В 1966 году между Советским Союзом и итальянской компанией «Фиат» было подписано соглашении о совместном строительстве автомобильного завода и выпуске на нем модели . Уже через год в Тольятти началось строительство нового предприятия, а в 1970 году в конвейера завода сошли первые машины.

Седан, получивший название ВАЗ-2101 «Жигули», имел типичную для тех лет классическую компоновку, а за время подготовки к серийному выпуску в его конструкцию было внесено множество изменений. Например, в отличие от «Фиата», советский автомобиль оснащали двигателем не с нижним, а с верхним расположением распредвала. Сам мотор объемом 1,2 литра развивал 64 л. с. Кроме того, «Жигули» получили усиленное сцепление, модернизированную четырехступенчатую коробку передач, измененную конструкцию задней зависимой подвески, задние барабанные тормоза вместо дисковых.

В 1974 году началось производство модификации ВАЗ-21011 с 1,3-литровым двигателем мощностью 69 л. с. Также эта версия отличалась формой бамперов, видоизмененными задними фонарями и наличием фонаря заднего хода, рулем и сиденьями другой формы. С 1977 года в Тольятти делали также версию 21013 с перечисленными внешними изменениями, но с прежним мотором объемом 1,2 литра. В небольших количествах, в основном для милиции, выпускался ВАЗ-21016 с 1,5-литровым силовым агрегатом.

В конце семидесятых – начале восьмидесятых «копейка» стоила 6600 рублей. «Жигули» продвались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт под названиями Lada 1200 и Lada 1300. Для рынков Великобритании и некоторых других стран делали и версии с правым рулем.

На базе «копейки» были созданы универсал и седан , а в последующем - серия других моделей «классического» семейства. Производство модификации ВАЗ-2101 продолжалось до 1982 года, версию 21011 делали до 1983 года, а 21013 - до 1988 года. Всего было выпущено 2 710 930 «Жигулей» первой модели.

3.7 / 5 ( 3 votes )

Жизнь автомобиля «ВАЗ 2101» получила начало 19 апреля 1970 г. Тогда производственный конвейер Волжского автозавода выпустил первую партию из шести машин, открыв путь к популярности этого транспортного средства как в СССР, так и за границей. Весь .

История автомобиля

Созданию «2101» предшествовала целая цепь организационно — технических мероприятий, от основания самого завода, до сотрудничества с различными иностранными фирмами и в первую очередь с итальянским заводом FIAT.

Именно FIAT 124, который был признан самым востребованным, должен был стать прообразом нового советского автомобиля. Но в процессе разработки новой концепции и тестирования FIAT 124, было выявлено несоответствие технических характеристик последнего условиям дорог в советском союзе:

  • При интенсивном использовании кузов и слабая подвеска не обеспечивали нужной прочности;
  • Клиренс был занижен и не соответствовал требованию бездорожья;
  • Отсутствовали элементы обеспечивающие буксировку машины при поломке в дороге.

В рамках тесного сотрудничества итальянские инженеры принимали активное участие в разработках новой модели и было осуществлено более восьмисот изменений. Например:

  • Задние колёса получили барабанные тормоза, подходящие для плохих дорог;
  • Полностью изменена конструкция задней подвески;
  • Передняя подвеска была усилена;
  • Усилено сцепление и улучшена работа синхронизаторов коробки передач «2101»;
  • Салон мог становиться спальным, благодаря трансформации кресел;
  • Был установлен новый верхневальный двигатель.

В итоге в новом авто от итальянского остался только внешний вид. Испытания проведённые с первыми шестью машинами показали надёжность и хорошую проходимость, поэтому последующие доработки были небольшими.

2101 — получил официальное название «Жигули» по названию небольших гор за Волгой неподалёку от автозавода, который расположился в городе Тольятти. Народ же дал машине простое, уважительное, запоминающееся имя «единичка». Позднее в 80 годах, на фоне снижения престижности, она получила название «копейка». Годы выпуска: 1970 — 1982. Всего за это время выпущено более 2, 7 млн. экземпляров.

Экстерьер

Экстерьер «копейки» седан в значительной мере соответствовал прототипу «FIAT 124». Сказывалось влияние итальянских дизайнеров. Хорошо проработанные структурные линии, рельеф кузова, изящные черты демонстрировали высокую культуру конструкции направленную на обеспечение комфорта при вождении и эксплуатации.

Один из ведущих испытателей завода Вадим Котляров так выразил свои чувства при тесном знакомстве с «копейкой»:

Сказать, что она произвела на меня впечатление, значит не сказать ничего. Она буквально ошеломляет внешним видом… Общий уровень исполнения был настолько высоким, что напрочь затмевают все мелкие недочёты.

Во внешний дизайн «2101» были привнесены утопленные в двери ручки для предотвращения травмирования, на бамперы установлены буферы «клыки», на левом переднем крыле перед дверью водителя установлено круглое зеркало заднего вида, на решётке радиатора закреплён фирменный логотип.

Подфарники сдвоенные, включают в себя габариты, указатели поворотов. Особенности экстерьера можно рассмотреть на фото модели «2101». В 1974 году завод начал выпускать улучшенную модель. Были устранены буферы бамперов, но установлена сплошная резиновая накладка, применены новые задние фонари, использованы новые элементы отделки.

