Скачать документ
Технический комитет по стандартизации
«Трубопроводная арматура и сильфоны» (ТК259)
Закрытое акционерное общество
«Научно-производственная фирма
«Центральное конструкторское бюро арматуростроения»
СТАНДАРТ ЦКБА
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА»).
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом от 04.04.2008 г. № 24
3 СОГЛАСОВАН:
ОСТ 26-07-2070-86 Арматура трубопроводная. Антифрикционные смазочные материалы. Марки. Нормы расхода
СТАНДАРТ ЦКБА
Настоящий стандарт распространяется на антифрикционные смазки, применяемые в парах трения (подвижных и неподвижных соединениях) трубопроводной арматуры и приводных устройств к ней (далее - арматуры).
Стандарт устанавливает перечень антифрикционных смазок, параметры их применения при эксплуатации арматуры и нормы расхода смазок на одно изделие.
2.1 В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты, нормативные документы:
ГОСТ 201-76 Тринатрийфосфат. Технические условия.
ГОСТ 9433-80 Смазка ЦИАТИМ-221. Технические условия
ГОСТ 10597-87 Кисти и щетки малярные. Технические условия
ГОСТ 12026-76 Бумага фильтрованная лабораторная. Технические условия
ГОСТ 14068-79 Паста ВНИИНП-232. Технические условия
ГОСТ 17299-78 Спирт этиловый технический. Технические условия
ГОСТ 19782-74 Паста ВНИИНП-225. Технические условия
ГОСТ 20799-88 Масла индустриальные общего назначения. Технические условия
ГОСТ 25549-90 Топлива, масла, смазки и специальные жидкости. Химмотологическая карта. Порядок составления и согласования
ГОСТ 26191-84 Масла, смазки и специальные жидкости. Ограничительный перечень и порядок назначения
ГОСТ 29298-2005 Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия
ОСТ 38.01.408-86
ТУ 38.101891-81 Смазка ВНИИНП-275
ТУ 38.1011062-86 Смазка ВНИИНП-276. Технические условия
3 Обозначения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения и обозначения:
а) АС - атомные электростанции;
б) МО РФ - Министерство обороны Российской Федерации;
в) ТУ - технические условия.
4 Общие положения
4.1 Перечень антифрикционных смазок, применяемых в парах трения арматуры, не имеющих прямого контакта с рабочей средой, их характеристики и область применения приведен в таблице 4.1. Указанные смазки для арматуры заказа МО РФ соответствуют требованиям УП 01-1874-62.
4.2 Антифрикционные смазки могут быть использованы в течение двух лет со дня вскрытия тары, но не более срока хранения, указанного в стандарте или ТУ на смазку, и должны храниться в крытых складских помещениях, в условиях, предохраняющих от попадания грязи и влаги.
Антифрикционные смазки должны заказываться в упаковке в алюминиевых тубах. В случае поставки антифрикционных смазок в банках из белой жести, последние после их вскрытия должны храниться в крытых складских помещениях в закрытых двухслойных мешках из пластмассы или резины.
Срок хранения в таре завода - изготовителя - в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на конкретную смазку.
4.3 Не допускаются к применению смазки, имеющие поврежденную в процессе транспортировки упаковку, а также не имеющие упаковочного листа или паспорта, подтверждающего соответствие данной партии требованиям стандартов или технических условий.
4.4 Антифрикционные смазки для пар трения арматуры в зависимости от условий эксплуатации следует применять в соответствии с таблицей 4.1.
4.5 При проектировании, выбор и предварительное назначение смазок производятся в соответствии с таблицами 4.1, 4.2. Окончательный выбор смазок производится на основании положительных результатов испытаний опытных образцов арматуры.
4.6 При обеспечении заданной работоспособности арматуры несколькими смазками, указанными в таблице 4.1, смазка должна выбираться с минимально допустимыми значениями температур, нагрузок, и т.д.
Применение в этих случаях смазок, обеспечивающих работоспособность арматуры в более широком диапазоне параметров эксплуатации, не допускается.
4.7 Антифрикционные смазки, указанные в таблице 4.1, работоспособны в парах трения изделий в условиях тропического климата.
4.8 Нормы расхода антифрикционных смазок для трубопроводной арматуры общепромышленного назначения и приводных устройств к ней, выбранных в соответствии с требованиями таблиц 4.1, 4.2, в расчете на одно изделия приведены в приложении А.
4.9 Если конструкция арматуры отличается от типовой (наличие ручного дублера, масленки, наличие карманов для создания резерва смазки в узле, гидропривода, пневмопривода и т.п.), нормы расхода могут быть уточнены применительно к конкретной конструкции изделия.
4.10 Выбор и предварительное назначение смазок производится в соответствии с указаниями табл. 4.1 и 4.2. На стадии технического проекта для вновь разрабатываемой арматуры или технического задания на модернизацию арматуры разработчиком арматуры составляется и согласовывается ведомость применения смазок в соответствии с требованиями ГОСТ 26191 и химмотологическая карта в соответствии с требованиями ГОСТ 25549.
4.11 Выбор смазки для пар трения арматуры заказов МО РФ, а также допуск к применению по результатам испытаний должен быть согласован с головной организацией по смазкам.
4.12 Металлические материалы пар трения, резинотехнические детали (РТД), подшипники качения должны быть согласованы соответственно с головными организациями по специализации.
4.13 Нормы расхода антифрикционных смазок для арматуры заказов МО РФ, выбранных в соответствии с требованиями таблиц 4.1, 4.2 в расчете на одно изделие, приведены в таблице Б.1 приложения Б.
4.14 Пополнение или замена смазки производится в соответствии с указаниями руководства по эксплуатации.
4.15 Условия хранения смазок в изделиях - неотапливаемые складские помещения или навесы при температуре от минус 60 до плюс 65 °С.
4.16 Срок службы смазок для вновь разрабатываемых или модернизируемых конструкций узлов трения арматуры заказов МО РФ определяется головным предприятием по арматуре совместно с головной организацией по смазкам и согласовывается с представителем заказчика при головном предприятии по арматуре.
