1.2 Техническое обслуживание автомобилей КамАЗ

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ

Техническое обслуживание автомобилей (автопоездов) КамАЗ подразделяется на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.
В начальный период эксплуатации происходит приработка деталей и агрегатов автомобиля, поэтому при проведении технического обслуживания в этот период с особой тщательностью выполняйте профилактические крепежные и смазочные работы, которые необходимо проводить независимо от условий эксплуатации.
Виды техническое обслуживание в начальный период эксплуатации:
· ежедневное техническое обслуживание;
· тех.обслуживание после первых 1000км (сервис А );
· тех.обслуживание после первых 4000км (сервис В );
· сервис 1 после первых 8000км;
· сервис 2 после первых 12000км.

В основной период эксплуатации производится ежедневное и сезонное обслуживание автомобилей (автопоездов), а также работы по тех.обслуживанию выполняемые с периодичностью указанной в таблице1.

таблица 1
Категория и характер условий эксплуатации Периодичность тех.обслуживания через, км
Сервис 1 Сервис 2 Сервис С
1. Автомобильные дороги с асфальтным покрытием, цементобетонным и приравненным к ним покрытиям за пределами пригородных зон, улицы небольших городов (с населением до 100тыс.чел) 4000 12000 24000
2. Автомобильные дороги с асфальтным покрытием, цементобетонным и приравненным к ним покрытиям за пределами пригородных зон в горной местности. Улицы больших городов. Автомобильные дороги с щебёночным или гравийным покрытием. Грунтовые профилированные и лесовозные дороги. 3200 9600 19200
3. Автомобильные дороги с щебёночным или гравийным покрытием в горной местности. Непрофилированные дороги, карьеры, котлованы и временные подъездные пути. 2400 7200 14400

ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Ежедневное обслуживание.

При необходимости вымыть автомобиль и провести уборку кабины и платформы. Проверить:
· состояние запоров бортов платформы, крюка тягово-сцепного устройства, шлангов подсоединения тормозной системы прицепа, колес и шин;
· состояние привода рулевого управления (без применения специального приспособления);
· действие приборов освещения и световой сигнализации;
· работу стеклоочистителей и омывателя. Устранить неисправности. Довести до нормы уровень:
· масла в картере двигателя;
· жидкости в системе охлаждения. Слить конденсат из ресиверов тормозной системы (по окончании смены).

Сервис А

Вымыть автомобиль.
Проверить:
— состояние и герметичность приборов и трубопроводов системы питания топливом, систем смазки, охлаждения, гидропривода сцепления, гидроусилителя рулевого управления;
— отсутствие касания трубопроводов привода сцепления о поперечину рамы;
— шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;
— герметичность всех контуров пневмосистемы автомобиля (на слух);
— трассу пролегания и надежность закрепления электропроводки;
— правильность установки резиновых чехлов на соединительных колодках задних фонарей, датчиков спидометра, тахометра;
— плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях;
— дренажные отверстия в пробках аккумуляторных батарей;
— правильность закрепления уплотнителей дверей скобами;
— состояние подшипников ступиц колес (регулировка, смазывание со снятием ступиц);
— состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков (при снятых ступицах).
— фланцы приемных труб глушителя;
— элементы соединения воздушного тракта, обратив особое внимание на тракт от воздухоочистителя к двигателю;
— скобы крепления форсунок;
— выпускные коллекторы;
— пневмогидравлический усилитель сцепления;
— рычаги тяг дистанционного привода коробки передач;
— фланцы карданных валов;
— суппорты тормозных механизмов к фланцам мостов (при снятых ступицах);
— механизм вспомогательной тормозной системы и его привод;
— кронштейн ресиверов к раме;
— сошку рулевого механизма;
— отъемные ушки передних рессор;

— гайки пальцев и верхние кронштейны реактивных штанг;
— гайки пальцев амортизаторов;
— гайки колес;
— держатель запасного колеса на раме;
— гнездо аккумуляторных батарей;
— выводы проводов к выводам аккумуляторных батарей:
— генератор, стартер;
— панели крыльев к кабине;
— щитки подножек и фартуки брызговиков к кабине, передние грязевые щитки к кабине, подножки кабины;
— верхние петли передней облицовки кабины;
— кронштейны зеркал заднего вида;
— стяжные хомуты шлангов на патрубках отопителя;
— кронштейны задней подвески;
— хомуты крепления платформы к раме;
— верхние фиксирующие угольники к продольным брусьям;
— нижние фиксирующие угольники к раме;
— стяжные болты соединения кронштейнов платформы и рамы;
— хомуты крепления поперечных балок к продольным брусьям;
— щиты пола платформы:
— брызговики колес;
— кронштейн боковых стоек бортов.
Отрегулировать:
тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив момент затяжки болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел;
свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления;
— зазор между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана управления делителем;
— положение тормозной педали относительно пола кабины, обеспечив полный ход рычага тормозного крана;
— давление в шинах;
— направление светового потока фар;
— запоры бортов платформы.
Смазать:

— подшипники вала вилки выключения сцепления:

— шарниры рулевых тяг;
— пальцы передних рессор;

— шарниры карданных валов;
— оси передних опор кабины;
— шарниры реактивных штанг;
— тягово-сцепное устройство.
Довести до нормы уровень:
— жидкости в системе охлаждения;
— масла в муфте опережения впрыскивания топлива;
— масла в картере коробки передач;
— масла в картере ведущих мостов;
— масла в бачке гидроусилителя руля;
— масла в башмаках балансиров задней подвески.

