• 4. Устройство и работа системы питания бензинового двигателя с впрыском топлива
  • Автотранспортные средства
  • 5. Параметры акб, порядок их проверки, определение степени разряженности акб
  • 6. Индикаторная диаграмма, диаграмма фаз газораспределения двухтактного дизеля (на примере двигателя 5тдф)
  • Автотранспортные средства
  • 7. Основные приборы и работа бесконтактно-транзисторной системы зажигания, ее преимущества
  • 8. Назначение, устройство и работа генераторов переменного тока
  • 9. Трансмиссия автомобиля, виды, назначение агрегатов механической трансмиссии
  • 10. Назначение, устройство и работа сцепления
  • Автотранспортные средства
  • 11. Устройство и работа коробки передач с делителем
  • 12. Назначение, устройство и работа раздаточной коробки с дифференциалом
  • 13. Устройство и работа тормозной системы с пневмо-гидропри-водом.
  • 14. Устройство и работа гидроусилителя рулевого управления
  • Автотранспортные средства
  • 15. Требования, предъявляемые к автомобилям. Активная, пассивная безопасность. Экологические и эргономические требования
  • 16. Углы установки колес, их влияние на свойства автомобиля, порядок регулировки
  • 18. Назначение главной передачи, виды, их применение в зависимости от вида
  • Автотранспортные средства
  • 19. Принцип подбора двигателя по мощности при проектировании автомобиля
  • 20. Принцип определения передаточного числа главной передачи при проектировании автомобиля
  • 21. Устройство и работа тормозного крана, обеспечение следящего действия тормозов
  • 22. Явление «кинематическое несогласование трансмиссии», конструктивные решения, исключающие отрицательное влияние этого явления
  • Автотранспортные средства
  • 23. Рулевая трапеция, ее состав и назначение
  • 24. Классификация и индексация автомобилей
  • 25. Составные элементы ходовой части и их назначение
  • Автотранспортные средства
  • 26. Виды подвесок, составные элементы и их назначение
  • 27. Принцип работы датчиков: детонации, расхода воздуха, положения коленчатого вала, кислородного датчика электронных систем управления двигателем
  • Автотранспортные средства
  • 28. Виды форсунок применяемых в дизельных двигателях, их устройство и работа
  • 29. Вспомогательное оборудование автомобиля, его назначение и работа
  • 30. Принцип работы датчика «Холла», электромагнитного датчика импульсов бесконтактной системы зажигания
  • Автотранспортные средства
  • 31. Механические устройства, автоматически изменяющие угол искрообразования, их работа
  • 32. Система электрозапуска двигателя, ее работа
  • 33. Тепловой баланс двигателя, способы снижения тепловых потерь
  • 24. Классификация и индексация автомобилей

    Все автомобили разделяются на три группы:

    1. пассажирские - легковые автомобили и автобусы; 2. грузовые - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т. ч. специализированные для выполнения транспортной работы; 3. специальные - автомобили, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

    Пассажирские автомобили делятся на легковые и автобусы.

    Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему двигателя классы: особо малый (до 1,1 дм 3), малый (1,1–1,8 дм 3), средний (1,8–3,5 дм 3), большой (свыше 3,5 дм 3), высший (рабочий объем не регламентируется).

    Автобусы подразделяются на классы по назначению и габаритной длине. Классы автобуса: особо малый (до 5,5 м), малый (6,0–7,5 м), средний (8,5–10,0 м), большой (свыше 11,0‑12,0 м), особо большой (16,5‑24,0 м).

    Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности и полной массе. В зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер использования, они подразделяются на грузовые автомобили общего назначения и специализированные. Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудованный дугами и тентом или без них, и используются для перевозки различных грузов. Специализированные автомобили имеют различные кузова, предназначенные для перевозки грузов определенных видов. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорн. установками, автокраны, уборочные а\м и т. д. Каждой модели автомобиля присваивается индекс , состоящий из ряда цифр. Первая цифра обозначает класс автомобиля: по рабочему объему двигателя - для легковых автомобилей; по габаритной длине - для автобусов; по полной массе - для грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа.