Размеры автомобиля

Глядя на чертёж «2101», необходимо признать, что габариты, компоновка всех деталей, элементов кузова гармоничны и соответствует классической схеме. Это сказалось на том, что в настоящее время «копейка» является долгожителем, её уважают, почтительно называют «классика».


Размеры ВАЗ-2101

Интерьер

В интерьере машины «2101» сохранился принцип минимализма. Передняя панель представляет металлический каркас под специальным декоративным покрытием. Она включает в себя прямоугольный блок контрольных приборов напротив рулевого колеса. Правее расположились органы управления отоплением, вентиляцией салона:

  • Вентиляционные каналы (дефлекторы);
  • Регулировочные рычаги для управления отопителем.

Рычаги привода воздушной заслонки и крана отопителя обеспечивают необходимый температурный режим микроклимата. Дефлекторы позволяют направлять подаваемый воздух в любом направлении.

Облицовочная рамка приборной панели металлизированная. В её плоскости находятся: ниша для радиоприёмника, вещевой ящик (бардачок), пепельница. Встроенные пепельницы имеют задние двери. Под рулём установлены рычаги поворота, света фар, стеклоочистителя. Рычаги сцепления, газа, тормоза, кнопка омывателя стекла напольного исполнения.

Внутренняя сторона дверей, эргономичные сиденья отделаны качественным кожзаменителем. Кресла оборудованы регулировочными элементами с возможностью трансформирования под спальные места. Хорошо продуманная система отопления, вентиляция салона, режим подачи воздуха, исключающий запотевание стёкол, широкие кресла в достаточном жизненном пространстве, шумоизоляция обеспечивали тот уровень комфорта, при котором водитель и пассажиры чувствовали удовлетворение. Багажник отличается рациональностью и вместительностью.

Тюнинг автомобиля

Тюнинг автомобиля обычно предусматривает доработку, модернизацию, исправление дефектов внешнего вида. Это относится к изменениям в состоянии корпуса машины, салона, ходовой части, двигателя. Обычно работу начинают с замены резины и дисков. Кованые диски самые прочные и надёжные, но дороже литых дисков.

В комплекте с широкой резиной, после реконструкции колёсных ниш, смотрятся они одинаково эффектно, но вопрос цены решать автолюбителю. Дополнительную привлекательность в экстерьер вносит хорошая оптика и подсветка из светодиодов, однако чрезмерное увлечение подсветкой скорее будет свидетельствовать о плохом вкусе.

Можно подумать о замене бампера как самой выдающейся обвески кузова, например на объёмный бампер. Это улучшит аэродинамику, создаст спортивный и вызывающий вид. В салоне можно установить музыкальный центр с сабвуфером, заменить панель приборов. Весомый вклад в интерьер вносит перетяжка обивки салона, создавая особый колорит и улучшая эстетику, обращая внимание на утончённость вкуса владельца.

Кузов «ВАЗ 2101» — первоочередная цель изменений. Здесь можно выбрать два направления:

  • Ретро — для тех, кто с трепетом воспринимает неизменность внешнего облика автомобиля;
  • Инжиниринг — для любителей современных форм в которых можно выразить собственную индивидуальность.

Сюда можно включить:

  • Усиление жесткости кузова, как важной части процесса модернизации, для продления жизни машины и повышения надёжности;
  • Изменение прежнего внешнего вида за счёт установки декоративных элементов, замены бампера, установки спойлера и юбки, аэрографии;
  • Глубокий тюнинг корпуса машины коренным образом меняющий дизайн «2101».

Нередко днище «ВАЗ 2101» нуждается в радикальном восстановлении. Такая работа требует мастерства, хорошего знания конструкции кузова и необходимого набора инструментов: сварочного полуавтомата для сварки в углекислотной среде, болгарки с набором отрезных и зачистных кругов, дрели, домкрата, деревянных колодок, струбцин, гаечных ключей, различных зубил, плоскогубцев, материалов для покраски.

Тюнинг салона «ВАЗ 2101» — находка для самобытного автомобильного дизайнера. Предоставляется обширное поле для самовыражения в гамме отделочных материалов высокого качества, например: покрытие сидений чехлами из натуральной кожи со спец.пропиткой, применение синтетической ткани «алькантара» со свойствами замша, устойчивой к воздействиям различного рода. Такая отделка придаст интерьеру изысканность.

Революционные изменения могут быть направлены на:

  • Гармоничный подбор расцветок;
  • Реконструкцию водительского места, приборной панели (установка выразительных приборных шкал с яркой, но не ослепляющей подсветкой);
  • Замену передних сидений на современные кресла с широким набором регулировок, атрибутами подогрева и проветривания;
  • Придание задним сиденьям анатомических форм;
  • Монтаж климат — контроля;
  • Монтаж в багажник «ВАЗ 2101» сабвуфера;
  • Замену механических подъёмников стёкол на электроподъёмники.

Если воплощённые в тюнинг усилия, время, средства принесли радость автолюбителю и окружающим, то такие затраты можно считать успешным вложением в стоящее дело.

Двигатель «ВАЗ 2101» подвергается тюнингу в том случае, если стоит цель повысить его мощность.

Приведённый здесь способ не включает кардинальных изменений мотора.

