Ярославский моторный завод среди отечественных производителей автотракторных дизельных двигателей уже более 60 лет является лидером в формировании необходимых требований к моторным маслам.
1940 год ознаменовался выходом двигателя ЯАЗ-204, и именно тогда потребовалось выпустить на рынок совершенно новый продукт, так как грузовые автомобили с новым двигателем ЯАЗ-204, даже на самых лучших маслах без присадок, не успевали наработать и 160 часов! Они выходили из строя после 100-150 часов работы. Закоксовывание поршневых колец или полная потеря подвижности - вот что являлось остановкой двигателя. Содержащаяся в топливе сера, а также продукты окисления и полимеризации, образовавшиеся из масла вследствие воздействия на него высоких температур, прочно закоксовывают поршневые кольца в канавках.
Стоит разобраться в том, какие масла образуют прочные масляные плёнки и препятствуют закоксовыванию поршневых колец, не образуют смолистых отложений, мешают образованию отложений в выхлопной системе, а также исключают нагар на свечах и обладают превосходными антикоррозионными и противоизносными свойствами. Например, синтетические масла - они прекрасно адаптированы к новым видам топлива и экологически безопасны.
К концу 50-х годов Ярославский моторный завод выпускает два дизельных двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Для этих двигателей понадобились масла с более эффективными присадками. Впоследствии каждый новый выпуск дизельных двигателей ЯМЗ вызывал необходимость в повышении уровня эксплуатационных свойств моторных масел, применяемых в этих двигателях.
На сегодняшний день у ЯМЗ существует стандарт РД 37.319.034-97, где прописаны все требования к физико-химическим и эксплуатационным свойствам моторных масел, применяемых на двигателях ЯМЗ. Подобный стандарт устанавливает порядок допуска моторных масел к двигателям ЯМЗ. Для этого документа также дополнительно прописаны комплексы методов испытаний моторных масел, которым подвергают масла различных групп.
По классификации моторных масел (API- Американский институт нефти) - четыре группы масел ЯМЗ соответствуют следующим четырём классам:
- Группа моторных масел ЯМЗ-1-97 с классом CC для высокофорсированных двигателей, работающих в тяжёлых условиях, без наддува или с наддувом умеренным.
- Группа моторных масел ЯМЗ-2-97 с классом CD – это группа масел, предназначенная для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и максимальной мощностью мотора. Двигатели такого типа работают при высоком давлении и большой скорости, поэтому им требуются повышенные противоизносные присадки со свойствами предотвращения образования нагара.
- Группа моторных масел ЯМЗ-3-02 с классом CF ,соответствующая экологическим требованиям Euro-1, применяется во внедорожной технике, двигателях с разделительным впрыском, а также в двигателях, работающих на топливе с содержанием серы более 0,5%. Группа масел класса CF заменяет масла класса CD .
- Группа моторных масел ЯМЗ-4-02 с классом CG - 4 применяется на двигателях быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Эта группа моторных масел для дизельных двигателей с наддувом соответствует экологическим требованиям Euro-2. Масла группы CG-4 заменяют масла CD , СЕ и CF-4 категорий.
Согласно российской классификации моторных масел ГОСТ 17479.1-85 (по назначению и уровню эксплуатационных свойств), применяемой в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, судовой, дорожной и другой технике, три первые группы эквивалентны Г2, Д2 и Е2.
По ГОСТу 17479.1-85 на двигателях ЯМЗ применяют зимние, летние и всесезонные масла, классы вязкости моторных масел 8, 10 и 5з/10, 5з/14, 6з/14.
Зимнее масло, соответствующее классу вязкости 8, применяется в диапазоне температуры окружающего воздуха от -15 до +10°С.
Летнее масло класса 10 применяется в диапазоне +5…+35°С; всесезонные масла в диапазонах -25…+35, -25…+40, -20…+40°С, соответственно.
Испытания Ярославского моторного завода на соответствие группе моторных масел ЯМЗ-1-97 успешно проходит и отечественное масло М-6з/10В. Оно отличается своей универсальностью, так как предназначено для всесезонного применения в дизельных и бензиновых двигателях. Чаще всего его используют владельцы смешанного парка машин и автохозяйства.
Такие масла, как М-8ДМ и М-10ДМ, проходящие испытания по ГОСТ 8581-78, применяются на двигателях с турбонаддувом, а в безнаддувных моторах они могут быть использованы с увеличенным в два раза сроком смены. Но обычно в безнаддувных дизельных двигателях используют моторные масла М-8Г2 и М-10Г2.
Ярославский моторный завод выпускает дизельные двигатели с диапазоном мощностей от 110 до 588 кВт. Дизельные двигатели ЯМЗ устанавливают на различные грузовые автомобили, автодорожную и строительную технику (тягачи, самосвалы, автокраны, экскаваторы). Дизели ЯМЗ также задействованы в сельскохозяйственной и промышленной технике, а всего дизельные двигатели ЯМЗ применяются более чем на 300 различных видах техники, производимой в России и странах СНГ.
Предлагаем Вам ознакомиться с подробной таблицей рекомендуемых моторных масел к двигателям ЯМЗ, которые Вы всегда можете приобрести у нас. В наличии моторные масла к двигателям ЯМЗ, запасные части к грузовикам и большой выбор других различных автокомпонентов, которые могут пригодиться для Вашего автомобиля.