    Вторая цифра указывает на тип автомобиля: легковой автомобиль – 1, автобус – 2, грузовой автомобиль или пикап – 3, седельный тягач – 4, самосвал – 5, цистерна – 6, фургон – 7, резерв – 8, специальное автотранспортное средство – 9.

    3 и 4 цифры указывают на пор. номер мод, 5 говорит о том, что это не баз. мод, а модифик, 6 ‑ обозначает вид исполнения: для хол климата – 1, экспортное исполн для умер климата ‑ 6, экспортное исполн для тропического климата – 7.

    Некоторые а\м имеют в своем обозначении через тире две цифры, например-01, 02 и др. Они указ, что мод. или модификация явл-ся переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.

    Автотранспортные средства

    25. Составные элементы ходовой части и их назначение

    Рама . Является основным несущим элементом грузового автомобиля. На нее устанавливают и закрепляют двигатель, агрегаты шасси, кабину и кузов автомобиля. Рама воспринимает нагрузки от массы автомобиля, а также нагрузки, возникающие при движении.

    По конструкции рамы могут быть лонжеронными и хребтовыми. Лонжеронные рамы состоят из двух продольных балок (лонжеронов), соединенных поперечинами. Хребтовые рамы состоят из одной продольной балки с поперечинами.

    На грузовых автомобилях наиболее распространены лонжеронные рамы. На легковых автомобилях роль рамы выполняет кузов, каркас которого представляет собой жесткую сварную конструкцию, усиленную наружными облицовочными панелями.

    Передний неведущий мост . Передний неведущий мост грузовых автомобилей служит для установки передних управляемых колес. Он передает от колес через подвеску на раму автомобиля продольные и боковые силы, возникающие от контакта автомобиля с дорогой.

    Основу переднего моста составляет двутавровая балка. Средняя часть балки выгнута вниз, что позволяет расположить ниже двигатель на раме. Верхняя полка моста имеет опорные площадки для крепления рессор подвески.

    На легковых заднеприводных автомобилях с независимой подвеской передних колес передний мост образуется короткой балкой или поперечиной, закрепленной к кузову автомобиля. Она служит одновременно и для крепления двигателя.

    Балка заднего ведущего моста . На автомобилях с колесной формулой 4x2 она передает через подвеску на раму или кузов автомобиля толкающие усилия от ведущих колес в режиме тяги и тормозные усилия при торможении.

    В зависимости от конструкции балка ведущего моста может быть разъемной или неразъемной. Внутри балки размещаются механизмы ведущего моста, а по концам на подшипниках устанавливают ступицы ведущих колес. Балка моста имеет спереди фланец для крепления картера главной передачи и дифференциала, а сзади крышку. В верхней части на балку приварены две опорные площадки для крепления рессор.

    Подвеска автомобиля осуществляет упругую связь рамы или кузова с мостами и колесами, смягчает воспринимаемые ими удары и толчки при езде по неровностям дороги. Упругие свойства подвески достигаются применением упругого элемента. Работа подвески основана на превращении энергии удара при наезде колеса на неровность дороги в перемещение упругого элемента подвески, в результате чего сила удара, передаваемого на кузов, уменьшается, и плавность хода автомобиля становится лучше. По характеру взаимодействия колес и кузова при движении автомобиля все подвески делят на зависимые и независимые. Зависимая подвеска имеет жесткую связь между левым и правым колесом, в результате чего перемещение одного из них в поперечной плоскости передается другому и вызывает наклон кузова. Независимая подвеска характеризуется отсутствием жесткой связи между колесами одного моста. Каждое колесо подвешено к кузову независимо от другого колеса. В результате при наезде одним колесом на неровности дороги колебания его не передаются другому колесу, уменьшается наклон кузова и повышается в целом устойчивость автомобиля при движении.

