Большинство водителей уже не раз слышали о различных присадках, которые помогают . Кто-то их использует регулярно и рекомендует другим. Но некоторые люди утверждают, что большинство из них только вредят двигателю и ощутимой пользы не приносят. Отчасти это так. Низкая эффективность связана в первую очередь с неправильным добавлением и выбором средства. Молибденовые присадки критикует больше всех остальных. Чем обусловлено бурное обсуждение, разберёмся далее.

При использовании молибденовых присадок нужно дополнительно очищать систему.

Когда нужно использовать

Молибденовая присадка включает в свой состав активное вещество – дисульфид молибдена. Его защитные качества известны миру ещё с начала предыдущего столетия. Сначала его активно начали использовать для добавки в танки. Даже значительное повреждение не было особым препятствием для того, чтобы добраться до ближайшей ремонтной станции. После этого была протестирована работа молибдена в . Результат оказался положительным. Именно поэтому сейчас они повсеместно используются для повышения защиты деталей двигателя.

Значительная часть недовольных результатом покупателей неправильно их использует. Молибденовая присадка в моторном масле нового двигателя не покажет хороших изменений. Предназначена она для случаев, когда автомобиль эксплуатируется нерегулярно и в небольших пробегах. При постоянной нагрузке на поверхностях деталей остаётся нагар. Также молибден смешивается с маслами при высокой температуре. Из-за этого значительно быстрее. Чтобы понять, когда следует добавлять молибденовую присадку, необходимо ознакомиться с принципом действия вещества.

Как действует молибден

Принцип работы основан на главном активном компоненте – дисульфиде молибдена. После того как вещество стабилизируется в составе смазки, оно не оседает на металлических поверхностях двигателя. Начинается формирование тонкой плёнки, покрывающей все области трения и соприкосновения. Процесс длится не бесконечно и завершается после уравнивания показателей интенсивности изнашивания и наращивания. Происходит это по причине регулярного использования молибденовых присадок в масле.

Как только молибден перестанет поступать в масло, плёнка начинает быстро истощаться и постепенно исчезает полностью. После этого повышается вероятность образования задиров и неровностей. Также значительно ускоряется процесс , которые постоянно работают, в связи с резким увеличением трением. Есть только один способ получения новой молибденовой плёнки – очередное добавление присадки. Их эффективность не так высока в сравнении с более современными конкурентами, поэтому регулярное использование выйдет на порядок дороже.

На самом деле сейчас присадки из молибдена применяют чаще всего на производстве. Это связано со свойствами дисульфида: возможность образования повторных противоударных слоёв, выдерживание температуры вплоть до 400 градусов, повышение плотности при добавлении в пластмассу.

С каждым днём всё больше производителей ДВС предупреждают о неэффективности большинства случаев добавления молибденовых присадок в масла, особенно новых двигателей. Делать это нужно с использованием дополнительных средств регулярной очистки. Только в таком случае добавление молибдена оправдает ожидания и не навредит двигателю ещё больше.

Плюсы и минусы присадки

После ознакомления с принципом работы стало понятно, что присадки с молибденом имеют как значительные плюсы, так и существенные минусы. Давайте теперь систематизируем их для наглядности.

К плюсам относятся:

  • низкая стоимость продукта по сравнению с аналогами;
  • значительное повышение износостойкости;
  • хорошие защитные показатели при регулярном и правильном использовании.

К минусам относятся:

  • необходимость добавления ;
  • затраты топлива и масла не снижаются;
  • регулярное использование без очистки способно нанести дополнительный ущерб деталям.

Можно ли использовать молибденовые присадки для восстановительных работ? Да, но при условии полной очистки после применения. Если проигнорировать процедуру смены масла, то двигатель загрязниться и закоксуется значительно быстрее. Постоянное использование в масле эффективно для тех водителей, которые смогут найти время для правильного проведения процедур добавления и очищения. Как правило, это не занимает много времени, но регулярное проведение заметно надоедает. При этом стоит помнить, что молибденовые присадки не предназначены для экономии. Главная их функция защита деталей от разрушительного воздействия трения.