4.17 При работе с антифрикционными смазками необходимо соблюдать требования безопасности, указанные в стандартах и технических условиях на смазки, приведенные в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Антифрикционные смазки
Марки смазок |
Характеристики смазок |
Область применения |
ЦИАТИМ-221 |
Пластичная смазка гладкой структуры от светло-желтого до светло-коричневого цвета; морозостойкая, стойкая в агрессивным средам при ограниченном с ними контакте, радиационностойкая. |
Подвижные соединения типа «металл-металл» и соединения типа «металл-резина» (подвижные и неподвижные). Например: шпиндель-втулка резьбовая, шток (вал) - втулка, подшипники, шпоночные и шлицевые соединения, зубчатые червячные передачи; сальники, РТД (кольцо, манжета, прокладка). |
ЦИАТИМ-201 |
Пластичная смазка гладкой структуры от светло-желтого до светло-коричневого цвета; водостойкая, морозостойкая, радиационностойкая. |
Подвижные и неподвижные соединения типа «металл-металл»; шпиндель - втулка резьбовая, шток (вал) - втулка, подшипники: шпоночные и шлицевые соединения, зубчатые и червячные передачи; сальники, (крепежные резьбы) |
Солидол С |
Пластичная смазка гладкой структуры коричневого цвета; водостойкая, стабильна при хранении, обладает хорошими защитными свойствами. |
|
ВНИИНП-232 |
Пастообразная смазка без комков от темно-серого до черного цвета; радиационностойкая |
Нагруженные подвижные и неподвижные соединения (шпиндель-втулка резьбовая, шток-втулка, подшипники, шпоночные и шлицевые соединения, сальники, неподвижные резьбовые соединения (крепежные резьбы) |
ВНИИНП-225 |
Пастообразная смазка черного цвета, термостойкая, стойкая к агрессивным средам при ограниченном с ними контакте, радиационностойкая |
|
ВНИИНП-275 |
Пластичная смазка гладкой структуры от белого до светло-желтого цвета; термостойкая, радиационностойкая |
Подвижные соединения типа «металл-металл» (шпиндель-втулка резьбовая, шток (вал) - втулка, подшипники) |
ВНИИНП-276 |
Пластичная смазка гладкой структуры от белого до светло-бежевого цвета, термостойкая, стойкая к агрессивным средам, радиационностойкая |
Подвижные соединения типа «металл-металл» (шпиндель-втулка резьбовая, шток-втулка, упорные шариковые подшипники) |
Примечание: Суммарная доза радиации за весь срок службы смазочного материала согласовывается разработчиком арматуры с головной организацией по смазкам. |
Таблица 4.2 - Условия применения антифрикционных смазок в парах трения арматуры
Наименование пары трения |
Характер движения |
Параметры работы пары трения |
Марка смазки |
Скорость, м/с, не более |
Температура, °С |
Ресурс, циклы, не менее |
|
Шпиндель-втулка резьбовая |
Вращательно-поступательное |
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||
от -60 до +90 |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
от -60 до +150 |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
от -20 до +150 |
ВНИИНП-232 |
||||||
от -20 до +200 |
ВНИИНП-275 |
||||||
от -30 до +230 |
ВНИИНП-225 |
||||||
от -30 до +250 |
ВНИИНП-276 |
||||||
Шток-втулка |
Возвратно-поступательное |
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||
от -60 до +90 |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
от -60 до +160 |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
от -20 до +150 |
ВНИИНП-232 |
||||||
от -20 до +200 |
ВНИИНП-275 |
||||||
от -30 до +230 |
ВНИИНП-225 |
||||||
от -30 до +250 |
ВНИИНП-276 |
||||||
Подшипники скольжения |
Вращательное |
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||
от -60 до +90 |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
от -60 до +150 |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
от -20 до +150 |
ВНИИНП-232 |
||||||
от -20 до +200 |
ВНИИНП-275 |
||||||
от -30 до +230 |
ВНИИНП-225 |
||||||
Подшипники качения упорные шариковые |
Вращательное |
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||
от -60 до +100 |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
от -60 до +150 |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
от -20 до +150 |
ВНИИНП-232 |
||||||
от -20 до +200 |
ВНИИНП-275 |
||||||
от -30 до +230 |
ВНИИНП-225 |
||||||
от -30 до +250 |
ВНИИНП-276 |
||||||
Зубчатые и червячные передачи |
Вращательное |
от -60 до +80 |
|||||
Шпоночные и шлицевые соединения |
Возвратно-поступательное |
ЦИАТИМ-221 |
|||||
ЦИАТИМ-201 |
|||||||
Возвратно-поступательное |
от -60 до +150 |
ЦИАТИМ-221 |
|||||
Поршень-РТД |
|||||||
Корпус-РТД |
Неподвижное |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения (крепежные резьбы) |
от -60 до +350 |
ВНИИНП-232 |
|||||
от -20 до +65 |
Солидол С |
||||||
Примечания 1 - Смазку ВНИИНП-275 применяется в парах трения арматуры АС, эксплуатирующихся в интервале температур от +160 до +200 °С при суммарной дозе радиации не ниже 10 6 рад. 2 - Смазка ЦИАТИМ-221 может быть заменена на другие, не вызывающие деформации РТД смазки, по согласованию с НПФ «ЦКБА». |
Приложение А
(справочное)
Нормы расхода антифрикционных смазок на 1 изделие для трубопроводной арматуры и приводных устройств к ней
Таблица А.1 - Нормы расхода смазок на 1 изделие арматуры
Наименование изделия |
Варианты исполнений |
Марки смазок |
|||||
до 50 включ. |
от 50 до 150 |
от 150 до 500 |
от 500 до 1000 |
от 1200 до 2400 |
|||
Задвижки |
1 Все смазываемые соединения |
ВНИИНП-232, ВНИИНП-225 |
от 80 до 128 |
от 180 до 284 |
от 340 до 500 |
от 550 до 1150 |
|
2 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 |
от 95 до 131 |
от 150 до 400 |
||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
от 80 до 125 |
от 150 до 238 |
от 250 до 350 |
|||
3 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-201, Солидол С |
от 95 до 131 |
от 150 до 400 |
||||
Неподвижные резьбовые соединения |
Солидол С |
от 75 до 119 |
от 125 до 175 |
||||
Запорные клапаны |
1 Все смазываемые соединения |
ВНИИНП-232, ВНИИНП-225 |
от 70 до 120 |
от 160 до 210 |
|||
2 Подвижные соединения |
ВНИИНП-275 |
от 80 до 120 |
|||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
||||||
3 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
||||||
4 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-201, Солидол С |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
Солидол С |
||||||
Регулирующие клапаны и регуляторы |
1 Все смазываемые соединения |
ВНИИНП-232, ВНИИНП-225 |
от 125 до 150 |
||||
2 Подвижные соединения |
ВНИИНП-275 |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
||||||
3 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
ВНИИНП-232 |
||||||
4 Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-201 |
||||||
Неподвижные резьбовые соединения |
Солидол С |
||||||
Предохранительные и обратные клапаны, конденсатоотводчики, дисковые затворы, краны |
1 Подвижные соединения (предохранительные клапаны) |
ВНИИНП-232, ВНИИНП-225 |
от 70 до 100 |
||||
Неподвижные резьбовые соединения (предохранительные клапаны) |
ВНИИНП-232 |
от 100 до 150 |
от 175 до 350 |
от 450 до 850 |
|||
2 Подвижные соединения (предохранительные клапаны) |
ЦИАТИМ-221, ЦИАТИМ-201, Солидол С |
от 1,5 до 2,5 |
|||||
Неподвижные резьбовые соединения (предохранительные клапаны, обратные клапаны, конденсатоотводчики, дисковые затворы, краны) |
ВНИИНП-232 |
от 100 до 150 |
от 175 до 350 |
от 450 до 850 |
Таблица А.2 - Нормы расхода смазок на 1 электропривод
Наименование изделия |
Варианты исполнения |
Марки смазок |
Количество смазки на 1 изделие в зависимости от номинального диаметра арматуры, г |
Тип М (Мкр. на выходном валу 5 - 25 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 100 до 150 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
||
Тип А (Мкр. на выходном валу 25 - 100 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 150 до 200 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
||
Тип Б (Мкр. на выходном валу 100 - 250 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 200 до 250 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
от 80 до 100 |
|
Тип В (Мкр. на выходном валу 250 - 1000 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 250 до 500 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
от 100 до 125 |
|
Тип Г (Мкр. на выходном валу 1000 - 2500 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 500 до 1000 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
от 125 до 175 |
|
Тип Д (Мкр. на выходном валу 2500 - 10000 Н · м) |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
от 1000 до 1200 |
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
от 175 до 250 |
|
Планетарно-винтовой привод типа Б |
Подвижные соединения |
ЦИАТИМ-221 ЦИАТИМ-201 |
|
Неподвижные соединения |
ВНИИНП-232 |
Приложение Б
(справочное)
Нормы расхода антифрикционных смазок на 1 изделие для заказов МО РФ арматуры и приводных устройств к ней
Таблица Б.1 - Нормы расхода смазок на 1 изделие арматуры
Наименование изделия |
Варианты исполнения со смазкой |
Количество смазки на 1 изделие в зависимости от номинального диаметра, г |
|||||||||||||
Задвижки |
Пары трения: шпиндель-втулка резьбовая, крепежные резьбовые соединения собраны на смазке ВНИИНП-232. |
||||||||||||||
Подшипники упорные качения собраны на смазке ЦИАТИМ-221 |
|||||||||||||||
Клапаны запорные сильфонные с ручным управлением |
1. ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
2. ВНИИНП-276 |
|||||||||||||||
Клапаны запорные и регулирующие с ручным управлением |
Подвижные соединения собраны на смазке 1. ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
2. ВНИИНП-276 |
|||||||||||||||
Неподвижные резьбовые соединения собраны на пасте ВНИИНП-232 |
|||||||||||||||
Клапаны запорные с пневмоприводом |
|||||||||||||||
Клапаны и распределители с электромагнитным приводом и ручным дублером |
Подвижные соединения и РТД собраны на смазке ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
Неподвижные резьбовые соединения и ручной дублер собраны на пасте ВНИНП-232 |
|||||||||||||||
Клапаны предохранительные с ручным дублером |
Подвижные и неподвижные соединения собраны на пасте ВНИИНП-232 |
||||||||||||||
Регуляторы |
РТД собраны на смазке ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
Неподвижные резьбовые соединения собраны на пасте ВНИИНП-232 |
|||||||||||||||
Электроприводы задвижек |
Подвижные соединения и РТД собраны на смазке ЦИАТИМ-221 |
||||||||||||||
Неподвижные резьбовые соединения и ручной дублер собраны на пасте ВНИИНП-232 |
Приложение В
(справочное)
Методы нанесения антифрикционных смазок на поверхности деталей трубопроводной арматуры
В.1 Общие положения
Материалы, применяемые для подготовки поверхности деталей с целью нанесения антифрикционных смазок, смазки, нормы их расхода приведены в таблице В.1.