Дополнительные работы по самосвалу КамА3-55111
Проверить:
— исправность сигнализации включения коробки отбора мощности;
— наличие и правильность установки заглушки тракта обогрева кузова и положение заслонки эжектора;
Устранить неисправности. Смазать оси шарниров платформы.


Закрепить седельное устройство к кронштейнам и кронштейны к раме.

Сервис В

Вымыть автомобиль. Закрепить:
— картер сцепления к двигателю;
— картер коробки передач;
— фланцы карданных валов;
— гайки фланцев валов ведущих шестерен промежуточного и заднего мостов (при наличии люфта);
— сошку рулевого механизма;
— гайки колес;
— стремянки передних и задних рессор.
Отрегулировать:
— ход штоков тормозных камер;
— давление в шинах.
Заменить:
— масло в системе смазывания двигателя;
— фильтрующие элементы масляного фильтра;
— фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива;
— масло в картерах ведущих мостов;
— масло в картере коробки передач;
— при температуре ниже плюс 5°С спирт в предохранителе от замерзания (для предохранителя вместимостью 0,2 л заменять спирт один раз в неделю).
Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива. Промыть фильтры центробежной очистки масла и насоса гидроусилителя руля.
Смазать:
— подшипники водяного насоса;
— подшипники муфты выключения сцепления;
— подшипники вала вилки выключения сцепления;
— шкворни поворотных кулаков (при вывешенных колесах);
— шарниры рулевых тяг;
— пальцы передних рессор;
— втулки валов разжимных кулаков;
— регулировочные рычаги тормозных механизмов;
— оси передних опор кабины.
Довести до нормы уровень электролита в аккумуляторных батареях.

Проверить герметичность гидроцилиндра и состояние стопорного кольца сальников штоков, устранить неисправности. Закрепить кронштейн держателя запасного колеса к раме.

Сервис 1

Вымыть автомобиль. Внешним осмотром элементов и по показаниям штатных приборов автомобиля проверить исправность тормозной системы, устранить неисправности.
Закрепить гайки колёс. Отрегулировать ход штоков тормозных камер. Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива. При температуре ниже +5°С заменить спирт в предохранителе от замерзания (для предохранителя вместимостью 0,2л заменить спирт один раз в неделю).
Довести до нормы:
— давление в шинах;
— уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого механизма;
— уровень электролита в аккумуляторных батареях.
Смазать:
— подшипники водяного насоса;
— шкворни поворотных кулаков (при вывешенных колёсах);
— шарниры рулевых тяг;
— пальцы передних рессор;
— втулки валов разжимных кулаков;
— регулировочные рычаги тормозных механизмов;
— оси передних опор кабины.
Дополнительные работы по самосвалу КамАЗ-55111
Проверить:
— герметичность и состояние трубопроводов и узлов механизма подъема платформы;
— целостность прядей страховочного троса в зоне контакта с оттяжкой пружиной.
Устранить неисправности. Довести до нормы уровень масла в бачке механизма подъема платформы. Промыть масляный фильтр сливной магистрали механизма подъема платформы. Смазать оси шарниров платформы.

Дополнительные работы по тягачу КамАЗ-5410
Проверить состояние и крепление пружин захватов, запорного кулака и пружин защёлки седельного устройства, устранить неисправности

Сервис 2

Проверить:
— герметичность системы питания двигателя воздухом;
— состояние и действие жалюзей радиатора, троса ручного управления подачи топлива, троса останова двигателя;
— состояние пластины тяги регулятора (в окне пластины не должно быть глубоких канавок).
Устранить неисправности. Закрепить:
— масляный картер двигателя;
— передние, задние и поддерживающую опоры силового агрегата;
— гайку ротора фильтра центробежной очистки масла.
Отрегулировать:
— натяжение приводных ремней;
— тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив момент затяжки болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел.

Сцепление

Проверить:
— герметичность привода выключения сцепления;
— целостность оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления.
Устранить неисправности. Отрегулировать свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления. Закрепить пневмогидравлический усилителей.

Коробка передач
Проверить герметичность коробки передач, устранить неисправности. Отрегулировать зазор между торцом крышки и ограничителей хода штока клапана управления делителем.

Карданная передача
Проверить состояние и свободный ход в шарнирах карданных валов, устранить неисправности. Закрепить фланцы карданных валов.

Ведущие мосты
Проверить герметичность промежуточного и заднего мостов, устранить неисправность.