Ассортимент и техническое описание

В любом автомагазине найдётся несколько представителей молибденовых присадок. Но самые проверенные и популярные из них – продукты компании Liqui Moly. Это немецкая фирма, которая специализируется на выпуске средств на основе молибдена. Их присадки распространены по всему миру и пользуются огромным спросом во многих сферах деятельности.

Нас же интересует ассортимент молибденовых присадок в двигатель Ликви Моли. Давайте ознакомимся с ними подробнее:


Это самые распространённые и часто используемые продукты компании Ликви Моли. Своевременное и правильное использование присадок поможет улучшить работу двигателя.

Итоги

Подводя итог, можно сказать, что регулярное и правильное использование молибденовых присадок положительно сказывается на работе двигателя. Негативных последствий можно избежать, соблюдая инструкции по применению.

Огромное разнообразие масляных смесей, производимых для автомобильных двигателей, позволяет выбрать автомобилистам тот продукт, который им субъективно нравится больше всего. К таким относится моторное масло с молибденом, об исключительных качествах которого многие наслышаны. С этой присадкой традиционно выпускаются масляные жидкости немецкой торговой марки Liqui Moly. Как правило, у каждой медали есть две стороны. Поэтому попробуем разобраться, есть ли в применении дисульфида молибдена, кроме положительных, отрицательные эффекты.

История появления

Использование дисульфида молибдена для двигателей внутреннего сгорания началось в США в конце Второй мировой войны. Изначально это вещество, кроме металлургии, использовалось в авиации. Молибден как чистый металл не встречается. Но такое соединение, как минерал MoS2 (молибденит), довольно распространено. Американцы отметили его антифрикционные и антикоррозионные качества, устойчивость к высоким температурам и хорошую вязкость. Эксперименты по применению этого соединения как дисперсной добавки к авиационным маслам показали потрясающие результаты.

Благодаря смазывающим качествам молибденового дисульфида мотор самолёта мог работать без смазки – правда, недолго. Это было своего рода перестраховкой – на случай если масляные магистрали или картер мотора будут повреждены. Тогда пилот смог бы дотянуть до подходящего места, где удалось бы посадить самолёт.

Идея использовать этот порошок для других целей пришла в голову немцу Хансу Хенле, когда он обнаружил баночки Liqui Moly с порошковым молибденом (в переводе означает «жидкий молибден»). Узнав, для чего они применяются, Ханс решил использовать молибденит для моторных масел. Результаты превзошли все ожидания. В 1955 году он купил патент на использование молибденового дисульфида и права на эту торговую марку, а к 1997 году основал компанию Liqui Moly GmbH.

Вначале продавались молибденовые присадки к маслам серии Kfz, предназначенные как для моторных масел, так и для трансмиссии. Моторные смазки, в составе которых был MoS2, начали выпускаться только в конце 70-х годов, после нашумевших рекламных акций присадок Ликви Моли. Два небольших автомобильчика VW-Kaefer обогнули озеро Bodensee, имея внутри моторов вместо масла только молибденовую присадку. Это произвело фурор и вызвало настоящий бум на молибденовый дисульфид.

Основные свойства MoS2

Если говорить научным языком, молибденовый дисульфид представляет собой модификатор трения. Это – одна из основных присадок, входящих в состав любого моторного масла. Только для неё используются разные вещества и их соединения – например, производители применяют графит. MoS2 похож на него многими своими качествами. Его молекулярная структура, являясь пластинчатой, как у графита, состоит из атомов молибдена и серы, образуя очень прочное соединение.

Хорошие защитные, антифрикционные и противозадирные качества появляются за счёт того, что атомы молибдена и серы приблизительно одинаковы по размеру. Таким образом, образуется равномерная кристаллическая решётка. Будучи добавленным к моторной смазке, молибденовый дисульфид создаёт прочную плёнку в местах соприкосновения деталей, способную выдержать очень большое давление без разрушения. Молекулы MoS2 обладают высокой подвижностью по отношению друг к другу. Поэтому трение между соприкасающимися деталями резко уменьшается.