    Амортизаторы . При движении автомобиля по неровностям дороги возникают колебания кузова, которые продолжаются некоторый промежуток времени после наезда колес на препятствие. Для гашения возникающих колебаний на автомобилях в конструкции подвески применяют амортизаторы преимущественно жидкостные телескопического типа.

    Работа амортизатора основана на сопротивлении перетеканию специальной жидкости, находящейся во внутренних полостях амортизатора и перетекающей из одной полости в другую при изменении их объемов. Телескопические амортизаторы имеют двустороннее действие, т.е. гасят колебания подвески при ходе сжатия и при ходе отдачи.

    Колеса автомобиля обеспечивают непосредственную связь с дорогой, участвуют в создании и изменении направления его движения, передают нагрузки от массы автомобиля на дорогу.

    На наших улицах можно встретить много советских и постсоветских автомобилей. ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ да и великого множества других. И носят наши машины помимо названий народных и официальных типа «Москвич», «Лада», «Чайка» ещё и самые важные: обозначения по системе классификации автотранспорта. Так давайте разберёмся, что это за 2140, 2101, 21-е и 24-е «Волги» и 3110.

    С 1945-го по 1966-й маркировкой была аббревиатура из букв завода-производителя и цифровой номер машины в определённом диапазоне.

    Цифровой промежуток Завод изготовитель Модельный ряд Эмблема
    1-99 ГАЗ, Горьковский автозавод ГАЗ-21, ГАЗ-24
    100-199 ЗиС, Завод имени Сталина, в 1956-м переименованный в ЗиЛ, Завод имени Ленина ЗиС-110, ЗиЛ-111, ЗиЛ-130
    200-249 ЯАЗ, Ярославский автозавод, в 1959-м преобразован в ЯМЗ, Ярославский моторный завод,а производство передано КрАЗ, Кременчугскому автозаводу ЯАЗ-210, КрАЗ-222
    250-299 НАЗ, Новосибирский автозавод, в 1949-м расформирован и передан на КрАЗ КрАЗ-255
    300-349 зарезервировано
    350-399 УралЗИС, Уральский завод имени Сталина, в 1962-м переименован в УралАЗ, Уральский автомобильный завод Урал-375
    400-449 постановлением Всесоюзного автотракторного объединения ВСНХ СССР (протокол №138) от 1930-12-26 создан ГАЗиКИМ, Государственный автосборочный завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (позже, с 1939-го по 1941-й «автомобильный»); с 1945-го по 1968-й МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей (или просто ЗМА); с 1968-го АЗЛК, Автозавод имени Ленинского КомСоМола; с 1992-го по 2010-й ОАО «Москвич»; также с 1965-го Иж, Ижевский автозавод Москвич-408
    450-484 УАЗ, Ульяновский автозавод УАЗ-469
    485-499 ДАЗ, Днепропетровский автозавод, в 1951-м перепрофилирован и назван ЮжМаш, Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова, который кроме авиационной и ракетной техники производит троллейбусы, автобусы и тракторы под маркой ЮМЗ
    500-549 МАЗ, Минский автозавод; БелАЗ, Белорусский автозавод; МоАЗ, Могилевский автозавод им. С.М.Кирова МАЗ-525, БелАЗ-540
    550-599 ММЗ, Мытищинский машиностроительный завод ЗИС/ЗИЛ-ММЗ-585
    600-649 КАЗ, Кутаисский автозавод КАЗ-606 «Колхида»
    650-674 Горьковский завод автобусов - ГЗА позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам ПАЗ-652
    675-694 ЛиАЗ, Ликинский автобусный завод ЛиАЗ-677
    695-699 ЛАЗ, Львовский автобусный завод ЛАЗ-695
    700-899 ЕрАЗ, Ереванский автозавод ЕрАЗ-762, ОдАЗ-885
    900-939 зарезервировано
    940-949 АРТ, Тартусский авторемзавод, Tartu Autoremonditookoda ТА-942
    950-964 зарезервировано
    965-974 ЗАЗ, Запорожский автомобилестроительный завод; ЛуАЗ, Луцкий автозавод ЗАЗ-968, ЛуАЗ-967
    975-999 РАФ, Рижская автобусная фабрика (Rīgas Autobusu Fabrika) РАФ-977

