Какова норма заряда аккумулятора автомобиля и как её проверить

Аккумулятор (аккумуляторная батарея или АКБ) является один из ключевых узлов автомобиля. Основная роль автомобильного аккумулятора – подача тока на стартер в момент пуска двигателя. Кроме того, при неработающем двигателе АКБ обеспечивает функционирование различных устройств (подсветка, звуковая система, сигнал и другие потребители тока). На стоянке батарея обеспечивает работу охранной системы. Да и во время поездки, когда генератор не справляется с нагрузкой, аккумулятор приходит ему на помощь. Нормальное функционирование бортовой сети автомобиля возможно лишь с аккумулятором, у которого заряд в норме. Поэтому сегодня мы обсудим, какая же норма заряда для АКБ.

Одним из основных параметров состояния автомобильной аккумуляторной батареи является напряжение. С помощью напряжения проверяется определённая норма заряда аккумулятора. Поэтому, владельцу автомобиля необходимо знать какое нормальное значение напряжения АКБ.


Если аккумулятор быстро разряжается, то следует проверить ток утечки на автомобиле. и способ измерения описаны в статье по ссылке.

Норма напряжения аккумуляторной батареи из шести банок в заряженном состоянии составляет 12,6─12,9 вольта. То есть, напряжение одного полностью заряженного элемента равно 2,1─2,15 вольта. Меньшее значение показывает, что аккумулятор разряжен.

Но это не значит, что его нельзя использовать. В идеале, конечно, нужно поддерживать батарею полностью заряженной. Но на практике такое можно осуществить, только если полностью зарядить аккумулятор, а затем подавать на выводы ток, равный саморазряду.
Так, что АКБ редко находится в полностью заряженном состоянии. Ниже можно посмотреть зависимость напряжения и степени зарядки батареи.

Степень заряда АКБ, %
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 0 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Что касается нормы заряда, то в большинстве случаев не рекомендуется эксплуатировать аккумулятор с напряжением менее 12 вольт. В этом случае его нужно ставить на зарядку. Эксплуатация АКБ в таком состоянии отрицательно сказывается на состоянии батареи. Это способствует увеличению сульфатации пластин и как следствие, приводит к уменьшению .

Критической нормой напряжения можно назвать 10,8 вольта. Ниже этого значения напряжение опускаться не должно. Это называется глубокий разряд АКБ, который очень вреден для батареи и сильно сокращает срок её службы. Особенно вреден глубокий разряд для кальциевых . Для них 2─3 таких глубоких разряда приводят к выходу из строя. После такого падения напряжения они необратимо теряют часть своей ёмкости.

Как вы видели в таблице выше, со степенью зарядки неразрывно связана плотность электролита. Это действительно так. Норму заряда аккумулятора можно проконтролировать не только по напряжению на его выводах, но и по величине плотности электролита. У полностью заряженной аккумуляторной батареи значение плотности должно быть 1,27─1,29 гр./см 3 . Измеряется плотность электролита специальным прибором – ареометром. Подробнее читайте по указанной ссылке.



Стоит отметить ещё один важный момент, связанный с нормой напряжения АКБ. Если быть точным в определениях, то величина, измеряемая на выводах аккумулятора в разомкнутой цепи (не подключён к автомобилю), называется ЭДС.

ЭДС, как и напряжение, измеряется в вольтах и представляет собой работу, затрачиваемую на перемещение плюсового заряда между выводами батареи. Без электродвижущей силы на выводах аккумуляторной батареи не будет напряжения. Напряжение и ЭДС присутствуют на выводах источника питания, даже без протекания тока в цепи.

Как проверить заряд автомобильного аккумулятора?

Для проверки напряжения аккумулятора используется вольтметр или мультиметр в режиме измерения напряжения.

Для того чтобы измерить напряжение мультиметром, нужно перевести его в режим измерения напряжения. Затем щупами приложить к выводам батареи и прибор покажет значение напряжения. Полярность в этом случае соблюдать необязательно, поскольку вам нужна только величина. Если вы приложите красный щуп на минус, а чёрный на плюс, то прибор просто покажет отрицательное значение. Кстати, можете подробнее прочитать о том, . Но фото ниже показан результат измерения напряжения подсевшего аккумулятора.