Соединения молибдена отлично показывают себя при высоких температурах (300–400°С), которыми сопровождается работа поршневой группы. Другие соединения, как правило, утрачивают свои основные качества при таких температурных режимах.

Кроме явно положительного воздействия, у этого модификатора трения есть и недостатки: например, неспособность растворения в масляной жидкости. То есть состояние порошка можно назвать дисперсным, представляющим собой взвесь, состоящую из довольно крупных по размеру частиц. Поэтому масла с молибденом ведут себя хорошо не во всех моторах. Следует опасаться его применения к мощным двигателям, развивающим очень высокие температуры внутри цилиндров. Как следствие образуются отложения и коксуются силовые агрегаты, хотя такая информация официально не подтверждена. Вполне может быть, что причина образования шлаков была другой: кальций, содержащийся в других присадках, особенно моющих, активно воздействует на MoS2, нивелируя все его хорошие качества. Этому процессу как раз способствует высокотемпературный режим. Поэтому есть рекомендации относиться к молибденосодержащим смазкам с осторожностью.

Ассортимент масел Liqui Moly

Сегодня немецкая компания выпускает большой ассортимент моторных масел – от качественных минеральных до полностью синтетических, под названием HighTech-Oel. Продукция имеет разные ценовые категории. Молибден в моторных маслах присутствует как модификатор трения. Если бы молибденит отрицательно влиял на некоторые силовые агрегаты, наверное, масла не были бы сертифицированы по классификатору API (Американского института нефти) как энергосберегающие (energy conserving, EC), а также АСЕА (Европейской Ассоциации Производителей автомобилей).

Использование масел немецкого производителя позволяет экономить от 1,5 до 2% топлива. Одна из легендарных марок, принёсшая армию поклонников и признание молибденита – моторное масло MoS2 Leichtlauf SAE 10W-40. Это – полусинтетический продукт, основу которого на 40% составляет настоящая синтезированная синтетика на базе полиальфаолефинов (ПАО). Остальные 60% – высококачественный очищенный минеральный состав. Кроме MoS2 состав смазочного материала содержит дополнительные противоизносные присадки.

Таким образом, между трущимися поверхностями образуется сразу два слоя. Когда один из них перестаёт работать по причине выработки, его место занимает молибденит. Он имеет настолько мелкую структуру, что не задерживается масляными фильтрами, оставаясь во взвешенном состоянии. Благодаря ему смазочный состав сохраняет свои основные противоизносные качества на протяжении всего интервала между заменами. Классификатор API присвоил продукту значения SL/CF, АСЕА определил его категории как A3-04/ B4-04. Смазка годится как для бензиновых агрегатов, так и для дизелей.

К полностью синтетическим энергосберегающим смазкам относится Special Tec Аа 5w-30. Это – современный смазочный состав, который может использоваться с интервалом замены до 40 тысяч километров! Ему присвоены высшие категории классификаторами API, а также ILSAC – SN/CF и GF-5 соответственно. Продукт имеет множество официальных допусков от европейских и азиатских автопроизводителей:

В мире есть совсем немного продуктов с таким внушительным списком допусков. Всё это говорит о великолепных эксплуатационных характеристиках этого моторного масла.

Существует ли моторное масло с молибденом? Безусловно, ведь выпускаемые сегодня смазки содержат в себе данный элемент. Органический молибден представляет собой сероватое вещество, которое обыкновенно применяется в промышленной и металлургических сферах. Молибден жароустойчив, стоек к коррозийному воздействию, вязок.

Все это дает возможность использовать его в качестве добавки к моторному маслу. Автомобилисты, которые не слишком хорошо разбираются в химии, часто задаются вопросом: каковы плюсы и минусы моторного масла с дисульфидом молибдена?

