Автомобильную бортовую сеть до тех пор, пока силовая установка не запустится питает аккумуляторная батарея. Но сама она электрическую энергию не вырабатывает. Аккумулятор просто является вместилищем электроэнергии, которая храниться в нем и при надобности отдается потребителям. После израсходованная энергия восстанавливается за счет работы генератора, который ее вырабатывает.

Но даже постоянная подзарядка АКБ от генератора не способна полностью восстанавливать израсходованную энергию. Для этого периодически нужна зарядка от внешнего источника, а не генератора.

Конструкция и принцип работы зарядного устройства

Чтобы произвести используются зарядные устройства. Данные приборы работают от сети 220 В. На самом деле зарядное устройства является обычным преобразователем электрической энергии.

Он берет переменный ток сети 220 В, понижает его и преобразовывает в постоянный ток напряжением до 14 В, то есть до напряжения, которое выдает сам АКБ.

Сейчас производится большое количество всевозможных зарядных устройств – от примитивных и простейших до приборов с большим количеством всевозможных дополнительных функций.

Продаются и зарядные устройства, которые помимо возможной подзарядки АКБ, установленной на авто, могут еще и произвести запуск силовой установки. Такие устройства называются зарядно-пусковыми.

Есть и автономные зарядно-пусковые приборы, которые могут подзарядить АКБ или запустить мотор без подключения самого устройства к сети 220 В. Внутри же такого прибора помимо оборудования, преобразующего электрическую энергию, имеется еще и , что и делает такой прибор автономным, хотя батарее прибора тоже после каждой отдачи электроэнергии требуется зарядка.

Видео: Как сделать простейшее зарядное устройство

Что касается обычных зарядных устройств, то простейшее из них состоит всего из нескольких элементов. Основным элементом у такого устройства является понижающий трансформатор. В нем производится понижение напряжение с 220 В до 13,8 В, которые являются самыми оптимальными для зарядки АКБ. Однако трансформатор только понижает напряжение, а вот преобразование его с переменного тока на постоянный выполняется другим элементом устройства – диодным мостом, который производит выпрямление тока и разделение его на положительный и отрицательный полюса.

За диодным мостом обычно в схему включен амперметр, который показывает силу тока. В простейшем устройстве используется стрелочный амперметр. В более дорогих приборах, он может быть цифровым, также помимо амперметра может быть встроен и вольтметр. В некоторых зарядных устройствах существует возможность выбора напряжения, к примеру, им можно заряжать как 12-вольтовые АКБ, так и 6-вольтовые.

От диодного моста выходят провода с «плюсовой» и «минусовой» клеммами, которыми и производится подключение прибора к аккумулятору.

Все это заключено в корпус, из которого выходит провод с вилкой для подключения к сети, и провода с клеммами. Чтобы обезопасить всю схему от возможного повреждения, в нее включен плавкий предохранитель.

В целом, это и вся схема простого зарядного устройства. Выполнить им зарядку аккумулятора сравнительно просто. К разряженной батарее подключаются клеммы прибора, при этом важно не перепутать полюса. Затем прибор подключается к сети.

В самом начале зарядки прибор будет подавать напряжение с силой тока в 6-8 ампер, но по мере зарядки, сила тока будет уменьшаться. Все это будет отображаться на амперметре. Если батарея полностью зарядится, то стрелка амперметра опустится до нуля. Это и есть весь процесс зарядки аккумулятора.

Простота схемы зарядного устройства обеспечивает возможность самостоятельного его изготовления.

Самостоятельное изготовление автомобильного зарядного устройства

Теперь рассмотрим самые простые зарядные устройства, которые можно изготовить самому. Первым будет устройство, которое по принципиальной схеме очень сходно с описанным.

На схеме обозначено:
S1 - выключатель питания (тумблер);
FU1 - предохранитель на 1А;
T1 - трансформатор ТН44;
D1-D4 - диоды Д242;
C1 - конденсатор 4000 мкФ, 25 В;
A - амперметр на 10А.

