Сегодня дизельными силовыми агрегатами активно оснащают грузовые автомобили, сельскохозяйственную технику, тягачи и другие разновидности крупногабаритного транспорта. Объяснить это можно экономичностью и приемистостью дизельного мотора. Двигатель отлично справляется с высокими нагрузками на малых оборотах. Пик крутящего момента достигается на сравнительно небольших оборотах – 1500 – 2000 в минуту. За счет этого силовой агрегат способен «тянуть» на низах, без проблем справляясь с различным сопротивлением.

В середине прошлого века перед инженерами «Ярославского Моторного Завода» была поставлена задача – сконструировать конкурентоспособную импортным дизельным аналогам силовую установку. На то время уже активно использовались ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, но в конструктивном плане для конца 50-х годов они были несколько устаревшими. Легендарный советский конструктор Чернышев Г.Д. выступил в роли автора новых разработок – сначала ЯМЗ-236, а после и более совершенного аналога ЯМЗ-238. Высокие эксплуатационные и технические характеристики ЯМЗ-238 способствовали продолжительной жизни мотора. Его производство продолжалось в течение 50 лет. Однако и сегодня в большом количестве на дорогах постсоветского пространства можно встретить тяжеловесную технику, оснащенную этим известным мотором.

Общие характеристики

Основное отличие старшего брата ЯМЗ-238 от ЯМЗ-236 заключается в количестве рабочих цилиндров. Первый на восемь цилиндров, второй на шесть. Ключевую роль в системе питания двигателя выполняет ТНВД механического типа. Особенность дизеля состоит в установленной на каждый цилиндр одной секции насоса. За счет такого подхода происходит равномерное сгорание дизтоплива. Свое место ТНВД в конструкции ЯМЗ-238 нашел на развале двигателя.

Восемь цилиндров расположены в два ряда, на каждый предусмотрено по два клапана. Ход поршня в ЯМЗ-236 и 238 одинаковый – 140 мм, а диаметр самого цилиндра достигает 130 мм. Мотор практически не перегревается за счет эффективного жидкостного охлаждения.

Агрегат периодически модифицировали и совершенствовали. Однако последующие варианты мало чем отличилась от первоначальной сборки. В силу различных промышленных и военных потребностей конструктора Ярославского завода увеличивали мощность установки. Первоначально она составляла 235 лошадиных сил, но вскоре была увеличена до целых 420 сил. Гильзы цилиндров выполнены из высокопрочного чугуна, что существенно увеличивает максимально возможный ресурс силовой установки.

Другие важные характеристики дизеля:

  • Экологическая норма – от Евро 0 до Евро 4;
  • Степень сжатия – 17.5;
  • Клапанный механизм – OHV;
  • Топливо – дизтопливо.

Высокие эксплуатационные характеристики ЯМЗ-238 позволили целому ряду отечественных автогигантов оснащать свои разработки именно этим мотором. ЯМЗ-238 нашел свое применение от МАЗ-500 до МАЗ-6422, оснащали силовым агрегатом ряд автомобилей КрАЗ, КамАЗ-5320 в период с 1976 по 2000 год. Этим же двигателем оснащен российский автобус большого класса – ЛиАЗ-5256. Несмотря на то, что производство 238-го двигателя было прекращено, автозаводом продолжается выпуск комплектующих деталей.

Расход топлива дизельным мотором

Расход топлива ЯМЗ-238 на разных типах грузовых автомобилей непостоянен. Количество расходуемого установкой дизтоплива находится в строгой корреляции с весом транспортного средства, модификаций двигателя и прочими ключевыми параметрами. Потребность в «питании» ЯМЗ-238 на грузовом автомобиле КрАЗ или МАЗ будет отличаться от автобусов оснащенных такой же версией установки. Впрочем, проследить закономерность в количество расходуемой солярки различными типами авто вполне реально.

Расход топлива 238-м дизельным мотором на популярных транспортных средствах:

  • КамАЗ 5320 – от 30 до 35 литров дизтоплива на 100 км;
  • КрАЗ – от 38 до 42 литров в зависимости от модификации;
  • МАЗ – от 33 до 40 литров на каждые 100 км пути;
  • ЛиАЗ – от 28 до 32 литров в городском цикле.

Рассчитать максимально возможную потребность мотора в топливе для определенного автомобиля можно путем произведения показателя мощности модификации дизеля на удельный расход горючего. Полученный в теории показатель, как правило, на несколько процентов превышает реальный расход. Дело в том, что на практике силовой агрегат не постоянно работает на своем максимуме.

Также стоит учитывать, что отклонение от нормы потребления солярки на грузовых автомобилях увеличивается примерно на 1.5 литра с каждой тонной груза. Плюс ко всему, фактический показатель «аппетита» машины находится в тесной взаимосвязи с такими параметрами, как давление в шинах, качество дизтоплива и моторного масла. Удельный расход двигателя ЯМЗ 238 в час рассчитывается с учетом номинальной мощности транспортного средства. Модификация без турбонаддува мощностью 180 сил расходует на 20% топлива больше, нежели современные дизельные версии с турбонаддувом.