Таблица В.1 - Нормы расхода материалов, применяемых для подготовки поверхностей деталей под смазки
Наименование материала |
Нормативный документ |
Норма расхода на 1 м 2 поверхности, кг |
Тринатрийфосфат |
||
Вещества вспомогательные ОП-7 и ОП-10 |
||
Керосин технический |
ОСТ 38.01.408 |
|
Масла индустриальные |
||
Ткани хлопчатобумажные бязевой группы |
||
Калий двухромовокислый |
||
Бумага фильтровальная |
||
Спирт этиловый технический |
||
Солидол синтетический |
||
Ерши капроновые * |
1 шт. на 4000 изделий |
|
Кисти и щетки малярные |
1 шт. на 4000 изделий |
|
Поропласт полиуретановый эластичный * |
||
Примечание - Материалы, отмеченные знаком « * », применять по технической документации, утвержденной в установленном порядке. |
В.1.2 Допускается применять другие материалы с аналогичными свойствами по согласованию с предприятием-разработчиком настоящего стандарта.
В.1.3 Подготовку поверхностей деталей к нанесению смазок следует производить в помещении, оборудованном местной вытяжной вентиляцией. Температура воздуха в помещении - от 10 до 30 °С.
В.1.4 Перед нанесением смазки все трущиеся поверхности деталей следует проверить на отсутствие коррозии, очистить от загрязнения, металлической стружки, обезжирить и просушить.
В.1.5 Обезжиривание металлических деталей (шпинделей, резьбовых втулок, винтов, шпилек, гаек и др.) следует производить в водном моющем растворе: тринатрийфосфат технический - 15 г на литр воды и вещество вспомогательное - 2 г на литр воды. Температура моющего раствора - от 60 до 80 °С. Обезжиренные детали следует промыть 0,1-процентным раствором двухромовокислого калия. Температура раствора - от 60 до 80 °С.
В.1.6 Допускается при выпуске арматуры партиями до 4000 штук обезжиривание металлических деталей производить двукратной промывкой керосином последовательно в двух ваннах в течение 10 минут. Для первой промывки следует использовать керосин из второй промывочной ванны.
При первой промывке рекомендуется пользоваться капроновыми ершами или малярными кистями. Обезжиривание резьбовой части шпинделя в сильфонных сборках следует производить хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в спирте и отжатой до полусухого состояния.
В.1.7 Материалы для промывки и обезжиривания арматуры заказов МО РФ должны быть согласованы заказчиком.
В.1.8 Обезжиривание подшипников качения следует производить в ваннах с керосином в течение 20 минут и в ванне со спиртом в течение 3 минут.
В.1.9 Обезжиривание резиновых деталей следует производить двукратной протиркой хлопчатобумажными салфетками, смоченными в этиловом спирте.
В.1.10 Контроль чистоты поверхности следует производить:
а) визуальным осмотром;
б) хлопчатобумажной салфеткой (только для деталей арматуры заказов МО РФ).
При протирке поверхностей деталей сухая хлопчатобумажная салфетка должна оставаться чистой.
Если салфетка будет иметь следы грязи или масла, детали следует отправить на повторную промывку.
В.1.11 Сушка деталей после обезжиривания должна производиться:
а) после обработки моющим раствором - по технологии предприятия изготовителя;
б) после обработки растворителями - на воздухе до полного удаления запаха растворителя.
Температура воздуха - от 10 до 30 °С.
Время сушки - от 10 до 30 мин.
Сильфонные сборки арматуры заказов МО РФ следует дополнительно просушить в течение от 15 до 30 мин. в термостате при температуре от 100 до 110 °С.
В.1.12 Контроль качества сушки деталей и узлов следует производить с помощью фильтровальной бумаги: на поверхности фильтровальной бумаги, приложенной к детали, не должно оставаться следов растворителя. Допускается контроль качества сушки деталей арматуры общепромышленного назначения производить визуально.
В.1.13 Периодичность смены растворителей устанавливается технологическим процессом в зависимости от объема, количества промываемых деталей и норм расхода, установленных настоящим стандартом.
В.1.14 Антифрикционные смазки на поверхность деталей следует наносить в условиях, гарантирующих защиту смазываемых поверхностей от грязи и влаги.
В.1.15 Смазку на трущиеся поверхности деталей арматуры следует наносить непосредственно перед сборкой арматуры согласно указаниям чертежей, карт смазки, технических требований или инструкций по эксплуатации арматуры.
В.1.16 Основной способ нанесения антифрикционных смазок - при помощи кисти. Слой смазки должен быть сплошным и равномерным. Особое внимание обратить на трущиеся поверхности резьб и другие труднодоступные места.
В.1.17 Смазку солидол синтетический допускается наносить окунанием.
В.1.18 Смазку ВНИИНП-232 следует наносить с помощью тампона из замши. Допускается наносить смазку ВНИИНП-232 с помощью кисти. Не допускается использовать загустевшую смазку ВНИИНП-232, не обеспечивающую равномерного слоя. В этом случае смазка ВНИИНП-232 разбавляется маслом индустриальным «20» в количестве до 15 % от массы с последующим тщательным перемешиванием до однородной, не имеющей комков массы.
В.1.19 В случае повреждения слоя смазки при установке детали в узел, смазка должна быть восстановлена путем повторного нанесения по п.п. В.1.16 - В.1.18.
В.2. Требования безопасности
В.2.1 При выполнении работ по подготовке поверхности деталей к нанесению смазок необходимо руководствоваться общими правилами техники безопасности и производственной санитарии для предприятий и организаций машиностроения.
В.2.2 При выполнении работ по подготовке поверхности деталей к нанесению смазки должны выполняться следующие условия:
а) концентрация паров керосина в помещении, где происходит обезжиривание, не должна превышать 10 мг на 1 дм воздуха.
б) конструкция оборудования, используемого при обезжиривании, должна обеспечивать защиту работников от попадания растворителя.
в) рабочие, производящие обезжиривание растворителями, должны быть обеспечены фартуками, обувью, перчатками, респираторами;
г) рабочие, производящие обезжиривание водными растворами, должны обеспечиваться резиновыми фартуками, обувью и перчатками.
На предприятии должна быть разработана и утверждена инструкция по требованиям безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии, учитывающая местные производственные условия.
В.2.3 К выполнению работ по подготовке поверхностей деталей к нанесению смазок допускаются лица, изучившие устройство оборудования и технологический процесс и прошедшие инструктаж по требованиям безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии.
Генеральный директор ЗАО «НПФ «ЦКБА» |
В.П. Дыдычкин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый заместитель генерального директора - директор по научной работе |
Ю.И. Тарасьев |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заместитель генерального директора - главный конструктор |
В.В. Ширяев |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заместитель главного конструктора - начальник технического отдела |
С.Н. Дунаевский |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начальник отдела 112 |
А.Ю. Калинин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заместитель начальника отдела 112 |
О.И. Федоров |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инженер-исследователь 1 категории отдела 112 |
Е.П. Никитина |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исполнитель: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е.Ю. Филимонова |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОГЛАСОВАНО: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель ТК 259 |
М.И. Власов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представитель заказчика 1024 ВП МО РФ |
13.1. Чистка форм. 13.2. Смазка форм. 13.3. Виды смазок. 13.4. Способы нанесения смазки.
Срок службы форм зависит не только от надежности их конструкции, но и от ухода за ними в процессе эксплуатации. Основные требования правильной эксплуатации сводятся к тщательной очистке форм, освобожденных от изделий, к применению хорошей смазки, облегчающей извлечение готовых изделий, а также к рациональной организации текущего и предупредительного планового ремонта форм. 13.1. Чистка форм.
