Исходя из требований двигателя автомобиля моторное масло подбирается по двум основным критериям: уровень эксплуатационных свойств по API и вязкость по SAE.

Какое лучше использовать?

Производители моторов на стадии проектирования определяются с марками масел в зависимости от условий работы и конструктивных особенностей. После чего проводятся ресурсные испытания двигателей и выдаются рекомендации по использованию. Так, перед выбором нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации, что именно необходимо. Масло, указанное в инструкции, - правильный выбором.

Если не желаете заливать оригинальное фирменное масло, то можно обойтись неоригинальным. И чтобы не лишиться гарантии, следует выбирать его с допуском и одобрением авто концерна. Одобрение авто производителя - один из главных ориентиров при выборе. В обозначении одобрения указывается не только название марки машины, но и специальный индекс, который сопоставим с тем, что значится в автомобильной документации.

Российское законодательство не ограничивает право владельца автомобиля использовать технические жидкости любого бренда. Главное, чтобы спецификации продукта соответствовали рекомендациям завода-изготовителя. В случае поломки мотора, в которое заливали неоригинальное, но удовлетворяющее основным требованиям масло, дилер может отказать в гарантийном ремонте только, если экспертиза установит, что оно было поддельным.


Используйте масло, которые рекомендовано заводом изготовителем. Если выбираете самостоятельно, то оно подбирается по двум основным параметрам: по группе и классу качества. Также будет полезно узнать .

Классификация по SAE

Основное свойство моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне. Приведем стандартную классификацию по SAE: 10W-40. Первое обозначение "10W" обозначает температуру применения, а "40" - вязкость. О каждом параметре поговорим отдельно.

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре - это классификация по SAE. Два числа, разделенные буквой W, обозначают, что оно всесезонное. Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, при обозначении 0W-40 нижний температурный порог равен -35 о С, а у 15W-40 он составляет -20 о С. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости при 100 о С.


Диапазоны работоспособности зимних, летних и всесезонных масел


Со средним климатом рекомендовано использовать "универсальное" 10W - оно подойдет для большинства машин. Если зимы суровые, то следует заливать масло класса не ниже 5W (лучше всего будет - 0W). Для летней эксплуатации подойдет 10W.
  • при пробеге автомобиля менее 50% от планового ресурса (новый двигатель) необходимо применять масла классов 5W30 или 0W20. Это обусловленно тем, что у новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники работу при меньшей вязкости.
  • при пробеге автомобиля более 50% от планового ресурса (технически исправный двигатель) целесообразно применять масла класса 5W40. Это обусловленно тем, что при больших износах несущая способность компенсируется ростом вязкости.

Современные моторы требуют масло низкой вязкости, т.к. оно обладает низкими энергосберегающими свойствами и позволяет экономить топливо. С конвейеров заливают жидкости с вязкостью не выше 30. Если пробег машины большой и заметен увеличенный расход , то следует заливать масло с повышенным индексом вязкости.

Классификация по API

Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения на две категории - "S" и "С" сохранился. К категории "S" (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории "С" (Commercial) - предназначенные для дизелей.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории "S" на классы (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN). Чем вторая буква дальше от начала алфавита - тем лучше. Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SN, а для дизелей - CF. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SN/CF.

Все жидкости качеством выше SL можно отнести к энергосберегающим - они позволяют экономить топливо. Разница при реальной эксплуатации составит 2-3%. Вряд ли вы ее почувствуете.


Следует выбирать масло самого последнего класса по классификации API. На упаковке должно быть обозначение маркировки не ниже класса SM или SN. Именно данный класс дает лучшие характеристики работы двигателя и снижают расход на угар.

Далее остаётся выбрать бренд. Тут выбор широкий: отечественные масла сравнимы со многими иностранными - ведь при их производстве используют современные базовую основу и пакеты присадок. Главное не нарваться на подделку и покупать в фирменных магазинах. Или выбирайте в жестяных банках, которые трудно подделать.

Всем привет! С приходом холодов, становится актуальным вопрос, как правильно выбрать зимнее масло для двигателя. С одной стороны это просто, а с другой – есть некоторые нюансы. Если залить первую попавшуюся жидкость или бездумно последовать совету соседа – можно причинить вред мотору. Почему так? Давайте разбираться.

Нужно ли менять масло в зиму

При минусовых температурах, двигатель наиболее требователен к качеству масла. Чем меньше вязкость смазки во время холодного пуска – тем лучше. Как раз в зимнее время наблюдается эффект масляного голодания двигателя. Что это такое?

Как известно, при запуске, масло должно прокачаться по двигателю. Чем быстрее это произойдет, тем лучше. Т.к. некоторое время, мотору приходится работать практически на сухую. А когда, внутри двигателя металл трется об металл – ничего хорошего не будет.

Естественно, чем гуще моторные масла – тем тяжелее им растечься по всем деталям. Кроме того, увеличивается нагрузка и на АКБ. Не зря, большинство отказов аккумуляторных батарей приходится именно на зиму. Мало того, что она сама по себе теряет до 40% емкости при сильном морозе, так еще и дополнительная нагрузка в виде густой смазочной жидкости.

Чтобы с этим бороться, нужно применять качественную зимнюю или всесезонную смазку, которая будет стабильна при низких температурах. Поэтому все специалисты рекомендуют менять масло до наступления холодов. Даже если до плановой замены осталось еще несколько тысяч – это будет оправданным. Особенно, если под капотом залита жидкость с малой низкотемпературной вязкостью.