Масла для двигателей без турбонаддува (ЯМЗ-1-97)
(ЯМЗ-236М2 , ЯМЗ-238М2 , ЯМЗ-240М2) |
||
---|---|---|
Марка масла | Номер стандарта | Предприятие-изготовитель |
М-10-Г2
М-8-Г2 | ГОСТ 8581-78 | ОАО «Норси» ОАО «Рязанский НПЗ» ОАО «Завод им. Шаумяна» ОАО «Ярославский НПЗ им. Менделеева» |
М-10-Г2
М-8-Г2 | ТУ 0253-077-00148636-96 изм. 1, 2 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» |
М-6з/10-В | ГОСТ 10541-78 | ОАО «Норси» ОАО «УфаНефтехим» |
М-6з/12-Г | ТУ 0253-011-00151742-95 | АО «Кременчугский НПЗ» |
Славол М-3042У
(М-10-Г2у) Славол М-2042У (М-8-Г2у) | ТУ У 13932946.015-96 | НПП «Присадки» |
Лукойл Стандарт
SAE 10W-30, АРI SF/CC | ТУ 0253-072-00148636-95 изм. 1-8 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» |
Масла для форсированных двигателей с турбонаддувом (ЯМЗ-2-97 - ЯМЗ-3-02)
(ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-850.10) |
||
М-10-Д2
М-8-Д2 | ГОСТ 8581-78 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
ОАО «Завод им. Шаумяна» ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» АО «Азмол» г. Бердянск ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» ОАО «Рязанский НПЗ» ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка» |
Consol М-10-Д 2
Consol М-8-Д 2 | ГОСТ 8581-78 | ООО "ВИАЛ ОЙЛ", г. Москва |
Омскойл-Турбо 2
М-10-Д2 | ТУ 38.301-19-110-97 изм. 1-4 | ОАО «Омский НПЗ» |
Сам-Ойл-4126
М-10-Д2 | ТУ 38301-13-008-97 | ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» |
Сам-Ойл-4127
М-6з/14-Д | ТУ 38301-13-008-97 | ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» |
ЛУКойл-Супер
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG) М-6з/14Д | ТУ 38.601-07-039-98 | ООО «НОРСИ», г.Кстово |
ЛУКойл-Супер
(SAE 15W-40, АРI СD/SF) М-6з/14Д | ТУ 0253-004-00148599-00 с изм. 1 | ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка» |
Масла для высокофорсированных двигателей с турбонаддувом,
удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2 (ЯМЗ-4-02) (ЯМЗ-7514) |
||
ЮТЕК Супердизель
(SAE 10W-40, АРI СF-4/SG) М-5з/14-Е | ||
ЮТЕК Супердизель
(SAE 10W-40, АРI СF-4/SG) М-6з/14-Е | ТУ 0253-312-05742746-03 с изм. 1 | ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» |
ЛУКойл-Супер
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG) М-5з/14-Е | ТУ 0253-075-00148636-99 изм. 1..6 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» |
Рольс Турбо
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SF) М-5з/14-Е | ТУ 38.301-41-185-99 | ОАО «Рязанский НПЗ» |
ЛУКОЙЛ-авангард
(SAE 15W-40, АРI СG-4/SJ) М-5з/14-Е | ТУ 0253-102-00148636-00 с изм. 1..4 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» |
Спектрол Чемпион
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG) М-5з/14-Е | ТУ 0253-15-06913380-98 | ЗАО ПГ «Спектр-Авто» г.Москва |
Essolube ХТ-4
(SAE 15W-40, АРI СF-4/CF) | Компания Exxon Mobil | |
Consol Титан Транзит
(SAE 15W-40, API CF-4/SG) М-5з /14-Е) | ТУ 0253-007-17280618-2000 | ООО "ВИАЛ ОЙЛ", г. Москва |
Shell Rimula D (SAE 10W-30, API CF-4/SG)
Shell Rimula D(SAE 15W-40, API CF-4/SG) | Shell East Europe Co |
ГОСТ 17479.1-85 в зависимости от температуры окружающего воздуха, °С
Примечание: в скобках приведены классы вязкости масел SAE-SAEj 300
Перечень моторных масел, допущенных для эксплуатации двигателей ЯМЗ
1. Масла для двигателей без турбонаддува (ЯМЗ-1-97)
(ЯМЗ-236М2, А, Г, Д; ЯМЗ-238М2, АМ2, ГМ2, КМ2, АК; ЯМЗ-240М2 всех комплектаций)
Марка масла |
Номер стандарта |
Предприятие-изготовитель |
ГОСТ 8581-78 |
Пермнефтеоргсинтез» им. Шаумяна» Ярославнефтеоргсинтез» НПЗ им. Менделеева» Волгограднефтепереработка» нефтехимическая компания» |
|
Пермнефтеоргсинтез» |
||
АО «Кременчугский НПЗ» |
||
Славол М-3042У Славол М-2042У |
НПП «Присадки» |
|
Лукойл Стандарт |
Пермнефтеоргсинтез» |
Примечание :
1. Для двигателей без турбонаддува допускается использование масел групп ЯМЗ-2-97 ÷ ЯМЗ-4-02 с увеличенным в два раза сроком смены.
2. Для двигателей ЯМЗ без турбонаддува, работающих за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже группы CD.
2. Масла для форсированных двигателей с турбонаддувом (ЯМЗ-2-97 ¸ ЯМЗ-3-02)
(ЯМЗ-236НЕ, БЕ, Б, ДК; ЯМЗ-238ДЕ, БЕ, Б, Д, БК, ДК, НД3, НД4, НД5;
ЯМЗ-240ПМ2, НМ2; ЯМЗ-8401.10, 845.10, 850.10 всех комплектаций)
Марка масла |
Номер стандарта |
Предприятие-изготовитель |
ГОСТ 8581-78 |
Пермнефтеоргсинтез» им. Шаумяна» Ярославнефтеоргсинтез» нефтехимическая компания» Волгограднефтепереработка» |
|
Consol М-10-Д 2 (м) Consol М-8-Д 2 (м) |
ГОСТ 8581-78 |
ООО “ВИАЛ ОЙЛ”, г. Москва |
Омскойл-Турбо 2 | ||
Сам-Ойл-4126 | ||
Сам-Ойл-4127 М-6з/14-Д(м) | ||
ЛУКойл-Супер |
Г. Кстово |
|
ЛУКойл-Супер |
ТУ с изм. 1 |
Волгограднефтепереработка» |
Примечание :
1. Для двигателей с турбонаддувом допускается использование масел групп ЯМЗ-4-02 .
