиатские бренды, впрочем, не столь щепетильны. Без каких-либо испытаний они заявляют высокую мощность, цифры которой взяты с потолка. Риск нулевой: у потребителя почти никогда нет возможности эти цифры проверить.
Миф 2. "У меня хороший дорогой автомобиль, следовательно, и "музыка" в нем отличная"
В этом очерке мы отталкиваемся от понятия "качественный автозвук", что подразумевает собой первоклассные компоненты, грамотно подобранные друг к другу и установленные на автомобиль профессионалами. Развенчать этот миф поможет экономика: за все хорошее надо платить. В конечном счете – потребителю, но сперва – все же производителю. Ему это невыгодно: не факт, что машина с приличным довеском в цене будет хорошо продаваться. Да и оценят классную аудиосистему только профессионалы, которые все равно всегда стремятся что-либо доработать самостоятельно. По мнению специалистов, автомобилей с хорошей штатной аудиосистемой – единицы.
Миф 3. "В моей машине 12 динамиков, вот это звук так звук!"
Качество звука в машине достигается не количеством динамиков. Если аппаратура посредственная, то эффект будет даже обратный: шумы и хрипы обрушатся на вас из всех 10 (12, 18 и т.д.) динамиков. Зачастую достаточно мощного "фронта", сабвуфера и 4-канального усилителя, чтобы машина "зазвучала" красиво и сильно. Количество штатных динамиков в автомобиле определяется не инженерами, а маркетологами. В премиум-сегменте счет идет уже на добрых два десятка (аудиосистема Mark Levinson в Lexus включает в себя 19 колонок, разбросанных по всему салону), однако основная функция таких систем, за редким исключением, имиджевая. Нередко размер, форма и место установки динамиков зависит от прихоти дизайнера. Ты увидишь красивую колоночку где-нибудь у линии обреза лобового стекла и никогда не догадаешься, насколько она "пустая".
Миф 4. "Активный сабвуфер заменит мне целую кучу других компонентов"
От обычного сабвуфера активный отличается тем, что в одном корпусе с ним размещен также и усилитель. Между тем, тесное соседство этих компонентов признается спорным с точки зрения эффективности. Вариант, когда сабвуфер размещен в багажнике, а усилитель – в салоне (например, под сиденьем), предпочтительней. Разумеется, активный сабвуфер больше по размеру – у отдавших ему предпочтение в багажнике ездит этакий дюжий "бочонок". Как же тогда родился миф? Ответ лежит в области психологии: ну, как "активный" может быть хуже "пассивного"?..
Миф 5. "Больше функций, хороших и разных"
Погоня за дополнительными функциями в тех или иных приборах – своего рода мания как у производителей, так и у потребителей. Телефон без интернета – не телефон, аудиосистема без телевизора и навигации – третий сорт вчерашнего дня. Хорошо, пусть будет день сегодняшний и выбор между двумя "или": или все это будет работать, но вполсилы, или что-то будет работать хорошо, а что-то неважно. Смешивать все в одну кучу имеют обыкновение фирмы, борющиеся за покупателя в нижнем ценовом сегменте. Солидные бренды, наоборот, стремятся "отделять мух от котлет"; так, например в головных устройствах Pioneer радио существует совершенно обособленно от проигрывателя дисков.
Миф 6. "Все компоненты должны быть одной марки"
Понять логику этих людей можно легко. Человек открывает специализированный журнал, читает сравнительный тест головных устройств и видит, что победителем вышло изделие фирмы N. Дойдя до этого места, человек закрывает журнал и отправляется покупать магнитолу N, колонки N, N-сабвуфер и усилитель. Собрав весь этот N-набор, он, пожалуй, даже останется доволен результатом (если не собственно звуком, то хотя бы – морально, что все сделал правильно). А между тем, фирмы, производящие лучшие головные устройства, оказываются слабы в изготовлении прочей акустики, и наоборот.
Производят же ее единственно для того, чтобы линейка компонентов была представлена по максимуму. Чем объяснить парадокс? Разберите магнитолу и динамик и посмотрите, что находится внутри того и другого. Грубо говоря, в первом случае используется микроэлектроника и соответствующие технологии, во втором случае – макроэлектроника. Грамотный продавец обязан ввести покупателя в курс дела, а неграмотный (либо безынициативный) продаст тот самый N-набор. В фирменном N-мешке.