Что такое вязкость масла

– это его основная характеристика. Она определяет максимальные допустимые температуры, при которых смазочная жидкость сохраняет свои свойства. Если автомобиль эксплуатируется в щадящем режиме, в теплом климате – можно не обращать особого внимания на вязкость. Двигатель будет хорошо себя чувствовать на любой всесезонной смазке.

Но, когда машина используется при экстремально низких или высоких температурах – вязкости нужно уделить особое внимание.

Что такое вязкость? Фактически, это способность масла создавать смазочную пленку между деталями двигателя. Здесь наблюдается простая зависимость:

  • высокая вязкость – пленка толще;
  • низкая вязкость – пленка тоньше.

Основные требования к вязкости:

  • она не должна быть слишком высокой – слой смазки на деталях будет слишком толстым и двигателю будет тяжелее работать – как следствие повышенный расход топлива;
  • на не должна быть низкой – слой смазочной пленки получится тонким – как следствие возможно притирание деталей двигателя и его быстрый износ.

Поэтому вязкость масла должна быть оптимальной. При этом нужно понимать, что понятие оптимальности для каждого двигателя будет своим.

Индекс вязкости

Очень интересный и самое главное важный параметр, определяющий эксплуатационные характеристики смазки. Давайте разберемся с ним подробнее.

Когда двигатель работает, он нагревается, и вязкость масла падает. Т.е. оно разжижается. Зависимость скорости разжижения масла и есть индекс его вязкости.

Отсюда можно получить такую зависимость:

  • чем выше индекс , тем масло теряет густоту медленнее, а соответственно детали двигателя лучше смазаны;
  • чем ниже индекс , тем оно разжижается быстрее. В этом случае, смазочная пленка становится тоньше и увеличивается износ двигателя.

В каком-то смысле, этот параметр является характеристикой стабильности смазки. Т.е. определяет, насколько качественно оно работает при крайних температурах. Для выбора зимнего масла, это означает, что чем выше индекс вязкости, тем легче пройдет холодный пуск двигателя.

К сожалению, производители не указывают на канистре это значения. Но, не лишним будет знать их средние характеристики для разных видов масел:

  1. Синтетическое – 140-170.
  2. Полусинтетическое – 130-150.
  3. Минеральное – 110-135.

Как видно, у минералки этот показатель самый низкий. Что, не удивительно – ни для кого не секрет, что эти смазки превращаются в кисель на морозе.

Самый высокий показатель у синтетики, но к сожалению, ее можно использовать на новых двигателях. Моторы с большими пробегами уже не так хорошо ее переносят.

Классификация моторных масел по SAE

На каждой канистре масла есть маркировка его вязкости по SAE. Например:

  • 10w40;
  • 15w40;
  • 5w30 и т.д.

Что означают эти цифры, и как понять, какое масло лучше заливать в двигатель на зиму? Давайте разбираться.

Всего существует 3 типа смазочной жидкости:

  1. Летние.
  2. Зимние.
  3. Всесезонные.

Стоит сразу сказать, что всесезонные жидкости, практически вытеснили летнее и зимнее масло. Все-таки неудобно зависеть от погоды и менять смазку, когда наступает зима или лето. Тем более, всесезонные жидкости обеспечивают стабильную работу в широком температурном диапазоне.

Справедливости ради, стоит отметить, что существует:

  • 5 летних марок – 20, 30, 40, 50, 60;
  • 6 зимних – 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w.

Всесезонные жидкости маркируются так: 10w40, 5w30 и т.д.Цифра перед буквой w (winter) обозначает нижнюю температурную границу, при которой обеспечивается смазка двигателя при холодном запуске. Цифра после – относится к работе при плюсовых температурах.

Кстати, не стоит полагать, что эти цифры равны крайним температурам работы масла. Все немного сложнее. И скоро мы с этим разберемся.

Температурные режимы

Давайте разберемся, что значат маркировки SAE, и в каких температурных режимах их можно использовать. Для наглядности, возьмем несколько марок масла:

  • Мобил Супер 5w30 – обеспечивает смазку двигателя при температуре до -30 градусов;
  • Лукойл Genezis Polar Special 0w30 – настоящий экстрим, жидкость способна выдержать температуру в -40 градусов;
  • Зик А+ 10w30 – универсальное всесезонное масло, обеспечит хороший холодный пуск при температурах до -25 градусов
  • Mobil Ultra 10w40 – жидкость с более высоким значением высокотемпературной вязкости лучше использовать в теплых регионах;
  • Кастрол GTX 15w40 – для холодных зим уже не подойдет, температура холодного пуска до -15 градусов.

Таким образом, можно без проблем определить, какое моторное масло на зиму подойдет лучше.

Критерии выбора масла

Чтобы определить, что за масло заливать в двигатель на зиму, нужно учитывать несколько критериев. Среди них:

  • рекомендации производителя автомобиля;
  • пробег авто;
  • условия эксплуатации;
  • манера езды;
  • спецификации жидкости по API ACEA, а также допуски.

Чтобы не лезть в технические дебри, можно использовать подбор масла по марке автомобиля. Не будем на этом останавливаться. Достаточно знать, что в интернете есть куча сервисов, на которых можно сделать такой подбор.

