Что произойдет, если смешать разные трансмиссионные масла? Этот вопрос волнует многих автолюбителей, и в нашей статье мы подробно расскажем о свойствах и особенностях трансмиссионных масел, а также о вероятных последствиях смешивания смазочного материала от разных производителей.

1 Классификация трансмиссионных масел – какими они бывают?

Как и в случае с маслами для мотора, базой для изготовления трансмиссионных масел служит синтетическая, полусинтетическая или минеральная основа. Поэтому их принято различать по коэффициенту вязкости и по количеству присадок в составе. На сегодняшний день существуют две общепринятые классификации трансмиссионных смазочных материалов – API и SAE.

SAE-классификация делит масла по степени вязкости. Различают:

  • зимние масла, индекс вязкости от 70 до 85 W;
  • летние масла, индекс вязкости от 80 до 250 W;
  • всесезонные, 80-150 W по индексу SAE.

Второй показатель, по которому классифицируются все трансмиссионные смазки – индекс API, которые делит их на 7 возможных подгрупп, исходя из коэффициента максимально допустимой нагрузки. Условные обозначения GL от 1 до 6 или MT-1. Другие характеристики масла, количество присадок, дополнительные свойства, как правило, указываются на упаковке с товаром, при этом каждый производитель старается по максимуму обратить внимание покупателя на особенности своего смазочного материала.

Синтетические, полусинтетические или минеральные масла одной подгруппы с практически схожими индексами, например 5W30 и 5w40, существенно отличаются между собой пакетом добавочных присадок. То есть количество химических примесей в синтетике намного выше, чем у «минералки», соответственно смешивание этих двух материалов приведет к неизвестным и непроверенным химическим реакциям, что может спровоцировать различные последствия для трансмиссионных деталей.

2 Можно ли смешивать составы разных производителей?

Как известно, трансмиссия автомобиля не несет на себе столько нагрузок, сколько приходится на двигатель. Исходя из этого, некоторые автолюбители делают вывод, что смешивать трансмиссионные масла с разными компонентами и от разных производителей можно, так как требования к рабочим возможностям этого масла намного ниже и лояльнее, чем к моторной смазке. Однако такое мнение является ошибочным!

При острой и срочной необходимости долить масло в коробку до рекомендованного уровня (например, чтобы добраться до автосервиса) вы можете это сделать без особых последствий для автомобиля.

Отсутствие нормального уровня масла в коробке намного губительнее для ее деталей, чем временное смешивания разных по составу смазочных жидкостей, поэтому в экстренных случаях заливать вместо одного другое можно. Но на более длинной дистанции, как показывает практика, при использовании такой смеси могут возникнуть серьезные проблемы в системе.

Самым опасным фактором смешивания разных масел для узлов коробки передач является негативная химическая реакция, в результате которой образуется и опадает белый осадок. Со временем он забивает наиболее уязвимые узлы трансмиссии, особенно если речь идет о вариаторных коробках. Кроме того, очень быстро засоряется масляный фильтр, что также тормозит нормальную работу коробки передач.

Нельзя также смешивать и масло с разными характеристиками от одного и того же производителя. Например, некоторые автовладельцы экономят средства, доливая в минеральное немного синтетики, тем самым хотят получить смешанный полусинтетический материал. Но из-за разности присадок и разных требований к работе двух видов масла происходит постепенное загустение, оно превращается в «жижу», с выпадением все того же опасного белого осадка. В итоге происходит износ трущихся деталей коробки и выход из строя сальников и фильтра, что ведет к неминуемому ремонту.

3 Что делать, если пришлось смешать разное масло?

В случае экстренной ситуации, например, при резком падении уровня масла на дороге, вам все же пришлось долить в коробку то, что есть в наличии? Или имел место неудачный эксперимент по созданию самодельной полусинтетики? Рекомендуем как можно быстрее провести комплексную очистку системы аппаратным способом. Сделать это можно на любом автосервисе, в котором есть специалисты по автоматическим коробкам передач.

