Зачастую автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда стартер работает в своём штатном режиме, а машина отказывается заводиться. Такая неприятная ситуация может застать врасплох в самый неподходящий момент. Для оперативного решения данной проблемы следует ознакомиться с основными причинами неисправностей такого рода и взять на вооружение наиболее эффективные методы их устранения.

Почему при рабочем стартере ДВС может не запускаться

Бесперебойный запуск двигателя – результат слаженной работы всех узлов и, обслуживающих его систем. Каждая из них нуждается в систематическом уходе и диагностики. Тем не менее даже при проведении всех заявленных видов обслуживания, никто не застрахован от сбоев в их работе.

Итак, проблемы с пуском двигателя, при условии, что стартер исправен, могут быть вызваны нарушениями в работе:

  • системы зажигания;
  • системы питания;
  • цилиндро-поршневой группы.

Система зажигания

По убеждениям многих специалистов большая часть неисправностей приходится на долю системы зажигания. В представленном случае, в первую очередь целесообразно проверить искроподачу. Чтобы убедиться в том, что катушка выдаёт искру, необходимо снять центральный бронепровод и поднести его на массу двигателя. Если при повороте замка зажигания в положении «ст» между проводом и массой проскакивает искра, всё в порядке.

Следующий этап – проверка искрообразования на электродах свечей зажигания. Эта процедура практически не отличается от предыдущей. Свечи поочерёдно подносятся к массе, и если на каждой из них прослеживается стабильный искровой разряд, то эта проблема исключается.

На затруднённый запуск двигателя могут влиять и зазоры на свечах зажигания. Если они выше или ниже установленного значения, могут возникнуть проблемы с воспламенением горючей смеси, что, так или иначе, скажется на эффективном пуске мотора.

Если на авто установлена контактная система зажигания, что характерно для устаревших моделей, есть вероятность того, что проблема кроется в контактной группе. В процессе эксплуатации, поверхность контактов подгорает, что препятствует прохождению тока. К тому же, следует следить за зазором между контактами. Он должен соответствовать установленному значению.

Немаловажную роль в данном случае играет и привод трамблера. Значительный люфт в посадочных местах говорит о его повышенном износе. Работа этого узла в таком состоянии может вызвать серьезные перебои в работе двигателя.

Система питания

В процессе работы элементы системы питания подвергаются механическому износу и засорению. Стоит отметить, что своевременная замена расходных материалов в данном случае заметно снизит вероятность выхода из строя узлов топливной системы.

Так или иначе, диагностику неисправностей подобного рода следует начать с проверки бензонасоса. Если он оборудован механизмом ручной подкачки, можно попробовать закачать топливо вручную. Если в насосе не реализована такая функция, то для того, чтобы убедится в его работоспособности, следует провести его демонтаж. Основной рабочий элемент насоса – диафрагма. Если наблюдаются внешние повреждения её поверхности, она полежит замене.

Качество топлива на просторах нашей необъятной Родины оставляет желать лучшего. В связи с этим, следует проводить своевременную замену всех фильтрующих элементов. Не исключено, что плохой запуск двигателя связан с засорением топливного фильтра.

К этому вопросу следует отнестись ответственно:

  • проверить сетчатые элементы в бензонасосе, карбюраторе и топливном баке,
  • осмотреть фильтр тонкой очистки,
  • убедиться в пропускной способности топливной магистрали.

Цилиндро-поршневая группа

Изношенная цилиндро-поршневая группа также негативно влияет на запуск двигателя. Ключевым показателем исправной ЦПГ служит наличие установленного рабочего давления в момент такта сжатия – компрессии.

Для того чтобы проверить компрессию, необходимо воспользоваться компрессометром. Этот прибор оснащен индикатором со шкалой и трубкой со штуцером. Последний вкручивается вместо свечи зажигания. Во время запуска двигателя, манометр регистрирует значение давления в цилиндре.

Поочередно проверяя компрессию в каждом цилиндре, можно сделать вывод о степени износа ЦПГ. В среднем, компрессия бензинового двигателя должна составлять порядка 10 -12 атмосфер.

Проверка системы зажигания и электроники

Проверка системы зажигания предполагает определенную последовательность действий. Такой поэтапный принцип диагностики позволяет существенно сэкономить время и оперативно устранить неисправность.

Данный этап предусматривает проверку следующих узлов и элементов системы зажигания:

  • бабина;
  • свечи зажигания;
  • трамблер (прерыватель-распределитель);
  • конденсатор трамблера.

Катушка зажигания служит для образования высоковольтного напряжения, необходимого для воспламенения рабочей смеси. Если она начинает «капризничать», двигатель может не запуститься. Чтобы убедиться в её работоспособности, нужно «скинуть» центральный провод трамблера и «коротнуть» его на массу двигателя.