Мотор мотору рознь. Все агрегаты отличаются своим устройством и нюансами работы. Поэтому в первую очередь, нужно обратить внимание на рекомендации завода – производитель лучше всех знает, какое масло лить в автомобиль. Ну и на допуски, если они есть, конечно.

Например, рекомендуемое для автомобиля масло – 10w40. Если вы зальете 15w40 – насосу будет сложнее прокачивать жидкость в морозы. Если же поменять на 0w20 – мотор начнет работать на износ, т.к. слишком текучая смазка не в состоянии обеспечить хорошую смазку мотора.

Пробег и состояние мотора

Как известно, когда автомобиль переходит отметку в 60-70 тысяч, рекомендуется переходить с синтетики на полусинтетику. Это вызвано снижением эксплуатационных характеристик мотора. Поэтому чтобы определить, какое масло лучше подойдет для мотора, нужно учесть его состояние.

С увеличением пробега, у двигателя изменяются требования к густоте смазочной жидкости. И рекомендуется применять масло с более высоким индексом высокотемпературной вязкости. Выражаясь простым языком – нужно заливать жидкость гуще, чем раньше. В изношенные моторы, тоже лучше не лить слишком жидкое масло – за счет увеличенных зазоров, смазочная пленка будет стекать с деталей.

Но, здесь палка о двух концах. Слишком густая смазка убьет движок в морозы. Поэтому хорошее моторное масло на зиму должно быть компромиссным решением.

Если прислушаться к специалистам, то они советуют:

  • при пробеге машины больше 100 тысяч, всесезонно использовать 5w40, а зимой 5w30 и 10w30;
  • при пробеге более 250 тысяч, всесезонно использовать 5W50, а конкретно для зимы – 5w40 и 10w40.

Но, опять же, даже при больших пробегах двигатель может быть в очень хорошем состоянии, равно как и быть убитым после 50 тысяч. Поэтому пробег нужно рассматривать лишь вкупе с общим состоянием мотора.

Стандарты API, ACEA и допуски

Здесь все просто – что бы понять, какое масло заливать, нужно проверить допуск. Если у жидкости он есть – значит машине она подходит. Если вы не знаете, что такое допуск, тогда объясню. Это специальная маркировка на канистре, означающая, что масло прошло внутреннюю сертификацию у производителя автомобиля и разрешено им для использования в моторах.

Что касается стандартов API и ACEA, здесь тоже не сложно. Эти стандарты определяют совместимость мотора с маркой смазки. Итак, по API (Американский стандарт):

  1. Маркировка «C» — для дизельного двигателя.
  2. Маркировка «S» — для бензиновых двигателей.
  3. «S\C» — универсальная жидкость.

Например, маркировка SL/CI-4 – указывает на универсальное масло, подходящее как дизельным, так и бензиновым моторам. Вторые буквы на маркировке, говорят о качестве. Чем ближе к концу алфавита, тем позже была принята спецификация – а значит и жидкость лучше.

ACEA – европейский стандарт. В нем все практически точно так же. Только буквы другие:

  • «A» – бензин;
  • «B» – дизель;
  • «E» – грузовики;
  • «C» – универсальный класс (аналог «S\C»)

Вместо второй буквы, для расшифровки спецификации указывается цифра. Чем она больше – тем лучше. Например, В5-2002 указывает на жидкость для смазки легковых дизелей, а спецификация принята в 2002 году.

Итак, какое масло на зиму подойдет лучше всего? Естественно, более текучее. Такая жидкость позволит избежать масляного голодания при холодном пуске и не доставит проблем при сильных морозах. При этом, стоит учитывать и другие критерии, описанные в статье. Все-таки от правильного выбора масла напрямую зависит работа автомобиля.

На этом все, оставляйте свои комментарии и читайте другие статьи блога.

Как сделать правильный выбор среди огромного количества фирм и видов моторных масел и купить именно то, что нужно вашей машине.

Во время моей молодости всё было очень просто. Масло М-8, М-10, да парочка других, включая масла для трансмиссии. И машины с мотоциклами на этих маслах ездили годами (кстати для двухтактных мотоциклов масел вообще не было и заливали дизельное или что придётся). Сейчас же ассортимент моторных масел исчисляется тысячами. И действительно, попав в крупный автомагазин или на рынок, водитель, особенно из глубинки, увидев стройные ряды красивых канистр с яркими этикетками, теряется и начинает чесать репу.

Абсолютно все моторные масла можно разделить на три основные группы: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. И это не единственное разделение, которое следует учитывать. У любого моторного масла, есть как минимум ещё парочка важнейших качеств, и информацию об этих качествах грамотный водитель может прочесть на наклейке любой канистры. Это эксплуатационные свойства масла и вязкостно-температурные показатели (зависимость вязкости моторного масла от температуры).

Вязкостно-температурные показатели. Многие наверное знают, что качественное моторное масло летом не должно превращаться в пар (при высоких температурах), а зимой, при низких температурах, масло не должно превращаться в мармелад или маргарин (я имею в виду по вязкости). Важнейшее качество вязкость регламентируется в соответствии с классификацией SAE J300 — Американского сообщества автомобильных инженеров. Предусмотрено всего 11 классов вязкости и из них существует шесть зимних: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, а английская буква W, означает слово winter — зима; и существует пять летних классов, которые обозначаются без буквы: 20, 30, 40, 50 и 60. А всесезонные моторные масла обозначаются двойной маркировкой, к примеру 10W-40 или 15W-30 и т.п.

