Пишет Леонид Варламов ака mmet : Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачёва (ЗИЛ), с 1971 головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР, в состав которого входят ещё 9 специализированных заводов, расположенных в Москве и др. городах страны. Выпускает грузовые автомобили (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131) и легковые автомобили высшего класса (ЗИЛ-114, ЗИЛ-117), бытовые электрохолодильники, двигатели, запчасти к автомобилям, специальное и нестандартное оборудование, а также все виды оснастки для собственных нужд. Завод основан в 1916 «Товариществом на паях автомобильного московского завода «АМО»».

Смотрите также другие репортажи Леонида: , ,

Спонсор поста: Билеты в театр Cатирикон : Приобрести билеты в театр Сатирикон сегодня не представляет особой проблемы. Для этого Вам достаточно ознакомиться на нашем сайте с представленной схемой зала, определиться с интересующими местами и оформить заказ билетов в театр Сатирикон.

С 1956 завод носит имя И. А. Лихачёва, который был его директором в течение 25 лет. Большие работы по техническому перевооружению осуществлены в 60-х гг., что связано с организацией производства грузовых автомобилей ЗИЛ-130, массовый выпуск которых начат в декабре 1964. На заводе работают сотни автоматических линий, что позволило полностью автоматизировать обработку тяжёлых корпусных деталей. Все основные агрегаты автомобилей собираются на конвейерах.
Повышение технического уровня производства и непрерывная работа по совершенствованию конструкции автомобилей и холодильников позволили значительно улучшить качество и увеличить выпуск продукции. В 1973 производство грузовых автомобилей выросло по сравнению с 1965 на 75,2%, запасных частей к автомобилям — более чем в 2 раза. На заводе развито социалистическое соревнование. На 1 сентября 1973 29 цехам и отделам присвоено звание коллектива и 33 тыс. чел. — звание ударника коммунистического труда. Награждён 3 орденами Ленина (1942, 1949, 1971) и орденом Трудового Красного Знамени (1944).

© Большая советская энциклопедия

1. Пройти на территорию завода сейчас очень просто. Нужно подождать, пока охрана отвернется и пройти

2. Современная территория завода им. Лихачева сравнима с площадью ВВЦ и составляет 275 га. Эти гектары в центре Москвы не дают покоя многим светлым умам

3. Согласно заявлениям мэра Москвы Сергея Собянина, "в нынешнем состоянии квадратный метр площади территории завода стоит 1 тыс. долларов, потенциал его роста – как минимум в два раза"

6. Территория ЗИЛа разделена малым кольцом Московской железной дороги на две части. Одна старая, а вторая появилась позже и там размещались цеха по сбору легковых автомобилей, холодильников и прочей передовой продукции. Попасть с одной части на другую можно под тремя жд-мостами, одной надземной галереей, но лучше всего подземным тоннелем. Правый тоннель пешеходный, левый - судоходный

8. Старые кузнечные цеха забросили первыми. Со стороны железной дороги они элегантно прикрыты сеточкой

9. Внутри все давно уже выметено под ноль

10. Шутка, не все еще. Например, цела стойка с роскошными импортными конденсаторами

11. Прочая электрика

14. Расхитителям материальных ценностей весоизмерительный пост не нужен, весовщик уволен

15. Весы пока остались

16. ЗИЛ неоднократно был пионером применения в отечественном автомобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них гидравлический привод тормозов (1931 г.), 12-вольтовая система оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник (1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с сервоприводом (1946 г.), четырёхкамерный карбюратор и кондиционер (1959 г.), четырёхфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967 г.).

18. В 1975-1989 гг. завод ежегодно собирал по 195-210 тыс. грузовиков. В 1990-х объём производства катастрофически упал до 7,2 тыс. грузовиков (1996), после 2000 года возрос до 22 тыс., затем снова стал снижаться.

19. В 2009 году произведено 2,24 тыс. автомобилей. С 1924 по 2009 завод произвёл 7 млн 870 тыс. 089 грузовых автомобилей, 39 тыс. 536 автобусов (в 1927-1961 гг., 1963-1994 гг. и с 1997 года) и 12 тыс. 148 легковых автомобилей (в 1936-2000 гг.; из них 72% - ЗИС-101). Кроме того, в 1951-2000 гг. было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и в 1951-1959 гг. - 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.