Итак, для изготовления самодельного зарядного устройства понадобиться понижающий трансформатор ТС-180-2. Такие трансформаторы использовались на старых ламповых телевизорах. Его особенностью является наличие двух первичных и вторичных обмоток. При этом каждая их вторичных обмоток на выходе имеет по 6,4 В и 4,7 А. Поэтому чтобы добиться необходимых для зарядки АКБ 12,8 В, на которые способен этот трансформатор, нужно произвести последовательное соединение этих обмоток. Для этого используется короткий провод с сечением не менее 2,5 мм. кв. перемычкой соединяется не только вторичные обмотки, но и первичные.

Видео: Самое простое зарядное устройство для АКБ

Далее потребуется наличие диодного моста. Для его создания берутся 4 диода, рассчитанных на силу тока не менее 10 А. Эти диоды можно закрепить на текстолитовой пластине, а затем произвести правильное их соединение. К выходным диодам подсоединяются провода, которые устройство и будет подключаться к АКБ. На этом сборку прибора можно считать завершенной.

Теперь о правильности процесса зарядки. При подключении устройства к аккумулятору, нельзя перепутывать полярность, иначе можно вывести из строя и батарею, и прибор.

При подключении к АКБ, устройство должно быть полностью обесточено. Включать его в сеть можно только после подсоединения к батарее. Отключать от батареи его тоже следует после отключения от сети.

Сильно разряженную батарею нельзя подключать к прибору без средства, понижающего напряжение и силу тока, иначе прибор на АКБ будет подавать ток высокой силы, который может навредить батарее. В качестве понижающего средства может выступать обычная 12-вольтовая лампа, которая подсоединяется к выводным клеммам перед АКБ. Лампа при работе устройства будет гореть, тем самым частично забирая на себя напряжение и ток. Со временем, после частичной зарядки батареи, лампу из цепи можно исключить.

При зарядке периодически нужно проверять степень зарядки батареи, для чего можно воспользоваться мультиметром, вольтметром или нагрузочной вилкой.

Полностью заряженная батарея при проверке на ней напряжения должна показывать не менее 12,8 В, если значение ниже – требуется дальнейшая зарядка, для доведения этого показателя до нужного уровня.

Видео: Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Поскольку данная схема не имеет защитного корпуса, не стоит оставлять устройство без присмотра во время работы.

И пусть этот прибор не обеспечивает оптимальные 13,8 В на выходе, но для подзарядки аккумулятора вполне годиться, хотя примерно через два года пользования батареей все же понадобиться выполнить ее зарядку заводским устройством, обеспечивающим все оптимальные параметры для зарядки батареи.

Бестрансформаторное зарядное устройство

Интересной по конструкции является схема самодельного устройства, которое не имеет трансформатора. Его роль в данном устройстве выполняет набор конденсаторов, рассчитанных на напряжение в 250 В. Таких конденсаторов должно быть не менее 4. Сами конденсаторы подключаются параллельно.

К набору конденсаторов параллельно подключается резистор, предназначенный для гашения остаточного напряжения после отключения прибора от сети.

Далее потребуется диодный мост для работы с допустимым током не менее 6 А. Он подключается в схему после набора конденсаторов. А далее уже к нему подсоединяются провода, которыми устройство будет подключаться к АКБ.


Об автомобильном аккумуляторе, как правило, вспоминают в критический момент, когда батарея отказывается проворачивать двигатель. Избежать проблем с автомобилем и правильно зарядить аккумулятор помогут . Необходимость в них возникает чаще всего в зимнее время, когда аккумулятор машины активнее всего теряет заряд на морозе. Хотя автомобильное зарядное может понадобиться в любое время года, не только зимой. Вы можете забыть закрыть дверь машины или оставить включенными осветительные приборы на продолжительное время, или же противоугонка начисто «съест» заряд АКБ.

В любом случае, автомобильное зарядное устройство должно быть у каждого водителя, поскольку регулярная зарядка аккумулятора увеличивает срок его службы.