Если проскакивает искра, катушка исправна. Если нет, бабину следует заменить. В большинстве случаев, катушки приходят в негодность в результате естественного износа. Но, бывают случаи, когда её «смерть» наступает после замены высоковольтных проводов на нештатные аналоги.

Если исправность катушки не вызывает сомнений, понаблюдаем за работой свечей зажигания. Для начала их нужно выкрутить и провести визуальный осмотр. Особое внимание нужно обратить на рабочую часть, где расположены электроды. Если свечки «ведут здоровый образ жизни», их поверхность отличается наличием едва заметного сизого налета.

Если же электроды «закопчены», на лицо переобогащение смеси. Если электрод отличается наличием белого налета, двигатель испытывает топливное голодание.

После визуального осмотра, нужно убедиться, поступает ли искра от трамблера к свечам. Каждая свеча подносится к массе авто на минимально возможное расстояние.

Прокручивая двигатель стартером, в промежутке межу электродом и массой должен возникнуть искровой разряд.

Трамблер

Один из ключевых механизмов зажигания, влияющих на эффективный пуск двигателя – трамблер.

Диагностика его работоспособности сводится к проверке следующих элементов:

  • бегунок;
  • контактная группа.

Бегунок отвечает за подачу искры к контактам свечных проводов. Поэтому, если он вышел из строя, прекратится подача искры непосредственно к свечам зажигания. Нередко случается, что перегорает резистор, установленный в его корпусе. В таком случае, после его замены, неисправность устраняется.

Контактная пара состоит из подвижного и неподвижного контакта. Каждый их них имеет так называемые «пятаки». В ходе эксплуатации и внешних воздействий, они изнашиваются и на их поверхности появляются характерные следы, так называемые раковины. Это существенно снижает пропускную способность тока, что отрицательно сказывается на искрообразовании. Если степень износа незначительна, контакты зачищаются, после чего щупом выставляется зазор между ними. При их критическом износе, они подлежат замене.

Конденсатор

На корпусе трамблера размещается конденсатор. Он предназначен для образования большего напряжения на вторичной обмотке катушки. Проверка его исправности не займет много времени.

Для этого следует воспользоваться обычной автомобильной лампочкой на 12В. В разрыв между катушкой и конденсатором подсоединяется лампа. Если она горит – конденсатор неисправен. Лампа не горит – конденсатор исправен.

Нарушение работы топливной системы

Большая часть проблем подобного характера вызвана несвоевременной заменой топливных фильтров. Как правило, в результате их засорения, неочищенное топливо через перепускной канал поступает непосредственно в карбюратор или, в случае с инжектором, к топливным форсункам.

Итак, ревизию топливной аппаратуры и всех расходных элементов следует проводить с проверки фильтрующих частей. Для этого достаточно проверить пропускную способность фильтра тонкой очистки, а также провести ревизию топливоприёмника, установленного в баке авто.

Если замена фильтров не привела к желаемому результату, возникает необходимость в проверки следующих узлов системы питания:

  • бензонасос;
  • карбюратор;
  • форсунки.

Вследствие длительной работы, диафрагма и клапана бензонасоса могут выработать свой ресурс. Благодаря тому, что они относятся к расходным материалам, для устранения подобной неисправности потребуется всего-навсего их замена.

В случае с карбюратором, дело обстоит несколько сложнее. Для проверки его исправности, потребуется снять как минимум его верхнюю часть. Если в поплавковой камере имеются сорные частицы в виде тяжелых фракций, карбюратор нуждается в комплексной чистке. Она предполагает продувку его жиклёров и каналов.

Кроме этого, вследствие попадания инородных частиц в полость запорной иглы, есть вероятность того, что она запала. Продувка канала сжатым воздухом решит эту проблему.

Неисправность в работе форсунок зачастую вызвана засорением их калибровочных отверстий.

Явный признак такого дефекта – низкий уровень распыла форсунок. Попросту говоря, топливо подаётся неравномерно, в виде струи. В таком случае они нуждаются в промывке. Стоит отметить, что всесторонняя диагностика работы форсунок производится только на специальном стенде.

Другие проблемы запуска моторов

Кроме вышеуказанных неисправностей, существует и ряд проблем иного характера. Их появление может быть обусловлено различными факторами, связанными с условиями и манерой эксплуатации автомобиля.

Машина может не заводиться вследствие:

  • перегрева двигателя;
  • неоправданного выбора ГСМ;
  • отсутствия топлива;
  • засорения элементов выпускной системы.

Что делать если машина не заводится зимой

Сопряжен с различными трудностями. Особенно, это касается автовладельцев, чьи машины вынуждены зимовать под открытым небом.