2. Для двигателей, удовлетворяющих экологическим нормам Евро-1, срок смены рекомендованных масел по сравнению с двигателями Евро-0 увеличен в 2 раза.
3. Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, работающих за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже группы CF-4.
3. Масла для высокофорсированных двигателей с турбонаддувом,
удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2 (ЯМЗ-4-02)
(ЯМЗ-236НЕ2, БЕ2; ЯМЗ-7601.10; ЯМЗ-238ДЕ2, БЕ2; ЯМЗ-7511.10 всех комплектаций)
Марка масла |
Номер стандарта |
Предприятие-изготовитель |
ЮТЕК Супердизель |
ТУ с изм. 1 |
нефтехимическая компания» |
ЮТЕК Супердизель |
||
ЛУКойл-Супер |
Пермнефтеоргсинтез» |
|
Рольс Турбо | ||
ЛУКОЙЛ-авангард |
ТУ с изм. 1..4 |
Пермнефтеоргсинтез» |
Спектрол Чемпион |
«Спектр-Авто» г. Москва |
|
Компания Exxon Mobil |
||
Consol Титан Транзит (SAE 15W-40, API CF-4/SG) М-5з /14-Е |
ООО “ВИАЛ ОЙЛ”, |
|
Shell Rimula D (SAE 10W-30, API CF-4/SG) |
Shell East Europe Co |
|
Shell Rimula D (SAE 15W-40, API CF-4/SG) |
Примечание :
1. Для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2, допускается использование масел групп ЯМЗ-2-97 ÷ ЯМЗ-3-02 со сроком смены вдвое меньшим, чем для масел групп ЯМЗ-4-02.
2. Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2 и работающих за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже группы CG-4.
Примерное соответствие между классами вязкости моторных масел по SAE J-300 и ГОСТ 17479.1-85
ГОСТ 17479.1-85 |
|||||||||
вязкости |
Вязкости |
Класс вязкости | |||||||
При низких температурах |
При высоких температурах | ||||||||
Кинематическая *** |
Высокий сдвиг **** | ||||||||
сП, при °С |
сП, при °С |
сСт, при 100°С |
сП, при 150°С и 106 с-1 | ||||||
Макс. без пред. текуч | |||||||||
60000 при -40 |
–––––– |
–––––– | |||||||
60000 при -35 |
–––––– |
–––––– |
–––––– |
||||||
60000 при -30 |
–––––– |
–––––– |
–––––– |
||||||
60000 при -25 |
–––––– |
–––––– |
–––––– |
||||||
60000 при -20 |
–––––– |
–––––– |
–––––– |
||||||
13000 при -10 |
60000 при -15 |
–––––– |
–––––– |
–––––– | |||||
–––––– |
–––––– |
–––––– | |||||||
–––––– |
–––––– |
–––––– | |||||||
–––––– |
–––––– |
3,7(40,15W,20W,25W) |
–––––– | ||||||
–––––– |
–––––– |
–––––– | |||||||
–––––– |
–––––– |
–––––– |
Примечание:
1 сП = 1 мПа; 1 сСт = 1 мм2 / с.
*ASTM 2602, ASTM D5293; **ASTM D4684; ***ASTMD445, ГОСТ 33; ****ASTM D4683, ASTM D4741, CEC L-36-F-90.
ASTM – Американская ассоциация испытаний и материалов.
ГОСТ – Государственный стандарт (Россия).
SAE – общество инженеров автомобилистов (США).
СЕС – Европейский координационный Совет по разработке методов испытаний смазочных материалов и топлив для двигателей.
Примерное соответствие уровня эксплуатационных свойств масел
по разным классификациям *
Обозначение масел по РД 37.319.034-97 |
Примерное соответствие по |
||
СТО ААИ 003-98 |
ГОСТ 17479.1-85 | ||
* СТО ААИ 003-98 – Стандарт Ассоциации автомобильных инженеров РФ «Масла моторные для автомобильных двигателей. Классификация, обозначение и технические требования».
Двигатель ЯМЗ 536
Характеристики ЯМЗ-536
Производство | «Автодизель»
Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 536 |
Годы выпуска | 2012-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | рядный |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 128 |
Диаметр цилиндра, мм | 105 |
Степень сжатия | 17.5 |
Объем двигателя, куб.см | 6650 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 202/1900 219/1900 240/2300 240/2300 262/1900 270/2300 275/2300 285/2300 312/2300 330/2300 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 935/1100-1400 985/1200-1500 900/1300-1600 1049/1300-1600 1100/1200-1500 1166/1300-1600 1177/1300-1600 1130/1300-1600 1226/1300-1600 1275/1300-1600 |
Экологические нормы | Евро 4 Евро 5 |
Турбокомпрессор | ТКР 80 |
Вес двигателя, кг | 640 |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для МАЗ-6501) | 30 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0.1 0.2 (5362, 5364) |
Масло в двигатель |
5W-40 10W-40 15W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 22.5 |
Замена масла проводится, км | 15000 (1-й раз) 30000 |
Размеры, мм: - длина - ширина - высота |
1298 759 972 |
Ресурс двигателя, км
- по данным завода - на практике |
1 000 000 - |
Тюнинг, л.с.