При формовании изделий на металлической форме или поддоне после распалубки остаются мелкие кусочки бетона, поверхности покрываются цементной пленкой, остатками смазки и др. Если форму не чистить, на ней образуется слой затвердевшего бетона, который ухудшает качество изделий и затрудняет их распалубку. Поэтому формы после каждого цикла формования очищают, применяя для этого различные приспособления. Машины с абразивными кругами: Применяются только для периодической чистки форм (1 раз в 2 – 3 месяца). При этом поверхности формы должны быть гладкими. При частом использовании таких машин очищаемые поверхности быстро изнашиваются. Машины с металлическими мягкими щетками: Такие машины эффективны только на незапущенных поддонах для очистки их после каждого цикла промывания. Применение жестких щеток не желательно, т.к. царапают поверхность металла, что увеличивает сцепление бетона с поддоном. Машины с инерционной фрезой: Фреза имеет 6 пальцев, на которых свободно висят металлические кольца. При вращении фрезы кольца ударяют по очищаемой поверхности поддона и дробят оставшуюся на нем пленку схватившегося цемента. Форму очищают по двум схемам: 1) Машина передвигается над формой (форма не подвижна) 2) Форма перемещается под машиной. Рис. 70. Инерционная фреза Вид А (сверху) Рис. 71. Блок инерционных фрез: 1 – инерционная фреза Блок инерционных фрез – 1 – располагаются в шахматном порядке. После обработки поддона инерционной фрезой все остатки, отделившиеся частицы сметают с поверхности металлическими щетками. Химический способ очистки форм: Основан на свойстве некоторых кислот (соляной), разрушать цементную пленку. Для очистки необходим: 7-15% раствор технической соляной кислоты, в зависимости от толщины пленки, температуры форм. Например, при увеличении температуры формы с 20 о С до 50 о С скорость реакции увеличивается в 10 раз. 13.2. Смазка форм. На качество железобетонных изделий существенно влияет сцепление бетона с поверхностью формы. Одним из способов уменьшения сцепления является применение различных смазок. Смазка для форм должна удовлетворять следующим требованиям: 1) По консистенции должна быть пригодной для нанесения распылителем или кистью на холодные или нагретые до 40 о С поверхности формы. 2) Ко времени извлечения изделия из формы смазка должна превращаться в прослойку, не вызывающую сцепления с поверхностью форм. 3) Не оказывать вредного воздействия на бетон, не приводить к образованию пятен и подтеков на лицевой поверхности изделия. 4) Не вызывать коррозии рабочей поверхности форм. 5) Не создавать антисанитарных условий в цехах и быть пожаробезопасной. 6) Технология приготовления смазки должна быть простой, позволяющей механизировать процессы ее нанесения.
13.3. Виды смазок.
Смазки, которые применяются на заводах железобетонных изделий можно разделить на три группы. Таблица 4 Виды смазок
13.4. Способы нанесения смазок. 1) Ручное нанесение. 2) Механизированное нанесение – при помощи удочки или распылителей. Презентация на тему: Технология - Смазывание. Методы нанесения смазок
1 из 42 Презентация на тему: Технология - Смазывание. Методы нанесения смазок№ слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда: № слайда 3 Описание слайда: № слайда 4 Описание слайда: № слайда 5 Описание слайда: Способы подачи смазочного масла Ручные Кистью Губкой Масленкой Распылителем Потоком в ванне и разбрызгиванием Подшипники Шестерни Картер Тяжестью Капиние Фитиль Масленки постоянного уровня Масленные чашки Туманом Чистый туман Очищенный туман Масленки воздушной линии Подъемники масла Кольца Воротнички Маслоотражатели Шестерни с лопостями Капилляр Давлением Распылитель Централизованные системы Одноточечные масленки Циркуляцией Мокрый картер Сухой картер Гидравлика № слайда 6 Описание слайда: Ручное смазывание Преимущества Низкие персональные затраты Аварийное смазывание Простота в применении Может быть выполнена инспекция оборудования, выполнена проверка Недостатки Пересмазывание сразу после смазки Чрезмерная утечка Требуются частые замены смазки Высокий риск загрязнения Точки смазывания могут остаться незамеченными Риски в области безопасности и экологии из-за утечки Высокая стоимость рабочей силы кисть распылитель капание Ручной шприц Шприц-масленка № слайда 7 Описание слайда: Капельные и фитильные масленки Преимущества Простые устройства Изменяемая скорость подачи Легко проверить уровень и нанесение масла При капельной подаче можно использовать электромагнитный клапан для автоматической остановки потока масла Недостатки Грязь и вода могут ограничить поток в смазочном фитиле и засорить игольчатый клапан Смазочный фитиль должен часто меняться На скорость потока влияет вязкость, уровень и температура, требуется частая настройка Высокий риск загрязнений при работе и дозаправки масленок Капельная подача Используется сила притяжения для подачи масла Скорость подачи масла м. б. настроена при помощи игольчатого клапана Фитильная подача Масло подается за счет действия капиллярных сил Скорость подачи масла м.б. изменена путем изменения количества скруток и/или длины фильтра № слайда 8 Описание слайда: Масленки с постоянным уровнем Преимущества Контролирует загрязнение (если надлежащим образом закрыт) Небольшой объем техобслуживания Легко отслеживать уровень масла и состояние смазочного материала Риски Риск загрязнения при операциях с масленкой с маслом и их перезаполнении Старение прокладок Загрязнение водой и частицами Настройка неправильного уровня масла Можно только добавлять масло, нет возможности снизить уровень масла (доливайте масло в масленку, только когда это необходимо) № слайда 9 Описание слайда: № слайда 10 Описание слайда: Зубчатый привод, смазываемый разбрызгиванием Смазка разбрызгиванием: Зубья шестерни и/или выступы Вращающегося маслобойного кольца погружаются в резервуар и разбрызгивают масло на части, которые требуется смазать или на стенки корпуса, где есть канавки для потока масла к подшипникам. Уровень масла. Нижний зуб должен быть погружен полностью. Правильный уровень масла является критическим Риск наращивания осадка, вытесняющего эффективный уровень масла Риск при холодном пуске Ограничения на скорость/вязкость Риск при сухом пуске Трудно взять пробу масла Риск недостаточного смазывания подшипника и загрязнения № слайда 11 Описание слайда: Смазка разбрызгиванием под давлением Принцип действия Нанесение струи «измельченного» смазочного материала в жидком виде. Размер капелек масла и вид распыленной жидкости зависят от давления, размера и типа форсунки, вязкости смазочного материала при температуре распыления и расстояния между выпускным отверстием форсунки и целевой поверхностью. № слайда 12 Описание слайда: Смазка масляным туманом Масляный туман – это транспортировка масла в состоянии аэрозоля потоком воздуха на поверхности узлов для смазывания Происходит атомизация тумана (сухой и чистый) Общие потери (кроме очищающего тумана) Обедненная смесь Не поддерживает горение Безопасный / неопасный Низкое давление Преимущества Снижение износа подшипников и уплотнений Снижение трения и энергопотребления Отсутствует загрязнение шестеренок или рециркуляция Снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт Рекомендуется для использования в насосах Недостатки Риск возникновения тумана распыляемой жидкости Ограничения по вязкости Влияние некоторых добавок (воздействует на инжекторы) Сложнее выявить тенденцию при анализе продуктов износа Эпизодические проблемы с «воскованием» маслоуловителя при низких температурах Эпизодические проблемы с засорением инжекторов налетом и осадком № слайда 13 Описание слайда: Постоянная принудительная циркуляция масла Отличительные особенности Температуру, чистоту и объем поставки можно контролировать Редукторы с принудительной циркуляцией масла менее нагреваются, чем со всплеском Удобная зона для отбора проб Смена масла м.