Он предусматривает:

  • Замену стандартного воздушного фильтра на «нулевик», что по мнению специалистов содействует росту мощности на 3 — 5 л/с. Некоторые утверждают, что такая замена оправдана только под изменённый «спортивный» двигатель;
  • Установку прямоточного глушителя;
  • Снятие шероховатостей в коллекторе, полировку каналов головки блока цилиндров, что увеличивает мощность мотора на 5 — 8 л/с;
  • Установку турбированного компрессора.

Технические характеристики

Двигатель «2101» — родоначальника для всех моделей — карбюраторный. Распредвал имеет верхнее расположение. Привод механизма газораспределения цепной. Ресурс мотора более 18 тысяч километров. Собранный двигатель совместно со сцеплением и КПП крепится к передней и задней поперечинам через три амортизационные опоры. Сцепление сухое постоянно замкнутое, однодисковое. Подвеска независимая с пружиной и амортизатором телескопического типа.

Технические характеристики
Силовой агрегат
Модель двигателя 2101
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 76х66
Рабочий объем, л 1,2
Степень сжатия 8,5
Номинальная мощность, л/с 58,7
Максимальный крутящий момент, кгс/м 8,7
Порядок работы цилиндров 1–3–4–2
Трансмиссия
Сцепление однодисковое с центральной нажимной пружиной
КПП ВАЗ 2101 механическая, трехходовая, четырехступенчатая
Карданная передача два вала с промежуточной эластичной опорой
Главная передача коническая, гипоидная
Ходовая часть
Подвеска передних колес независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска задних колес зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами
Колеса дисковые штампованные
Рулевое управление
Редуктор рулевого механизма глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
передаточное число 16,4
Рулевой привод трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового рычага и поворотных рычагов
Тормозная система
Передние тормоза дисковые
Задние тормоза барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов
Привод рабочих тормозов ножной гидравлический, двухконтурный
Стояночный тормоз ручной, с тросовым приводом на колодки задних тормозов
Эксплуатационные данные
Объем бензобака «ВАЗ 2101», л 39
Расход топлива «2101» в городе 9.4 л/100 км
Расход топлива на шоссе 6.9 л/100 км
Время разгона (0-100 км/ч) 22 сек.
Клиренс, мм 170
Снаряженная масса автомобиля 955 кг
Размер шин 155 SR13
Радиус поворота, м 5.6
Масса снаряженная, кг 1355

Модификации

  • 2101 Базовая модель. Четыре двери. «Седан». В очень малом количестве выпускался как «лимузин» и «пикап».Мощность 58,7 л/с.
  • 2102 — «Универсал». Выпуск с 1971г. по 1985г. Для перевозки грузов и пассажиров. Пружины и амортизаторы подвески усилены.Заднее сиденье откидное для увеличения багажного отделения. Низкий уровень наружной стенки багажника облегчил погрузку и загрузку. Мощность 62 л/с.
  • 2103 — интерпретация «копейки». 1972г. — 2005г (Экспортный вариант «Лада 1500»).Салон и багажник «люкс». Мощность 77 л/с.
  • 2105 — Модель положила начало вазовским машинам второго поколения. Модернизирован экстерьер и интерьер. Впервые привод ГРМ ременной. Обогрев заднего окна и обдув стёкол дверей. КПП пятиступенчатая. 1983г. — 2010г. 75 л/с.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Относительный внутренний комфорт;
  • Хороший обогрев в зимнее время;
  • Хорошая вентиляция, шумоизоляция,
  • Беспроблемный запуск двигателя на холоде;
  • Экономичная, дешёвая, простая в ремонте;
  • Просторный салон, вместительный багажник.
  • Плавность хода, хорошая динамика.

Минусы машины

  • Неудачная эргономика сидений;
  • Отсутствие активной безопасности;
  • Ограниченный ресурс до кап.ремонта;
  • Нет гидроусилителя;
  • Малая средняя скорость;
  • Невысокая антикоррозийная защита;
  • Недостаточная жёсткость корпуса автомобиля;
  • Низкий ресурс распределительного вала.

"Жигули" ВАЗ-2101 - малолитражный советский автомобиль, первая модель, созданная по лицензии итальянского концерна "Фиат" на базе модели Fiat 124. Машина выпускалась с 1971 по 1982 год, всего было собрано 2 миллиона 700 тысяч единиц, и, таким образом, автомобиль может по праву считаться народным. При этом стоимость машины вполне соответствовала ее статусу. Базовая "Копейка" ВАЗ-2101, как ее прозвали автомобилисты, положила начало целому семейству моделей ВАЗ, это универсал 2102, улучшенная ВАЗ-2103, модернизированная 2106, модели 2105 и 2107. Все они собирались на шасси 2101 с использованием параметров и характеристик проверенной "Копейки".

Соглашение с итальянским автомобильным концерном

В августе 1966 года в Московском управлении Внешторга был подписан лицензионный контракт с итальянской фирмой "Фиат" о сотрудничестве в сфере производства легковых автомобилей. По условиям договора утверждался проект по строительству завода на территории СССР для выпуска трех моделей-прототипов Fiat 124: ВАЗ-2101 (седан), ВАЗ-2102 (универсал) и автомобиль класса люкс - ВАЗ-2103.

"Фиат 124" и российские дороги

Когда итальянский Fiat 124 вывели на российские дороги для тестирования по ряду параметров, результаты были неутешительными. Машина категорически не могла эксплуатироваться в условиях бездорожья СССР.