Также норму заряда аккумулятора можно проконтролировать с помощью такого прибора, как нагрузочная вилка. В составе этого прибора имеется вольтметр, с помощью которого и проводится измерение. Помимо нормы заряда АКБ, нагрузочная вилка даёт возможность оценить реальное состояние аккумуляторной батареи. Для этого делается измерение напряжения с сопротивлением в режиме замкнутой цепи. Фактически, вилка имитирует нагрузку на аккумулятор при пуске автомобильного мотора.

Перед тем как проводить тест, батарею нужно полностью зарядить. Чтобы провести тест нагрузочной вилкой, подключите клеммы к выводам аккумулятора и подайте нагрузку на пять секунд. На пятой секунде засеките значение напряжения на вольтметре. Если оно упало ниже 9 вольт, то пора подумать о замене АКБ. Норма на работоспособном аккумуляторе – это падение напряжение до 10─10,5 вольта. После падения величина напряжения должна немного увеличиться. На видео ниже можно посмотреть процесс тестирования наглядно.

В принципе есть ещё один способ оценки нормы заряда аккумулятора. Можно измерить среднюю плотность электролита по банкам, а затем по таблице выше посмотреть степень заряженности. Но обычно так никто не делает. Гораздо удобнее воспользоваться вольтметром. Плотность электролита обычно измеряют после зарядки АКБ для оценки эффективности этого процесса.

Конечно, можно запустить двигатель «с толкача» или «прикурив» от другого авто. Однако устранять необходимо причину проблемы. В этом поможет информация о том, как проверить напряжение аккумулятора при работающем двигателе.

Читайте в этой статье

Немного теории

Для начала следует понять, какие функции выполняет АКБ:

  • Запускает двигатель. А именно, дает энергию (искру) на зажигание и вращает электромотор . Ну, и, конечно же, в современных моделях автомобилей обеспечивает питание всей электроники. При полностью разряженном аккумуляторе или при его отсутствии запуск двигателя вообще невозможен;
  • При неработающем моторе питает всю электронику (габариты, электрооборудование и так далее);
  • Выполняет вспомогательные функции для , когда нагрузка на него слишком большая.

Как видно, роль этой детали в устройстве любой машины очень значительная. По этой причине аккумулятор нужно не только своевременно заражать (особенно это касается тех, кто ездит на короткие расстояния), но также регулярно проверять его работоспособность. В этом случае он сможет прослужить намного дольше, а водителю удастся избежать многих проблем в дороге.

Для чего нужна проверка аккумулятора

Проверка АКБ должна стать частью регулярной процедуры во время профилактического осмотра своей машины для каждого водителя. Она включает в себя несколько пунктов:

  1. Внешний осмотр. Здесь нужно обратить внимание на целостность корпуса (особенно после экстремальных поездок по неровным дорогам), на потеки электролита на корпусе, а также на состояние клемм. Их необходимо время от времени зачищать наждачкой, снимая оксидную пленку. Дело в том, что все эти загрязнения могут стать одной из причин появления токов саморазряда батареи.
  2. Проверка уровня и плотности электролита. Для выполнения первого действия придется открутить крышки во всех банках (понадобится большая плоская отвертка).

    Далее определить уровень можно «на глазок» (жидкость должна покрывать пластины), а можно использовать специальный прибор – уровнемерная трубка. Для второго действия потребуется ареометр. Он имеет доступную цену и желательно иметь его в гараже.

  3. Замер напряжения на клеммах при неработающем и при работающем двигателе. Для этой операции понадобится мультиметр (предпочтительнее) или вольтметр. Кстати, на проверке напряжения на аккумуляторе автомобиля при работающем двигателе следует остановиться подробнее.

Зачем проверять заряд при заведенном двигателе

Работа любого прибора или узла в машине должна быть стабильной. Это же касается и АКБ. А если конкретнее, то напряжения, которое выдает батарея. В норме, когда двигатель работает, напряжение равно 13.5 – 14.0 вольт. Если оно будет больше, это свидетельствует о том, что генератор работает в усиленном режиме и идет подзарядка аккумулятора.