В случае резкого увеличения количества расходуемой грузовиком солярки, в первую очередь необходимо провести диагностику авто. На данный показатель значительно влияет общее техническое состояние транспортного средства. Если наблюдается значительное отклонение от нормы без объективных на то причин – погодные условия, высокая загруженность, – важно в кратчайшие сроки осмотреть автомобиль на предмет обнаружения различных дефектов. Низкое давление в системе, разбалансировка и отклоненное от нормы давления в шинах – все эти факторы вносят значительную лепту в общий показатель расхода топлива.

Ресурс и обслуживание дизеля ЯМЗ-238

Практика эксплуатации транспортных средств, оснащенных двигателем ЯМЗ-238, показывает, что это крайне надежный и неприхотливый силовой агрегат. Существует масса примеров того, как дизелем было пройдено 850 тысяч километров до первого капитального ремонта. Потрясающего ресурса установки удалось достичь за счет применения в ходе изготовления двигателя простых, но крайне эффективных технологий. Установленные на агрегат две головки блока цилиндров изготовлены из чугуна, а распределительный вал выполнен из стали. Гильзы из прочного чугуна, значительно увеличивающего возможный срок службы мотора. Топливная аппаратура ЯМЗ-238 до сих пор считается одной из самых совершенных в мире грузовых автомобилей. Она плунжерного типа с саморегулирующейся центробежной муфтой.

Чтобы исчерпать весь заложенный в двигатель заводом-изготовителем потенциал, необходимо придерживаться простых правил технического обслуживания ЯМЗ-238:

  • Периодически осуществлять замену моторного масла;
  • Регулировать клапанный механизм;
  • Замена расходных материалов: фильтр тонкой и грубой очистки, воздушный и топливный фильтр;
  • Проводить своевременную очистку топливных форсунок.

Согласно рекомендациям производителя, плановое обслуживание должно проходить не реже, чем один раз в 20-25 тысяч километров. Выработать полностью весь ресурс дизельного мотора удалось водителям, соблюдающим регламент проведения ТО. Так как ЯМЗ-238 устанавливается в основном на грузовые автомобили, подвергающимся ежедневным большим нагрузкам, рекомендуется ежедневно обслуживать мотор.

После окончания рабочей смены первоочередная задача водителя – проконтролировать состояние силового агрегата, убедиться в сохранности установкой заводских эксплуатационных и технических характеристик. При соблюдении всех вышеуказанных рекомендаций, ЯМЗ-238 будет в состоянии преодолеть до 1 млн. километров.

Типичные неисправности

Несмотря на практически совершенную конструкцию двигателя, его ресурс и большой запас прочности основных рабочих узлов и агрегатов, дизелю свойственны некоторые неисправности. Впрочем, все эти проблемы наблюдаются и на других дизельных агрегатах, эксплуатируемых на территории стран постсоветского пространства. Зачастую возникают следующие поломки в ходе работы дизеля:

  • Нарушение работы топливного насоса высокого давления из-за низкокачественного дизельного топлива;
  • Загрязнение или износ газораспределительного механизма по причине несвоевременной замены масляного фильтра и использования неподходящего смазывающего вещества;
  • Образование трещин и сколов на подшипниках коленчатого вала из-за чрезмерных высоких нагрузок;
  • Износ и образование дефектов на поверхности поршневых колец.

Впрочем, заменить какую-либо составляющую двигателя не составит большого труда. Работу можно выполнить, как самостоятельно, так и поручить специалисту в области дизельных силовых агрегатов. ЯМЗ-238 распространенный мотор, досконально изученный мастерами. Его обслуживание и ремонт обходится сравнительно недорого ввиду обширного количества запасных частей и комплектующих на российском автомобильном рынке.

При этом движок легко поддается капитальному ремонту. Можно продлить продолжительность его работы даже после преодоления 800 тысяч километров пути. Блок цилиндров и коленчатый вал поддаются расточке, а гильзы без проблем шлифуются. В среднем капитальный ремонт обходиться в 150 тысяч рублей, сумма может варьироваться, все зависит от региона и стоимости работ. В любом случае, расходы на капремонт будут значительно меньше, нежели затраты на приобретение другой силовой установки.

Отзывы владельцев

Высокие рабочие характеристики двигателя делают его востребованным и сегодня среди различных производителей тяжеловесных автомобилей. Владельцы транспортных средств с установленным под капотом дизелем ЯМЗ-238 отмечают превосходную ремонтопригодность установки, относительно недорогое обслуживание и доступность мотора. Нет никаких сложностей с поиском комплектующих деталей, вполне реально раздобыть силовой агрегат в надлежащем состоянии. Средняя стоимость движка варьируется в пределах 350 тысяч рублей.

Автомобили с данным силовым агрегатом отличаются высокой мощностью и надежностью. Ознакомиться подробней с информативными отзывами владельцев можно ниже.

ЯМЗ-238 – легендарное изобретение советских инженеров. За 50 лет практического использования дизельный агрегат зарекомендовал себя исключительно с лучшей стороны. Многочисленные отзывы владельцев подтверждают факт отличной ремонтопригодности установки, её недорого и простого обслуживания. Фактический ресурс мотора составляет 12 000 моточасов, а расход топлива на сотню в среднем варьируется в пределах от 30 до 50 литров дизтоплива. Великолепные технические характеристики мотора обеспечивают нынешнюю популярность ЯМЗ-238 и спрос среди крупных автомобилестроительных предприятий.