б. произведена «в рабочем состоянии» Минимальный риск сухого пуска Как правило, требуется большой объем масла Риск утечки, риск аэрации!!! Потенциал для восстановления присадками масла Принцип действия Как правило, смазка закачивается к подшипникам и зубчатым передачам и возвращается в резервуар под действием силы тяжести. № слайда 14 Описание слайда: № слайда 15 Описание слайда: Преимущества Низкая стоимость решения Простое использование Простое обслуживание Во время смазывания специалист может дополнительно осмотреть машину Недостатки Высокая стоимость человеко/часов Длительные интервалы могут привести к голоданию Передозировка – надежность? И экологические риски Высокая вероятность попадания грязи Проблемы безопасности при использовании Нанесение пластичных смазок – ручной шприц для смазки № слайда 16 Описание слайда: Оборудование для дозировки смазки Оборудование для дозировки Плунжерного типа Шприцы с рычагом (самые распространенные) Пистолетного типа Пневматические шприцы (воздушные) Шприцы с батарейным питанием Портативные тележки для смазывания (распределение из бочек (от 20кг до 200кг) Объем дозировки Одна доза обычно 2-3 грамма (0,1 унции, 1унция=28,35г) Осторожно, доза может меняться (от 0,85г до 2,85г) Необходимо чаще проверять калибровку дозаторов Давление Нормальное давление (344-690 Бар) Высокое давление (до 1000 Бар) Иногда применяются манометры № слайда 17 Описание слайда: Пресс-масленки (фитинги) для консистентной смазки Тип Гидравлические Колпачковые Нипельные (вставляемые нажатием) Советы по применению Выдавите небольшое количество смазки из пистолета (чтобы избавиться от загрязнений) Используйте крышку или оставьте порцию смазки после смазывания Протрите и замените дефектные ниппели Осмотрите новые ниппели (заусенцы, мусор, повреждение) и при необходимости прочистите при помощи шприца смазки Крышка или порция смазки поможет уменьшить попадание грязи через фитинги смазки № слайда 18 Описание слайда: Управление давлением при повторной смазке Медленно закачивайте смазку в подшипник в течение от трех до пяти секунд на обычный впрыск (2,8грамма). Увеличивайте или уменьшайте время для большего или меньшего выхода по объему за впрыск. Прекратите смазывание, если Вы почувствуете или увидите не нормальное противодавление. Допустимый предел давления зависит от задачи. Если противодавление высокое, проход может быть заблокирован затвердевшим загустителем. Нагнетатели для смазки могут развивать давление до 1000 Бар, манжетные уплотнения могут не выдержать при 34,5 Бар. Также имеется риск выхода из строя защитных шайб и попадания смазки на обмотку электродвигателя. Если риск высокий, установите сброс давления на нагнетателе для смазки или используйте пресс-масленки со сбросом давления. Если риск высокий, избегайте использование пневматических нагнетателей для смазки. 5. Для Вашей безопасности никогда не держите смазочный фитинг в руках в ходе работы. Пресс масленка с клапаном, устраняющим давление. Предотвращает возникновение избыточного давления во время смазки. Перекрывает поток при 3,45-7,58 Бар. Когда давление снижается, поток смазочного материала м.б. возобновлен. Фитинг с клапаном, устраняющим давление. Эти фитинги устанавливаются на выпускные (продувные) отверстия. Это предохранительные клапаны, снижающие давление при 0,07-0,35 Бар. № слайда 19 Описание слайда: Повторная смазка, используемая для очистки от загрязнения Очистка для консистентной смазки – это как фильтрация для масла Применение Продувка используется для подшипников, соединительных элементов, игл, которые часто вступают в контакт с водой, грязью и другими загрязнителями. В ходе замены смазки прокладки полости и уплотнения подшипника очищаются от загрязнений. Также вытесняется старая, загрязненная смазка. Заправка новой смазкой помогает предотвратить попадание новых загрязнителей. В крайне грязных средах, проводите замену смазки через каждые 8 часов работы. № слайда 20 Описание слайда: Пример: Первичный объем наполнения подшипников Скорость эксплуатации Соотношение скорости = Ограничение скорости подшипника Производитель подшипника Подшипники с двойным экраном Подшипники открытые и с одним экраном Смежные полости корпуса подшипника ISOTECH Максимум 50% Максимум 50% 100% ROLISA 30% 80-90% 50% TKS 33% 33-50% 70% MVR 30-40% 100% 40-50% 10-20% при скорости менее 0,1 при скорости 0,1-0,2 при скорости более 0,2 LRS - 100% 100%-при скорости менее 0,2 30-50% - при скорости 0,2-0,8 0% - при скорости более 0,8 FBJ 30% 80-90% 50% NACHI 20-30% 33-50% 33-50% NTN 30-35% 30-35% Максимум 50% FAFNIR 30-50% (до 52мм диам.н) 25-40% (более 52мм) 100% 33% FAG 30-40% 30-40% 100% - при скорости менее 0,2 22% - при скорости 0,2-0,8 0% - при скорости более 0,8 NSK 35% 25-40% 50-65% - при скорости до 0,5 33-60% - при скорости более 0,5 SNR 33% 20-30% - ZKL 33-55% 30% 30% № слайда 21 Описание слайда: Объемные методы пополнения смазкой подшипников электродвигателей. Максимальный объем смазки. Общий объем Свежая смазка/год = частота/год х объем/за раз Метод формулы ISOTECH: Gq = 0,005 DB (предпочтительно) Где, Gq = Количество смазки, г D = Наружний диаметр подшипника, мм B = Общая ширина подшипника, мм (по высоте для упорных подшипников) Метод размера рамы (Frame Size) Размер рамы При скорости до 1800 об/мин При скорости до 3600 об/мин 48-215 8,2 см3 8,2 см3 254-286 16,4 см3 16,4 см3 324-365 24,6 см3 24,6 см3 404-449 40,1 см3 16,4 см3 5000 40,1 см3 24,6 см3 5800 49,2 см3 24,6 см3 9500 Как указано на табличке! Как указано на табличке! Метод диаметра вала Диаметр, мм Объем, см3 До 25,4 2,8 см3 25,4-38,1 5,6 см3 38,1-50,8 8,4 см3 50,8-63,5 11,2 см3 63,5-76,2 16,8 см3 76,2-101,6 25,2 см3 101,6-127,0 39,2 см3 № слайда 22 Описание слайда: Интервалы повторного смазывания роликового подшипника. Этапы определения периодичности замены смазки. 1) Найдите используемый вами подшипник в одной из трех шкал ниже. 2) Определите скорость вращения вала в об/мин, а затем найдите эту скорость на оси Х на графике 3) Поднимитесь вверх от выбранной скорости в об/мин до строки с пересечением линии диаметра вала для вашего подшипника. 4) В найденной точке пересечения перейдите влево к оси Шкалы, соответствующей типу подшипника. Шкала подшипников Шкала А Радиальные шариковые подшипники Шкала B Цилиндрические роликовые, игольчатые подшипники Шкала C Сферические и конические роликовые подшипники, упорные шарикоподшипники, цилиндрические роликовые подшипники с сепаратором, упорные сферические роликовые подшипники, игольчатые упорные подшипники, упорные цилиндрические роликовые подшипники Корректировка интервала: Интервал сократить на половину на каждые 150С выше 700С. Сократить интервал на половину для подшипников на вертикальном валу Сократить интервал на половину, если вибрация превышает 5мм/с Сократить интервал при высоком риске загрязнения частицами и влагой № слайда 23 Описание слайда: Интервалы повторного смазывания подшипников электродвигателей (смазка) Примечание. 1) Уменьшите интервал в два раза при общей вибрации более 5 мм/с. 2) Для двигателей с вертикальным валом сократите на 1/3 по сравнению с указанными выше данными. 3) Большие двигатели от 184 кВт смазывайте не реже, чем один раз в два месяца. Тип обслуживания 0,2-5,5 кВт 7,4-29 кВт 37-110 кВт Более 110 кВт Легкий сервис Клапаны, дверные замки, переносные шлифовальные пола, редко работающие двигатели (1час/сутки) 10 лет 7 лет 4 года 1 год Стандартный сервис Станки, кондиционеры, конвейеры работающие в 1 или 2 смены, машины прачечной и текстильной промышленности, деревообрабатывающее оборудование, водяные насосы 7 лет 4 года 1,5 года 6 мес Тяжелый сервис Моторы, работающие круглосуточно (насосы, вентиляторы, редукторы, электродвигатели металлургических предприятий), машины работающие при высоких вибрациях 4 года 1,5 года 9 мес 3 мес Сверхтяжелый сервис В экстремально грязных условиях, сильной вибрации, где вал двигателя нагревается от горячих машин (насосы, вентиляторы), высокая температура окружающей среды 1 год 6 мес 6 мес 2 мес № слайда 24 Описание слайда: Нагрев электродвигателей Последствия 1) Каждые 120С увеличения снижает на половину срок службы эл.двигателя. Рабочая температура д.б. ниже 700С 2) Передозировка уменьшает мощность на 5-10% (увеличивается потребление энергии) 3) По данным международной статистики, 23% всей электроэнергии потребляется эл.двигателями. 70% потребляется в обрабатывающей промышленности Причины 1) Неправильная или некачественная смазка. 2) Смазки слишком много 3) Смазки недостаточно. 4) Механические проблемы 5) Смазка на роторе/обмотке статора (и грязь) 6) Грязь на двигателе снаружи № слайда 25 Описание слайда: № слайда 26 Описание слайда: Одноточечное смазывание Применение 1) Стандартные подшипники (узлы) 2) Обычно смазка и масло 3) В условиях с критичными изменениями температуры или вибрации Цели 1) Смазка в отдаленных местах или, когда доступ ограничен 2) Уменьшение затрат на рабочую силу 3) Обеспечение непрерывное или периодическое смазывание в течение трех, шести или двенадцати месяцев 4) Уменьшение потребления смазки 5) Увеличение надежности машин согласно IORS:2020 № слайда 27 Описание слайда: № слайда 28 Описание слайда: Пружинные лубрикаторы Принцип действия 1) Пружинный поршень вытесняет смазку 2) Поток зависит от консистенции смазки (противодействия) 3) Трение уплотнительного кольца поршня меняется на конических боковых стенках 4) Трение уменьшается с декомпрессией пружины (противовесом трения) 5) Ниппель потока – контролирует расход смазки 6) Типичный объем от 60 до 532 см3 7) Давление от 0,14 до 4,48 Бар 8) Возможно перезаправить шприцем № слайда 29 Описание слайда: Газовые одноточечные лубрикаторы Корпус: Просвечивающий пластик Привод: Электрохимическая реакция, инициируемая газогенераторами Срок подачи смазки при 20 °C / SF01: 1, 2, 3... 