Когда водитель решает поменять масло к зиме, чтобы не ошибиться с выбором, важно знать простое правило цифры 35. Всё довольно просто, необходимо от числа 35 вычесть число зимнего индекса вязкости масла которое вы покупаете, и вы получите предельную минусовую температуру масла, которое будет способен прокачать вашего автомобиля. Например вы хотите купить минеральную всесезонку 10W-40, значит необходимо от 35 отнять первую зимнюю цифру 10: 35-10=25. Значит данное масло сохранит свою нормальную текучесть (вязкость) до минус 25 градусов. А летний индекс 40 мы в данных подсчётах не используем.

Но следует запомнить, что подсчёты с цифрой 35 идеально подходят к минеральному моторному маслу, но мало подходят к синтетике, у которой совершенно другие вязкостно-температурные характеристики. И синтетическое моторное масло к примеру класса 10W-40 будет успешно работать и при минус 50°С. Да и вообще синтетические масла при любых температурах имеют лучшие пусковые и смазывающие свойства, чем минеральные масла той же вязкости. И поэтому при покупке синтетики, ошибиться в выборе и загубить мотор при сильном морозе почти невозможно.

А что означает летнее число в универсальном (всесезонном) моторном масле? Оно примерно соответствует температуре окружающего воздуха в градусах, до которой возможно использование данного масла. К примеру масло с всё той же маркировкой 10W-40 будет нормально работать при жаркой температуре окружающего воздуха 40°С. А увидев на этикетке канистры минерального масла классификацию SAE 10W-30, вы можете определить довольно точно, что интервал температуры его использования от -25°С до +30°С.

Ну а теперь разберёмся, какое моторное масло желательно заливать, если ваш не новый автомобиль имеет определённый пробег.

Если ваша машина пробежала не более 25% ресурса двигателя (среднее значение ресурса любого двигателя определяет завод изготовитель и его можно найти в мануале любой машины), а это практически новый обкатанный мотор, то лучше применять моторное масло классов SAE 5W-30 или 10W-30 практически весь сезон (всесезонное универсальное). Теперь если ваша машина уже пробежала более 25% планового ресурса двигателя, но ещё не превысила пробег в 75% ресурса мотора (и мотор в нормальном техническом состоянии). Значит следует уже заливать летом масло классов SAE 10W-40 или 15W-40, а зимой — 5W-30 или 10W-30, но лучше залить всесезонное SAE 5W-40, чтобы не париться с сливанием осенью летнего и заливкой зимнего.

Ну и теперь, если ваша машинка хорошо поработала и пробежала более 75% от заводского ресурса двигателя (то есть у вас уже старый мотор), то советую применять летом масло классов SAE 15W-40 или 20W-40, а зимой SAE 5W-40 или 10W-40, но лучше залить всесезонку SAE 5W-40. Это мы разобрались с одним из двух важных качеств моторного масла — вязкостью.

Второе важное качество масла , это уровень эксплуатационных свойств, и определяет его шкала API- американский институт нефти, которая позволяет сделать правильный выбор сорта масла, который будет полностью соответствовать типу двигателя и возрасту вашего автомобиля. И в данной системе классификации, в обозначении моторного масла для бензиновых двигателей, первой ставится буква S (servis), к примеру SG, SH или SJ, а вторая буква обозначает показатель группы моторного масла по эксплуатационным свойствам.

И чем дальше по английскому алфавиту находится буква, тем для более современной машины (более оборотистой) предназначено моторное масло. Например буква G ставится в обозначении моторных масел, которые предназначены для моторов иномарок, выпущенных до 1993 года. А буква H ставится в обозначении масел, которые предназначены для заливки в моторы, выпускающиеся с 1994 года. Ну и буква J индексирует масло, разработанное для самых современных моторов, которые соответствуют жесточайшим требованиям эксплуатации.

Разработка масел с индексом J, была продиктована начавшимся производством бензиновых турбонадувных, многоклапанных моторов (по 4 или 5 клапанов на цилиндр), которые работают на более высоких оборотах и соответственно в более напряжённых условиях. Замечу, что категория качества масла SJ присваивается только самым современным и высокотехнологичным маслам, с глубокоочищенной минеральной основе, а также частично или полностью синтетической основе, и вывели эти масла из класса SH путём их поэтапного усовершенствования.

Моторные масла для дизельных двигателей обозначаются буквой C (commercial) Аесли масло универсальное, то есть годится и для дизеля и для бензинового мотора, то оно обозначается дробным индексом, где в числителе пишут предпочтительный тип двигателя. На данный момент, лучшими по эксплутационной шкале API, являются бензиновые масла уровня качества SJ.

Если ваш автомобиль изрядно побегал, и вы думаете, что продлите жизнь уставшего изношенного двигателя заливкой самого дорогого и качественного масла, то уверяю — это ошибочное мнение. Заливка и применение подобного моторного масла на старой машине, с изношенным мотором с увеличенными зазорами между деталями (от износа) ничего не даст, кроме роста расхода масла, по сравнению с традиционными более дешёвыми маслами.

Лучше всего для старых, изрядно побегавших двигателей подходят универсальные всесезонные масла, изготовленные на высококачественной минеральной основе и с использованием пакета присадок, которые корректируют (наволакивают увеличенные зазоры) зазоры в сопряжениях.