    Из-за того, что производство периодически могло передаваться с завода на завод, с соответственным переносом номерации (например ГАЗ-69 выпускаемый на УАЗе маркировался как УАЗ-69, что не входило в рабочий диапазон этого завода), что приводило к путанице, в 1966-м году была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, которая регламентировала цифровое обозначение не по привязке к заводу-производителю, а согласно тактико-техническим характеристикам машины.

    Значение первого разряда.

    Определение класса вычисляется для легковых, грузовых и автобусов по-разному и значение имеет определённый параметр. Также у прицепов в первом разряде всегда стоит 8, а у полуприцепов и роспусков — 9.

    У легковых (вторая цифра всегда 1): объём двигателя и сухая масса.

    Цифра Класс и группа Объём двигателя, см³ Сухая масса, кг Модельный ряд
    1 Особо малый 1 до 849 до 649 ВАЗ-1111 «Ока»
    Особо малый 2 от 850 до 1099 от 650 до 799 ЗАЗ-1102 «Таврия»
    2 Малый 1 от 1100 до 1299 от 800 до 899 ВАЗ-2101
    Малый 2 от 1300 до 1499 от 900 до 1049 ВАЗ-2103
    3 Малый 3 от 1500 до 1799 от 1050 до 1149 ВАЗ-2106
    Средний 1 от 1800 до 2499 от 1150 до 1299
    4 Средний 2 от 2500 до 3499 от 1300 до 1499 ГАЗ-3102 «Волга»
    Большой 1 от 3500 до 4999 от 1500 до 1899
    5 Большой 2 свыше 5000 свыше 1900
    Высший не регламентирован не регламентирована ЗИЛ-4104

    У грузовиков (вторая бывает 3, 4, 5, 6, 7): полная масса.

    Значение второго разряда.

    Вторая цифра: 1 — легковая машина, 2 — автобус, 3 — грузовик, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — зарезервировано, 9 — спецтранспорт.

    Третья-четвёртая цифры — порядковый номер модели, пятая — ея модификация

    Значение шестого разряда.

    Шестая цифра — экспортная вариация

    Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270-66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4-х-значный индекс, для модифицированной модели – 5-значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5-ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.

    Таблица 3.

    Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом-изготовителем.

    Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

    Седельный тягач КамАЗ-5410. 54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10- модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем)

    7 .Возможные альтернативные топлива для автотракторных двигателей. Широкое использование альтернативных топлив - газа, биогаза, метанола, рапса и др.Особый интерес представляет природный газ (его октановое число – 104). По предварительным данным, при использовании газа в два раза снижаются расходы на топливо.Биогаз из растительных остатков, например, из навоза.Вообще же на биомассы в мире приходятся около 15% всех энергоносителей.Перспективен как топливо метанол (СН 3 ОН) – метиловый спирт (в отличии от обычного этилового спиртаC 2 H 5 ОН очень ядовит), имеющий высокое октановое число. По теплоте сгорания он в два раза уступает бензину. Поэтому при его использовании объем топливного бака приходится удваивать.Получают его по схеме уголь®метан (СН 2) и его окисляя®метанол.Метанол является идеальным топливом для двигателей с искровым зажиганием (ДсИЗ). Он позволяет увеличить степень сжатия этих двигателей и приблизить их по экономичности к дизелям. Метанол можно использовать и в смеси с бензином. При добавлении в бензин 10…20% метанола можно обходиться без антидетонационных присадок.Большую перспективу имеет и рапсовое масло, поскольку по удельной теплоте сгорания оно существенно не уступает дизельному топливу. Выгодное отличие его заключается в том, что содержание кислорода в нем намного выше, чем у дизельного топлива – около 11%.Продукты сгорания рапсового масла не токсичны и легко поддаются биологическому разложению. При сгорании рапсового масла в атмосферу выбрасывается ровно столько двуокиси углерода, сколько рапс брал из нее для своего роста. При современных ценах, как показывают простейшие расчеты, рапсовое масло может оказаться дешевле дизельного топлива на 25%.Первые двигатели, работающие на рапсовом масле, были созданы за рубежом в 1975 году и установлены на легковые автомобили. Расход топлива был таким же, что и при топливе нефтяного происхождения – составлял 5-6 литров на 100 километров (при мощности 70 л.с.).Растительные масла, к которым относится и рапсовое, являются липидами (эфирами жирных кислот) или глицеринами. Обладая высокой теплотворной способностью, они содержат прямые углеводородные цепи, что обуславливает их относительно высокие цетановые числа. Рапсовое масло обладает близкими к дизельному топливу энергетическими возможностями, но вязкость его в 11 с лишнем раз выше. Это создает определенные трудности в организации рабочего процесса дизеля, т.к. увеличивает сопротивление топливоподаче, уменьшает производительность топливного насоса, ухудшает распыливание и смесеобразование. Все это приводит (если не принять необходимые меры) к увеличению удельного расхода топлива и интенсивному нагароотложению на стенки деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.