Для того чтобы существенно облегчить пуск двигателя при минусовых температурах нужно придерживаться некоторых требований:

  1. использовать синтетические смазочные материалы, заявленные заводом изготовителем;
  2. утеплять подкапотное пространство специальными средствами;
  3. пользоваться предпусковыми подогревателями и вспомогательными устройствами;
  4. выжимать педаль сцепления перед запуском двигателя;
  5. следить за исправностью (проверять плотность, уровень и заряд электролита).

Как же быть, если попытки запустить двигатель в лютый мороз не увенчались успехом? Допустим, что батарея ещё «жива». В таком случае нужно вывернуть свечки и прокалить их как следует. Если они «копчёные», значит, владелец слишком интенсивно нажимал на педаль газа и попросту залил их. Итак, свечки прокалены и ввёрнуты в головку.

Перед запуском следует «провентилировать» впускной коллектор, зафиксировав педаль газа в полностью выжатом положении в течение нескольких секунд. Крутим стартер и наблюдаем за поведением двигателя, при этом воздушная заслонка должна быть закрыта на 1\3.

Если после непродолжительной работы стартера появились «вспышки», не следует «гонять» стартер до полного изнеможения. Попытку нужно повторить через некоторое время, постепенно обогащая смесь посредством большего перекрытия рабочей камеры карбюратора воздушной заслонкой.

Эффективный пуск двигателя зависит от исправной работы всех систем его жизнеобеспечения. Каждая система требует систематического обслуживания и ремонта. Такие диагностические меры позволят исключить появление непредвиденных поломок и сбоев и самым благоприятным образом скажутся на работе и запуске двигателя вне зависимости от внешних факторов.

Проблема, когда слышно вращение стартера, но при этом нет передачи вращения на маховик двигателя, иногда встречается в автомобильной практике. Причин такого поведения техники может быть несколько. И для того, чтобы разобраться в причинах, нужно понять, как работает связка стартер-двигатель и как передается вращение от стартера на маховик двигателя. И сегодня мы предлагаем разобраться в такой не слишком распространенной, но периодически возникающей проблеме, когда стартер крутится, но не крутит двигатель.

Принцип передачи вращения от стартера к двигателю

Пока не начнут двигаться поршни двигателя, и в цилиндрах не создастся давление, пока не произойдет впрыск топлива и не будет подана искра в камеру сгорания, двигатель естественно не запустится. Для того чтобы задать первоначальный импульс всем процессам в двигателе и существует стартер. Он получает вращение от электродвигателя, и потом через специальное устройство, основанное на принципе обгонной муфты, передает вращение на маховик, который вращаясь, заставит работать все остальные узлы и системы двигателя.

Стартер запускается от энергии аккумуляторной батареи. Как только ключ зажигания поворачивается, срабатывает реле втягивающего типа, которое заставляет шестерню стартера войти в зацепление с зубьями маховика. Одновременно с этим запускается вращение. Шестерня стартера запускает вращение маховика двигателя, и запускаются все процессы для его запуска. Как только скорость вращения маховика доходит до показателя 50-100 об/м, (а именно таких оборотов хватает, чтобы запустить двигатель), срабатывает обгонная муфта и шестерни выходят из зацепления. Как только это происходит, и ключ зажигания возвращается в первоначальное положение, вращение стартера прекращается.

Что может влиять на то, что стартер не запускает двигатель

Причины могут быть самыми разными, и связаны они могут быть, как с проблемами обгонной муфта (бендикса), так и с работой втягивающего реле, и проблемами зубьев, как ведущей шестерни, так и зубьями ведомой шестерни маховика. Могут быть проблемы и с проводкой, которая запускает втягивающее реле. Все эти проблемы приводят к тому, что при запуске стартера вращение не передается на маховик двигателя, хотя отчетливо слышно, что стартер крутится.

Если не работает втягивающее реле, это тоже может оказаться причиной неработающего стартера. Но не может случиться так, что реле не срабатывает, но при этом запускается стартер. Система включения реле связана через концевой выключатель с системой включения стартера, поэтому если выходит из строя реле, стартер не запускается вообще.

Зубья шестеренки

Одна из таких причин незапуска двигателя – это проблема с зубьями шестерни обгонной муфты. Шестерни потеряли свою первоначальную геометрию или попросту стерлись в виду своей длительной работы. Из-за этого они не входят в зацепление с зубьями маховика, и естественно не передается крутящий момент.

Процесс износа шестерней – процесс естественный. Но на ускорение этого процесса могут влиять самые разные факторы, в том числе и неграмотность самого водителя. Шестерни могут преждевременно истираться, если они не входят в полное зацепление в течение определенных циклов запуска. Это может быть связано с не правильным срабатыванием реле, маслом, которое стало более густым, если на улице стоит холодная погода, длительным прокручиванием стартера при запуске двигателя.