12 месяцев Объем смазки: 60 и 125 см3 Рабочие температуры: от −20°C до +60°C Рост давления: Макс. 5 бар Принцип действия 1) Электронный элемент управления регулирует скорость выделения газа и скорость вытеснения смазочного материала 2) Типичная скорость потока 0,1-0,7 см3 в день 3) Может быть временно отключен 4) Влияние атмосферного давления 5) Газообразный водород огнеопасен и предрасположен к утечкам Электрохимический генератор давления Устанавливается инжектор для активации Гальваническая пластина помещается в раствор электролита Производится газ (азот или водород) Пузырь газа толкает поршень, вытесняя смазку № слайда 30 Описание слайда: Лубрикаторы насосного (объемного) типа Корпус: Прозрачный пластик Привод: Привод многоразового использования, электромеханический Источник питания: Внешний 15-30v DC 0,2 A Срок подачи смазки STAR CONTROL TIME: управляется временем STAR CONTROL IMPULSE: управляется импульсом Объем смазки: 60 см3, 120 см3, 250 см3 Рабочие температуры: от −10°C до +50°C Рост давления: Макс. 5 бар Уровень звукового давления: менее 70 дБ(А) Особенности 1) Насос или поршень регулирует поток масла или смазочного материала независимо от сопротивления 2) Риск чрезмерной смазки 3) Нечувствителен к изменению температуры окружающей среды и вибрации 4) Может быть на время отключен 5) Давление на выходе 24 бара 6) Электропитание от переменного тока или батареи 7) Многократно используемый 8) Прозрачный резервуар № слайда 31 Описание слайда: Факторы, влияющие на поток смазки одноточечного лубрикатора ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В КАНАЛАХ 1) Проверьте сигнализацию 2) Обратите внимание при снятии старого лубрикатора, возможен обратный разряд смазки 3) Проверьте линию шприцем и манометром УВЕЛИЧИВАЮТ ПОТОК Высокая температура окружающей среды Смягчает смазку (более жидкая) Увеличивает давление сброса (сила пружины, давления газа, активация электролита) Увеличение до 4Х 2) Низколинейное ограничение Большие линии ID Короткие линии УМЕНЬШАЮТ ПОТОК Низкая температура окр.среды Застывание смазки (менее жидкая) Снижает нагнетаемое давление 2) Высококонсистентные смазки (NLGI Nos. 3-6) 3) Высоколинейное ограничение Узкие каналы ID Длинные линии 4) Блокировка каналов линии Волокнистая смазка Разделение Вертикальные каналы Вибрация Давление Термическое разложение Загрязнение 5) Течь газовой камеры ЛУБРИКАТОР ПРУЖИННОГО ТИПА ЛУБРИКАТОР ГАЗОВОГО ТИПА ТОЧЕЧНЫЙ ЛУБРИКАТОР НАСОСНОГО ТИПА Описание слайда: Централизованные многоточечные системы смазывания Параллельные (также называются «непрогрессивными») Все инжекторы работают независимо друг от друга и одновременно. Недостаток состоит в том, что если происходит сбой одного из клапанов, на насосную станцию не поступает сигнал о неисправности. Остальные продолжают работать. № слайда 34 Описание слайда: Централизованные многоточечные системы смазывания Последовательные (также называются «прогрессивными») Все клапаны находятся в главной распределительной линии. Когда к главной распределительной линии подводится давление, работает первый клапан. По завершении его цикла поток проходит ко второму клапану и т.д. В этой системе, если происходит сбой одного из клапанов, все перестают работать. Описание слайда: Однолинейная последовательная система Преимущества Оснащен широким диапазоном опций управления системой мониторинга Может определить закупорку по результатам наблюдения за одной точкой с (например, манометром) Типовые задачи – критичное производственное оборудование Недостатки Может не подойти для масел с высокой вязкостью или высококонсистентных смазочных материалов, работы при низких температурах, использования очень длинного подводящего трубопровода меду насосом и инжекторами Определение неисправности, только в случае наблюдения за каждым отдельным инжектором № слайда 37 Описание слайда: Двухлинейные параллельные системы Преимущества Работает без затруднений с очень вязкими (тяжелыми) смазочными материалами Приспособлен к использованию длинных (до 1000м), подводящих трубопроводов между насосом и измерительными приборами Приспособлен к использованию сотен инжекторов В инжекторах не используются пружины (потенциальная точка возникновения неисправности) Недостатки Может не подойти для масел с высокой вязкостью или высококонсистентных смазочных материалов, работы при низкой температуры, использования очень длинного подводящего трубопровода между насосом и инжекторами Нет индикации неисправности, если не проводить наблюдение за каждым отдельным инжектором Области применения Прокатные металлургические станы Целлюлозно-бумажные комбинаты № слайда 38 Описание слайда: Пример двухлинейной параллельной системы Основные компоненты централизованной системы смазки Насосная станция Основные линии подачи смазки Ветвь линии смазки Линия смазки от инжектора 5) Дистанционно регулируемый клапан выключения 6) Инжекторы смазки 7) Блок регулирования давления № слайда 39 Описание слайда: Описание устройства Оборудование для смазки канатов и тросов WRL обеспечивает быстрое и эффективное смазывание канатов и тросов диаметром от 8 мм (5/16”) до 67 мм (2,5/8”) со скоростью до 2000 м/в час. WRL помогает избежать ручного смазывания тросов и значительно повысить скорость выполнения операции. При этом качество смазывания оказывается существенно выше, т.к. смазка поступает под высоким давлением и проникает внутрь основания троса. Преимущества оборудования Автоматический режим работы Экономия смазки Защита канатов от коррозии Безопасен для работы (особенно на высотах) Смазывание прядей тросов, как с внешней, так и с внутренней стороны (давление до 400 атм.) Увеличение периода между циклами смазывания Смазывание тросов от 8 мм до 64 мм Быстрое и эффективное смазывание (до 2000 м/в час) Использование WRL - увеличивает срок эксплуатации металлического троса на 300%. Автоматическое устройство для смазки канатов и тросов Описание слайда: При изготовлении стальных канатов в соответствии с требованиями ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные. Технические условия» установить следующие методы нанесения смазки: Для канатов двойной свивки - канаты несмазанные полностью тип А 0 пряди металлического сердечника и центральная прядь не смазываются; органический сердечник, не пропитанный в состоянии поставки; пряди каната и канат не смазываются; Канаты со смазанным сердечником тип А 1 пряди металлического сердечника и центральная прядь смазываются подачей смазки в конус свивки с использованием обтира; пропитанный органический сердечник в состоянии поставки или органический сердечник пропитывается методом окунания его в ванне со смазкой с использованием обтира; пряди каната и канат не смазываются. Канаты со смазанными прядями и сердечником тип А 2 пряди металлического сердечника и центральная прядь смазываются подачей смазки в конус свивки с использованием обтира; пропитанный органический сердечник в состоянии поставки или органическийсердечник пропитывается методом окунания его в ванне со смазкой с использованием обтира; пряди каната смазываются подачей смазки в конус свивки с использованием обтира; при свивке каната смазка не применяется Канаты с дополнительной смазкой тип А 3 пряди металлического сердечника и центральная прядь смазываются подачей смазки в конус свивки с использованием обтира; пропитанный органический сердечник в состоянии поставки или органический сердечник пропитывается методом окунания его в ванне со смазкой с использованием обтира; пряди каната смазываются подачей смазки в конус свивки с использованием обтира; канат смазывается в ванне методом его окунания. Методы нанесения смазки на канаты № слайда 42 Описание слайда: ГОСТ 9.054-75 Группа Т99 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Единая система защиты от коррозии и старения КОНСЕРВАЦИОННЫЕ МАСЛА, СМАЗКИ И ИНГИБИРОВАННЫЕ Методы ускоренных испытаний защитной способности Unified system of corrosion and ageing protection.