Подвеска, рама, колёса
Проверить:
— осевой свободный ход крюка тягово-сцепного устройства (свободный ход не допускается);
— шплинтовку пальцев реактивных штанг.
Устранить неисправности. Закрепить:
— стремянки передних и задних рессор;
— отъёмных ушки передних рессор;
— стяжные болты проушин передних кронштейнов передних рессор;
— стяжные болты задних кронштейнов передних рессор;
— пальцы и верхние кронштейны реактивных штанг.
При необходимости выполнить перестановку колёс.

Передняя ось, рулевое управление
Проверить:
— шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки рулевого механизма, рычагов поворотных кулаков (внешним осмотром);
— зазор в шарнирах рулевых тяг;
— зазор в шарнирах карданного вала рулевого управления;
— состояние шкворневых соединений (при вывешенных колёсах).
Устранить неисправность. Отрегулировать:
— схождение передних колес;
— свободных ход рулевого колеса;
— подшипники ступиц передних колёс (при вывешенных колёсах).

Тормозная система
Проверить:
— работоспособность тормозной системы манометрами по контрольным выводам;
— шплинтовку пальцев штоков тормозных камер.
Устранить неисправности. Закрепить тормозные камеры и кронштейны тормозных камер. Отрегулировать положение тормозной педали относительно пола кабины, обеспечив полный ход рычага тормозного крана.

Электрооборудование
Проверить:
— состояние тепловых и плавких предохранителей;
— исправность электрической цепи датчика засоренности масляного фильтра;
— состояние электропроводки (надежность закрепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей, налипания комьев грязи или льда);
— состояние и надежность крепления соединительных колодок выключателя массы, привода спидометра, общих колодок передних и задних фонарей, датчика включения блокировки межосевого дифференциала.
Устранить неисправность. Закрепить электропровода к выводам стартера. Отрегулировать направление светового потока фар. Довести до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях.

Кабина, платформа
Проверить:
— состояние и действие запорного устройства и ограничителя подъема кабины, стеклоподъемников дверей, кабины, замков дверей;
— состояние сидений и платформы.
Устранить неисправности. Закрепить:
— рессоры задней опоры кабины;
— оси опор рычагов торсионов.
При необходимости отрегулировать механизм опрокидывания кабины.


Заменить:
— масло в системе смазки двигателя;
— фильтрующие элементы масляного фильтра и фильтра тонкой очистки топлива.
Промыть фильтры центробежной очистки масла, грубой очистки топлива, насоса гидроусилителя рулевого управления. Очистить фильтрующий элемент воздухоочистителя.
Смазать:
— подшипник муфты выключения сцепления;
— подшитники вала вилки выключения сцепления;
— опоры передней и промежуточной тяг управления коробки передач;
— шарниры карданных валов промежуточного и заднего мостов;
— выводы аккумуляторных батарей;
— стебель крюка тягово-сцепного устройства.
Довести до нормы уровень:
— масла в картере коробки передач и в картерах ведущих мостов;
— жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления;
— масла в башмаках задней подвески.
Очистить от грязи сапуны коробки передач и мостов. Слить отстой из пневмогидравлического усилителя сцепления.

Дополнительные работы по самосвалу КамАЗ-55111
Проверить:
— состояние и работу крана управления и клапана ограничения подъема платформы;
— стрелу прогиба страховочного троса.
Устранить неисправности. Закрепить:
— передние кронштейны надрамника;
— стяжные болты надрамника;
— ловитель-амортизатор;
— амортизаторы платформы;
— коробку отбора мощности;
— масляный насос.
Слить отстой из гидроцилиндра механизма опрокидывания платформы.

Дополнительные работы по тягачу КамАЗ-5410
Смазать седельное устройство и опорную плиту.

Сервис С

Вымыть автомобиль, обратив особое внимание на агрегаты и системы, которым проводится обслуживание.

Двигатель
Закрепить:
— насосный агрегат, теплообменник, патрубки, впускную трубу предпускового подогревателя;
— фланцы приемных труб глушителя.
Отрегулировать:
— давление подъема игл форсунок на стенде;
— угол опережения впрыскивания топлива.

Коробка передач
Закрепить:
— рычаги тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
— фланец ведомого вала коробки передач.

Карданная передача

Проверить зазор в шлицевых соединениях, устранить неисправности.

Ведущие мосты, ступицы

Проверить:
— работу механизма блокировки межосевого дифференциала мостов;
— состояние подшипников ступиц колес (при снятых ступицах).
Устранить неисправности. Закрепить:
— редукторы промежуточного и заднего мостов;
— гайки фланцев валов ведущих шестерен промежуточного и заднего мостов (при наличии свободного хода).

Подвеска, рама
Проверить:
— состояние рамы;
— зазор в шарнирах реактивных штанг.
Устранить неисправности. Закрепить:
— кронштейны задней подвески к раме;
— держатель запасного колеса на раме.

Тормозная система
Проверить состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков (при снятых ступицах), устранить неисправности. Закрепить кронштейн ресиверов на раме.

Электрооборудование
Проверить:
— состояние аккумуляторных батарей по напряжению элементов под нагрузкой, при необходимости снять батареи для подзарядки или ремонта;
— напряжение в цепи электропитания при средних оборотах двигателя, устранить неисправности.
Установить винт переключателя сезонной регулировки регулятора напряжения в соответствии с сезоном.