Само по себе это не является проблемой, ведь батарея могла разрядиться, например, во время длительной стоянки. Особенно это актуально в тех случаях, когда температура наружного воздуха низкая. При нормальной работе всех электроприборов избыточное напряжение довольно быстро само собой спадет до обычного.

Гораздо хуже будет в том случае, если напряжение будет низким. Это означает постоянный недозаряд автомобильного аккумулятора. Во-первых, это может свидетельствовать о неполадках с генератором. А во-вторых, существенно сокращается ресурс самой АКБ.

Для того чтобы выявить проблемы в генераторе и сэкономить деньги на покупке новой батареи, требуется проверять, какое напряжение аккумулятора автомобиля при работающем двигателе.

Как проверить напряжение

Как уже упоминалось выше, подобную операцию лучше всего проводить при помощи мультиметра. Для этого, прежде всего, при заведенном моторе нужно выключить все электроприборы: фары, свет в салоне, магнитолу и так далее. Так результаты будут точнее. Далее, следуя инструкции к прибору, произвести замер.

После этого, не заглушая мотор, необходимо дать нагрузку. То есть, включить электроприборы. Если показания находятся в пределах нормы, тогда все в порядке. Если же напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе опускается ниже 13 вольт, это говорит о том, что АКБ недозаряжается, что в свою очередь означает проблемы с генератором.

Конечно, в современных автомобилях имеются бортовые компьютеры, которые тоже показывают напряжение в цифрах. Однако разница заключается в том, что они подключаются к аккумулятору не напрямую. Становится понятно, что неизбежно будут утечки на пути от АКБ до встроенного вольтметра. То есть, цифры будут несколько неточными.

Из этого можно сделать вывод, что оптимально промерять напряжение напрямую, то есть прямо на клеммах. Также следует добавить, что частой причиной сбоев во время зарядки АКБ от генератора является . Если батарея заведомо исправна, тогда данное устройство следует проверять в первую очередь при обнаружении каких-либо сбоев и отклонений в работе АКБ.

Читайте также

Когда нужно заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Как заряжать необслуживаемую АКБ зарядным устройством: сила тока, время зарядки. Советы.

  • Правильная зарядка автомобильного аккумулятора зарядным устройством. Проверка перед зарядкой, каким током заряжать аккумулятор. Как зарядить АКБ без ЗУ.

  • Автомобильный аккумулятор можно охарактеризовать несколькими параметрами. По емкости батареи можно примерно оценить, сколько энергии она способна запасать.

    Максимальный пусковой ток дает понятие о том, насколько быстро батарея способна отдавать эту энергию. Напряжение на клеммах аккумулятора говорит о степени заряженности, работоспособности батареи. Именно напряжение является тем ключевым показателем, по которому можно оценить, исправна ли батарея, нуждается ли она в подзарядке, а при покупке новой батареи напряжение также укажет автолюбителю на качество приобретаемой продукции.

    Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор легкового автомобиля ? На подавляющем большинстве автомобилей используется аккумулятор, состоящий из шести банок, дающих в сумме 12 В. Суммирование напряжений достигается последовательным соединением банок. Следовательно, есть две методики измерения напряжения. Во-первых, можно замерять напряжение всей батареи в целом, во-вторых, можно подключаться к каждой отдельной банке. Вторая методика позволяет выявить неисправность в конкретной банке, которая может занижать напряжение всей батареи в целом.

    Для измерения напряжения АКБ используется специальный прибор – так называемая нагрузочная вилка. Она представляет собой два контакта, соединенных с вольтметром, сопротивление и ручку. Замерять показания можно лишь по прошествии как минимум 8 часов с момента отключения потребителей от аккумулятора, то есть машина должна постоять.

    Если замерять сразу, то значения будут неточными. Замеры производят при комнатной температуре. При пониженной температуре заряд батареи условно снижается на 1% с падением каждого градуса Цельсия. То есть, потенциально заряд в батарее есть, но низкая температура не дает возможность его реализовать. Холодную батарею нельзя заряжать, так как это неизбежно приведет к её необратимой порче, тем большей, чем ниже температура.

