Одно из распространённых устройств в фантастических романах ― летающий автомобиль. Писатели-фантасты представляли, что в XXI веке небо будет пронизано магистралями, по которым над головой будут, жужжа, носиться транспортные средства. /сайт/

Хотя мы немного отстаём от этих фантазий, есть ряд компаний, которые серьёзно работают над тем, чтобы в следующие несколько лет выпустить на рынок летающие автомобили.

Однако не ждите мгновенной трансформации в духе героев мультсериала «Джетсоны». Большинство производителей нацелено на элитных клиентов. Ориентировочные цены на первые летающие автомобили будут варьироваться от $250 000 до $500 000. Поэтому большинство покупателей, которые хотели бы летать на работу, должны подождать.

Первое поколение летающих автомобилей, вероятно, будет выглядеть так. Житель Уайтс-Плейн в штате Нью-Йорк хочет провести вечер в Кейп-Код в Массачусетсе. Он садится в свой летающий автомобиль, который у него стоит в гараже, и едет в аэропорт. Он нажимает кнопку, у машины разворачиваются крылья, она разгоняется по взлётной полосе и взлетает. После двухчасового полёта он приземляется, сворачивает крылья и ездит по городу, как на обычной машине.

Летающий автомобиль Transition от Terrafugia летит над яхтами. Фото: Terrafugia

В результате отпадает надобность платить за хранение в ангаре или по прибытии в суматохе искать, где взять в аренду автомобиль. К тому же в маленьких аэропортах не всегда есть агенты по аренде автомобилей. Средняя доступная протяжённость полёта для этих аппаратов ― 693 км.

«Ценность в том, что вы сможете прямо попасть в пункт назначения», ― говорит Ричард Герш, ответственный за бизнес-развитие в американской фирме Terrafugia.

Возможно, кого-то разочарует сама необходимость ехать в аэропорт. К сожалению, большинству прототипов необходима короткая взлётная полоса, и они не предназначены для взлётов в черте города.

Самые многообещающие модели ― Transition американской компании Terrafugia и немецкий Carplane.

Carplane едет по шоссе в Германии. Фото: Carplane

AeroMobil 3.0 в Словакии разработала прототип, который может взлетать и приземляться на траву, что даёт дополнительные преимущества. К несчастью, 8 мая он потерпел аварию во время испытательного полёта. Его создатель Стефан Кляйн находился на борту, он успешно приземлился с парашютом и не пострадал, но прототип был серьёзно повреждён, сообщает словацкое СМИ SME.

Aeromobil 3.0. Фото: Aeromobil

Голландская модель PAL-V ONE представляет собой невероятный гибрид вертолёта и трёхколесного мотоцикла. В отличие от остальных прототипов, у него пропеллер вместо крыльев. Но ему тоже нужна короткая взлётная полоса. Это самая безопасная модель, потому что несущий винт не нуждается в энергии. «Даже если откажет двигатель, вы всё равно сможете мягко приземлиться», ― написал производитель в электронном письме.

Если вы не хотите ехать в аэропорт, то вам необходим самолёт вертикального взлёта и посадки. Такой аппарат намного дороже и сложнее сделать, потому что если вы хотите взлетать с крыльца своего дома, то ваш летающий автомобиль не должен шуметь, как вертолёт. Иначе, приземляясь на лужайку перед домом, вы создадите микроповреждения на соседних автомобилях и перепугаете всех соседей, говорит Джон Браун, менеджер Carplane из Германии.

Поэтому производители этой категории, калифорнийский Moller International, создавший Skycar, и немецкая компания Lilium Aviation, направили усилия на уменьшение децибелов. И они добились определённого прогресса.

Летающий автомобиль Skycar компании Moller International. Фото: Moller International

«Шум от Lilium Jet при взлёте сравним со звуком автомобиля на скорости 80 км/ч. В крейсерском режиме он не слышен с земли», ― написал в письме Себастьян Борн, один из основателей Lilium.

Но, учитывая, что в некоторых странах регулируют, когда использовать газонокосилку, вероятно, что местные власти отправят вас с этим аппаратом взлетать на ближайший вертодром. Но это всё-таки удобнее, потому что вертодромов обычно больше, чем аэропортов.

Иллюстрация Lilium Jet, готового к взлёту. Фото: Lilium Aviation

Помимо частного использования существует целый ряд сфер, где можно использовать летающие автомобили, включая спасательные работы, скорую помощь, пограничную службу, доставку посылок, воздушные такси и военные цели. Это может ускорить развитие и внедрение летающих автомобилей.

Время пришло?

За последние 100 лет было разработано не менее 2400 летающих автомобилей, из них примерно 300 сумели успешно влететь, говорится на сайте Carplane.

Первый патент на изобретение летающего автомобиля был выдан в Париже, в 1903 г. Первый полёт (очень короткий) был осуществлён Гленном Кертисом на его автоплане в 1919 г.

Многие из ранних моделей на самом деле были успешными с точки зрения инженерии, но им так и не было суждено взлететь из-за отсутствия финансирования.