- потенциал - без потери ресурса |
300+ - |
Двигатель устанавливался | МАЗ-5363, , 5550, 6312, 6501 ЛиАЗ-5256, 5292, 5293, 6212, 6213 Урал-NEXT , 3255, , 4420, 5551, , 5831, 6370 Катера КС-162, 164, 165, 169, 950, 951 Катера Флагман, Амета ЧСДМ ДЗ-98 RM-Terex WX200, TX270, TG200, TG180 |
Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-536
Новый современный 6-ти цилиндровый рядный двигатель начали выпускать в Ярославле в 2012 году и ставят его вместо ЯМЗ-656 . Это совместная разработка Автодизеля и австрийской компании AVL List. Данный двигатель использует чугунный блок цилиндров с мокрыми гильзами из чугуна и с масляными форсунками. В блоке стоит коленчатый вал из стали с ходом поршня 128 мм (коренные шейки - 88 мм, шатунные шейки - 76 мм), стальные шатуны и поршни диаметром 105 мм. Это обеспечивает рабочий объем 6.65 литров.
На блоке установлена 16-клапанная чугунная головка. Впускные клапаны имеют диаметр 36 мм, а выпускные 34 мм. Распредвал по-прежнему установлен в блоке и вращается с помощью двух шестеренок. Регулировать клапаны нужно каждые 30 тыс. км, если это необходимо.
Зазоры клапанов: впускные 0.3-0.4 мм, выпускные 0.4-0.5 мм.
Эти движки оснащаются впрыском Common rail с насосом Bosch СР3.3 NH-MD, давление впрыска - 1800 бар.
Давление масла (прогретый двигатель): 4.1-6.5 кгс/см 2 .
Данный мотор оснащается турбокомпрессором ТКР-80.05.12.
На 536-ом моторе стоит блок управления Bosch EDC7 UC31.
Ярославский 6-ти цилиндровый рядник имеет близкого родственника - ЯМЗ-534 .
Модификации ЯМЗ 536 и их отличия
1. ЯМЗ-536 - базовый мотор под Евро-4 мощностью 312 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 1226 Нм при 1300-1600 об/мин. Устанавливают на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501; Урал-6370, ЛиАЗ-5256, 6212, 6213.
- ЯМЗ-53601 - аналог 536 с EOBD II. Устанавливается на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312, 6501; ЛиАЗ-5256, 6212, 6213.
- ЯМЗ-53602 - версия 536-го с турбиной ТКР 80.05.13, без EGR, с другим впускным трактом и настройкой ЭБУ. Это версия под 4-й экологический класс (правила 96-02). Встречается на Урал-NEXT, 4320, 4420, 5557; катерах КС-162, 164, 165, 169, 950, 951, Флагман, Амета.
- ЯМЗ-53603 - версия под Евро-5 с SCR-катализатором и EOBD II. Мощность возросла до 330 л.с. при 2300 об/мин, момент 1275 Нм при 1300-1600 об/мин.
- ЯМЗ-53604 - аналог 536 для работы на газе.
2. ЯМЗ-5361 - такой же 536, но мощность снижена до 270 л.с. при 2300 об/мин, момент 1166 Нм при 1300-1600 об/мин. Устанавливается двигатель на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312
- ЯМЗ-53611 - тот же 5361, но с EOBD II. Шел движок на МАЗ-5363, 5440, 5550, 6312.
- ЯМЗ-536111 - аналог 53611 для ЛиАЗ-5292 и 5293.
- ЯМЗ-53613 - аналог ЯМЗ-536, но под нормы Евро-5. Модель оснащается SCR-катализатором и EOBD II. Стоит этот двс на ЛиАЗ-5256, 6212, 6213.
3. ЯМЗ-5362 - версия для Урал мощностью 240 л.с. при 2300 об/мин, момент 900 Нм при 1300-1600 об/мин. Мотор устанавливается на ЛиАЗ-5256, 5292, 5293; ЧСДМ ДЗ-98.
- ЯМЗ-53621 - тот же 5362 с EOBD.
- ЯМЗ-53622 - аналог 5362 с турбокомпрессором ТКР 80.05.13, измененным впуском и без клапана EGR. Делался двигатель под экологический класс 4 (правила 96-02). Устанавливается на Урал Next, 3255, 4320, 5557, 5831.
- ЯМЗ-53623 - Евро-5 версия на 275 л.с. при 2300 об/мин и с моментом в 1177 Нм при 1300-1600 об/мин.
- ЯМЗ-53624 - аналог 5362, работающий на газе и имеющий мощность 287 л.с.
4. ЯМЗ-5363 - версия для МАЗ и КрАЗ, ее отдача 240 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 1049 Нм при 1300-1600 об/мин. Устанавливается на МАЗ-5363, 5550.
- ЯМЗ-53631 - такой же 5363 с EOBD II.
- ЯМЗ-53633 - Евро-5 модель на 276 л.с. для ЛиАЗ-5292.
5. ЯМЗ-5364 - мотор развивает 285 л.с. при 2300 об/мин, момент 1130 Нм при 1300-1600 об/мин. Встретить его можно на ЛиАЗ-6212 и 6213.
- ЯМЗ-53642 - аналог 5364 без EGR, с ТКР 80.05.13 и с другим впуском. Заточен мотор под эко класс 4 и установлен на Урал-4320, 4420, 5551, 5831, 5557.
- ЯМЗ-53644 - газовая версия на 260 л.с.
- ЯМЗ-53645 - тракторный и комбайновый аналог 53642.
- ЯМЗ-53646 - такой же 53642, но мощность снижена до 202 л.с. Предназначен для RM-Terex WX 200 и TX 270.
6. ЯМЗ-5366 - тракторная модель под экологический класс 4 (нормы 96-02) мощностью 262 л.с. Устанавливают на RM-Terex TG 200.