Главные проблемы заключались в недостаточной прочности коробчатого кузова, сделанного из тонкого металла, неэффективности задних дисковых тормозов и низком клиренсе. Кузов просто расклеивался при движении по выбоинам и ухабам, его конструкция была рассчитана на максимально широкие оконные проемы переднего и заднего стекла, тонкие стойки не выдерживали "скручивающих" нагрузок. Задние тормоза просто не работали, а низкая осадка машины была причиной ударов о грунт поддоном картера и выступающими элементами передней подвески.

В результате испытаний будущая модель ВАЗ-2101, характеристики которой нуждались в доработке, получила задние тормоза барабанного типа, дорожный просвет был увеличен на 30 миллиметров, а кузов, вместо точечной сварки, проваривался теперь полностью по всем соединениям. Кроме того, распределительный вал двигателя перенесли снизу наверх, это было сделано для удобства советских владельцев автомобиля, которые привыкли самостоятельно регулировать зазоры клапанов. Процесс был несложным, снимался воздушный фильтр с карбюратора, и крышка распредвала становилась полностью доступной. Нужно было открутить восемь гаек, прижимающих ее к блоку цилиндров. После снятия крышки прокручивался по определенной схеме, в нужном порядке, с таким расчетом, чтобы поочередно освобождались клапаны. Каждый клапан проверялся на предмет зазора между его хвостовиком и коромыслом. При необходимости зазор уменьшался или увеличивался. После того, как были проверены зазоры на всех клапанах, крышка закрывалась, устанавливался обратно воздушный фильтр, и машина была готова к дальнейшей эксплуатации.

Первые шесть экземпляров модели ВАЗ-2101, фото которой представлены в статье,собрали в апреле 1970 года, конвейер опробовали в августе, а на заданную, но не полную мощность, сборочный цех вышел в следующем, 1971 году. Тогда было выпущено 172 176 автомобилей. В 1972-м с конвейера сошло уже 379 008 машин, а в полную силу завод заработал в 1974 году. По ходу производства модель совершенствовалась, отрабатывались покрасочные технологии, подбирались лучшие материалы для полной шумоизоляции и повышения общего уровня комфорта.

Индексация

Для индексации автомобилей, выпускаемых на автозаводе в Тольятти, было решено применить нормативы учета в соответствии с отраслевым документом министерства автомобильной промышленности - ОН 025270-66, в котором содержался регламент классификации автотранспорта.

Согласно предписанию, каждой новой модели должен быть присвоен четырехзначный индекс, первые две цифры которого - обозначение класса машины и ее предназначение. Две следующие цифры - это модель. Каждой модификации автомобиля присваивается дополнительная, пятая цифра, порядковый номер. Эксплуатация ВАЗ-2101 во многом зависела от цифр индекса, поскольку машины распределялись по климатическим поясам. Шестая цифра индекса обозначает климатическую привязку: 1 - для климата холодного, 6 - экспортный автомобиль для умеренных условий, 7 - экспортный вариант для тропиков, 8 и 9 - резервные позиции для прочих экспортных модификаций. Отдельные машины обозначаются как переходные, цифровыми комбинациями - 01, 02, 03, 04 и так далее. Как правило, цифровой набор предваряет буквенное обозначение, определяющее завод, который на постоянной основе производит данную модель автомобиля.

Силовая установка

Модель ВАЗ-2101 оснащалась высокооборотистым бензиновым двигателем, мощностью 64 л. с., с объемом цилиндров 1300 куб. см. Конструкция повторяла основные параметры широко распространенных рядных, четырехцилиндровых моторов. ГРМ состоял из приводной шестерни, натяжного механизма, распредвала и кулачков, приводящих в движение клапаны. Смазку обеспечивал насос, прогоняющий масло под давлением по всей системе двигателя. Охлаждение осуществлялось с помощью незамерзающей жидкости типа "Тосол", циркулирующей по замкнутому контуру с прохождением через радиатор. Горючая смесь подавалась однокамерным диффузорным Зажигание обеспечивал контактный прерыватель роторного типа, связанный с приводом В целом, двигатель был надежным силовым агрегатом, экономичным и недорогим в обслуживании.

Трансмиссия

На ВАЗ2101 устанавливалась механическая 4-ступенчатая коробка передач со следующими передаточными числами:

  • 3,75 - первая передача;
  • 2,30 - вторая передача;
  • 1,49 - третья передача;
  • 1,00 - четвертая (прямая) передача;
  • 3,87 - передача заднего хода;
  • шестерни переднего хода - косозубого профиля, зацепление постоянное;
  • шестерни заднего хода - прямые;
  • синхронизаторы - на всех передачах, кроме задней;
  • управление переключением - напольный рычаг;

Передача вращения на задние колеса

Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался только в заднеприводном варианте. Крутящий момент передавался через карданный вал с интегрированной опорой. Крестовина с была промежуточным звеном между карданом и фланцем планетарного механизма. Посредством дифференциала вращение передавалось на две полуоси заднего моста, связанные с на которые с помощью четырех болтов крепились колеса.