А присадки разработаны фирмой Shell и используются в составе многих масел, в том числе и в нашем отечественном масле «ЛУКОЙЛ-Супер», вязкость которого по SAE 15W-40, а классификация по API — CF-4/SG. В летнее время можно заливать такое масло даже в автомобиль с изношенным двигателем, и причем есть большой запас качества по всем параметрам. Такое масло было одобрено к применению на Мерседесах.

Для мощных турбо-дизелей, лучше всего подойдёт универсальное всесезонное масло с маркировкой SAE 15W-40 API CD/SF, например тоже «ЛУКОЙЛ Супер. Изготавливается это масло на высококачественной минеральной основе, с использованием импортных пакетов присадок (в основном от Шелл). И применять его можно в форсированных турбо-дизелях отечественных и импортных производителей.

Для современных бензиновых инжекторных моторов и дизельных отечественных моторов, нормально подойдёт универсальное всесезонное масло «ЛУКОЙЛ Супер» SAE 5W-40, по API SG/CD, которое изготовлено на полусинтетической основе с использованием пакета присадок американской фирмы Lubrizol.

Ещё в маркировку современных моторных масел входит одобрение ведущих мировых производителей автомобилей. Оно обозначается фирменным знаком или кодом и означает, что данное масло допущено к применению на автомобилях конкретной фирмы. А допуски, определяющие возможность применения моторного масла в моторах марок BMW, VW, Porsche, являются основанием для применения моторного масла в автомобилях других производителей. Ну а если масло имеет одобрение фирмы Mercedes-Benz, классификация которой включает в себя более 10 классов, то это означает, что такое моторное масло пригодно практически для любых европейских двигателей данного класса.

И не знаю как вас, но меня лично радует, что наше отечественное масло ЛУКОЙЛ-Супер, получило одобрение фирмы Мерседес, и ещё три масла серии «ЛУКОЙЛ-Люкс» и масло «ЛУКОЙЛ-Синтетик» отвечают высшим стандартам фирмы Мерседес. А масло «ЛУКОЙЛ-Люкс» и «ЛУКОЙЛ-Синтетик» лауреат конкурса Госстандарта РФ «100 лучших товаров России».

В заключении хочу посоветовать покупать масло только в крупных магазинах, а лучше в специализированных, так как сейчас расплодилось очень много подделок подвального разлива. В лучшем случае они нальют вместо синтетики минералку, а в худшем неизвестно что. И не забывайте сохранять чек, так как только он будет являться вашим главным документом на суде, при требовании от руководства магазина, возмещения ущерба застучавшего двигателя.

Вот вроде бы и всё.

Желаю всем удачи и миллионных пробегов вашим автомобилям и мотоциклам.

Каждый автовладелец, заботящийся о своем автомобиле, уделяет особое внимание качеству Ведь от его свойств и качества зависит не только надежная работа всех движущихся деталей двигателя, но и долговечность их службы. Кроме этого, некачественное или неправильно подобранное масло может стать причиной выхода из строя всей системы смазки.

Чтобы мотор вашей машины работал как часы, а его детали служили долго, нужно научиться разбираться в видах смазочных материалов, представленных сегодня на рынке.

Зачем нужно маркировать масла

Правильно подобрать смазку для двигателя или трансмиссии можно лишь зная, что означает маркировка масла. Набор непонятных на первый взгляд букв и цифр, нанесенных на емкость со смазкой, определяет ее изготовителя, состав, возможность использования в различных типах двигателей или трансмиссии, а также предельный температурный режим для эксплуатации. Кроме этого, маркировка масел позволяет определить их классификацию по группе качества и вязкостным свойствам.

Чтобы все это понять, для начала нужно разобраться с тем, что обозначают символы, содержащиеся на этикетке емкости со смазывающим материалом. Не забегая вперед, начнем с масел для двигателей.

Расшифровка маркировки моторных масел

Выбирая смазку, первым делом стоит поинтересоваться у продавца о ее предназначении, характеристиках и производителе, а после сравнить предоставленные сведения с данными, указанными на этикетке.

Обычно маркировка масел для двигателя содержит такую информацию:

  • производитель;
  • название масла;
  • основа смазки (органика, синтетика или полусинтетика);
  • качество и предназначение по классификации API;
  • вязкостные свойства по классификации SAE;
  • номер партии;
  • дата изготовления

Сегодня на рынке можно встретить продукты как мировых лидеров в производстве смазочных материалов, так и никому неизвестных полуподпольных импортных и отечественных фирм, изготавливающих моторное масло. Цена на бренд и «самопал», естественно, отличается, однако вряд ли стоит гнаться за дешевизной, если речь идет смазке для вашего личного автомобиля.

При выборе масла обычно не возникает вопросов с изготовителем и названием. Реклама и рекомендации специалистов здесь являются лучшим критерием.

Номер партии и дата изготовления масла указывают на пригодность использования смазки. Хотя смазочные материалы и не являются скоропортящимся продуктом, лучше воздержаться от применения просроченного товара.

Если с производителем, названием и датой изготовления смазки все более-менее понятно, то с другими качественными показателями, содержащимися на этикетке, стоит разобраться более детально. Правильная расшифровка маркировки моторных масел поможет не только понять, насколько смазка соответствует двигателю вашей машины, но и выбрать наиболее качественный продукт.