22. Прихода капитализма не выдержала и обувная мастерская

24. Основная столовая прекрасно работает и выдаёт борщ с колбасой. А в этой уже ничего не купишь, хотя плакаты на стене уведомляют, что продукция облагается налогом с продаж 4%

28. Благо материалы для постройки под рукой

30. Молельная комната

31. Органный зал

32. Зал приема торжественных делегаций

Промышленные зоны Москвы занимают тысячи гектаров. Часть таких зон процветает и функционирует, но большинство из них прекратили свое производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Давайте посмотрим, что происходит с «ржавым поясом» Москвы на примере моего любимого ЗИЛа.

1. Сегодня в ЦАО сосредоточено 40% рабочих мест Москвы, при том что проживает там только 8% населения. Реорганизация промзон - это не только сплошное строительство жилья (иначе Москва просто лопнет), но и возведение офисных зданий и новых производственных площадок, которые создадут рабочие места рядом с жильем на периферии города.

2. С ЗИЛом у меня связаны особые воспоминания. Напомню, что по образованию я дизайнер автомобилей, и все наше обучение было так или иначе связано с этим заводом. Курсовые проекты на базе автомобилей ЗИЛ, преподаватели, которые работали на этом заводе в отделе дизайна, практика и экскурсии по цехам этого города-гиганта. С тех пор я посетил сотни похожих заводов, страшных и ужасных, новых и современных. Цеха старого ЗИЛа я уже почти не помню.

3. С закрытием ЗИЛа ушла целая эпоха. Завод имени Лихачева был старейшей советской автомобилестроительной компанией. Я стал фотографом, а не дизайнером автомобилей. Жаль, я не знаю, кто автор этого гениального кадра.

4. Сейчас большинство цехов завода демонтировано. Насколько я понял, сохранилась часть производства на южной площадке завода, на территории, приближенной к ТЭЦ. Но как я вычитал, производство автомобилей остановлено.

Нужно понимать, что такое застройка земель, на которых десятилетиями загрязнялись почвы, сливались отработанные технические жидкости и закапывались в землю отходы производства. Прежде, чем начинать строительство, застройщики сняли и вывезли всю почву, и завезли новый плодородный слой.

5. Сейчас на территории завода ЗИЛ строятся сразу несколько комплексных проектов: «Парк Легенд», «Зиларт» и «Технопарк».

Кроме этого сегодня в Москве идут работы по реновации сразу десятка промзон, некоторые вам наверняка известны. Вот часть из них:
- Бывший металлургический завод Серп и Молот - «Символ»
- Шелепихинская набережная - «Сердце столицы»
- Бывшая территория аэропорта Тушино - «Город на реке 2018»
- «Арт-Квартал» на Яузе
- «Садовые кварталы» в Хамовниках
- Огородный проезд у Марьиной рощи - «Савеловский сити»
- Грайвороново - «Среда»

6. Большую часть этих промзон я так или иначе уже посетил и снял. А комплексы «Сердце столицы» и «Символ» фотографы нашего фотоагентства снимают ежемесячно на протяжении нескольких лет. Но сегодня я хотел бы рассказать именно про спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд», так как он сильно отличается от всех подобных проектов.

7. Как обычно принято у застройщиков? Сначала построить и продать побольше жилья, а потом уже заниматься инфраструктурой и объектами соцкультбыта. Тут все наоборот, об этом чуть ниже.

В этом году группа компаний ТЭН приступила к строительству жилого квартала «Парк Легенд», который будет находится всего в паре минут от станции МЦК «ЗИЛ». На фотографии видна стройплощадка первых корпусов, где сейчас возводятся паркинг и первые этажи монолита.

8. По проекту планируется построить девять 24-этажных башни. Под ними будет расположена подземная парковка на тысячу машиномест.