Дата введения 1976-07-01 Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 11 мая 1975 г. N 1230 дата введения установлена 01.07.76 ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в июне 1980 г., июне 1985 г., декабре 1985 г., декабре 1989 г. (ИУС 8-80, 10-85, 3-86, 3-90). 1. МЕТОД 1Сущность метода заключается в выдерживании консервационных материалов, нанесенных на металлические пластинки, в условиях повышенной относительной влажности воздуха и температуры, без конденсации, с периодической или постоянной конденсацией влаги на образцах. 1.1. Отбор образцов 1.1.1. Образцами для испытаний служат консервационные материалы, отвечающие требованиям, установленным нормативно-технической документацией на эти материалы. 1.2. Аппаратура, материалы, реактивы
1.2.1. Для проведения испытаний применяют следующие аппаратуру, материалы и реактивы: 1.2.2. Требования к устройству камер с автоматическим регулированием параметров относительной влажности и температуры воздуха, способам создания, поддержания и регулирования режимов в рабочем объеме камеры должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.308-85 . 1.2.3. При использовании для испытаний камеры с неавтоматическим регулированием относительной влажности и температуры воздуха соотношение объема камеры и площади поверхности металлических пластинок должно быть не менее 25 см на 1 см. Для выравнивания параметров режима в камере должна быть предусмотрена циркуляция воздуха со скоростью не более 1 м/с. 1.2.4. В камере для испытаний должен быть обеспечен заданный режим в течение всего времени испытаний. 1.2.5. Для испытаний применяют пластинки поверхностью [(50,0x50,0)±0,2] мм, толщиной 3,0-5,5 мм. 1.2.6. Непараллельность больших граней пластинок при испытаниях пластичных смазок не должна превышать 0,006 мм. 1.2.7. Шероховатость поверхности пластинок () должна быть в пределах 1,25-0,65 мкм по ГОСТ 2789-73 . 1.2.8. Пластинка должна иметь отверстие для подвешивания, расположенное посредине одной из сторон, на расстоянии 5 мм от края. 1.2.9. Пластинки должны иметь маркировку (порядковый номер) на поверхности или на бирках из неметаллических материалов, прикрепленных к пластинке капроновой нитью. 1.3. Подготовка к испытаниям
1.3.1. Пластинки обезжиривают последовательно бензином и спиртом, затем высушивают. 1.3.2. Одну пластинку помещают в эксикатор (для сравнения с испытуемыми при оценке результатов). 1.3.3. Для нанесения на испытуемые пластинки масел и тонкопленочных покрытий пластинки, подвешенные на крючки вертикально, погружают на 1 мин в консервационный материал при температуре 20 °С - 25 °С, затем пластинку извлекают и выдерживают на воздухе в подвешенном состоянии в течение времени, установленного технической документацией на данный консервационный материал, но не менее 1 ч для масел и не менее 20 ч для пленочных покрытий. 1.3.4. Пластичные смазки наносят на поверхность пластинок слоем 1 мм с помощью трафарета или одним из способов, указанных в приложении 2. 1.3.5. Пластинки с нанесенными консервационными материалами подвешивают в камере в вертикальном положении. 1.3.4, 1.3.5. (Измененная редакция, Изм. N 1). 1.3.6. Расстояние между пластинками, а также между пластинками и стенками камеры должно быть не менее 50 мм. 1.3.7. Расстояние от нижних граней пластинок до дна камеры должно быть не менее 200 мм. 1.3.8. Количество пластинок (не менее трех) каждой марки металла устанавливают с учетом необходимости промежуточных съемов образцов. 1.3.9. В эксикатор наливают дистиллированную воду на высоту 30-35 мм от дна. 1.4. Проведение испытаний
1.4.1. Испытания проводят по трем режимам: без конденсации, с периодической и постоянной конденсацией влаги на образцах. 1.4.2. Испытания без конденсации влаги на образцах проводят при температуре (40±2) °С и относительной влажности 95%-100%. 1.4.3. Испытания с периодической конденсацией влаги на образцах проводят циклами. Каждый цикл испытаний состоит из двух частей. 1.4.2, 1.4.3. 1.4.4. Испытания при постоянной конденсации влаги на образцах проводят при температуре (49±2) °С и относительной влажности 100%. 1.4.5. Начало испытаний считают с момента достижения всех параметров режима. 1.4.6. Продолжительность испытаний устанавливают нормативно-технической документацией на консервационный материал или в соответствии с целью проведения испытаний. 1.4.7. В процессе испытаний производят осмотр пластинок или съем части пластинок через равные промежутки времени от начала испытаний, но не реже одного раза в сутки для установления времени появления первого коррозионного очага. 1.4.8. Вынужденные перерывы, превышающие 10% общего времени испытаний, должны быть зафиксированы и учтены при оценке защитных способностей материалов. 1.4.9. После испытания с пластин снимают смазку фильтровальной бумагой и ватой, смоченной бензином, а затем промывают бензином и осматривают. 1.5. Обработка результатов
1.5.1. Коррозионным разрушением считают коррозионные очаги на поверхности металлических пластинок в виде отдельных точек, пятен, нитей, язв, а также изменение цвета на меди до зеленого, темно-коричневого, фиолетового, черного, на алюминии - до светло-серого. 1.5.2. Защитную способность пластичных смазок оценивают визуально за время, указанное в нормативно-технической документации на испытуемый материал. 1.5.3. За минимальный коррозионный очаг принимают коррозионное разрушение в виде: 1.5.4. Для оценки защитной способности консервационных материалов по площади коррозионного поражения определяют процент площади коррозионных очагов от площади испытуемой пластинки. 1.5.5. Площадь коррозионных очагов определяют визуально трафаретом, изготовленным из прозрачного материала (кальки, тонкого органического стекла, целлулоида и т.п.), с нанесенной на него сеткой из ста равных ячеек. Размеры трафарета должны соответствовать размерам пластинки [(50,0x50,0)±0,2] мм. 1.5.6. Определение площади коррозионного разрушения на пластинках других размеров производят в соответствии с требованиями ГОСТ 9.308-85 . 1.5.7. (Исключен, Изм. N 4). 1.5.8. Защитную способность консервационных материалов можно определить по изменению цвета и блеска поверхности металлической пластинки. 1.5.9. Изменение блеска и цвета поверхности пластинки допускается определять также путем измерения отражательной способности поверхности пластинки согласно требованиям ГОСТ 9.308-85 . 1.5.10. Допускается оценивать защитную способность масел и ингибированных пленкообразующих нефтяных составов по изменению массы за время испытаний. Оценку защитных способностей весовым методом проводят по показателю коррозии () в г/м, вычисляемому по формуле где - изменение массы пластинки, г; 1.5.11. Защитную способность консервационных материалов оценивают по среднему арифметическому результату значений, определенных на параллельно испытываемых пластинках. 2. МЕТОД 2Сущность метода заключается в выдерживании консервационных материалов (кроме рабоче-консервационных масел), нанесенных на металлические пластинки, в атмосфере повышенных значений температуры и относительной влажности воздуха при воздействии сернистого ангидрида с периодической конденсацией влаги на образцах. 2.1. Отбор образцов - по п.1.1. 2.2. Аппаратура, материалы, реактивы - по п.1.2. 2.3. Подготовка к испытаниям - по п.1.3, кроме п.1.3.4. 2.4. Проведение испытаний
2.4.1. Испытания проводят циклами. 2.4.2. Подачу сернистого ангидрида в камеру и контроль его содержания осуществляют по ГОСТ 9.308-85 . Допускается применять другие способы подачи сернистого ангидрида и другие способы контроля его содержания в камере, обеспечивающие поддержание заданного режима. 2.4.3. Дальнейший порядок проведения испытаний соответствует требованиям пп.1.4.5-1.4.8. 2.5. Обработка результатов - по п.1.5. 3. МЕТОД 3Сущность метода заключается в выдерживании консервационных материалов, нанесенных на металлические пластинки, в атмосфере соляного тумана. 3.1. Отбор образцов - по п.1.1. 3.2. Аппаратура, материалы, реактивы - по п.1.2. 3.3. Подготовка к испытаниям - по п.1.3, кроме п.1.3.4. 3.4. Проведение испытаний
3.4.1. В камере устанавливают температуру (35±2) °С и создают атмосферу соляного тумана распылением 5%-ного раствора хлористого натрия. 3.4.2. Дисперсность и водность соляного тумана контролируют по ГОСТ 15151-69 . 3.4.3. Дальнейший порядок проведения испытаний соответствует требованиям пп.1.4.5-1.4.8. 3.5. Испытания допускается проводить по методу, изложенному в приложении 3. 3.6. Обработка результатов - по п.1.5. 4. МЕТОД 4Сущность метода заключается в выдерживании консервационных материалов, нанесенных на металлические пластинки, в растворе электролита. 4.1. Отбор образцов - по п.1.1. 4.2. Аппаратура, материалы, реактивы: 4.3. Подготовка к испытаниям
4.3.1. Металлические пластинки подготавливают по пп.1.3.1-1.3.3. 4.3.2. Готовят электролит (раствор солей в дистиллированной воде), рецептура которого приведена в табл.1. Таблица 1
4.3.1, 4.3.2. (Измененная редакция, Изм. N 4). 4.3.3. Готовят 25%-ный раствор углекислого натрия в дистиллированной воде. 4.3.4. Устанавливают рН электролита в пределах 8,0-8,2 путем добавления раствора углекислого натрия, подготовленного по п.4.3.3. 4.4. Проведение испытаний
4.4.1. Пластинки с нанесенными на них консервационными материалами погружают в раствор электролита, в котором выдерживают при комнатной температуре в течение времени, установленного нормативно-технической документацией на консервационный материал, но не менее 20 ч. 4.4.2. Уровень электролита в стакане должен быть на 10-15 мм выше верхнего края пластинок. Расстояние от нижних граней пластинок до дна стеклянного стакана должно быть не менее 10-15 мм. 4.4.3. После испытаний пластинки протирают, промывают opганическими растворителями и осматривают. 4.5. Обработка результатов - по п.1.5. 5. МЕТОД 5Сущность метода заключается в определении способности масел вытеснять бромистоводородную кислоту с поверхности металлической пластинки. 5.1. Отбор образцов - по п.1.1. 5.2. Аппаратура, материалы, реактивы: 5.3. Подготовка к испытаниям
5.3.1. Металлические пластинки подготавливают по п.1.3.1. 5.3.2. Готовят 0,1%-ный раствор бромистоводородной кислоты. 5.4. Проведение испытаний 5.4.1. В стеклянный стакан наливают не менее 200 см испытываемого консервационного материала, в другой стакан - раствор бромистоводородной кислоты. 5.4.2. Пластинку погружают не более чем на 1 с в раствор бромистоводородной кислоты, затем извлекают из раствора и 12 раз в течение 1 мин погружают в испытуемое масло при комнатной температуре. 5.4.3. Пластинки подвешивают и выдерживают на воздухе при комнатной температуре в течение 4 ч, затем промывают органическими растворителями и осматривают. 5.5. Обработка результатов - по п.1.5. 6. МЕТОД 6Сущность метода заключается в выдерживании консервационных и рабоче-консервационных масел, нанесенных на стальные пластинки, находящиеся в контакте с медью, в условиях повышенных температуры и относительной влажности воздуха при непрерывной конденсации влаги в первой части цикла. 6.1. Отбор образцов - по п.1.1. 6.2. Аппаратура, материалы, реактивы: бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-76 ; 6.3. Подготовка к испытанию
6.3.1. Стальные пластинки обрабатывают шлифовальной шкуркой со всех сторон до шероховатости от 1,25 до 0,65 мкм по ГОСТ 2789-73 , затем промывают бензином, спиртом, высушивают между листами фильтровальной бумаги и определяют массу с погрешностью не более 0,0002 г. 6.3.2. После взвешивания стальные пластины промывают бензином, спиртом, высушивают между листами фильтровальной бумаги, подвешивают на стеклянные крючки и погружают на 1 мин в испытуемое масло при температуре помещения, затем выдерживают на воздухе в течение 1 ч. Медные пластинки консервационным материалом не покрывают. 6.3.3. Собирают прибор согласно принципиальной схеме (см. черт.2 приложения 4). 6.3.4. Наружную часть стеклянных ячеек промывают бензином, спиртом и устанавливают в камеру влажности. 6.4. Проведение испытания
6.4.1. Подготовленные металлические пластинки (п.6.3) помещают на горизонтальную поверхность стеклянной ячейки (черт.2 приложения 4). 6.4.2. После установки металлических пластинок включают ультратермостат и камеру влажности. 6.4.3. Время начала испытаний отсчитывают с момента достижения температуры паровоздушного пространства в камере влажности (50±1) °С, температуры воды в ультратермостате (30±1) °С. 6.4.4. Испытания проводят циклами. Каждый цикл состоит из двух частей: 7 ч испытаний на заданном режиме и 17 ч при отключенных камере влажности и ультратермостате. 6.4.5. Продолжительность испытаний устанавливают в нормативно-технической документации на масло или в соответствии с целью испытаний. 6.4.6. По окончании испытаний пластинки извлекают и промывают в бензине. Продукты коррозии с поверхности стальных пластинок снимают ингибированной 20%-ной соляной кислотой, погружая на 5 мин в раствор, при этом продукты коррозии с поверхности пластинок удаляют жесткой кистью или щеткой, затем промывают от кислоты под струей водопроводной воды, дистиллированной водой, спиртом, высушивают между листами фильтровальной бумаги и определяют массу с погрешностью не более 0,0002 г. 6.5. Обработка результатов
6.5.1. Оценку защитной способности масла проводят по изменению массы стальных пластинок по формуле п.1.5.10. 6.5.2. За результат испытания принимают среднеарифметическое результатов двух параллельных определений. 6.6. Точность метода
6.6.1. Сходимость 6.6.2. Воспроизводимость Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения, приведенного в табл.2. Таблица 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВЫБОР МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙПРИЛОЖЕНИЕ 1
_______________ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК НА ПОВЕРХНОСТЬ ПЛАСТИНОСПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК НА ПОВЕРХНОСТЬ ПЛАСТИНОК Пластичные смазки наносят на металлические пластинки тремя способами: 1. Нанесение смазки растиранием
1.1. Смазку наносят на одну сторону поверхности пластинки вручную с последующим растиранием пластинки о пластинку. 1.2. Толщину слоя смазки контролируют взвешиванием на аналитических весах с погрешностью не более ±0,0002 г. Толщину () слоя смазки, мм, вычисляют по формуле где - масса пластинки со смазкой, г; 1.3. Другую сторону пластинки и боковые поверхности защищают лакокрасочным покрытием или той же смазкой. 2. Нанесение смазки с применением ножевого устройства
2.1. Для нанесения слоя смазки на металлическую пластинку применяют устройство (см. чертеж), которое состоит из корпуса 1, на рабочей поверхности которого имеется квадратный вырез размером [(50,0x50,0)±0,2] мм, переходящий в цилиндрический; подвижной площадки 2, выполненной совместно с ходовым винтом, подающей гайки 10, приводящей в поступательное движение ходовой винт с площадкой; ножа 5, перемещающегося вдоль стола по направляющим 6; пластинчатых пружин 9, которые прижимают друг к другу притертые поверхности стола и ножа; индикатора 7, обеспечивающего измерения перемещений площадки и толщины слоя смазки 4 с погрешностью не более ±0,002 мм; металлической пластинки 3, на которую наносится смазка; кронштейна 8 для закрепления индикатора. 2.2. Подготовка устройства
2.3. Нанесение смазки на металлическую пластинку
(Измененная редакция, Изм. N 4). 2.4. Незащищенную поверхность пластинки и боковые грани защищают от коррозии по п.1.3. 3. Нанесение смазки погружением
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное). МЕТОД ИСПЫТАНИЙ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ СОЛЯНОГО ТУМАНАПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕТОД ИСПЫТАНИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ СОЛЯНОГО ТУМАНА 1. Отбор образцов для испытаний, их подготовку, режим испытаний, контроль на водность, дисперсность, обработку результатов производят в соответствии с требованиями настоящего стандарта. 2. Аппаратура
3. Подготовка к испытаниям
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное). АППАРАТУРА ДЛЯ МЕТОДА 6ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Черт.1. Стеклянная ячейкаСтеклянная ячейка 1 - отводная трубка; 2 - горизонтальная поверхность стеклянной ячейки Черт.2. Принципиальная схема прибора для проведения испытанийПринципиальная схема прибора для проведения испытаний 1 - камера влажности; 2 - ультратермостат; 3 - ртутные стеклянные ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. N 3). Закрыть
Найти на сайте
Например: виды гипсокартона
|