Основа масла

Абсолютно все смазочные материалы по составу принято градировать на три группы:

  • минеральные (органические);
  • полусинтетические;
  • синтетические

Минеральные масла изготавливаются из природного материала - нефти. Они не обладают сверхвысокими смазывающими характеристиками и резко меняют вязкость при смене температур. Такие смазки используются в основном для применения в старых отечественных автомобилях и тракторах. Маркировка масел, полученных из нефти, содержит надпись «Mineral».

Синтетические смазочные материалы представляют собой искусственный продукт, полученный в ходе органического синтеза. Эти масла в плане своих эксплуатационных свойств имеют огромное преимущество перед минеральными. Они были созданы искусственным путем специально для использования в критических температурных условиях. Маркировка синтетических масел содержит надпись «Fully Synthetic».

Синтетические смазки обладают минимальной испаряемостью при использовании, имеют длительный срок эксплуатации, а также обеспечивают наиболее стабильную работу механизмов в условиях низких температур. Они применяются как для дизельных двигателей, так и для бензиновых, в том числе и высокофорсированных.

Для преимущественного большинства современных автомобилей используется исключительно синтетическое масло. Цена на него значительно выше, нежели на минеральное, однако использование последнего в новейших двигателях просто недопустимо.

Полусинтетические смазки - это универсальный смазывающий продукт, полученный в результате пропорционального смешивания минеральных и синтетических масел. Обладая всеми наилучшими качествами «органики» и «синтетики», они являются универсальным смазочным материалом для любого типа двигателя. Определить полусинтетическое масло можно по маркировке «Semi Synthetic».

Вязкость масла

Основной характеристикой моторных смазочных материалов является вязкость. Именно на нее следует ориентироваться в первую очередь, выбирая масло для двигателя. Сегодня общепринятой системой разделения моторных смазок по вязкости считается классификация SAE. Она разработана обществом американских автомобильных инженеров и является одной из самых важных в маркировке масел.

Согласно ей, бывает двух видов: кинематическая и динамическая. Первая характеризируется способностью вытекать через специальную капиллярную трубку за определенный временной промежуток. Вторая показывает, как изменяется вязкость под воздействием температур и скорости движения трущихся элементов.

Масло, как и любая другая жидкость, имеет свойство изменяться под действием окружающей температуры. Его вязкость зимой выше, а летом ниже. При сильных перепадах этот показатель может увеличиваться или уменьшаться в сотни раз. Маркировка масла по SAE учитывает сезонность его применения с градацией на:

  • летнее;
  • зимнее;
  • всесезонное

Летние масла

Летние смазки имеют большую вязкость, что обеспечивает наилучшую смазку трущихся деталей с наименьшим трением. Однако такое масло при понижении температуры ниже 0 0 С становится слишком густым, что делает запуск двигателя практически невозможным. Стартер просто не в силах прокрутить весь механизм из-за такой вязкости.

Летний ряд моторных смазок имеет цифровое обозначение от 20 до 60 единиц, определяющих класс вязкости в зависимости от температуры с дискретностью 10.

Таким образом, маркировка масел для летнего применения имеет обозначения SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50 и SAE 60, где цифры обозначают минимальную и максимальную вязкость при рабочей температуре 100-150 0 С. Чем выше этот показатель, тем гуще смазка при нагревании.

Зимние масла

Маркировка зимнего масла содержит цифры от 0 до 25 с дискретностью 5 единиц, обозначающих рабочий а также букву W, указывающую на сезон применения (от англ. «winter» - зима). Для того чтобы определить минимальную температуру его использования, нужно от указанного числа отнять 40. Например, для зимнего масла 5 W это будет -35 0 С, для 20W -20 0 С и т.д. Это нижняя граничная температура, при которой возможна прокачка смазывающей жидкости по системе.

Однако для зимней смазки важен еще один критерий, определяющий нижнюю границу температуры, при которой стартер сможет прокрутить механизм двигателя для его запуска - это проворачиваемость. Чтобы ее узнать, необходимо от указанного числа отнять 35. Таким образом, для масла 10 W нижняя граница температуры для запуска двигателя составляет -25 0 С.

Всесезонные масла

Такие смазочные материалы являются универсальными и дают возможность применять их круглогодично. Это наиболее популярные и востребованные автомобильные масла. Маркировка всесезонных смазок состоит из двух чисел и английской буквы W между ними. Первый показатель указывает на граничную минимальную температуру, при которой возможен пуск холодного двигателя, а второй - на вязкость при максимальном рабочем нагреве.

Например, маркировка масла 5W40 обозначает, что запуск мотора с этой смазкой состоится при -35 0 С. Буква W, разделяющая зимний и летний показатели, указывает здесь на универсальную сезонную применяемость.

Максимальная вязкость при температуре +100-150 0 С составит 40 единиц.

Маркировка масла по SAE и ее соответствие ГОСТ

Российская соответствует требованиям ГОСТ 17479.1-85. Она делит смазки на классы по вязкости и по назначению применения.

Летние масла маркируются цифрами 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24. Они указывают на вязкость в мм 2 /с. Чем выше число, тем гуще смазка. Маркировка зимнего масла предусматривает всего три цифры - 4, 5 или 6.

Всесезонные смазочные материалы имеют двойное разделенное обозначение, где числитель - это зимний класс, а знаменатель - летний. Кроме этого, расшифровка маркировки часто содержит букву «з», указывающую на то, что масло загущено специальными присадками (4з/10, 6з/16).