Мало какой из дизельных моторов может похвастать таким солидным «послужным списком», как ЯМЗ-238. Этот двигатель стал «сердцем» многих тысяч знакомых всем и каждому грузовых автомобилей «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»; тракторов «Кировец» и «ЧТЗ»; комбайнов «Дон» и «Полесье». А также большого количества всевозможной узкоспециализированной техники, катеров, дизельных электростанций. ЯМЗ-238 чрезвычайно надёжен и неприхотлив в эксплуатации, что и обеспечило ему «карьеру долгожителя»: запущенный в серию в начале 60-х годов мотор продолжает сходить с конвейера Ярославского моторного завода и сегодня. Несмотря на то, что в ассортименте завода появилось немало более современных его «преемников».

Всего в настоящее время в ассортименте завода, изложенном в актуальном официальном прайсе на сайте ЯМЗ, значатся 25 различных модификаций двигателя ЯМЗ-238. Целый ряд турбированных версий (серии ДЕ, для самосвалов и грузовиков, седельных тягачей МАЗ, КрАЗ, «Урал»; тракторов и лесовозов) доработаны до норм Евро-2. Всего же общий список модификаций данного мотора насчитывает 86 позиций.

Модификации ЯМЗ 238

ЯМЗ-238 является наиболее востребованным на рынке дизелем Ярославского моторного завода. В технологическом плане он мало чем отличается от серии шестицилиндровых ЯМЗ-236 (прежде всего – количеством цилиндров, естественно). Мощность базовых версий ЯМЗ-238 варьируется в пределах от 180 л.с. у де-форсированной версии ЯМЗ-238/Г2, до 240 л.с. у модификации ЯМЗ-238/М2 . Двигатели ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо – это форсированные моторы ЯМЗ-238/М2. Отличаются от обычных «атмосферников» они не только наличием турбины. При разработке данного семейства внесли ряд конструктивных изменений в блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.

Переработке также подверглись топливный насос высокого давления и коленчатый вал. В ассортименте завода – модели ЯМЗ-238 с маховиками под установку 2х-дискового или одно-дискового сцеплений; с правосторонними органами управления (по заказу из ЮАР), и прочими конструктивными решениями, для потребностей каждой конкретной техники. Моторы серии ЯМЗ-238/Евро-1 Турбо являются доработанными Евро-0. Особенностями их комплектации является монтаж жидкостно-масляного теплообменника, муфты включения вентилятора и воздуховодов к охладителю наддувочного воздуха, смонтированного непосредственно на двигателе. Двигатели ЯМЗ-238/Евро-2 Турбо, серии ДЕ, стали результатом дальнейшей модернизации турбированных ЯМЗ-238. Моторы данной серии получили модернизированный современный топливный насос высокого давления. ДВС ЯМЗ 238 получил достаточно много модификаций и применяемость на автомобильном ряде. Так, согласно технической документации завода изготовителя, рассмотрим, какой модельный ряд и модификации имеет двигатель «восьмерка»: 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД3. 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД6. 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н*м (90 кгс*м) при 1500 об/мин - ЯМЗ-238 (базовый). 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД4. 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н м (113 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД7. 280 л.с. (206 кВт) при 2100 об/мин, 1029 Н м (105 кгс м) при 1500 об/мин - ЯМЗ-238ПМ. 290 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1128 Н м (115 кгс м) при 1400 об/мин - ЯМЗ-238ДК. 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1280 Н м (131 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД5. 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/ммн, 1280 Н м (131 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238НД8. 320 л.с. (235 кВт) при 2100 об/мин, 1117 Н м (114 кгс м) при 1500 об/мин - ЯМЗ-238ФМ. 330 л.с. (243 кВт) при 2000 об/мин, 1225 Н м (125 кгс м) при 1400 об/мин - ЯМЗ-238ДК. 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н м (125 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238Д. 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н м (125 кгс м) при 1300 об/мин - ЯМЗ-238ДЕ. 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1274 Н м (130 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-238ДЕ2. 330 л.с. (243 кВт) при 1900 об/мин, 1274 Н м (130 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-6582. 360 л.с. (265 кВт) при 1900 об/мин, 1570 Н м (160 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-7512. 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1715 Н м (175 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-7511. 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н м (180 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-6581. 420 л.с. (309 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н м (180 кгс м) при 1200 об/мин - ЯМЗ-7513.

Устройство двигателя ЯМЗ-238

Восемь цилиндров ЯМЗ-238 расположены в два ряда, по V-образной схеме, под углом в 90 градусов. Впуск топливной смеси и выпуск отработанных газов обеспечивают 16 клапанов.

Блок цилиндров, картер, головка цилиндров

Основанием для монтажа всех узлов и деталей служит блок цилиндров, который отлит из низко-легированного серого чугуна. В приливах-бобышках на стенах блока предусмотрена система масляных каналов, подводящих смазку к подшипникам распределительного и коленчатого валов; к масляному фильтру и к жидкостно/масляному теплообменнику. Вокруг каждого цилиндрового гнезда образован замкнутый силовой пояс стенками водяной рубашки. Вместе со специальными рёбрами, силовой пояс скрепляет вместе верхнюю и нижнюю плиты (части блока цилиндров), придаёт всей конструкции нужную степень жёсткости. В поперечных стенках блока располагаются пять гнёзд с вкладышами под коренные шейки коленвала. А также пять расточек с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.