- ЯМЗ-53662 - модификация 5366 на 219 л.с. для RM-Terex TG 180.
- ЯМЗ-53663 - модель на 246 л.с. под Евро-5 для ЛиАЗ-5262, 5292, 5293.
7. ЯМЗ-5368 - версия для дизель-генераторов.
Неисправности ЯМЗ-536
Здесь нужно следить за состоянием ЕГР, где скапливается нагар и клапан клинит. Это решают или регулярной чисткой или заглушкой EGR и прошивкой ЭБУ под работу без этого клапана.
Также мотор может расходовать масло. В этом случае проверяйте направляющие клапанов, они могут износиться, и через них будет поступать масло.
Турбина служит примерно 250-300 тыс. км плюс-минус. К этому пробегу нужно контролировать ее состояние, чтобы мертвая турбина на потянула за собой другие расходы. В случае выхода турбокомпрессора из строя, желательно ставить аналог BorgWarner B2G. Бывают случаи поломки турбины даже до 50 тыс. км пробега.
В целом мотор имеет не слишком положительную репутацию, он менее надежен, чем старший брат ЯМЗ-650 и требует к себе более внимательного отношения во всем. Делайте все возможное от себя: лейте только качественное топливо, качественное масло, регулярно обслуживайте, не экономьте, и возможно проблемы вас обойдут стороной.
Автодизель говорит, что замена масла требуется после каждых 30 тыс. км, но если содержание серы в топливе превышает 0.2%, тогда менять масло нужно в 2 раза чаще.
Номер двигателя ЯМЗ-536
Номер выбит блоке цилиндров слева под генератором.
Тюнинг двигателей ЯМЗ-536
Чип-тюнинг
Моторы, у которых программно занижена мощность, можно прошивкой раскачать до полноценных 312 л.с. Для этого нужно просто обратиться в тюнинг-компанию занимающуюся ЯМЗ-моторами и они зальют прошивку для вашего движка.
В последнее время участились вопросы по применению в гарантийный период моторных масел на силовых агрегатах ЯМЗ . В настоящее время при выборе моторного масла для двигателя в гарантийный период необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- Для двигателей без турбонаддува, удовлетворяющих экологичесским нормативам Евро -0, необходимо использовать масла группы ЯМЗ -1- 97 (см. табл. 1 ). Так же допускается использование масел групп ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -5- 06 (см. табл. 2, 3, 4 ) с увеличенным в два раза сроком смены
- Для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -0 и Евро -1, необходимо использовать масла группы ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -3- 02 (см. табл. 2 ). Так же допускается использование масел групп ЯМЗ -4- 02, ЯМЗ -5- 06. Для двигателей, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -1, срок смены рекомендованных масел по сравнению с двигателями Евро -0 увеличен в 2 раза.
- Для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -2, необходимо использовать масла группы ЯМЗ -4- 02 (см. табл. 3 ). Так же допускается применение моторных масел: а) ЯМЗ -5- 06;б) ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -3- 02 со сроком смены вдвое меньшим, чем для масел группы ЯМЗ -4- 02.
- Для двигателей, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -3 необходимо использовать моторные масла групп ЯМЗ -5- 06. Так же допускается применение моторных масел группы ЯМЗ -4- 02 со сроком смены вдвое меньшим, чем для масел группы ЯМЗ -5- 06.
- Для двигателей семейства ЯМЗ -650 необходимо использовать моторные масла, приведенные в таблице 5 .
При постоянной, либо частичной эксплуатации автомобиля за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже:
- для двигателей без турбонаддува, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -0, группы CD, классов вязкости, указанных на рисунке 1 ;
- для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -0 и Евро -1, группы CF- 4, классов вязкости, указанных на рисунке 1 ;
- для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -2, группы С G- 4, классов вязкости, указанных на рисунке 1 ;
- для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -3, группы CH- 4, классов вязкости, указанных на рисунке 1.
Если автомобиль эксплуатируется только на территории Российской Федерации, применение импортных моторных масел, не оговоренных в таблицах 1 – 5, запрещено. Это связано с тем, что моторные масла, приведенные в руководствах по эксплуатации двигателей, проходили испытания на ОАО « Автодизель », либо рекомендованы фирмой «Renault Trucks» для двигателей семейства ЯМЗ -650.
Соответственно только с такими моторными маслами ОАО « Автодизель » может гарантировать исправную работу двигателей в гарантийный период эксплуатации.
Если автомобиль эксплуатируется в местах с низкими температурами воздуха, то при выборе вязкостных свойств моторного масла необходимо руководствоваться рисунком 1 , а так же использовать предпусковой подогреватель для облегчения пуска двигателя, согласно рекомендациям изготовителей автотракторной техники.
Таблица 1 – Группа масел ЯМЗ -1- 97
Марка масла | Обозначение стандарта | Предприятие |
М -10-Г 2 (к)*, М -8-Г 2 (к)* |
ГОСТ 8581- 78 |
ООО «ЛУКойл - Пермнефтеоргсинтез» |
М -10-Г 2 (и), М -8- Г 2 (и) |
ТУ 0253- 077-00148636- 96 | ООО « ЛУКойл - Пермнефтеоргсинтез» |
М -6 з/10-В | ГОСТ 10541-78 | ОАО «Норси» ОАО «УфаНефтехим» |
М -6 з/12-Г | ТУ 0253- 011-00151742- 95 | АО «Кременчугский НПЗ» |
Славол М -3042У (М -10-Г 2 у) Славол М -2042У (М -8-Г 2 у) |
ТУ У 13932946. 015-96 | НПП «Присадки» |
ЛУКОЙЛ Стандарт SAE 10W- 30, API SF/ CC |
СТТ 00044434-002- 2005 | ООО «ЛУКойл -Пермнефтеоргсинтез» |
Mobil Pegasus 905 (1005) (SAE 40) | Компания Exxon Mobil |
Примечания:
- Моторные масла группы ЯМЗ -1- 97 рекомендуется применению для газовых двигателей семейств ЯМЗ -831. 10
- Моторные масла, отмеченные знаком * и изготовленные из отечественных компонентов, включены в ГОСТ РВ 50920- 2005 и рекомендованы для безнаддувных двигателей ЯМЗ, поставляемых для изделий МО РФ.