    Сколько вольт должен показывать полностью заряженный аккумулятор? Не меньше 12,6 В, вплоть до 12,9 В. Такой аккумулятор можно считать полностью заряженным, годным к работе. Если же такую батарею поставить на зарядку постоянным током, то она постепенно будет нагреваться, а её заряд не изменится – после длительного отрезка времени электролит может даже закипеть. Если же покупается новая аккумуляторная батарея, то напряжение на её клеммах не должно быть ниже 12,4-12,5 В, что соответствует 80-90% заряженности. Полностью севшим формально считается аккумулятор с напряжением 10,5 В – бортовая электроника автомобиля уже не сможет от него нормально питаться.

    Независимо от того, сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор, стоит также учитывать, что нельзя доводить батарею и до глубокого разряда. Пороговое значение в 10,5 В это вполне стабильное состояние, типовое, при котором батарею подключают к зарядному устройству и восполняют заряд с минимальным вредом. Если же напряжение опустилось ниже 10,5 В, например, до 8 В, то такую батарею уже сложнее зарядить, а дальнейший срок её эксплуатации значительно сокращается. Совсем низкое напряжение говорит о необратимых внутренних процессах в банках, и зачастую такой аккумулятор просто отказывается принимать заряд – доводить до такого состояния АКБ крайне не рекомендуется.

    Вторая методика измерения – по отдельным банкам. Минимальное допустимое значение напряжения в каждой банке не должно быть ниже 1,7 В. Полностью заряженная батарея должна показывать 2-2,1 В на каждой банке. При этом плотность электролита в каждой из них не должна отличаться более чем на 0,02-0,03 г/см 3 . Сколько вольт должен показывать полностью заряженный аккумулятор, если напряжение измерять в рабочем состоянии? Когда аккумулятор заряжается от зарядного устройства или бортового генератора, то на него подается напряжение около 14,2-14,4 В. Повышенное напряжение необходимо для преодоления внутренней ЭДС самой батареи, иначе ток просто не потечет внутрь.


    Читайте так-же, другие обзоры

    Одним из основных компонентов автомобилей является аккумулятор. С его помощью можно запустить двигатель и пользоваться различными благами в салоне, включая освещение, проигрывание музыки, просмотр телевизора и многое другое.

    По этой причине каждый водитель должен знать, каким является идеальное напряжение аккумулятора, как его правильно эксплуатировать и при каких условиях выполнять зарядку. Ниже будет рассказано, какое нормальное напряжение аккумулятора автомобиля в зависимости от условий эксплуатации и времени года.

    Во многих автомобилях нет возможности просмотреть текущее напряжение, поэтому стоит обзавестись мультиметром. Желательно раз в месяц контролировать напряжение, а зимой хотя бы раз в неделю, особенно если автомобиль стоит на улице.

    Причины потери напряжения в аккумуляторе.

    Прежде чем рассматривать методы анализа и зарядки батареи следует проанализировать основные причины, почему происходит разрядка батареи:

    • АКБ полностью израсходовала собственный ресурс;
    • генератор вышел из строя;
    • присутствует утечка тока;

    Многие из данных причин можно исправить, после чего батарея восстанавливает нормальное напряжение, даже при условии, если сам агрегат эксплуатируется немало лет. Не менее важно оценить аккумулятор, прежде чем использовать дополнительную подзарядку или капитальную замену с покупкой нового элемента:

    • проведение визуального осмотра;
    • измерение ;
    • предварительное измерение напряжения.

    Всего лишь измерение тока не является правильным фактором оценки качества работы АКБ. Учитывается одновременно несколько показателей, включая анализ агрегата под нагрузкой, формируя полную картину работы компонента.

    Нормы и показатели аккумулятора в нормальном состоянии.

    Идеальное нормальное напряжение аккумулятора автомобиля составляет порядка 12,6-12,7 вольт. Это при условии, когда агрегат полностью заряжен и готов к работе. Но, от определенных характеристик, свойства и факторов показатели могут быть другими, вплоть до 13-13,2 вольт. Многие компании по производству АКБ утверждают, что значения в их продукции немного отличаются и этот фактор также следует учесть.

    Не стоит выполнять замеры, когда аккумулятор только что сняли с зарядки. Это неправильно. Только спустя час можно выполнить замер, когда напряжение упадет с 13 вольт до нормального значения.

    При показателях ниже 12 вольт можно говорить о том, что аккумулятор разряжен практически наполовину. Потребуется срочное восстановление нормальных показателей. Эксплуатация при таких условиях приводит к сульфатации пластин свинца, после чего агрегат можно только выбросить.

    Когда двигатель не требовательный к ресурсам данного напряжения хватает для запуска. Если батарея в нормальном состоянии, а генератор не требует ремонта, естественных процессов вполне достаточно, чтобы восстановить нормальную работу АКБ.

    Падение до 11,6 вольт сигнализирует о полной разрядке агрегата. Его использование в такой ситуации не представляется возможным. Тут нужна профессиональная подзарядка, позволяющая восстановить заводские нормы и параметры.

    Можно сделать небольшой вывод, что нормальное напряжение аккумулятора автомобиля всегда удерживается в диапазоне от 12,6 до 12,7 вольт. Крайне редко в зависимости от модели АКБ показатель может быть 13,2 вольт.

    Идеальные показатели исключительно на бумаге, потому что в реальной жизни их тяжело встретить. Среднее напряжение АКБ в обычном автомобиле 12,2-12,49 вольт, а это первый сигнал к появлению недостаточной зарядки. По этому поводу не стоит переживать. Окончательная смерть для батареи начинается при 11,9 вольт и ниже.

    Видео (проверка аккумулятора мультиметром).

    Анализ напряжения под нагрузкой.

    Рассматривать состояние аккумуляторной батареи нужно с нескольких сторон, чтобы максимально точно определить её состояние. По этой причине напряжение включает в себя несколько факторов:

    • номинальные показатели;
    • фактические свойства;
    • напряжение под нагрузкой.

    Основным для анализа и изучения считается номинальный показатель, используемый активно для изучения принципов работы АКБ в литературе. По всем расчетам нормальное напряжение аккумулятора автомобиля должно быть 12 вольт, но по факту это не правильно.

    После подачи нагрузки показатели изменяются. Это важный параметр анализа состояния агрегата, потому что номинальные показатели выдерживать можно, а вот нагрузка является единственным верным способом провести анализ качества.

    Для работы используется «нагрузочная вилка» – это аппарат, который формирует нагрузку в показателях емкости. Она в два раза превышает фактическую емкость на АКБ.

    При наличии агрегата с показателем в 60 Ам/ч, показатель нагрузки должен быть 120 Ампер. На протяжении нескольких секунд формируется нагрузка, при этом напряжение должно быть уровня 9 Вольт. Когда показатель находиться в районе 5-6 вольт, тогда батарея не пригодная к дальнейшей эксплуатации. Спустя несколько секунд после снятия нагрузки возвращается показатель номинального напряжения.

    Когда были проблемы с напряжением нужно выполнить подзарядку и повторить эксперимент. Когда напряжение удерживается на 9 вольт, тогда АКБ ещё пригодная к использованию и нужна была элементарная подзарядка.

    Видео (проверка напряжения аккумулятора под нагрузкой).

    Электролит – основной параметр анализа.

    С помощью электролита можно определить уровень напряжения. Если происходит разрядка, уровень кислоты уменьшается. Её общий показатель в рабочей жидкости составляет около 35% (подробнее ). Восстановление зарядки позволяет компенсировать расход кислоты посредством её восстановления, но в это время расходуется вода, которую нужно долить. Как итог, плотность увеличивается, и восстанавливаются заводские параметры.

    При обычном положении в 12,7 вольт плотность будет на уровне 1,27 г/см3. Все компоненты между собой взаимные, поэтому уменьшение одного приведет к такому же уменьшению другого.

    Таблица плотности электролита в аккумуляторе.

    Зимний период – злой враг для любого аккумулятора.

    Во время холодов многие отмечают, что показатели батареи существенно уменьшаются и профилактические меры заключаются в том, чтобы забрать агрегат домой и поставить в теплое место. Суть в том, что холод воздействует на плотность электролита, а снижение данного показателя формирует снижение напряжения.

    Когда заряда достаточно, мороз влияет на АКБ посредством увеличения плотности. По этой причине, если агрегат нормально заряжен, никаких негативных воздействий не будет. Разряженная батарея подвергается снижению электролита, поэтому двигатель запустить сложнее.