Перед тем, как выбрать зарядное устройство для автомобиля, нужно знать, чем отличаются зарядные устройства, представленные на современном рынке. По своей сути, автомобильное зарядное - это «умный» выпрямитель. Он преобразует ток из переменного в постоянный. Автомобильные ЗУ в основном работают от электрической сети, реже - от прикуривателя. То есть, это проводник. С одной стороны у него - розетка, а с другой - аккумулятор вашего автомобиля.
Современные автомобильные зарядки просты и понятны в использовании. Их применение не составляет труда. Но основной вопрос все-таки остается на повестке дня: Как выбрать зарядное устройство для автомобиля, чтобы оно не пылилось на полке, а работало в нужный момент?
Мы подобрали вам советы, следуя которым, вы сможете выбрать автомобильное зарядное, наиболее подходящее к вашему аккумулятору.

НАПРЯЖЕНИЕ АККУМУЛЯТОРА 6/12/24 В



Чтобы правильно зарядить аккумулятор, нужно знать его напряжение. АКБ у транспортных средств бывают шестивольтные и 12-тивольтные. 6В встречается редко, на старых моделях мотоциклов, моторных лодках и т.д. Практически, каждое современное ЗУ имеет на передней стороне тумблер-переключатель напряжения на 6В или 12 В. Но есть и зарядки только 12В, которыми зарядить шестивольтовый аккумулятор вряд ли удастся. Разве что, выставить минимум тока зарядки и следить, чтобы не закипел электролит. Но такой трюк допустим только с трансформаторными зарядками, импульсную автомобильную зарядку не проведешь. Поэтому лучше купить зарядное, работающее в нескольких режимах напряжения. Есть зарядные устройства, у которых напряжение зарядки можно выставлять в одном из двух значений: . 24 вольта - это самые универсальные приборы для обслуживания легковых автомобилей и грузовой техники. Они применяются как на мелкой, так и на крупной технике: фуры, тягачи, сельхоз, карьерная техника. Как правило, для зарядки аккумулятора в крупной дорожной и сельхозтехнике требуются зарядные устройства на 24 В. Это значит, что у них используются две 12-ти вольтные батареи в паре. Для экономии времени, такие аккумуляторы заряжаются одновременно 24-вольтной зарядкой. Для этого два АКБ по 12 В включаются последовательно. Если же вы хотите одновременно зарядить два 12-вольтных аккумулятора от разных легковых автомобилей, следите, чтобы у них была одинаковая емкость. Существуют так же универсальные зарядные устройства - . Они могут заряжать любые аккумуляторы.

ТИП ЗАРЯЖАЕМОЙ БАТАРЕИ

Прежде чем выбрать автомобильное зарядное устройство, следует проверить тип вашей АКБ. Аккумуляторные батареи бывают, сухозаряженные и залитые, свинцово-кислотные и гелевые. На аккумуляторе всегда указана маркировка: WET. MF. AGM. GEL. Каждый тип аккумулятора имеет свои особенности зарядки, поэтому необходимо подобрать ЗУ, подходящее именно к вашей батареи. Для всех типов нужны свои режимы, только к батареям WET походят все зарядные автомобильные устройства. WET - это батарея с жидким электролитом, который состоит из воды и серной кислоты. Они чаще всего используются в автомобилях. Чтобы правильно зарядить аккумулятор WET, нужно помнить, что кислотная АКБ - очень не любит глубокого разряда, зато. хорошо переносит частые подзарядки.
Герметизированные автомобильные аккумуляторы AGM имеют стекловолокно, которое заполняет полости между пластинами. Оно удерживает электролит внутри, и он не вытекает, если батарею перевернуть. Так же не текут и батареи GEL. Гелевые автомобильные аккумуляторы отличаются целым рядом преимуществ перед кислотными вариантами. У них небольшой ток саморазряда. Такая батарея намного дольше служит. Но такому аккумулятору необходимо специальное зарядное устройство, которое разработано непосредственно для гелевых батарей MF или GEL. Главное правило их зарядки - не превышать пороговое значение тока и не заряжать ускоренным режимом зарядки. Эти значения необходимо уточнить в инструкции.
Тип заряжаемой батареи имеет значение при выборе зарядного устройства, так как неподходящее ЗУ вызовет вздутие аккумуляторов MF. AGM. GEL. В крайних случаях от переизбытка газов корпус АКБ может взорваться. То есть, лучше покупать универсальные зарядные устройства - для всех типов батарей.