Таблица 2 – Группа масел ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -3- 02
Марка масла | Номер стандарта | Предприятие |
М -10-Д 2 (м),* М -8- Д 2 (м)* |
ГОСТ 8581-78 | ООО “ЛУКойл - Пермнефтеоргсинтез” ОАО “Завод им. Шаумяна ” ОАО “Славнефть -Ярославнефтеоргсинтез” АО “Азмол” г. Бердянс ОАО “Ангарская нефтехимическая компания” ОАО “Рязанский нефтеперерабатывающий комбинат” ООО “ЛУКойл –Волгограднефтепереработка” |
Consol М -10-Д 2 (м)* Consol М -8-Д 2 (м)* |
ГОСТ 8581-78 | ООО “ВИАЛ ОЙЛ”, г. Москва |
Омскойл -Турбо 2 (М -10- Д 2 (м)) |
ТУ 38. 301-19- 110- 97 | ОАО “Омский НПЗ” |
СамОйл - 4126 М -10-Д 2 (м) СамОйл - 4127 М -6 з /14- (м) |
ТУ 38. 301-13- 008- 97 | ОАО “Новокуйбышевский НПЗ” |
ЛУКОЙЛ - Супер (SAE 15W- 40, API CD/SF) М-5з/14-Д (м) |
СТО 00044434-001- 2005 | ООО “ЛУКойл –Волгограднефтепереработка” |
ЛУКОЙЛ -Супер (SAE 15W- 40, API CF- 4/ SG) М -5з /14-Д(м) |
СТО 00044434-001- 2005 | ООО “ НОРСИ ”, г. Кстово |
М -4з /14-Д* | ТУ 0253-006-08151164-02 | ЗАО «НК «Селект», г. Фрязино |
М -16-ДР** | ТУ 38. 401. 642-87 | ОАО « Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт» |
Castrol Formula RS Rasing Syntec** (SAE 10W- 60, API SH/CF) |
- | Компания Castrol Central and Eastern Europe GmbH |
Castrol EDGE Sport ** (SAE 10W- 60, API SL/CF) |
- | Компания Castrol Central and Eastern Europe GmbH |
Titan GT ** (SAE 20W- 50, API SG/CD) |
- | Chemie |
Titan Supersyn SL ** (SAE 5W- 50, API CF/SI) |
- | Компания Fuchs Petrolub AG OEL + Chemie |
ТНК Revolux D1 (SAE 10W- 40, 15W- 40 API CF- 4/CF/SJ) |
ТУ 0253-001-44918199-2005 | ООО « ТНК – смазочные материалы » |
Примечания:
- Моторные масла, отмеченные знаком * и изготовленные из отечественных компонентов включены в ГОСТ РВ 50920- 2005 рекомендованы для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, поставляемых для изделий МО РФ;
- Моторные масла, отмеченные знаком **, рекомендованы применению в высокофорсированных двигателях ЯМЗ -7 Э 846. 10 автомобилей КамАЗ.
Таблица 3 – Группа масел ЯМЗ -4- 02
Марка масла | Номер стандарта | Предприятие - изготовитель |
Ютек Супердизель (SAE 10W- 40, API CF- 4/ SG) М -4з14-Е |
ТУ 0253- 312-05742746-2003 | |
Ютек Супердизель (SAE 15W- 40, API CF- 4/ SG) М -5з14-Е |
ТУ 0253- 312-05742746-2003 | ОАО “Ангарская нефтехимическая компания” |
ЛУКОЙЛ - Супер (SAE 15W- 40, API CF- 4/SG) М -5 з/14-Е |
ТУ 0253- 075-00148636- 99 с изм. 1… 6 |
ООО “ЛУКойл -Пермнефтеоргсинтез” |
Рольс Турбо (SAE 15W- 40, API CF- 4/ SF) М -5 з/14-Е |
ТУ 38. 301- 41-185- 99 | ОАО “ Рязанский НПЗ ” |
Спектрол Чемпион (SAE 15W- |
ТУ 0253- 15-06913380- 98 | ЗАО ПГ “ Спектр - Авто ”, г. Москва |
Mobil Delvac Super 1400 (SAE 15W - 40, API CG-4/CF/SJ) |
- | Компания Exxon Mobil |
Consol Титан Транзит (SAE 15W- 40, API CF- 4/ SG) М -5 з/14-Е |
ТУ 0253- 007-17280618-2000 | ООО “ВИАЛ ОЙЛ”, г. Москва |
Shell Rimula D (SAE 10W- 30, API CF- 4/SG) |
- | Shell East Europe Co |
Shell Rimula R2 (SAE 15W- 40, API CF- 4/SG) |
- | Shell East Europe Co |
ВНИИ НП М -5 з/16- Д 2 * | ТУ 38. 401- 58-309- 2002 | ОАО «Роснефть МОПЗ « Нефтепродукт» |
Ravenol Turbo- Plus SHPD, (SAE 15W - 40, API CI- 4/CH- 4/ CG- 4/CF/ SL) |
- | Компания Ravensberger Schmierstoffvertrieb GmbH, Deutschland |
Ravenol Turbo- Plus SHPD, (SAE 10W- 30, API CI- 4/ CH- 4/ CG- 4/ CF/ SL) |
- | Компания Ravensberger Schmierstoffvertrieb GmbH, Deutschland |
Ravenol Expert SHPD, (SAE 10W- 40, API CI- 4/CH- 4/CG- 4 CF/SL) |
- | Компания Ravensberger Schmierstoffvertrieb GmbH, Deutschland |
ЛУКОЙЛ - Супер (SAE 10W- 40, API CF- 4/ SG) M- 4 з/14- E |