    При этом рапсовое масло приобретает свойства, приближающие его к дизельному топливуПри использовании рапсового масла в качестве моторного топлива требуется ввести в топливную систему двигателя специальные подогреватели (теплообменники), обеспечивающие его локальный подогрев и, как следствие, снижающие вязкость.Вязкость рапсового масла можно снижать и замещением трехвалентных молекул глицерина одновалентными молекулами спирта посредством добавления небольшого количества метанола или этанола (трансэтерфикацией). На 1000 кг растительного масла обычно добавляют 110 кг метилового или этилового спирта и получают 1000 кг метилового или этилового эфира и 110 кг глицерина.В качестве топлива в ДВС может применяться и водород.Водород – один из самых легких газов – он в 14 раз легче воздуха, а жидкий водород в 13 раз легче авиационных топлив. В то же время теплота его сгорания в три раза больше теплоты сгорания бензина.Водород обладает рядом и других серьезных преимуществ по сравнению с другими топливами – быстро и хорошо образует смесь с воздухом, не создает проблему реконденсации и испарения, допускает быстрое обогащение смеси как при пуске ДВС, так и при разгоне автомобиля, не выделяет осадков, что гарантирует отсутствие окислений в камере сгорания, имеет более широкие границы воспламенения по сравнению с бензином – допускает нормальное воспламенение при коэффициентах избытка воздуха от 0,13 до 10,2 (это позволяет обеспечить качественное регулирование рабочей смеси даже без использования дроссельной заслонки и существенно повысить к.п.д. ДВС) и отличается более высокой максимальной скоростью сгорания. Токсичность выхлопных газов при нем намного ниже.



    1. сырье возобновляемое,

    2. выбросы СО 2 в атмосферу ниже на 50–80% по сравнению с традиционными видами топлива,

    3. в процессе получения такого биотоплива производят еще несколько полезных побочных продуктов,

    4. государства, где нет собственных запасов нефти, могут за счет этого обеспечить себе топливную независимость.

    1. пока что высокая себестоимость производства,

    2. меньшая мощность двигателей на таком топливе, больший расход,

    3. необходимость больших площадей под выращивание нужных культур.

    Основой любой грузоперевозки является использование для нее того или иного вида транспорта. На данный момент грузоотправитель может выбрать один из четырех существующих видов транспорта – автомобильный, железнодорожный, авиационный или водный. У каждого из этих видов транспорта есть свои плюсы и минусы, однако, автомобили пользуются наибольшей популярностью среди всех.

    Перевозка грузов автомобильным транспортом является самой удобной и надежной. Автомобили сочетают в себе скорость и маневренность, возможность выбора маршрута, разнообразие по грузоподъемным возможностям и т.д. Конечно, содержание грузового автомобильного парка требует особых условий и довольно серьезных затрат. Однако, они всегда окупаются.