Для того чтобы определить, какому отечественному маслу по классификации ГОСТ соответствует импортный аналог, созданы специальные таблицы. С их помощью можно без труда подобрать нашу смазку для зарубежного автомобиля и наоборот. Например, маркировка масла 5W30 соответствует нашему обозначению 4/12, 15W50 - 6з10, 20W40 - 8з/16 и т.д.

Классификация масел по API

Кроме класса вязкости, смазочные продукты принято классифицировать по степени эксплуатационных характеристик и области применения. Их изучением и систематизацией занимается Американский Институт нефти (API). Согласно этой системе все делятся на две группы:

  • для бензиновых двигателей;
  • для дизельных двигателей

Смазочные продукты для бензиновых моторов обозначаются литерой S и предназначены к использованию в ДВС легковых автомобилей, микроавтобусов и малых грузовиков.

Масла для дизельных двигателей маркируются буквой C, что ориентирует на применение в промышленной, коммерческой и сельскохозяйственной автомобильной технике.

Кроме этого, классификация по API включает еще одну литеру, указывающую на качественный уровень эксплуатационных характеристик. Чем дальше она отдалена от начала алфавита, тем лучше качество продукта. Например, маркировка SJ указывает на то, что это масло для бензинового ДВС со средним качественным показателем.

Однако большинство заграничных производителей смазочных материалов для двигателей выпускают универсальные продукты, использование которых возможно и в бензиновых, и в дизельных моторах. Маркировка масел для обоих типов ДВС содержит 4 литеры по 2 через дробь. Например, SD/CJ.

Это во многом упрощает выбор смазывающей жидкости, но стоит обратить внимание на первую букву маркировки. Если это S, то этот продукт, по утверждению производителя, больше подходит для бензиновых моторов, если С, то для дизельных.

Итак, разобравшись со всеми возможными символами, присутствующими на этикетке моторного масла, попробуем прочитать стандартную маркировку. Например, надпись «BP Visco2000 SG/CC SAE 15W-40 Min. № 234567/96 22.04.2013» гласит о том, что это универсальный минеральный продукт компании British Petroleum с названием «Visco2000», предназначенный для использования в любых типах ДВС (бензиновых и дизельных) круглогодично при температуре не ниже -25 0 С, произведенный 22.04.2013 года.

Другие классификации моторных масел

Кроме SAE и API, существуют и другие классификации масел. Например, Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA) предъявляет к их качеству более жесткие требования. Это объясняется различием конструкции ДВС и условиями эксплуатации автомобилей. Во-первых, европейские машины имеют меньшую массу и объем силового агрегата, а во-вторых, их двигатели высокооборотные и более мощные.

Классификация по ACEA предусматривает 12 классов и систематизирует моторные масла по 3 категориям:

Международный комитет по изучению и систематизации смазочных материалов (ILSAC) вместе с Ассоциацией автопроизводителей Японии (JAMA) разработали собственную классификацию, включающую всего 3 класса качества масла для бензиновых двигателей (GF-1, GF-2, GF-3).

Ведущие мировые производители автомобилей имеют собственные классификации смазочных материалов или выдвигают определенные требования к выпускаемым продуктам. Это связано с тем, что двигатели разных автомобилей имеют существенные отличия в конструкции. Автоконцерны самостоятельно проводят исследования и испытания моторных масел, по результатам которых создается своя спецификация или даются определенные рекомендации по эксплуатации существующей на рынке продукции.

Трансмиссионным смазкам незаслуженно уделяется гораздо меньше внимания, нежели моторным, хотя они выполняют практически те же функции. Единственное отличие - это отсутствие высоких температур, вызванных работой двигателя внутреннего сгорания. За счет этого трансмиссионные масла имеют гораздо больший срок службы. Их предназначение сводится к смазке и уменьшению силы трения в коробках передач, механизмах управления, раздаточных системах и ведущих мостах.

Маркировка трансмиссионных масел не такая детальная и сложная как у моторных смазок, но также требует понимания, поскольку от этого будет зависеть стабильность работы перечисленных агрегатов.

Всего по классификации SAE различают 9 уровней вязкости смазочных материалов для автомобилей с механической трансмиссией: 5 летних (80, 85, 90, 140, 250) и 4 зимних (70W, 75W, 80W, 85W). Однако на практике, чаще всего, автолюбителями применяются всесезонные трансмиссионные автомобильные масла. Маркировка таких продуктов также состоит из комбинации двух цифр с литерой W между ними. Например, SAE 70W-85, SAE 80W-90 и т.д.

Трансмиссионные масла, также как и моторные, классифицируются по системе API. Ее принятые стандарты делят смазки на группы, в зависимости от типа конструкции и условий эксплуатации. Кроме этого, здесь еще учитывается наличие и количество в смазочном продукте специальных присадок, препятствующих износу.

Согласно API масла для трансмиссии обозначаются литерами GL и цифрами от 1 до 5, которые соответствуют классу. Чем больше класс, тем жестче условия, в которых может эксплуатироваться смазка.

Что касается автоматических коробок передач, то для них обычные трансмиссионные масла не подходят. Здесь действуют свои рабочие стандарты ATF, не имеющие ничего общего с SAE и API. Смазочные продукты для АКПП даже окрашены в яркие цвета для того, чтобы не допустить случайного применения в механических конструкциях.

