Расположение органов управления показано на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Органы управления:

1 и 8 - патрубки обдува стекол кабины;

2 - щиток приборов;

3 - рычаг переключателя указателей поворота, света фар и звукового сигнала. Рычаг имеет шесть фиксированных положений - I, II, III, IV, V и VI и четыре нефиксированных положения «А» (рис. 5.2 и 5.3).

Если рычаг переключателя находится в положении I, а ручка центрального переключателя света в положении II, то горит ближний свет фар. Переместив рычаг в положение II - горит дальний свет фар, и загорается сигнализатор синего цвета.


При неоднократном перемещении рычага переключателя из положения I на себя вдоль рулевой колонки (положение нефиксируемое) происходит сигнализация дальним светом фар.

Рис. 5.2. Положения рычага переключателя указателей поворота и света фар (со звуковым сигналом)

Рис. 5.3. Положения рычага переключателя указателей поворота и света фар (без звукового сигнала)

При нажатии на кнопку рычага (из любого его положения) вдоль оси включается звуковой сигнал* (без фиксации) - см. рис. 5.2.

При перемещении рычага из положения I или II вверх в положение VI или IV (правый поворот) или вниз в положение V или III (левый поворот) включаются указатели поворота, и па щитке приборов загорается зеленый мигающий сигнализатор. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в положение I или II после окончания поворота. Для кратковременного включения указателей попорота рычаг переключателя необходимо перевести в соответствующее нефиксированное положение «А». При отпускании рычаг возвращается в положение I или II.

4 - рулевое колесо.

5 - рычаг переключателя стеклоочистителя, стеклоомывателя и звукового сигнала*. При положении рычага (рис. 5.4): О - стеклоочиститель выключен; I - включена малая скорость стеклоочистителя; II - включена большая скорость стеклоочистителя; III - включена прерывистая работа стеклоочистителя.

* На части автомобилей звуковой сигнал включается переключателем стеклоочистителя и стеклоомывателя (см. рис. 5.5).


Рис. 5.4. Положения рычага переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя (без звукового сигнала)

Рис. 5.5. Положения рычага переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя (со звуковым сигналом*)

При положении рычага (рис. 5.5):

0 - стеклоочиститель выключен; I - включена прерывистая работа стеклоочистителя; II - включена малая скорость стеклоочистителя; III - включена большая скорость стеклоочистителя.

Если в переключателе не установлен выключатель звукового сигнала (рис. 5.4), то перемещением рычага на себя (в направлении стрелки) из положения 0 кратковременно включаются омыватель и стеклоочиститель.

Если в переключателе установлен выключатель звукового сигнала* (рис. 5.5), то для кратковременного включения омывателя и стеклоочистителя рычаг переключателя необходимо перевести из положения 0 от себя (в направлении стрелки «А»), а для включения звукового сигнала* рычаг перевести (из любого положения) на себя (в направлении стрелки «В»).

Омыватель можно включать из всех положений рычага.

* На части автомобилей звуковой сигнал включается переключателем указателей поворота и света фар (см. рис. 5.2).

Стеклоочиститель работает только при включенном зажигании.

6 - съемная панель блока предохранителей. На внутренней стороне панели наклеены таблички с указанием потребителей, защищаемых данными предохранителями.

7 - вещевой ящик.

9 - ручка блока управления электрокорректором фар в зависимости от загрузки автомобиля (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Ручка блока управления корректором фар

При положении ручки корректора:

0 - соответствует негруженому автомобилю;

1 - соответствует полностью груженому автомобилю.

10 - ручка управления подачей воздуха в основной отопитель. При верхнем положении ручки в отопитель поступает только наружный воздух, при нижнем - воздух из кабины. При любом промежуточном положении ручки в отопитель поступает смесь наружного воздуха и воздух из кабины.

11 - ручка управления краником основного отопителя. При верхнем положении ручки охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя поступает в радиатор отопителя кабины.

12 - выключатель аккумуляторной батареи.

13 - рычаг включения переднего моста.

14 - рычаг раздаточной коробки.

15 - рычаг коробки передач.

Схема положений рычагов управления коробкой передач и раздаточной коробкой показана на рис. 5.7.

16 - рукоятка крана управления системой регулирования дав ления воздуха в шинах.

17 - рычаг стояночного тормоза.

18 - ручка ручного управления дроссельными заслонками (ГАЗ- 3308).

Рис. 5.7. Схема положений рычагов:

А - включения переднего моста (I - выключен, II - включен); В - раздаточной коробки (I - включена понижающая передача, II - включена прямая передача); С - коробки передач

19 - выключатель кнопочный пусковых свечей накаливания (для автомобилей ГАЗ-33081).

20 - выключатель приборов электрооборудования, стартера и противоугонного устройства (ГАЗ-33081); - выключатель зажигания, стартера и противоугонного устройства (ГАЗ-3308).

Рис. 5.8. Положения ключа выключателя

Ключ выключателя имеет четыре положения (рис. 5.8):

0 - выключено;

I - включены приборы электрооборудования (ГАЗ-33081); включено зажигание (ГАЗ-3308);

II - включены приборы электрооборудования - ГАЗ-33081 (включено зажигание - ГАЗ-3308) и стартер;

III - приборы электрооборудования выключены - ГАЗ-33081 (зажигание выключено - ГАЗ-3308) и при вынутом ключе включено противоугонное устройство. Для выключения противоугонного устройства вставить ключ и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево, повернуть ключ в положение 0.

При выключении приборов - ГАЗ-33081 (зажигания - ГАЗ-3308) ключ из положения I поверните до фиксированного положения 0. Во избежание выхода из строя контактной части выключателя приборов не оставляйте ключ в промежуточном положении.

21 - педаль управления подачей топлива.

22 - педаль тормоза.

23 - педаль сцепления.

24 - рукоятка ручного управления подачей топлива (ГАЗ-33081); - ручка тяги воздушной заслонки (ГАЗ-3308).

25 - выключатель аварийной сигнализации. При включенном положении одновременно горят в мигающем режиме лампы указателей поворота и сигнализатор (красный) внутри кнопки выключателя.

26 - ручка управления жалюзи радиатора (ГАЗ-3308).

27 - ручка привода замка капота.

28 - штепсельная розетка.

Расположение приборов автомобиля ГАЗ-3308 показано на рис. 5.9.

Рис. 5.9. Щиток приборов автомобиля ГАЗ-3308:

1 - сигнализатор (красный) аварийного падения давления масла и засоренности масляного фильтра. Загорается при давлении масла 40–80 кПа (0,4–0,8 кгс/см 2).

2 - кнопка проверки исправности ламп блока сигнализаторов. При нажатии на кнопку загораются лампы блока при их исправности.

3 - сигнализатор (зеленый) включения указателей поворота прицепа (прерывистый сигнал).

4 - сигнализатор (зеленый) включения указателей поворота автомобиля (прерывистый сигнал).

5 - сигнализатор (зеленый) включения габаритных огней.

6 - сигнализатор (красный) аварийного падения уровня тормозной жидкости и включения стояночного тормоза. При включенном зажигании горит при уровне тормозной жидкости в бачке главного цилиндра ниже метки «MIN» или при включенном тормозе.

7 - сигнализатор (красный) перегрева охлаждающей жидкости двигателя. Загорается при температуре охлаждающей жидкости выше 105° С.

8 - сигнализатор (синий) включения дальнего света фар.

9 - спидометр со счетчиком суммарного пробега автомобиля.

10 - манометр для контроля давления воздуха в переднем контуре тормозов.

11 - сигнализатор (оранжевый) диагностики системы управления двигателем. При включенном зажигании горит 3–5 с при исправной системе и гаснет.

12 - выключатель заднего противотуманного фонаря.

13 - выключатель малой скорости вентиляторов отопителя. При включенном положении в выключателе загорается лампочка (светофильтр зеленого цвета).

14 - Выключатель максимальной скорости вентиляторов отопителя. При включенном положении в выключателе загорается лампочка (светофильтр зеленого цвета). Электродвигатели работают на максимальной скорости вращения при одновременном включении выключателей 13 и 14. 14 электродвигатели не работают.

15 - центральный переключатель света (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Положения ручки центрального переключателя света

Переключатель имеет три фиксированных положения:

0 - все выключено;

I - включены габаритный свет и фонарь номерного знака;

II - включены габаритный свет, фонарь номерного знака, ближний или дальний свет.

Поворотом ручки центрального переключателя света по часовой стрелке регулируется интенсивность освещения приборов.

16 - выключатель диагностики АБС.

17 - сигнализатор неисправности АБС.

18 - манометр для контроля давления воздуха в заднем контуре тормозов.

19 - указатель тока.

20 - манометр для контроля давления воздуха в шинах.

21 - указатель температуры охлаждающей жидкости.

22 - указатель уровня топлива.

23 - сигнализатор (оранжевый) минимального резерва топлива в баке. Постоянно горит при остатке топлива в баке менее 12 л.

24 - указатель давления масла в двигателе.

Расположение приборов автомобиля ГАЗ-33081 показано на рис. 5.11.