Самостоятельно промыть системы с помощью специальных чистящих средств можно, все зависит от типа и доступа к коробке передач, но это все же не гарантирует полного вымывания предыдущей смазки, остатки которой впоследствии могут испортить свежезалитый состав. На сервисах есть специальные аппараты, которые несколько раз промывают даже самые труднодоступные детали системы, тем самым полностью вымывая остатки старого материала.

Использовать при этом специальные присадки, которые «закаляют» или улучшают работу деталей в системе, как и в случае с промывкой двигателя, мы не рекомендуем. Лучше сразу после промывки залить качественное трансмиссионное масло от проверенного производителя. Присадки в моющих средствах – это химия, часть которой остается на трущихся деталях коробки и создает дополнительную защитную пленку. Однако пленка эта держится недолго, а химические элементы попадают и смешиваются с новым продуктом, не улучшая его свойств.

Используйте только масла, рекомендованные производителем авто, или качественные, универсальные варианты от проверенных и известных компаний. Не стоит экономить на смазочных материалах для трансмиссии, помните, что ее ремонт – очень дорогостоящее занятие, которое не каждому по карману.

Мы решили обсудить такую нестандартную тему, как смешивание трансмиссионных масел. Далеко не многим автомобилистам известны правила перемешивания смазочных масел в КПП и редукторе, а многие механики вообще рекомендуют никогда этого не делать. В действительности в этом нет ничего страшного, если делать все грамотно.

Особенности составов

Любое современное масло для автомобильной трансмиссии состоит из основы, которая является базой для создания определенного типа смазки:

  • синтетика;
  • минералка;
  • полусинтетика.

Известно, что некоторые отличающиеся производители применяют одинаковую основу, но кроме нее есть еще присадки и добавки, которые у каждой компании свои. Именно от них зависят качественные и эксплуатационные характеристики смазочной жидкости.

Формулы создания присадок и добавок – это коммерческая тайна, которая держится в строгом секрете. Как и в случае с моторными маслами, трансмиссионные жидкости имеют разные параметры:

  • допуски;
  • температурные режимы;
  • присадки;
  • добавки.

Таким образом, чтобы однозначно сказать, можно ли смешивать трансмиссионное масло разных производителей, необходимо изучить все технические характеристики и дополнительные параметры.

Что бывает при смешивании?

В КПП или редукторе нет таких высоких температур, как в двигателе, поэтому многие решают, что смешивание трансмиссионных масел не вызовет проблем. В действительности это мнение является ошибочным, так как при перемешивании несочетающихся жидкостей иногда выпадает осадок – белесые хлопья.

Образующиеся хлопья засоряют внутренности механизма, что особенно опасно для вариаторных и автоматических . После забивания фильтров агрегат быстро выходит из строя, а это приводит к серьезному и дорогому ремонту.

Разумеется, описанный осадок в виде хлопьев возникает не всегда, но лучше не рисковать.

Популярные заблуждения

Трансмиссионное масло, подобно моторному, разделяется на три категории:

  • минералка;
  • синтетика;
  • полусинтетика.

Даже опытные автомобилисты иногда думают, что при добавлении минеральной жидкости в синтетическую получается полусинтетика. Это ошибка и об этом вам может сказать каждый автомеханик. Что будет если смешать трансмиссионные масла разных типов мы вам сейчас расскажем.

Прежде всего, образуется пена, а через несколько сотен километров выпадет белесый осадок, о котором уже было выше упомянуто. После 1000 километров смазка загустеет и забьет все отверстия и масляные каналы в агрегате. Нередко из-за этого выдавливаются сальники. При своевременном обнаружении проблемы необходимо слить все масло и тщательно промыть систему. После этого заливается нормальное масло, рекомендуемое автопроизводителем.

Опасные последствия перемешивания масел

Бездумное смешивание трансмиссионных масел последствия имеют самые разные, а некоторые из них мы уже успели рассмотреть. Некоторые автомобилист при обнаружении падения уровня жидкости в трансмиссии или редукторе в целях экономии денег покупают и доливают менее дорогое масло.

Как вы понимаете, в КПП и редукторах смазочные жидкости работают при меньших температурах, чем в моторе, но эти масла от разных брендов отличаются химическим составом, особенно присадками. По этой причине при перемешивании может начаться непредсказуемая химическая реакция, вызывающая выпадение осадка.