9. Главной отличительной особенностью строящегося квартала является большая спортивная составляющая. Застройщик в первую очередь позаботился о создании социальной инфраструктуры и лишь после этого начал строительство жилья, что совсем не свойственно для рынка жилой недвижимости. Обычно первые годы люди живут буквально на стройке. А здесь уже построены крупные спортивные объекты, вокруг которых постепенно растут дома.

В 2015 году было открыт ледовый дворец, огромное сооружение олимпийского уровня. В начале 2017 года откроется комплекс водного спорта, где разместится олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой (в центре на фото).

10. Ледовый дворец - это первый в России спорткомплекс с тремя аренами под одной крышей. Это первый в Москве спортивный объект такого уровня, который был построен на территории, которая еще недавно была промышленной зоной. В квартале появилась спортивная инфраструктура высочайшего уровня сильно раньше сдачи первых квартир. Теперь главное не забыть про сады и школы)

12. По другую сторону ТТК открыт нечеловеческих размеров торгово-развлекательный центр «Ривьера», который по словам моих друзей пока в основном пустует. Сам я там еще не был.

13. В дальнейшем в рамках реновации территории промзоны ЗиЛ планируется также расширение транспортной инфраструктуры и развитие улично-дорожной сети. На фотографии новая станция МЦК «ЗИЛ».

14. В начале 2017 года запланирован ввод в эксплуатацию энергоцентра, который решит вопрос оптимизации расхода энергетических ресурсов и обеспечит бесперебойную работу всех спортивных сооружений.

15. Рядом с ледовым дворцом построен открытый каток «Парк Легенд». Появилось еще одно место в Москве, где есть отличная возможность провести время с семьей на открытом воздухе, сходить на хоккейный матч или сыграть в хоккей самим.

16. На уличной арене будут проходить не только хоккейные матчи, но и массовые катания, вечеринки с живой музыкой, мастер-классы для детей и родителей с возможностью покататься в полной хоккейной экипировке, уроки фигурного катания, встречи с легендарными хоккеистами и многое другое.

19. А это здание, которому скоро исполнится 100 лет. Объект культурного наследия «Контора первого в России автомобильного завода АМО». До реконструкции в здании располагался музей «ЗИЛа», а сейчас - первый в истории отечественного спорта музей хоккея.

20. Здание заводоуправления - одно из лучших образцов так называемого промышленного стиля в классической архитектуре.

21. И самый интересный с точки зрения фотографии объект «Парка Легенд». Бывший кузовной цех завода «ЗИЛ». Высоченная, огромная коробка, где когда-то я гулял среди шумных штамповочных прессов и сварочных станков.

22. Почему-то застройщик не стал сносить все под корень. От цеха бережно сохранили все несущие конструкции. Теперь его ждет новая жизнь - это будет комплекс апартаментов, деловой центр и многоуровневая парковка на 3500 машиномест.

24. Огромный паркинг занимает первые несколько этажей бывшего цеха. Сейчас парковка используется для посетителей ледового дворца, музея хоккея и открытого катка.

25. Стоимость парковки - 50 рублей в час. Есть фиксированный тариф на мероприятия - 200 рублей, начинающийся за 2 часа до матча/концерта и заканчивающийся спустя 2 часа после мероприятия.

27. Ааа, это та самая плитка, которая помнит отпечатки ног работяг «ЗИЛа» и шум работы многотонных станков!

30. Я не знаю, чем оправдано сохранение несущих балок. Но приятно, что хоть что-то осталось от бывшего цеха.

31. Готовые элементы декора будущих апартаментов)

32. Рядом виднеется комплекс «ЗилАрт», известный всем по одному сомнительному рекламному клипу с российскими звездами. Завидую всем, кто не знает о каком клипе идет речь)

34. Промышленная красота строек. Могу бесконечно снимать такие объекты)

35. Москва строится!

Дмитрий Чистопрудов,

Дата рождения завода ЗИЛ - 2 августа 1916 года. Отцы-основатели - владельцы торгового дома "Кузнецов, Рябушинские и К". Полноценно завод начал работать только в 1924 году, когда на предприятие пришел заказ на изготовление первых советских грузовых автомобилей.