Тормозная система

Центральная гидравлика, стальные трубопроводы, дисковые суппорты на передних колесах и барабаны на задних. Такова тормозная система ВАЗ-2101, эффективная и конструктивно надежная. Передние тормоза дисковые невентилируемые, чугунная конструкция, совмещенная со ступицей, обеспечивала пробег без замены с ресурсом 60 тысяч километров. Суппорт переднего тормоза состоял из двух цилиндров, с самовозвращающимися поршнями, которые под действием гидравлики давили на тормозные колодки, прижимая их к диску с двух сторон.

Задние тормоза ВАЗ-2101, барабанные, саморегулирующиеся, состояли из двух колодок, тормозных цилиндров и непосредственно барабана, на который монтируются колеса. К тормозным механизмам задних колес подводился эксцентрик стояночного тормоза, который был соединен посредством гибкого троса с рычагом-натяжителем, установленным в салоне, между передними сиденьями.

Ходовая часть

Передняя подвеска ВАЗ-2101, независимая, состоит из двух штампованных рычагов, смонтированных на передней балке с помощью сайлент-блоков. Верхний и нижний рычаги соединяются с поворотной цапфой шаровыми опорами. Левую и правую рычажную пару объединяет специальная профилированная штанга поперечной устойчивости, продетая в Назначение этого устройства заключается в поглощении колебаний передней подвески.

Автомобиля ВАЗ-2101, маятниковая, состоит из рычагов, соединяющих кузов и кронштейны заднего моста по принципу шарнирного взаимодействия. Также задний мост и кузов соединяет балка поперечной устойчивости, не позволяющая колесам перемещаться в горизонтальной плоскости относительно кузова.

Как передняя, так и задняя подвеска подкреплены стальными витыми спиралями, совмещенными с гидравлическими амортизаторами.

Стоимость ВАЗ-2101

Большинство машин, сошедших с конвейера в Тольятти, уже несколько раз прошли капитальный ремонт. Слабое место ВАЗ-2101, фото подтверждают это, передние крылья, которые подвержены сквозной коррозии в местах над колесной аркой, а также пороги, которые плохо защищены от попадания внутрь воды и грязи. И тем не менее, в целом надежный автомобиль все еще продается и покупается. ВАЗ-2101, цена на который колеблется в определенных пределах, можно приобрести с рук или в автосалоне по продаже подержанных машин. Некоторые ухоженные экземпляры, с раритетными признаками, могут стоить достаточно дорого, их покупают преимущественно для коллекции, а не для разъездов. Старый автомобиль марки ВАЗ-2101, требующий ремонта, стоит примерно 20 тысяч рублей. Машины на ходу, в хорошем состоянии, оцениваются дороже, в диапазоне 30-80 тысяч рублей, а раритетные, с безупречным салоном, бесшумным двигателем и сверкающим экстерьером поднимаются в цене до 150 000 рублей, а иногда и выше.

В советском автопроме самым известным и популярным флагманом считаются «Жигули». Транспорт имеет и выпускался вплоть до 2012 года. В периоде всего существования он был не единожды улучшен и модернизирован. История ВАЗ-2101 включает в себя много событий: менялся дизайн, корректировалась техническая сторона и менялась сама концепция автомобиля.

Сотрудничество с Fiat

Самая известная и первая в своём роде модель - это ВАЗ-2101, что была произведена на Волжском автомобильном заводе. В своё время этот флагман стал возможным благодаря соглашению с из Италии - Fiat. Нашу страну представлял «Внешторг», имеющий в своём распоряжении мощности для производства легковых транспортных средств. Этот контракт был заключён в 1966 году и ознаменовался постройкой завода для производства отечественных флагманов.

Согласно первоначальному плану, требовалось организовать выпуск нескольких моделей транспорта ВАЗ-2101. Один из них должен был иметь в своей комплектации кузов от седана и нормальный тип технической оснастки. Вторая же «копейка» имела характерные черты от универсала, которые дополняла комплектация люкс-класса. Первым прототипом такого модельного ряда стал флагман Fiat 124, который стал лучшим брендом за весь год. Он станет основой для автомобиля ВАЗ-2101.

Почему Fiat 124 не подошёл

Во время периода глобального тестирования флагмана, что было необходимо для обеспечения развития собственной марки транспорта, производителями был обнаружено ряд серьёзных недостатков. Они требовали срочного решения, чтобы машина могла называться ВАЗ-2101. Главной проблемой было то, что флагман не подойдёт для отечественных дорог, так как обладал слишком низким дорожным просветом и не предусматривал буксирной проушины.

Это делало модификацию неприспособленной для бездорожья, что крайне часто встречалось на наших территориях. Дополнял эту проблему достаточно слабый корпус, который быстро изнашивался и не предназначался для длительной эксплуатации. К тому же наш народ любит активный отдых, поэтому производство автомобиля должно ориентироваться на выносливость флагмана.

Как ВАЗ-2101 обогнал Fiat 124

Чтобы усовершенствовать флагман ВАЗ-2101, была доделана система активного заднего тормоза, а также улучшена подвеска переднего моста, которая косвенно отличалась от предшественников. Подверглась изменениям , которая получила более удобное управление. Происходил активный выпуск новых модификаций, которые всё больше уходили от оригинального Fiat.

В общей сложности модернизаций получилось более 800, которые сделали «копейку» одной из лучших. Она смогла полностью соответствовать требованиям дорожного покрытия в России и обладала высоким удобством для активных пользователей. Выпуск этих машин получил признание от международных экспертов.