Головки цилиндров мотора ЯМЗ-238 – четырёхблочные, отлитые из серого чугуна со шлифованной поверхностью и кольцевыми проточками. Газовый стык головки, блока и гильз цилиндров уплотняет единая прокладка с 19-ю уплотнительными элементами. В головках цилиндров размещены впускные и выпускные клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки. Сёдла впускных клапанов производятся из чугуна особой марки, выпускных – отливаются из специального жаропрочного сплава. Окончательно сёдла и металлокерамические втулки цилиндров обрабатываются в процессе их запрессовки в головку. Тип двигателя - Четырехтактный, с воспламенением от сжатия Число, расположение цилиндров - 8, V-образное, угол развала - 90 Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8 Диаметр цилиндров, мм - 130 Ход поршня, мм - 140 Рабочий объем всех цилиндров, л - 14,86 Степень сжатия (расчетная) - 16,5 Номинальная мощность дизеля ЯМЗ-238, кВт (л.с.) - 176 (240) Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин - 2100 Максимальный крутящий момент, Нм (кг/см) - 833 (90) Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин, не более - 1250-1450 Частота вращения холостого хода коленчатого вала, об/мин - 550-650 Способ смесеобразования - Непосредственный впрыск. Камера сгорания - Однополостная в поршне. Блок цилиндров ЯМЗ-238 - Отлит вместе с верхней частью картера. Гильзы цилиндров - Мокрого типа. Головки цилиндров - Две, по одной на каждый ряд цилиндров. Коленчатый вал - Кованый, с привертными противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ Число опор коленчатого вала - 5 Коренные подшипники - Скольжения, со сменными вкладышами. Шатунные подшипники - Скольжения, со сменными вкладышами. Поршни ЯМЗ-238 - Из алюминиевого сплава. Поршневые пальцы - Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами. Шатуны - Двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки. Маховик - Имеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером. Распределительный вал - Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом. Зазор между клапаном и коромыслом толкателя, мм - 0,25 - 0,3

Автомобили, на которые устанавливались ЯМЗ-238

МАЗ-500 (1965-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-503 (1965-1977). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-504 (1965-1982). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-509 (1966-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-516 (1973-1980). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5335 (1977-1990). ЯМЗ-236 (180, 300 л.с.). МАЗ-5549 (1977-1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5551 (с 1985). ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5432 (с 1981). ЯМЗ-238 (240, 250, 280, 300, 330, 360, 425 л.с.), ЯМЗ-236 (180 л.с.). МАЗ-5516 (с 1995). ЯМЗ-238 (400 л.с.). МАЗ-6422 (с 1978). ЯМЗ-238 (320, 330, 360, 425 л.с.). Урал-4320 (с 1977). ЯМЗ-236 (230 л.с.), ЯМЗ-238 (300 л.с.). КрАЗ-255 (1967-1994). ЯМЗ-238 (240 л.с.). КрАЗ-6443 (с 1992). ЯМЗ-238 (330 л.с.). КрАЗ-6322 (с 1994). ЯМЗ-238 (330 л.с.). Урал-5323 (с 1989). ЯМЗ-238 (300 л.с.). КамАЗ-5320 (1976-2000). ЛиАЗ-5256.30 (2001-2004). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.). МАЗ-104.Х25 (2004-2005). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.).

1 – топливный насос высокого давления; 2 перепускной клапан; 3 – демпферная муфта; 4 – болт ограничения максимальной частоты вращения; 5 – регулятор частоты вращения; 6 – рычаг управления регулятором; 7 – болт ограничения минимальной частоты вращения; 8 – скоба останова; 9 – топливоподкачивающий насос; 10 – болт регулировки пусковой подачи; 11 – корректор подачи топлива по наддуву. А – положение рычага при минимальной частоте вращения холостого хода; Б – положение рычага при максимальной частоте вращения холостого хода; В – положение скобы при работе; Г – положение скобы при выключенной подаче С ТНВД ЯМЗ-238 в одном агрегате объединены регулятор частоты вращения 5 , топливоподкачивающий насос 9 и демпферная муфта 3 .

Установка ТНВД происходит по следующему алгоритму: 1. Ведомая полумуфта (рис. 1, 2) устанавливается на муфту опережения (демпферную муфту) и закрепляется болтами;

Рис. 1. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2: 1 - ведущая полумуфта; 2 - болт клеммового соединения; 3 - фланец полумуфты; 4 - пластины привода; 5 - болты крепления пластин привода; 6 - шайбы; 7 - демпферная муфта; 8 - указатель; 9 - топливный насос высокого давления; А - метка на демпферной муфте.