Рис. 5.11. Щиток приборов автомобиля ГАЗ-33081:

1 - кнопки проверки исправности ламп левого и правого блоков контрольных ламп. При нажатии на кнопку 1 (левую) загораются лампы левого блока и сигнализаторы 2, 3, 5 и 6 при их исправности. При нажатии на кнопку 1 (правую) загораются лампы правого блока и сигнализаторы 10, 11, 12 и 14 при их исправности.

2, 5 и 16 - резервные сигнализаторы.

3 - сигнализатор (зеленый) включения габаритных огней. Загорается при включении габаритных огней.

4 - сигнализатор (красный) перегрева охлаждающей жидкости. Загорается при температуре охлаждающей жидкости выше 105° С.

6 - сигнализатор (зеленый) включения указателей поворота (прерывистый сигнал).

7 - сигнализатор (синий) включения дальнего света.

8 - сигналиазтор (оранжевый) свечей накаливания.

9 - сигнализатор (оранжевый) неисправности генератора. Загорается при неисправности генератора.

10 - сигнализатор перегрева подогревателя-отопителя*; - сигнализатор резервный (для автомобилей без подогревателя-отопителя*).

11 - сигнализатор (красный) засорения воздушного фильтра. Загорается при достижении разряжения во впускном патрубке впускной трубы 6,35 кПа (650 мм вод. столба).

12 - сигнализатор неисправности АБС.

13 - выключатель заднего противотуманного фонаря.

14 - сигнализатор (красный) включения стояночного тормоза.

15 - выключатель малой скорости вентиляторов отопителя.

16 - сигнализатор (красный) аварийного падения уровня жидкости в бачке тормозной системы (прерывистый сигнал). При включенных приборах горит при уровне тормозной жидкости в бачке главного цилиндра ниже метки MIN.

17 - выключатель максимальной скорости вентиляторов основного отопителя. Электродвигатели работают на максимальной скорости вращения при одновременном включении выключателей 15 и 17. При включении только одного выключателя 17 электродвигатели не работают.

18 - выключатель управления штифтовыми свечами накаливания (для ГАЗ-33081).

19 - выключатель диагностики АБС.

20 - выключатель предпускового подогревателя-отопителя*. При включенном положении отопитель работает в режиме частичной теплопроизводительности.

21 - центральный переключатель света (см. рис. 5.10).

22 - выключатель предпускового подогревателя-отопителя*. При включенном положении отопитель работает в режиме полной теплопроизводительности.

23 - манометр для контроля давления воздуха в переднем контуре тормозов.

24 - выключатель свечи накаливания подогревателя-отопителя*. При нажатии на кнопку (положение фиксированное) происходит накаливание свечи.

25 - манометр для контроля давления воздуха в заднем контуре тормозов.

26 - манометр для контроля давления воздуха в шинах.

27 - указатель тока.

28 - указатель уровня топлива.

29 - сигнализатор (оранжевый) свечи накаливания подогревателя-отопителя* .

30 - сигнализатор (красный) минимального резерва топлива в баке. Постоянно горит при остатке топлива в баке менее 12 л.

31 - спидометр с суммарным счетчиком пройденного пути.

32 - сигнализатор (зеленый) работы подогревателя-отопителя*. Загорается при выходе отопителя на рабочий режим.

33 - указатель давления масла в двигателе.

* Устанавливается на отдельных комплектациях автомобилей ГАЗ-33081.

34 - сигнализатор (красный) аварийного падения давления масла и засоренности масляного фильтра. Загорается при давлении масла 40–80 кПа (0,4–0,8 кгс/см 2).

35 - указатель температуры охлаждающей жидкости.

ГАЗ-33081 «Садко» – это российский бортовой грузовой автомобиль, один из представителей семейства полноприводных грузовиков ГАЗ-3308 , выполненных по капотной схеме. Производство автомобилей этой серии началось в 1997 году, продолжается оно и сегодня. Грузоподъемность ГАЗ-33081 составляет 2,3 тонны.

В последующие годы на основе базовой модификации было создано несколько десятков вариантов грузовых автомобилей и автобусов повышенной проходимости. В целом, ГАЗ-33081 можно назвать одним из наиболее удачных проектов российского автопрома. «Садко» и его модификации разошлись огромным тиражом и стали настоящим лидером своего сегмента в нашей стране. Это универсальный «трудяга», надежный и неприхотливый, экономный, отличающийся достойными техническими характеристиками и при этом хорошо переносящий российские дороги.

Автомобили семейства ГАЗ-3308 пользуются популярностью не только в России, их с удовольствием приобретают и иностранные заказчики. Причем не только из ближнего зарубежья…

Изначально ГАЗ-33081 разрабатывался специально для нужд российского военного ведомства, на смену вездеходу ГАЗ-66 – легендарной армейской «шишиге». Военным нужен был среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости, с низким расходом топлива, способный работать в любых погодных условиях. Конструкторам Горьковского автозавода, безусловно, удалось блестяще справиться с этим заданием. В настоящее время ГАЗ-33081 активно эксплуатируется российской армией , а также вооруженными силами Белоруссии, Сирии, Армении, Украины и Казахстана.

Грузовой автомобиль ГАЗ-33081 с жилым модулем

Сегодня ГАЗ-33081 «Садко» и его модификации используются в лесном хозяйстве и геологоразведке, фермерских хозяйствах, на нефтегазовых промыслах и во многих других отраслях народного хозяйства. Сложно представить дорогу, по которой не смогли бы пройти эти грузовики.

Как создавался ГАЗ-33081 «Садко»

В конце 80-х годов встал вопрос о замене грузового автомобиля ГАЗ-66. В 1990 году конструкторами Горьковского автозавода был создан автомобиль ГАЗ-3301 с дизельным двигателем, но из-за сложного экономического положения в стране он так и не пошел в серию. Поэтому производство ГАЗ-66 продолжалось вплоть до 1999 года.

Тем не менее работы над новым грузовиком остановлены не были. Было решено отказаться от схемы с расположением двигателя под кабины машины, потому что подобная компоновка имела целый ряд серьезный недостатков: сложность доступа к агрегатам силовой установки, низкий уровень комфорта для водителя и пассажиров, высокий уровень опасности при подрыве на мине или фугасе и др.

Новый автомобиль получил более простую капотную компоновку, конструкция же шасси ГАЗ-33081 была полностью скопирована с «шишиги».

Вахтовый автобус ГАЗ-33081 «Садко»

Первый прототип нового грузового полноприводного автомобиля был построен в 1995 году. Первоначально он получил обозначение ГАЗ-3309П, которое вскоре заменили на ГАЗ-3308. Также новому грузовику было присвоено и имя собственное – «Садко». Серийное производство автомобиля началось в 1997 году на мощностях Горьковского автозавода.

ГАЗ-33081 можно назвать гибридом, который совместил в себе – причем весьма удачно – элементы двух грузовых автомобилей Горьковского автозавода: ГАЗ-66 и ГАЗ-3307. От «шишиги» «Садку» досталась рама и ходовая часть (включая кпп и мосты), а от ГАЗ-3307 – кузов и кабина. Таким образом отличную проходимость удалось совместить с высоким уровнем комфорта и удобством обслуживания.

С 2003 года ГАЗ-33081 стал комплектоваться минским турбодизелем Д-245.7 мощностью 117 л. с. В феврале 2013 года на машину начали устанавливать дизельный двигатель ЯМЗ-53442, который соответствует классу Евро-4 и имеет мощность 149 л. с.

В 2014 году общественности была представлена новая модификация автомобиля грузоподъемностью 3 тонны – Садко-Next.

Описание конструкции ГАЗ-33081 «Садко»

Кабина ГАЗ-33081 в целом повторяет дизайн кабина автомобиля ГАЗ-3309 . Она имеет мощный металлический бампер, две двери, значительную площадь остекления, а также крупный капот, который обеспечивает легкий доступ к силовому отделению. В целом, дизайн автомобиля предельно прост, с минимумом декоративных элементов, что позволяет уменьшить себестоимость каждой машины.

В таком же духе выполнен и интерьер кабины автомобиля: здесь все просто, утилитарно и максимально практично. Из-за большой высоты и отсутствия поручней посадка в кабину автомобиля несколько неудобна.

Стандартная модификация грузовика имеет два места с удобными сидениями и ремнями безопасности. Кресло водителя имеет механическую регулировку и валики боковой поддержки. Также существуют и пятиместные варианты автомобиля (например, ГАЗ-33081 «Егерь»).

Автомобиль ГАЗ-33081 с пятиместной кабиной для охоты и рыбалки

По сравнению с ГАЗ-66 дизайн панели приборов несколько усовершенствован – информация с нее хорошо читается. Все стрелочные приборы имеют традиционную круглую форму, на панели минимум лишних элементов. Кабина оснащена системами вентиляции и отопления. У многих водителей нарекания вызывает слишком большой диаметр рулевого колеса.

Приятным «бонусом» от конструкторов автомобиля является наличие в кабине боковых карманов, крючков для одежды, мощной лампы освещения.