За годы своей деятельности ЗИЛ не раз становился новатором и автором многих новинок машиностроения, которые после применялись и применяются по сей день на всех отечественных автозаводах. Так, ЗИЛ стал автором гидравлического привода тормозов, 12-вольтовой системы оборудования, восьмицилиндрового двигателя, гипоидной главной передачи и стеклоподъёмников с сервоприводом, четырёхкамерного карбюратора, автомобильного кондиционера, дисковых тормозов и четырёхфарной системы освещения.

Сегодня ЗИЛ - это крупнейший в России автомобильный холдинг, включающий в себя несколько крупных предприятий, выпускающих как собственно автомобильную технику, так и комплектующие к ней. ООО "РязаньАвтоагрегат АМО ЗИЛ" производит ведущие задние и средние мосты, передние оси, карданные валы, горячие штамповки, а также запасные части. ЗАО "Пензенский завод "Автозапчасть" производит автомобильные поршни к силовым агрегатам, колесный и главный цилиндр тормозов и металлокерамические направляющие втулок клапанов к моторам. ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ" выпускает редукторы задних мостов, задних мостов и передних осей, механизмы сцепления, гидравлические амортизаторы и другую продукцию. ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод" наладил производство спецавтосредств. ОАО "Каширский литейный завод "Центролит" выпускает фасонные отливки из черных и цветных металлов и сплавов.

ЗИЛ выпускает грузовые автомобили грузоподъемностью от 6,95 до 14,5 тонн, автобусы малого класса длиной от 6,6 до 7,9 метров и легковые автомобили представительского класса. Модельный ряд ЗИЛа очень обширный и состоит из аварийно-ремонтных автомобилей, автобусов, подъемников, самосвалов, топливо- и маслозаправщиков, автофургонов, пищевых автоцистерн, автомобилей для содержания дорог, шасси, бортовых платформ, техники для сельского хозяйства (под перевозку сыпучих кормов и машин для транспортировки инкубационных яиц и молодняка птицы). Также в модельном ряду ЗИЛа - подметально-уборочные, пожарные автомобили, манипуляторы и другая техника.

На шасси ЗИЛа выпускается также довольно обширный спектр специальной техники - бронетранспортёры, амфибии, специальные автомобили высокой проходимости, поисково-спасательные комплексы, грузовые и грузопассажирские вездеходы, КДМ и др. За годы своего существования ЗИЛ экспортировал больше 630 тысяч автомобилей в более чем 50 стран мира.

" (ЗИЛ) - российская автомобилестроительная компания, в советское время - головное предприятие крупного производственного объединения автомобильной промышленности СССР.

Строительство завода началось 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года. В этот день в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка завода. Постройкой занялся торговый дом "Кузнецов, Рябушинские и К", который должен был сдать завод в октябре 1917 года, но из-за революций строительство в срок завершено не было. Руководство решило закупить в Италии комплекты деталей и начать "отверточную" сборку машин в Москве. В течение 1917 года было собрано 432 автомобиля .

В 1918 году все имущество завода АМО было признано собственностью государства, и в октябре 1918 года предприятие занялось капитальным ремонтом грузовиков.
С 1920 года завод участвовал в советской танковой программе и изготавливал двигатели для танка "Русский Рено".

30 апреля 1923 году заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами.

В 1922-1923 годах Совет Труда и Обороны выделил средства на производство на заводе грузовых автомобилей. Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран 1 ноября 1924 года. 7 ноября 1924 года первые 10 автомобилей АМО-Ф-15 прошли во главе колонны демонстрантов по Красной площади в Москве. С марта 1925 года началось их серийное производство.

В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году его возглавил Иван Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия (к 1931 году были собраны почти семь тысяч автомобилей).

В начале 1927 года Автотрест, которому подчинялся завод, принял решение о реконструкции предприятия. Объектом производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы "Автокар". В ходе реконструкции территория завода значительно расширилась.

1 октября 1931 года заводу было присвоено имя Иосифа Сталина (ЗИС). 25 октября 1931 года был пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер .

В 1936 году началась конвейерная сборка первого отечественного лимузина ЗИС-101 , основой которого стала конструкция американского легкового автомобиля "Бьюик".

Осенью 1941 года из-за начавшейся войны значительная часть рабочих и оборудования была эвакуирована в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Однако после успешных операций Красной Армии с июня 1942 года ЗИС вновь заработал. С конвейера сходили военные грузовики ЗИС-5В, выпускалось вооружение для фронта. В июне 1942 года завод был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. В октябре 1944 года завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В сентябре 1942 года были начаты работы по созданию правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. За образец автомобиля был взят лимузин фирмы "Паккард".

В 1953 году, согласно советско-китайскому договору о дружбе и взаимопомощи, по документации советского завода имени Сталина в Китае был построен Автомобильный завод №1, позже ставший Первой автомобилестроительной компанией (First Automotive Works - FAW), которая по сей день является лидером автоиндустрии Китая. На заводе ЗИС проходили стажировку и обучение китайские инженеры, в их числе был и будущий руководитель КНР Цзян Цзэминь.

В 1956 году умер Иван Лихачев, и заводу было присвоено его имя (ЗИЛ).

В 1959 году правительственный лимузин ЗИЛ-111 был награжден Почетным дипломом на международной выставке в Брюсселе.
Четвертая реконструкция завода, начавшаяся в 1959 году, позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 .

В 1967 году были спроектированы и производились (штучно) установки для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. В том же году СССР впервые принял участие в Международной "Неделе автобусов" в Ницце, где комфортабельный автобус малого класса "Юность" ЗИЛ-118 завоевал 12 призов , однако серийное производство автобуса организовать не удалось.

В 1971 году завод был награжден третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.Игорь Захаров .

В настоящее время значительная часть производственных площадей предприятия не используется, бывшие цеха и сооружения разрушены.

В конце 2012 года правительством Москвы было принято решение о сохранении производства на южной площадке завода площадью 50 гектаров, на остальной территории планируется качественно новый район мегаполиса с парками, жильем, рабочими местами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры.

Площадь реконструируемой территории ЗИЛа — около 300 гектаров .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

АМО ЗИЛ, старейшее автопредприятие России, сегодня переживает худшие времена в своей истории. Это самый большой по площади московский завод, и его территория вызывает неослабевающий интерес у городских властей и застройщиков. В прошлом году Собянин сообщил , что вместо завода здесь будет очередной элитный жилой район. Большинство цехов в настоящее время ликвидируется и готовится к сносу.

В этой записи показан один из самых маленьких цехов, занимавшийся ремонтом электрокаров и погрузчиков. ЗиЛ был настолько грандиозен, что только в этом сравнительно небольшом цеху - пять этажей, два лифта, собственная электроподстанция, актовый зал, профком, две бани. Давайте осматривать всё это хозяйство.


1. Перебравшись за периметр, мы сразу поднялись на недостроенный цех. Отсюда открылась панорама завода. Справа стоят заброшенные цеха. Слева, за окружной железной дорогой, ЗиЛ продолжается, и тянется ещё далеко-далеко.

2. Мой спутник, небезызвестный МШ , снимает видео для своего канала.

3. Зайдя через гостеприимно распахнутые ворота, мы оценили масштабы производства.

4. Раньше электрокары съезжались сюда со всего завода на плановый осмотр, починку и зарядку аккумуляторов.

5. А теперь времени было сказано «Стой!».

6. За дверью обнаруживаем шиномонтажную мастерскую. До сих пор повсюду разбросаны маленькие покрышки. Кстати, делали здесь же - позже мы нашли целые штабеля резиновых заготовок и боксы, забитые под завязку готовыми шинами.

7. На стене - инструкции по подъёму машин во время ремонта.

8. А под потолком - традиционные плакаты по ТБ.

10. Находим сувениры: литой корпус игрушечной машинки, жестяной самолётик и номер - внутренний, ЗиЛовский.

13. Рядом - отсек для вентиляции.

14. Обнаружив ступеньки вниз, мы спустились в тепловой пункт под зданием. Вдаль уходит коридор теплотрассы, направленный в сторону уже снесённых цехов.