СТО 00044434-001- 2005 | ОАО « ЛУКойл -Нижегороднефтеоргсинтез» |
SELECT Lubricants Magnum (SAE 10W- 40, API CF- 4/SG) |
ТУ 0253- 005-53963514- 05 | ЗАО «НК «СЕЛЕКТ», г. Фрязино, Москуовской области |
Экойл - (SAE 15W- 40, API CF- 4/ SJ) |
ТУ 0253- 009-39968232- 03 | ООО « Экопром », г. Уфа |
ZIC SD 5000 (SAE 30, 10W- 30, 15W- 40, API CF- 4) |
- | SK Corporation (Корея) |
Mobil Delvac MX Extra (SAE 10W- 40, API CI- 4/ CH- 4/CG- 4/CF- 4/CF/ SL/SJ) |
- | Компания Exxon Mobil |
Mobil Delvac MX (SAE 15W- 40, API CI- 4/CH- 4/CG- 4/CF- 4/ CF/SL/SJ) |
Компания Exxon Mobil | |
Экойл - (SAE 10W- 40, API CF- 4/SJ) |
ТУ 0253- 009-39968232- 03 | ООО «Экопром », г. Уфа |
ТНК Revolux D2 (SAE 10W-40, 15W- 40, API CG- 4/CF/SJ) |
ТУ 0253- 002-44918199-2005 | ООО « ТНК – смазочные материалы» |
Роснефть Maximum Diesel (SAE 5W- 40, 10W- 40, API CF-4/SJ) |
ТУ 0253- 061-48120848-2008 | ООО « Новокуйбышевский завод масел и присадок» |
Роснефть Optimum Diesel (SAE 15W- 40, API CF- 4/ SJ) |
ТУ 0253- 056-48120848-2008 | ООО « Новокуйбышевский завод масел и присадок» |
Примечания:
- Моторные масла, отмеченные знаком * и изготовленные из отечественных компонентов включены в ГОСТ РВ 50920- 2005 рекомендованы для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, поставляемых для изделий МО РФ.
Таблица 4 – Группа масел ЯМЗ -5- 06
Примечание:
- На период обкатки двигателей Евро -3 допускается использовать масла групп ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -3- 02.
Таблица 5 – Моторные масла для двигателей семейства ЯМЗ -650
Основные моторные масла
- Maxima RD (SAE 15W- 40 API CF);
- Maxima RD Eco (SAE 15W- 30, API CF);
- Maxima RLD (SAE 15W- 40, API CI- 4);
- Maxima RLD Eco (SAE 15W- 30, API CI- 4);
- Extensia RXD (SAE 10W- 40, API CF);
- Extensia RXD Eco (SAE 5W- 30, API CF).
Вспомогательные моторные масла
- ExxonMobil:Mobil Delvac MX (SAE 15W- 40, API CH- 4 RVI RLD/ RLD- 2);
- FUCHS:
- Titan HPE (SAE 15W- 40, API CH- 4, RVI RLD);
- Titan Truck Plus (SAE 15W- 40, API CI- 4/ SL, RVI RD/ RLD);
- TITAN CARGO MC (SAE 10W- 40, API CH- 4, RVI RXD);
- TITAN CARGO SL (SAE 5W- 30 RVI RXD);
- TITAN CARGO LDF (SAE 10W- 40 RVI RXD) - SHELL:
- Shell Rimula Super (SAE 10W- 40, API CI- 4/ CH- 4/ CG- 4/ CF- 4/ CF, RVIRLD);
- Shell Rimula Super FE (SAE 15W- 40, API CI- 4/ CH- 4/ CG- 4/ CF- 4/ CF RVIRLD); - НК “Лукойл": Лукойл-Аваегард СТО 00044434- 005- 2005, (SAE 15W- 40, API CI- 4, RVI RLD- 2)
- ЗАО “ НК “Селект”: Select Lubricants POWER ТУ 0253- 006- 53963514- 2005, (SAE 10W- 40, 15W- 40, API CI- 4/ SL, RVI RLD- 2)
- ООО “ ВИАЛ ОЙЛ ”: Consol Премиум ТУ 0253- 019- 17280618- 2004, (SAE 10W- 40, 15W- 40, API CI- 4/ SL, RVI RLD- 2)
- RAVENSBERGER SCHMIERSTOFFVERTRIEB GMBH:
- Ravenol Formel Super Diesel (SAE 15W- 40, RVI RD- 2/ RLD);
- Ravenol Expert SHPD (SAE 10W- 40, RVI RLD);
- Ravenol Turbo Plus SHPD (SAE 15W- 40, RVI RLD/ RLD- 2);
- Ravenol Performance Truck (SAE 10W- 40, RVI RXD);
- Ravenol Super Performance Truck(SAE 5W- 30, RVI RXD)
Примечание:
- Масла классов вязкости SAE 15W- 40, 15W- 30 применять при температурах окружающего воздуха минус 20 0 С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 20 0 С – с предпусковым подогревом;
- Масла классов вязкости SAE 10W- 40, 10W- 30 применять при температурах окружающего воздуха минус 25 0 С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 25 0 С – с предпусковым подогревом;
- Масла класса вязкости SAE 5W- 30 применять при температурах окружающего воздуха минус 30 0 С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 30 0 С – с предпусковым подогревом.