В настоящее время все автомобили семейства ГАЗ-3308 комплектуются дизельными двигателями Д-245 либо ЯМЗ-534. С 2013 года на машины стали устанавливать двигатели Д-245.7Е4, соответствующие классу Евро-4. Он имеет объем 4,75 литра и мощность в 119 л. с., что позволяет разогнать автомобиль с двумя тоннами груза до скорости в 100 км/ч на шоссе. Особо следует отметить высокую экономичность двигателя ГАЗ-33081 – расход топлива составляет 16,8 литра на 100 км. Автомобиль можно оснастить предпусковым обогревателем, что серьезно облегчит запуск двигателя при минусовой температуре.

Рама ГАЗ-33081 полностью идентична раме ГАЗ-66. Колёса автомобиля дисковые, они имеют односкатные шины с особым рисунком протектора, который играет важную роль при передвижении по бездорожью. Армейские варианты грузовика оснащаются колесами большего размера и системой регулировки давления в шинах.

Все автомобили семейства «Садко» комплектуются механической КПП с пятью передачами. Раздаточная коробка ГАЗ-33081 имеет привод на передний и задний мост. Значительный клиренс (315 мм) автомобиля позволяет ему свободно преодолевать водные преграды. Кроме того, на задний и передний мост установлены дифференциалы повышенного трения, повышающие проходимость. Число передачи раздатки составляет 1,982, а главной передачи ведущих мостов – 6,83 и 6,17.

Тормоза ГАЗ-33081 обеспечивают высокую безопасность управления этим транспортным средством. Данная система автомобиля двухконтурная, с пневмогидравлическим приводом и ABS. Торможение осуществляется за счет барабанных механизмов, размещенных в каждом колесе.

В базовой модификации грузовой автомобиль оснащен металлической или деревянно-металлической бортовой платформой с ровным полом и задним откидным бортом, а также тентом с каркасом. Грузовая платформа имеет габариты 3390х2145 мм, высота ее бортов составляет 900 мм. Она может быть дополнительно оборудована системой освещения, откидными сидениями, другими опциями.

Модификация «Егерь» и ее основные особенности

Одним из наиболее популярных представителей серии ГАЗ-3308 является грузовой автомобиль «Егерь». Его основным отличием от базовой модификации является наличие пятиместой кабины с четырьмя дверями. Естественно, увеличение кабины привело к уменьшению грузовой платформы, что снизило грузоподъёмность автомобиля.

ГАЗ-33081 «Егерь»

Однако, несмотря на это, модификация «Егерь» пользуется не меньшим спросом, чем базовый вариант грузовика. Данный автомобиль часто используют для транспортировки различных ремонтных бригад, особенно если их работа проходит в труднодоступной местности. «Егерь» получил заслуженное признание у нефтяников и газовщиков, его широко используют для перевозки сотрудников МЧС, геологов, егерей и охотоведов.

Кабина этой модификации оборудована дополнительным отопительным оборудованием, на задних сидениях есть ремни безопасности.

Несколько лет назад была разработана модификация ГАЗ-33081 «Егерь-II» с двигателем Д-245.7.

Другие модификации ГАЗ-33081 и специальные автомобили на его основе

Простота, надежность и отличные технические характеристики автомобиля ГАЗ-33081 «Садко» привели к появлению на его основе большого количества модификаций и специальных автомобилей. Вариант «Егерь» является наиболее известным, но есть и другие:

  • ГАЗ-3308. Базовый вариант автомобиля с карбюраторным мотором ЗМЗ-5231.10 мощностью 130 л. с.;
  • ГАЗ-33082. Модификация с турбодизелем ГАЗ-562;
  • ГАЗ-33085 «Земляк». Автомобиль с двойными задними колесами и грузоподъемностью 4 тонны;
  • ГАЗ-33086 «Земляк». Вариант с дизелем Д-245.7, был впервые представлен в 2005 году;
  • ГАЗ-33088. Автомобиль с дизельным мотором ЯМЗ-53442 мощностью 134,5 л. с.;
  • МТП-1. Машина техпомощи, созданная на шасси ГАЗ-3308;
  • Мобильный перевязочный пункт АП-2, созданный на базе ГАЗ-3308;
  • Передвижная дезинфекционно-душевая установка ДДА-01-«СЗМО» на базе ГАЗ-3308;
  • ГАЗ-33081 «Тайга». Модификация с кабиной от «Газели», NEXT или «Газели».

Модификация автомобиля ГАЗ-33081 «Тайга» отлично подходит для состоятельных охотников и рыболовов

На базе различных модификаций ГАЗ-3308 создано значительное количество специальной техники. Это разнообразные подъемники, краны, автоцистерны, пожарные автомобили, автозаки, даже автомобили для перевозки опасных веществ и грузов. На основе полноприводного шасси «Садко» были созданы даже несколько автобусов повышенной проходимости.

Грузовой автомобиль с полным приводом ГАЗ 33081 Садко – один из самых удачных автомобилей российского автопрома. Его популярность не угасает с начала производства в 1997 году. Сегодня автомобили ездят практически во всех климатических зонах, России, они работают в геологоразведке, в МВД и вооруженных силах, в коммунальных службах и фермерских хозяйствах, не существует такой дороги по которой не проехали бы эти внедорожники.

Реинкарнация 66-го

Успех Садко связан с простым и вполне тривиальным решением. Новый автомобиль стал гибридом, совместившим внешний вид, шасси и управление ГАЗ 3309 с начинкой от легендарного внедорожника ГАЗ-66. В итоге относительно современный, на тот момент, капотный грузовик приобрел характер внедорожника. Гибрид был оценен по заслугам. В первую очередь, за потрясающую проходимость, совмещенную с относительным комфортом. С тех пор особых изменений автомобиль не претерпел.

От 66-го садко унаследовал полный привод с уникальной системой самоблокировки колес, дорожный просвет свыше 30 см. и также не имеющую аналогов систему подкачки шин, разработанную специально по заказу МО СССР. Компрессоры достаточно мощные, чтобы обеспечивать необходимое давление даже после нескольких пулевых попаданий. ЗЗ09 предоставил автомобилю новую просторную капотную кабину, удлиненное шасси.

Массовый спрос на модель обеспечивает в первую очередь армии России и СНГ и МЧС, автомобиль очень популярен среди монтажников ЛЭП в геологоразведки и добывающей промышленности. И, разумеется, ГАЗ 33081 необходим там, где на другой машине не проехать. Это северные регионы и удаленные труднодоступные регионы Сибири.

Модификации Садко

Надежный, простой и практичный внедорожник с грузоподъемностью шасси 2,3 тонны. Очень быстро на базе шасси Садко создано большое количество модификаций.

ГАЗ 33081 Тайга: самая популярная модификация, восточнее Урала. Автомобиль оснащен комфортабельной кабиной со спальным отделением позаимствованной Газели, Валдая или NEXT. Этот автомобиль оснащается всеми видами оборудования необходимого для лесозаготовки, геологоразведочных работ, ремонта ЛЭП и т.д.

ГАЗ 33081-50 Садко: бортовая модификация, созданная по заказу МО РФ.

ГАЗ 3308/33081 Егерь-2: выпускается преимущественно с двухрядной кабиной. Кроме базовой, на автомобиль устанавливается кабина от Газели, Валдая и NEXТ. Автомобиль предназначен для перевозки рабочих. ГАЗ 33081 Егерь комплектуется большим количеством специальной техники и оборудования. Это краны, подъемники, пожарное, электромонтажное оборудование и многое другое. На его базе существует огромное количество специальной техники, начиная от «автозаков» м заканчивая автомобилями для перевозки особо опасных и взрывчатых веществ.

ГАЗ-33086 Земляк: от Садко его отличают двойные задние колеса. И как следует из этого изменения, у автомобиля увеличена грузоподъемность. Она выросла практически в два раза и составляет более 4 –тонн.

Технические Характеристики ГАЗ 33081

Габаритные размеры базовой версии садко (Д х Ш х В) 6250 х 2340 х 2520, дорожный просвет - 315 мм, а база 3770.

На садко устанавливают два дизельных двигателя. Минский 4-цилиндровый ММЗ 245,7 объемом 4,7 литра мощностью 117 л.с. при 2400 об/мин устанавливается штатно. Сейчас экологические характеристики агрегата доведены до стандарта экологической безопасности евро-4 и средним у ГАЗ 33081 расход топлива всего 16,5 литров на 100 км при 80 км/ч. Это при снаряженной массе более 3,77 тонн.


Другой двигатель ЯМЗ-534 мощностью 135 л.с. устанавливается исключительно по предварительному заказу. Садко с ярославской силовой установкой носит номер 33088. 4-цилиндровый двигатель объемом 4,43 литра имеет мощность 135 л.с при 2300 об/мин. Разгоняет садко до 95 км час и тратит всего 13,9 литров бензина при скорости 60 км/ч. ЯМЗ-534 может соответствовать самому передовому классу Евро-6. Оба двигателя сочетаются с 5-ступечатой МКП.

По внедорожным качеством его можно сравнить с небольшим танком, угол подъема составляет 31 градус, а преодолеваемый брод почти 1 метр. Таким образом, у ГАЗ 33081 характеристики очень даже симпатичные, с учетом, что автомобиль акцентированный внедорожник, и на ровных дорогах ему в принципе делать нечего.