ПОДБИРАЕМ ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА



Емкость - это не физические размеры батареи, а величина, измеряемая в единицах Ампер в час. Она определяет величину тока, отдаваемую АКБ за определенное время. Этот показатель очень важный при выборе зарядного устройства. Обычно выбирают зарядное устройство, примерно подходящее по емкости батареи автомобиля. Но аккумулятор - это расходная деталь машины. Вы всегда можете заменить его, когда он выйдет из строя. И не факт, что емкость останется той же. Или же вы купите более другую машину и аккумулятор будет большей емкости. Чтобы не выбрасывать маломощное ЗУ, нужно купить автомобильное зарядное устройство с запасом по мощности в 10%. То есть, следует емкость АКБ разделить на мощность зарядки и прибавить еще 10% до полученного числа. Это минимум запаса. Можно и больше, с учетом будущих покупок.

КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОК ЗАРЯДА



Выбрать нужный ток заряда - значит, правильно зарядить аккумулятор и уберечь его от преждевременного старения. Батареи можно заряжать с разной скоростью. Скорость зарядки тем выше, чем больше ток, который проходит через аккумулятор. Но высокий ток портит батарею. Правильным (номинальным) считается ток, который равен 10% емкости АКБ,. Например, емкость вашего аккумулятора 65 А\ч,. В этом случае, ток зарядки не должен превышать 6,5А. Чем меньше ток зарядки, тем качественнее зарядится аккумулятор автомобиля.

КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ЗАРЯДА



К концу зарядки ток понижается. Отзывы покупателей о зарядных устройствах часто очень важным считают то, каким способом определяется время окончания процесса зарядки. Если таймером или по шкале, то возможна недо- или перезарядка АКБ. Ведь контроль уровня заряда включает человеческий фактор. Поэтому ошибка не исключена Пользователю нужно выполнить очень много операций. Измерить плотность электролита, определить процент разрядки батареи и еще и следить за процессом зарядки. Если зарядное с фиксированным значением тока, нужно следить за электролитом, ведь в конце он может закипеть. Если это зарядное с постоянным напряжением, то АКБ полностью не зарядится, так как ток сильно упадет в конце. Так происходит зарядка в неавтоматических зарядных устройствах.
Но есть и другие типы зарядных устройств. Это комбинированные . Их еще называют импульсные. Это самые удобные автомобильные зарядные устройства. Такой тип ЗУ сначала заряжает аккумулятор постоянным током, а при приближении окончания процесса автоматически переходит на режим постоянного напряжения. Пользование ими - элементарное. Нужно только вставить вилку в розетку. Встроенный микроконтроллер сам определит и величину тока, и время отключения прибора. Показатели у таких современных ЗУ выведены на цифровой дисплей. Могут быть и светодиоды, однако для автоматических зарядок это имеет небольшое значение. Цена их несколько дороже, чем у зарядок попроще. Но какое лучше зарядное устройство, автоматическое или не автомат понятно даже новичкам-автомобилистам.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



По технологии автомобильные зарядные делятся на два типа:

  • Трансформаторные. Это так сказать, классика жанра, устаревшие технологии. Они обречены на полную замену их инверторными. Недостатки: непреобразованная частота, а также большой и тяжелый трансформатор. Трансформаторные ЗУ в наше время не часто встретишь в магазине или интернете. Габаритные размеры усложняют их эксплуатацию.
  • . Второе название - микропроцессорные или интеллектуальные (умные). Заряжают АКБ посредством импульсов. Работают на более высоких частотах. У них вместо трансформатора - микропроцессорная плата, поэтому такие зарядные устройства меньше и легче первых. Компактные и удобные в использовании. У них полная автоматизация всего процесса зарядки. Оснащены защитой от короткого замыкания.

К обязательным атрибутам любого автовладельца относится зарядное устройство для аккумулятора. В зимнее время, когда батарее приходится работать в сложных погодных условиях и на аккумулятор ложится повышенная нагрузка, это особенно актуально. Рынок предлагает большой выбор самых разнообразных моделей, и выбрать лучшую довольно затруднительно. Предлагаем вниманию читателей рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов на 2019 год и надеемся, что он поможет определиться с выбором.