15. Так как цех потреблял большое количество электроэнергии, у него была собственная подстанция. Мы вышли в зал, где стояли трансформаторы.

16. Одна из двух стремянок для доступа к верхним элементам.

17. По этим цветным шинам когда-то тёк огромный ток.

18. Меня поразил своим видом масляный выключатель ВМ. Для дугогашения здесь предусмотрен целый чан с маслом, подвешенный на тросах. И таких выключателей я насчитал около десятка.

19. Пульт управления тоже поражал масштабами.

20. Одновременно он поражал и своей несовременностью.

21. Заглянул внутрь пульта.

22. Поднявшись на второй этаж, гуляем по небольшим и уютным отделам: обмоточному и электромонтажному.

23. Здесь сохранилась пара станков.

24. Точильная машина.

25. Сверлильный агрегат.

26. На стенах обмоточного отделения - лозунги, плакаты по ТБ, портрет Ленина и Троицкая башня Кремля.

27. Для работников был аппарат с газированной водой. На стекле - «нацарапка» времён прошлой Олимпиады.

28. Плакаты по ТБ, вечно актуальные.

29. Меня заинтересовало табло занятости электромонтёров на двери бытовки.

30. Заглянули на склад, посмотрели множество шкафов для запчастей, сейчас абсолютно пустых.

31. Наконец дошли до цеха по изготовлению аккумуляторов.

32. Так как аккумуляторы здесь делали свинцово-кислотные, при цехе была небольшая химическая лаборатория.

33. Солнце бьёт в пыльные окна.

34. Это всего одна комната, но она битком набита оборудованием, различной посудой, банками реактивов.

35. Керамическая печь.

36. Какой-то непонятный прибор.

37. Стандартные советские весы.

38. В шкафу бросили множество химикатов, солей, кислот...

39.

40.

41. Хотя по площади электрокаровый цех в десятки раз уступает каким-нибудь литейным или прессовым, здесь этажи связывали аж два лифта, не считая множества лестниц. Это красноречиво говорит о всём заводе, который был «городом в городе».

42. Из окна открывается вид на крышу цеха.

43. Этажом выше были раздевалки и душевые для рабочих.

44. Моё внимание привлекли эти таблички.

45. Была и сауна, совсем крошечная, не развернёшься.

46. А вот сауна для руководства. Совсем другой объём, есть где полежать. А ещё рядом были помещения для психологической разгрузки и употребления алкогольных напитков.

47. Раз уж речь зашла о начальстве, переместимся в административную часть.

48. Коридоры украшены многочисленными плакатами. Вот этот висит у отдела по охране труда.

49. Настоящий раритет для ценителей - схема метро 1996-1998 годов.

50. Правительственные лимузины - когда-то гордость завода.

51. А теперь лишь высохшие растения.

50. Время застыло.

53. В инженерном отделе навсегда замерла линейка кульмана.

54. МШ надолго застрял, разглядывая стенд с историческими фотографиями возле кабинета начальника цеха.

55. Был в цехе и свой зал для собраний. МШ зачитал с трибуны обращение к зрителям своего канала.

56. К сожалению, люди, смотрящие на нас с этих старых фотографий, никогда не вернутся на свой завод. В построенном на его месте микрорайоне они также вряд ли будут жить.

57. Закончив осмотр электрокарового цеха, мы забросились в соседнее здание, и, как оказалось, не напрасно.

58. Это оказалась компрессорная станция при втором литейном цехе.

59. Оборудование частично сохранилось.

60. Все компрессоры установлены на возвышении. Их платформы покоятся на рессорах, гасящих колебания при работе.

61. Сохранились компрессоры и редукторы. Мощных электродвигателей, к сожалению, застать не удалось.

62. Толстостенный кожух компрессора произвёл на меня сильное впечатление.

63. Под крышей работал кран-балка.

64. Два компрессора успели распилить и вывезти,такая же судьба ждёт и остальных.

65. А пока они есть, мы могли наслаждаться их видом. Для меня это было вдвойне радостно, ведь я не успел застать похожие агрегаты в