Этот осадок засоряет внутренности системы, особенно в АКПП или вариаторах. В конструкции предусмотрен фильтрующий элемент, который быстро забьется осадком и коробка со временем выйдет из строя, так как ее внутренние элементы разрушатся из-за отсутствия нормального смазывания.

Многим автомобилистам интересно, можно ли смешивать трансмиссионные масла одного производителя, но разных типов. Делать это ни в коем случае нельзя, иначе вскоре смазочная жидкость вспенится и вновь образуется губительный для агрегата осадок.

Что делать, если вы допустили ошибку?

Если вы по той или иной причине смешали разные трансмиссионные жидкости и заметили нехарактерные признаки в работе КПП, при первой возможности нужно приехать в сервис и сделать аппаратную замену смазочной жидкости с использованием профессиональных промывочных составов.

Процедуру нужно делать в специализированных сервисных центрах, в которых работают настоящие профессионалы и используют специализированное оборудование. Самостоятельно вы не сможете выполнить полноценную промывку – это просто невозможно технически.

Подведем итоги

Учитывая все сказанное выше, следует отметить, что смешивание трансмиссионных масел, отличающихся какими-либо характеристиками, не рекомендовано. Эти эксперименты могут обойтись вам слишком дорого, и вы впоследствии пожалеете о своей халатности.

Во многом проблема обусловлена наличием высокоточной механики и электроники в автоматических коробках передач, которую можно легко испортить доливанием неподходящей смазочной жидкости.

Смешать разные смазки вы можете лишь в экстренном случае, если в системе нет масла, а до СТО нужно как-то доехать. После непродолжительной поездки масло нужно сразу же слить, промыть агрегат и залить новую смазочную жидкость.

Не секрет, что в процессе пользования личным автомобилем многие владельцы прибегают к смешиванию нескольких технических жидкостей, предназначенных для упрощения работы одного из конструкционных механизмов транспортного средства. Причин для таких действий очень много. Однако самой распространённой является желание автовладельца сэкономить. Поэтому и бывает так, что в систему доливается смазка из новой упаковки и остатки из старой. Очень часто автовладелец смешивает даже жидкости под различными брендами. Так можно ли смешивать трансмиссионные масла разных производителей, будет рассмотрено дальше.

Можно ли смешивать моторное и трансмиссионное масло?

В составе масел для мотора и трансмиссионных смазок есть много общих компонентов. Однако это не касается именно идентичного состава обеих жидкостей. Просто каждое из этих масел нельзя назвать унифицированным продуктом. Иными словами, по существующим правилам и рекомендациям, даже не принимая во внимание очень схожие характеристики, ответ на вопрос можно ли смешивать моторное и трансмиссионное масло является отрицательным. В самых крайних случаях это действие допускается. Но как только будет найдена «родная» жидкость систему КПП потребуется очистить от смеси.

Опасность перемешивания смазок

Беспечное перемешивание нескольких типов масел для КПП может стать причиной весьма серьёзных последствий. Но главные из них будут связаны с конструкционными особенностями коробки.

Работа смазки в редукторах и КПП происходит при небольших температурах, относительно условий работы моторного масла. Однако жидкости под разными брендами могут иметь много отличий по химическому составу, и уж точно в части присадок. Это обстоятельство может оказать влияние на появление в процессе перемешивания труднопредсказуемой реакции, вызывающей появление осадка, который просто создаст засор в системе. Актуально это для вариаторов и автоматов. Дело в том, что конструкция КПП предусматривает наличие фильтра. Эта деталь очень быстро забивается продуктами реакции, а сама коробка ломается, потому что её внутренние элементы плохо смазываются. Немного иначе обстоят дела с МКПП. Однако последствия смешивания масла будут ничуть не легче.

Даже бывалые автолюбители порой считают, что при перемешивании синтетики и минерального масла можно получить жидкость, напоминающую по составу полусинтетику. И это очень большое заблуждение. В первую очередь, когда смешиваются указанные жидкости, будет образовываться пена, а спустя пару дней езды появится осадок. Речь о нём велась ранее. После прохождения машиной тысячи километров масло в КПП станет густым и забьёт масляные каналы и другие отверстия. Далее может произойти выдавливание сальников.