В 1948 г. Convair 118 - семейный седан с приделанными деталями от самолёта - потерпел крушение, когда испытывающий его пилот Рубен Снограсс по ошибке посмотрел на показания автомобильного газометра, а не самолётного. В итоге на полпути у него закончилось авиационное топливо. Пилот благополучно пережил аварийную посадку, но Convair 118 ― нет. Второй прототип был построен из обломков первого, но к тому моменту энтузиазм к проекту пропал.

ConvairCar Model 118. Фото: Wikipedia

Возможно, что сегодня, когда пришло время для массового производства летающих автомобилей. / Время покажет, но сначала их создателям надо преодолеть несколько больших сложностей.

Сертификация

Transition от Terrafugia пока является лидером гонки по выходу на рынок, но ему нужно преодолеть одну проблему: бюрократию. Создатели Transition хотят получить для него сертификат как для лёгкого спортивного воздушного судна (LSA), но для этого нужно изменить американские федеральные законы и повысить нормативы на допустимый вес с 600 кг до 816 кг. Лишний вес вызван автомобильными деталями, которых обычно нет у самолётов, это подушки безопасности, подвески и рулевое управление.

Terrafugia в порядке исключения в 2010 г. уже получила разрешение на дополнительные 45 кг, планировала получить сертификат и начать продажи в 2011 г. Но компания не смогла уложиться в 45 кг и теперь просит о надбавке в 172 кг.

Это проблема не только Terrafugia, а всех летающих автомобилей. Летательный аппарат должен быть максимально лёгким, а для автомобиля во многих случаях, чем больше вес, тем лучше.

Пол Моллер, создатель Skycar, считает, что попытки втиснуться в весовые стандарты лёгкого спортивного воздушного судна - не очень хорошая идея. «В итоге может получиться сочетание из плохого самолёта (слишком медленного) и плохого автомобиля, некомфортного и лёгкого до такой степени, что он будет представлять опасность на дорогах», ― считает он.

PAL-V ONE ― гибрид вертолёта и трёхколёсного мотоцикла из Нидерландов. Фото: PAL-V

Поэтому свою модель Skycar он разрабатывает, прежде всего, как летательный аппарат, а для наземного передвижения он добавил только три колеса, а не четыре. Таким образом, во время передвижения по земле машина будет соответствовать стандартам безопасности для мотоциклов, а не автомобилей. Компания Lilium Jet сделала три колеса по той же самой причине.

Несмотря на все трудности, Terrafugia уверена, что американская авиационная служба пойдёт навстречу и выдаст сертификат. Но не все разделяют эту уверенность.

«Даже поклонники летающих автомобилей сомневаются, что федеральная авиационная служба разрешит такую большую надбавку в весе, ― написал Джон Браун, менеджер немецкой Carplane. - Выдача сертификатов ― это вопрос планирования, а не предоставление исключений».

Эд де Рейс, эксперт в сфере сертификации летательных аппаратов, работающий в Skycar пилотом-испытателем и сотрудничающий с Terrafugia, говорит, что это трудная, но не безнадёжная затея. «Я думаю, что их шансы так же велики, как и у всех остальных», ― считает Рейс.

В настоящее время в США пока ни один летающий автомобиль не прошёл сертификацию. Если авиационная служба пойдёт навстречу Terrafugia, она откроет дверь для всей индустрии.

Однако если авиационная служба потребует от Terrafugia уменьшить вес их летающего автомобиля, это потребует огромных расходов от компании и всей индустрии. Не следует забывать, что главная причина, почему за 100 лет летающие автомобили так и не были запущены в производство, ― это финансовый фактор.

Цена запуска

По словам де Рейса, в Америке требуется примерно $50 миллионов, чтобы пройти процесс сертификации новой модели самолёта. Инженеры должны проанализировать систему данных, а самолёт пройти множество испытательных полётов. Для лёгкого спортивного воздушного судна это обойдётся немного дешевле, но любая новая компания, которая хочет выйти на рынок, должна потратить много денег, отметил он.

Финансирование ― главная проблема для большинства компаний, разрабатывающих летательные автомобили.

Моллер работает над созданием инновационных аппаратов с вертикальным взлётом более 30 лет. У него есть модели Skycar ― двухместный Skycar 200, четырёхместный Skycar 400 и похожий на летающую тарелку аппарат Neuera.

Moller International ― открытое акционерное общество, в которое Моллер на протяжении многих лет вкладывал большое количество личных средств, чтобы удержать компанию на плаву. Вплоть до того, что в 2009 г. он оформил банкротство.

Эта индустрия малопривлекательна для инвесторов. На разработку аппарата для неопределённых целей требуется обширное финансирование. Он должен получить сертификаты от органов, у которых не разработаны нормативы для такого транспорта. И, наконец, его конечную цену при продаже сложно прогнозировать.