    Автомобильный транспорт используется для перевозки практически любого вида грузов – от самых простых до опасных. Правда, для каждого вида груза существует свой вид автомобильного транспорта. Грузовики различают по видам кузова . Самый распространенный из них – бортовая платформа. Этот вид кузова считается базовым и предназначенным для перевозки практически любых грузов. Однако, существует еще несколько видов кузовов, предназначенных для перевозки определенного вида грузов. Для штучных и пакетированных грузов используются фургоны , для перевозки грузов в контейнерах – контейнеровозы, для перевозки жидких грузов – цистерны, для навалочных грузов – самосвалы и т.д.

    Все грузовики можно поделить на следующие популярные категории по виду кузова:

    1. Тенты, полуприцепы – наиболее распространенный для грузоперевозок вид. Предназначены они для большинства грузов. Загружать такого рода грузовики можно и сбоку, и сзади, что очень удобно. Средняя грузоподъемность варьируется от 20 до 25 тонн.

    2. Рефрижераторы, полуприцепы – это полуприцепы, оборудованные холодильными установками, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов. В холодильном отделении можно устанавливать температуру от +25 до -25. Средняя грузоподъемность таких видов грузовиков – 12-20 тонн.

    3. Автосцепка представляет собой автомобиль и прицеп к нему. Такие виды очень удобны при погрузке и разгрузке и очень функциональны. На них можно перевозить практические любые грузы, кроме длинномерных, а также требующих особых условий. Вместимость: от 16 до 25 тонн.

    4. "Jumbo" – это прицепы повышенной вместимости. Пол прицепа сделан в виде буквы «Г», а также уменьшен диаметр колес, засчет чего достигается дополнительное пространство. Средняя грузоподъемность таких прицепов – до 20 тонн.

    5. Контейнеровоз – для перевозки контейнеров.

    6. Автоцистерна – для перевозки жидки и сыпучих грузов.

    7. Автовоз – для перевозки автомобилей.

    8. Зерновоз – для перевозки зерна.

    9. Самосвал – для сыпучих грузов.

    Существуют и другие специализированные виды кузовов. (см. Типы грузовиков (кузов, спец. оборуд.))

    Грузовики , при помощи которых осуществляются перевозки разнообразных грузов по общим дорогам, бывают нескольких типов. Наиболее легкими и компактными из них являются так называемые развозные грузовики . Это автомобили с пониженной грузовой высотой. Полная масса таких автомобилей по правилам не должна быть больше 3,5 тонн. У такого вида грузовиков чаще всего встречается кузов фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями для удобства погрузки.

    Второй распространенный вид легких грузовых автомобилей – пикап. Пикапы представляют собой модификацию обычных легковых автомобилей со специальным открытым кузовом или специальную модель с рамным шасси. Пикапы особенно любимы в Америке, где их часто используют фермеры.

    Грузовые автомобили, которые могут передвигаться по общим дорогам, обычно ограничивают по осевой нагрузке.

    Модификации таких грузовиков бывают различными. Кабина водителя может быть расположена над двигателем, компоновка кузова может быть капотная или полукапотная. Также грузовики различаются по количеству осей – от двух до пяти, бывает и больше. Еще одно техническое отличие – разновидности двигателей, которые используются на грузовиках. Они могут быть любыми (бензиновыми, дизельными, газовыми, многотопливными или гибридными). Традиционно грузовики, которые могут передвигаться по дорогам общего пользования, делаю грузоподъемностью около 20-25 тонн.

    см. по теме классификация грузовиков:

    Классификация грузового автомобильного транспорта

    Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.