Рис. 2 . Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ и ЯМЗ-238ДЕ: 1 - вал привода; 2 - пластины привода; 3 - ведущая полумуфта; 4 - болты; 5 - болт клеммового соединения; 6 - болты; 7 - полумуфта ведомая; 8 - муфта опережения впрыскивания топлива; 9 - топливный насос высокого давления; А - метка на муфте; Б - метка на указателе. 2 . Поворачиваем муфту так, чтобы бобышки ведомой полумуфты оказались горизонтально, а насечка на торце муфты встала в область указателя; 3 . Далее нам понадобится фланец полумуфты привода ТНВД в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин на вал привода, при этом выступ «А» на фланце полумуфты будет располагаться слева, если взглянуть со стороны вентилятора на привод; 4 . Далее на двигатель устанавливаем топливный насос высокого давления с демпферной муфтой в сборе, фиксируем болтами. Регулируем плоскость пакетов пластин с помощью движения фланца полумуфты по валу привода и только после этого закручиваем стяжной болт привода и устанавливаем угол опережения впрыскивания. Топливный насос должен быть установлен на блок цилиндров двигателя вертикально, при этом болты крепления нужно закручивать равномерно, без завала насоса. Последний момент затяжки болтов крепления насоса 30...40 Нм (3...4 кг/см). Соединяем отделы насоса с форсунками топливопроводами высокого давления в порядке, указанном на рис.3.

Рис. 3. Схема соединения топливопроводами высокого давления секций ТНВД и форсунок цилиндров двигателя. 5 . Регулируем угол опережения впрыскивания топлива. Оцениваем количество масла в корпусах топливного насоса высокого давления и регулятора. В случае необходимости добавляем масла до уровня отверстия под трубку отвода масла. Стыкуем трубки провода и отвода масла с топливопроводами. Запустив двигатель, регулируем минимальную частоту оборотов холостого хода коленчатого вала таким образом: 1 . Ослабляем контргайку и выворачиваем корпус буферной пружины на 2-3 мм. 2 . С помощью болта ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления упирается в данный болт) подрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода до появления небольших вибраций частоты вращения коленчатого вала двигателя. Когда болт вкручивается, обороты двигателя возрастают, когда выкручиваются - сокращаются. 3 . Ввинчиваем корпус буферной пружины до пропадания непостоянства частоты вращения. Строго запрещено ввинчивать корпус до совпадения его торца с торцом контргайки. Завершив регулирование необходимо закрепить болт минимальной частоты вращения и корпус буферной пружины гайками. Минимальная частота вращения холостого хода также регулируется в новом моторе в самом начале его использования. Стоит отметить, что строго запрещено нарушать регулировку максимальных оборотов, произведенную на заводе-изготовителе, без дальнейшего контроля на стенде во время эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ 238 считается легендой отечественного автомобилестроения. Больше чем, за полвека производства, силовой агрегат показал себя как надежный и легко ремонтируемый. За эти качества он и полюбился автомобилистам. Стоит отметить, что ЯМЗы, как 238, так и 236, часто шли на экспорт большими партиями. Например, Китай заказывает для своих большегрузных грузовиков именно двигатели этой серии, поскольку с ЯМЗом может соревноваться только БЕЛАЗ и Катерпиллер, но они стоят намного дороже отечественного аналога.

Двигатели ЯМЗ выпускает Ярославский моторный завод. Они используются на габаритной грузовой технике КРАЗ, МАЗ, МЗКТ, и на строительной технике и кранах.

Разнообразие количества моделей и модификаций обеспечивает высокую производительность техники в любых условиях эксплуатации. По своей конструкции и принципу работы двигатель отвечает экологическим международным стандартам Евро-0.

1 Описание конструкции и особенностей двигателя ЯМЗ

Серия четырехтактных дизельных двигателей ЯМЗ представлена двумя моделями ЯМЗ 236 и ЯМЗ 238. Первый агрегат оборудован шестью цилиндрами. На второй модели установлено восемь цилиндров. На обоих вариантах установлена жидкостная система охлаждения.

1.2 Рабочие характеристики двигателя ЯМЗ 238

По своим техническим характеристикам ЯМЗ 238 опережает многих производителей. Рабочие качества мотора имеют следующий вид:

  • рабочий объем полости мотора составляет 14 866 см 3 ;
  • крутящий момент достигает показателя 31 оборот в секунду (максимальная частота вращения – 2100 оборотов в минуту);
  • диапазон мощности агрегата составляет 235-420 лошадиных сил/220 кВт;
  • диаметр используемых цилиндров – 130 мм;
  • ход поршня в цилиндре составляет 140 мм;
  • стандартная сборка рассчитана на пробег 800 тысяч километров без ремонта и замены комплектующих;
  • оптимальный расход топлива составляет 175 г/л.с в час;
  • масса устройства составляет 1050 – 1120 кг (в зависимости от модификации);
  • объем водяной охлаждающей системы – 44,5 л;
  • объем смазочной системы – 32 л.

На моторе установлено двухдисковое сцепление ЯМЗ, оснащенное специальным гасителем крутильных вибраций. Тип сцепления – сухое, диафрагменное с вытягивающимся принципом действия. Диаметр дисков составляет 400 мм.

2 Основные модификации мотора ЯМЗ 238

Модель 238 является основоположницей целого ряда модификаций и комплектаций, которые рассчитаны на работу в различных климатических условиях, при разной степени сложности работ. Также распределение проходит в зависимости от особенностей техники, на которую рассчитана модификация.