10. DECA CB MACH 214 | Цена 1 700 рублей

Открывает наш рейтинг зарядных приборов для автомобильных аккумуляторов 2019 года ЗУ DECA CB MACH 214 . Устройство служит для зарядки свинцовых аккумуляторов. Оборудовано защитой от короткого замыкания, перегрузок и неправильной полярности. Способно поддерживать батарею в полностью заряженном состоянии без риска его повреждения. Зарядное устройство оснащено индикаторами.

Цена – около 1700 рублей.

9. Сонар УЗ 201 | Цена 9 000 рублей


На 9 месте в рейтинге зарядных устройств для аккумуляторов находится «» с автоматической подачей тока. Достоинства прибора: небольшой вес и невысокая цена. Из недостатков устройства стоит отметить неудачное исполнение корпуса – крышка ЗУ плохо закрывается.

Стоимость устройства – около 900 рублей.

8. Кулон 106 | Цена 1 300 рублей


На 8 месте в списке лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года находится ЗУ «». Он предназначен для зарядки аккумуляторов емкостью от 20 до 95 А/ч. Устройство оснащено индикаторами на лицевой стороне и системой защиты от неправильного подключения и короткого замыкания.

Цена прибора – около 1300 рублей.

7. «Триада» BOUSH-50 | Цена 2 500 рублей


Седьмую позицию в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года занимает ЗУ . Предназначено для аккумуляторов с емкостью от 40 до 150 А/ч. Оснащен двумя режимами работы: 12 или 6 Ампер. Из дополнительных возможностей есть вентилятор для охлаждения и индикатор. Прибор имеет оригинальную форму – его корпус выполнен в виде джипа, поэтому ЗУ «Триада» BOUSH-50 может стать неплохим подарком автолюбителю.

Средняя цена устройства – 2500 рублей.

6. Орион PW-320/325 | Цена 2 400 рублей


» занимает 6 место в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов. Два режима управления зарядки: ручной и автоматический. Недостаток устройства – небольшой шум при работе. Из достоинств – регулировка тока зарядки, защита от короткого замыкания и неправильной полярности.

Цена прибора – около 2400 рублей.

5. Solaris CH 12A | Цена 1 000 рублей


На 5 месте в рейтинге зарядных девайсов для автомобильных аккумуляторов находится простое, но надежное в эксплуатации ЗУ Solaris CH 12A . Прибор предназначен для зарядки батарей с емкостью 40-240А/ч. Из дополнительных возможностей – зарядка аккумулятора без снятия его с автомобиля, выбор тока, ускоренный заряд.

Стоимост ь ЗУ – около 1000 рублей.

4. Inelco KeePower Medium 8A/12V | Цена 7 500 рублей


Четвертое место в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов занимает ЗУ . Прибор имеет три режима работы: зарядка в стандартном режиме, восстановление аккумулятора и зарядка в зимнее время. Подставка, интегрированная в корпус, позволяет установить прибор под нужным наклоном. На лицевой стороне корпуса расположено 7 индикаторов, отражающих данные о режиме работы и состоянии аккумулятора. В корпус встроен светодиодный фонарик.

Недостатком ЗУ можно назвать высокую цену в 7500 рублей.

3. Электроприбор ЗУ 75 | Цена 1 700 рублей


Одно из достоинств ЗУ – небольшой вес. Если по габаритам он близок размерам среднего аккумулятора, но вес прибора при этом составляет всего 2 кг. Зарядное устройство можно легко переносить благодаря наличию ручки-переноски. В пластиковую ручку встроен светодиодный фонарик, необходимый в темное время суток. Электроприбор ЗУ 75 оснащен системой безопасности, способной предотвратить поломку прибора в случае его неправильного подключения к аккумулятору или короткого замыкания.

Недостаток прибора – белый цвет корпуса.

Стоимость прибора – около 1700 рублей.