Фабричный выпуск ВАЗ-2101

В 1970 году с конвейера сошли первые шесть автомобилей, а именно 19 апреля считается днём рождения марки «Жигули». Разнообразие цветов тогда было представлено только красным и синим цветами. На практическом тесте такие машины показали отличные результаты, поэтому даже не поддавались доработкам. Уже в 1970 году завод по их выпуску заработал на полную мощность. Так, за год работы было произведено 21530 единиц транспорта.

Особенности классификации

Среди особенностей «Жигулей» выделяется то, что автомобиль получил специальный документ ОН 025370-66. Эта нормаль регламентировала принцип классификации и обозначения технического состава.

Таким образом, все выпускаемые модели обзавелись четырёхзначным номером. Первые две цифры давали информацию о классе модификации, а следующие две - данные о её модели. На практике использовалась и пятая цифра, которая показывала, что эта машина является модификацией. Могла быть и шестая - предназначение для экспорта, определяла климатические условия.

Период модификаций

За весь период выпуска автомобиля было выпущено большое количество единиц транспорта. Среди модификаций были флагманы, предназначенные исключительно для заводов, а также особые машины вроде производства лимузинов. Долгое время они продавались за границу.

Среди транспорта особой популярностью пользовалась первая машина - «копейка». Это было удачным решением в плане технического оборудования, что подтверждают и отзывы пользователей. Поэтому эта машина стала основой для последующих модификаций. Выпуск модификаций ВАЗ-2101 позволил удовлетворить запросы большего количества покупателей.

Первой моделью, которая подверглась изменениям, является ВАЗ-21011. Главным её отличием был двигатель. Транспорт получил , а также объём, который составил 1,3 литра. Дизайн автомобиля также перенёс модификации. Теперь и охлаждение радиатора происходило через улучшенную систему вентиляции. Для этого добавилось несколько прорезей и изменилась форма самой решётки. Позже было решено добавить новые задние фары.

Пополнение модельного ряда

Вскоре произошёл выпуск модели 21013, которая получила менее мощный мотор, что до этого использовался в оригинальной «копейке». Он обладал объёмом в 1,2 литра. Все остальные изменения были поставлены от новых моделей. Покупатели двояко отнеслись к таким изменениям.

Lada 1200

Эта модель «Жигулей» активно выпускалась для нужд экспорта. Тогда она производилась под названием Lada 1200 и была распространена на всех просторах СССР. Общее количество выпуска таких машин составило 57000. Немного позже автомобиль был положительно воспринят более далёкими странами, поэтому активно экспортировался для продажи.

Поскольку «Жигули» были известны и в далёком зарубежье, то была выпущена отдельная модификация ВАЗ-21014 и 21012. Для них было характерным выполнение руля на правой стороне, что соответствовало нормам в некоторых государствах. На правом колесе транспорта располагалась более сильная пружинная подвеска. Это было обусловлено нестандартным распределением веса из-за смещения элементов управления модификации. Выпуск таких машин продолжался до 1982 года.

Производство пикапа

Поскольку во времена Союза практиковалось использование даже отходов, чтобы ничего не пропадало зря, бракованные флагманы активно применялись в переработку. Заводы их переделывали в небольшие пикапы, которые использовались на территории производства. На практике полностью срезалась вся задняя часть от крыши транспорта, поэтому она заканчивалась уже после передних сидений. Устанавливалась задняя стенка, которая создавал компактную кабину.

Задние двери автомобиля было решено заваривать, чтобы увеличить грузоподъёмность пикапа. Таким образом, новая модель могла работать с весом в 300 кг. Такую вариацию не пускали в производство, но некоторые автолюбители специально так переделывали свои машины.

Как ни странно, классическая «копейка» также была модифицирована в удлинённую модель. Она активно использовалась на территории Кубы, где применялась в сфере перевозок для такси. Исходя из неблагоприятного состояния тех дорог, «Жигули» могли без проблем справиться с поставленными задачами.

Создание эмблемы

Поскольку требовалось выделить машину и сделать её узнаваемой, был создан оригинальный логотип. За время существования бренда он был переделан три раза. Среди них выделялась ладья серебряного цвета, плывущая на рубиновом фоне. Она была положительно воспринята покупателями и находилась на транспорте вплоть до 1971 года.

Правда, вскоре логотип было решено изменить, ведь на нём находилось название города Тольятти, что не было востребованным в связи с ростом бренда. Также позже убрали надпись на машине, чтобы скрыть от посторонних глаз расположение стратегического объекта.

Среди вариантов ВАЗ-2101 история создания «перевёрнутого» логотипа также заслуживает особого внимания. Производители изменили положение буквы «Я», заменив её на R. Причиной тому стал заказ в Италии, где компания-производитель логотипа допустила ошибку в написании буквы для -2101. В широкое производство такие эмблемы не пошли, их разобрали сотрудники в качестве сувениров. Всего их было 30 штук, и достать их сегодня крайне трудно.

Большого внимания заслуживает сумка с инструментами, которая поставлялась с оригинальной машиной. В ней даже присутствовала спусковая рукоять. За рубежом это вызвало бы шок, но инструкция указывала, что инструмент предназначался исключительно для запуска транспортного средства зимой.

Модель ВАЗ-21011 была единственной, обладающей подвесной педалью. До этого все автомобили имели только напольные варианты. Их дополняла установка кнопки стеклоомывателя, которая также находилась на полу. Всё последующее время она располагалась на приборной панели.