Интерьер и комфорт

Как ни странно, но автомобиль получился достаточно комфортным, даже в базовой комплектации, благодаря просторной кабине здесь очень комфортно. За дополнительную плату покупатель может заказать регулируемое сидение воителя, сделав машину еще более привлекательной.

Аскетичная приборная панель выполнена очень комфортно, например рулевое колесо совершенно не закрывает приборы, которые помешаются аккуратно него. Гидроусилитель, также помогает водителю. Со стороны пассажиров обычный ничем непримечательный двухместный диван, однако, благодаря размерам кабины даже на нем ехать вполне комфортно.

Разумеется, комфорт модификаций «Тайги» особенно с кабиной NEXТ, заметно выше, но это только подчеркивает, что для Садко нет приделов совершенства.

Садко оседлал Вепря


ГАЗ 33081 Вепрь - военный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, на базе Садко заслуживающий отдельного рассказа. Этот внедорожник обладает по настоящему выдающимися характеристиками заставляющими гордится нашим автопромом. Диапазон применения у Вепря кажется невероятным. Он нормально эксплуатируется при температурном режиме от +50 до – 50. Однако самое большое достоинство автомобиля возможность стабильно ехать на высоте до 4,500 км. Над уровнем моря. Для двигателей внутреннего сгорания такие показатели кажутся выше возможного, автомобиль стал достаточно популярен в МСЧС и силовых структурах, также в добывающей промышленности и у геологов, которые теперь могут проехать чуть выше. Также автомобиль оценен фермерами и просто любителями экстремальных авто.

Вепрь на 300 килограмм тяжелее садко, и это наряду с металлическим фургоном единственное заметное отличие от Садко.

Цена на 33081 Садко

Базовая цена на Бортовой Садко начинается от 1330000 рублей. Это даже выше чем стоимость Земляка с повышенной грузоподъемностью который в «базе» на целых 50 тысяч дешевле. Стоимость всех других модификаций и комплектации необходимо обсчитывать с менеджером при формировании заказа.

Только официальные представители ГАЗа предлагают около 100 модификаций из семейства садко. Если добавить к этому различные компании занимающиеся достройкой специальных автомобилей и фургонов на шасси садко, количество возможных измененных комплектаций может перевалить за тысячу.

Достаточно посмотреть ГАЗ 33081 фото в интернете, чтобы понять, насколько популярен и разнообразен этот автомобиль. Садко машина, которая уже вошла в историю. При этом она оставляет невероятный простор для модернизации, а учитывая то, что на российском рынке аналогов внедорожнику нет, истории САДКО только еще очень далеко до завершения.

ГАЗ-33081 является дизельной версией популярного отечественного автомобиля ГАЗ-3308 «Садко», многолетнего лидера в классе средне-тоннажных полноприводных грузовиков на рынке России и бывших союзных республик. Дизайном кабины и кузова ГАЗ-33081 практически не отличается как от основной модели семейства «Садко», так и от базовой платформы ГАЗ-3307 – тоже. Главная его особенность – дизельный, а не бензиновый, мотор. Фактически же ГАЗ-33081 стал прямым наследником легендарного военного грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66.

Область применения и варианты исполнения ГАЗ-33081

Тем не менее, возможности использования у потомка «66-го» гораздо шире сугубо армейских. ГАЗ-33081 подходит для применения в самых разных сферах народного хозяйства. Его стихия – бездорожье. Он способен эффективно работать в тяжёлых климатических условиях Крайнего Севера и Сибири; в труднопроходимых пустынных, лесных и горных районах.

Вот почему этот относительно дешёвый и неприхотливый грузовик получил широкое распространение в нефте- и газодобывающей отраслях; в геологических экспедициях; современных сельскохозяйственных предприятиях; в охотничьем и лесном хозяйстве; медицинской, пожарной и спасательной службах; в различных структурах МВД и УИН России.

Всего для автомашины ГАЗ-33081 на сегодняшний день было разработано более ста видов специальных надстроек, среди которых – автоцистерны, гидроподъёмники и фургоны различного назначения. Одни из самых популярных – это вахтовые автобусы и «походки», мобильные ремонтные мастерские.


С самого начала своего серийного производства, в самом конце 90-х, на базе дизельного «Садко» начали выпускать не только бортовые и тентованные грузовики, но и автомобили с обычными и изотермическими фургонами, простые и телескопические автогидроподъёмники, крюковые погрузчики, бурильные и крановые машины, эвакуаторы, краны-манипуляторы, фургоны для перевозки заключённых, передвижные лаборатории и прочую спецтехнику. Кстати, полный список которой в прайсе производителя просто поражает воображение.

Удачным вариантом исполнения грузовика ГАЗ-33081 стала его модификация «Егерь-II» – с двухрядной пятиместной кабиной, разработанной производственным предприятием «Чайка-Сервис». В этой четырёхдверной, «грузопассажирской» версии задний ряд кресел можно при необходимости заменить на два спальных места. Что позволяет использовать грузовик для дальних грузоперевозок, либо для доставки ремонтных бригад и их последующей работы в отдалённой и труднодоступной местности.

Некоторую известность получила также модификация ГАЗ-330811-10 «Вепрь», которая представляет собой укороченный вариант грузовика ГАЗ-33081 с модульным цельнометаллическим кузовом, в пассажирском или грузопассажирском исполнении.

Об истории модели ГАЗ-33081

Несмотря на многолетнее успешное использование в Советской Армии брутального грузовика-вездехода , ему на смену в восьмидесятых годах ХХ века на Горьковском автозаводе стартовала разработка нового полноприводного автомобиля.

Её результатом стал запуск в серийное производство автомашины, избавленной от основных недостатков 66-го: неудобного доступа к двигателю для ремонта; более чем суровых условий для водителя, в кабине со скверной, к тому же эргономикой рабочего места и органов управления.

За основу была взята платформа заднеприводных грузовиков четвёртого поколения Горьковского автозавода – . Это семейство, пришедшее на смену и , было разработано в течение 1982-1986 годов и встало на конвейер в 1989-м году.

В конце 80-х, с учётом всё возрастающей роли дизельных моторов в производстве грузовых машин, а также в связи с необходимостью модернизации ГАЗ-66, на заводе велись работы и над моделью полноприводного грузовика, с возможностью использования на нём дизельного двигателя.

ГАЗ-33081 «Егерь II» в Алма-Ате (Казахстан).

Однако разрушение Союза ССР и последующие потрясения 90-х годов в России способствовали тому, что до серийного производства эти перспективные разработки добрались только в декабре 1997-го года.

В двухтысячных конъюнктура рынка развивалась таким образом, что экономическая целесообразность использования бензиновых двигателей на среднетоннажных грузовиках неуклонно падала и в итоге практически сошла на нет. А вот грузовики, работающие на сжиженном газе; на дизтопливе оказались в новых условиях весьма жизнеспособными. Это и предопределило успех и распространение ГАЗ-33081 на рынке России и бывших союзных республик.

В упрощённом смысле, автомашину ГАЗ-33081 можно назвать конструктивной смесью базовых моделей ГАЗ-3307 и ГАЗ-66. При этом рама, ходовая часть и усиление были взяты у старого доброго 66-го, а у 3307-го взяли кабину и кузов. ГАЗ-33081 – автомобиль простой, и не только внешне, но и в техническом плане.

Простота эта умышленная. Поскольку в конструкции грузовика нет никаких лишних элементов, которые повышали бы его конечную стоимость. И обслуживание с ремонтом также не потребуют сколько-нибудь значительных временных и материальных затрат.

Технические характеристики ГАЗ-33081

Как уже было отмечено, главная отличительная особенность грузовика ГАЗ-33081, по сравнению с прочими модификациями полноприводного ГАЗовского семейства «Садко» – это его двигатель.

В отличие от базовой версии ГАЗ-3308, с карбюраторным 130-сильным двигателем ЗМЗ-5231.10 рабочим объёмом 4,67 л; на ГАЗ-33081 установлен оснащённый турбонаддувом дизельный мотор ММЗ Д-245.7 с рабочим объёмом 4,75 л и мощностью в 122 лошадиных силы.

ММЗ Д-245.7: двигатель ГАЗ-33081

Дизельный силовой агрегат ММЗ Д-245.7 Минского моторного завода состоит из четырёх цилиндров рядного вертикального варианта расположения. Двигатель ММЗ Д-245.7 полностью соответствует требованиям экологического стандарта Евро-2, а его максимальная мощность достигает 122,4 л.с. при 2400 об/минуту.

Верхний предел крутящего момента мотора достигает отметки 417 Нм в диапазоне от 1100 до 2100 об/минуту. Что вкупе с безальтернативной пятиступенчатой механической КПП обеспечивает грузовик возможностью разгона до максимальной «крейсерской» скорости 93 км/час по шоссе, при среднем расходе топлива – 16,8 литра на каждые 100 км пути. При равномерном же движении со скоростью 60 км/ч средний расход дизтоплива составляет, по данным производителя, 13,5 литров на 100 км пути.

Мотор оснащен жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Возможен вариант опциональной установки предпускового подогревателя, который упростит запуск двигателя при экстремально низких температурах.