2. Daewoo DW 400 | Цена 2 500 рублей


ЗУ находится на 2 месте в рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года. Это интеллектуальное зарядное устройство, оснащенное системой диагностики уровня заряда аккумулятора. После оценки состояния батареи прибор устанавливает необходимую силу тока и напряжение. Это позволяет не только максимально эффектно зарядить автомобильный аккумулятор, но и продлить срок его работы.

Девайс предназначен для зарядки аккумуляторов легковых автомобилей, мотоциклов, грузовых машин, сельскохозяйственной техники. Девять ступеней зарядки гарантируют бережное восстановление заряда аккумулятора. ЗУ Daewoo DW 400 оснащено дисплеем, на который выводится информация о процессе зарядки и предупреждения об ошибках при подключении ЗУ к аккумулятору. Из дополнительных возможностей есть функция восстановления аккумуляторной батареи и система защиты от короткого замыкания, неправильной полярности и перегрева устройства.

Стоимость зарядного устройства – около 2500 рублей.

1. Автоэлектрика Т-1021 | Цена 2 000 рублей


ЗУ «» уверенно возглавляет наш рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов 2019 года. У данного устройства практически нет конкурентов. Какими преимуществами перед другими моделями обладает зарядное устройство? Оно предназначено для зарядки аккумуляторных батарей всех типов, емкость которых составляет от 3 Ач до 90 Ач. Зарядник имеет два режима зарядки – ручной и автоматический. В ручном режиме зарядка аккумулятора идет в более щадящем варианте. В этом режиме ЗУ также может восстановить сильно разряженный аккумулятор без заметной потери емкости.

Зарядное устройство оснащено продвинутой системой безопасности от короткого замыкания, перегрева элементов прибора и неправильного подключения к аккумуляторной батарее. Из дополнительных возможностей имеется встроенный в прибор фонарь для работы в темное время суток.

Стоимость ЗУ – порядка 2 тысяч рублей.

Второй момент, который необходимо учитывать, прежде чем купить зарядное для аккумуляторов - емкость самой батареи. Подразумевается не размер АКБ, а его электрическая емкость, которая характеризует количество отдаваемое батареей за определенный промежуток времени. Зарядное устройство необходимо подбирать исходя из того, какой емкости аккумуляторная батарея. К примеру, для того чтобы зарядить с нуля АКБ 10-амперным зарядным устройством емкостью 50 амперчасов, понадобится 6 часов. Для того чтобы посчитать время необходимое для зарядки батареи с нуля, необходимо емкость АКБ разделить на мощность зарядного устройства и прибавить плюс 10% от полученной цифры. Следовательно, для того чтобы сократить время зарядки аккумулятора, необходимо покупать более мощную зарядку.

Зарядные устройства могут иметь разный тип источника питания. Например, есть зарядные устройства , которые работают от электросети, а есть те, которые питаются от солнечных батарей или автомобильного прикуривателя. Главным преимуществом зарядного устройства на солнечных батареях является то, что их не надо никуда подключать, поэтому они прекрасно подходят для экстремальных условий. Есть правда у таких зарядных и недостатки, которые заключаются в их более медленной зарядке по сравнению с другими устройствами.

Самыми быстрыми принято считать двенадцативольтовые зарядные устройства , которые работают от прикуривателя. Во многих из них имеется возможность регулировки скорости подзарядки, в зависимости от емкости АКБ. Есть правда один нюанс, такого рода устройства нельзя оставлять включенными на длительное время, поскольку есть большая вероятность перезарядки аккумулятора.

Стандартные зарядные устройства , работающие от обычной электросети, довольно просты и удобны в применении. Если ваш гараж оснащен розеткой, то можно без проблем, оставив его заряжаться на определенное время.

В последнее время все большей популярности стали набирать зарядные устройства, оснащенные специальным чипом, при помощи которого происходит контроль процесса подзарядки аккумуляторной батареи. Заканчивая зарядку, устройство начинает автоматически уменьшать вдвое мощность зарядки, до тех пор пока батарея не будет заряжена на 100%. После того как АКБ зарядился полностью, загорается зеленый индикатор, который сообщает об этом. Более того, при помощи такой зарядки есть возможность проверить уровень подзарядки батареи при ремонте автомобиля, для того чтобы убедиться в том, что проблема заключается не в аккумуляторе.