В конечном итоге износ становится таким, что сцепление зубьев полностью отсутствует и можно запускать стартер сколько угодно, но сцепление не появится, и только будет слышно характерное жужжание стартера, без всяких последствий.

Зубья могут износиться и на маховике. А эта проблема, гораздо серьезнее, прежде всего в финансовом отношении. Если шестерни стерлись можно купить новый бендикс. А установить его самостоятельно вполне можно даже при минимальном опыте. Но с шестерней маховика придется повозиться: сначала снять, потом установить на место. Да и стоит все это не так уж и дешево.

Поломка вилки

Еще одна поломка, которая не даст стартеру запустить двигатель – это поломка вилки, которая толкает шестерню бендикса в сторону венца маховика. В этом случае реле сработает, будет слышно, как он щелкнет, но при этом ведущая шестерня не подвинется, и стартер будет вращаться, но без передачи крутящего момента на маховик двигателя.

Перекос ведущей шестеренки

Ведущая шестеренка бендикса может занять неправильное положение и не до конца зайти в зацепление с шестерней маховика, если деформируется пружина бендикса, которая подпирает шестерню. Края зубцов ведущей шестеренки, только самым краем будут входить в зацепление с шестеренкой ведомой. И в таком состоянии будет вращаться, но при этом качественного зацепления не произойдет, и будет слышен звук скрежета металла о металл.

Если продолжать в таком состоянии шестеренок удерживать положение ключа зажигания, то наверняка срежутся или обломаются зубья шестеренки бендикса или зубья маховика, что еще хуже.

Проблемы с электропитанием

Может случиться так, что стартер при вращении не может разогнать маховик до положенных 50 об/мин, чтобы произошел запуск двигателя. По звуку слышно, что стартер вращается далеко не с положенной скоростью. Это может произойти, если возникли проблемы со щетками стартера, есть пробой проводки или еще какая-то проблема в электропитании. В конце концов, могут банально окислиться клеммы аккумулятора, в результате чего будет не хватать напряжения, чтобы раскрутить до положенных оборотов якорь статора.

Что нужно делать, если стартер крутится, но не крутит двигатель?

Все зависит от звуков, которые раздаются при работающем стартере. Если слышен треск и металлические звуки, то почти наверняка, проблема кроется в состоянии ведущей и ведомой шестеренке. Для того чтобы это проверить, стартер снимается и визуально проверяется состояние той и другой шестеренки.

Износ шестеренок виден, как могут быть видны, поломанные зубья на шестернях. Если шестеренки стартера износились, меняется весь узел. Если износа нет, то тогда причина кроется, где-то в середине узла. Это может быть что угодно – поломанная вилка или расколовшийся подшипник. Для более точной диагностики стартер проверяется в мастерской и только после выводов специалистов ремонтируется (если такое возможно) или меняется.

Нужно знать, в чем причина, когда не заводится машина, стартер крутит, но не схватывает. Причин может быть много - это и неполадки системы зажигания, топливоподачи, запуска (непосредственно стартера), аккумулятора и электропроводки. И у каждой поломки имеются свои особенности, порой их сложно выявить, но если это сделать, провести диагностику можно без специального инструмента, исключительно на слух. И начинать такую диагностику нужно с самого простого, а заканчивать более сложным. Как показывает практика, очень часто неисправность лежит на поверхности, нужно лишь присмотреться повнимательнее.

Поломки карбюраторного мотора

Если стартер крутит, но не заводится двигатель на карбюраторном моторе, на то может быть несколько причин:

  • засорение топливного фильтра (находится в подкапотном пространстве);
  • нарушение работы топливного насоса;
  • засорение жиклеров или сетки карбюратора;
  • нарушение работы карбюратора - неверно выставлен уровень в поплавковой камере, сломан клапан холостого хода;
  • засорение воздушного фильтра.

Топливный фильтр установлен непосредственно перед насосом, следует осмотреть его на предмет повреждений или наличия засоров. При необходимости заменить. Если нет возможности, повернуть его вокруг своей оси (если он в форме цилиндра).

Обычно засоряется нижняя половина, верхняя остается чистой.

До ближайшего магазина получится доехать.

Насос может иметь следующие неисправности:

  1. Разрушение мембраны. Устраняется путем установки новой из комплекта для ремонта.
  2. Разрушение пружины возврата мембраны.
  3. Нарушение работы впускного и выпускного клапанов. Очень часто при нагреве они заклинивают, поэтому нужно охладить - положить на корпус насоса мокрую тряпку или полить его водой.
  4. Физические повреждения корпуса бензонасоса.
  5. Стерся шток привода кулачка. В этом случае есть два выхода - заменить новым или убрать одну из прокладок под насосом.

Ремкомплекты для топливных насосов имеют относительно низкую стоимость. И замена всех компонентов происходит достаточно быстро, но качество у них не очень хорошее, поэтому срок службы ограничивается порой даже несколькими днями. Намного лучше приобрести изделие в сборе и установить на автомобиль. Не менее двух лет насос проработает, а если есть в нем дефект, существует гарантия.

Очистка жиклеров производится путем полной разборки карбюратора. Но если такой возможности нет, можно немного схитрить. Поменять местами второй и третий бронепровода и попытаться запустить двигатель. Если есть засор, он уйдет. Иногда выходят из зацепления игла и поплавок. Тогда мотор запускается, но может заглохнуть в любой момент. Но случается и так, что его запустить не представляется возможным. Электроды свечей при этом сухие, камера поплавка тоже. На входе установлена сетка для очистки. При использовании некачественного топлива она быстро засоряется. Ее иногда нужно снимать и при помощи зубной щетки очищать от загрязнений.

Но если стартер не крутит двигатель совсем, то проблема явно не в топливной системе.

И еще один узел, который влияет на работу карбюраторного двигателя - это клапан холостого хода. Если его жиклер засорен или сгорела обмотка, оборвалось питание, то необходимо провести соответствующий ремонт. Для этого первым делом необходимо проверить наличие напряжения на проводе питания (при включенном зажигании). Если есть, то испытать работу клапана — при подаче не него напряжения должен слышаться характерный щелчок. Если его нет, имеет место обрыв обмотки. Если есть, то проверить жиклер. Выкрутить клапан и продуть посадочное место и отверстия в жиклере. Посмотреть, не мешает ли что-нибудь двигаться игле.

Неисправности инжекторной системы впрыска

Здесь все посложнее, так как сломаться может все, что угодно. Но вот если стартер крутит, а двигатель не заводится, нужно смотреть все датчики и исполнительные устройства, входящие в состав системы питания. Основные неисправности:

  1. Неработающий электрический бензонасос приводит к тому, что в топливной рампе не образуется давление. При этом не слышен характерный гул мотора при включении зажигания. Электродвигатель может не работать по причине выхода из строя обмоток или же предохранителя, электромагнитного реле, которые находятся в цепи питания.
  2. Если бензонасос работает постоянно, не останавливаясь, стартер крутит и не запускает двигатель, то нужно проверить целостность обратного клапана (избыточного давления), установленного в рампе. Такой же симптом и в случае засорения фильтра на корпусе бензонасоса.
  3. Нарушение работы топливных форсунок. Обычно это засорение происходит из-за использования низкокачественного топлива. При этом стартер крутит, машина не заводится, так как топливовоздушная смесь либо совсем не попадает в камеры сгорания, либо ее крайне мало. Решается проблема промывкой форсунок под высоким давлением.
  4. Неисправности электронного блока управления, датчиков. При выходе из строя какого-либо датчика происходит подача сигнала на ЭБУ, который генерирует соответствующий неисправности код ошибки и выдает его на панель бортового компьютера или диагностическому сканеру.

Поломки в электропроводке

Самая распространенная неисправность у большинства старых машин. На любом автомобиле имеется два источника питания — аккумулятор и генератор. АКБ необходим для запуска двигателя. После все электрооборудование работает за счет обоих источников. И генератор поддерживает заряд аккумуляторной батареи на должном уровне. Могут быть следующие поломки в электрооборудовании:

  1. Выход из строя одного или нескольких предохранителей. Если не поступает напряжение на жизненно важные узлы — датчики, ЭБУ, бензонасос, двигатель ни за что не запустится.
  2. Обрывы в цепи питания форсунок, блока управления, датчиков и исполнительных механизмов.
  3. Низкий заряд батареи — при этом во время включения стартера слышен треск или щелчки. Ощущение, будто втягивающее реле не может сработать. Но почему стартер крутит медленно, можно понять, проверив заряд АКБ и качество крепления проводов массы.
  4. Наличие тайных противоугонок. Некоторые автомобилисты устанавливают потаенные кнопки, которые отключают питание насоса или ЭБУ, коммутатора (на карбюраторных двигателях). Аналогично сигнализации блокируют работу систем автомобиля и препятствуют запуску. Необходимо тщательно проверять целостность охранной системы.

Найти неисправность в проводке очень сложно, если обрыв находится где-то в жгуте. Поэтому лучше обратиться к опытному электрику, который обладает не только инструментами, но и опытом поиска подобных неисправностей.

В системе зажигания могут произойти следующие поломки:

  1. Выход из строя коммутатора на карбюраторных моторах. Вращается коленвал, но двигатель не запускается, так как нет искры на электродах свечей.
  2. Разрушение катушки (катушек если их несколько) зажигания.
  3. Поломка модуля зажигания на инжекторных двигателях.
  4. Нарушение работы ЭБУ.
  5. Выход из строя распределителя зажигания на карбюраторных двигателях. Разрушение крышки трамблера, бегунка, датчика Холла или проводки.

Неисправности стартера

Здесь можно выделить следующие поломки:

  1. Выход из строя втягивающего реле. При этом стартер не проворачивается вообще, даже щелчка не слышно.
  2. Обрыв в обмотке статора или ротора. Можно диагностировать после полной разборки. При этом щелчок втягивающего слышен, но вращение не происходит.
  3. Аналогичный симптом и в случае выхода из строя щеток, заклинивании ротора. Только при этом будет наблюдаться чрезмерный нагрев корпуса статора.
  4. Если стартер вращается с невероятно большой скоростью, то можно сделать вывод о неисправности бендикса или венца маховика. В первом случае посторонних звуков не будет, просто вращается ротор и не схватывает коленвал. Причина кроется в вышедшей из строя обгонной муфте. Во втором случае иногда стартер будет схватывать, доносятся скрежет и хруст. Это зубья бендикса цепляются о венец маховика.
  5. И еще одна неисправность - это разрушение втулок и шин питания. Проверьте массу, из-за плохого контакта будет возникать чувство, будто разряжен аккумулятор. При этом машина не заводится, стартер крутит очень медленно. Лампы в приборной панели горят либо нормально, либо как в случае с севшим аккумулятором.


Некоторые поломки устраняются быстро. Но при замене венца маховика придется демонтировать коробку передач. И не зависит это от марки и модели автомобиля.

Неисправности газораспределительного механизма

На автомобилях классической серии ВАЗ 2101–2107 система клапанов весьма привередливая, требует постоянного внимания и регулировки. Периодичность проверки зазоров 15000 км пробега. На более новых переднеприводных автомобилях такой проблемы нет. А если имеется система гидрокомпенсаторов, то водитель вообще никогда не будет проводить регулировку. Но на классике двигатель может не заводиться в том случае, если зазоры установлены неправильно. Циклы газораспределения нарушаются и воспламенение происходит при открытых клапанах. Это неправильно, двигатель работать в таком режиме не сможет.

Обрыв цепи или ремня газораспределительного механизма - нечастая поломка, но случается.

И если ремень поменять - это дело десяти минут, то с цепью все сложнее. Но не все ремни рвутся без последствий, на некоторых моторах загибает клапаны. И потребуется демонтаж головки блока цилиндров, установка и притирка новых клапанов. Признак того, что произошел обрыв ремня ГРМ - это слишком быстрое вращение стартером коленчатого вала. То есть, вся система запуска работает, но вот распределительные валы не вращаются. Завестись без работы узла ГРМ невозможно.

Дизельные двигатели

Доля легкового транспорта с дизельными моторами достаточно мала. Причина тому — сложность работы двигателя и его систем. Большая часть поломок, которые встречаются на бензиновых моторах, имеется у дизельных. Это засорение форсунок, фильтров, выход из строя системы управления двигателем. Но существуют и специфические поломки, которые связаны именно с таким типом двигателей. Если используется низкокачественное топливо, то оно в большой мороз может замерзнуть. Это приведет к невозможности запуска.

Один из основных компонентов системы питания - это насос высокого давления.

Его неправильная работа влияет на запуск двигателя. Самостоятельный ремонт такого механизма порой невозможен, лучше обратиться к механику. Возможен выход из строя свечей накаливания. При этом коленвал будет вращаться, все системы срабатывают, а машина не заводится. Поэтому прежде чем грешить на насос, необходимо продиагностировать их работу. Но большой вред приносит воздух. Если имеется подсос его в магистрали или насосе, необходимо устранять неполадку. В некоторых случаях потребуется прокачка всей системы питания.

Поворот ключа, тарахтение стартера и… двигатель не запускается. С такой проблемой рано или поздно сталкивается каждый автовладелец. Что делать в данной ситуации?

Вообще, причин, по которым двигатель может не запускаться, существует очень много и рассмотреть их все в рамках одной статьи невозможно. Однако есть «базовые» условия, которые необходимы для успешного запуска. Их мы сейчас и обсудим.

Для успешного запуска необходима подача топлива с рабочим давлением, воздух и своевременная искра. Также крайне важно приготовление правильной топливно-воздушной смеси. Эти условия и нужно проверить в первую очередь, когда двигатель отказался заводиться.

Проверяем свечи и искру

Если двигатель не завелся в течение пяти секунд, бесполезно крутить стартер. Можно попробовать заводить еще, но вряд ли это даст толк. Более того, чрезмерно долгая работа стартера может привести к его перегреву и даже возгоранию.

Если долго пытаться завести карбюраторный двигатель, то бензин зальет свечи и сделает дальнейшие попытки запуска невозможными в принципе. Инжекторы имеют режим продувки, поэтому свечи можно просушить, не снимая их с автомобиля – нужно только нажать педаль газа в пол и покрутить стартер.

Но это полумеры. В первую же очередь, следует выкрутить хотя бы одну свечу, снова надеть на нее провод и расположить свечу на двигателе таким образом, чтобы между металлической частью свечи и металлом двигателя было расстояние около трех миллиметров. Включите стартер и убедитесь, что между свечными контактами проскакивает равномерная искра. Сделайте такую проверку каждой свече. Если искры нет ни на одной свече, значит, существуют глобальные проблемы в системе зажигания.

Это могут быть:

Общие неисправности:

  • Неисправны свечи (нагар, разрушение изолятора)
  • Неисправны высоковольтные провода (нарушена изоляция, ток утекает «налево», не доходя до свечи)

Для инжекторов:

  • Неисправен модуль зажигания
  • Нет питания на модуле зажигания. Питание подается с блока управления двигателем, но сигнал на блок поступает с замка зажигания. Поэтому возможна .
  • Неисправен блок управления двигателем

Ошибки системы управления зажиганием, как правило, видны при диагностике и вызывают включение лампы Check Engine.

Для карбюраторов:

  • Зависание контактного уголька в крышке распределителя зажигания (трамблера)
  • Перегорание резистора в роторе распределителя (в бегунке трамблера)
  • Подгорание или люфт контактной группы (для контактного зажигания)
  • Неисправность коммутатора (для бесконтактного зажигания)
  • Неисправность катушки зажигания
  • Отсутствие питания на катушке. Питания на катушку подается через замок зажигания, поэтому стоит проверить его

Когда искры нет только на одной свече, нужно заменить эту свечу на новую или поменять ее высоковольтный провод. Слишком мокрые свечи также нужно заменить новыми или хотя бы просушить в пламени. Это необходимо потому, что ток не сможет пройти через мокрые контакты и искры не будет.

Если же искра есть на всех свечах, проверяем подачу топлива.

Проверяем подачу бензина

Косвенно определить подачу бензина в цилиндры можно по внешнему виду свечи. Если выкрученная из цилиндра свеча мокрая и пахнет бензином, значит с подачей топлива все в порядке. Однако лучше убедиться в этом более достоверно.

На инжекторных двигателях для этого нужно сбросить давление в топливной системе при помощи специального клапана на торце топливной рампы. Открутите колпачок и нажмите на клапан отверткой. Из-под клапана должен брызнуть бензин. После этого отпустите клапан и включите зажигание. В это время обязан заработать бензонасос, восстанавливая сброшенное давление в системе. Если насос молчит, включите стартер. Когда и при включенном стартере, насос не срабатывает, скорее всего, есть неисправность в системе его питания.

Если же насос заработал, то еще раз проверяем давление в топливной системе, сбрасывая его через тот же клапан в рампе. Вновь брызгающий бензин говорит о том, что с системой подачи топлива все в порядке. Когда бензин не брызгает и вообще не появляется из-под клапана, можно говорить о неисправном регуляторе давления топлива в рампе (постоянно стравливает бензин через обратную магистраль в бак) или некой пробке в главной топливной магистрали (например, из-за замерзания воды в некачественном топливе).

На карбюраторных двигателях проверить поступление топлива гораздо проще. Достаточно снять крышку воздушного фильтра, сдвинуть рычаг дроссельной заслонки первой камеры карбюратора, имитируя нажатие педали газа и посмотреть, брызгает ли бензин из носика распылителя. Накачать бензин в карбюратор можно рычагом ручной подкачки, который есть на всех механических бензонасосах.

Проверяем подачу воздуха

В системе подачи воздуха неисправности случаются крайне редко и сводятся или к забитому наглухо воздушному фильтру или к блокировке воздушного канала посторонним предметом. Такие неисправности вряд ли возникнут на хорошо обслуживаемом личном автомобиле. Но если машина, например, служебная или недавно куплена, не лишним будет убедиться, что фильтр целый, а в канале не застряла тряпка после недавнего ремонта.

Это базовые действия, которые можно быстро произвести, когда не заводится двигатель. Если на всех свечах есть искра, бензин поступает в двигатель и с системой подачи воздуха все в порядке, нужно «углубляться».

Как уже было сказано в начале материала, описать все причины, по которым двигатель может не запускаться, сложно в рамках одной статьи. Поэтому приведем лишь общий список.

  • Стартер не развивает пусковые обороты
  • Недостаточное напряжение бортовой электросети (слабый аккумулятор)
  • Отсутствие компрессии в цилиндрах двигателя (изношены поршневые кольца, зависли клапаны)
  • Нарушение фаз газораспределения (порвался или перескочил на один/несколько зубьев ремень ГРМ)
  • Нет сигнала с датчика положения коленвала или других «жизненно важных» датчиков инжекторной системы.
  • Неисправность блока управления двигателем

И другие. Поиск таких неисправностей уже сложнее осуществить в уличных условиях, особенно если дело происходит зимой. Нужно брать автомобиль на буксир и тянуть в гараж или автосервис.

Машина не заводится, стартер крутит- неприятная ситуация, в которую может попасть каждый. В основном это проблема подержанных видавших виды машин, такая ситуация заставит любого начинающего водителя хоть немного разбираться в своём автомобиле. Какие причины и что делать- постараемся разобраться в деталях.

Что необходимо для работы двигателя?

Чтобы двигатель работал, ему необходимы определённые условия, а именно:

  1. Наличие топлива
  2. Наличие воздуха
  3. Компрессия
  4. Синхронизация газораспределения
  5. Зажигание (искра)

Если из этого списка что-то будет неисправным- двигатель не заведётся, как ни старайся. Значит, нам надо проверить, чтобы все условия выполнялись. Ещё надо, чтобы стартер крутил, иначе двигатель не заведётся, но машины с механической КПП можно с толкача завести, с автоматом такое не прокатит.

Газораспределение

Если стартер крутит довольно быстро и равномерно, а двигатель не заводится, скорее всего оборвался ремень, либо нет компрессии. При нормальных условиях двигатель прокручивается стартером как бы рывками- мешает компрессия. Если выкрутить свечи- то ничего ему мешать не будет. Когда обрывается ремень ГРМ, некоторые клапана остаются в открытом положении, другие гнутся и не полностью прилягают- через них отлично проходит воздух. Поршни ходят вверх-вниз и никакое сопротивления в виде сжатого воздуха, отсюда такая прыть у стартера.

Поэтому- первым делом проверьте, а не случилось ли чего с ремнём. Если с ним всё в порядке- ищем неполадку дальше.

Система зажигания

Искра должна быть, иначе топливо не загорится. Искра идёт от системы зажигания. На современных машинах это всё проверяется через компьютерную диагностику- подключил компьютер к разъёму, и смотри неисправность. Но это на сервисе. В домашних условиях всё делается руками.

Как посмотреть, есть ли искра? Не проблема, выкручиваем свечи из двигателя, надеваем на них высоковольтные провода, ложим на массу- на кузов, на мотор, без разницы- и пытаемся завести двигатель. Искру должно быть хорошо видно, особенно если вокруг темно. Если искра есть- проблема скорее всего не в зажигании, если нет искры- ищем, где она потерялась- плохие свечи, пробивают провода, трамблёр, катушка, обрыв питания, блок управления- смотря у кого какая система.

Топливо

С топливом также всё просто- либо оно есть, либо его нет. При выкрученных свечах при прокрутке стартером бензин летит через свечные отверстия просто замечательно! Если ничего не прилетело- топливо не поступает в цилиндр. Может, кто-то ночью слил весь бензин? В любом случае, надо искать причину. Самое безобидное- это предохранитель на бензонасос, который случайно перегорел. Копеечная деталь и легко меняется (если у вас карбюратор- не переживайте, у вас этого нет). Иногда сигнализация может отключить бензонасос, особенно если заглючит или аккумулятор разрядится — это у них стандартная функция.

А дальше может поломаться любая часть топливной системы- фильтр может забиться и не пропускать топливо, трубка где-то лопнет, провод окислится или отгорит, это всё надо искать. Лучше всего проверить давление топлива в рейке, если там топливо под давлениях, а в цилиндрах сухо- значит форсунки не работают. Если топлива нет в рейке- значит насос не качает, либо топливо где-то теряется по пути, через ту же трещину в трубке.

Компрессия

Тут всё понятно, нет компрессии- газ просто вылетит с цилиндра наружу, а не будет толкать поршень. Как правило, это сразу видно, двигатель при прокрутке стартером начинает очень весело проворачиваться, практически без усилий, тут надо искать, если не найдёте- берите ведро и идите к соседу по гаражу, пусть немного отсыпет компрессии.

В принципе, можно придумать кучу причин, почему стартер крутит, а двигатель не заводится, но это всё частные случаи и их могут быть тысячи. Мы же рассмотрели более системный поиск неполадки.