Кабина, платформа
Проверить:
— состояние лакокрасочных покрытий, при необходимости подкрасить;
— состояние и крепление крыльев, подножек, брызговиков;
— работу механизма подрессоривания сиденья водителя;
— действие системы отопления и обдува ветровых стекол.
Устранить неисправности. Закрепить:
— хомуты платформы;
— кронштейны крепления топливного бака к раме,
Заменить разрушенный участок нижней части уплотнителя двери.

Смазочные, очистительные и заправочные работы
Заменить смазку в ступицах колес. Заменить фильтрующий элемент воздухоочистителя.
Смазать:
— шарниры реактивных штанг задней подвески;
— трос крана управления делителем.
Промыть и продуть сжатым воздухом фильтр регулятора давления.

Дополнительно по самосвалу КамАЗ-55111
Заменить масло в гидросистеме механизма подъема платформы.

Дополнительные сезонные работы (осенью)

Промыть:
— теплообменник предпускового подогревателя;
— каналы и фильтры электромагнитного клапана:
— форсунку предпускового подогревателя.
Очистить;
— электроды свечи предпускового подогревателя;
— сердечник клапана насоса предпускового подогревателя;
— электроды свечей ЭФУ и подводящие топливопроводы.
Проверить действие предпускового подогревателя, устранить неисправности. Отрегулировать осевой зазор в башмаках задней подвески. Проверить на стенде, устранить неисправности провести техническое обслуживание (один раз в год)
— ТНВД;
— генератора;
— стартера.
Заменить:
— масло: в картере коробки передач, в картерах ведущих мостов, в башмаках задней подвески, в муфте опережения впрыскивания топлива, в системе гидроусилителя рулевого управления;
— охлаждающую жидкость (ТОСОЛ-А-40, ТОСОЛ-А-65);
— жидкость в системе гидропривода сцепления.
Смазать штекерные соединения, находящиеся на шасси автомобилей.

Выпускная квалификационная работа на тему:

Система охлаждения двигателя КАМАЗ 740.

Выполнил

Введение

1. Назначение, устройство, принцип действия.

2. Диагностика и ТО.

3. Основные неисправности и способы их устранения (текущий ремонт)

4. Охрана труда и окружающей среды.

Список используемой литературы

Введение

1.Назначение, устройство, принцип действия .

Меры предосторожности при ТО . В условиях АТП важное значение имеют мероприятия, устраняющие вредное влияние отработавших газов, этилированного бензина, кислот и других вредных материалов на здоровье работающих при ТО и ремонте автомобиля, погрузочно-разгрузочных работах. Помещение, где выполняют ТО ремонт автомобилей должны быть хорошо освещены и содержатся в чистоте. В темное время суток можно проводить ТО только при хорошем искусственном освещении, применяя при этом переносные электрические лампы напряжением не выше 36 В.

Безопасность работы во многом зависит от исправности применяемого инструмента. При разборке узлов и механизмов нельзя применять ключи, не соответствующие размерам гаек, с установкой подкладок в зев ключа; наращивать ключ другим ключом; ударять молотком по ключу при отвертывании гаек; отвертывать гайки молотом и зубилом. Ручки молотков и кувалд должны быть гладкими, овальными и без трещин. Рукоятка должна прочно удерживать молоток (или кувалду) для чего в торец рукоятки вбивают клин из мягкой стали. Бойки молотков и кувалд должны быть без заусенец и трещин, с гладкой, слегка выпуклой поверхностью. Отвертку для работы выбирают такую, чтобы ширина ее рабочей части была равна диаметру головки винта.

Нельзя становится на подвижные, особенно круглые детали, так как с них легко можно упасть. Чтобы не споткнуться, на полу у мест проведения ТО не должны валяться посторонние предметы.

Соосность деталей проверяют с помощью оправки – металлического стержня. Ни в коем случае нельзя использовать для этих целей свой палец. Чтобы предохранить руки от ранения при переноске крупных деталей при разборочно-сборочных операциях, надевают рукавицы.

Запрещается устранять неисправности, регулировать, смазывать и очищать автомобиль при работающим двигателе.

Хранение топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей допускается в специальной таре. Этилированный бензин тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелые отравления организма человека. Запрещается использовать этилированный бензин для мытья рук и деталей, а также засасывать его ртом из шланга. Попавший на кожу этилированный бензин обезвреживают промыванием участка кожи керосином или теплой водой с мылом. При попадании этилированного бензина в глаза, необходимо промыть их 2%- м раствором пищевой соды или теплой водой и обратиться в лечебное учреждение.

Следует помнить, что антифриз – это ядовитая жидкость и при попадания в желудок и кишечник она вызывает отравление. Запрещается переливать жидкость без резиновых перчаток, засасывать ртом шланг, а также курить принимать пищу во время работы с ним.