Skycar. Фото: Moller International

По прогнозам, сразу после выпуска Skycar может стоить до $500 000. Затем, после первой тысячи проданных экземпляров, он может подешеветь в два раза. В далёкой перспективе, при производстве 200 000 штук в год, его цена снизится до доступных $50 000, считает Моллер.

Индустрии летающих автомобилей нужны не венчурные капиталисты, которые хотят получить быструю прибыль от своих инвестиций, а люди вроде Илона Маска и Джефа Безоса, говорит де Рейс. Но, по всей видимости, предприниматели их типа больше заинтересованы в частных космических полётах. Такие люди думают: «Мне не нужен летающий автомобиль, я хочу иметь собственный космический корабль».

Carplane легко паркуется на стоянке для обычных автомобилей. Фото: Carplane

Многообещающие тенденции

Появятся ли в ближайшее время летающие автомобили? Нет сомнений, что число предпринимателей, которые работают в этом направлении, растёт, и они не собираются сдаваться. Многие уже планируют прототипы следующего поколения, которые приблизят научную фантастику к реальной жизни. У них будет питание от аккумуляторной батареи, автопилот и т.п.

Есть и положительные подвижки. Европейские компании Carplane и AeroMobil получили поддержку от Евросоюза. В США Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) хочет создать наземное транспортное средство, которое бы могло преобразовываться в самолёт вертикального взлёта.

Де Рейс считает, что федеральная авиационная служба постепенно меняет свои взгляды. Хотя общественная безопасность ― их главный приоритет, это не единственная задача. «Они переключили своё внимание на внедрение инноваций и думают, как не делать нормативы настолько строгими, что это приведёт к разорению компаний».

Единственный неясный вопрос - есть ли реальный спрос на подобные аппараты. Можно сказать, что в коллективном воображении человечества спрос на них определённо есть, поэтому при приемлемых ценах они станут востребованными.

Научно-фантастические произведения и фильмы нередко повествуют нам о том, что в будущем человечество откажется от колёсного транспорта и перейдёт на летающие автомобили. Но время идёт, а воздушное пространство рассекают лишь самолёты да вертолёты. Так когда же появятся летающие машины?

Особенности такого вида транспорта

В идеале летающий автомобиль компактен и не нуждается в особых условиях для взлёта. То есть он может просто храниться в гараже и осуществлять взлет прямо оттуда. Но самое главное то, что такой вид транспорта должен быть доступным среднему классу населения .

Как правило, большинство концептов автомобилей будущего подразумевают возможность передвижения как по воздуху, так и наземным образом. Управление летающей машиной должно быть предельно простым и интуитивно понятным.

Не стоит забывать, что мы говорим о технологиях будущего, когда должны появиться новые виды топлива и энергии . Поэтому заправка или подзарядка летающей машины не должна обходиться в копеечку. Да и уровень загрязнения окружающей среды у такого автомобиля должен быть сведён к минимуму.

Современные разработки в направлении «дорожно-воздушного» транспорта ведутся с учётом перечисленных данных, однако ставка делается в основном на то, чтобы машина могла хотя бы в воздух подняться…

Существующие модели

Формально летающие машины уже существуют в виде экспериментальных моделей. Из нескольких десятков прототипов мы выбрали тройку самых перспективных.

Terrafugia TF-X

Производители позиционируют своё творение как первый в мире полуавтономный гибридный летающий автомобиль , и он во многом соответствует этой формулировке.


TF-X имеет компактные размеры и поместится в любом гараже

Преимуществом этого авто является его возможность вертикального взлёта. Передвижение возможно как по воздуху, так и по земле. К слову, вмещает он аж четверых пассажиров.

Полуавтоматическая система реагирует на препятствия и плохую погоду, самостоятельно производит посадку в экстренных ситуациях, уведомляя о своём действии авиадиспетчеров. К тому же, TF-X оборудован парашютной системой.

Взлёт и посадка не потребует особых навыков от водителя (пилота?) – за это будет отвечать автопилот . Да и весь полёт в основном осуществляется под управлением компьютера, а пользователю нужно только задать пункт назначения. Система просчитает, хватит ли топлива и заряда для полёта, проанализирует особенности рельефа и погодные условия.

Интересно, что пропеллеры, поднимающие автомобиль в воздух работают на электромоторах, а толкающий винт, обеспечивающий движение вперёд, приводится в движение газовой турбиной. Таким образом, без подзарядки и дозаправки TF-X сможет преодолевать более 800 км.

Сейчас разработчики трудятся над решением таких вопросов, как повышение безопасности автомобиля и упрощение управляемости.

Пока что ориентировочная стоимость Terrafugia TF-X близка сумме в 300 тыс. долларов, но производители обещают, что через некоторое время его можно будет приобрести по цене машины премиум-класса.

Уже в 2017 году словацкая компания AeroMobil готовится к продажам летающих автомобилей собственного производства.

Это транспортное средство приспособлено для комфортной езды и полётов. Непосредственно перед взлётом у Аэромобиля по бокам «расправляются» крылья. Речи о взлёте прямо с автострады пока и быть не может – для этого придётся использовать взлётную полосу ближайшего аэродрома . Соответственно, и без лицензии пилота пока не обойтись.