И напоследок.

Перед использованием зарядного устройства, советую внимательно прочитать инструкцию по его применению. Не стоит забывать, что зарядное устройство относиться к безопасным изделиям, однако это серьезное оборудование, и его неправильное использование может привести к повреждению АКБ или травматизму того, кто им пользуется. Зарядка батареи должна происходить в хорошо вентилируемом помещении, вдали от предметов, которые могут быть повреждены кислотой, поскольку аккумуляторы , особенно старые, могут подтекать или выпускать ядовитые пары.


Современный автомобильный аккумулятор, при условии его своевременного обслуживания, может без проблем прослужить вам 5-7 лет. Но никто не застрахован от ситуаций, при которых АКБ, утратив свои способности, попросту отказывается работать в штатном режиме. Причин здесь может быть сколько угодно, начиная от длительного простоя на холоде и, заканчивая неполадками в системе питания авто.

Одним из способов «оживления» аккумуляторной батареи является ее зарядка, осуществлять которую лучше после установления и устранения причины ее разряда. Чтобы зарядить АКБ, можно воспользоваться услугами специальных сервисов, а можно справиться с этой задачей и самому. Для этого, конечно, необходимо иметь зарядное устройство (ЗУ).

Виды зарядных устройств

Если в вашем арсенале нет ЗУ для аккумулятора, но есть желание его приобрести, следует знать, какие зарядные устройства бывают, и какое из них лучше всего подойдет для ваших потребностей.

В продаже представлены два основных вида ЗУ:

  • зарядно-предпусковые;
  • зарядно-пусковые.

Зарядно-предпусковые устройства (ЗППУ)

Этот вид ЗУ предназначен исключительно для подзарядки аккумулятора. Зарядка происходит путем передачи напряжения и тока нужной величины от клемм устройства на клеммы аккумулятора. Она может осуществляться тремя способами:

  • постоянного тока;
  • постоянного напряжения;
  • комбинированным (сначала постоянным током, потом – постоянным напряжением).

Последний способ зарядки является наиболее эффективным, но для такой процедуры требуется ЗУ с устройством автоматического переключения режимов.

Отдельно, зарядно-предпусковые устройства классифицируются на:

  • трансформаторные;
  • импульсные.

В основе трансформаторного ЗППУ – мощный и габаритный трансформатор. Подобные устройства отличаются высокой надежностью, однако из-за значительного размера и веса, не очень удобны в эксплуатации.

Импульсные ЗППУ более компактны. Принцип их работы заключается в преобразовании тока, получаемого из потребительской сети, и увеличения его частоты на выходе. Здесь также используется трансформатор, однако его габариты очень компактны. Кроме того, импульсные ЗУ заряжают батарею гораздо быстрее, работают в автоматическом режиме, а также могут иметь ряд дополнительных функций. Большинство из них имеет встроенный логический контроллер, управляющий процессом зарядки. Стоимость таких устройств гораздо выше стоимости трансформаторных ЗУ.

Зарядно-пусковые устройства (ЗПУ)

Когда АКБ разрядилась настолько, что не в состоянии обеспечить вращение стартера для запуска двигателя, выручит зарядно-пусковое устройство. Конечно, если рядом есть розетка. Достаточно подключить зарядно-пусковое устройство к сети, подсоединить его клеммы к клеммам аккумулятора, установить необходимую величину тока, и можно запускать двигатель. Зарядно-пусковые устройства, переключенные в пусковой режим, осуществляют длинноимпульсную подачу тока на бортовую цепь автомобиля, обеспечивая тем самым условия для успешного старта двигателя. Единственное условие – аккумулятор авто должен быть отключен.

Дополнительно, ЗПУ можно использовать и в качестве обычного зарядного устройства. Зарядно-пусковые устройства также могут быть, как трансформаторными, так и импульсными.

Основываясь на практике, можно с уверенность сказать, что предпочтительней иметь под рукой (в гараже) зарядно-пусковое устройство, нежели просто зарядное, причем полностью автоматизированное.