К основным вариантам мотора относятся:

  1. ЯМЗ 238. Является стандартной комплектацией мотора.
  2. ЯМЗ 238 Турбо. Двигатель отличается системой газонадува, которая позволяет эффективнее охлаждать рабочие узлы. От стандартной модели также отличается параметрами клапанов и топливного насоса.
  3. ЯМЗ 238м2. Отличается снижением потребления топлива. Данный показатель для модели 238м2 составляет 157 г/л.с в час. Применяется для железнодорожных машин, строительных машин и кранов, для кормоуборочных комбайнов.
  4. ЯМЗ 238нд5. Двигатель также оснащен системой турбонадува и может комплектоваться механизмом отбора мощности. Установка мотора делается в основном на трактора. Возможно использование с машиной зил 4331.
  5. ЯМЗ 238 де. Относится исключительно к автомобильным двигателям. Улучшен фильтрующий механизм, что позволяет работать в загрязненных условиях.
  6. ЯМЗ 238 Евро-2. Отличается улучшенным топливным насосом.

2.1 Основные проблемы двигателя и их решение

По своей износостойкости и качеству сборки ЯМЗ 238 занимает достаточно высокий уровень. Но, при чрезмерных нагрузках на технику и нарушении правил эксплуатации могут возникать проблемы в работе мотора.

Например неправильное положение клапанов цилиндров мотора. Оптимальный зазор клапанов находится в диапазоне 0,25-0,30 мм. Если такой зазор увеличен или наоборот меньше – нужно отрегулировать клапана.

Порядок регулировки имеет следующий вид:

  • прежде всего, силовое устройство охлаждается до 20 градусов;
  • снимается крышка клапанов;
  • проверяются затяжки ГРМ;
  • дальше ослабляется зажим гайки на дальнем конце коромысла;
  • между рычагом и поверхностью поршня вставляется стержень с толщиной 0,25 – 0,3 мм;
  • отверткой закручивается винт рычага до соприкосновения со стержнем;
  • дальше нужно осторожно затягивать гайку на коромысле (чтобы не провернуть винт);
  • снова замеряется установленный зазор.

Настройка клапанов проводится в порядке 1-5-4-2-6-3-7-8. Один полный оборот винта составляет 360 градусов. При регулировке следует точно фиксировать угол поворота на каждый регулируемый клапан согласно этому показателю.

К менее серьезным проблемам относятся:

  1. Засорение топливопровода и топливозаборника. Система снимается с мотора и тщательно продувается/промывается.
  2. Забиваются топливные фильтры. Производится замена на новый (в крайнем случае – очистка старого).
  3. Поломка насоса подкачки топлива. Заменить запчасть на новую.
  4. Засорение форсунок с нарушением подачи топлива. Прочистить форсунки и правильно отрегулировать. На ЯМЗ 238 регулировка проводится в мастерской.
  5. Кольца поршней изнашиваются. Покупка и замена компрессионных колец новыми.
  6. Поломка манометра. Либо починить в мастерской, либо купить новый.

Наибольшее распространение из двигателей Ярославского моторного завода имеет семейство дизелей ЯМЗ-238. Если смотреть на ЯМЗ-238 не касаясь технических параметров, то от семейства ЯМЗ-236 он отличается незначительно - просто к V-образному шестицилиндровому агрегату добавили по одному цилиндру в каждый ряд, получив при этом восьмицилиндровый.
Все восьмицилиндровые двигатели серий ЯМЗ-236, вне зависимости от наличия турбонаддува имеют одинаковый объем – 14,86 л и размерность DxS 130 на 140 мм, угол развала 90° и 135° относительно вертикальной оси.
Технические характеристики двигателей семейства ЯМЗ-238 различаются достаточно сильно. Атмосферный дизель ЯМЗ-236 Базовый двигатель семейства это атмосферный ЯМЗ-238 Евро-0. Его мощностной диапазон от 180 л.с. у дефорсированной версии ЯМЗ-238Г2, до 240 л.с. у моделей ЯМЗ-238М2.
Сфера применения двигателей ЯМЗ-238 в атмосферном исполнении обширна, они используются: - модификации ЯМЗ-238М2 как силовой агрегат для автотранспортной техники, передвигающейся как по дорогам общего пользования, так и во внедорожном исполнении (с обеспечением бродо-проходимости до 1,4 метра глубины), как промышленные моторы для привода буровых, насосных установок и компрессорных станций, в дизельных электростанциях, как судовой дизель; - ЯМЗ-238ГМ как двигатель для дорожной и экскаваторной техники; - ЯМЗ-238КМ как дизель подземных самосвальных автопоездов; - ЯМЗ-238АК и ЯМЗ-238АМ как комбайновый мотор.
В отличии от семейства ЯМЗ-236, семейство ЯМЗ-238 имеет в своем составе и турбированные двигатели с показателями Евро-0. Это хорошо известные «суперовские» моторы для МАЗ серий ЯМЗ-238Д и ЯМЗ-238Б имеющие значительный спектр модификаций. Кроме них в эту группу следует отнести двигатели серии ЯМЗ-238НД (3, 4 и 5), получившие широкое распространение в составе колесных погрузчиков, сельхоз тракторов, лесной заготовительной и дорожно-строительной техники. Модель ЯМЗ-238НД4-4 создана как судовой мотор и применяется на катерах типа КС. Модификации ЯМЗ-238ДК предназначены для энергетических средств и комбайнов, а ЯМЗ-238ДИ устанавливаются на дизельные электростанции (дизель-генераторы).
При кажущейся простоте применения турбокомпрессора, для повышения мощности, это повлекло за собой целый комплекс мероприятий по изменению конструкции дизеля и повышения качества деталей. Улучшенные критерии качества затронули в первую очередь следующие запчасти: коленчатый вал, блок цилиндров и цилиндро-поршневую группу.
Для соответствия экологическим требованиям Евро-1 турбированные моторы ЯМЗ-238 прошли дополнительную доработку. Конструкцию двигателей дополнили жидкостно-масляный теплообменник и водяной насос повышенной производительности, цилиндро-поршневая группа с эффективной системой охлаждения. Включение привода крыльчатки вентилятора обеспечивает специальная муфта. В дополнение к турбонаддуву дизель ЯМЗ-236 получил охладитель наддувочного воздуха, который устанавливается непосредственно на изделии, в котором применяется силовой агрегат. Так же потребовалось увеличить энергию впрыска в камеру сгорания, для чего спроектирована топливная аппаратура нового типа.
Двигатели серии ЯМЗ-238НД Евро-0 прошли дополнительную модернизацию и модели ЯМЗ-238НД (6, 7 и 8) соответствуют уже более жестким требованиям по экологии, что позволило применять их в большем сегменте техники: на сельскохозяйственных тракторах, погрузчиках, в составе колесных машин на их базе. Путем аналогичной модернизации из двигателя ЯМЗ-238Д получены моторы ЯМЗ-238ДЕ. Все моторы серии ЯМЗ-238ДЕ, за исключением модификации ЯМЗ-238ДЕ-21 (применяется для кормоуборочного комбайна), используются в составе автотранспортной техники. Все эти силовые агрегаты относятся к Евро-1.
Применение более эффективного топливного насоса высокого давления (ТНВД) позволило дизелям семейства ЯМЗ-238 достичь показателей Евро-2. Серия получила обозначение ЯМЗ-238ДЕ2, все двигатели серии нашли примение исключительно в автомобильном транспорте.
В настоящее время двигатели ЯМЗ-238 на автомобильные заводы не поставляются из-за ужесточения требований по экологическим параметрам, используются как запасная часть, а так же в местах, где не такие жесткие ограничения - к примеру при производстве дорожной техники или дизельных электростанций.

Устройство дизельных двигателей ЯМЗ-238

Двигатель ЯМЗ-238 имеет восемь цилиндров, с рабочим объемом камеры сгорания 1858 см³ каждый. Принцип работы четырехтактный, характерный для двигателей Отто, порядок работы цилиндров 1-3-6-2-4-5-7-8, впрыск непосредственный, степень сжатия 16,5.
Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) с поршнем из силумина (сплав алюминия с кремнием) и чугунной гильзой так называемого «мокрого типа». ЦПГ крепится к шатуну двухтаврового сечения, отлитому из чугуна со специальной бронзовой вставкой, при помощи пальца «плавающего типа» с двумя стопорными кольцами. Другая сторона шатуна крепится с помощью двух болтовых соединений на шатунную шейку коленвала через вкладыши (бронзовые подшипники скольжения). Цилиндры расположены в два ряда по четыре в каждом.
На каждый ряд приходится одна общая головка блока цилиндров (ГБЦ). Распредвал имеет шестеренчатый привод и является единым для обеих ГБЦ. Коленчатый вал изготовлен методом ковки с шейками, укрепленными методом азотации, имеет пять опорных точек и противовесы. Блок цилиндров отлит из серого чугуна одновременно с верхней частью картера. Блок цилиндров выпуска до 2008г. отличается от современного (унифицирован, имеет укороченную «юбку»). Картер маховика отлит отдельно от блока. Маховик стальной с отдельным зубчатым венцом (используется для стартерного пуска двигателя), выполняется в двух вариантах: под двухдисковое сцепление (широкий) и под однодисковое (узкий). Топливная система мотора ЯМЗ-238 механического плунжерного типа. Двигатель ЯМЗ-236 имеет водяную систему охлаждения и масляную систему смазки смешанного типа (под давлением и методом разбрызгивания), водяные и масляный радиатор установлены отдельно от двигателя.

Подробно с техническими характеристиками и сферой применения двигателей ЯМЗ-238 ознакомьтесь на странице нужной модели.

Силовые агрегаты рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60ºС до плюс 50ºС, относительной влажности до 98% при температуре 25ºС, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650 м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей.

Длительный срок эксплуатации и надежная работа двигателя зависит от своевременного проведения технического обслуживания.

Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в установленные сроки.

Ежедневное техническое обслуживание проводится один раз в сутки.

Техническое обслуживание после обкатки двигателя.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 500 часов работы двигателя.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через 1000 часов эксплуатации двигателя.

Сезонное техническое обслуживание проводится перед подготовкой к зиме и при переходе к лету.

Система охлаждения

Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Оборудована термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима работы двигателя

Водяной насос

Центробежного типа, с ременным приводом

Вентилятор

Шестилопастный, с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения вентилятора

Жидкостно-масляный теплообменник

Пластинчатого или трубчатого типа. Оборудованы краником или пробкой для слива охлаждающей жидкости

Термостаты

С твердым наполнителем. Температура открытия 80ºС.

Электрооборудование

Однопроводная схема. Номинальное напряжение 24В

Генератор

Переменного тока, с ременным двухручьевым приводом, с номинальным напряжением 28В.