Кабина рассчитана на 2-х человек. В качестве топлива используется обычный бензин.

Для улучшения лётных качеств, корпус этого авто сделан из специально подобранных композитных материалов. В воздухе AeroMobil может разогнаться до 200 км/ч и преодолеть около 700 км. В перспективе он будет оснащаться автопилотом.

Производители говорят, что стоимость автомобиля-самолёта будет на уровне спорткара и легкомоторного самолета.

А вот этот летающий автомобиль можно приобрести уже сегодня . Двухместный Transition менее чем за минуту может трансформироваться из наземного транспортного средства в воздушное.

Скорость, которой достигает авто в полёте, может составлять 185 км/ч, при этом дальность полёта – 790 км. В качестве топлива используется бензин.

Тем не менее, для безопасного взлёта необходима ровная взлетная полоса протяжённостью в 500 метров.

Terrafugia Transition сертифицирован и как средство передвижения по дорогам общего пользования, и как «лёгкий спортивный самолёт».

Стоимость этого летающего автомобиля – 280 тыс. долларов.

Летающий автомобиль 1946 года

Идея летающих машин отнюдь не нова. Уже в середине 20 века инженеры всерьёз задумывались о разработке подобного средства передвижения. И более того была создана модель, соответствующая представлениям о летающем автомобиле. Хотя скорее это был самолёт, который трансформировался в наземное транспортное средство.

Речь идёт об , и он действительно заслуживает внимания. Разработкой Амфибиана занялся Роберт Фултон в 1946 году. И в целом ему удалось приспособить самолёт к дороге.

Этот летающей автомобиль стал первым, получившим сертификат Управления гражданской авиации Соединенных Штатов .
Для трансформации автомобиля в самолёт необходимо было закрепить крылья и хвост, пропеллер крепился к фюзеляжу.

Автономные летающие автомобили проектируют в компании Hoversurf. Эти ребята известны своими летающими мотоциклами Scorpion 3 Hoverbike и нашумевшими роликами полетов в Дубае. Сейчас компания готовится к серийному производству ховербайков, собирая предзаказы: уже около 2000 человек отправили заявки. Но это первенец Hoversurf, демонстратор потенциала команды, предназначенный прежде всего для любителей экстремального времяпровождения. А сегодня стены компании в «Сколково» завешаны схемами и скетчами совершенно другого транспортного средства — беспилотного летающего автомобиля Hoversurf Formula, первый прототип которого должен подняться в воздух уже в сентябре.

Фанаты полета

Мы сидим с главой компании Александром Атамановым в новом просторном офисе в «Сколково», пьем чай и ведем разговоры, напоминающие диалоги из научно-популярных романов моего детства, — с тем отличием, что в них нет ничего фантастического, хотя в это и трудно поверить. «Мы использовали ховербайк скорее как платформу для отработки технологий и маркетинговый инструмент. Благодаря роликам в YouTube мы смогли получить реакцию на летающий транспорт со всего мира и использовали эту обратную связь для наших новых разработок.

В первую очередь — для создания пятиместного беспилотного летающего автомобиля Hoversurf Formula. Эволюцию «Формулы» можно легко отследить по скетчам, которые развешаны по стенам кабинета Александра.


Первые скетчи. Единственное, что осталось от этих набросков, — складывающиеся крылья.

По концептам двухлетней давности видно, что прототип основывался на пропеллерной квадрокоптерной схеме и напоминал большой Scorpion 3 с пассажирской кабиной. Но реакция энтузиастов со всего мира показала, что пропеллеры — стоп-фактор для большинства людей. Крутящиеся рядом с человеком винты приводят в ужас. Поэтому Александр перешел на беспропеллерную схему. Вместо винтов решили применять блоки электрических вентиляторов в кольцевых обтекателях, сделанных по технологии EDF (Electric Ducted Fan). Главная проблема EDF-вентилятора — низкая эффективность. Однако компании Атаманова удалось повысить ее до показателя классического пропеллера: изменили кольцевой обтекатель, прорезав в нем дополнительные воздухозаборные щели. Благодаря эффекту Вентури КПД поднялся до приемлемого уровня. Получился компактный маленький электрический движитель, который придет на смену пропеллерам. В «Формуле» применяется 52 однотипных EDF-вентилятора. Это приводит к удорожанию системы, но позволяет снизить вес и сложность конструкции, что очень важно в летательных аппаратах.


Не самолеты, не вертолеты

То, что мы в обозримом будущем станем передвигаться на беспилотных электрических летающих автомобилях, специалисты не сомневаются. Сегодня в мире ведется огромное количество разработок в этой области, от гаражных опытов энтузиастов-одиночек до проектов аэрокосмических монстров типа Airbus. Как и на заре автомобилестроения, сейчас существуют всевозможные формы транспорта будущего. Объединяет их то, что взлетать автомобиль должен вертикально, так как места для посадки в городе почти нет. Большинство разработчиков исходят из предпосылки, что в ближайшем будущем на крышах зданий будут вертодромы. В принципе, под эту концепцию уже есть транспорт — вертолет. Но он дорог, сложен в обслуживании и небезопасен для окружающих: крутящиеся лопасти нашинкуют зазевавшегося пассажира не хуже вращающихся катан.


