И э = ЗП + А + ТСМ + С рем. + С м + П р, (6)

где ЗП – заработная плата основная и дополнительная производственных рабочих с начислениями;

А – амортизационные отчисления, определяемые по нормам амортизации для каждого вида оборудования, руб.;

ТСМ – стоимость топливно-смазочных материалов, руб.;

С рем. – затраты на текущий ремонт и механическое обслуживание, руб.;

С м – затраты на ремонт и восстановление износа шин (для колесной техники);

П р – прочие денежные расходы (затраты на спецодежду, хранение техники и т.д.).

1.4.1 Заработная плата определяется по формуле:

ЗП = Ч т 8 В о К доп. К нач. , (7)

где Ч т – часовая тарифная ставка, руб.;

8 – продолжительность рабочей смены, час.;

В о – число рабочих дней в году;

К доп – коэффициент доплат (К доп =1,2 – 2,2)

К нач – коэффициент, учитывающий начисления на зарплату (в пенсионный фонд, фондмедстраха, соцстраха, К нач =0,415 (41,5%).

1.4.2 Амортизационные отчисления определяются:

где БС – балансовая стоимость техники, руб.

Н – норма амортизационных отчислений по видам техники, %

1.4.3 Расчет стоимости топливно-смазочных материалов:

Стоимость топлива: Т = Ц Т см К В о Р ч (9)

где: Ц – цена 1 кг топлива, руб.;

Р ч – часовой расход топлива, кг (если нет норм расхода, то рассчитать по формуле);

Т см – количество часов работы техники в смену;

В о – число смен работы в год;

К – коэффициент, учитывающий условия работы.

Стоимость масла, смазочных и обтирочных материалов определяется в процентах от стоимости топлива (СМ=20-25% от Т)

1.4.4 Затраты на электроэнергию на стационарные машины (С э) можно рассчитывать исходя из установленной мощности электродвигателей, степени их загрузки и стоимости одного киловатт-часа по формуле:

С э = N э К 1 К 2 К 3 К 4 Т см Ц э, (руб/смену), (10)

где N э – суммарная установленная мощность электродвигателей, кВт;

К 1 – коэффициент загрузки двигателя по времени;

К 2 – коэффициент загрузки двигателя по мощности;

К 3 – коэффициент одновременности работы двигателей оборудования;

К 4 – коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети;

Ц э – стоимость одного кВт/ч электроэнергии, руб.

Для лесной промышленности произведение коэффициентов К 1 , К 2 , К 3 , К 4 может приниматься равным 0,80-0,95.

1.4.5 Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт техники можно определить по формуле:

где Н т – норматив затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт техники на 100 машино-часов в работе или 1000 км пробега, руб.;

В см – сменный пробег автомобиля, км.;

В о – число смен работы техники в год.

1.4.6 При составлении калькуляции себестоимости содержания лесовозных автомобилей (автопоездов) и колесных тракторов учитываются расходы на восстановление износа и ремонт шин по формуле:

где Н ш – норма затрат на восстановление и ремонт шин в % к стоимости комплекса на 1000 км пробега;

Ц ш – оптовая цена одного комплекта по прейскуранту, руб;

К т – коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы;

В см – сменный пробег автомобиля в км;

В о – число смен работы автомобиля в год.

1.4.7 Прочие расходы могут включать: затраты на хранение техники и другие расходы. В расчетах их можно принимать в размере 5% от всех затрат.

Полученные данные сводим в таблицу 2.

Таблица 2 – Калькуляция себестоимости работ

Элементы затрат

Базовый вариант

Проектируемый вариант

Всего затрат

Всего затрат

На единицу продукции или работ

1. Заработная плата

2. Отчисления на социальные нужды

3. Амортизационные отчисления

4. Стоимость топливно-смазочных материалов

5. Затраты на ремонт и техническое обслуживание

6. Затраты на восстановление износа и ремонт шин

7. Прочие денежные расходы

ИТОГО затрат

Эксплуатационные затратыпредставляют собой совокупность затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования.

Расчет основных статей эксплуатационных затрат осуществляется в соответствии со следующей методикой:

1. Заработная плата обслуживающего персонала с начислениями:

где – коэффициент премий; – численность рабочих, обслуживающих технику, чел.; – время, затрачиваемое на обслуживание используемой техники, ч/год; – среднечасовая тарифная ставка обслуживающего персонала, ден.ед./ч; – норматив дополнительной заработной платы, %; – норматив налогов и отчислений от фонда оплаты труда, %.

2. Амортизационные отчисления:

, (8.12)

где – норма амортизации используемой техники, %; – амортизируемая стоимость используемой техники, ден. ед.

3. Затраты на потребляемую электроэнергию:

, (8.13)

где – мощность, потребляемая используемой техникой, кВт; – годовой эффективный фонд времени работы используемой техники, ч; – тариф на 1 кВт электроэнергии, ден. ед.

4. Затраты на текущий ремонт используемой техники:

, (8.14)

где – отпускная цена единицы используемой техники, ден. ед.; - норматив затрат на плановый текущий ремонт используемой техники, %.

Расчет эксплуатационных издержек необходимо проводить по новому и заменяемому варианту. Экономия, полученная за счет снижения эксплуатационных издержек, рассчитывается по формуле

, (8.15)

где – годовые эксплуатационные издержки соответственно по новой и заменяемой технике, ден. ед.;

– коэффициент приведения к сопоставимому виду показателей работы новой и заменяемой техники, например, коэффициент роста производительности оборудования, коэффициент качества.

Расчет показателей эффективности инвестиций в сфере потребления новой техники

5. Выводы о целесообразности инвестиционного проекта на основе анализа рассчитанных показателей делается вывод о целесообразности инвестиционного проекта.

Выбор эффективного варианта технологических процессов

При решении вопроса о целесообразности внедрения новой технологии экономическое обоснование может ограничиваться определением области эффективного использования сравниваемых вариантов.

Критерием выбора технологического процесса является минимальная технологическая себестоимость изготовления определенного объема выпуска продукции, т. е. должно выполняться условие :

,

где – условно-постоянные издержки на заданный объем выпуска продукции, ден. ед.;

– переменные издержки на единицу продукции, ден. ед.;

– объем выпуска продукции, нат. ед.

К переменным издержкам относятся:

1. Материальные затраты;

2. Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

3. Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость;

4. Затраты на электроэнергию.

К условно-постоянным издержкам относятся:

1. Амортизационные отчисления используемого технологического оборудования;

2. Затраты на ремонт технологического оборудования;

3. Амортизационные отчисления зданий, занимаемым технологическим оборудованием.

В соответствии с критерием необходимо определить объем выпуска продукции, для производства которого будет целесообразно применение того или иного технологического процесса, или объем выпуска, при котором будет безразлично какой технологический процесс применять ().

Для этого необходимо решить систему из двух уравнений для определения .

Цена на изделие или услугу не устанавливается случайно.

Она напрямую зависит от правильной калькуляции себестоимости.

Поэтому очень важно иметь хотя бы общее представление об этом процессе.

Назначение документа

Калькуляция представляет собой процесс, направленный на определение стоимостного выражения произведенной продукции или оказываемых услуг. Как правило, к товарам данная работа не применима. Для них действует иной порядок ценообразования.

Калькуляция востребована при определении (стоимостного выражения) производства, как одного калькуляционного объекта, так и группы указанных объектов. Под калькуляционным объектом понимается конкретное изделие либо услуга. А калькуляционной единицей понимается единица измерения (штуки, литры, и т.д.).

Калькуляция занимается аккумулированием всех , которые прямо или косвенно связаны с основной деятельностью – с выпуском продукции, оказанием услуги. На основе произведенных расчетов определяется фактическая полная или неполная себестоимость, а на ее базе – цена.

Стоит отметить, что калькуляция готовой продукции отличается от расчета стоимости оказанной услуги, в частности:

Калькуляция услуги и продукции осуществляется по целому ряду статей издержек, перечень которых может изменяться в зависимости от отрасли и специфики деятельности, а также в зависимости от принятой методики калькулирования затрат.

Под калькуляционным методом понимается совокупность используемых приемов отражения затрат на производство и реализацию, которые позволяют определить фактическую себестоимость.

В экономической природе различаются:

Для целей бухгалтерского учета калькуляция представляет собой группировку издержек в соответствии с учетной политикой и по определенным калькуляционным статьям.

Но при этом различается:

  1. Директ-костинг. Данный метод группировки затрат представляет собой технологию, при которой происходит расчет себестоимости только по , а постоянные издержки, к которым относятся все общехозяйственные, реализационные и общепроизводственные расходы, полностью списываются в составе текущих затрат на финансовый результат. Таким образом, продукция в остатке и незавершенное производство оцениваются по неполной себестоимости, а все косвенные расходы в полном объеме списываются при продаже выпущенной продукции или даже без реализации продукции – на финансовый результат деятельности предприятия в целом;
  2. Метод полных затрат или absorption costing. Он подразумевает участие всех расходов – и косвенных, и прямых, — в расчете себестоимости продукции или услуг. В итоге продукция в остатке и при продаже будет оценена по сумме всех расходов, которые были понесены на ее производство. И косвенные расходы будут равномерно включены в себестоимость изделий независимо от того проданы они или нет.

При применении каждого из методов очень важна правильная классификация затрат и их группировка по статьям калькуляции.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Классификация издержек и их распределение по статьям

Отнесение расходов к разным группам затрат происходит по ряду признаков:

  • по способу включения расходов в себестоимость – прямые и косвенные. Под прямыми понимаются затраты, которые непосредственно связаны с выпуском продукции и включаются в стоимостную оценку сразу. К косвенным относятся расходы, которые связаны с обслуживанием производства, с управлением предприятием и т.д. Они носят общий характер, связаны с деятельностью компании в целом и подлежат распределению;
  • по назначению – накладные и основные. К основным относятся затраты на материалы, сырье, топливо и иные производственные ресурсы, которые преобразуются в готовое изделие (или в услугу). Под накладными понимают издержки, которые связаны с организацией и управлением деятельности предприятия;
  • по содержанию – комплексные и одноэлементные. В состав одноэлементных расходов включаются затраты, которые формируют себестоимость: оплата труда, амортизация, материалы и т.д. К комплексным – общехозяйственные и общепроизводственные издержки;
  • по отношению к объему производства. Различаются постоянные и переменные издержки. Постоянные не зависят от объема выпущенной продукции – это административные и общепроизводственные затраты. А вот переменные расходы находятся в полной зависимости от количества выпущенной продукции – это материалы, топливо и оплата труда основных рабочих;
  • по соотнесению с деятельностью – прочие (внереализационные) и обычные. Эта классификация важна для бухгалтерского учета и она отличается от классификации затрат по назначению, поскольку группирует все расходы сначала по принципу их соотнесения с видом деятельности, т.е. с обычным и дополнительным (внереализационным). А потом группировка внутри расходов по обычной деятельности происходит по учетным счетам и одновременно по экономическим признакам.

Эти экономические признаки представляют собой укрупненную группировку статей калькуляции :

  • материальные расходы (сырье, полуфабрикаты, топливо и иные аналогичные статьи затрат);
  • затраты на ;
  • взносы на социальное, медицинское и пенсионное страхование;
  • амортизация;
  • иные расходы – общехозяйственные, коммерческие и общепроизводственные.

А для целей самой калькуляции используется более детальная группировка статей :

  • материальные затраты – это расходы на сырье и материалы;
  • энергия и топливо, которые необходимы для обеспечения производства;
  • зарплата только производственных (основных) рабочих;
  • внебюджетные взносы с их заработной платы;
  • издержки общепроизводственного порядка – амортизация оборудования и зданий цехов, обслуживание производственного процесса, и иные аналогичные расходы;
  • общехозяйственные расходы. Их иначе еще называют управленческими. К ним относятся расходы на управление предприятием, оплата труда административного персонала, и т.д.
  • прочие производственные расходы. Сюда относятся те затраты, которые не были включены в общепроизводственные издержки;
  • коммерческие расходы. Это проведение рекламных кампаний, упаковка, транспортировка продукции до потребителя и иные аналогичные расходы.

Все затраты, начиная с материальных и заканчивая прочими производственными, составляют неполную себестоимость изделия (услуги) или производственную. А вместе с коммерческими расходами – это полная себестоимость.

Порядок составления

Чтобы правильно составить калькуляцию услуги, нужно следовать методическим инструкциям по отрасли. Кроме того, очень важно первичное грамотное распределение расходов по счетам бухгалтерского учета. Это позволит точно провести оценку стоимости услуг и выполнить ценообразование. И делается такая разноска по счетам на основании первичных документов, которые позволяют определиться с производственным и непроизводственным характером расходов.

Что касается самого процесса калькуляции себестоимости, то он включает в себя два основных этапа :

  • изначально следует определиться с прямыми и косвенными расходами. Это удобнее всего делать по данным бухгалтерского учета, где вся группировка расходов по этому признаку происходит на учетных счетах;
  • далее, исходя из принятого метода калькулирования, происходит распределение затрат. Это очень важно, особенно, если производится оказание нескольких видов услуг. Тут необходимо будет определиться с величинами общехозяйственных, общепроизводственных и коммерческих расходов, которые либо подлежат распределению между видами услуг относительно какого-либо признака (например, зарплаты основных рабочих), либо отнесению без распределения в полном объеме на выручку.

Как установить базу для распределения расходов?

Эта база, как и методика учета затрат, классификация расходов, – все прописывается в , которая формируется на основании действующего бухгалтерского законодательства.

Нюансы составления по отдельным видам услуг и работ

Любые строительные работы оцениваются на основании сметы, составлением которой занимаются специально обученные этому делу сотрудники – сметчики . Калькуляция составляется на основании специальных справочников, которые нормируют затраты, исходя из вида строительства и вида строительных работ, и называются «Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы».

Что касается состава группировки расходов, то все зависит от характера выполняемых работ.

Например, для строительно-монтажных работ , калькуляции их стоимости будет опираться на следующую группировку затратных статей:

  • материальные затраты;
  • зарплата рабочих;
  • расходы, связанные с содержание оборудования и спецтехники;
  • прочие расходы (аренда, услуги сторонних фирм, страховые взносы, и т.д.);
  • общепроизводственные расходы.

Калькуляция стоимости транспортных услуг тоже специфична и включает:

  • основные расходы – это оплата труда водителей с отчислениями во внебюджетные фонды; затраты на топливо и амортизация транспортного средства;
  • затраты на обслуживание транспортного средства – запчасти, зарплата с отчислениями работников сервиса, содержание гаража, амортизация и иные аналогичные расходы. Причем, по услугам автосервиса составляется, как правило, отдельная смета;
  • общехозяйственные расходы. Они связаны с управлением компанией;
  • коммерческие расходы.

Что касается, например, таких расходов, как топливо , то они нормированы. Т.е. исходя из вида транспортного средства, используется при калькуляции базовый расход топлива и поправочный коэффициент, который регулирует базовую топливную норму с учетом фактического пробега и иных показателей (для автобусов дополнительным показателем является время его работы с включенным отоплением, для бортовых грузовиков – объем груза, и т.д.). Таким образом, вся калькуляция себестоимости транспортных услуг происходит с учетом вида транспортного средства.

Чтобы рассчитать стоимость внедрения дополнительных услуг турфирмы , следует понять, что эти показатели изначально непредсказуемы. И определяются на основании анализа множества текущих факторов (например, курс валюты и т.д.) и с учетом данных предыдущего периода, например:

  • страховка. Она может быть обязательной – и тогда подлежит включению в стоимости путевки. Если страховка оплачивается по желанию туриста, тогда данная услуга считается только дополнительной. При этом оплату за каждый купленный полис производит страховщик;
  • визы. Их стоимость рассчитывается с учетом численности группы по конкретному направлению отдыха. Оформление их производится по приглашению, которое получено от принимающей стороны, и на определенное число туристов;\
  • расходы на проживание. Их величина зависит от класса гостиницы, сезона заезда, численности группы и стоимости номеров в данный сезон;
  • расходы на экскурсии и услуги гида-переводчика. Их величина также зависит от сезона заезда и стоимости билетов в музеи в это время.

Как видите, расходы на дополнительные услуги турфирмы действительно непредсказуемы и очень сильно зависят от текущей обстановки. Поэтому такой бизнес нередко бывает убыточным – ведь путевки начинают продаваться в одних условиях, а обслуживание уже происходит при других ценовых величинах.

Правила составления калькуляции затрат на строительные работы изложены в следующем видеосюжете:

9.4. Практика формирования плановых цен (на примере управления механизации)

Расчет плановой цены машино-смены работы технологического автотранспорта в соответствии с нормативно-справочными материалами, эксплуатационными и расчетными показателями работы автомобилей производится по следующим статьям затрат: топливо, смазочные материалы, техобслуживание и эксплуатационный ремонт, ремонт шин, амортизация на восстановление и капремонт, заработная плата машинистов и водителей, накладные расходы.

Под нормой расхода топлива или смазочного материала (ТСМ) применительно к автомобильному транспорту понимается установленное значение меры потребления данного материала при работе конкретного автомобиля. Нормы предназначены для ведения оперативной и статистической отчетности, планирования потребности организации в ТСМ на последующий период, расчетов налогообложения организаций, осуществления режима экономии и рационального использования потребляемых нефтепродуктов, а также для расчетов с водителями.

Расходы на содержание автотранспортных средств списывают на себестоимость продукции (работ, услуг). В бухгалтерском учете затраты, связанные с перевозочным процессом, отражают на балансовом счете 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» (только для торговых организаций). Затраты на содержание служебного автотранспорта отражаются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Организации, имеющие парк автомобилей, отражают затраты, связанные с их содержанием и эксплуатацией, на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства».

Бухгалтерские и налоговые нормативные документы не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов, связанных с использованием ТСМ в перевозочном процессе. Единственным условием списания ТСМ на себестоимость является наличие документов, подтверждающих факт их использования в процессе производства. Поэтому каждая организация вправе самостоятельно определить нормы их расхода с учетом особенностей производства, руководствуясь «Нормами…» .

Нормы утверждаются приказом руководителя организации, с которым знакомят всех водителей. Отсутствие утвержденных норм может привести к злоупотреблениям со стороны водителей или машинистов строительных машин, «пережогу» топлива и неоправданным дополнительным расходам.

Допускается увеличение нормативного расхода топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности (техосмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и автомобилей после ремонта и т. д.) до 1 % от общего количества, потребляемого организацией.

Для автомобилей общего назначения установлены:

Базовая норма на 100 км пробега, которая зависит от категории автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.) и предполагает различное снаряженное состояние автомобиля и режим движения в эксплуатации;

Норма на 100 тонно-километров (т×км) транспортной работы, которая учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом и зависит от вида двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый), и полной массы автомобиля;

Норма на поездку с грузом, учитывающая увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки, и зависящая только от полной массы автомобиля.

Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены:

Для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах;

Для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, – в литрах сжиженного газа;

Для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, – в нормальных кубических метрах;

Для газодизельных автомобилей – в нормальных кубических метрах сжатого природного газа и в литрах дизельного топлива.

Особенности эксплуатации автомобилей, связанные с дорожно-транспортными, климатическими и другими факторами, учитываются путем применения к базовым нормам поправочных коэффициентов. Эти коэффициенты установлены в виде процента повышения или снижения исходного значения нормы. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом их суммы или разности.

Горюче-смазочные материалы списываются на себестоимость перевозок на основании путевых листов, где проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ. Эти данные механик (или иное уполномоченное лицо) записывает в путевой лист, где также должен быть указан точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов.

Расчет стоимости машино-смены работы технологического автотранспорта в соответствии с нормативно-справочными материалами, эксплуатационными и расчетными показателями транспортной работы автомобилей, находящихся в эксплуатации, ведется по статьям затрат на топливо, смазочные материалы, техобслуживание и эксплуатационный ремонт, ремонт шин, амортизацию на восстановление и капремонт, заработную плату машинистов и водителей, накладные расходы.

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по соотношению

где Q н – нормативный расход топлива, л; S – пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км; H s a п c – норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда, л/100 км; H s – базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала в снаряженном состоянии без груза или транспортная норма с учетом транспортной работы с коэффициентом загрузки 0,5 л/100 км; Z – количество ездок с грузом за смену; D

где H w – норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Н s не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т×км; G пр – собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т; q – грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5 q – с коэффициентом загрузки 0,5), т.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами или полуприцепами (если базовая норма для автомобиля рассчитывается, как для седельного тягача) норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа (полуприцепа) и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки – 0,5): бензина – до 2 л, дизельного топлива – до 1,3 л, сжиженного газа – до 2,64 л, природного газа – до 2 м 3 .

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлива Hz на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки до 0,25 л жидкого топлива (до 0,66 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м 3 природного газа) на единицу самосвального подвижного состава; до 0,2 м 3 природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Результаты расчета затрат на топливо для самосвалов приведены в табл. 9.2. Пробег техники – среднее значение по путевым листам.

Таблица 9.2

Затраты на топливо (самосвалы)


*Цены условные.

Для грузовых бортовых автомобилей и тягачей (табл. 9.3) нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по соотношению

где H s aп – норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100 км; H w – норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т×км; W – объем транспортной работы, т×км (W = G гр ´ S гр, где G гр – масса груза, т; S гр – пробег с грузом, км); D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

где H s – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (H s aп = H s , для одиночного автомобиля, тягача); H g – норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т×км; G пр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

Таблица 9.3

Затраты на топливо (бортовые грузовые машины и тягачи)

*Цены условные.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега): для бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа – до 2,64 л; сжатого природного газа – до 2 м 3 ; при газодизельном питании – ориентировочно до 1,2 м 3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на автомобили, выполняющие:

Работы в период стоянки – пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т. п.;

Ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения – автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т. п.

Нормативный расход топлива Q н (л) для спецавтомобилей (табл. 9.4), выполняющих основную работу в период стоянки,

где H s c – индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км (если он предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: H s c" = H s c + H w W ); S – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км; Н т – норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/ч или л на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т. п.); Т – время работы оборудования, ч (или количество выполненных операций); D – суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).

Таблица 9.4

Затраты на топливо для спецавтомобилей (автокраны)

Руководящим документом Р3112194-0366–03 установлены нормы расхода смазочных материалов на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода смазок установлены в килограммах на 100 л расхода топлива. Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до трех лет (кроме автомобилей БАЗ и легковых автомобилей иностранного производства). Нормы расхода масел увеличиваются до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата:

где М н нормативный расход масел и смазок; Н м базовая норма; Q h – нормативный расход топлива; D – корректирующие коэффициенты.

В табл. 9.5 приведен расчет затрат на масла и смазки в соответствии с Р3112194-0366–03.

Таблица 9.5

Затраты на масла и смазки

Марка машины

Наименование

смазки, р.

Затраты за смену, р.

Моторные масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

Моторные масла

Трансмиссионные и гидравлические масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

Моторные масла

Трансмиссионные и гидравлические масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

Моторные масла

Трансмиссионные и гидравлические масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

КС-55713-1 на базе Урал-4320

Моторные масла

Трансмиссионные и гидравлические масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

КС-35719 на базе Урал-5557

Моторные масла

Трансмиссионные и гидравлические масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

На каждую автомобильную шину ведется учетная карточка (рис. 9.7), в которой отражаются все перемещения, дефекты, ремонт, количество пройденных километров. Карточки ведут техник по учету автошин или иное лицо, назначенное приказом руководителя организации. Карточка является основанием для списания автошин по непригодности, предъявления рекламаций изготовителям и шиноремонтным заводам в случае невыполнения гарантийного пробега по их вине.

Рис. 9.7. Карточка учета работы автопокрышек

Замена изношенных шин новыми производится после выполнения нормативного эксплуатационного пробега. Установлены нормы эксплуатационного пробега автошин в тыс. км и нормы затрат на восстановление и ремонт автошин в % к стоимости комплекта на 1000 км пробега (табл. 9.6). Норма зависит от вида автомобиля, шин, а также от территории, на которой эксплуатируется автомобиль. Согласно нормативам, территории разделены на две группы. По тем шинам, для которых нет утвержденных норм эксплуатационного пробега, организации самостоятельно разрабатывают и утверждают их.

Таблица 9.6

Затраты на автомобильные шины


Автомобильные шины со склада выдаются только в обмен на сданные, подлежащие восстановлению или списанию. При сдаче составляют акт о полной непригодности шин, в котором указывают размер каждой покрышки или камеры, ее серийный номер, модель, характер повреждения и пробег.

Затраты на восстановление и ремонт шин Зш (р./км) рассчитывают по следующим формулам:

для одиночного автомобиля

(9.7)

где З ш – затраты на восстановление и ремонт шин, р./км; Н ш – норма на восстановление и ремонт шин на 1000 км пробега, %; Ц ш – цена покрышки, камеры ободной ленты, р./комплект; П ш – количество ходовых шин на автомобиле, шт.;

для автопоезда

(9.8)

где Н ш.пр – норма на восстановление и ремонт шин прицепа или полуприцепа, %; Ц ш.пр – цена покрышки камеры, ободной ленты прицепа или полуприцепа, тыс. р./комплект; 1,15 (или 1,10) – коэффициент, учитывающий работу автомобиля с прицепом или полуприцепом; П ш.пр – количество ходовых шин на прицепе, шт.

Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт вычисляют на основании норм, разработанных Центральной научно-исследовательской лабораторией (ЦНИЛ) и Центром по научной организации труда и управления производством (ЦНОТ). В табл. 9.7 представлен пример расчета с использованием норм, принятых в ОАО «АСМ».

В ОАО «Агростроймеханизация» применяется линейный метод расчета амортизации . При этом, согласно ст. 259 Налогового кодекса РФ, норма амортизации по каждому объекту определяется по формуле

(9.9)

где – норма амортизации, % к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта; n – срок полезного использования данного объекта, мес.

Амортизация автомобилей на 1 км пробега определяется по формуле

(9.10)

где З а – затраты на амортизацию, р./км; С б – усредненная балансовая стоимость, р.; Н а.г – норма амортизационных отчислений в год, %; Г 1 – годовой пробег автомобиля, км.

Таблица 9.7

Затраты на ремонт и техническое обслуживание

Результаты расчета приведены в табл. 9.8. Срок полезного использования техники – 10 лет, годовая норма амортизации – 10 %.

Таблица 9.8

Расчет амортизации за 1 машино-смену

Заработная плата водителей автомобилей За п (р.), отнесенная к километру пробега, при почасовой оплате определяется по формуле

(9.11)

где К – коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату; С и – часовая тарифная ставка водителя, р.; 1840 – годовой фонд рабочего времени, ч.

Результаты расчета заработной платы водителей за 1 машино-смену эксплуатации техники представлены в табл. 9.9.

Таблица 9.9

Заработная плата водителей


При расчете заработной платы водителей учитываются дополнительное время отпусков (8,8 %) и отчисления на социальные нужды.

Виды доплат к тарифной ставке:

Водителям, работающим на автомобилях в Москве и Санкт-Петербурге, – 10 % (К1 = 1,1);

При доставке грузов в контейнерах, пакетах и на поддонах – до 10 % (К 2 = 1,1);

При перевозке грузов на автомобилях с одним прицепом – до 50 % (К 3 = 1,5);

За работу на автомобилях-самосвалах при расстоянии до 10 км – до 30 % (К 4 = 1,3);

За работу на автомобилях-тягачах – до 20 % (К5 = 1,2);

За руководство бригадой – 1 % (К 6 = 1,01);

За работу на автомобилях с двухсменным режимом работы (КамАЗ-5511) – до 20 % (К 7 = 1,2).

Рассчитанные показатели для основных единиц технологического автотранспорта позволяют сформировать базу нормативов для дальнейшего планирования затрат и расчета себестоимости эксплуатации техники. Также появляется возможность контроля затрат по отклонениям при сравнении нормативных затрат с фактическими.

Расчет стоимости машино-смены работы башенных кранов в соответствии с нормативно-справочными материалами производится по следующим статьям затрат: смазочные материалы, техобслуживание и эксплуатационный ремонт, амортизация на восстановление, заработная плата машинистов, накладные расходы, замена быстроизнашивающихся частей (сменная оснастка), перебазировка башенных кранов с одной строительной площадки (базы механизации) на другую (табл. 9.10).

Отпускная цена башенных кранов завода-изготовителя, р.:

КБ-160.2 – 15 480 000,

КБ-403 – 16 920 000,

КБ-405 – 17 460 000,

КБ-5053 – 18 000 000.

Коэффициент на доставку К д, учитывающий фактические затраты на доставку машины, устанавливается ОАО «АСМ» в зависимости от местонахождения склада поставщика. В данном случае он равен 1,08.

Расчет затрат на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт


Таблица 9.10

Сводная калькуляция себестоимости 1 машино-смены работы автотранспорта, р.


Показатель амортизационных отчислений А м на полное восстановление машин, норма для которых установлена в процентах в год, определяется по формуле

(9.12)

где Н а – норма амортизационных отчислений на полное восстановление, %/год; К а – коэффициент к норме амортизационных отчислений.

В ОАО «АСМ» Н а устанавливается в соответствии со СНиП IV-3–91 и для башенных кранов данных марок составляет 10 % в год, К а = 1.

Заработная плата машинистов, управляющих башенными кранами, рассчитывается с учетом их квалификации и численного состава. При этом часовой показатель зарплаты исчисляется исходя из реально складывающегося ее уровня. Квалификационный состав рабочих, управляющих машиной, устанавливается по и технической документации на башенный кран (паспорта).

Расчет затрат на амортизацию

Соотношение зарплат рабочих различных разрядов принимается по тарифной сетке, приведенной в Общей части ЕНиР.

Среднечасовая заработная плата машинистов З

,

где Зм – месячная зарплата машинистов, управляющих машиной данной марки, в соответствии с контрактом, р./мес; 365 – количество дней в году; 52 – количество недель в году; 2 – количество выходных дней в неделе; 9 – количество праздничных дней в году; 12 – количество месяцев в году; Кр с – нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/см.; Кс – коэффициент сменности работы машины, см./дн.

Нормативная продолжительность рабочей смены в ОАО «АСМ» равняется 8 маш.-ч/см., фактическая сменность работы башенных кранов – 1. Доля затрат на замену быстроизнашивающихся частей (канатов и кабеля) в структуре прямых затрат на эксплуатацию башенных кранов составляет 3,5 %.

При расчете затрат данного вида можно столкнуться с рядом трудностей: номенклатура затрат может быть достаточно широкой, и при частых периодических пересмотрах планово-расчетных цен неизбежна проблема с определением текущих цен по всей номенклатуре быстроизнашивающихся частей. Существует еще одна трудность – это критерий, по которому следует относить ту или иную часть башенного крана к разряду быстроизнашивающихся. Кроме того, часто отсутствуют официально установленные нормативные сроки службы этих частей.

Расчет затрат на заработную плату машинистов

С учетом изложенного затраты на замену быстроизнашивающихся частей Б целесообразно учитывать в затратах на ремонт и техническое обслуживание. При необходимости выделить эти затраты в отдельную статью их определяют по формуле

(9.14)

где Цб ч – цена быстроизнашивающихся частей данного вида на период действия планово-расчетных цен, р./измеритель (шт. и т. д.); Кд – коэффициент, учитывающий затраты на доставку быстроизнашивающихся частей на базу механизации; Мб ч – количество быстроизнашивающихся частей данного вида, одновременно заменяемых на машине данной марки (шт., м и т. д.); Тб ч – срок службы (нормативный ресурс) быстроизнашивающейся части данного вида, маш.-ч.

Для всех рассматриваемых машин затраты на замену быстроизнашивающихся частей будут одинаковыми.

В данном расчете Кд = 1,08, Мб ч и Тб ч принимаются по паспортным данным.

Для гибкого электрического кабеля

Б1 = 432´1,08´45/5000 = 4,2 р./маш.-ч;

для каната подъемного

Б2 = (102 + 4) ´1,08´280/1500 = 21,4 р./маш.-ч;

для каната вантового

Б3 = (246 + 4) ´1,08´348/5000 = 18,8 р./маш.-ч.

Итого: Б = Б1 + Б2 + Б3 = 4,2 + 21,4 + 18,8 = 44,4 р./маш.-ч.

Затраты на перебазировку Ппр строительных машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую определяются по формуле

где Пт, Пп, Пм с – прямые затраты на эксплуатацию, соответственно, тягача, прицепа (прицепа-тяжеловоза) и машины сопровождения, исчисленные с привязкой к местным условиям, р./маш.-ч; В1 – время, в течение которого тягач и машина сопровождения заняты в перебазировке, маш.-ч; З – часовая зарплата машиниста перебазируемой машины, р./маш.-ч; В2 – время, в течение которого в перебазировке участвует машинист перебазируемой машины, маш.-ч; Тп – средняя продолжительность работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч.

Башенные краны перебазируются с базы ОАО «АСМ» на строительную площадку с помощью автотранспорта участка технологического транспорта. Прямые затраты на эксплуатацию тягача, прицепа (прицепа-тяжеловоза) и машины сопровождения исчисляются с привязкой к местным условиям.

Нормы времени, в течение которого в перебазировке участвуют тягач, машина сопровождения и машинист перебазируемой машины, устанавливаются ОАО «АСМ» в зависимости от месторасположения строительной площадки. В расчете используются средние нормы времени для перебазировки на строительную площадку в черте города, равные 2,6. Часовая зарплата машиниста принимается в соответствии с контрактом. Средняя продолжительность работы крана в соответствии с заключенным контрактом в данном случае равна 80 маш.-ч. В качестве примера рассчитаем затраты на перебазировку башенного крана КБ-160.2.

П = ((350+420+105)´2,6+300´2,6)/80 = 38 р./маш.-ч.

Нормы расходов смазочных материалов (р./маш.-ч)для башенных кранов данных марок принимаются по паспортным данным:

масло универсальное С1 = 0,00525´33,68 = 0,1768;

смазка графитовая С2 = 0,00025´93,32 = 0,23333;

смазка канатная С3 = 0,07411´83,32 = 6,1748;

керосин технический С4 = 0,15688´30 = 4,7064.

Итого: С = С1+С2+С3+С4 = 11,3.

Затраты на техническое обслуживание (ТО) и эксплуатационный ремонт вычисляют на основании норм, разработанных ЦНИЛ и ЦНОТ, с учетом инфляции.

Показатель затрат на выполнение ремонтов и ТО башенных кранов Р определяется по формуле

(9.16)

где Ц – отпускная цена поставщика (изготовителя) технических средств с учетом степени их комплектации сменным рабочим оборудованием, р.; Кд – коэффициент, учитывающий затраты на доставку машин со склада поставщика на базу механизации; Т – годовой режим работы машины, маш.-ч/год; Нр – норма затрат на ремонт и ТО машин, %/год.

В табл. 9.11 представлен расчет себестоимости одной машино-смены работы башенных кранов при норме прибыли 10 и 20 %, а в табл. 9.12 – расчет плановой цены одной машино-смены работы этих кранов.

Таблица 9.11

Сводная калькуляция себестоимости 1 машино-смены

работы башенных кранов


Таблица 9.12

Расчет плановой цены 1 машино-смены работы башенных кранов, р.

При расчете плановой цены одной машино-смены работы строительной техники необходимо помнить, что расчетная стоимость может быть выше рыночной цены и не обеспечивать необходимый уровень рентабельности организации. Тогда возникает закономерный вопрос, принимать ли заказы по цене ниже прейскуранта или нет. Альтернатив всего две: продавать и остаться на рынке или даже отвоевать себе «место под солнцем», либо не продавать услуги и не иметь ни выручки, ни «места под солнцем».

Вывод очевиден: необходимо позаботиться о рационализации затрат.



Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте: руководящий документ Р3112194-0366 – 03.

Предыдущая

Обладая информацией о себестоимости одного машино-часа работы транспортного средства, компания имеет возможность выгодно выбрать поставщика, предоставляющего услуги по аренде машин и механизмов. Предлагаем вам подробный алгоритм такого расчета.

Для определения себестоимости работы транспортной техники необходимо в первую очередь рассчитать себестоимость одного машино-часа. Данный расчет необходим в следующих случаях:

  • выбор поставщика транспортных услуг для нужд предприятия. Обладая информацией о реальной себестоимости одного машино-часа, можно выбрать поставщика на наиболее выгодных условиях. Анализ рынка в данном случае не даст объективную информацию, так как поставщики стремятся к получению максимальной прибыли;
  • сдача в аренду собственных машин и механизмов сторонним организациям. Правильный расчет позволит установить оптимальный размер плановых накоплений.

Для определения себестоимости одного машино-часа определенного вида транспортного средства необходимо учитывать следующие показатели:

  • балансовая стоимость транспортного средства;
  • амортизация основного средства;
  • затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание;
  • затраты на топливо и горюче-смазочные материалы;
  • оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы;
  • накладные расходы.

Рассмотрим подробнее каждый показатель и приведем примеры расчета.

Балансовая стоимость транспортного средства — стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:

  1. = (1 / n ) × 100 %,

где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Обратите внимание!

При установлении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010).

Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание машин определяется по формуле:

где В с — восстановительная стоимость машины, руб.;

Н р — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин;

Т — годовой режим работы машин, маш.-ч/год.

Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы можно определить на основании норм расхода на топливо и смазочные материалы, установленных в конкретной организации. Обычно эти нормы устанавливают и утверждают на производственном совещании в компании.

Также можно руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.05.2014).

Оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы зависит от формы оплаты труда в компании. Наиболее распространенными является сдельная и повременная форма оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда предполагает оплату труда по количеству произведенной продукции (работы) установленного качества с учетом сложности и условий труда. Согласно принятому порядку учета может учитываться результат труда каждого исполнителя в отдельности или коллективной (групповой) результат (по всей группе работающих).

При повременной форме труд оплачивается в зависимости от отработанного времени по часовым, дневным и месячным ставкам или окладам. Данная форма оплаты применяется в тех случаях, когда выработка отдельного работника не может быть точно учтена и выражена в определенном количестве продукции или работы или когда по характеру работы экономически нецелесообразно переводить работников на сдельную оплату труда.

Пример 1

Исходные данные:

  • количество отработанных часов в месяц — 162;
  • расценка за час, установленная в компании, — 130 руб./ч;
  • повышающий коэффициент — 1,3.

Заработная плата с учетом НДФЛ составит: 162 × 130 × 1,3 = 27 378,00 руб.

Отчисления с заработной платы: 27 378,00 × 0,3 = 8213,4 руб.

____________________

Накладные расходы сопутствуют основному производству, связаны с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.

Пример 2

Предположим, что в примере 1 рассмотрено промышленное строительство. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 90 % от фонда оплаты труда. Соответственно, накладные расходы составят: 27 378,00 × 0,9 = 24 640,20 руб.

______________________________

Рассмотрим пример расчета себестоимости за 1 машино-час.

Пример 3

Рассчитаем себестоимость 1 машино-часа работы автокрана короткообразного ZOOMLION RT-550 грузоподъемностью 55 т. Для расчета используем следующие данные:

  • балансовая стоимость автокрана — 10, 3 млн руб.;
  • срок полезного использования — 61 месяц;
  • количество отработанных часов в месяц — 166;
  • годовая норма затрат на техническое обслуживание и ремонт машины — 23 %;
  • тарифная ставка для оплаты труда — 140 руб./ч;
  • норма расхода топлива на 1 маш/час — 14, 3 л;
  • стоимость 1 л ГСМ — 27,34 руб.;
  • норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива — 2 л;
  • стоимость 1 л смазочных материалов — 169,49 руб.;
  • норма накладных расходов — 90 % от фонда оплата труда.

Расчет представлен в таблице.

Таблица 2. Калькуляция себестоимости 1 машино-часа работы автокрана

Наименование механизма: Автокран короткообразный ZOOMLION RT-550, г/п 55 т

№ п/п

Наименование затрат

Единица измерения

Расчет

Итого

Балансовая стоимость

Амортизация

Норма месячной амортизации

1 / 61 мес. × 100 %

Месячная амортизация

10 300 000,00 / 1,64 % × 100 %

Часовая амортизация

168 920,00 / 166,00

1 017,18

Затраты на техническое обслуживание и ремонт машины

Годовая норма

Годовые затраты

10 300 000,00 × 0,23

Месячные затраты

2 369 000 / 12,00

Часовые затраты

197 416,67 / 166,00

1 189,26

Оплата труда (зарплата машиниста)

Тарифная ставка, руб./ч

Страховые взносы

Часовая заработная плата

Затраты на топливо

Норма расхода топлива на 1 маш.-ч

Стоимость 1 л ГСМ

Часовая стоимость топлива

Затраты на смазочные материалы

Норма расхода масла на 100 л расхода топлива (автокран)

Норма расхода масла в соответствии с нормой расхода ГСМ

14,30 × 2,00 / 100

Часовые затраты на смазочные материалы

Накладные расходы

Итого себестоимость за 1 машино-час

1017,18 + 1189,26 + 182 + 390,96 + 48,47 + 126

А. В. Макина, экономист ООО «Больверк»