За все время существования двигатель ЯМЗ-238 претерпел множество модификаций, но базовая конструкция осталась практически неизменной. Этот силовой агрегат считается одним из самых надежных и мощных для грузовой и сельскохозяйственной спецтехники.
Объем масла в двигателе - важнейшая характеристика, при несоблюдении которой нормальная работа агрегата невозможна. Этот показатель тесно связан с такими данными, как количество рабочих часов до замены и класс смазочных материалов, рекомендованный в инструкции.
Ярославский моторный завод выпускает целую линию двигателей, прообразом которых можно считать ЯМЗ 238. Выпуск этого двигателя начат в 1962 году. Он стал улучшенным вариантом собиравшегося ранее ЯМЗ 236 (шестицилиндрового), однако еще долгие годы оба силовых агрегата продолжали активно использоваться паралельно друг с другом. У семейства много общих черт: конструктивные особенности, принципы работы, аналогичные технические показатели. Позже появились ЯМЗ 530 - четырех- и шестицилиндровые рядные моторы, как дизельные, так и газовые.
Моторы ярославского завода служат на мощных грузовиках МАЗ, Уралах, КрАЗ, тракторах и комбайнах, речных и морских катерах, а также дизельных электростанциях. Благодаря своей надежности и неприхотливости двигатель до сих пор остается востребованным, его производство продолжается. Новейший вариант ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо отличается наличием турбины. Помимо иных конструктивных улучшений он оснащен жидкостно-масляным теплообменником и топливным насосом высокого давления.
По конструкции силовой агрегат ЯМЗ-238 представляет собой восьмицилиндровый V-образный двурядный корпус из низко-легированного серого чугуна, угол развала у этого мотора - 90°.
Основные конструктивные особенности и технические характеристики:
- смещение рядов цилиндров относительно друг друга на 35 мм;
- рабочий объем 14,85 л;
- без наддува;
- мощность от 180 до 240 л.с.;
- расход топлива (100% мощ.) – 227 г/кВт час.
Масла для ЯМЗ
Сильная сторона двигателя ЯМЗ 238 - тщательно продуманная и безотказно работающая система масляной смазки всех узлов. Здесь применена смешанная схема, ее принцип действия заключается в том, что коренные и шатунные подшипники, находящиеся в ключевых узлах агрегата - распределительном и коленчатом валу - смазываются под давлением. Также обслуживаются втулки верхней головки шатуна, промежуточной шестерни маслонасоса, втулки коромысел клапанов, втулки толкателей и сферические опоры штанг. Остальные элементы - зеркало цилиндров, подшипники качения, зубчатые передачи и кулачки распределительного вала не требуют такого количества смазки и обслуживаются путем разбрызгивания. На стенах блока цилиндров предусмотрена система масляных каналов для подведения смазки к узлам и фильтрам механизма.
Согласно инструкции для обслуживания моторов серии 238 используется дизельное масло ГОСТ 5304-54. Также в сопровождающих документах можно обнаружить рекомендации по применению моторных масляных присадок, которые улучшают функционирование заправляемого в двигатель масла.
Основные элементы системы смазки ЯМЗ 238:
- стандартный масляный насос шестерёнчатого типа;
- центробежный фильтр тонкой очистки масла с реактивным приводом;
- полнопоточный масляный фильтр на основе металлической сетки со сменным фильтрующим элементом.
Характеристика заправочных емкостей ЯМЗ 238
Для двигателя ЯМЗ 238 используется смазочная система смешанного типа с «мокрым» картером.
Уточнить, сколько масла потребуется залить в двигатель ЯМЗ 238, можно ориентируясь на размеры заправочных емкостей агрегата. В частности, система смазки обладает объемом 32 л масла.
Система охлаждения мотора без радиатора требует 20 л смазочных материалов. Топливному насосу достаточно 0,2 л, емкость воздушного фильтра - 1,4 л. Регулятора у 238 модели в отличие от 236, нет.
Измеряется объем масла в двигателе ЯМЗ 238 при помощи специального щупа с отметками «максимум» и «минимум». За один раз заливают 24-28 л, при том что рабочий объем системы смазки этого силового агрегата достигает 32 л. если в ходе работы давление масла в системе оказывается повышено более, чем до 520 кПа (5,2 кгс/кв.см.), происходит возврат излишек смазочных материалов по масляной магистрали и одновременная очистка фильтрами.
Техобслуживание и ремонт ЯМЗ 238
Сервисное обслуживание двигателя ЯМЗ 238 рекомендовано проводить через 20 000 - 25 000 км пробега. Давление масла при проверке должно давать показатели 4-7 кгс/см2 на прогретом двигателе. Показатель одинаковый для атмосферных и турбо-систем. Смена смазочных материалов необходима при ТО по графику, а также при появлении потеков, дыма, стуков при работе мотора, при этом ёмкость различных систем различается, как и сроки замены.
Ознакомиться с технологией обслуживания силовых агрегатов можно в руководстве по ремонту и эксплуатации, разработанному заводом-изготовителем. В комплекс обязательных операций при проведении ТО двигателя внутреннего сгорания ярославского завода входят следующие манипуляции:
- замена масла;
- проверка и замена фильтров:
- фильтр тонкой очистки,
- фильтр грубой очистки,
- фильтры очистки топлива,
- экофильтр системы выхлопа,
- воздушный фильтр;
- регулировка клапанов;
- очистка форсунок;
- проверка и отладка топливного насоса.
Важно : двигателю ЯМЗ 238 срочно нужен ремонт, если во время работы появился синий дым. Это говорит о том, что горит смазочный материал.