В основе шарниров складывающегося крыла — проверенные технологии из палубной авиации. Так что с надежностью должно быть все в порядке.

Поэтому некоторые компании выносят вентиляторы наверх и заключают их в кольцевые обтекатели, как, например, Airbus в своем проекте PopUp. Главные проблемы данной схемы — большой расход энергии, малая скорость и низкая ветростойкость — пилоты дронов знают, как легко потерять их даже в небольшой ветер. Все больше конструкторов приходит к пониманию, что аппарат должен взлетать вертикально — по‑вертолетному, а двигаться в экономном режиме горизонтально — по‑самолетному. В принципе, такое транспортное средство уже есть — это конвертоплан, например Bell V-22 Osprey, который впервые поднялся в воздух в 1989 году. Несмотря на довольно большой срок эксплуатации, конструкторам не удалось сделать надежный аппарат — конвертопланы занимают печальную первую строчку среди авиакатастроф: за последние семь лет было потеряно 10 машин из 200 выпущенных. Механизм поворота движителей оказался очень сложным и ненадежным, и не была до конца решена проблема с нестабильностью полета в тот момент, когда конвертоплан переходит в самолетный режим. Тем не менее такую схему для летающих автомобилей предусматривают в европейском Airbus Vahana, американском Joby Aviation S2 и германском Lilium. Однако перечисленные аппараты не станут летающими автомобилями по простой причине: они не могут использовать городскую инфраструктуру и парковаться на существующих автостоянках.


Все свои летающие транспортные средства инженеры Hoversurf вписывают в стандартное парковочное место. «Формула» использует для взлета и посадки обычную автомобильную парковку. Для сравнения контуры ближайших конкурентов: E-volo, Lilium Jet и EHang.

Как птица

Компания Hoversurf изначально ставила перед собой непростую задачу: аппараты должны взлетать с обычного парковочного места. Это ограничение во многом определило архитектуру «Формулы». Убранные в стойки-обтекатели 48 турбин работают только в режиме коптера — на взлете, посадке и медленном маневрировании в режиме зависания. Для горизонтального полета используется раскладывающееся крыло и всего четыре толкающие турбины. Эта схема, как рассчитывает Атаманов, позволит достичь дальности полета в 450 км. Сразу возникают вопросы с надежностью узлов складывания крыла, тем более главный шарнир с электроприводом работает постоянно: крыло динамическое. За счет этого шарнира инженеры отказались от механизации крыла: не нужны элероны, предкрылки и закрылки, можно просто менять угол атаки крыла, как у птицы. Видно, я не первый, кто задает вопросы о надежности шарниров. Во‑первых, говорит Атаманов, нагрузка на крыло сильно меньше, чем у существующих конвертопланов: не надо поворачивать тяжелые двигатели, нет сложных подвижных сочленений топливопроводов, нет механизации крыла. Во‑вторых, поворотный узел крыла не то что очень простой, но использует уже отработанные технологии палубной авиации.


В печать

Помимо необычного внешнего вида, «Формула» интересна новейшими технологиями. Почти все ее элементы будут печататься карбон-наполненным волокном на специальном гигантском 3D-принтере, который строится специально под этот проект в «Сколково». Это реальные элементы с рассчитанными нагрузками, которые позволяют собирать готовые изделия. Точно так же 3D-принтеры будут использоваться для печати металлических деталей, таких как крыльчатки вентиляторов и роторы. На внешние детали нанесут новое удивительное покрытие — полимочевину, которая позволяет сделать поверхность очень гладкой и добавляет дополнительную прочность.



Производитель и разработчик: Hoversurf, Россия

  • Скорость: до 320 км/ч
  • Дальность: 450 км
  • Вместимость: 5 человек
  • Безопасность:
  • 1-й уровень — возможность полета на половине турбин.
  • 2-й уровень — автоматическое планирование.
  • 3-й уровень — автоматическая парашютная система.

Первый испытательный полет пятиместной «Формулы» планируется уже в сентябре этого года, еще пара лет заложена на сертификацию. Одновременно компания начнет работать над диспетчерской программой, которая будет управлять дронами в небе и позволит полностью устранить самую большую проблему транспорта — человеческий фактор. Правда, испытывать «Формулу» придется за границей: российские власти не проявляют инициативу по внедрению персональных дронов. Так что первыми странами, где появятся пассажирские дроны-такси, Александр Атаманов считает ОАЭ, Сингапур и США. Недаром Hoverbike Атаманова больше всего часов налетал в Дубае.