Описание молибдена

Много марок моторных смазок заключают в себе молибденовые компоненты. Отзывы водителей, использовавших подобные нефтепродукты, разнятся. Обусловлено это неодинаковым воздействием масла с молибденом на моторы/трансмиссии разных марок.

Эффект молибдена

Действие молибдена аналогично эффекту, который дают частички графита. Вещество заключает в себе 1 молибденовый атом и 2 серных. Между ними формируется сильная связь. Ввиду того что серные частички имеют такую же величину, что и молибденовые, смесь имеет наилучшие показатели защиты.


Молекулы молибдена

Нужно сказать, что смесь располагает противофрикционными свойствами. Сегодня практически каждый изготовитель автомасел добавляет в собственную продукцию подобные вещества (графитовые, эстеровые, керамические компоненты).

Влияние молибдена

Молибденовое автомасло производится с соблюдением строгих требований к техническим характеристикам. Среди преимуществ, получаемых автомобилистом при применении машинного масла с молибденом, стоит отметить:

  • в такой смазке присутствуют модификаторы трения, которые формируют противофрикционные слои. Они обеспечивают целостность смазочной пленочки;
  • антизадирные свойства, препятствующие изнашиванию оснащения;
  • снижение трения и перегревания запчастей из металла.

Моторное масло молибденом в двигателе

Серные частицы формируют слабую связь, потому к ним добавляется молибден. Концентрация смеси в моторной/трансмиссионной масляной жидкости невелика. Присадка не может повлиять на рабочий процесс, так как в двигателе есть специальные зазоры. Дополнительный смазывающий слой, формируемый молибденом, начинает действовать при разрыве основной масляной пленочки.

Молибденовые добавки сейчас производятся в качестве отдельного продукта. Их возможно смешивать с минеральным /синтетическим автомаслом, давая ему улучшенные свойства. Молибден способен защитить мотор на дизеле даже в низко- и высокотемпературных условиях. Серно-молибденовая смесь сохраняет свои характеристики при температуре до четырехсот градусов. Добавка используется в самых жестких условиях эксплуатации. Молибденовое масло оптимально для механических КПП и дизельных движков.

Особенности смазочных жидкостей, заключающих в себе молибден

Плохо то, что молибденовые автомасла располагают определенными недостатками, которые, впрочем, не перечеркивают их достоинств. Минусы таковы:

  1. Подобные смазывающие жидкости нельзя заливать в силовые агрегаты, которые функционируют на таком горючем, как бензин. Обусловлено это тем фактом, что молибденовое автомобильное масло представляет собой не обычное сочетание компонентов, которые взаимодействуют друг с другом химически, а физическую смесь. Величина частичек очень большая, они проникают даже туда, куда не требуется, к примеру, в кольца поршней.
  2. Молибденовая смазка в высокотемпературных условиях приводит к значительному усилению коксования, повышенному образованию нагара. Из-за этого может повредиться цилиндровый блок с поршнями. Придется делать ремонт машины. Именно по этой причине мало какой автопроизводитель дает рекомендацию использовать подобный нефтепродукт.
  3. Снижение трения происходит только при использовании определенной синтетики. Синтетические эфиры по собственным характеристикам напоминают касторовое масло. Они часто используются в спортивных авто, располагают свойством адгезии. Эксперты утверждают, что именно эфиры обеспечивают уменьшение трения, а не молибденовые элементы.
  4. Выпускаемые сегодня автомасла заключают в себе большое количество кальциевых компонентов. Они начинают жестко и агрессивно реагировать с молибденовыми элементами.

Ознакомившись с преимуществами и недостатками молибденового автомасла, оценив все его свойства, водитель должен решить, станет ли данный нефтепродукт лучшим выбором для машины или же нет. В случае заливки в двигатель неподходящей смазочной жидкости могут возникнуть многочисленные неполадки. Чтобы их устранить, придется либо самостоятельно копаться в автомобильных запчастях, либо обращаться к сотрудникам специализированного сервисного центра, которые профессионально занимаются ремонтом машин. Молибденовое автомасло может послужить как причиной возникновения неисправностей, так и прекрасной защитой для топливо-распределяющего комплекса транспортного средства.

Бытует мнение, что смазки с молибденом проявляют себя лучшим образом, если не добавлять в них очищающие присадочные компоненты. Аргументируется это тем, что в сороковые годы, во время Великой Отечественной войны, автомасло применялось для смазывания деталей танков. Если случалась утечка, движок мог функционировать определенное время именно благодаря молибдену.

С некоторых пор на рынке расходных материалов для автомобилей появились технические смазки с молибденовым составляющим. В большинстве случаев наличие молибдена в моторном масле подается как фишка, благодаря которой смазочный состав получает великолепные качества. С одной стороны, это соответствует истине, с другой стороны, все чаще попадаются отзывы о его вредном влиянии. Попробуем разобраться.

MoS2 обычно применяется в металлургической промышленности. К его положительным свойствам относится:

  • Защищает от появления коррозии;
  • Жароустойчив;
  • Отличается хорошей вязкостью.

Эти характеристики заинтересовали изготовителей моторных масел. Они стали включать его в состав жидкости. Такие масла, кроме молибдена, имеют большое количество специальных присадок, которые помогают стабильной работе двигателя.

Сегодня в состав самых новых моторных жидкостей входит дисульфид молибдена. О влиянии его на работу двигателя нет однозначного мнения. Дело в том, что присутствие этого вещества по-разному сказывается на различных марках автомобилей.

Принцип работы молибдена

Все действия MoS2 напоминают работу графитовых частиц. В его основу входит графитовая платформа, имеющая вид тончайшей пластины. Соединение состоит из двух атомов серы, а также одного атома молибдена. В результате образуется сильная связь. Такое средство отличается мощной антифрикционной функцией. В состав масла входит:

  • Керамика;
  • Эстеры;
  • Графит.

Молибденовый компонент выпускается и в качестве отдельной присадки. Ее можно добавлять в масло для улучшения его технических характеристик.

Положительное влияние молибдена

При создании моторного масла с молибденом учитывались все требования изготовителей автомобилей. Поэтому такие продукты обладают рядом очень полезных преимуществ:

  • Применение модификаторов трения увеличивают энергосберегающие характеристики;
  • Предотвращает появление задиров;
  • Защищает от повышенного износа;
  • Отличные антифрикционные показатели;
  • Уменьшается сила трения;
  • Противодействует перегреву двигателя.

В принципе, молекулы серы не способны создать мощное соединение, но совместно с MoS2 получается мощная связка. Когда такое вещество попадает в моторную жидкость, металлические поверхности начинают покрываться прочными защитными слоями.

Смазочная жидкость содержит минимальное его количество, поэтому оно не оказывает влияния на работу клапанной системы, рабочий процесс остается стабильным.

В современных смазках находится много специальных присадок. Это дает возможность дисульфиду молибдена образовывать добавочный смазочный слой. Он начинает действовать, если изменяются эксплуатационные свойства стандартной жидкости. Дисульфид молибдена продается сегодня в отделах автохимии.

При смешивании специализированного масла с MoS2 заметно улучшаются свойства автомасла. Молибден способен работать при очень низких или высоких температурах. Обыкновенная смазка не способна осуществлять такие действия.

MoS2 с серой способен выдержать 400 градусов. Такую присадку можно использовать и в других экстремальных условиях. Она нашла применение в точной механике, ее добавляют в различные пластические материалы.

Отрицательные моменты

Бытует мнение, что молибденовые добавки лучше использовать в больших силовых установках. Они совершенно не подходят для бензиновых систем. Причина проста – частицы соединения молибдена и серы имеют достаточно большие размеры. Они могут попасть в зону работу поршневых колец, что приведет к выходу из строя самого двигателя.