    Классификация грузовых транспортных средств по различным основаниям выглядит следующим образом:

    По типу кузова

    • закрытый тип
    • контейнер
    • тентованный
    • рефрижератор (изотермический кузов)
    • изотермический фургон
    • микроавтобус
    • открытый тип
    • бортовой
    • самосвал
    • конт. площадка
    • автотранспортер
    • цистерна
    • лесовоз
    • седельный тягач

    По группам

    I группа
    бортовые автомобили
    (автомобили-фургоны общего назначения)

    II группа
    специализированные
    (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами)

    III группа (условно) автомобили-цистерны

    По количеству осей

    • двухосные
    • трехосные
    • четырехосные
    • пятиосные и более

    По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)

    • до 6 т включительно
    • свыше 6 т до 10 т включительно

    По колесной формуле

    По составу

    • одиночное транспортное средство
    • автопоезд в составе:
      • автомобиль-прицеп
      • автомобиль-полуприцеп

    По типу двигателя

    • бензиновые
    • дизельные

    По грузоподъемности

    • малой
    • средней
    • большой
    • от 1,5 до 16 тонн
    • свыше 16 тонн

    Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д.

    Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.

    Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):

    1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:

    Полная масса, т

    Эксплуатационное назначение автомобиля

    Бортовые

    Тягачи

    Самосвалы

    Цистерны

    Фургоны

    Специальные

    до 1,2

    1,2 до 2,0

    2,0 до 8,0

    8,0 до 14,0

    14,0 до 20,0

    20,0 до 40,0

    свыше 40,0

    Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

    2-я цифра обозначает тип АТС:

    3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
    4 - седельный тягач;
    5 - самосвал;
    6 - цистерна;
    7 - фургон;
    8 - резервная цифра;
    9 - специальное автотранспортное средство.

    3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;

    5-я цифра - модификация автомобиля;

    6-я цифра - вид исполнения:

    1 - для холодного климата;
    6 - экспортное исполнение для умеренного климата;
    7 - экспортное исполнение для тропического климата.

    Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации.

    В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:

    Категория АТС Тип АТС Полная масса, т Примечания
    1 2 3 4
    N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Грузовые автомобили, специальные автомобили
    N2 Свыше 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
    N3 -»- Свыше 12,0 -»-
    01 АТС без водителя До 0,75 Прицепы и полуприцепы
    02 -»- Свыше 0,75 до 3,5 -»-
    03 -»- Свыше 3,5 до 10,0 -»-
    04 -»- Свыше 10,0 -»-

    Классификация коммерческих грузовых автомобилей в США

    В США классификация коммерческих грузовых автомобилей основывается на размере полной массы автопоезда (разрешённая максимальная масса). Классы автомобилей - от 1 до 8. Более широко автомобили разделила Администрация федеральных скоростных дорог из Департамента Транспорта, а именно, первый, второй и третий класс - это легкие грузовики; 4,5, и 6 - грузовики средней грузоподъемности, седьмой и восьмой - большегрузные автомобили.

    Класс 1

    Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей первого класса варьируется от 0 до 2722 кг. Как пример, такие автомобили есть у Форда - Ford Ranger, в GMC - Canyon.

    Chevrolet Colorado/GMC Canyon

    Класс 2

    Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей второго класса варьируется от 2722 до to 4536 кг. Например, Dodge Dakota или Ford F-150. Машины второго класса подразделяются на 2а класс с разрешенной максимальной массой от 2722 до 3856 кг и 2б класс - с грузоподъемностью от 3856 до 4536 кг. К классу обычно относят легкие грузовики, а автомобили класса - это низший класс большегрузных автомобилей, его называют класс легких большегрузных автомобилей.

    Класс 3

    Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей третьего класса варьируется от 4536 до 6350 кг. Примером могут послужить Dodge Ram 3500, Ford F-350 и GMC Sierra 3500 как с двойным задним колесом, так и с одним. Hummer H1 – пример грузового автомобиля третьего класса с одной задней осью с разрешённой максимальной массой 4672 кг.

    Hummer HMC4 (1992–2002)

    Класс 4

    Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей четвертого класса варьируется от 6351 кг до 7257 кг. Примером являются Ford F-450 и GMC 4500.