Электролит приготавливают в сосудах из кислотостойкого материала. Нельзя применять для этой цели стеклянные банки, которые могут разбиться. Следует помнить, что пары серной кислоты вредно действуют на здоровье человека. Помещения, где выполняют работы с аккумуляторами, должны хорошо вентилироваться. При составлении электролита серную кислоту заливают в воду тонкой струей при непрерывном помешивании. Нельзя лить воду в серную кислоту во избежании бурной реакции, кипение и выплескивания раствора из сосуда. Следует остерегаться попадания электролита и кислоты на одежду и тело, так как возможен ожог кожи. Переносить аккумуляторные батареи на руках не разрешается, для переноски их рекомендуется использовать тележки с гнездами либо специальные приспособления.

При сливе горячего масла из поддона двигателя нужно остерегаться, чтобы не обжечь руки. Работа двигателя в закрытых помещениях допускается только для заезда и выезда автомобиля.

Охрана окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами.

При эксплуатации автомобилей в почву и водоемы могут попасть нефтепродукты: дизельное топливо, масло, бензин. Попадая в водоемы, они не только покрывают поверхность пленкой, но и растворяются по всей толще воды, отлагаясь вместе с илом на дне. Наличие в 1 л воды 0,1 мг нефтепродуктов придает рыбе неустранимый в последствии привкус нефти и специфический запах. При больших количествах нефтепродуктов в воде она погибает. Присутствие нефтепродуктов в почве губительно действует на растения.

Чтобы предупредить загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности. Нельзя мыть детали машин топливом. Сливать отстой топлива из топливных баков и фильтров следует в только приготовленную тару. При прокачки топлива во время удаления воздуха из системы питания дизеля нужно его сливать в какую-либо емкость.

На нефтескладах, пунктах ТО и ремонтных мастерских нужно собирать отработанные нефтепродукты в резервуары или бочки в специально отведенных местах с соответствующими указателями.

Нельзя допускать работу двигателя с повышенным дымлением и содержанием CO и СН выше допустимой нормы.

Список используемой литературы:

1). . Ремонт автомобилей КамАЗ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991. – 320 с., ил.

2). , и др. Автомобили КамАЗ : Техническое обслуживание и ремонт. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1988. – 325 с., ил., табл.

3). Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ-5320, -53211, -53212, -53213, -5410, -54112, -55111, -55102. – М.: Третий Рим,

2000. – 240 с., ил.

https://pandia.ru/text/77/494/images/image002_52.jpg" align="left" width="643" height="482">Рис.5. Гидромуфта привода вентилятора:

1 – передняя крышка; 2 – корпус подшипника; 3 – кожух;, 19 – шарикоподшипники; 5 – трубка корпуса подшипника; 6 – ведущий вал; 7 – вал привода гидромуфты; 9 – ведомое колесо; 10 – ведущее колесо; 11 – шкив; 12 – вал шкива; 14 – втулка манжеты; 15 – ступица вентилятора; 16 – ведомый вал; 17, 20 – манжеты с пружиной; 18 – прокладка.

Рис.6. Термостат:

1, 7 – стойки; 2 – шток; 3, 12 – регулировочные гайки; 4 – резиновая вставка с шайбой; 6 – основание; 8 – баллон: 9 – активная масса (церезин); 11, 13 - пружины.

Дипломная работа *

3 590руб.

Описание

Организация ремонта грузовых автомобилей марки КАМАЗ 5320 ...

ВВЕДЕНИЕ 6
1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Общая характеристика предприятия 8
1.2 Организация технологического процесса обкатки двигателей 9
1.3 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия 14
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 17
2.1 Анализ использования автомобильного транспорта в ТОО «Автоцентр «КамАЗ» 17
2.2 Размеры и структура затрат на выполнения транспортных работ 17
2.3 Обоснование производственной программы ремонта 19
2.4 Режим работы предприятия и фонды времени 22
2.5 Годовой календарный план работ и график загрузки 23
2.6 График цикла производства и обоснование метода ремонта 27
2.8 График грузовых потоков и выбор подъемно-транспортного
оборудования сборочного цеха 32
3. КОНСТРУКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА 36
3.1 Обкатка двигателей 36
3.2Конструкторская разработка системы смазки 40
3.3 Конструкторская разработка стенда – кантователя для разборки
и сборки двигателей 42
3.4 Прочностные расчеты 44
4. ОХРАНА ТРУДА 47
4.1 Вопросы охраны труда при эксплуатации ремонтного оборудования 47
4.2. Анализ безопасности и безвредности эксплуатации ремонтного и диагностического оборудования 47
4.3 Требования безопасности при эксплуатации ремонтного и диагностического оборудования 48
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 52
6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ 55
6.1 Расчёт экономической эффективности внедряемой конструкции 55
6.2 Расчет экономической эффективности технологического процесса агрегатного участка 57
6.3 Расчёт экономической эффективности и технико–экономическое обоснование 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Введение

Актуальность темы нашего исследования преследует организацию ремонта автомобилей КамАЗ на специализированном ремонтном предприятии, взамен некачественного технического обслуживания и ремонта в сельских ремонтных мастерских. Как показывает опыт работы, ремонт сложных узлов и агрегатов автомобилей в сельских хозяйствах проводится некачественно из-за низкой оснащенности ремонтной базы. В ремонтных мастерских отсутствует необходимое технологическое оборудование для проведения капитального ремонта грузовых автомобилей, а крупные предприятия предпочитают заниматься наиболее распространенным видом ремонта – ремонтом тракторов и сельскохозяйственных машин.