Основные критерии для выбора зарядного устройства

Определившись с типом зарядного устройства, самое время перейти к определению его основных рабочих параметров, необходимых для качественной зарядки аккумулятора. Здесь существует всего два критерия:

Подбор ЗУ по максимальному току (номинальной емкости АКБ)

Зная величину номинальной емкости АКБ, можно определить необходимую для нее величину тока заряда. Для кислотных аккумуляторов, зарядный ток определяется по следующей формуле: I max ≥ 0,1*C ном, где C ном – показатель номинальной мощности АКБ. Иными словами, если в вашем авто установлена батарея емкостью 55 Ач, то выбираемое ЗУ должно выдавать, как минимум, 5,5 А. Для щелочных аккумуляторов зарядный ток должен быть несколько выше. Определить его можно по следующей формуле I max ≥ 0,25*C ном.

Чтобы иметь возможность максимально точно подобрать нужную величину тока заряда, необходимо, чтобы в зарядном устройстве была предусмотрена дискретная или плавная его регулировка с максимальным шагом 0,5 А.

Подбор ЗУ по максимальному напряжению (номинальному напряжению АКБ)

Для большинства кислотных батарей (12-вольтовых) максимальное напряжение в конце зарядки должно составлять 14,4-15 В (2,4-2,5 В на банку). Для нормальной зарядки таких АКБ, учитывая падение напряжения на клеммах и проводниках, оптимальным зарядным напряжением принято считать 15,5 В.

Чтобы точно определить величину максимального напряжения заряда для батарей свинцово-кислотного типа, используют формулу: U max ≥ U эл *N, где U эл – это конечное напряжение на одном элементе (банке) АКБ, а N – количество элементов (банок).

Например, если в паспортных данных аккумулятора указано, что максимальное напряжение одного заряженного элемента составляет 2,4 В, а число элементов в батарее – 6, то максимальное напряжение заряда для АКБ равно 14,4 В.

Для щелочных моделей максимальное зарядное напряжение определяют, используя следующую формулу: U max ≥ (2,1*N) + Ud, где N – количество элементов, а Ud – так называемая, вольтдобавка – дополнительное увеличение значения напряжения, составляющее примерно 5 В на каждые 15 элементов.

Чтобы зарядное устройство удовлетворяло эксплуатационные требования АКБ, необходимо, чтобы в нем была предусмотрена возможность регулировки выходного напряжения с шагом не более 0,1 В. Для большего удобства и точной настройки лучше использовать ЗУ с цифровым индикатором (вольтметром).

Определив максимальные показатели зарядного тока и напряжения для вашего аккумулятора, не спешите приобретать ЗУ именно с такими параметрами. Дело в том, что АКБ – это лишь отдельный элемент, который со временем может быть заменен на себе подобный, однако с другими характеристиками. К тому же, вряд ли кто-то всю жизнь ездит на одном и том же автомобиле. Лучше будет, если вы купите зарядное устройство с параметрами тока и напряжения, превышающими номинальные, т.е. «с запасом». Такое решение позволит использовать его и для существующего аккумулятора, и для его возможного «преемника» с более высокими рабочими показателями.

1.Выбирая между зарядным и зарядно-пусковым устройством, отдайте предпочтение последнему. Так вы всегда будете уверенны, что имея розетку в гараже, вы всегда сможете запустить двигатель, не дожидаясь, пока ЗУ зарядит АКБ до необходимого состояния.

2.Не следует приобретать зарядное устройство под определенный аккумулятор (автомобиль). Сделайте выбор в пользу прибора, характеристики которого на 10% превосходят необходимые на данный момент.

3.Если вы слишком знакомы с электротехникой, приобретите лучше полностью автоматическое ЗУ с комбинированным типом зарядки. Оно обойдется вам немного дороже, но избавит от лишних хлопот.

4.Не покупайте зарядное устройство сомнительного происхождения. Это все-таки электрический прибор, представляющий определенную опасность, особенно, если он произведен непонятно где, и непонятно кем.

5.В любом случае, начинайте эксплуатацию ЗУ только после изучения инструкции по его эксплуатации.