Модель генератора определяется комплектацией.

Пусковое устройство

Электрический стартер модели 25.3708-21 или AZF 4581 производства фирмы "Искра" (Словения), номинальное напряжение 24 В.

Допускается применение стартера СТ-142Д.

Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрено электрофакельное устройство

Масса незаправленного силового агрегата в комплектности поставки, кг:

С индивидуальными головками цилиндров:

Без сцепления и коробки передач - 1250

Со сцеплением - 1295

Со сцеплением и коробкой передач - 1685

С общими головками цилиндров:

Без сцепления и коробки передач

ЯМЗ-238БЕ - 1180

ЯМЗ-238БЕ2 - 1215

ЯМЗ-238ДЕ - 1180

ЯМЗ-238ДЕ2 - 1215

Со сцеплением

ЯМЗ-238БЕ - 1225

ЯМЗ-238БЕ2 - 1260

ЯМЗ-238ДЕ - 1225

ЯМЗ-238ДЕ2 - 1260

Со сцеплением и коробкой передач

ЯМЗ-238БЕ - 1580

ЯМЗ-238БЕ2 - 1615

ЯМЗ-238ДЕ - 1580

ЯМЗ-238ДЕ2 - 1615

Заправочные емкости, л:

система смазки - 32

система охлаждения без объема водяного радиатора - 22

муфта опереж. впрыска - 0,14

Модели силовых агрегатов

Тип двигателя

Четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом

Число цилиндров

Расположение цилиндров

V-образное, угол развала 90º

Порядок работы цилиндров

Направление вращения коленчатого вала

Диаметр цилиндра, мм

Ход поршня, мм

Рабочий объем, л

Степень сжатия

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

Частота вращения коленчатого вала

при номинальной мощности, мин -1

Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин -1

Частота вращения холостого хода, мин -1:

Максимальная, не более

Минимальная

Удельный расход топлива

по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.·ч):

Минимальный

При номинальной мощности

Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более

Способ смесеобразования

Непосредственный впрыск

Камера сгорания

Неразделенного типа в поршне

Распределительный вал

Один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом

Фазы газораспределения:

впускные клапаны

Открытие, град. до ВМТ

Закрытие, град. после НМТ

выпускные клапаны

Открытие, град. до НМТ

Закрытие, град. после ВМТ

Число клапанов на цилиндр

Один впускной и один выпускной

Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе, мм

Система смазки

Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике:

Под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей,

топливный насос высокого давления, турбокомпрессор.

Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный

Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см 2):

При номинальной частоте вращения

При минимальной частоте вращения, не менее

400 - 700 (4 - 7)

Масляные фильтры

Два: полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки

Система охлаждения масла

С жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева

Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см 2):

Редукционный клапан масляного насоса

Дифференциальный клапан

Перепускной клапан масляного фильтра

700 - 800 (7,0 – 8,0)

490 - 520 (4,9 - 5,2)

200 - 250 (2,0 - 2,5)

Система питания топливом

Разделенного типа

Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором

и топливоподкачивающим насосом

Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа:

Диаметр плунжера 10 мм, ход плунжера 11 мм – ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;

Диаметр плунжера 12 мм, ход плунжера 14 мм – ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2

Основные параметры и характеристики

Модель ТНВД

(238ДЕ-1,-5,-10,-11)

(238ДЕ2,-1,-3,-5,-8,-11)

Порядок работы секций топливного насоса

Регулятор частоты вращения

Центробежный, всережимный

Топливоподкачивающий насос

Поршневой с насосом ручной прокачки топлива

Форсунки

Закрытого типа с многодырчатыми распылителями:

261.1112010-11 на двигателях ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;

267.1112010-02 или 204.1112010-50.01 на двигателях ЯМЗ-238БЕ2,

ЯМЗ-238ДЕ2 с общими головками цилиндров;

51.1112010-01 на двигателях ЯМЗ-238ДЕ2 с индивидуальными головками

Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см 2)

20,6+0,8 (210+8) - 261.1112010-11

26,5+0,8 (270+8) - 267.1112010-02 и 26,5+1,2 (270+12) - 204.1112010-50.01

26,5+1,2 (270+12) - 51.1112010-01

Установочный угол опережения впрыскивания топлива

Устанавливается по меткам на маховике и корпусе ТНВД и составляет:

13º±1 - на двигателях ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;

6º±1 - на двигателях ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 с общими головками;

8º±1 - на двигателях ЯМЗ-238ДЕ2 с индивидуальными головками

Топливные фильтры:

грубой очистки

тонкой очистки

Со сменным элементом (ЯМЗ-238БЕ, ДЕ), отстойник (ЯМЗ-238БЕ2, ДЕ2).

Со сменным фильтрующим элементом.

На крышке расположен перепускной клапан-жиклер.

Давление открытия клапан-жиклера 20…40 (0,2…0,4) кПа (кгс/см 2)

Система наддува

Газотурбинный, одним турбокомпрессором,

с радиальной центростремительной турбиной

и центробежным компрессором

Турбокомпрессор (ТКР)

Модель 122 или ТКР 100*

Давление наддува (избыточное)

на номинальном режиме работы, кПа (кгс/см 2)

* – турбокомпрессор по конструкции аналогичен ТКР модели 122