Список литературы

1. Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. “Единая транспортная система и автомобильные перевозки”. М., Транспорт 1984 г.
2. Фастовцев В.Г. “Единая транспортная система и автомобильные перевозки”. Методические указания М., Транспорт 1986 г.
3. “Положение о ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта” М., Транспорт 1988 г.
4. Крамаренко Г.В. и др. “Техническая эксплуатация автомобилей”. М., Транспорт 1988 г.
5. МИИАТ Краткий автомобильный (транспортный) справочник. М., Транспорт 1987 г.
6. “Прейскурант № 07 – 02 от 24.12.01. Оптовые цены на нефтепродукты”, ТНК, 2 стр.
7. Иворев С.А. “Экономические вопросы при организации работы АТП”, М., Высшая школа, 1991 г., 132 стр.
8. Долик П.А. “Справочник по технике безопасности”, М., Энергосетьиздат, 1984 г.
9. ГОСТ 12.0.003 –80 ССБТ. “Опасные и вредные производственные факторы”.
10. ГОСТ 12.4.011 – 75 “Средства защиты рабочих”.
11. Серов И.П. “Методики определения оптовых цен на продукцию машиностроительного комплекса”, М., Экономиздат, 1993 г.
12. “Экономические вопросы в дипломном проекте”. Методические указания, Рязанская ГСХА, Рязань 1999 г.
13. Решетов Д.Н. “Детали машин”. Издание 4-ое. М., Машиностроение, 1989 г.
14. “Нормы амортизационных отчислений и методы определения оптовых цен на продукцию машиностроения”, под редакцией Симонева А.А.. М., Экономика, 1992 г.
15. ГОСТ 12.0.003 – 86 ССБТ “Опасные и вредные производственные факторы”.
16. Демин П.А. “Справочник по технике безопасности”. М., 1988 г.
17. Напольский Г.М. “Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций ТО”. Учебник для ВУЗов, М., Транспорт 1985 г.
18. “Краткий справочник НИИАТ”. М., Транспорт 1982 г.
19. ГОСТ 12.1.004 – 76 ССБТ “Пожарная безопасность. Общие требования”.
20. “Охрана труда”. Методические указания по дипломному проектированию, Рязанская ГСХА, Рязань 1998 г.
21. ГОСТ 12.1.005 – 76 ССБТ “Воздух в рабочей зоне. Общие санитарно-технические требования”.
22. ГОСТ 12.1.003 – 80 ССБТ “Шум. Общие требования безопосности”.
23. ГОСТ 12.01.02 – 88 ССБТ “Вибрация. Общие требования безопасности”.
24. СНиП II – 4 – 79 “Естественное и искусственное освещение”.
25. Новак В.М. и др. “Справочник технолога машиностроителя”. М., Машиностроение 1983 г.
26. Великанов К.М. и др. “Производительность, экономика и организация труда токаря”. М., Машиностроение 1984 г.
27. Александров Л.А. “Техническое нормирование на автомобильном транспорте”. М., Транспорт 1978 г.
28. Аршинов В.А., Алексеев Т.Р. “Резание металлов и режущие инструменты”. М., Машиностроение 1983г.
29. Черпаков С.С. “Техническое обслуживание и ремонт автобусов”. М., Колос 1978 г.
30. Боков В.Н. “Детали машин”. М., Высшая школа 1960 г.
31. Кузнецов Е.С. “Техническая эксплуатация автомобилей”. Учебник для ВУЗов 3-е издание. М., Транспорт 1991г., 413 стр.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

1. Проверить состояние передних рессор, затяжку гаек стремянок, крепления хомутов и крышек рессор, при необходимости закрепить.

2. Проверить состояние, герметичность и крепление передних амортизаторов, при необходимости устранить неисправности.

3. Проверить состояние задних рессор, затяжку гаек стремянок, крепления хомутов и крышек рессор.

4. Проверить состояние, герметичность и крепление задних амортизаторов, при необходимости устранить.

5. Проверить состояние и крепление корректирующих пружин, затяжку гаек стремянок, кронштейна серьги, при необходимости устранить неисправности.

6. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов пневматической части тормозной системы (регулятора давления, тормозного крана, воздушных баллонов, пневматических усилителей, противозамерзателей).

7. Проверить состояние и герметичность гидравлической части тормозной системы (главных тормозных цилиндров), трубопроводов, колесных цилиндров, при необходимости устранить неисправности.

8. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке главных тормозных цилиндров, при необходимости долить. При наличии воздуха в системе, систему прокачать.

9. Проверить состояние и крепление передних и задних колес, при необходимости закрепить.

10. Проверить состояние шин передних и задних колес, давление

воздуха в шинах.

11. Проверить регулировку подшипников ступиц передних и задних колес при необходимости отрегулировать.

12. Проверить давление в шине заднего (запасного) колеса, при необходимости довести до нормы.

13. Проверить состояние и герметичность системы смазки двигателя, при необходимости устранить неисправности.