Обязательным условием машины ВАЗ-2101 также было использование отечественных деталей для производства моделей «Жигулей». Правда, в некоторых «копейках» не раз были обнаружены запчасти от Weber вроде амортизаторов . Они были несколько мощнее наших аналогов, а свечи зажигания работали более эффективно.

Общая оценка автомобиля

У специалистов сложилось положительное мнение о качестве транспортного средства ВАЗ-2101. В советском автопроме производство «Жигулей» стало настоящим прорывом для заводов, которое подняло все технологии на новый уровень. Этот флагман отлично показал себя при вождении как для опытных водителей, так и для новичков, которые только обзавелись правами на транспорт.

Отечественные водители впервые столкнулись с машиной, которая могла работать достаточно тихо, обладала топлива, а также хорошо обогревала салон в холодное время года. Конечно, эти преимущества были бы невозможными без заимствования технических новинок у итальянских коллег. Выпуск таких машин позволил многого добиться для «копейки».

Водителей очень привлекала возможность, при которой в зимний период машина ВАЗ-2101 могла без проблем завестись. Раньше для этого тратилось много времени, используя паяльную лампу, а также горячую воду в ведре, но «копейка» могла начать активную работу даже без использования стартёра. Это было возможным при работе Weber 32 DCR - карбюратора от Fiat на две камеры. Чуть позже они активно продавались в СССР под названием их модификации ДААЗ-2101.

Появление «копейки» стало успехом для всего Союза. В то время нужно было продемонстрировать возможности отечественного производства и также доказать его значимость. Именно выпуск этой линейки автомобилей сделал бренд известным на весь мир. И по сегодняшнее время эти машины активно присутствуют на наших дорогах.

Сегодня автомобильные компании делают большую ставку на современные технологии. Они используют всё новые решения, чтобы упростить работу водителя. Но многие забыли о качестве сборки, которым известны «Жигули». По этой причине многие люди до сих пор используют старые и проверенные «копейки».

Выбор пал на FIAT в основном по политическим причинам: коммунистическая партия СССР поддерживала партии других капиталистических развитых стран,особенно Италию и Францию.Руководителям иностранных коммунистических партий нужны были новые рабочие места,и строительство завода в г.Тольятти решало их проблемы.Итальянские специалисты и строители построили завод,обеспечили всей необходимой документацией.Проводили консультальции с инженерами ВАЗа и учавствовали в разработках новых моделей. Первая партия логотипов была также произведена в Италии,что повысило интерес у коллекционеров.

Прототипом ВАЗ 2101 стал автомобиль FIAT 124 модели 1966 года с двигателем 1,2 литра и отделкой салона начального уровня.В 1965 году им был завоеван титул "автомобиль года".

3 января 1967 года строительство Волжского автомобильного завода было обьявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.Тысячи людей были направлены на строительство,в основном это была молодёжь. А 27 января того же года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха.

С 1969 года стали формироваться трудовые коллективы,продолжался монтаж оборудования,производимого на 844 отечественных заводах и 900 заводах содружества,фирмами Италии,ФРГ,Англии,США,Франции и других стран.

1 марта 1970 года десять первых кузовов вышли из сварочного цеха,а 19 авпреля с главного конвейера вышли первые 6 автомобилей ВАЗ 2101.Автомобиль и его модификации получили имя "Жигули" ,по названию гор недалеко от Тольятти.
"Жигули" были очень похожи на Фиат 124,но это было только с виду.
Автомобили были собраны из полностью локализованных деталей, без поставок с Фиата. Но часть деталей была произведена не в СССР,а в других социалистических странах. Например в Польше в 1967 году уже выпускался очень похожий на "Жигули" Polski Fiat 125P, он мог нести латинскую символику,что и послужило причиной появления легенды о "фиатовских копейках".
Позже на польские Фиаты стали поставляться детали из СССР, например утопленные ручки дверей.
Конструкция ФИАТа претерпела множество изменений,прежде чем стать "Жигулями". Ещё на ранних стадиях испытаний было понятно,что Фиат не для наших дорог. Кузов его был очень слаб, его пришлось усиливать, как и подвеску.
Был увеличен дорожный просвет со 164 до 175 мм, задние дисковые тормоза заменили на барабанные, более долговечные и защищённые от воздействий песка и грязи. Как свидетельствовали испытатели, задних колодок хватало на 500-600 км по плохой дороге,они просто стирались до металла. Ручки дверей сделали утопленными,что сделало их травмобезоасными,снаружи появилось зеркало заднего вида.

Распредвал перекочевал снизу наверх, увеличилось расстояние между цилиндрами, сохранив рабочий обьём двигателя 1,2 литра, увеличили диаметр цилиндров с 73 до 76 мм при мощности в 64 л.с..
В трансмиссии увеличили диаметр диска сцепления со 182 до 200 мм. Трёхрычажная подвеска сменена на пятиштанговую. Вместо двух поддомкратников по бортам, стало четыре.
В переднем бампере появилось отверстие под "кривой" стартер,появились клыки и буксирные проушины. Сидения в отличии от фиатовских стали раскладываться. Всего было внесено более 800 изменений, что заметно усилило конструкцию, и утяжелило на 90 кг, с 855 до 945 кг.