Иллюстрации: Hoversurf

Проект Hyperloop создателя PayPal и Tesla Motors Илона Маска на глазах превращается из футуристичного концепта в очень перспективный бизнес. Он предполагает создание поездов, способных перемещаться быстрее, чем большинство современных самолётов. Сегодня стало известно, что партнёром Маска в этом бизнесе стала компания Oerlikon Leybold Vacuum, принадлежащая Виктору Вексельбергу. Интерес к проекту уже проявили в Арабских Эмиратах и в Китае. «Секрет» выбрал ещё несколько проектов, которые могут стать транспортом будущего и принести миллиарды.

Вакуумные поезда Hyperloop

В августе 2013 года Илон Маск представил концепт сверхскоростного транспорта будущего - вакуумного поезда и магистрали Hyperloop. Внутри стальной трубы на воздушных подушках будут передвигаться транспортные капсулы, каждая вмещает до 28 человек. Скорость примерно соответствует скорости звука в воздухе - 1200 км/ч.

Трубу будут поддерживать колонны, а обеспечивать электроэнергию - солнечные батареи, установленные по всей площади аэромагистрали. Маск рассказывает, что для работы требуется 21 мегаватт, а панели смогут вырабатывать 57 МВт в солнечный день. Таким образом, если отправлять капсулы со станции каждые полминуты, 7,4 млн человек в год смогут добраться из Сан-Франциско в Лос-Анджелес (600 км) меньше чем за полчаса. По подсчётам Маска, проект окупится за 20 лет при условии, что билет в одну сторону будет стоить не более $20.

Hyperloop - альтернатива проекту скоростной железной дороги, которую американские власти строят между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. На реализацию проекта планируется потратить около $70 млрд. Маск же уверен, что его концепт требует всего $7,5 млрд. Правда, он признался, что пока не готов браться за Hyperloop - всё его время отнимают SpaceX и Tesla. Маск надеется, что за реализацию проекта возьмётся кто-нибудь другой, а он, в свою очередь, обещает всяческую поддержку, включая финансовую.

Автобусная система 3D Express Coach

В 2010 году китайская компания Shenzhen Huashi Future Parking Equipment представила проект автобуса 3D Express Coach. Хотя на традиционный автобус он похож мало: по замыслу разработчиков, он должен двигаться параллельно движению городского транспорта и над ним. Для этого дороги нужно оснастить чем-то вроде монорельса по бокам. Ширина автобуса рассчитана на покрытие двух автомобильных полос.

Места для пассажиров расположены на втором уровне, для их посадки и высадки необходимо построить специальные платформы. В случае экстренной ситуации они могут покинуть автобус с помощью надувного трапа. 3D Express Coach рассчитан на 1 200 - 1 400 человек - по данным создателей, он может заменить около 40 обычных городских автобусов, а его появление снизит количество пробок на 30%.

Для движения автобус может использовать энергию солнечных батарей, установленных на его крыше. Экономия топлива при этом составила бы 860 т в год, а объём вредных выбросов сократился бы на 2 640 т в год.

Стоимость строительства экспериментальной дороги протяжённостью 40 км оценивалась в $73 млн.

Реализация проекта должна была начаться ещё в 2010 году в Пекине, но местные власти позже отказались от этой идеи. Интерес к двухуровневому транспорту проявили власти городского округа Шицзячжуан и города Вуху. На какой стадии проекты сейчас - неизвестно. Также в 2013 году власти бразильского города Манаус подписали с разработчиками автобуса договор о строительстве такой дорожной системы.

Мультикоптеры E-Volo

В 2011 году трое немецких инженеров разработали прототип первого пилотируемого мультикоптера с 16 винтами. Общая масса конструкции - 80 кг. По сути, мультикоптер представляет собой две перекрещенные алюминиевые пятиметровые балки, к которым крепится кресло пилота. Кресло держится на большом ортопедическом мяче - он должен смягчать посадку. Управляется летательный аппарат одним джойстиком.

Главные преимущества E-Volo - безопасность и доступная цена. Коптер сможет находиться в воздухе, даже если несколько винтов откажет. В случае если откажут они все, сработает парашютная система, которая доставит пилота и аппарат на землю. По словам создателей, стоимость мультикоптера будет определяться размером и грузоподъёмностью, но начальная цена на самую простую комплектацию - $1 000. Пока прототип может находиться в воздухе не более 20 минут, потому что E-Volo работает на электричестве, но создатели обещают увеличить время полёта до одного часа. Скорость - до 60 км/ч.

В 2013 году инженеры E-Volo решили сделать на базе мультикоптера полноценный вертолёт с 18 винтами, его тестовые испытания прошли успешно. Сейчас E-Volo пытается наладить серийное производство мультикоптеров.

Траволаторы от NBBJ

Несколько дней назад архитектурное бюро NBBJ представило концепцию разгрузки кольцевой линии Лондонского метрополитена. В её основе - сеть траволаторов, движущихся с разной скоростью бесступенчатых дорожек.

NBBJ предлагает в тоннелях метро расположить по три траволатора в ряд. Один из них будет двигаться со скоростью 44 км/ч, средний - чуть медленнее, а ещё один - со скоростью человеческого шага, чтобы на него было удобно заходить пассажирам с платформ. По мнению разработчиков, это «здоровая и приятная» альтернатива метрополитену.