14. Проверить состояние и герметичность системы охлаждения двигателя (радиатор и его трубопроводы), при необходимости устранить.

15. Проверить состояние и натяжку приводных ремней генератора и водяного насоса, гидроусилителя рулевого управления (ГУР), промежуточной опоры, вала вентилятора, при необходимости отрегулировать.

16. Проверить состояние, герметичность и крепление топливопроводов, фильтра тонкой очистки, фильтра отстойника, топливного насоса при необходимости устранить неисправности.

17. Проверить состояние, герметичность и крепление карбюратора, при необходимости устранить неисправности.

18. Проверить состояние и крепление воздушного фильтра, при необходимости закрепить.

19. Проверить состояние и крепление топливного бака, при необходимости устранить неисправности.

20. Проверить крепление выпускных коллекторов, при необходимости закрепить.

21. Проверить состояние, герметичность, крепление приемных труб глушителя к коллекторам, при необходимости закрепить.

22. Проверить состояние и крепление кронштейнов передних опор двигателя к двигателю и подрамнику.

23. Проверить состояние и крепление задних опор двигателя.

24. Проверить состояние и крепление подрамника к кузову, при необходимости закрепить.

25. Проверить крепление компрессора к кронштейну двигателя.

26. Проверить состояние, герметичность и крепление маслопроводов и агрегатов (насос ГУР, силовой цилиндр, рулевой механизм) при необходимости устранить неисправности.

27. Проверить уровень масла в бачке насоса ГУР, при необходимости долить.

28. Проверить состояние балки переднего моста.

29. Проверить состояние продольной и поперечной рулевых тяг, крепление шаровых пальцев рулевых тяг.

31. Проверить герметичность и крепление главного цилиндра, при необходимости устранить неисправности.

32. Проверить состояние, герметичность и крепление трубопровода, рабочего цилиндра сцепления, состояние пружины.

33. Проверить величину хода толкателя рабочего цилиндра сцепления.

34. Проверить уровень жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления, при необходимости долить.

35. Проверить свободный ход педали сцепления, при необходимости отрегулировать.

36. Осмотреть и очистить аккумуляторную батарею от пыли и грязи, прочистить вентиляционные отверстия в пробках. Проверить крепление контактов наконечников с выводными штырями.

37. Проверить уровень электролита.

38. Проверить действие контрольно – измерительных приборов, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла.

39. Проверить действие звукового сигнала.

40. Проверить состояние предохранителей, действие приборов внешней световой сигнализации их состояние и крепление.

41. Проверить состояние и крепление фар, действие нажимного переключателя света.

42. Очистить от грязи и проверить крепление генератора, стартера, катушки зажигания, транзисторного коммутатора, состояние и крепление проводов.

43. Проверить действие механизма открывания двери, его состояние.

44. Проверить состояние, крепление и герметичность коробки перемены передач (КПП), фланца карданного вала КПП.

45. Проверить крепление фланца карданного вала к фланцу ведущей шестерни главной передачи.

46. Проверить состояние и герметичность заднего моста, крепление картера редуктора к креплению заднего моста.

47. Проверить уровень масла в картере двигателя по щупу, при необходимости долить.

48. Прочистить сапун КПП и сапун заднего моста.

49. Смазать подшипник водяного насоса и муфты выключения сцепления.

50. Смазать шарниры поперечной, продольной рулевых тяг.

51. Смазать подшипники промежуточной опоры карданного вала .

В данной главе, в целях повышения коэффициента технической готовности подвижного состава и снижение трудоемкости работ по его обслуживанию, рассчитана программа технического обслуживания на специализированный участок и применение поточного метода для зоны ТО – 1.


Смазка КАМАЗ 5320

Рисунок 3 Карта смазки КАМАЗ 5320

Таблица 17 Смазка узлов

Продолжение таблицы 17

Продолжение таблицы 17

8. Картер коробки передач автомобиля-самосвала КамАЗ-5511, и автомобилей КамАЗ-53201 и КамАЗ-53203 Картер коробки передач КамАЗ-5820, КамАЗ-5410, КамАЗ-53202, КамАЗ-53212 1 1 ТСп-15к ТСп-15к 8,5 л 12,0 л ТО-1 Х ТО-2 ХХ Проверить уровень масла и при необходимости долить. Сменить масло. То же
9. Картер среднего моста ТСп-15к 7,0 кг ТО-2 Х Проверить уровень масла и при необходимости долить.
9. Картер межосевого дифференциала ТСп-15к 7,0 кг ТО-2 ХХ Сменить масло.
10. Шарниры реактивных штанг балансирной подвески Литол 24, ГОСТ 21150-75 0,6 кг СО Х Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки (через два ТО-2, но не менее двух раз в год).
11. Шарниры карданных валов среднего и заднего мостов 158, ТУ 38-101320-72 1,2 кг ТО-2 Х Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки из-под кромок сальников.
12. Картер заднего моста ТСп-15к 7,0 кг ТО-2 Х ТО-2 ХХ Проверить уровень масла и при необходимости долить. Сменить масло.
13. Оси собачки и защелки крюка буксирного прибора (см. эскиз к поз. 14) Масло, применяемое для двигателя - СО Х Смазывать несколькими каплями из масленки.
14. Стебель крюка буксирного прибора УС-1 (пресс-солидол), ГОСТ 1033-73, или пресс-солидол С, или солидол С, ГОСТ 4366-76 - СО Х Смазывать через пресс-масленки при работе с прицепом.
15. Башмаки балансирной подвески ТСп-15к 1,65 кг СО Х Проверить уровень масла. Менять при ремонтных работах.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И

ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Лабораторный практикум

Самарский государственный технический университет


Печатается по решению РИО СамГТУ

УДК 656.1 (088.0)

Савельев В. В.