Основную массу доработок производили итальянские специалисты, при участии советских, что позволило перенять опыт и использовать при последующих разработках.

28 октября 1970 в Москву был отправлен первый эшелон с "Жигулями". При расчетном строительстве в 6 лет, завод был запущен на 3 года раньше.

24 марта 1971 года Государственная Комиссия приняла первую очередь в эксплуатацию, которая будет выпускать 220.000 автомобилей в год.

В 1971 году начат экспорт "Жигулей" в Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Югославию и ГДР. Несколько позже в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию, Египет, Великобританию, Нигерию.
В связи с разноязычностью покупателей название "Жигули" было изменено на "ЛАДА"/"LADA".

22 декабря 1973 завод был принят официально Государственной комиссией на отлично после выпуска миллионного автомобиля марки ВАЗ, и указом президиумома Верховного Совета СССР был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 70-х годах "Жигули" были самым комфортабельным и надёжным из советских автомобилей. Иметь "Жигули" было престижно, это говорило о благополучности и достатке в семье. Для большей части мужского наеления это была мечта. Иностранные корни ещё больше привлекали покупателей ВАЗ 2101. Но всё же вначале немного побаивались "Жигулей", из-за недостаточного опыта в обслуживании.

Бывалые автомобилисты уверенно говорили, что "Жигули" не для наших дорог, но позже оказалось что сделаны они не только для наших дорог, но и для нашего бездорожья.

Появились гарантия и сервис! Среди положительных особенностей "Жигулей" были: малый обьём работ по обслуживанию, удивлением водителей было то, что зимой на ночь не надо сливать воду, они впервые узнали вкус антифриза и получили колёса на круглый год. Также "Жигули" отличали плавность хода, хорошая динамика и управляемость, что позволило обогнать "Москвичи" и "Волги" навсегда. Салон был комфортным, отопитель салона работал на отлично. Ещё радовало то,что в СССР научились делать арматуру и качественный крепёж,после покупки "Жигули" не нужно было протягивать. Качество сборки в начале производства было на высоте, но в последующие годы ухудшилось, не только на ВАЗе, но и в отрасли в целом.

В 1974 году была выпущена обновлённая версия "Жигулей" - ВАЗ 21011, с двигателем 1,3 литра и мощностью 69 л.с.

За 13 лет производства было выпущенно около 3 млн. автомобилей ВАЗ 2101. Выпуск ВАЗ 21011 прекращён в 1981 г., 2101 в 82 г.,в дальнейшем производили только модификацию ВАЗ 21013.

ВАЗ 2101 и спорт.

В начале 1971 года была выпущена гоночная модификация "Жигулей", она учавствовала в европейском ралли "ТУР ЕВРОПЫ - 71", где наша команда выиграла серебрянный кубок. При участии в последующих соревнованиях "ТУР ЕВРОПЫ - 73" советские спортсмены завоевали золото и серебро.

В шоссейно-кольцевых гонках "Копейка" впервые приняла участие в 1972 году в чемпионате СССР. В те времена ещё никто не умел форсировать двигатели ВАЗ, и на трассах имели преимущество "Москвичи". Но со временем секрет форсировки "Жигулей" был разгадан, гонщики научились готовить свои ВАЗы, и команды АЗЛК уже не смогли противостоять "копейкам" и отстали навсегда.

На гонках "Кубка Дружбы социалистических стран" дела обстояли не совсем хорошо. Три чехословацких гонщика побеждали в любых гонках на своих заводских Skoda 130 RS, лишь меняясь местами в тройке призёров. Мощные и лёгкие Шкоды были созданы специально для кольца. Вскоре они переключились на другие европейские соревнования,и их место заняли другие спортсмены из Чехословакии, на наших Ладах. Много крови попили они у наших гонщиков, но всё таки побеждать их можно было, это было доказано не один раз советскими спортсменами.

Интересно,что заводским гонщикам приходилось частенько делиться медалями с "одиночками" из других городов. Они состовляли сильную конкуренцию на гонках. А всё потому, что не было в СССР профессионального спорта, им можно было заниматься лишь отстояв смену у станка. И спортивные секции ВАЗ были не подразделениями завода, а всего лишь клубами автолюбителей, а бесценный опыт доработок очень редко воплощался в улучшении конструкции серийных автомобилей.

Что же представлял собой тюнинговый ВАЗ 2101 в начале 70-х?

Наши автомобилисты умели договариваться с руководителями разных крупных фирм, которые имели выход за границу. Нам привозили усиленные и доработанные распредвалы специально для соревнований. Привозили из разных стран, всё конечно было нелегально, и поэтому тюнинг "Жигулей" был очень дорогим. Кому то привозили распредвалы, они меняли на жёсткую подвеску, те в свою очередь меняли на другие детали, более усиленные. Резина была из "космоса", т.е. недоступна, записывались в очередь за несколько месяцев.

Некоторые "Кулибины" делали распредвалы по своей технологии, меняли, продавали. Также делали самодельные магниевые диски, в Европе это было очень дорогим удовольствием.

Только в наше время тюнинговые запчасти стали общедоступными,и мы можем подобрать любую деталь под свои параметры. Спасибо скажем тем людям, кто в начале 70-х годов не побоялись добиваться от своих "копеек" более улучшенных характеристик, это были советские спортсмены и энтузиасты!!!

Посмотрите ролик про копейку!