При этом пассажиры могут ехать на траволаторах стоя или идти по ним, тем самым увеличивая скорость своего движения.

Сумма, необходимая для реализации проекта, и реакция лондонских властей пока неизвестны.

Суборбитальный космический корабль Space Ship Two

В этом году компания Virgin Galactic Ричарда Брэнсона собирается приступить к испытаниям второго суборбитального туристического космического корабля Space Ship Two.

- С чего начался ваш проект? Почему именно летающий мотоцикл?

У меня богатый опыт в инновационной деятельности, а потому интуиция работает в нужном направлении. Хотелось сделать то, что сможет изменить мир к лучшему, и внести свою лепту в развитие цивилизации. К тому же, создание летающего мотоцикла - моя мечта с детства.

Я начал этот проект в Пало-Альто, в Кремниевой Долине. Там собралась наша первая команда, и я хотел, чтобы она была международной. Первые сотрудники были американцами. Потом я перевез проект в Москву, и в новой команде работают люди из совершенно разных стран - из России, Украины, Латвии, Китая.

Наш проект - это система транспорта будущего. Мы ввели новое обозначение - AtaaS (Air Transport as a Service) по аналогии с популярной моделью TaaS. ATaaS включает в себя hardware, software, регуляторику и инфраструктуру. Мы работаем над hardware и software. Hardware подразделяется на несущую конструкцию, двигатели, контроллеры, микрокомпьютеры, датчики батареи и гибридный FPE генератор. Каждый из этих элементов представляет собой отдельную технологию, и мы над ними работаем.

Software включает в себя программу безопасности TFS - сбор и анализ данных с телеметрии дронов и диспетчеризации полетов, которая отвечает за безопасность в воздухе и выполнение беспилотных маршрутов для летающего такси. По типу диспетчерского пункта, но без радара и диспетчеров. Радар заменяют данные с датчиков и телеметрии самих дронов, а диспетчером выступает программа TFS.

В целом это и есть летающая платформа MARK-S грузоподъемностью 200 кг, на основе которой можно построить и летающий мотоцикл, и автомобиль, и такси. А можно использовать без человека для перевозки грузов или каких-то других целей.

Регуляторикой мы занимаемся только консультативно совместно с «Агентством стратегических инициатив» (АСИ), и участвуем в формировании нормативно-правовой базы для летающего транспорта. А то, что транспорт начнет летать в ближайшем будущем - это ни для кого не секрет.

Если не ошибаюсь, вы говорили, что ваш ховербайк стал первым в своем роде квадрокоптером, который взлетел в воздух вместе с пассажиром. В чем принципиальная особенность его конструкции?

Коптеры бывают разные, они отличаются по количеству двигателей, форме рамы и другим характеристикам. Если говорить о классическом квадрокоптере, у которого 4 несущих винта, то именно на таком электрическом квадрокоптере мы первыми в мире подняли человека в воздух в 2016 году.

Но у нас есть не только ховербайк, мы еще работаем над летающим такси - его основное отличие это автономный полет. Режим автопилота предназначен для того, чтобы человек сел в такси, выбрал точку на карте, расслабился и не принимал больше никакого участия в управлении полетом, а автомобиль сам его отвез в пункт назначения. Автопилот самостоятельно решает, как лететь, куда лететь, и выполняет это максимально эффективно и безопасно для пассажира. Когда летающие дроны будут массово использоваться в воздухе, то количество аварий резко сократится - человеческий фактор не будет играть никакой роли. Официальная презентация нашего летающего такси состоится чуть позже.

На вашем сайте написано, что вы начали проектирование двухместной модели родстера по типу гоночного автомобиля.

Это единая платформа с летающим такси, только без крыши. И им может управлять сам пилот - а не автопилот, то есть это просто летающий автомобиль для пилотирования.

«Наша основная идеология - сделать летающий транспорт компактным»

- А каковы технические характеристики ваших разработок - скорость, высота подъема, мощность батареи?

Они могут развивать скорость до 100 км/ч, а высота подъема принудительно ограничена 5 метрами в целях безопасности. Мощность двигателей, контроллеров, батарей мы не раскрываем. Если использовать только батареи, то можно находиться в воздухе 27 минут, а если гибридную версию с FPE генератором - то час. Это опциональное устройство, которое при желании можно использовать на всех платформах. Работает на обычном бензине с любой АЗС.

сайт / Виктория Пчелинцева

- Что нового появилось в последней версии ховербайка, которую вы презентовали на этой неделе?

Мы показали прототип нашей новой платформы S3 в формате ховербайк. Для него были созданы моторы, контроллеры, рамы, батареи нового поколения. Основные преимущества такого устройства в том, что оно очень компактное, и при необходимости его может транспортировать один человек - как чемодан на колесах. Он проходит в стандартный дверной проем. Ховербайк можно возить с собой и в любой момент с обычного городского парковочного места взлетать и садиться. Это наша основная идеология - сделать летающие устройства компактными и удобными, как никогда ранее.