Вывод

Какая бы информация не звучала из разных источников важно помнить, что при перемешивании трансмиссионных масел от нескольких производителей можно получить крайне негативные последствия для работы коробки, вплоть до полного выхода её из строя.

Но, ведь в коробке отсутствует высокая рабочая температура, которая есть при работе мотора. Зато КПП начинена высокоточной электроникой (особенно на автомате) и такая смесь разных масел легко выведет её из строя. Единственный вариант, когда можно смешать несколько смазок под разными названиями, заключается в экстренной ситуации на дороге. И даже при возникновении такого случая надо обязательно заливать жидкости с одинаковой маркировкой. И, как только машина успешно прибудет к месту назначения, придётся сливать смешенные смазки, промывать коробку, и заливать новую жидкость, рекомендованную к использованию производителем транспортного средства.

Несмотря на то, что многие трансмиссионные жидкости имеют схожие характеристики, их основы отличаются, также, как и набор активных химических присадок и технологических примесей. Разные трансмиссионные жидкости также по-разному реагируют на изменение погодных и температурных условий. Именно поэтому специалисты СТО не рекомендуют смешивать трансмиссионные масляные жидкости даже со схожими техническими характеристиками.

Какими бывают трансмиссионные масла?

Все трансмиссионные масла изготавливаются на трех современных типах основ: синтетической, минеральной и полусинтетической. Различаются масла и степенью вязкости, которая разделяется на 3 подгруппы, определенные классификацией SAE:

Также существует система классификации API, которая делит масла на 7 подгрупп от GL1 до ПД-6, а также MT-1 в зависимости от степени допустимой нагрузки на трансмиссионную смазку.

Несмотря на то, что трансмиссионные смазки могут иметь похожие показатели индекса вязкости или нагрузки, между ними все еще есть существенные отличия по входящим в состав химическим присадкам. Именно эти присадки не позволяют смешивать трансмиссионные масла, т.к. каждая компания производитель самостоятельно разрабатывает их состав и набор, которые являются коммерческой тайной каждой марки.

Единственной ситуацией, допускающей смешивание трансмиссионных масел, является экстренная потеря объема масляной жидкости, т.к. сильный недостаток уровня масла в трансмиссии гораздо хуже, чем возможное смешивание. Стоит учитывать, что это временная мера и при первой же возможности необходимо произвести замену трансмиссионной смеси.

К чему приводит смешивание трансмиссионных масел?

В узлах трансмиссии не происходит агрессивных режимов как, например, в двигателе, поэтому некоторые автовладельцы прибегают к смешиванию трансмиссионных масел при появлении необходимости нормализации уровня жидкости в коробке. Однако, в виду разного их состава, при смешивании трансмиссионных жидкостей может проявиться негативная химическая реакция, которая приводит к появлению белых хлопьев осадка, который забивает всю систему трансмиссии. Особенно эта проблема актуальна для владельцев автомобилей с автоматическими коробками передач и вариаторами. Вследствие этого коробка переключения передач может полностью выйти из строя, а узлы и детали трансмиссии получат существенные разрушения.

Что делать при возможном смешении трансмиссионных масел?

Если по каким-либо причинам произошло смешение трансмиссионных масел, и вы заметили появление сбоев в работе коробки передач, необходимо при первой же возможности произвести полную замену масла с использованием специальных промывочных средств. Поскольку необходимо проводить полную замену жидкости, лучше обратиться в автосервис, т.к. самостоятельно выполнить данную процедуру проблематично. После этого залейте трансмиссионную смазку, рекомендованную производителем вашего автомобиля.

Выбирать трансмиссионное масло необходимо строго согласно рекомендациям автопроизводителя. Кроме того, рекомендуем приобретать только продукцию известных, проверенных опытом автомобилистов производителей. В магазине IXORA вы найдете широкий ассортимент трансмиссионных масел оригинального качества для любой марки и модели автомобиля.