    Класс 5

    Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей пятого класса варьируется от 7258 до 8845 кг. Примером являются автомобили International MXT, GMC 5500 и Ford F-550.

    International XT (фото: Andrew Fresh www.flickr.com/people/39976636@N03)

    Класс 6

    Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей шестого класса варьируется от 8846 до 11793 кг. Примером являются автомобили International Durastar, GMC Topkick C5500 и Ford F-650.

    Класс 7

    Для управления автомобилями седьмого класса и выше в США требуется лицензия категории В. Их разрешённая максимальная масса от 11 794 до 14969 кг.

    Большегрузный самосвал Kenworth (фото: Ky MacPherson)

    Класс 8

    Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей восьмого класса 14 969 кг и выше. К этому классу относятся также все грузовые тягачи с прицепом.


    К лёгким грузовикам относят грузовики класса 1-3.

    пример: FORD F350

    К среднетяжёлым грузовикам относят грузовики класса 4-6.

    Пример: ISUZU FTR

    К тяжёлым грузовикам относят грузовики класса 7-8.

    Пример: FREIGHTLINER BUSINESS CLASS M2 106

    Классификация автомобилей по грузоподъемности в тоннах

    Когда впервые стали выпускаться легкие грузовики они ранжировались согласно полезной грузоподъемности в тоннах, например, ½-, ¾- и 1 тонна. Ford Ranger, Chevy S-10 и GMC S-15 относятся к автомобилям с грузоподъемностью в четверть тонны. Ford F-150, Chevy 10, Chevy/GMC 1500 и Dodge 1500 , их грузоподъемность - полтонны. Ford F-250, Chevy 20, Chevy/GMC 2500 и Dodge 2500 - могут везти три четверти тонны груза. Ходовая часть подвески Chevy/GMC"s (¾-тонный) была основой для разработки легких и большегрузных автомобилей; Ford F-350, Chevy 30, Chevy/GMC 3500 и Dodge 3500 - однотонные автомобили.

    Похожие схемы существуют для фургонов и рамных внедорожников (например, 1-тонный Dodge фургон и GMC Suburban грузоподъемностью в полтонны), средней грузоподъемности автомобили: полуторатонный Ford F-450 и некоторые военные автомобили, как например, вездесущий 2.5-тонный грузовик "deuce - and - a - half " (прим. перев. грузовик времен вьетнамской войны )

    Со временем грузоподъемность для грузовиков выросла, и сейчас дифференциация по весу в тоннах не больше, чем разговорный вариант классификации автомобилей.

    Классификация автомобилей в Евросоюзе .

    Классы грузовых автомобилей в Евросоюзе немного отличаются от американских. Лицензия класса В позволяет управлять автомобилем с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг. и трейлеров не превышающих вес в 7500 кг, а обладатели лицензии класса ВЕ могут управлять трейлером массой более 7500 кг. Такие автомобили обычно называют легкими коммерческими автомобилями, например, Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и Fiat Ducato.

    Лицензия LCV в США позволяет управлять автомобилем 1, 2 класса с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг. Лицензия Евросоюза должна быть С1 (на управление легкими грузовиками), а в США - это для 1,2,3 или 4 класса автомобилей и трейлеров весом не более 7500 кг. Лицензия С1Е позволяет управлять трейлерами весом более 7500 кг. Лицензии С1 и С1Е Евросоюза разрешают сесть за руль грузовых автомобилей 5 класса с разрешенной максимальной массой не превышающей 7500 кг, а для управления автомобилем с массой более 7500 кг потребуется лицензия LGV. Владельцы лицензии класса С в США могут управлять грузовиками от 1 до 8 класса, но есть ограничения по массе до 7500 кг или свыше этой массы. LGV и CE лицензии дают возможность управлять трейлерами массой более 7500 кг. Примером транспортных средств для управления по лицензии LGV являются Scania P-series, Volvo FH и DAF 95XF.



    Ваше имя: