Начнем с того, что функцию охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания выполняют специальные составы, известные среди автомобилистов под названием . От использования дистиллированной воды в системах охлаждения давно отказались, так как вода замерзает при отрицательных температурах, вызывает усиленную коррозию каналов в и , становится причиной образования накипи и т.д.

Сегодня различные ТОСОЛы или антифризы могут быть доступны в двух вариантах:

  • в виде концентрата, который нужно дополнительно разбавлять дистиллированной водой в заданных пропорциях;
  • готовый к использованию продукт, который можно сразу заливать в систему охлаждения без дополнительных манипуляций;

В любом случае, охлаждающая жидкость двигателя не только защищает мотор от и не замерзает зимой (в отличие от воды), но и препятствует началу в жидкостной системе охлаждения ДВС активных процессов коррозии, поддерживает чистоту каналов, продлевает срок службы отдельных элементов ( , и т.д.)

При этом важно учитывать, что антифризы бывают разными по составу, а также теряют и изменяют свои свойства в процессе эксплуатации. Это значит, что их нельзя свободно смешивать. Также жидкость имеет строго ограниченный срок службы, то есть необходимо производить периодическую замену тосола или антифриза, а также регулярно контролировать состояние ОЖ.

Читайте в этой статье

Жидкость для охлаждения двигателя автомобиля: общая информация

Хорошо известно, что двигатель внутреннего сгорания является тепловой машиной, которая преобразует энергию сгорающего топлива в механическую работу. Естественно, такую установку нужно охлаждать, чтобы поддерживать необходимый тепловой режим.

Другими словами, для нормальной работы всех узлов и деталей под нагрузками нагрев мотора должен оставаться в строго заданных пределах. Рабочая температура двигателя не должна как опускаться ниже заданного порога, так и превышать расчетный показатель.

Для решения задачи на автомобилях используется , которая представляет собой совокупность воздушного и жидкостного охлаждения ДВС. Жидкостная система предполагает принудительную циркуляцию рабочей жидкости.

На работающем двигателе нагрев ОЖ может доходить до 100 градусов по Цельсию и даже выше, при этом после остановки мотора жидкость во время длительного простоя охлаждается до наружной температуры.

Как видно, рабочая жидкость находится в достаточно тяжелых условиях. При этом к ней выдвигаются особые требования. Дело в том, что свойства жидкости должны, в первую очередь, обеспечивать максимальную эффективность работы системы охлаждения двигателя. От этого напрямую зависит . ОЖ должна обладать высокой теплопроводностью и теплоемкостью, иметь высокий температурный порог кипения, достаточную текучесть.

При этом после остывания такая жидкость не должна сильно расширяться в объеме и кристаллизироваться (превращаться в лед). Параллельно с этим жидкость также не должна пениться во время работы, а также не оказываться агрессивной, то есть взывать коррозию различных металлических элементов, оказывать воздействие на резиновые патрубки, уплотнения и т.д.

К сожалению, хотя дистиллированная или очищенная вода дешевая в производстве и имеет ряд необходимых свойств (отличается высокой способностью к эффективному охлаждению, обладает высокой теплоемкость, негорючая и т.д.), все же использовать ее в двигателе проблемно.

Прежде всего, она имеет низкую температуру закипания, быстро испаряется, а различные примеси в ее составе (соли и т.д.) вызывают активное образование накипи. Также тогда, когда наружная температура опускается до ноля градусов и далее образуется лед.

При этом происходит значительное увеличением объема замерзшей воды, что становится причиной разрывов каналов и патрубков, то есть происходит повреждение, в металлических деталях появляются трещины и т.п. По этой причине воду нельзя использовать круглогодично в регионах, где в зимний период отмечено понижение среднесуточных температур до ноля и ниже.

Вполне очевидно, что весьма затруднительно заниматься постоянным сливом воды из системы охлаждения перед стоянкой машины на улице или в неотапливаемом помещении. Для решения проблемы были разработаны специальные охлаждающие жидкости, которые получили свойство не замерзать при низких температурах.

Фактически само название «антифриз» происходит от английского «antifreeze», то есть незамерзающая. Указанные составы быстро вытеснили воду из жидкостных систем охлаждения, тем самым в значительной мере упростились и особенности эксплуатации ТС.

Что касается ТОСОЛа, данная разработка является аналогом западного антифриза, только была разработана на территории бывшего СССР. Указанный тип ОЖ изначально создавался для автомобилей ВАЗ, при этом торговая марка не регистрировалась.

Сегодня многие изготовители охлаждающих жидкостей на территории СНГ используют широко известное название ТОСОЛ для своих продуктов, однако эксплуатационные свойства жидкостей могут отличаться по причине наличия разных присадок и дополнительных компонентов.

Особенности антифриза и практическая эксплуатация

Отметим, что в двигателях современных авто чаще всего используются жидкости-антифризы, в основе которых лежит гликолевая основа. Если просто, такая незамерзающая жидкость представляет собой смесь воды и этиленгликоля. Также встречаются ОЖ, в которых используется пропиленгликоль, при этом смешивать этиленгликолевые ОЖ с пропиленгликолевыми не рекомендуется.

На практике этиленгликоль или моноэтиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость желтоватого оттенка. Жидкость не имеет запаха, отличается незначительной вязкостью, имеет среднюю плотность и температуру кипения около 200 градусов по Цельсию. При этом температура кристаллизации (замерзания) составляет чуть менее -12 градусов.

Если этиленгликоль или раствор этиленгликоля с водой нагреть, происходит значительное расширение. Чтобы систему не «разрывало» от избыточного давления, в устройство был добавлен , который имеет отметки «мин» и «макс». По ним определяется необходимый уровень ОЖ.

Также важно учитывать, что этиленгликоль и его растворы весьма агрессивны, способны вызвать сильную коррозию деталей из стали, алюминия, чугуна, меди или латуни. Параллельно с этим отмечается повышенная токсичность этиленгликоля и его крайне негативное воздействие на живые организмы. Другими словами, это сильный и опасный яд!

Что касается пропиленгликолей, они имеют схожие свойства с этиленгликолями, но при этом не столь токсичны. Однако пропиленгликоль намного дороже в производстве, в результате чего его конечная стоимость ощутимо выше. Также при низких температурах пропиленгликоль становится более вязким, текучесть у него хуже.

По указанным выше причинам в составе ОЖ в обязательном порядке используется целый пакет активных дополнительных присадок, которые обеспечивают антикоррозионные, защитные и моющие свойства, препятствуют вспениванию, стабилизируют жидкость, подкрашивают раствор, придают характерный узнаваемый запах и т.д. Также присадки несколько снижают токсичность.

Вернемся к использованию антифризов. Необходимость смешивать этиленгликоль или пропиленгликоль с дистиллированной водой продиктована тем, что температура замерзания такого раствора напрямую зависит от пропорций этих двух составляющих.

Простыми словами, вода замерзает при ноле, этиленгликоль при -12, однако их смешивание в разных пропорциях позволяет создать растворы, у которых порог замерзания составляет от 0 до -70 градусов и даже выше. Также соотношение гликоля и воды влияет на температуру кипения раствора.

Если не вдаваться в подробности, на практике самой низкой температуры замерзания можно добиться, если в составе будет чуть менее 67 % этиленгликоля, который разбавили 33% воды. При этом одинаковую или очень близкую температуру замерзания можно получить при разных соотношениях воды и концентрата.

Что касается практической эксплуатации, как правило, автомобилисты при замене ОЖ во многих регионах зачастую используют простую схему, разбавляя концентрат антифриза водой в пропорциях 60/40. Обратите внимание, это общее руководство, перед приготовлением раствора ознакомьтесь с отдельными рекомендациями того или иного производителя антифриза на упаковке.

Чтобы проверить соотношение этиленгликоля и воды в растворе дополнительно измеряется плотность. Для этого чаще всего используется ареометр. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, каково содержание этиленгликоля и определить температуру кристаллизации.

Смешивание антифризов и ТОСОЛов

Необходимо отметить, что совместимость различных охлаждающих жидкостей зависит от технических условий их изготовления. Простыми словами, жидкости могут быть полностью несовместимы или допускается только частичная совместимость.

Дело в том, что каждый производитель использует разные присадки, которые могут вступать в реакцию, тем самым смесь теряет необходимые свойства, происходит выпадение осадка и целый ряд других нежелательных последствий.

С учетом того, что в процессе эксплуатации периодически возникает необходимость поднять уровень ОЖ в расширительном бачке (вода в составе со временем выкипает), правильнее доливать дистиллированную воду или использовать только ту марку и тип антифриза, который использовался ранее.

Если же возникала аварийная неисправность, тогда оптимально или полностью слить имеющиеся остатки, промыть систему и залить свежую ОЖ в полном объеме, или же доливать антифриз, подходящий по цвету и свойствам.

Что касается норм и стандартов, как правило, отечественные ТОСОЛы должны соответствовать требованиям ГОСТа, при этом отдельно не сертифицируются. Импортные антифризы проходят стандартизацию по SAE и ASTM.

Зарубежные стандарты определяют различные свойства жидкостей на основе этилен или пропиленгликоля, определяя назначение с поправкой на условия эксплуатации. Жидкости делятся на составы для легковых авто, малых грузовиков, большегрузного транспорта, спецтехники и т.д. Отметим, что антифризы по ASTM типа D 3306 допускаются к использованию на легковых ТС отечественного производства.

Также следует учитывать и отдельные спецификации самих автопроизводителей, которые часто выдвигают ряд собственных требований. В списке различных предписаний крупных концернов следует выделить, что запрещается или крайне не рекомендуется использование антифризов, в которых отмечено наличие всевозможных ингибиторов коррозии, включающих в себя нитриты, фосфаты и т.п.

При этом также определяются и максимальное содержание силикатов, хлоридов и других компонентов в ОЖ. Следование таким предписаниям позволяет продлить срок службы уплотнений, избежать активного образования накипи, повысить уровень защиты от коррозии.

Когда и почему нужна замена антифриза

Как уже было сказано, антифризы способны оказывать негативное воздействие на детали системы охлаждения и сам двигатель. Для уменьшения степени этого воздействия используются различные присадки. Однако в процессе эксплуатации указанные добавки «срабатываются», то есть содержание присадок и их эффективность работы сокращается.

Если просто, со временем активизируются процессы коррозии, ОЖ начинает сильнее пениться, теплоотвод ухудшается, нарушается температурный режим во время работы ДВС. По этой причине антифризы рекомендуется менять через 2 года, или каждые 50-60 тыс. км. пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

Что касается современных разработок типа антифризов G12 и G12+, срок службы этих жидкостей продлен до 3-4 лет, однако минусом можно считать их более высокую стоимость.

Также охлаждающая жидкость для двигателя ну3ждается в замене в тех случаях, когда в систему охлаждения происходило попадание отработавших газов из цилиндров или в антифризе/тосоле видны следы моторного масла. Как правило, причиной подобных неисправностей является пробитая прокладка головки блока цилиндров, трещины в БЦ или ГБЦ. В любом случае, охлаждающая жидкость в таких условиях будет быстро терять свои полезные свойства.

На необходимость замены ОЖ указывают следующие признаки:

  • появление в расширительном бачке;
  • изменение цвета охлаждающей жидкости, появление горелого запаха;
  • при незначительном понижении наружной температуры в бачке виден осадок, антифриз становится желеобразным и т.п.
  • , постоянно работает вентилятор системы охлаждения, мотор находится на грани перегрева;
  • антифриз приобрел коричневато-бурый цвет, стал мутным. Это говорит о том, что жидкость отработала свой ресурс, присадки не выполняют свою функцию, а внутри системы охлаждения протекает активная коррозия элементов и деталей.

Еще отметим, что в случае возникновения аварийных ситуаций в антифриз часто приходится доливать или ОЖ другого производителя, дистиллированную воду сомнительного качества или же обычную проточную. В подобных случаях необходимо добраться до места ремонта, произвести все работы, после чего в обязательном порядке промыть систему охлаждения и только после этого полностью заменить антифриз.

  1. Что касается самого процесса, менять охлаждающую жидкость нужно только на холодном двигателе. После того, как мотор остыл, нужно открутить крышку расширительного бачка или крышку радиатора.
  2. Далее понадобится открыть кран радиатора внутрисалонного отопителя (радиатора печки). Это нужно для того, чтобы удалить возможные остатки жидкости в радиаторе и патрубках к нему.
  3. Затем следует открутить сливные пробки в радиаторе системы охлаждения автомобиля, а также пробку в блоке цилиндров.
  4. После этого ОЖ сливается в заранее приготовленную емкость, после чего пробки можно закрутить.

Учтите, при работе с ОЖ важно понимать, что этиленгликоль является сильным ядом, а также способен попадать в организм даже через кожные покровы. Небольшой дозы этиленгликоля при приеме внутрь достаточно для сильнейшего отравления и наступления смерти!

Также этиленгликоль имеет сладковатый привкус, его необходимо держать в недоступном для детей месте. Запрещено разливать этиленгликоль или пропиленгликоль, так как жидкость опасна для животных. Запрещается выливать антифриз в водоемы, сливать на землю или в канализацию!

  1. Завершающим этапом будет заливка в расширительный бачок свежей жидкости. Заливать ОЖ нужно медленно и аккуратно, чтобы избежать образования воздушных пробок в системе.
  2. По окончании процедуры крышку бачка и/или радиатора закручивают, затем двигатель можно запускать. После запуска агрегат прогревается на ХХ до рабочей температуры (на многих авто до срабатывания вентилятора).
  3. Теперь двигатель нужно остановить и дать ему остыть, после чего крышку бачка снова открывают и доливают ОЖ по уровню (в случае его снижения).

Если же говорить о промывке системы охлаждения и радиатора, во время плановых регулярных замен антифриза одной и той же марки/типа, тогда будет достаточно промыть всю систему обычной дистиллированной водой. В крайнем случае, можно заранее прокипятить проточную воду, после чего использовать ее для промывки.

В случаях, когда осуществляется переход с ТОСОЛа на антифриз, с воды на ТОСОЛ, с антифриза одного цвета на другой тип ОЖ или же просто меняется грязный антифриз и т.п., тогда систему нужно очищать более тщательно. Это значит, что потребуется отдельно удалять возможные или явные отложения, накипь, ржавчину, продукты распада присадок в старом антифризе и т.д.

Как правило, для очистки используются специальные готовые составы-очистители системы охлаждения двигателя. Такие составы комплексные, имеют ингибиторы коррозии, хорошо удаляют накипь и отложения. Также автолюбители для промывки используют различные водно-кислотные растворы самостоятельного приготовления, однако на современных ДВС использование таких решений не рекомендуется.

Общие порядок действий для промывки системы охлаждения следующий:

  • после слива ОЖ из системы производится заливка промывочной жидкости. Затем двигатель запускают, после чего агрегат работает определенное количество времени (обычно 20-40 мин.).
  • Далее промывку сливают, оценивая степень загрязненности сливаемой жидкости. Процедуру повторяют до тех пор, пока вытекающая промывка не станет чистой.
  • По окончании в систему заливается дистиллированная вода, двигатель снова прогревается до рабочих температур, потом воду сливают. Это необходимо для удаления остатков промывки. Затем можно заливать свежий антифриз без риска потери его свойств в результате контакта с остатками промывки.
  • Еще отметим, что хотя вымыть остатки очистителя в системе охлаждения можно и за один раз, опытные водители рекомендуют как минимум дважды промывать систему дистиллированной водой.

В процессе эксплуатации уровень антифриза в расширительном бачке понижается даже тогда, когда система герметична. Дело в том, что имеет место испарение воды. В бачок нужно доливать дистиллированную воду (в крайнем случае, обычную и хорошо прокипяченную не мене 30-40 минут).

Если же произошла утечка антифриза, тогда компенсировать потери одной водой уже нельзя. Другими словами, нужно доливать охлаждающую жидкость, причем учитывая то, что многие ОЖ между собой не смешиваются.

Оптимально для долива иметь в запасе концентрат и дистиллированную воду, смешивая жидкости в указанной производителем пропорции. Что касается уже готовых антифризов, старайтесь избегать приобретения подобных составов на авторынках или у частных лиц, которые реализуют подобную продукцию вдоль трасс.

Отмечены частые случаи, когда вместо ОЖ продавалась подкрашенная проточная вода, антифриз-отработка и т.п. По этой причине правильным решением будет покупка охлаждающей жидкости в специализированных автомагазинах.

Еще отметим, что чистый неразбавленный водой концентрат использовать в системе охлаждения двигателя запрещено. Как уже говорилось, этиленгликоль с пакетом присадок замерзает при отрицательных температурах около -12 градусов.

Получается, концентрат попросту замерзнет в системе, так как без разбавления водой его нельзя считать готовым к использованию продуктом. Что касается пропорций, необходимо изучать этикетку на упаковке с концентратом. Обычно производители сами отдельно указывают, что лить в радиатор или бачок на разных авто, сколько концентрата и воды нужно, а также как их смешивать для того, чтобы получить желаемую температуру замерзания охлаждающей жидкости.

Параллельно отметим, что на территории СНГ участились случаи подделки антифризов известных брендов. По этой причине внимательно осматривайте канистру. Тара должна быть качественно изготовлена, все наклейки и этикетки должны иметь четкий шрифт и располагаться на канистре ровно.

На канистре должен быть указан номер партии, производитель, а также рекомендации о том, как правильно разбавлять антифриз (в случае с концентратом) или использовать уже готовый продукт. Также указывается температура кипения, температура замерзания, дата изготовления, срок годности и другая важная информация.

Отдельного внимания заслуживает и пробка. Обычно изготовители используют крышки с одноразовой пломбой. Дополнительно для лучшей защиты от фальсификата может присутствовать наклейка-голограмма и т.п.

Необходимо удостовериться в целостности пломбы, зубчатое кольцо должно плотно прилегать к горловине, не прокручиваться. Сама крышка не должна быть приклеена к горловине. Также канистра должна быть герметичной, не допускается наличие утечек жидкости или выхода воздуха из-под крышки при переворачивании или нажатии.

Напоследок отметим, что многие производители используют тару из прозрачного или полупрозрачного пластика, позволяя оценить цвет и состояние жидкости в канистре. При встряхивании канистры с ОЖ должна образоваться пена, которая оседает через пару секунд в канистре с готовой к применению жидкостью, а также через 4-5 сек. в случае с неразбавленным концентратом.

Если при осмотре замечено, что жидкость помутнела, пенообразование высокое, просматривается осадок на дне или общий цвет антифриза вызывает подозрения, тогда от такой покупки лучше воздержаться.

Антифриз (от английского «замерзать») - собирательный термин, обозначающий специальные жидкости, предназначенные для охлаждения нагревающихся при работе агрегатов - двигателей внутреннего сгорания, промышленных установок, насосов и т. д. при работе ниже нуля. Существуют самые разные виды антифризов, и их характеристика тоже разная. Особенностью этих жидкостей является низкая температура замерзания и высокая температура кипения. В автомобильных двигателях как раз и используются такие жидкости. Следует помнить, что антифриз не вечен. Его следует время от времени менять, особенно в межсезонье. К сожалению, многие автовладельцы пренебрегают такой процедурой или заливают, что попадется под руку. Между тем, это очень обширная тема, в которой необходимо разбираться и знать теоретические аспекты выбора охлаждающей жидкости. Прежде чем разобраться, какая бывает классификация антифриза, следует подробнее изучить, что это такое и какой бывает

внутреннего сгорания

Как становится понятно из названия, в результате процессов, происходящих внутри мотора, происходит его нагрев. Следовательно, ему необходимо охлаждение. Оно осуществляется при помощи циркуляции охлаждающей жидкости. Она двигается по специальным каналам. Итак, что такое антифриз и как он действует?

Жидкость, проходя по каналам, нагревается, а затем поступает в радиатор, в котором охлаждается. После этого цикл повторяется. Антифриз циркулирует постоянно под давлением, которое обеспечивает специальный насос.

Предназначение охлаждающей жидкости

Для отвода тепла от двигателя используется специальная жидкость. Помимо охлаждения, она еще и выравнивает температуру различных участков двигателя. Каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, со временем могут забиваться отложениями и ржавчиной. В таких местах двигатель будет нагреваться сильнее. Поэтому при поломках системы охлаждения часто происходит коробление головки блока цилиндров.

Второстепенной функцией СОД является отопление салона и дроссельного узла. Таким образом, печка включена в узел охлаждения и является его неотъемлемой частью. До появления знаменитого тосола, в систему охлаждения заливали обыкновенную воду. Но она имела несколько недостатков. Во-первых, жидкость замерзает при 0 градусов и при этом расширяется, разрывая чугунный блок цилиндров. Поэтому в СССР было крайне необходимо в холодное время года каждый вечер сливать воду из системы охлаждения. Во-вторых, жидкость закипает при 100 градусах. В то время моторы не нагревались до такой температуры в нормальных условиях. Но в горной местности такое закипание было нередким. Третий недостаток воды - способствование возникновению коррозии. Охлаждающие каналы и протоки внутри двигателя активно ржавели, и ухудшалась их теплопроводность.

Состав антифризов

Итак, что такое антифриз? Упрощенно он состоит из двух составляющих:

  • Основы.
  • Комплекса присадок.

Основа - это водно-гликолевый состав (причем не важно, какие это виды антифриза). От него и зависит способность не замерзать при низкой температуре, текучесть, Самым распространенным компонентом любой охлаждающей жидкости является этиленгликоль. Однако его смесь с водой тоже способствует развитию коррозии элементов системы охлаждения. Но как быть в такой ситуации? Для этого в состав основы добавляют присадки. Это комплекс антивспенивающих, стабилизирующих и противокоррозионных компонентов. Помимо этого, в антифриз часто добавляют ароматизирующие отдушки и красители.

Виды продуктов и их характеристика

Современные условно делятся на два вида - силикатный и карбоксилатный. Всеми известный тосол относится именно к первому типу как наиболее дешевый и универсальный. Силикаты являются основной присадкой в неорганических охлаждающих жидкостях. Минус этих веществ заключается в том, что они оседают на стенках каналов в блоке цилиндров и препятствуют нормальной теплоотдаче. В результате - частые перегревы мотора. Есть еще один серьезный недостаток - неорганические антифризы надо менять не реже 30 тысяч километров пробега. В противном случае будут явные признаки коррозии каналов охлаждения, с которыми трудно будет справиться. Органические антифризы имеют в своем составе только органические кислоты. Особенность этих присадок в том, что они покрывают собой только участки с проявившейся коррозией. Благодаря этому теплопроводность охлаждающих каналов практически не ухудшается. Еще одно достоинство органических антифризов - длительный срок работы. Продукт может эксплуатироваться до 150 тысяч километров или до пяти лет.

Классификация антифризов

На данный момент антифризы бывают всего трех разновидностей: G11, G12 и G13 (по классификации General Motors USA) - в соответствии с содержанием в них присадок. Класс G11 - начальный, с базовым набором неорганических присадок и низкими эксплуатационными свойствами. Эти жидкости пригодны для легковых автомобилей и грузовиков.

Антифриз данной группы имеет чаще всего зеленый или голубой оттенок. Именно к этому классу можно отнести распространенный в нашей стране тосол. Класс G12 - основной вид антифризов. В состав включены органические добавки (карбоксилат и этиленгликоль). Такой антифриз предназначен в основном для тяжелых грузовиков и современных высокооборотных моторов. Он идеально подходит для тяжелых условий работы, где требуется максимальное охлаждение.

Имеет красный или розовый цвет. Класс G13 составляют антифризы, где в качестве основы выступает пропиленгликоль. Такой антифриз окрашивается производителем в желтый или оранжевый цвет. Его характерной особенностью является то, что он при попадании во внешнюю среду быстрее разлагается на составляющие, в отличие от этиленгликоля. Таким образом, продукт 13-й группы более экологичен.

Выбор типа антифриза

Антифриз, как было уже сказано, становится качественнее с повышением класса. Поэтому на нем экономить не стоит: дороже - значит лучше. Помимо классов, есть еще другая классификация антифриза. Это готовые к использованию жидкости и концентраты. Первые можно порекомендовать начинающим автолюбителям, а опытные механики могут поэкспериментировать с концентратами. Их надо разбавлять дистиллированной водой до нужной пропорции.

Выбор марки антифриза

В силу того, что охлаждающие жидкости - необходимый расходный элемент любого двигателя внутреннего сгорания, то и производителей этого товара великое множество. Среди самых распространенных можно отметить несколько компаний. В нашей стране это: «Феликс», «Аляска», «Синтек». Эти продукты наиболее сбалансированы по соотношению «цена-качество». Антифризы «Феликс» относятся к классу G12, что значительно расширяет их применяемость. Продукт «Аляска» родственен с тосолом (класс G11, с неорганическими присадками).

В зависимости от вариантов, «Аляска» способна работать в широком температурном диапазоне: от -65 до 50 градусов (арктический и тропический состав). Разумеется, класс G11 накладывает определенные ограничения на долговечность жидкости и ее свойства. Однако демократичная цена является довольно значимым фактором. Продукция компании «Синтек» выпускается в основном в классе G12. Такие антифризы отлично подходят для всех современных этом продукте - запатентованные, собственной разработки, препятствуют возникновению отложений и коррозии на внутренних поверхностях системы охлаждения.

Смешивание разных марок

Несколько слов надо сказать о смешивании различных марок ОЖ. Существуют самые разные виды антифриза и их совместимость, к сожалению, стремится к нулю. В результате может возникнуть конфликт между различными присадками.

Результат может быть самый разный, вплоть до повреждения резиновых и забивания каналов в блоке двигателя. Следует иметь в виду, что в системы, рассчитанные на работу с антифризом, категорически запрещено заливать воду. Так как она имеет большую теплоемкость, изменятся тепловые характеристики системы охлаждения. Кроме того, разные виды антифриза в силу своего состава и наличия присадок, имеют смазывающие свойства, и при использовании воды, в первую очередь, испортится водяной насос. Хуже того, если после воды залить опять антифриз. Тогда он, взаимодействуя с солями, которые выделились из воды, начнет пениться. Затем он будет выдавливаться через мелкие зазоры и неплотности. Так происходит с любой ОЖ (не имеет значения, какие виды антифриза смешивались).

Антифриз как показатель технического состояния автомобиля

Состояние охлаждающей жидкости в двигателе может косвенно служить показателем ухоженности машины и частично свидетельствовать о его техническом состоянии. Если продукт темный и мутный, со следами осадка на дне расширительного бачка, то автомобиль не только с большим пробегом, но и с признаками плохого ухода.

Заботливый и внимательный хозяин не будет тянуть с до последнего.

Особенности эксплуатации автомобилей с антифризом в системе охлаждения

Для предотвращения поломок необходима регулярная профилактика системы охлаждения. В процессе эксплуатации антифриз, выполняя свою основную функцию, перенос тепла от двигателя к радиатору, со временем портится. Независимо от того, какие использовались виды. И свойства антифризов также меняются со временем. Помимо контроля за состоянием самой жидкости, не надо упускать из виду и саму систему. Она должна быть абсолютно герметичной. В нее не должны подсасываться выхлопные газы или воздух. Появление таковых в системе охлаждения влечет за собой снижение теплопроводных свойств. Машина в результате быстро перегревается, ведет головку блока цилиндров. Мотор почти не подлежит восстановлению.

Итак, мы выяснили виды антифризов и их совместимость между собой.

Антифриз это наименование, которое используется для жидкостей, способных не замерзать при отрицательных температурах. Собственно говоря, на это указывает уже само название. Оно сформировано из двух слов, которые с греческого означают «против» и с английского «замерзать». Поэтому не сложно догадаться, что антифриз не замерзает. Он отлично выполняет свои функции в тридцатиградусный и больше мороз . Ну, а в нашем регионе температура опускается ниже в редчайших случаях.

Где и для чего используется антифриз

Данный продукт может применяться в следующих случаях:

    Защита рабочих двигателей от морозов.

    Предохранение от перегрева.

    Пассивный обогрев салона автомобиля.

А теперь обо всем детальнее. Охладитель заливают в агрегаты, которые работают в морозы и имеют двигатель внутреннего сгорания. Они нужны для того, чтобы исключить обледенение работающих деталей. Также он защищает от перегревания двигатель во время работы, то есть, отвечает за охлаждение системы. А еще принимает пассивное участие в обогреве салона автомобиля. Так как где-то третья часть тепла, которая забирается от двигателя, попадает в салон.

Цветовая характеристика антифриза

В состав антифриза обязательно входит этиленгликоль, пропиленгликолевые смеси, одноатомные спирты, глицерин, а также другие жидкости и вода. Цвет антифриза может отличаться. Производители добавляют в раствор красители разных цветов. Они не имеют никакого отношения к эксплуатационным возможностям. Иногда бывает, что изготовители придают одинаковым охлаждающим продуктам разные цвета. Это означает, что они предназначены для разных покупателей.Во время использования охладитель меняет свой цвет. Если вы решили проверить его в системе охлаждения и увидели, что он изменил свой цвет, значит, настало время его менять. Цвет этого охладителя изменяется по мере срабатывания имеющихся в нем присадок.

Обратим ваше внимание на то, что охладители разных цветов нельзя смешивать . Также отметим, что и антифризы одного цвета, но, разных классов одновременно заливать нельзя.

При смешивании разных продуктов может появиться новая субстанция, уже не выполняющая своих прямых функций.

Автомобильный антифриз

В этой части нашей статьи мы постараемся объяснить, что антифриз это жидкость для охлаждения в первую очередь двигателя автомобиля. Также отметим, что современный охладитель замерзает при низшей температуре, чем вода. Поэтому его использование в зимнее время довольно целесообразно и полностью оправдывает себя. Если вы будете вовремя менять антифриз, то забудете о разрывах бачка, шлангов и других возможных неприятностях, которые произошли из-за того, что жидкость в трубках просто превратилась в лед.

Можно ли для охлаждения использовать воду

Воду для охлаждения использовать не стоит, так как:

  • Можно с уверенностью сказать, что современный охладитель предотвращает порчу деталей автомобиля, которая происходит от того, что вода, замерзая, расширяется.
  • При замерзании охладители расширяются намного меньше, чем вода.
  • Вода увеличивается на девять процентов. А вот продукт, который состоит из 25% этиленгликолевого раствора и 75% воды – только на три с половиной процента. Если соотношение этиленгликоля и воды составляет 2:3, тогда при замерзании раствор расширяется лишь на полтора процента. Поэтому при использовании антифриза возможность повреждения деталей от его расширения практически нулевая.

Типы антифризов

Антифризы бывают четырех типов:

1. G-12, G−12 плюс . Это категория карбоксилатных охладителей. В их состав входят парализаторы коррозийных процессов, изготовленные их органических кислот, которые еще называют карбоновыми. Такие антифризы не образовывают протекционного слоя по всей металлической поверхности элементов автомобиля. Они исполняют защитную функцию лишь в местах, где есть потенциальная опасность возникновения коррозии. У карбоксилатных растворов один из самых длинных сроков эксплуатации. На протяжении около пяти лет он будет защищать от перегрева и переохлаждения двигатель вашего авто.

2. G-11: гибридная группа . В составе этих продуктов вы найдете органические и неорганические ингибиторы. Японцы и корейцы добавляют также фосфаты, а американцы – нитраты.

3. G−12 плюс плюс, G−13 . Это новый тип охлаждающих материалов, который появился в 2008 году. Их особенность в том, что производитель соединил органические элементы с минеральными ингибиторами.

4. Традиционный тип . К этому типу относится антифриз, в составе которого есть неорганические субстанции. Срок эксплуатации традиционных охладителей небольшой – около 2-х лет. Также они применяются при сравнительно невысоких температурах – не более 105 градусов. Во время использования охлаждающая жидкость обволакивает всю поверхность металлических деталей. Это негативно влияет на процесс теплообмена и охлаждение двигателя. К описываемому типу охладителей относится тосол. Этот тип антифриза немного устарел и не очень подходит для двигателей современных авто.

Слово «тосол» появилось из-за сочетания части названия лаборатории, разработавшей первую жидкость для охлаждения: «Технология органического синтеза» – «ТОС» и «Ол» указывает на то, что охладитель создан на гликолевой основе.

Что нужно знать, когда выбираете антифриз

Если вы автомобилист с многолетним стажем, тогда наверняка знаете, что оптимальная температура двигателя составляет восемьдесят три градуса. Если она значительно отличается от этой цифры в любую (большую или меньшую) сторону, значит, пришло время долить в бачок охлаждающее вещество, основное задание которого – охлаждать все части двигателя во время работы и защищать его как от перегревания, так и от обледенения. Выбирать охладитель нужно того цвета, который рекомендует производитель.

  • Перед тем как заливать жидкость для охлаждения, нужно выключить двигатель и немного подождать, чтобы жидкость стекла в бачок.
  • Выбирайте охлаждающую жидкость в соответствии с рекомендациями производителя.
  • Смешивать продукты разных классов или цветов нельзя.
  • Если вы не полностью меняете всю охладительную жидкость, а только доливаете ее, покупайте продукт того же самого изготовителя.
  • Если вам не удалось найти такой же продукт для доливки, нужно полностью слить всю жидкость из системы, и только потом залить новую.
  • Помните, что охладитель не должен иметь посторонних примесей или какого-либо осадка – он должен быть абсолютно прозрачным и однородным. Поэтому при покупке внимательно рассмотрите канистру с охлаждающим веществом.
  • Подержав канистру некоторое время в руках, встряхните ее – сверху вы увидите небольшое количество пены. Если продукт качественный, пена быстро осядет. Для этого нужно несколько секунд.
  • И помните: лучше приобрести качественный материал подороже в специализированном магазине, чем сэкономить на этом, а потом тратиться на дорогостоящий ремонт автомобиля.

Что будет с автомобилем, если не использовать охлаждающие жидкости

Первое, с чем вы столкнетесь, если решите сэкономить на охладителе, это перегрев двигателя. И это может случиться не только жарким летом. Вы же не хотите, чтобы срок службы «сердца» вашего автомобиля сократился в два-три раза?

Антифриз защищает стенки шлангов и внутренние элементы автомобиля от накопления на них ржавчины и появления коррозии.

Ржавчина сужает все каналы, по которым течет жидкость, а коррозия приводит к порче элементов агрегата.

Если не использовать охлаждающую жидкость, возможно образование трещин, разрывов и других дефектов на металлических элементах автомобиля после размораживания расширительного бачка.

Охладители уменьшают негативное влияние кавитации, то есть появление пузырьков, которые, разрываясь, портят крыльчатку, края лопастей. Этому способствуют специальные присадки, имеющиеся в составе.

Надеемся, мы смогли доказать вам, что антифриз, изготовленный из качественных веществ, – это неотъемлемый атрибут долговечной и надежной службы вашего автомобиля не только в теплую погоду, но и при отрицательных температурах.

Немаловажную роль в эксплуатации автомобиля играет охлаждающая жидкость. Для чего она предназначена, из чего состоит, как часто ее следует менять и какую именно жидкость выбрать для той или иной модели – на эти и другие наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы мы ответим в нашей сегодняшней статье.

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Основная функция охлаждающей жидкости – уменьшать тепловые нагрузки на узлы и детали двигателя внутреннего сгорания, установленного в автомобиле. Она циркулирует по замкнутому контуру, соприкасаясь со стенками цилиндров двигателя (в них температура сгораемого топлива достигает нескольких тысяч градусов Цельсия) через так называемую «рубашку охлаждения» силовой установки (специальная полость), нагревается и отводит от блока цилиндров избыточное тепло.

В системе охлаждения двигателя рабочая жидкость течет по двум контурам – малому и большому, периодически нагреваясь (у рабочих поверхностей мотора) и охлаждаясь (в радиаторе). За циркуляцию охлаждающей жидкости в системе отвечает центробежный насос, а за ее перенаправление от большого контура к малому (при прогреве двигателя) в зависимости от рабочей температуры мотора – .

Важную роль в системе охлаждения двигателя играет расширительный бачок: здесь содержится запас «охлаждайки», через его клапан регулируется избыточное давление охлаждающей жидкости, что позволяет мотору работать при более высоких , не допуская ее вскипания.

Из чего состоит охлаждающая жидкость?

Для охлаждения двигателя используются два вида жидкостей: дистиллированная вода и антифризы. Вода является наиболее дешевой, нетоксичной, с максимальной удельной теплоемкостью (способность поглощать тепло на единицу веса) и наибольшей способностью к охлаждению жидкостью. Антифризы – сложные по химическому составу вещества, которые обладают высокой температурой кипения и не подвержены замерзанию при критически низких температурах (от -40°С до -70°С).

Дистиллированная вода, антифриз, тосол

В системе охлаждения двигателя современных автомобилей воду не применяют из-за ее непрактичности: она замерзает уже при 0°С, расширяясь в объеме до 10% и превращаясь в кристаллы льда. Соответственно, выполнять свою основную функцию, отвод тепла от двигателя, в зимнее время эта «охлаждайка» уже не сможет, к тому же кристаллы льда, образовавшиеся в системе охлаждения мотора, могут нанести вред узлам и деталям силового агрегата, приведя к так называемому «размораживанию» двигателя — то есть, разрушению блоков цилиндров и головок блока. Поэтому сегодня автопроизводител и отдают предпочтение антифризам, которые лишены присущих воде недостатков.

В состав антифризов входят два основных элемента — вода и многоатомные спирты, обладающие высокой способностью к расширению при нагревании, одной из ключевых характеристик охлаждающей жидкости. Помимо воды и многоатомных спиртов в составе антифризов присутствуют разнообразные присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики охлаждающей жидкости: подавление образования ржавчины на металлических поверхностях, вспенивания при достижении высоких температур, разрушения поверхностей резиновых деталей, образования парового конденсата и прочих. Еще одним элементом антифриза является краситель, который играет роль маркера – если жидкость в процессе эксплуатации меняет цвет, то настало время для его замены.

По составу спиртов все антифризы делятся на два вида: этиленгликолевые и пропиленгликолевые.

Этиленгликолевые охлаждающие жидкости содержат этиленгликоль – многоатомный спирт сладковатого запаха, желтого цвета, плотность которого при +20°С составляет 1.112-1.113 г/см³, температура кипения — 197°С, а замерзания -11.5°С. В зависимости от того, для каких условий эксплуатации предназначена «охлаждайка» на основе этиленгликоля, ее разбавляют с водой в таких пропорциях 1:1, 1:2 или 2:3. Чем большее содержание в такой смеси этиленгликоля, тем большей стойкостью к замерзанию и закипанию он обладает.

Пропиленгликолевые антифризы в своем составе имеют пропиленгликоль – многоатомный спирт, во много схожий по химическим свойствам с этиленгликолем, но обладающий меньшей токсичностью и большей степенью кинематической вязкости. Последнее его свойство можно отнести к недостаткам, так как при воздействии на силовой агрегат внешних низких температур скорость циркуляции такой «охлаждайки» по системе охлаждения двигателя падает, и жидкость хуже выполняет свои функции.

Антифризы также различаются по химическому составу присадок — их делят на четыре типа: традиционные, карбоксилатные, гибридные и лобридные.

Традиционные, используемые в основном в автомобилях, выпускавшихся в странах Европы, Северной Америки и ряде азиатских стран (Япония, Южная Корея) до 2 000 года, присадки в своем составе содержат замедлители коррозии из неорганических элементов – фосфатов, нитратов, боратов и так далее. Их перестали использовать для охлаждения двигателей по нескольким причинам: сравнительно короткий срок эксплуатации (до 2 лет), низкая температура кипения (до 105°С). В процессе работы традиционные присадки, разлагаясь, покрывали слоем содержащихся в них веществ рабочие поверхности, что приводило к ухудшению охлаждения узлов и деталей силовой установки, разрушению элементов центробежного насоса, засорения магистрали системы охлаждения машины.

Применение: традиционные антифризы (Тосол) сегодня используют в машинах отечественного производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ).

Карбоксилатные, содержащие в своем составе органические кислоты (карбоксилаты), присадки являются наиболее эффективными в замедлении коррозии. Они способны точечно воздействовать на потенциальные очаги коррозии и кавитации (образовании парового конденсата), покрывая проблемные места защитным слоем не более 1 микрона, что позволяет более эффективно охлаждать двигатель. Срок службы таких присадок – от пяти лет и более, в зависимости от условий эксплуатации.

Применение: карбоксилатные антифризы используют в автомобилях марок Fiat, Ford, KIA, Hyundai, Renault и прочих.
Гибридные присадки содержат в своем составе неорганические (силикаты, нитриты или фосфаты) и органические (карбоксилаты) вещества. Совокупное воздействие этих смесей на очаги возникновения коррозии и парового конденсата выше, чем у традиционных присадок, но из-за наличия неограники они имеют те же, но выраженные в меньшей мере, недостатки, что и у «чистых» силикатных, фосфатных и нитритных ингибиторов. Срок службы гибридных присадок – от трех до пяти лет.

Применение: гибридные антифризы используются в автомобилях марок Chrysler, Mercedes-Benz, BMW.

Лобридные присадки – самый новый вид подавителей коррозии и парового конденсата, которые можно отнести к подвиду гибридных. Их особенность — в распределении в смеси органических (90% карбоксилатов) и неорганических (10% силикатов) веществ, что приводит к улучшению технических характеристик таких антифризов по сравнению с гибридными.

Применение: используется в автомобилях марок Peugeot, Citroen, Volkswagen, Skoda, Seat.

Маркировка антифризов от Volkswagen

Концерн Volkswagen разработал для карбоксилатных, гибридных и лобридных антифризов свою маркировку допуска охлаждающей жидкости, которую сегодня применяют множество производителей «незамерзайки». Так, карбоксилатные антифризы имеют маркировку G12 и G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-D/VW TL 774-F), гибридные – G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C), лобридные – G12++, G13 (соответствуют спецификации VW TL 774-G).

Особенностью этих спецификаций является запрет на использование в составе охлаждающих жидкостей боратов, нитритов, аминов, фосфатов и силикатов (кроме G 11 и G 12++, где содержание этого вещества допускается в пределах до 680 мг/л и до 500 мг/л соответственно). Фольксваген допускал использование антифризов G11 в своих автомобилях, произведенных до 1996 года, G 12 и G12+ — в моделях, выпущенных с 1997 по 2008 годы. Незамерзающие жидкости G12++ и G 13 применяются сегодня в системах охлаждения двигателей автомобилей, произведенных концерном с 2008 года.

Фольксвагеновцы тщательно следят за тем, чтобы их допуски соблюдались производителями антифризов, которые маркируют свою продукцию в соответствии со спецификациями G. Если в составе охлаждающей жидкости, помеченной, например, G12+, имеется хотя бы одно из запрещенных веществ, то такой антифриз не соответствует стандартам Volkswagen и может считаться подделкой, так как такая «незамерзайка» не будет выполнять всех функций, может преждевременно «состариться» и нанести вред двигателю.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Никакой разницы тут быть не может, так как привычный российским автолюбителям «Тосол» – тот же самый антифриз, относящийся к традиционным охлаждающим жидкостям. Он содержит в своем составе этиленгликоль, воду и неорганические присадки. Различают, к примеру, «Тосол 40» и «Тосол 65», первый – голубого цвета, второй – красного. «Тосол 40» разработан для эксплуатации при температурах не ниже -40°С, а «Тосол 65» — для работы незамерзающей охлаждающей жидкости при температурах не ниже -65°С.

Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Как и в случае с и , смешивать охлаждающие жидкости разных типов и классов не рекомендуется ввиду различий в их химических составах. Так, при смешении карбоксилатных и традиционных присадок их химические вещества могут выпасть в осадок, что приведет к засорению системы охлаждения. Если даже этого не произойдет, то разные по химическому составу присадки могут вступить в реакцию, в результате которой их полезные свойства в значительной мере ослабятся.

Совет: если нет возможности пополнить запас «охлаждайки» немедленно, лучше добавить в расширительный бачок системы охлаждения дистиллированную воду.

Каковы сроки замены охлаждающей жидкости?

Замена в системе охлаждения рабочей жидкости производится в трех случаях: планово, досрочно и в аварийной ситуации.

Планово охлаждающую жидкость заменять в зависимости от сроков, установленных производителем автомобиля. Эту информацию можно почерпнуть их руководств по эксплуатации к каждой конкретной модели. Повторимся: антифризы с традиционными присадками меняют через каждые два года, ОЖ с карбоксилатными присадками – через пять – семь лет, «охлаждайки» с гибридными присадками – через три – пять лет, антифризы с лобридными присадками – через пять – шесть лет.

По истечении этих сроков эксплуатационные характеристики охлаждающих жидкостей меняются: они теряют способность противостоять коррозии, начинают закипать при сравнительно низких температурах, хуже отводят тепло от узлов и деталей силовых установок.

Досрочно менять охлаждающую жидкость нужно, если произошла конструктивная поломка двигателя, например, в антифриз начали поступать выхлопные газы из прохудившейся прокладки блока цилиндров либо при разгерметизации системы охлаждения и поступления в нее воздуха. Взаимодействие ОЖ с выхлопными газами или воздухом приводит к тому, что жидкость преждевременно теряет свои основные эксплуатационные свойства. Понять, что нарушена работа охлаждающей системы можно, если вы заметили, что чаще стал включаться вентилятор радиатора, на стенках расширительного бачка появились похожие на желе отложения либо в бачке появился осадок (зачастую обнаруживается при температуре воздуха -15°С).

К аварийным ситуациям, во время которых водителю пришлось доливать воду в систему охлаждения, можно отнести лопнувший шланг. Шланг поменяли, недостающее количество «охлаждайки» дополнили водой, взятой из-под крана. Что происходит дальше? Обычная водопроводная вода не обладает свойствами дистиллированной, поэтому содержание в ней солей – повышенное. Эти соли, взаимодействуя с химическими веществами, входящими в состав ОЖ, образовывают осадок, который негативно влияет на металлические детали системы – проще говоря, активизируются коррозионные процессы. Выпавшие в осадок вещества затрудняют циркуляцию антифриза в системе, что приводит к ненадлежащему отведению тепла от узлов двигателя, в результате чего может произойти перегрев мотора. Если вам все-таки пришлось залить в систему охлаждения двигателя воду из-под крана, то при первой же возможности полностью замените «охлаждайку», предварительно промыв систему дистиллированной водой.

Для ухода за разными системами автомобилей выпускаются специальные составы. Они защищают транспортное средство, продлевая срок эксплуатации его деталей и компонентов. Одним из важных компонентов охладительной системы является антифриз. В продаже представлено множество разновидностей подобных составов.

Что такое антифриз, зачем и как его применять в машине, а также особенности выбора состава следует рассмотреть подробно. Советы опытных автолюбителей помогут в этом.

Общая характеристика

Залив антифриза в систему выполняется с определенной периодичностью. Этот состав включает в себя набор специальных компонентов, которые препятствуют его замерзанию в зимний период. Также представленное вещество препятствует быстрому закипанию жидкости в нагруженных условиях, в летний период.

В состав средства могут входить разные присадки. От качества антифриза, набора его компонентов, зависят его эксплуатационные характеристики. Очень важно применять хладагенты в соответствии с инструкцией производителя. Только в этом случае представленная жидкость сможет выполнять возложенные на нее функции.

В состав антифризов многих производителей входит пропиленгликоль и этилен. Эти компоненты способствуют смещению порога кристаллизации при низких температурах. Также входящие в состав компоненты должны предотвращать развитие коррозии, прочих неблагоприятных факторов. Применение антифриза обеспечивает нормальное функционирование системы.

Способ применения

Чтобы правильно выбрать хладагент для своего автомобиля, нужно узнать, что такое антифриз, а также особенности его применения. Сегодня производители поставляют на рынок специальной продукции для транспортных средств составы двух типов. Первый из них полностью готов к применению. Второй тип антифризов потребуется дополнительно разбавлять водой.

Концентраты нельзя заливать в систему в чистом виде. В противном случае состав негативно воздействовал бы на элементы системы. В состав антифриза входит вода. В летний период и при больших нагрузках она испаряется. При этом требуется контролировать ее количество в системе.

Разбавлять концентрат нужно в соответствии с требованиями инструкции производителя. При этом применяют исключительно дистиллированную воду. В противном случае примеси, содержащиеся в ней, станут оседать внутри системы, приводя к разрушению ее стенок. Только правильно разбавленный концентрат способен поддерживать нормальную температуру в системе.

Охлаждающие качества

Рассматривая, что такое антифриз, необходимо ознакомиться с принципом его воздействия на систему. Горючее при сгорании, как известно, выделяет большое количество тепла. Если в системе не будет предусмотрено принудительное охлаждение, все детали и компоненты под капотом нагрелись бы до крайне высоких температур. При этом масло могло бы воспламениться.

При перегреве автомобиля многие системы и механизмы выходят из строя. Даже после того, как температура возвращается в установленные рамки, многие компоненты становятся непригодными для дальнейшего использования. Чтобы этого не произошло, антифриз поддерживает температуру в системе не выше 95 ºС. В противном случае начинает появляться пар. Давление сильно повышается.

Следует отметить, что слишком сильное охлаждение также может навредить системе. Поэтому рабочая температура поддерживается в пределах от 85 до 95 ºС. Готовые к применению составы выполняют это требование. При самостоятельном разведении концентрата важно придерживаться установленной производителем пропорции.

Антизамерзающее воздействие

Чтобы понять, какой антифриз залить в систему, следует рассмотреть также его антиобледенительные свойства. Его применяют для системы отопления с целью противостоять замерзанию жидкости внутри труб радиатора. При этом каждый тип антифриза имеет определенный предел, после которого начинается кристаллизация при снижении температуры.

В состав антифризов часто добавляют этиленгликоль. Именно этот компонент препятствует замерзанию жидкости. Как известно, вода при кристаллизации может порвать трубы отопления автомобиля. Чтобы этого не произошло, применяют антифриз. При снижении температуры он становится вязким, при этом не нанося ущерба компонентам системы.

В зависимости от концентрации, представленное вещество начинает замерзать при разной температуре. Чаще всего водители смешивают состав с водой в такой пропорции, чтобы добиться порога кристаллизации -36 ºС. Если воды в составе будет больше, антифриз будет замерзать уже при более высоких температурах.

Разновидности

Сегодня многие известные бренды выпускают антифриз для различных систем автомобилей. Популярностью пользуется продукция как отечественного, так и иностранного производства. Популярными производителями являются «Шелл», «Тосол-Синтез», «Кастрол», «Мобил» и т. д.

Стоимость готовых средств составляет от 150 руб./л. Концентраты можно приобрести по цене от 250 руб./л. Стоимость возрастает в зависимости от качества средства, а также бренда. Отечественные антифризы стоят дешевле. Их качество не уступает зарубежным аналогам.

Существуют две группы антифризов. Класс G11 имеет зеленую, синюю окраску. Это наиболее дешевые разновидности. Их срок эксплуатации не превышает 3 лет. К классу G12 относятся антифриз красный, оранжевый, фиолетовый. В состав таких средств не входят окислители. Их можно применять в системе автомобиля до 6 лет.

Средства представленных двух категорий нельзя смешивать друг с другом. В состав входят особые компоненты, которые могут конфликтовать друг с другом. Действие антифриза в этом случае значительно ухудшается.

Зачем и когда менять антифриз?

Замена антифриза выполняется с определенной периодичностью. Это необходимо из-за постепенного снижения защитных свойств состава. Присадки, входящие в его состав, постепенно теряют способность противодействовать окислительным процессам. В этом случае при несвоевременной замене состава жидкость постепенно начинает разрушать систему.

Чтобы этого не произошло, нужно учесть требования производителя хладагента. Если это качественный состав категории G12 или G12+, его замена производится через 100 тыс. км. Некоторые водители утверждают, что при наличии качественного состава в охладительной системе замена не требовалась на протяжении 6 лет.

Некачественные составы требуют частой замены. В этом случае средство может эксплуатироваться не больше 40 тыс. км. В некоторых случаях менять антифриз потребуется каждый год. Поэтому специалисты не рекомендуют экономить на качестве состава. Следует приобретать высококлассные составы категории G12.

Слив антифриза с радиатора

Прежде чем залить в систему новый хладагент, нужно выполнить слив антифриза из системы. Выполнять эту процедуру можно только при остывшем двигателе. В противном случае можно получить серьезные ожоги. Машину нужно установить на эстакаду. Процедура похода практически на всех моделях транспортных средств.

Сначала нужно отключить защиту картера мотора. В некоторых марках автомобилей таковой не предусмотрено. Заводскую тонкую защиту двигателя также нужно отсоединить. После этого нужно поставить рычаг печки на максимум. С расширительного бачка (или радиатора) нужно снять крышку. Далее нужно поставить под дно авто тазик.

На дне автомобиля должна быть пробка для слива. Ее нужно медленно открутить. Жидкость должна стекать в тазик. Если выполнить процедуру неаккуратно, можно залить генератор. Жидкость стекает около 10 мин. Выливать отработку нельзя. Это токсичное вещество. Его нужно сдавать в соответствующий пункт приема.

Слив состава из блока двигателя

Рассматривая то, как слить антифриз, нужно подробно вникнуть в процесс проведения этой процедуры. Жидкость потребуется слить и из блока двигателя. После проведенных выше манипуляций тазик нужно будет подставить под зону мотора. Далее нужно подняться и посмотреть на блок свечей зажигания.

Справа от этой системы можно увидеть сливную пробку. Ее также потребуется открутить. Предварительно нужно подготовить лист прочного картона. Его потребуется подставить под слив. Такое действие позволит направить поток вниз. В противном случае отработка зальет модуль зажигания.

Основной поток выльется достаточно быстро. После этого картонку можно убрать. Далее нужно подождать еще около 10 минут. Все остатки жидкости вытекут из системы. Затем все открученные пробки нужно поставить на место и плотно зафиксировать.

Промывка системы

Чтобы поменять антифриз одной марки на другую, потребуется выполнить промывку системы. Вся отработка не может полностью вылиться из бачка. Поэтому желательно провести эту процедуру до заливки нового состава в систему.

В продаже представлены специальные промывки, которые заливают в бачок антифриза. При желании их можно заменить простой дистиллированной водой. Однако специальные средства способны справиться с поставленной задачей качественнее.

Когда антифриз будет слит, нужно оценить, сколько жидкости вытекло из системы. Столько же промывки потребуется влить в бачок. После этого нужно завести двигатель и дать ему поработать 10 минут. После этого мотор нужно заглушить. Система должна остыть. После этого промывку сливают аналогичным способом. Желательно проводить эту процедуру каждый раз, даже при использовании одинакового антифриза. Это продлит срок эксплуатации системы.

Концентрация

Согласно отзывам, антифриз лучше приобретать в виде концентрата. При этом важно правильно смешивать его с водой. Концентрат застывает при температуре -65 ºС. Чаще всего его разбавляют в пропорции 1:1. В этом случае качественный состав будет кристаллизироваться при температуре -40 ºС. Такая схема подойдет для автомобилей, которые эксплуатируются в холодном климате.

Если же температура зимой не опускается ниже -30 ºС, можно смешать антифриз с водой в пропорции 2:3. Максимальное количество жидкости, которую можно добавить в 1 л концентрированного антифриза, составляет 2 л.