Смазка с молибденовой добавкой, когда температура достигает высоких значений, усиливает коксование. В результате нарушается работа поршневой системы. Через нее начинают проходить отработанные газы, увеличиваются термические нагрузки. Приходится ремонтировать двигатель. Именно этот фактор сдерживает многие мировые концерны рекомендовать широкое использование молибденовой добавки.

Чтобы уменьшить силу трения, невозможно обойтись без синтетической основы. Она должна состоять из искусственных сильнодействующих эфиров, свойства которых похожи на касторовое масло. Такие присадки стали часто добавлять в гоночные машины, так как они способны выдержать большую температуру.

В составе новейших смазочных продуктов немалый объем занимает кальций, который вступает в агрессивную реакцию с MoS2. Это происходит намного раньше, чем вещество успеет покрыть металлическую поверхность.

Прежде чем приобрести молибденовую добавку, автолюбитель должен узнать все положительные и отрицательные характеристики этого вещества. Добавив в смазку дисульфид молибдена, можно нарушить работу двигателя.

Если в состав техраствора не входят моющие присадки, молибденовая добавка будет надежно защищать топливную систему машины. В военное время молибден использовался в качестве смазки для танков. В случае неожиданной утечки смазывающей жидкости двигатель спасал молибден. Он продолжал работать. Такой эффект возникал из-за отсутствия в маслах военной техники специальных моющих добавок.

Вывод однозначен. Молибден можно добавлять в масло, когда в его составе отсутствуют моющие присадки.


Содержание Дисульфид молибдена в порошке

На сегодняшний день существует множество как положительных, так и отрицательных отзывов автолюбителей об использовании в моторных маслах специальных добавок, в которых присутствует дисульфид молибдена. Попробуем понять, что же собой представляют молибденовые присадки в моторное масло, и какую функцию они выполняют при добавлении в смазочные материалы.

Сегодня ужесточаются требования к производителям двигателей и к изготовителям рецептов смазочных масел.

Использование модификаторов трения, при помощи которых в участках повреждений масляной пленки создаются антифрикционные слои, представляет собой один из вариантов обеспечения наличия энергосберегающих качеств у моторных масел.

Дисульфид молибдена представляет собой классическую противоизносную и противозадирную присадку для смазок и масел. Все компании, производящие моторные масла, в любом случае включают в состав своей продукции различные антифрикционные твердые или жидкие компоненты, такие как эстеры, керамика, дисульфид молибдена, графит и другие.

Принцип действия этих средств

Малорастворимые присадки из молибдена в моторное масло действуют по принципу, схожему с графитовыми добавками и основанному на пластинчатой слоистой структуре добавок. В состав молекул дисульфида молибдена MoS2 входит один атом молибдена, с которым прочно связаны два атома серы, размеры которых можно сопоставить с размерами атомов металлов, что позволяет сере прочно закрепляется на металлических поверхностях трущихся деталей (поршней или подшипников). Соединение молибдена с серой является достаточно крепким, тогда как соединение частиц серы в близлежащих молекулах является, напротив, слабым.

В результате добавления дисульфида молибдена в смазочный материал происходит покрытие обеих трущихся металлических поверхностей защитным слоем, состоящим из молекул данного вещества, свободно скользящих по отношению друг к другу. Это позволяет исключить прямой контакт металлов между собой, значительно уменьшить трение и перегревание деталей на участках, где оно присутствует, особенно – в случае экстремальных нагрузок, что существенно снижает изнашивание металлических деталей.

Молибденовая добавка

Стабилизация дисульфида молибдена происходит в моторных маслах достаточно хорошо, что обеспечивает поддержание взвешенного состояния вещества в течение всего срока службы, предотвращая самопроизвольное оседание на поверхности двигателей, включая гидрокомпенсаторы. Защитная пленка данного вещества обладает ничтожно малой толщиной по сравнению с рабочими зазорами мотора, что позволяет ей не поддерживать свободу циркуляции масла.