Прочие характеристики двигателя ММЗ Д-245.7

  • Диаметр цилиндра и ход поршня – 110 х 125 мм;
  • Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2;
  • Направление вращения коленчатого вала – правое;
  • Степень сжатия – 17.
  • Максимальный крутящий момент, при частоте вращения коленчатого вала 1300-1600 об./мин. – 413 (42) Н*м (кгс*м).
  • Топливный насос высокого давления (ТНВД): Рядный, 4-х плунжерный, золотникового типа, «773-20.05Э2», со всережимным регулятором оборотов, подкачивающим насосом и электромагнитом останова.
  • Форсунки: ФДМ-22; 455.1112010-50 или 172.1112010-11.01 закрытого типа; давление начала впрыска 27,0-1,2 МПа (240 кгс/см2).
  • Система наддува: газотурбинная, с одним турбокомпрессором С14-179-01, или ТКР-6.1, с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа.

Впоследствии (а именно, в 2013-м году) вместо двигателя ММЗ Д-245.7 на дизельные полноприводные «Садко» начали ставить более современный, ярославский 134-сильный турбодизель ЯМЗ-53442, относящийся к экологическому классу Евро-4. Как известно, Ярославский моторный завод также вошёл в состав холдинга «Группа ГАЗ». Автомобиль «Садко» с дизелем ЯМЗ-53442 получил уже другой заводской индекс – ГАЗ-33088.

Общие габаритные и весовые данные ГАЗ-33081

  • Габаритные размеры. Длина – 6,25 м; Ширина (по платформе) – 2,34 м; Высота (по кабине без нагрузки) – 2,57 м; Высота (по тенту без нагрузки) – 2,78 м.
  • База – 3,77 м; Колея передних колёс – 1,82 м; Колея задних колёс – 1,77 м.
  • Дорожный просвет (под картером заднего моста при полной массе) – 315 мм. Брод – 1 м.
  • Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса – 11 м.
  • Угол свеса (с полной нагрузкой) – 48 градусов передний и 32 градуса задний.
  • Угол преодолеваемого автомобилем подъёма при полной массе автомобиля – не менее 31 градуса.
  • Погрузочная высота: 1,36 м.
  • Грузоподъёмность автомобиля – 2 тонны.
  • Масса автомобиля в снаряженном состоянии (без дополнительного оборудования) – 4,065тонны.
  • Полная масса автомобиля – 6,3 тонны.


Полноприводной грузовик ГАЗ-33081 в своём базовом варианте оборудован металлической, либо металло-деревянной бортовой платформой с ровным полом; с задним откидным бортом и каркасным съёмным тентом.

Габариты грузовой платформы составляют 3390х2145 мм, высота бортов платформы равна 900 мм. При необходимости и желании, платформу с тентом можно оснастить плафоном освещения, кнопкой звуковой сигнализации водителю, с откидными продольными боковыми креслами и предохранительным ремнём над задним бортом. Имеется и вариант с увеличенной до 3,75 м грузовой платформой.

Трансмиссия

Сцепление на грузовике ГАЗ-33081 – однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний в ведомом диске, с диафрагменной нажимной пружиной Привод сцепления - гидравлический. Коробка передач – механическая, 5ти-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерён, полностью синхронизированная (кроме I передачи и заднего хода).

Раздаточная коробка – механическая, с прямой и низшей передачами. Передаточное число низшей передачи – 1,982. Главная передача ведущих мостов – коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,5. Дифференциал – кулачкового типа. Поворотные кулаки переднего моста имеют шарниры равных угловых скоростей.

Грузовик ГАЗ-33081 построен на базе рамной двухосной платформы с зависимой рессорной подвеской спереди, а сзади – с продольными полуэллиптическими рессорами, дополненной гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на всех колесах. Рама – штампованная клёпаная, с передними удлинителями лонжеронов и задними бамперами.

Колёса дисковые, с ободом 228Г-457, с бортовыми и разрезным замочным кольцами. Шины пневматические, радиальные, односкатные, размером 12.00 R18, модели КИ-115А, с мощным внедорожным протектором. Для армейской версии машины предусмотрены шины увеличенного до R20 размера.

Подвеска оснащена продольными полуэллиптическими рессорами, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, с резиновыми рессорами сжатия в задней подвеске.

ГАЗ-33081 в тайге

Тормозные системы

Рабочая тормозная система: Двухконтурная, с раздельным торможением осей, с пневмогидравлическим приводом, с антиблокировочной системой (АБС). АБС –3х-канальная, с модулятором и пневмоусилителем; с главным тормозным цилиндром в каждом канале. Пневматическая часть привода включает в себя компрессор, воздухоосушитель с регулятором давления и ресиверы (3 шт. - по 20 л, 1 шт. - 5 л). Тормозные механизмы - колодочные, барабанного типа.

Стояночная тормозная система: Трансмиссионная, с механическим тросовым приводом с вилочным разжимным механизмом. Тормозной механизм - колодочный, барабанного типа.

Система проводки является однопроводной, отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с корпусом автомобиля. Напряжение внутренней сети составляет 24 Вольта.

  • Штатные аккумуляторные батареи: 6СТ-55А3 , либо 6СТ-55А13 , либо 6СТ-55 «Титан», либо 6СТ-55А73.
  • Генератор: 5101.3701-01 или ГГ273В1-3 переменного тока, со встроенными выпрямителем и регулятором напряжения.
  • Стартер: AZJ-3381 или 6СТ-230Р.

ГАЗ-330811-10 «Вепрь»

Рулевое управление грузовика построено на системе «винт – шариковая гайка» и дополнено гидравлическим усилителем руля.

В качестве дополнительного оборудования, на грузовике ГАЗ-33081 могут быть использованы:

  • Лебёдка: Тяговая, однобарабанная, горизонтальная. Тип редуктора - червячный, с глобоидной модифицированной передачей, с нижним расположением червяка и автоматическим тормозом. Передаточное число редуктора - 24. Длина троса - 50 м. Привод лебедки - карданным валом от коробки отбора мощности. Предельное тяговое усилие на тросе 29,4 кН (3000 кгс) при полностью намотанном тросе (верхний ряд навивки) и 39-44 кН (4000-4500 кгс) - при полностью размотанном тросе (нижний ряд навивки).
  • Коробка отбора мощности: Механическая, с двумя передачами.

Кабина ГАЗ-33081. Отзывы водителей и владельцев о грузовике

Кабина ГАЗ-33081 – цельнометаллическая, с обширным, почти панорамным остеклением; максимально простым, утилитарным и практичным устройством. Сиденья водителя и пассажира – разделённые, достаточно мягкие и удобные, с превосходным для грузовика уровнем комфорта.


Шумоизоляция оставляет желать лучшего. При движении по шоссе громкий шум внедорожных шин слышится весьма ощутимо. Теплоизоляция хороша: в кабине легко поддерживать комнатную температуру даже в самые лютые морозы.

Радует гидравлический усилитель рулевого управления. По отзывам водителей, «баранка» спокойно вертится одной рукой, без напряжения, «с сигаретой в зубах». Из других плюсов отмечают то, что на ГАЗ-33081 нет необходимости гонять на полном приводе постоянно – передний мост отключается просто, рычагом из кабины, и так же легко подсоединяется в случае нужды.

Расходы на содержание и ремонт называют необременительными, так как автомобиль вынослив, а запасных частей на рынке для ГАЗ-33081 всегда имеется в избытке, и цена их достаточно невысокая. Расход топлива в целом соответствует тому, что заявлен по паспорту Горьковским автозаводом. По расходам на владение машиной, ГАЗ-33081 даже сравнивают с УАЗиком-буханкой, хотя это машины из двух совершенно иных «историй».

В качестве бонуса, владельцы ГАЗ-33081 радуются тому, что в ПТС, кроме категории С, указано «Специализированные МАС», и это даёт право как спецтехнике проезжать под запреты для грузовых автомобилей. Ввиду своей специфичности, ГАЗ-33081 всё-таки более распространён в качестве «рабочей лошадки» различных государственных и крупных частных организаций и структур, чем в собственности индивидуальных владельцев. И испытания суровыми условиями Сибири и Крайнего Севера он прошёл и продолжает проходить достойно. Как и полагается настоящему потомку ГАЗ-66.

Цены ГАЗ-33081 на российском рынке

Стоимость нового полноприводного грузовика ГАЗ-33081 у дилеров Горьковского автозавода начинается с полутора миллионов рублей (за базовую комплектацию – бортовой автомобиль с тентом). На вторичном рынке предложений немного, и цена колеблется от 400 тысяч рублей до 1 миллиона, в зависимости от технического состояния автомашины.

Вахтовый автобус ГАЗ-33081.

В целом, нужно отметить, что ГАЗ-33081 был просто обречён на успех в нашей стране, где тысячи квадратных километров занимают просторы бездорожья и есть насущная необходимость в применении реальных вездеходных качеств техники.

Дизельный полноприводной «Садко» стал хорошим преемником грузовика ГАЗ-66, унаследовав лучшие качества простоты, неприхотливости, проходимости данной машины и избавившись от присущих ей недостатков.

III — зажигание выключено и, при вынутом ключе, включсено противоугооное устройство.

Ключ вынимается только в положении III.


Для выключения зажигания ключ из положения поверните до фиксированного положения 0. Для исключения случаев выхода из строя контактной части выключателя зажигания не оставляйте ключ в промежуточном положении.


Для включения противоугонного устройства на стоянке поверните ключ в положение III и выньте его, а затем поверните рулевое колесо в любую сторону до появления щелчка, который означает, что запорный стержень противоугонного устройства вошёл в паз вала рулевого колеса и заблокировал рулевое управление.


Для выключения противоугонного устройства вставьте ключ в выключатель зажигания и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево (для уменьшения трения при выходе запорного стержня из паза), поверните ключ в положение 0.


Схема положений рычагов



А — включение переднего моста (I - включен, II - выключен);

В — включение раздаточной коробки (I - включена прямая передача, II - включена низшая передача);

С — пятиступенчатая коробка передач;

D — четырехступенчатая коробка передач.


При включении передачи заднего хода (R) загорается свет заднего хода.


Стояночный тормоз


Для затормаживания автомобиля потяните рычаг вверх; при этом, если включено зажигание, на щитке приборов загорается красный сигнализатор 9 (см. рис. выше). Для возвращения рычага в исходное положение нажмите кнопку на торце рукоятки рычага, при растормаживании и сигнализатор гаснет.

Центральный переключатель света


Переключатель имеет три фиксированных положения:


0 — все выключено;

I — включены габаритный свет и фонарь номерного знака;

II — включены габаритный свет, фонарь номерного знака, ближний или дальний свет.


Поворотом ручки центрального переключателя света по часовой стрелке регулируется интенсивность освещения приборов.


Остановка двигателя


Для постепенного и равномерного охлаждения двигателя необходимо перед тем, как остановить двигатель, дать ему поработать одну-две минуты на малой частоте вращения коленчатого вала, после чего выключить зажигание. Если двигатель продолжает работать с выключенным зажиганием, необходимо выжать сцепление и нерезко нажать на педаль дроссельных заслонок до упора.


Вождение автомобиля


Во время движения автомобиля необходимо следить по контрольным приборам и сигнализаторам за температурой охлаждающей жидкости, давлением масла, зарядкой аккумуляторной батареи и давлением воздуха в шинах. Показания указателя температуры охлаждающей жидкости, соответствующие нормальному температурному режиму двигателя, должны быть в пределах 80-95°С.

Для обеспечения долговечной работы коробки передач при эксплуатации автомобиля обязательно соблюдать следующие правила, при выполнении которых достигается легкое и бесшумное переключение передач.

  1. Регулировка карбюратора и установка зажигания должны обеспечивать устойчивую работу двигателя при минимальной частоте вращения на режиме холостого хода.
  1. Привод сцепления должен быть правильно отрегулирован. При выжатой педали сцепление не должно «вести».
  1. Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после полного выключения сцепления. Не допускается переключение передач с неполностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.
  1. При трогании и с места на ровном горизонтальном участке дороги с твёрдым покрытием следует двигаться на первой передаче не более трёх — пяти метров до достижения скорости 2-3 км/ч. При более высокой скорости двигатель будет иметь повышенную частоту вращения коленчатого вала, которая может вызвать шумное включение второй передачи. Переключение с первой передачи на вторую при указанных условиях производить путём плавного перевода рычага с выдержкой в нейтральном положении.
  1. При движении по тяжёлой дороге или на подъёме, где автомобиль быстро теряет скорость, необходимо производить разгон на первой передаче до более высоких скоростей, в два-три раза больших, чем указано в п. 4. В этих условиях рекомендуется при переключении на вторую передачу применять двойной выжим сцепления, то есть дополнительное кратковременное включение сцепления в момент, когда рычаг находится в нейтральном положении.
  1. Переключение передач с низшей на высшую производится плавным движением рычага, применяя двойное выключение сцепления.
  1. Переключение передач с высшей на низшую производится плавным переводом рычага, применяя двойное выключение сцепеления с промежуточным повышение частоты вращения двигателя следующи образом: выжать педаль сцепления, поставить рычаг в нейтральное положение, отпустить педаль, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя, затем снова быстро выжать педаль и поставить оычаг в положение включаемой передачи, после чего плавно отпустить педаль. Степень увеличения частоты вращения при двойном выключении сцепления определяется практически в зависимости от скорости движения автомобиля, по легкости включения и отсутствия скрежета включаемых шестерен. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля. Недопускается включение сцепления при недовключенной передаче.
  1. Передний мост следует включать при движении по тяжелой дороге (песок, грязь, снежная дорога, гололед и др.). При включенной прямой передаче в раздаточной коробке включать и выключать передний мост можно на любой скорости движения. При этом необходимо выключить сцепление.Постоянное движение с включенным передним мостом увеличивает износ трансмиссии автомобиля, его шин и повышает расход бензина. Поэтому при движении по дороге с твёрдым покрытием передний мост должен быть выключен, а давление в шинах колес следует поддерживать 340 кПа (3,5 кгс/см 2) для шин передних колес и 440 кПа (4,5 кгс/см 2) для шин задних колёс.

В трудных дорожных условиях - на разбитых грязных грунтовых дорогах, заболоченных и песчаных участках, снежной целине - следует пользоваться системой регулирования давления воздуха в шинах в соответствия с плотностью грунта преодолеваемого участка пути.

Допустимая скорость движения автомобиля при пониженном давлении воздуха в шинах не должна превышать значений указанных в таблице.


Таблица допусиммыхскоростей движения при пониженом давлениивоздуха в шинах

Виды дорог

Допустимое внутреннее давление в шинах, кПа (кгс/см 2)

Максимальная допустимая скорость, км/ч

Тяжёлые участки заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков

90 (0,9)

170 (1,7)

300 (3,0)

30

Дороги всех типов, только в период подкачки шин до номинального давления после преодоления тяжёлых участков пути

более 300 (3,0)


В период подкачки шин с минимального давления до 300 кПа (3,0 кгм/см 2) рекомендуется остановить автомобиль.


При понижении внутреннего давления в шинах увеличивается площадь соприкосновения колёс с дорогой, а удельное давление на грунт уменьшается.


Необходимо учитывать, что на скользких дорогах (обледенелых или с размокшим тонким поверхностным слоем на твёрдом сухом основании) снижение давления в шинах не даёт положительных результатов, а наоборот приводит к заносам и сползанию в сторону крена и к пробуксовке колёс при преодолении подъёма.


В этих случаях следует устанавливать максимальное по технической характеристике автомобиля давление воздуха в шинах.


Следует иметь в виду, что при движении с включённым передним мостом на исправном автомобиле может прослушиваться повышенный шум трансмиссии.


В особо тяжёлых условиях необходимо включать низшую передачу в раздаточной коробке. Включение и выключение передач (прямой и низшей) должно производиться за6лаговременно учитывая дорожные условия, с выключенным сцеплением только после полной остановки автомобиля или, при необходимости, при скорости автомобиля до 5 км/ч, при этом низшая передача может быть включена только после включения переднего моста.


Прближаясь к повороту нужно заблаговренменно и постепенно уменьшить скорость движения, снижая частоту вращения коленчатого вала двигателя, а на крутых поворотах - переходить на низшую передачу.


На крутых поворотах не следует допускать резкого торможения во избежании заноса.


На скользкой дороге нужно включить передний мост и двигаться с небольшой скоростью, не меняя резко частоту вращения коленчатого вала двигателя. Тормозить плавно, не выключая сцепления, в несколько приёмов.


На скользкой дороге при резком торможении с выключенным сцеплением возможны заносы и вследствие этого аварии.


При начавшемся заносе следует прекратить торможение и поворачивать колеса в сторону заноса. При заносе во время торможения двигателем на скользкой дороге следует нажать на педаль дроссельных заслонок (прекратив тем самым торможение двигателем) до прекращения заноса.

Движение автомобиля по дорогам с крутыми подъёмами и спусками требует повышенного внимания и быстроты действия.


Крутые подъёмы нужно преодолевать на низшей передаче раздаточной коробки и на первой передаче коробки передач.


На подъёме следует двигаться без остановок и по возможности без поворотов.


При наличии удобного подъёма и хорошей дороги короткие подъёмы (длиной до 15-20 м) можно преодолевать с разгона на прямой передаче раздаточной коробки.


Преодолевать подъёмы, как правило, нужно по прямому пути, так как преодоление наискось, с креном, снижает максимальную силу тяги.


Если по каким-либо причинам подъём преодолеть нельзя, необходимо принять все меры предосторожности, медленно спуститься вниз, включив передачу заднего хода. Спускаться нужно постепенно, не давая разгона автомобилю и не выключая сцепления.


Преодолевая крутой спуск, необходимо предусмотреть все меры предосторожности, обеспечиваютие безопасность спуска.


При переходе к длинному спуску водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передач и раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъём подобной крутизны; при этом запрещается выключать двигатель, так как на затяжных спусках нужно всегда применять торможение двигателем.


Запрещается движение автомобиля по дорогам с крутыми подъёмами и спусками, если уровень масла в картере двигателя ниже метки II на указателе (масляном щупе) более чем на 5 мм.


Заболоченные участки нужно проходить на второй передаче и при включённой низшей передаче в раздаточной коробке. Давление в шинах колес автомобиля рекомендуется снизить до 90 - 170 кПа (0,9 - 1,7 кгс/см 2).


При движении по заболоченному участку надо выдержать установившуюся скорость движения, и не допуская снижения скорости, рывков, а тем более остановок. Если необходимо остановиться, то для этого нужно выбрать пригорок или относительно сухой участок местности.


Возобновлять движение после остановки на заболоченном участке очень трудно, так как для движения по такому грунту требуется большое тяговое усилие, которое вызывает срыв слоя дерна (верхнего слоя грунта) и застревание автомобиля.


Начинать движение по заболоченному участку надо при включенной низшей передаче в раздаточной коробке на второй передаче коробки передач, с осторожной пробуксовкой сцепления, не допуская буксования колёс. Как только начнётся буксование колёс, нужно немедленно выключить сцепление и включить задний ход Если буксование повторится при заднем ходе, надо немедленно подложить под колёса хворост, доски или другой подручный материал, чтобы увеличить сцепление колёс с грунтом и обеспечить движение автомобиля. Не рекомендуется делать резкие и крутые повороты. Нужно заранее учитывать необходимость поворота и делать его плавно, большим радиусом. Такой поворот не снижает скорости движения автомобиля и исключает возможность срыва дерна, неизбежную при резком повороте.


При движении в колонне не надо двигаться по следу, проложенному впереди идущим автомобилем, а лучше прокладывать новую колею. После выхода на сухой и твёрдый грунт нужно сразу же поднять давление воздуха в шинах колёс до максимального по технической характеристике автомобиля.


Давление устанавливается в зависимости от плотности песка и условии движения. При движении но песку выгоднее пользоваться возможно более высокими передачами при включенном переднем мосте, преодолевая с ходу наметы и короткие песчаные подъёмы.


На особо тяжёлых участках при падении скорости нельзя допускать пробуксовку колёс. При начавшейся пробуксовке нужно выжать сцепление, сдать автомобиль назад для разгона и попытаться преодолеть трудный участок с ходу. Необходимо соблюдать возможную плавность движения, избегая рывков и остановок. Повороты производить плавно, большим радиусом.


В отличие от способа движения колонной по заболоченным участкам, на песке нужно двигаться по следу впереди идущего автомобиля на дистанции 40 - 50 метров. Дистанция необходима для того, чтобы впереди идущий автомобиль мог сдать назад и разогнаться для преодоления с ходу трудного участка.


При движении по снежной целине с глубиной покрова (250 - 280 мм) можно не снижать давление в шинах. Колёса, продавливая слой снега, будут идти во твердому основанию - мерзлой земле. При значительной толщине снежного покрова (400 мм и выше) давление в шинах рекомендуется снижать до 90 - 300 кПа (0,9 - 3.0 кгс/см 2) в зависимости от плотности снега.


Двигаясь по глубокому сыпучему снегу, следует соблюдать те же приемы вождения, что и при движении по песку - преодолевать наметы и короткие подъёмы с разгона, соблюдать плавность движения в поворотов, держать колею впереди идущего автомобиля и дистанцию 40 - 50 метров.


При выходе автомобиля на обнаженные от снега обледенелые склоны, холмы и т. п. нужно обязательно повышать давление воздуха в шинах до масимальногопо технической характеристике автомобиля.


Грунтовые дороги на глинистых и чернозёмных почвах при размокании верхнего слоя грунта представляют для автомобиля опасность заносов и боковых скольжений. Особенно затруднено движение но грязным профилированным дорогам. Двигаясь по таким дорогам, следует устанавливать максимальное давление в шинах в соответствии с технической характеристикой автомобиля, выбирать для движения горизонтальные участки обочины, а также использовать проложенную ранее колею или же двигаться осторожно по гребню дороги.


Преодоление брода. Автомобиль способен преодолевать броды глубиной до 1 метра, с учётом высоты волн и течения.


Непосредственно перед переездом брода надо установить давление в шинах соответственно прочности прибрежного грунта. Входить в брод следует осторожно ие создавая большой волны перед автомобилем, двигаться при преодолении брода следует на первой или второй передаче коробки передач и на низшей передаче раздаточной коробки, избегая маневрирования и крутых поворотов. При переезде брода нельзя останавливаться, так как вода начнет вымывать грунт из-под колёс, и они будут погружаться глубже. Протяжённость брода в случае, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности для застревания, ограничивается временем движения автомобиля в воде, которое не должно превышать 20 минут. Скорость движения по броду должна быть не более 5 км/ч.


После преодоления брода при первой возможности, но не позднее чем в тот же день, необходимо проверить состояние масла во всех агрегатах, приоткрывая их сливные пробки. Если в масле какого-либо агрегата будет обнаружена вода, необходимо слить масло из этого агрегата. Наличие воды в масле можно определять по изменению его цвета. Необходимо также смазать до выдавливания свежей смазки все пресс-масленки шасси.


Каждый раз после выхода из брода следует произвести несколько торможений рабочим тормозом для просушки накладок тормозных колодок.


Если при преодолении брода произошло случайное погружение автомобиля на глубину более 1 метра, необходимо после выхода из воды слить отстой из картера двигателя.


При остановке двигателя во время преодолевания брода допускается сделать две-три попытки пустить двигатель стартером. Если двигатель не запускается, автомобиль должен быть немедленно эвакуарован из воды с помощью лебедки другого автомобиля или другими средствами.


Если при преодолении брода в результате застревания автомобиля вода проникает в агрегаты, то двигаться собственным ходом после извлечения автомоблия из воды не следует. В этом случае необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшего пункта, где может быть произведено техническое обслуживание, слить всю смазку из агрегатов, промыть их, осмотреть, устранить неисправности и залить свежую смазку.


После движения по жидкой грязи глубиной 0,4 - 0,8 метра необходимо также проверять состояние масла в агрегатах.


При движении задним ходом и буксировке автомобиля в трудных дорожных условиях (пашня, песчаная дорога, снежная целина и колея, крутые подъемы) рекомендуется включать низшую передачу в раздаточной коробке.


Принципиальная схема тормозной системы автомобиля ГАЗ-33088 (ГАЗ-33081)


  1. — компрессор;
  2. — воздухоосушитель;
  3. — воздушный баллон регенерационный;
  4. обратный клапан;
  5. — датчик падения давления воздуха;
  6. — воздушный баллон;
  7. — кран слива конденсата;
  8. — кран тормозной двухсекционный с рычагом;
  9. — рычаг стояночной тормозной системы (СТС);
  10. — датчик частоты вращения АБС;
  11. — ротор АБС;
  12. — манометр электрический;
  13. — зуммер;
  14. — сигнализатор аварийного хода поршня и падения уровня тормозной жидкости;
  15. — сигнализатор АБС;
  16. — сигнализатор включения СТС;
  17. — бачок двухсекционный;
  18. — пневмоусилитель с главным цилиндром;
  19. — фильтр;
  20. — датчик аварийного хода поршня;
  21. — клапан контрольного вывода;
  22. — модулятор АБС;
  23. — блок управления АБС;
  24. — датчик включения сигнала «СТОП»;
  25. — датчик манометра;
  26. — лампа сигнала «СТОП»;
  27. — датчик падения уровня тормозной жидкости;
  28. — шумоглушитель;
  29. — датчик сигнализатора включения СТС

Антиблокировочная система тормозов


Автомобили оборудованы антиблокировочной системой тормозов (АБС). АБС эффективна при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт-лёд) и предотвращает блокировку колёс, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия (льда) при сохранении его устойчивости и управляемости.


Внимание!


Для получения оптимального эффекта при экстренном торможении автомобиля с использованием АБС необходимо нажимать на тормозную педаль с максимальным усилием, при одновременном нажатии на педаль сцепления.


Электрическая часть АБС состоит из 4-х датчиков АБС (в колёсных узлах автомобиля), 3-х модуляторов (на пневмоусилителях), блока управления (БУ) АБС (в кабине на правой боковине), кнопки диагностики АБС (на щитке приборов), сигнализатора неисправности АБС (на щитке приборов для ГАЗ-3308, правом блоке контрольных ламп для ГАЗ-33088 (ГАЗ-33081)) и жгута АБС, соединяющего датчики и модуляторы с БУ АБС.


К БУ АБС подключены две цепи питания: для модуляторов через 3-й предохранитель 25А в блоке предохранителей АБС и непосредственно для БУ АБС через 1-й предохранитель 5А в блоке предохранителей АБС. Питание воздухоосушителя осуществляется через 2-й предохранитель 10А. Блок предохранителей АБС расположен за заглушкой, находящейся ниже заглушки блоков предохранителей.


Сигнализатор неисправности АБС загорается на несколько секунд при каждом включении зажигания, а затем гаснет, что подтверждает исправность системы АБС. Постоянное горение сигнализатора или его загорание в движении (кроме случая движения с включенным передним ведущим мостом, когда антиблокировочная система тормозов (АБС) принудительно отключается) указывает на неисправность АБС.