    Зимой низкие температуры замедляют некоторые процессы, поэтому нужно постоянно контролировать показатели и по возможности корректировать их с использованием доступных методов.

    Автомобиль не поедет не только без топлива, но и без исправного аккумулятора. Ситуация, когда горе-водитель пытается завести транспортное средство, а стартер не проворачивается, случается сплошь и рядом. Хорошо если это случилось в населённом пункте, где ваше авто подтолкнут, а если где-нибудь на просёлочной дороге, по которой проезжают раз в несколько дней, а на экране мобильного периодически выскакивает надпись, что не удаётся найти оператора – приятного мало. Чтобы такого не случилось нужно поддерживать АКБ в полной боеготовности. Основным критерием нормального функционирования является напряжение на аккумуляторе.

    Содержимое

    Основные характеристики, по которым можно проверить исправность аккумулятора

    Теперь давайте попытаемся разобраться, как же взаимосвязаны основные параметры АКБ. Напряжение аккумулятора автомобиля напрямую зависит от плотности электролита. При разряде батареи происходит выделение воды из электролита, являющейся частью (до 64 %) раствора жидкости. Из-за этого процесса падает плотность электролита. При зарядке АКБ происходит обратный процесс: поглощение воды ведет к повышению концентрации серной кислоты, в итоге чего плотность электролита растет.

    Средний срок службы АКБ – 5 лет. При полной разрядке, проходят необратимые химические процессы, которые повернуть вспять уже не удастся. Поэтому нужно хотя бы 2 раза в неделю проверять напряжение автомобильного аккумулятора и плотность электролита. Почему кислотные, ведь существуют и щелочные аккумуляторные батареи? Кислота более сильный ионизатор. Если поместить на плюс щёлочь, то при высоком напряжении щелочного аккумулятора 13 В и более возможен пробой диэлектрика, так как добавляется агрессивное химическое воздействие.

    Плотность электролита, второй после напряжения параметр, по которому проверяется работоспособность АКБ. Эта характеристика, незаменимая при отрицательных температурах. Ведь чем больше плотность, тем больше морозостойкость электролита. Плотность зависит от заряда АКБ и от соотношения компонентов электролита. Должно быть 33–36% серной кислоты на 64-67% воды. Плотность электролита исправного, полностью заряженного аккумулятора должна составлять 1,27 г/см3, тогда электролит будет замерзать при температуре -60С. Если плотность после полной зарядки аккумулятора составляет 1,2 г/см3 и меньше, значит, АКБ, как говорится, работает на последних парах и нуждается в немедленной замене.

    Аналогичная плотность электролита при уровне зарядки автомобильного аккумулятора 56%. В данном случае электролит замерзает при температуре -27C. Плотность электролита измеряется ареометром. Правда, только на обслуживаемых аккумуляторах. А что если АКБ неразборная? Проверить плотность не удастся. Однако есть более простой и не менее надёжный способ проверить работоспособность аккумуляторной батареи своего авто – измерить напряжение АКБ.

    Напряжение расскажет об аккумуляторе всё

    Существуют следующие разновидности напряжения аккумулятора.

    1. Номинальное – напряжение на клеммах равно 12 В.
    2. Напряжение заряженного автомобильного аккумулятора без нагрузки, в зависимости от производителя и зарядного устройства при разомкнутой электрической цепи напряжение на клеммах 12,6–12,9 В. В новой батарее.
    3. Саморазряд вследствие многих причин (спровоцированный, эксплуатационный и.т.д.). После установки на автомобиль разница в 0,2 В. – норма.
    4. Напряжение под нагрузкой. В новой батарее падение напряжения под нагрузкой в 100 А не должен превышать 1,8 В.

    Важно! Хороший аккумулятор должен выдавать пиковую силу тока 300 А. и более, при этом спад напряжения не должен быть ниже 8.5 В. Дело в том, что пусковая мощность стартера, особенно если двигатель не заводился длительное время может превышать 2,5 кВт лучше свинцового аккумулятора с этой задачей не справится ни кальциевый, ни другой, имеющий плюсовую пластину из металла, находящегося выше по таблице Менделеева. Ниже – находятся металлы с ярко выраженными радиоактивными свойствами. Да и напряжение свинцового стабильнее даже при окончании срока эксплуатации.

    А как узнать степень надёжности по напряжению, не проверяя плотность электролита? Нормальное напряжение аккумулятора, при номинальной нагрузке, на холостом ходу 12,4 В. Но это не показатель надёжности. В полной мере аккумуляторную батарею можно протестировать при помощи нагрузочной вилки. Чтобы лишний раз не перегружать недешёвое оборудование, достаточно нагрузить АКБ на 100 А. На пятой секунде можно смотреть на показания вольтметра. Если аккумуляторная батарея практически не эксплуатировалась – значение должно быть не ниже 10,8 в. Если вольтметр или мультиметр показывает 9,74 – его срок службы подходит к концу, так что нужно срочно озаботиться о покупке новой АКБ.

    Сильный спад напряжения может быть вызван и неполной зарядкой АКБ. Чтобы этот фактор не вносил путаницу в показаниях, соответственно, не испытывал нервы на крепость, нужно правильно зарядить аккумулятор.

    Правильная зарядка АКБ

    Напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора находится в пределах 12.9-13,1 вольт. Стоит ещё раз повториться, это только на клеммах. При подключении к автомобилю, даже если нет ни одного потребителя, может произойти спад напряжения, но не более чем на 0,2 В. Современные зарядные устройства для аккумуляторов имеют цифровое табло, на котором отображается напряжение в данный момент или процентное соотношение заряда. Со временем этим показателям доверять нельзя ведь металлическая пластина постепенно превращается в соль! Да и электролит может быть неоднороден. Как тогда знать, когда зарядка завершена? Всё зависит от выбранного вида зарядки.

    1. Ускоренная зарядка. На батарею подаётся ток силой в 2 раза превышающий зарядную ёмкость батареи. При ёмкости 60А – это 120 А. Так называемая аварийная подзарядка, которая используется если срочно нужно куда-то ехать. К этой мере нужно прибегать в крайнем случае.
    2. Максимальное возможное напряжение. Бытует мнение, что данный способ подзарядки восстанавливает «битые» АКБ. Но это «русская рулетка». Возможен процесс неравномерной ионизации, при котором будет утеряна значительная ёмкость.
    3. Зарядное устройство заряжает батарею 20 часов – самый безопасный способ зарядки, который позволит использовать аккумулятор длительное время.

    Важно! Напряжение зарядки не совпадает с напряжением, которое снимается с клемов после окончания оной. На ионизацию необходима дополнительная энергия, как правило на 25% больше, чем номинальная, которая будет отдана сетевым потребителям, соответственно, чтобы полностью зарядить аккумуляторную батарею с номинальным напряжением 12 В, необходимо напряжение 16 В.

    Можно ли заряжать АКБ от генератора? Можно, но только не напрямую. Автомобильный генератор выдает переменный ток, соответственно, нужен дополнительный прибор, который выпрямит ток и сконвертирует напряжение в 16 В. Естественно, что практически во всех автомобилях данное оборудование установлено производителем.

    Может ли бортовая сеть разрядить аккумулятор. А если да, то за какой временной промежуток? Чтобы ответить на этот вопрос нужно проделать некоторые подсчёты. Характеристики напряжения бортовой сети автомобиля можно игнорировать, ведь независимо от того, какое напряжение бортовой сети данной модели, подключается все на 12 В. Другое дело АКБ, с зарядной ёмкостью 20А может выдать 240 кВт, причём это один из самых малоёмкостных аккумуляторов.

    Бортовой компьютер, аудиосистема на полную громкость, система климат контроля потребляют не более 2 кВт/ч. То есть, если суровой зимой в автомобиле будет поддерживаться комфортная температура и греметь музыка на всю округу, то малоёмкостного нового аккумулятора хватит на 5 суток бесперебойной работы.

    Если все системы, в том числе и сигнализация, работают в экономрежиме, то в 10 раз дольше. Так что утверждение, что бортовая сеть за одну ночь разрядила аккумулятор не имеет под собой оснований. Скорее всего, АКБ разряжается по другой причине: токи утечки, загрязнение между клеммами, короткое замыкание между элементами и т.п.