Производитель Номер детали Название детали
FEBI 21829 Масло трансмиссионное Febi SAE EU, 75W, синтетическое, 1L
HYUNDAI 0430000140 Масло трансмиссионное Hyundai KR, 75W-85, полусинтетическое, 1
TOTAL 166277 Масло трансмиссионное Total Total Transmission Bv Gl-4, 75W-80, трансмиссионное, 1L
VAG G052171A2 Жидкость трансмиссионная VW G052 171 EU, синтетическое, 1L
TOYOTA 0888581001 Жидкость трансмиссионная Toyota LV MT Gear Oil UAE, 75W, минеральное, 1L
HONDA 0826199964 Масло трансмиссионное Honda Ultra KR-III JP, KR-III, минеральное, 4L
HYUNDAI 0430000110 Масло трансмиссионное Hyundai KR, 75W-85, полусинтетическое, 1L
CASTROL 4671920060 Масло трансмиссионное Castrol Syntrax Universal Semi-Synthetic EU, 75W-90, полусинтетическое, 1L
MOBIL 142123 Масло трансмиссионное Mobil Gl-45 Mobilube SHC, 75W-90, синтетическое, 1L
CASTROL 4671880060 Масло трансмиссионное Castrol syntrans Transaxle Gl-45 Synthetic, 75W-90, синтетическое, 1L
ENEOS OIL1300 Жидкость трансмиссионная Eneos ATF Dexron ii JP, Dexron-II, минеральное, 1L
TOYOTA 0888680506 Жидкость трансмиссионная Toyota ATF Mineral EU, Dexron-III, минеральное, 1L
MITSUBISHI ACH1ZC1X05 Жидкость трансмиссионная Mitsubishi Diaqueen ATF SP-III US A, минеральное, 1L
ENEOS OIL1304 Жидкость трансмиссионная Eneos ATF Dexron ii JP, Dexron-II, минеральное, 4L
HYUNDAI 0450000400

Если возникает вопрос, можно ли смешивать трансмиссионные масла, следует знать о том, что может произойти в том случае, если автомобилист по каким-то причинам не уследит или преднамеренно смешает разные типы или виды смазок для КПП. Чтобы избежать недоразумений, рассмотрим возможные последствия.

Смешивать трансмиссионные масла разных производителей нельзя.

Почему нельзя смешивать смазки для трансмиссии

Дело в том, что смазывающие вещества для трансмиссии отличаются друг от друга, ввиду чего специалисты рекомендуют ни в коем случае их не смешивать. Даже те смазывающие жидкости, которые имеют практически идентичные характеристики и свойства, могут разительно отличаться друг от друга по своей основе. Кроме того, вещества, как правило, имеют разный компонентный состав, из которого созданы его присадки и технологические примеси. Следует учесть, что масла отличаются по реакции, которая будет зависеть от того, как вещество отреагирует на погоду, характер нагрузок и температуру. Даже если технические характеристики веществ имеют много общего, смешивать их нельзя.

Критерии различия трансмиссионных масел

На невозможность смешать разные смазки для КПП влияют особенности составов. Если автовладелец всё-таки думает о том, можно ли смешивать трансмиссионные масла, он должен знать основу имеющихся в его распоряжении жидкостей. В частности, масло может иметь синтетическую, полусинтетическую или минеральную основу, которые отличны друг от друга по степени вязкости и нагрузке. Соответственно, вместо невозможно.

Чтобы узнать о характеристиках, свойствах и прочих отличительных чертах жидкости, достаточно прочитать инструкцию, составленную производителем. Смешивание масел на разной основе ни к чему хорошему не приведёт, синтетические и минеральные вещества отличны друг от друга уровнем стабильности свойств, которые проявляются в разном температурном диапазоне, а также в зависимости от срока службы автомобиля.

Смешивание масел разных производителей нельзя осуществлять даже тогда, когда синтетика и минералка обладают схожими относительно индекса вязкости показателями. Нередко автомобилисты замечают, что отличные по основе жидкости имеют совершенно идентичные пределы, как 80 – 140W. Любая жидкость имеет характерные только для неё отличия, которые определяет наличие или отсутствие некоторых химических примесей.

Не стоит даже гадать о том, можно ли смешивать трансмиссионное масло разных производителей, ведь , которые используют компании, определяют отличие жидкостей. Даже в том случае, когда вязкость разных марок масел идентична, по компонентам технических примесей она всегда отличается. Фирмы производители самостоятельно разрабатывают составы присадок, держа их в секрете. Если автомобилист решил всё-таки попробовать смешать разные вещества, он должен быть готов к последствиям. Как показывает практика, только в критических ситуациях следует мешать трансмиссионные масла, например, при резкой потере необходимого объёма смазывающего вещества.

На самом деле, критический уровень смазки в КПП гораздо опаснее смешанных жидкостей . В ситуации, когда смазка достигает критического уровня, бывает, что автомобилисты на свой страх и риск доливают жидкость любого другого производителя. Однако к такому действию следует прибегать крайне редко, такую меру принято считать временной, ввиду чего при любой возможности трансмиссию следует заменить.

Что может случиться?

Если автовладелец не знает, можно ли смешивать трансмиссионные масла одного производителя или разных, он должен догадаться о вероятности появления последующих проблем. Изначально в коробке передач появится существенный осадок. Из-за разницы составляющих в КПП могут возникнуть абсолютно непредвиденные химические реакции. Ввиду того, что многие автомобилисты вообще не считают необходимым с КПП, при возникновении экстренной ситуации стараются максимально сэкономить, приобретая наиболее бюджетное вещество.

Даже несмотря на то, что трансмиссия не подвергается таким колоссальным нагрузкам, как силовой агрегат, её узлы и составные элементы нуждаются в качественной смазывающей жидкости, а ввиду того, что находящиеся в маслах химические присадки отличны друг от друга, следует покупать только одинаковое вещество (при ). Если залить в трансмиссию разные марки масла, появятся белёсые хлопья как результат происходящих внутри устройства химических реакций.

Если сразу таких хлопьев будет немного, то впоследствии, при отсутствии должного внимания со стороны автомобилиста, количество образовавшегося осадка негативно повлияет на систему, нельзя исключать того, что может произойти сильное засорение устройства. К подобного рода проблемам склонны только коробки автоматы и вариаторы. Ввиду присутствия фильтра может застопориться работа всей системы. Нередко небрежное отношение приводит к выходу трансмиссии из рабочего состояния.

Смешивание масел разной вязкости, по словам работников сервисных центров, зачастую приводит к серьёзным нарушениям. Такое случается особенно часто, если автомобилист по неосторожности или невнимательности купил вещество одного производителя, не глядя на его основу, в частности, залив синтетику минералкой.

Если автовладелец наивно полагает, что можно смешивать трансмиссионные масла одного производителя, он должен знать, что уже спустя 400 км. в устройстве жидкости начнут вспениваться, появится белёсый осадок. При несвоевременном обращении к специалистам сервисного центра масляная смесь будет становиться всё гуще, элементы системы начнут изнашиваться в разы быстрее, возрастёт и давление на сальники. Нередко приходилось наблюдать, как сальники попросту вытолкнуты со своего места.

Что делать, если смазки в трансмиссии уже смешаны

Итак, если опасные последствия перемешивания масел уже известны автолюбителю, но сделать он уже ничего не может, а наличие неисправности стало заметным по нехарактерной работе КПП, следует как можно скорее прибегнуть к аппаратной замене смазки. Только полный слив жидкости и промывка агрегата могут вернуть устройство в рабочее состояние. Необходимые действия при возможном смешении трансмиссионного масла может провести любой опытный сотрудник сервисного центра. Дело в том, что заменить масло в трансмиссии гораздо сложнее, оно не сможет самостоятельно выйти так, как смазка с движка. Даже при всевозможных манипуляциях за один слив из КПП выйдет только треть масла.

Заключение

Если автомобилист смазочное вещество другого производителя или смазку с другой основой, следует незамедлительно произвести полную замену, иначе в скором будущем можно столкнуться с необходимостью чистить всё устройство от налёта и белёсого осадка. В КПП следует доливать только такую трансмиссионную смазку, которая рекомендована производителем.