Миф 7. "К моему "Форду" лучше всего подойдет "фордовская" акустика"
Такое заключение не выдерживает всякой критики, однако само по себе заблуждение простительно. К автомобилю действительно нужно подбирать только родные детали – свечи, лампочки, тормозные колодки. Однако "музыка" в этот список не входит. Впрочем, полно, разве кто-то из автопроизводителей делает одноименную акустику? Делают, хотя и немногие. Существуют, к примеру, головные устройства Daewoo и Hyundai. Но гораздо чаще автофирмы просто заказывают "музыку" на стороне, а потом ставят свой логотип. В этом случае мнение, составляющее седьмой миф, можно понимать так: "штатная аудиосистема моего автомобиля – лучший для него вариант". Мы уже говорили, что классные аудиосистемы штатно не устанавливаются.
Тем, кто считает себя искушенным аудиофилом, при покупке машины лучше сразу отказываться от базовой аудиосистемы, если это возможно. Помимо чистой выгоды вы облегчите жизнь и установщикам, избавив их от лишней работы. Здесь же коснемся и другого близкого по смыслу мифа: дескать, штатная аппаратура у меня, может, и не совсем хороша, а вот куплю-ка я сабвуфер подороже и этим поправлю дело. Не удастся – хорошая техника работает только с хорошей техникой, а с посредственной и сама халтурит.
Миф 8. "Акустика N – победитель соревнований по автозвуку, поэтому я выбираю ее"
Соревнования соревнованиям рознь. О состязаниях "эс-пи-эльщиков" (SPL – Sound Pressure Level, уровень звукового давления) мы слышим гораздо чаще, нежели о состязаниях, определяющих самую качественную аудиосистему. Со звуковым давлением все понятно: автомобиль начиняют всевозможными "бухалками" до предела, усиляют стекла, чтобы те не повылетали, а чтобы не оглохнуть, на соревнованиях запускают все это добро с пульта, находясь в отдалении.
Качество же определяется вовсе не громкостью. Здесь исследуют общий состав музыкального фона и влияние его составляющих (тонов и полутонов, инструментальных партий отдельно от вокальных и т.д.) друг на друга. Для этого специально подбираются записи различных музыкальных стилей. Качественный звук, если говорить по-простому, позволяет услышать все музыкальные "фишки" как вместе, так и по отдельности. И какой же аспект вам ближе?
Миф 9. "Лучший кузов для установки аудиоаппаратуры – седан"
Древнее мнение, относительно которого, впрочем, сейчас почти не заблуждаются. Суждение являлось справедливым еще лет десять назад, когда под аудиосистемой подразумевали только магнитолу с колонками, а о сабвуферах слышали немногие. Аргумент выдвигался такой: только в седане полка позади задних сидений закреплена жестко, в хэтчбеках и универсалах она подвижная. Следовательно, в последних двух кузовах задние динамики будут испытывать тряску, что отразится на качестве звука.
Нынче по задним динамикам никто не тос###т: куда эффективнее установить сабвуфер и мощный "фронт" (см. также миф 3). И приоритеты теперь изменились с точностью до наоборот: именно однообъемные кузова считаются наиболее подходящими для установки качественной системы. Ведь установленный в багажнике седана сабвуфер пребывает в более сильной "изоляции", чем в кузове универсала. Звук, конечно, пройдет сквозь жесткую заднюю стенку, а вот столь ценимый компрессионный эффект, когда звук не только слышишь, но и ощущаешь, будет, конечно, в разы слабее.
Миф 10. "Я куплю себе конденсатор и буду часами слушать музыку, не опасаясь за аккумулятор"
Роль конденсатора в акустической системе – накапливать энергию, быть энергетическим буфером, готовым при первой необходимости эту энергию отдать. Но смысл конденсатора не в том, чтобы заменить аккумулятор. Конденсатор в любом случае питается от аккумулятора; он просто включен в электрическую цепь как дополнительное звено. Опять же, производительность конденсатора оценивают не в длительности прослушивания музыки при неработающем моторе. У конденсатора очень узкая специализация: в случае, если заряда аккумулятора может просто не хватить (к примеру, включены иные потребители энергии), отдать часть своей энергии для обеспечения нормального звучания. Конденсатор нужен далеко не каждой аудиосистеме, а лишь наиболее мощным из них (выдающим несколько сотен Вт фактической мощности).
Миф 11. "Вообще-то я в электрике разбираюсь. Свою аудиосистему я установлю сам"
Тяжелое наследие прежних десятилетий, когда автовладелец обязан был быть сам себе маляр, моторист, токарь и электрик. Необходимость быть ремонтником широкого профиля сошла на нет, мы ездим на современных машинах, но отголоски эпохи иногда еще возникают. Чаще всего – во имя экономии, конечно.
Никто не будет спорить, что врезать в приборную панель магнитолу несложно. Но это обывательский уровень, а мы сегодня ведем разговор о профессиональном автозвуке. Десятки компонентов, выбранные из сотен комбинаций, соединяются метрами проводки, на что уходят не одни сутки (соединить компоненты – полдела, надо еще кропотливо "выслушивать" "сцену", добиваясь идеальности). Чтобы наслаждаться музыкой в салоне автомобиля, надо помнить о том, что помимо сборки компонентов в одно целое, системе предстоит еще и настройка. Ведь, как было упомянуто выше, хороший звук отличается от обычного нюансами.
И здесь слабую подготовку показывают не только гаражные умельцы, но и – возьмите на заметку – мастера-установщики дилерских центров. Штатной единицы "мастер по автозвуку" нет, есть – "мастер по дополнительному оборудованию". Сегодня это сабвуфер и усилитель, завтра – пластиковый обвес и ксенон, послезавтра – защита картера двигателя. Понятно, что некачественная работа не даст в полной мере раскрыть потенциал даже дорогого оборудования.
Миф 12. "Ерунда все это. Классную "музыку" можно купить за пять тысяч – места надо знать"
За пять тысяч – однозначно нельзя. Нельзя и за десять, либо – вы все же ищете какой-то средний вариант. Скупой все равно платит дважды – помните об этом, вступая в погоню за звуком. Определившись со своими желаниями, покажите свой автомобиль специалистам. Для любой машины есть стандартный алгоритм переоборудования; можно последовать ему, можно сообща разработать индивидуальный путь. Главное – заниматься автозвуком должны специалисты по автозвуку. Как гласит английская поговорка, The shoemaker makes good shoes because he makes shoes and nothing more – "сапожник делает хорошую обувь потому, что он делает обувь и ничего кроме этого"
И решили заняться поиском акустики? Или же просто хотите сменить свой отслуживший магнитофон на более современный, стильный и удобный? В этой статье я расскажу, как выбрать акустику в машину.
Существует большое количество фирм-производителей, выпускающих как дешевую, так и дорогую акустику для автомобилей. Простому обывателю будет сложно разобраться во всех хитросплетениях, связанных с автозвуком, проектированием, настройкой всей этой техники в своей машине и решить, какая акустика лучше в машину.
Многие автовладельцы считают, что высокая цена и звучное имя производителя будут гарантом качества выбранной акустической системы.
Как бы ни так! Хороший звук достигается совсем не этим: на него влияет правильная установка акустики в недра машины.
Может быть и так, что, купив «навороченную» и «крутую» по всем меркам систему, с разочарованием обнаруживаешь, что звук идет, как из бочки. Становится жаль и себя, и потраченных денег.
Супер-звук: правила по выбору хорошей акустики в машину
Прежде всего, нужно обратить внимание на фирму , которая выпускает акустические системы. Вот некоторые самые надежные:
- Focal,
- Infinity,
- hertz,
- Alpine,
- Morel,
- Magnat и другие.
Конечно, сейчас вы спросите, а как же знаменитый Panasonic, Kenwood, Pioneer и так далее?
Да. Среди них также встречается хорошая акустика в машину, но, как правило, случается это очень и очень не часто. Хотя, например, акустика Пионер в машину приобретается очень часто и многими.
- , учитывайте, что их подвес должен быть не матерчатым, а резиновым.
- Спереди в салоне авто должна стоять разнесенная акустика с отдельными твитерами (в простонародье – пищалками). Кстати, эти самые лучше выбирать шелковые, и тогда вы получите мягкий и ровный звук.
- Сзади устанавливайте акустику размером 6 на 9 дюймов (17-20 см).
- Если место позволяет, то лучше приобрести комплект акустики в машину большого диаметра.
- Некоторые магнитолы «привередливые»: с одними колонками играют великолепно, но совершенно не воспринимают другие.
Одним из важных фактором при выборе акустики в авто, является то, какую по сложности систему вы хотите приобрести в машину, т. е. для чего она вообще нужна.
Исходя из этого пункта, рассмотрим все эти системы поподробнее.
Уровни акустических систем: от простого к сложному
Самая простая аудио-акустика
Стоит недорого и подходит для людей, которые не собираются поражать пассажиров и проходящих мимо людей уровнем и качеством звука.
В этом случае можно купить недорогие колонки от не самых именитых брендов.
- Спереди может быть установлена и разнесенная, и коаксиальная акустика.
- Сзади – обычные акустические динамики («блины»). Все вместе может обойтись от 1500 до 3000 родных рублей.
Средняя система
Предпочитаете что-то по мощнее?
Тогда, вперед нужно ставить разнесенную систему с шелковыми твитерами-пищалками, а также поместить все это «богатство» в специальные подиумы.
Сзади опять же можно установить «блины», поскольку главный звук идет от передних колонок, поэтому на задних можно и немного сэкономить.
На такую акустику придется раскошелиться примерно на 4500 наших российских. Да, передние колонки обойдутся дороже.
Звучание высокого уровня
Выбор такой системы требует ответственного и серьезного подхода.
Впереди должна стоять разведенная система, причем, довольно дорогая (насколько позволяют имеющиеся средства). У таких колонок должен быть и звук отменного качества, и достаточная мощность, чтобы выдержать «напор» усилителя. Для колонок обязательно нужен подиум, а для дверей – шумоизоляция.
Выбор задних колонок зависит от одного фактора: если они играют прямо от магнитолы, то не следует отдавать за них все имеющиеся средства, достаточно обычных «скромных» динамиков. А вот если они от усилителя, тогда, да, брать нужно получше и подороже.
Кроме всего прочего, заднюю акустику лучше брать с шелковыми твитерами — это обеспечит качественный и чистый звук как для пассажиров спереди, так и устроившихся сзади. Ведь, наверно, даже дилетант знает, что задние динамики добавляют низов, а передние направлены на воспроизведение высоких и средних частот.
Самая высокая и качественная система – «соревновательная»
Эта система поражает и качеством, и ценой. Она будет состоять уже из нескольких составляющих. Выбор такой системы нужно доверить профессионалам или, хотя бы, людям, знающим и разбирающимся в этом «музыкальном» вопросе.
Выбирая акустику в машину нужно, прежде всего, опираться на свои собственные предпочтения.
Кто-то любит естественную силу звучания, чтобы и верх и басы были на примерно одинаковом уровне. Для таких ценителей прекрасно подойдет акустика DLC, Morel, Hertz, Focal с шелковыми твитерами-пищалками.
Некоторые любят повышать низы, чтобы бухало в голове сидящих в машине и пугало окрестных кошек. Для таких целей стоит приобретать JBL, Lightning Audio, Boston Acoustic производства несравнимых США.
В основном, второй вариант предпочитает молодежь, которая любит показать себя и свой автомобиль, а первую систему выбирают продвинутые автолюбители, разбирающиеся и в технике, и в музыке для нее.
И еще. Акустика в машину: цены могут кусаться, а могут и нет – это правило тоже стоит помнить.
Полезное видео
Смотрите интересное видео, правила подбора акустики в авто, советы начинающим:
Видео по теме, как подобрать динамики в автомобиль.
Будем исходить из того, что в вашей машине уже установлены магнитола и четыре динамика. Де-факто автомобиль «с музыкой» в подавляющем большинстве случаев представляет следующий портрет: Магнитола импортного производства с выходной мощностью 4 х 20 – 4 х 50 Вт (по надписи на лицевой панели).
Фронтальная акустика – коаксиальные 2 – 3-полосные динамики диаметром 13 – 16 см. Установлены в передних дверях либо в штатных местах приборной панели.
Тыловая акустика – эллиптические коаксиальные 2 – 4-полосные динамики («блины» 6 х 9), реже – круглые коаксиалы 13 – 16 см, врезаны в заднюю полку или (реже) установлены в штатные места сзади.
Дополнительных устройств, влияющих на качество звучания, – нет.
Характер звучания с небольшими отклонениями («погромче – потише», «позвонче – поглуше», «с сильной окраской – с несильной окраской») однотипный – звук наполняет весь салон, громче играет сзади. Как правило, слушают с включенной тонкомпенсацией (LOUD), усилением басов (D-bass) либо с выкрученными полностью тембрами по высоким и низким частотам. Звук получается «цыкающий», бас – размазанный и рыхлый. На большой громкости динамики похрипывают, либо им «подпевают» панели, подсветка магнитолы подмигивает в такт музыке. Попытки с помощью фейдера перетянуть звук хоть немного вперед и восстановить тембральный баланс (тембры – по нулям) приводят к значительному снижению уровня высоких и особенно низких частот («блины» – те, которые сзади, затихают), звучание становится совсем неинтересным, музыка играет глухо из-под приборной панели. Картина грустная, и чаще всего после таких попыток все возвращается на круги своя с комментарием «так лучше».
Неоднократно проводил эксперимент: пересаживал владельца только что описанной аудиосистемы в машину с более или менее нормально поставленным звуком (при почти таком же наборе компонентов).
Наблюдается два типа реакции:
Первая: «Как мне сделать так же?»
Вторая: «А я привык, чтобы играло сзади» (варианты: «У всех так играет – и ничего», «Для фона – сойдет»).
Тем, кто склоняется ко второй группе ответов, дальше можно не читать. О вкусах, конечно, не спорят, но даже для того чтобы уклониться в споре о вкусе, его надо как минимум иметь. А вот для тех, кто способен на реакцию «первого типа», привожу рекомендации, каждая из которых мной проверена лично, на машине ВАЗ-2109. Ничего сложного здесь нет, больших капвложений не требуется, а описываемые работы можно проводить и комплексно, и по частям, в любой последовательности.
Подключение питания магнитолы. При «бесплатной» установке магнитолы в местах ее приобретения или собственноручном подключении, как правило, для питания используют провода прикуривателя, реже – одну из цепей, подключенных к замку зажигания. Критерий такого выбора – простота. Результат – ограничение мощности магнитолы на пиках нагрузки. При этом подсветка магнитолы на большой громкости может подмигивать в такт музыке, бас теряет упругость, высокие смазываются.
При подключении магнитолы «по уму» следует использовать медный провод с сечением жилы не менее 4 кв. мм, желательно с изоляцией повышенной механической прочности. Подсоединять провод постоянного питания магнитолы необходимо непосредственно к клемме аккумулятора. Провод должен быть снабжен предохранителем на 10 – 20 А на расстоянии не более 45 см от клеммы. Минусовой провод можно подключать к массе на минимальном расстоянии от магнитолы, при этом надо обеспечить надежный контакт. Очень помогает включение в цепь питания магнитолы буферной емкости – электролитического конденсатора с номиналом примерно 80000 мкФ на рабочее напряжение 25 В. Можно, разумеется, использовать два конденсатора по 40000 мкФ или четыре – по 20000. Включены они должны быть параллельно, с соблюдением полярности. В ВАЗ-2109 на полу за магнитолой есть укромное место, как будто специально для конденсаторов. Если эксплуатация вашей машины предусматривает отключение массы на время стоянки, то перед подключением массы, чтобы избежать больших токов и искр, надо зарядить конденсаторы малым током. Для этого советую использовать лампу на 12 В, 21 Вт с двумя припаянными проводками. Один проводок надо закрепить постоянно под гайку крепления жгута массы на внутренней стороне левого крыла, а второй проводок замкнуть на минусовую клемму перед замыканием цепи «массы». При этом лампочка загорится, и начнется заряд конденсаторов. Через пару секунд лампочка погаснет, конденсаторы будут заряжены, можно включать прерыватель массы.
Провода питания должны быть выполнены одним куском, без промежуточных спаек и скруток, аккуратно уложены и зафиксированы в салоне и моторном отсеке. Лучше потратить на это лишние полчаса, чем потом мучиться, пытаясь отыскать место повреждения. Для перехода провода из моторного отсека в салон самое удобное место – отверстие с резиновым уплотнителем, где проходят трубки гидрокорректора фар. При закреплении проводов надо исключить контакт с подвижными деталями: петлями капота, педалями, рулевым валом и т.п. Отдельно отмечу важность стопроцентно надежного контакта по всей цепи: на клемме аккумулятора, у предохранителя, конденсатора и колодки магнитолы. Длина проводов должна быть минимальной – без петель «на вырост». Забегая вперед, отвечу на резонный вопрос: «зачем тянуть толстые провода от аккумулятора, если на колодке самой магнитолы провода гораздо тоньше?». Дело в том, что тоненькие провода колодки питания магнитолы раз в десять короче, чем провода к аккумулятору, а сопротивление, как известно, пропорционально длине. Поэтому предложенный вариант организации электропитания магнитолы в сравнении с базовым «бесплатным» обеспечит на порядок меньшие колебания напряжения питания на пиках мощности.
Эффект от проделанной работы будет заметен для «невооруженного уха» уже при первом включении магнитолы. Особенно разительным будет улучшение звучания на повышенной громкости. Басы станут плотнее (появится «мясо»), верхние частоты на фоне тяжелых ударов, например большого барабана, перестанут «размазываться». Со «светомузыкой» – подмигиванием дисплея и подсветки магнитолы, будет покончено. Теперь главным препятствием на пути мощности остаются акустические провода.
В «базовом варианте» динамики подключаются к магнитоле при помощи проводов, которыми эти же динамики и укомплектованы. Все, казалось бы, логично: и штекеры есть, и плюс с минусом не перепутаешь. Вот только назвать эти провода акустическими можно лишь в первом приближении, примерно как синусоида в первом приближении является прямой. Некоторые фирмы – производители акустики поясняют, что «комплектные» провода предназначены только для проверки работоспособности динамиков. Это и понятно, иначе в бюджет не уложиться. Итак, в работоспособности динамиков при помощи «комплектных» проводов мы убедились. Настало время открыть новые способности динамиков посредством проводов акустических.
Самое правильное – купить именно акустические провода, если, разумеется, есть где и на что. Дорогие акустические провода в системе начального уровня – роскошь, ничем не оправданная. А вот если найдете недорогие (1 – 2 у.е. за метр), то дело того стоит.
Второй вариант – изготовить или подобрать провода самостоятельно. Правило такое: сечение должно быть в 2 – 4 раза больше сечения «комплектного» провода. Провод должен быть медным, провод должен быть многожильным, в остальном – голь на выдумку хитра.
При замене «комплектных» проводочков на более солидные эффект будет заключаться в появлении ранее не слышимых нюансов в хорошо известной фонограмме. В некоторых случаях эффект сходен с ощущением, вызванным прочисткой ушей. Это при удачном выборе или изготовлении проводов. При неудачном эффект – как будто по ушам «проехали». Короче, дело это тонкое и резервы неисчерпаемы.
Фронтальная акустика В «базовом варианте» (для ВАЗ-2109 с низкой панелью) основное место расположения фронтальных динамиков – передняя дверь. Вариации – нижний передний угол или середина двери выше подлокотника. Крепление динамиков – саморезами к обивке двери. Результат: динамики закреплены не жестко или недостаточно жестко. На повышенной громкости динамики раскачивают обивку двери, слышны призвуки. При работе только фронтальной пары водитель, в основном, слышит звук «своего», левого динамика, пассажир – соответственно, правого. Звук привязан к динамикам.
Как известно, головки в любом случае должны быть закреплены жестко. В самом простом варианте на обивку двери необходимо установить опорное кольцо из фанеры. Наружный диаметр кольца – как у декоративной решетки динамика, внутренний – по диаметру посадочного отверстия, толщина – около 20 мм. Кольцо надо установить с наружной стороны обивки и закрепить с внутренней стороны шурупами через металлические распорки. Распорки разной длины (по месту) можно изготовить из стальных полос шириной 10 мм и толщиной 1 – 2 мм. При таком креплении увеличится жесткость обивки двери. Динамик устанавливается снаружи через резиновую прокладку. Внешнее оформление – по возможностям и усмотрению: от масляной краски до рояльного лака.
Недостаток простейшего способа монтажа динамиков – принудительная ориентация их «лицом к лицу», на одной акустической оси. Так было и в «базовом варианте». Но теперь динамики на большой громкости уже не вибрируют, исчезают призвуки, уменьшается эффект привязки звука к головкам, поскольку отчасти этот эффект как раз и обусловлен призвуками.
Более трудоемким способом установки фронтальной акустики является изготовление подиумов. Описанный ниже вариант изготовления подиумов позволяет сориентировать динамики в пространстве необходимым образом, причем это относится к излучателям диаметром до 200 мм, которые можно установить, не вмешиваясь в ручной привод стеклоподъемников. Доказательство – уже упоминавшаяся система в моей ВАЗ-2109.
Основные детали подиума – опорное кольцо, аналогичное вышеописанному, и «подошва». По форме «подошва» может быть любой при соблюдении простых правил: всей плоскостью «подошва» должна прилегать к плоской части обивки двери, не выходить за ее пределы и не мешать ручке стеклоподъемника.
«Подошву» изготавливают из фанеры толщиной 12 – 20 мм. Приложив ее на свое место к обивке двери, размечают отверстие, совпадающее в отверстием для динамика в обивке. Дальше необходимо определить, как должно быть расположено опорное кольцо по отношению к «подошве», чтобы обеспечить правильную ориентацию динамика. Вопрос об ориентации часто предлагают решить опытным путем. Дело это непростое, поэтому я рекомендую готовое решение, приемлемое для 90% случаев: постараться направить оси динамиков в сторону потолочного плафона освещения, а если точнее – правый динамик – «в голову» водителя, левый – «в голову» пассажира. Для такого варианта положение опорного кольца относительно «подошвы» выйдет таким: кольцо одним краем касается «подошвы», а диаметрально противоположный край максимально удален от «подошвы». Допускается и даже приветствуется, чтобы проекция кольца на плоскость обивки выступала за переднюю часть обивки, то есть, чтобы динамик при закрывании двери «въезжал» в салон, прикрывая кик-панель. При установке головки диаметром больше 165 мм без этой хитрости вообще ничего не получится, уж вы поверьте. В любом случае при такой геометрии увеличивается расстояние до динамиков, кроме того, они оказываются лучше защищены от повреждений.
Выбрав правильное положение кольца, его закрепляют длинными шурупами или деревянными проставками, упрочняют соединение эпоксидной смолой с наполнителем, а зазор заполняют монтажной пеной. Изнутри подиум полезно оклеить тонким поролоном или войлоком, а снаружи – отделать по вкусу и возможностям, это тема отдельная.
Когда подиум закреплен на обивке двери, а динамик – на подиуме, эта фаза работы окончена, можно оценивать эффект. Он не замедлит сказаться: звук «отвяжется» от динамиков, исчезнут призвуки, добавятся низкие частоты, улучшится прозрачность звучания.
В «базовом варианте» на задней полке установлены «блины» 6 х 9. Задняя полка ВАЗ-2108/09 не рассчитана на тяжелые динамики. Со временем полка провисает, с боков появляются щели. Простейший способ усилить полку – прикрепить лист фанеры толщиной 12 – 20 мм на всю поверхность не откидной части полки. Учитывая специфическую характеристику направленности овальных динамиков (широкая диаграмма вдоль малой оси), для выравнивания тылового звучания целесообразно их немного повернуть на плоскости полки так, чтобы малые оси были направлены на слушателя, сидящего с противоположной стороны.
Теперь насчет того, что звук идет сзади. Давайте-ка попросим музыкантов покинуть галерку и занять место на сцене, как положено. Для этого потребуется хирургическое вмешательство в тыловые динамики, чтобы из коаксиальных они стали компонентными. Операция несложная и много времени не займет. С торца магнита, под фирменной наклейкой есть винт, который держит все «хозяйство» в центре коаксиальной системы. Винт аккуратно выворачивается, «хозяйство» снимается, при этом, разумеется, надо отпаять канатики-провода. Теперь на центр диффузора надо наклеить колпачок, чтобы было как у «настоящих» компонентников. Отличная заготовка для колпачка – сферическое дно от алюминиевой пивной банки. Пиво надо выпить, а дно отрезать напильником, сняв фаску с выступающего кольца по периферии донышка. Действовать надо именно в такой последовательности, иначе алюминиевые опилки испортят пиво, а у нас бюджет строгий. После операции по удалению лишнего и пересадки нужного динамик приобретает респектабельный вид, а зазор магнитной системы оказывается защищенным от пыли.
При сборке задней полки с фанерным «усилением» зазор между полкой и фанерой надо заполнить ватой или поролоном, а отверстия под штатные динамики и задние ремни герметично заглушить – здесь главный источник акустического замыкания. Насколько выразительнее зазвучат после такой операции низкие частоты, будет очевидно даже самому скептически настроенному слушателю.
Освободившиеся после «хирургии» узлы СЧ/ВЧ-излучателей тыловых «блинов» не вздумайте выбрасывать. Они устанавливаются на кронштейнах в углах стоек лобового стекла, подключаются, как и было, в параллель с тыловыми динамиками и будут теперь работать фронтальными пищалками.
Эффект от проделанной работы перевернет звук с головы на ноги (только в горизонтальной плоскости). То есть музыканты, кроме разве что бас-гитариста, перейдут вперед. Можно будет, наконец, всерьез говорить о звуковой сцене, которая благодаря вынесенным далеко вперед СЧ/ВЧ-излучателям поднимется и отодвинется вперед. Высоких частот будет в достатке, а значит – отпадет желание их «добавлять», внося лишние искажения.
Поскольку магнитол, динамиков, сочетаний материалов и геометрии узлов неисчислимое множество, можно с уверенностью сказать, сделанная вами по приведенным рекомендациям аудиосистема уникальна, другой, точно такой же, в природе не существует. И все же, некоторые особенности звуковой сцены спрогнозировать можно. До описываемых переделок никаких особенностей не было заметно, поскольку звуковой сцены как таковой не существовало. Теперь она есть, а вместе с ней нередко возникает эффект «черной дыры» в ее центре: звук нормально распределен слева и справа, а в центре – провал. Локализовать этот эффект можно с помощью фонограммы, на которой записана несложная музыкальная композиция с вокальной партией. Послушав ее на домашней аудиосистеме (не обязательно дорогой и сложной), надо запомнить расположение инструментов и вокала. Вокал практически всегда записывается по центру. Если при воспроизведении в машине голос сильно «уедет» от центра, имеет смысл организовать центральный канал в его простейшей форме. В качестве динамиков центрального канала я с успехом использовал ВЧ-излучатели от фронтальной коаксиальной акустики. Операция по «разделению сиамских близнецов» аналогична описанной в рекомендации №4, с той разницей, что центральные колпачки из пивных донышек здесь будут великоваты. Надо подобрать что-нибудь другое. У меня, например, отлично подошли капсулы от «киндер-сюрприза».
Освобожденные из коаксиальной конструкции ВЧ-головки закрепляются на кронштейне зеркала заднего вида. Направление осей пищалок – в сторону «своей» половины лобового стекла. Помимо заполнения «дыры» в центре недавно обретенной звуковой сцены, пищалки центрального канала поднимают звуковую сцену заметно выше уровня приборной панели. Недостатком центрального канала в его простейшей форме надо признать некоторое сужение звуковой сцены, но здесь уж компромисс неизбежен.
Заключение
На переделку звука в своем автомобиле с «базового варианта» на описанный выше у меня ушло полтора года. Почему так много, если все так просто? Да потому что львиная долы времени ушла на эксперименты, ведь здесь я рассказал только о том, что завершилось успешно и что я могу рекомендовать другим. А получилось это далеко не сразу. У вас теперь есть возможность продвинуться дальше. Успехов!