При неисправности АБС автомобиль должен быть проверен на станции технического обслуживания.


Колеса и шины


На автомобиле установлены дисковые колеса с разъемным ободом. Колесо состоит из основания обода, двух съемных взаимозаменяемых бортовых колец и разрезного замочного кольца.

Колесо с шиной


1. — краник подкачки шин;

2. — основание обода;

3. — замочное кольцо;

4. — бортовое кольцо;

5. — камера;

6. — покрышка;

7. — ободная лента;


Особенностью колеса является тороидальная форма поверхности посадочных полок обода и посадка бортов шины на полки обода с гарантированным натягом, что обеспечивает надежное закрепление шины на ободе без применения распорного кольца при движении автомобиля по грязным и сыпучим грунтам, а также при снижении внутреннего давления воздуха в шине до 90 кПа (0,9 кгс/см 2). К замочной части обода приварен специальный ограничитель, который служит для фиксации замочного кольца (3) и прилегающего к нему бортового кольца (4). Бортовые кольца (4) имеют по два паза, в один из которых во время разборки колеса вставляют монтажную лопатку, а в другой при сборке колеса входит выступ замочного кольца. На одном из концов замочного кольца имеется паз для захвата кольца при извлечении его из замочной канавки обода. Для предохранения камеры от повреждения служит ободная лента (7). Проверку давления делать при холодных шинах.


Не допускать попадания на шины масла и топлива. Стоянку производить на чистом сухом месте. При длительной стоянке необходимо предохранять шины от действия солнечных лучей.


Во избежание повышенного износа протектора без экстренной надобности резко не тормозить, не допускать перегрузки, рекомендуется исключать рывки и пробуксовку колес при трогание с места и переходе с низших передач на высшие.


Перестановку колёс необходимо производить только при выявлении необходимости. Основанием для перестановки колёс могут служить: неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора, необходимость правильного подбора шин по осям, установка более надёжных шин на переднем мосту автомобиля и другие причины.


Монтаж и демонтаж колеса


Перед сборкой колеса необходимо:

    проверить состояние шины, обода, бортовых и замочимх колец;

    устранить глубокие царапины, вмятины, наплывы краски, ржавчину па ободе и на посадочных полках;

    осмотреть покрышку, удалить из нее посторонние предметы (грязь, песок п пр.), тщательно протереть влажной тряпкой внутреннюю поверхность и посадочные места;

    припудрить тальком все сопрягаемые поверхности покрышки, камеры, ободной ленты;

    для облегчения сборки полной посадки шипы на посадочные поверхности обода рекомендуется борта шины смачивать водным или мыльным раствором.

Запрещается в качестве смазки для посадочмых поверхностей бортов шин использовать минеральные масла (солидол и др.)


Сборку колеса с шиной надо вести в следующей последовательности:


  1. Нa обод, установленный замочной частью вверх, следует надеть одно бортовое кольцо закраиной вниз; для удобства сборки можно вывесить обод, положив его на подставку.
  2. Вставить в покрышку камеру и слегка накачать ее, заправить ободную ленту. Положить шину на колесо с перекосом таким образом, чтобы направление стрелок на боковинах покрышек совпадало с направлением их вращения при движении автомобиля вперед (шины имеют направленный рисунок протектора), а вентиль камеры находился против вентильного паза.
  3. Ввести вентиль в вентильный паз. Приподнять шину со стороны вентильного паза и надвинуть ее на обод так, чтобы нижний ее борт попал в монтажный ручей обода. Надеть шину на обод полностью и нажать на наружный борт над вентилем так, чтобы вентиль вышел из отверстия в диске.
  4. Вставить монтажную лопатку изогнутым концом в замочную канавку обода, а прямую лопатку положить на борт шины перпендикулярно первой лопатке. Прилагая услиля к первой лопатке, осадить борт шины вниз за посадочную полку обода.
  5. Надеть бортовое и замочное кольца, совместив разрез замочного кольца с ограничителем и специальную выштамповку на кромке замочного кольца с одним из демонтажных пазов бортового кольца.
  6. Накачать шину до давления, обеспечивающего посадку бортов шины на посадочные полку обода 600 - 700 кПа (6 - 7 кгс/см 2), а затем довести давление до 340 кПа (3,5 кгс/см 2) в передних шинах и 440 кПа (4,5 кгс/см 2) в задних шинах. В отличии от колес сконическими полками посадка бортов шины на тороидальные обода колеса под действием нарастающего внутреннего давления в шине происходит не постепенно, а мгновенно. Для обеспечения техники безопасности при накачивание шины в гараже собранное колесо должно быть помещено в защитное приспособление, а вне гаража бортовое и замочное кольца должны быть направлены в сторону от водителя и аходящихся вблизи людей.

Разборку колеса надо вести в следующей последовательности:


1. Полностью выпустить воздух из шины и положить колесо сшиной на помост или чистую горизонтальную площадку. Замочная часть обода должа находиться снизу.


2. Снять внутренний борт с посадочной полки обода, для этого:

— изогнутый конец монтажной лопатки вставить между бортовым кольцом и фланцем обода в монтажный паз и отжать бортовое кольцо вниз;

— в образовавшийся зазор вставить плоский конец прямой лопатки, освободить первую лопатку, последовательно продвигаясь по окружности обода, вставляя концы обеих лопаток в образуемый зазор и осаживая борт шины через бортовое кольцо, снять его с посадочной полки обода;

— тороидальная форма посадочной поверхности не позволяет произвечти местное снятие борта шины, поэтому затраты труда и времени монтажных работ значительно сокращаются при постепенном осаждение борта шины путем приложения усилий по окружности колеса.

Перевернуть колесо и снять борт шины со второй посадочной полки, повторяя указанные операции.


3. Снять замочное и бортовое кольца. Для этого необходимо вставить плоский конец одной лопатки в паз, расположенный на торце замочного кольца. Второй лопаткой поднять этот торец замочного кольца, отжимая первой лопаткой конец кольца, выступающий из замочной канавки, выжать его вверх. Удерживая выжатый конец второй лопаткой освободить первую и завести ее плоский конец под кольцо. Выжимая кольцо монтажными лопатками по окружности колеса, снять замочное кольцо. Снять бортовое кольцо.


4 .Демонтировать борт шины: встать на участок борта шины, противоположный вентильному отверстию; в зоне вентильного отверстия завести плоские концы обеих лопаток между шиной и ободом на расстоянии 150-250 мм одна от друой. Прикладывая усилия к монтажным лопаткам, вывести часть борта наружу, причем противоположная часть борта шины должна обязательно находиться в монтажном ручье. Удерживая демонтированную часть борта шины одной лопаткой, освободить другую и завести ее плоский конец между ободом и шиной на расстояние 70-100 мм от места перехода борта шины наружу. Повторяя дашгую операцию, демонтировалъ борт шины полностью.


5. Утопить вентиль в полость шины. Поставить колесо в вертикальное положение. При этом нижняя часть борта шины должна находиться в монтажном ручье обода. Извлечь обод из шины.


Запасное колесо


Запасное колесо установлено на держателе, находящемся на переднем борту платформы.


Устройство подъема запасного колеса расположено в правой задней части платформы. Основным элементом подъемного устройства является стойка с закрепленным на ней механизмом подъема. Масса поднимаемого груза не должна превышать 140 кг.


Подъем колеса осуществляется в следующем порядке:


— откинуть задний борт платформы и подкатить колесо диском к борту;

— поставить стойку подъемника в рабочее положение, для чего расшплинтовать фиксатор, вынуть его и повернуть стойку до совмещения второго отверстия в стойке с отверстием в пяте, вставить фиксатор;


Система регулирования давления воздуха в шинах


Снижение давления воздуха в шинах при движении по мягкому грунту уменьшает удельное давление на грунт и повышает проходимость автомобиля.


  1. компрессор;
  2. кран управления;
  3. манометр;
  4. рукоятка крана управления;
  5. регулятор давления;
  6. воздушный баллон;
  7. клапан контрольного вывода;
  8. кран слива конденсата;

Система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает изменение давления в шинах с места водителя как на стоянке, так и на ходу в зависимости от характера дорожного покрытия и скорости движения автомобиля, а также контроль за давление воздуха в шинах.


При незначительных повреждениях камеры система регулирования давления в шинах позволяет продолжить движение автомобиля, не прибегая при этом к немедленной смене колеса, по-скольку компрессор восполняет утечку воздуха из камеры.


Компрессор поршневого типа, оцилиндрованный, с воздушным охлаждением.


1. шкив;

3. поршень;

4. цилиндр;

5. пробка;

6. штуцер;

7. уплотнительное кольцо;

8. картер;

9. кронштейн;

10. крышка картера;

11. коленчатый вал;


Воздух из впускного трубопровода двигателя поступает в цилиндр компрессора черезпластинчатый впускной клапан. Сжатый воздух вытесняется в пневматическую систему через пластинчатый нагнетательный клапан. Смазка компрессора - от системы смазки двигателя.

Привод компрессора - ременный.