- Насколько полеты на таком ховербайке безопасны?

Вообще мы пионеры в области обеспечения мер безопасности - это и механическая безопасность, и электронная. У пилота на руке есть чека, которая обеспечивает его связь с компьютером. К примеру, она позволяет отключить всю систему, если пилот выпал из седла - чтобы при падении он не попал на лопасти ховербайка. Ноги пилота защищены пластиной из алюминия. Модель S3 оснащена еще большей безопасностью - пропеллеры затянуты специальной сеткой, так что никакие посторонние предметы не страшны для пропеллеров.

«Летающий транспорт все еще попадает в правовую пустоту»

- Uber прогнозирует летающие такси через 10 лет. Как вы считаете, насколько это реально?

Я думаю, что это произойдет даже быстрее, уже через два года. Но законодательство, к сожалению, вряд ли будет к этому еще готово.

- А что говорит законодательство России, США и Европы о таких летательных устройствах?

В России этим летом был смягчен закон, и в авиационный кодекс внесены изменения о правилах регистрации и получении разрешения на полет для владельцев дронов. Однако, если говорить про тяжелые машины - такие, как у нас - они все еще попадают в правовую пустоту, которая никак не регулируется.

Но это все будет развиваться само собой эволюционным образом. Если рассмотреть пример автомобилей, то правила дорожного движения появились тогда, когда автомобилей стало много. Аналогично - авиационный кодекс. И здесь будет тоже самое - пока не появятся масса летающих мотоциклов и автомобилей, вопрос никак не решится.

В США сейчас выделили специальный эшелон для маленьких дронов - это достаточно смелое и революционное решение. В Неваде проводятся испытания наших конкурентов - компании E-hang. Там уже разрешили проводить летные испытания для дронов-такси, поэтому я и считаю, что Uber очень консервативен, и летающие такси появятся гораздо быстрее.

Разработку летающего транспорта ведут Airbus, DARPA, Илон Маск, Ларри Пейдж. Можете рассказать самые интересные кейсы ваших конкурентов, и в чем ваше отличие от них?

В игре все крупные корпорации - и Intel, и Uber, и Microsoft. Но у нас единственная разработка, которая реально применима к существующей городской инфраструктуре - чаще всего устройства наших конкурентов - E-hang, E-VOLO, Bye Gravity и Uber - занимают в 4 раза больше места и им нужна взлетно-посадочная площадка, как для вертолета. И многие из них существуют только в виде концепта. А у нас уже есть опыт в пилотируемых полетах.

В этом году на крупнейшей в мире выставке по электронике CES 2016 была достаточно популярная китайская компания E-hang. Они привезли с собой не летающий с человеком прототип - просто концепт дрона-такси. Благодаря этому они победили на выставке, получили гран-при CES, за полгода собрали $53 млн инвестиций и переехали всей командой в США. К тому времени у нас уже был летающий прототип, мы поднимали в воздух человека в Сколково на Startup Village 2016.

- Они привлекли инвестиции с не летающим прототипом, а какие инвестиции и от кого удалось получить вам?

Мы получили $0,5 млн инвестиции от нью-йоркского фонда Starta Capital, Сергея Солонина (Qiwi) и частного инвестора Николая Белых. Сейчас мы собираем следующий раунд инвестиций, привлекаем $1,5 млн.

«Мы единственные, кто построил летающий транспорт в России»

- Кто-то еще в России занимается подобными разработками?

Есть те, кто предлагает идею летающего транспорта, но никто не занимается разработками. Мы единственные, кто на данный момент смог реализовать эту концепцию в реальности.

- На какой рынок - российский или зарубежный - вы ориентируетесь?

У нас международная команда, товарный знак и патенты оформляются в США и России. Компания занимается научно-исследовательской деятельностью, разработками и испытаниями. Мы готовы к операционной деятельности на рынках и США, и России.

- А вообще выгодно ли делать высокотехнологичные разработки в России?

Если говорить про выгоду - то выгоднее делать проект не в России. А если брать в расчет счастье и личный комфорт - то эта выгода уходит на второй план. Стать счастливым человеком вдали от Родины невозможно. Мы не видим существенных проблем, с которыми можем столкнуться из-за того, что проект российский. Конечно, будет сложнее привлечь $50 млн, как E-hang, потому что у компании российские корни. Но мы попробуем это сделать.

- На вашем сайте можно оформить предзаказ ховербайка, но, как я понимаю, продаж у вас сейчас нет?

Мы тестируем рынок, пока мы ничего не продаем. На сайте специально сделана форма предзаказа, чтобы понять, сколько готовы простые люди заплатить за подобное устройство.

- А когда могут начаться реальные продажи?

Уже сейчас у нас есть предзаказы, но продажи мы начнем только тогда, когда компания окрепнет, у нас появится уверенность в своих силах. Это случится в течение следующего года.