  • перед тем как приобрести моторное или трансмиссионное масло, следует изучить рекомендации производителя автомобиля;
  • использовать смазочные продукты, имеющие более высокий уровень качественных свойств, не всегда оправдано, так как это может негативно отразиться на стабильности работы самой системы смазки;
  • важно производить замену масла в сроки, указанные в рекомендациях завода-изготовителя авто;
  • в автомобилях с большим пробегом масло следует менять чаще, так как в изношенном двигателе оно подвержено более жестким условиям работы;
  • при замене масла желательно менять и масляный фильтр;
  • недопустимо смешивать минеральное и синтетическое масло, это может привести к образованию нерастворимого осадка;
  • доливать в двигатель следует точно такое же масло, какое было залито ранее;
  • периодически следует делать промывку системы смазки двигателя с помощью специальных жидкостей;
  • нельзя допускать снижения уровня масла ниже установленного минимума, это неизбежно приведет к быстрому износу трущихся деталей;
  • маркировка масел для двигателя и трансмиссии должна обязательно содержать дату изготовления продукта, ориентируясь на которую, можно определить его пригодность (максимальный срок хранения смазочных материалов составляет 5 лет);
  • хранить моторное или трансмиссионное масло нужно только в герметичной емкости, предохраняющей продукт от воздействия влаги и воздуха.

Зная эти нехитрые правила, можно избежать множества проблем.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Показатель вязкости моторных масел

Моторное масло, как известно, выполняет очень важную функцию в двигателе — смазывает сопряженные детали, обеспечивает герметичность цилиндров и выводит все продукты сгорания топлива. Производят все моторные масла способом перегонки нефти и выделения из нее тяжелых фракций, а заданный набор эксплуатационных характеристик задается благодаря применению различного рода присадок.

Одним из важнейших свойств любого моторного масла является его вязкость. Вязкость масла — этого способность сохранять нужные свойства в заданном диапазоне температур, то есть оставаться между сопряженными деталями, сохраняя при этом текучесть. Диапазон температур зависит от типа двигателя и от тех климатических условий, в которых он эксплуатируется. Например для стран с теплым климатом нужно масло с большим показателем вязкости, соответственно оно будет более густым, чем те масла, которые используются в холодных краях.

Как определить вязкость масла?

Если вы когда-нибудь видели пластмассовые канистры с маслом, которые продаются и на заправках и даже во многих супермаркетах, то на них всех есть обозначения типа — 10W-40, 5W-30, 15W-40, а на канистрах для трансмиссионных масел, нигрола, масел для коробки передач имеются обозначения — 80W-90, 75W-80 и др. Что означают эти цифры и буквы?

W — это от слова winter — зима, то есть все виды моторных масел, на которых есть такое обозначение, подходят для использования в зимних условиях. Правда, нужно уточнить, что зимы бывают разные — в Крыму или в Сочи температуры редко падают до тех экстремальных значений, которые бывают в Новосибирске или Якутске.

Возьмем самый распространенный в наших климатических условиях вид — 10W-40. Цифра десять говорит о том, что вязкость масла при морозе минус 25 градусов (чтобы получить эту цифру, нужно от десяти вычесть 35), достигает максимального значения, когда еще возможен безопасный запуск мотора.

Есть также показатель прокачиваемости, определяющий самую низкую температуру воздуха, при которой насос будет еще в состоянии закачать масло в систему. Чтобы узнать эту температуру, нужно от первой цифры отнять сорок — для 10W-40 получаем значение в минус 30 градусов. Таким образом, этот вид масла приспособлен для тех стран, где не бывает холоднее 25-30 градусов мороза.

Если же говорить о второй цифре в маркировке — 40 — то она определяет кинематическую и динамическую вязкость при +100 и +150 градусах соответственно. Густота масла тем больше, чем больше данный показатель. Масло 10W-40, впрочем как и все, в обозначении которых присутствует буква W, является всесезонным и применяется при средних температурах от -30 до +40. Для тех двигателей, которые отработали половину своего ресурса, рекомендуют использовать масла, где показатель вязкости при высоких температурах составляет 50 — 10W-50 или 20W-50.

Таблица вязкости.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Если же говорить о трансмиссионных маслах, то тут своя особая шкала обозначений, которой мы касаться не будем, скажем только, что чем ниже первая цифра в маркировке, тем при более низких температурах масло может сохранять свои свойства. Например 75W-80 или 75W-90 можно использовать при температурах от -40 до +35, а 85W-90 — от -15 до +40.

Как подобрать масло по показателю вязкости?

Выбирая моторное масло для конкретной модели, нужно обращать внимание на целый ряд обозначений: тип двигателя, тип автомобиля, степень вязкости — дизель/бензин, инжектор/карбюратор, легковой/грузовой и так далее. Все это обычно указывается на этикетке. Кроме того, есть масла рекомендуемые производителем, не стоит пренебрегать этими указаниями, так как двигатель рассчитан на определенный уровень вязкости.

Поскольку в России очень большой сезонный перепад температур, то нужно выбирать именно те масла, которые подойдут для ваших климатических условий. Например при низких температурах, пусть даже не очень экстремальных, завести двигатель будет проще, если залито масло 5W-30, поскольку оно сохраняет свои эксплуатационные свойства при температурах до -40.

Если же средние годовые температуры находятся в диапазоне от -20 до +20, то не нужно что-то придумывать особое и пользоваться всесезонным маслом 10W-40, 15W-40, ну или 10W-50, 20W-50 для «подуставших» двигателей.

Тесты некоторых моторных масел и их показатели.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");