Т 38 Техническая эксплуатация транспортных, транспортно-технологических машин и транспортного оборудования: лабораторный практикум / В.В. Са­вельев . - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. - 65 с.

Лабораторный практикум предназначен для студентов и бакалавров специальностей 190603 и 190600 для изучения дисциплин "Системы, технологии и организация услуг на предприятиях автосервиса" и "Техническая эксплуатация транспортных, транспортно-технологических машин и транспортного оборудования".

Приведены технологии технического обслуживания №1 и 2 автомобилей КамАЗ-5320, а также обслуживания газобаллонных автомобилей. Рассмотрена методика нормирования расхода топлива подвижного состава автомобильного транспорта.

УДК 656.1 (088.0)

ISBN 978- © В.В. Савельев, 2013

© Самарский государственный

технический университет, 2013


ВВЕДЕНИЕ

Качественная работа транспорта зависит от технического состояния подвижного состава. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет создания и выпуска автомобилей с большой эксплуатационной надежностью и технологичностью, с другой стороны - совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей.

Оптимальное управление техническим состоянием автомобилей может быть организовано только в том случае, когда обеспечена четкая взаимосвязь между всеми основными структурными элементами модели. Для организации управления, в первую очередь, необходима информация в самом широком смысле, основанная на диагностике, обеспечивающей полное представление о состоянии объекта. На основе такой информации и критерия эффективности (затрат на ТО и ремонт) принимается решение, в соответствии с которым должно быть организовано управление.



Управление техническим состоянием возможно также на основе оптимальной организации ТО и ремонта автомобилей. При этом системный подход обеспечивается тем, что формы и методы организации технического обслуживания и ремонта рассматриваются в совокупности с управляющими воздействиями - видами ТО и ремонта.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей по техническому состоянию, как и традиционный метод обслуживания и ремонта по наработке, по своей природе являются также планово-предупредительными (планируется объем работ по техническому диагностированию и периодичность их выполнения). Постоянное наблюдение при эксплуатации автомобилей за их уровнем надежности и техническим состоянием функциональных систем и элементов автомобиля с целью своевременного выявления предотказного состояния последних с последующей заменой или восстановлением значений контролируемых параметров до заданных величин обеспечивает предупредительный характер.

Применение новых методов ТО и ремонта основывается на глубоком знании характеристик надежности функциональных систем и элементов, четкой организации информационного обеспечения, широком использовании диагностического оборудования, высокого уровня эксплуатационной технологичности автомобильной техники. Требуется существенная перестройка технологии и организации работы ремонтно-обслуживающего производства АТП. В первую очередь необходимо создать на них современные службы технической диагностики и информационного обеспечения.

Важнейшим условием обеспечения высокого уровня технического состояния автомобилей является развитие ПТБ автотранспортных предприятий на базе реконструкции и технического перевооружения.

Разработка и внедрение новых методов ТО и ремонта автомобилей невозможны без подготовки и переподготовки широкого круга исполнителей работ по технической подготовке автомобильной техники.


Лабораторная работа №1

Технология технического обслуживания автомобиля КамАЗ-5320

Цель работы - изучить примерный перечень операций по ТО, применяемое оборудование, нормативные значения регулировочных параметров элементов автомобилей и получить практические навыки по проведению контрольно-крепежных, регулировочных и смазочных работ при ТО автомобиля КамАЗ-5320.

Общие сведения и основные понятия. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и загрязнения окружающей среды. В Российской Федерации за последние годы в среднем совершается приблизительно 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, 12-15% которых случаются из-за технических неисправностей.

На долю автомобильного транспорта приходится свыше 50% выбросов токсичных соединений в атмосферу. При этом количество токсичных компонентов, содержащихся в отработавших газах, в основном определяется уровнем ТО систем питания, зажигания и механизма газораспределения двигателя, обеспечивающие полноту сгорания топлива.

Общие затраты на поддержание автомобилей в технически исправном состоянии составляют 15-25 % себестоимости перевозок. Эти затраты во многом зависят от возможности определения действительной потребности автомобилей в профилактических и ремонтных воздействиях; выполнения рекомендаций планово-предупредительной системы ТО и ремонта; внедрения современных, научно обоснованных технологических процессов ТО и
ремонта.

Исследования и опыт работы ведущих автотранспортных предприятий (АТП) показывают, что про ведение ТО в полном объеме по прогрессивным технологиям существенно улучшают качество и культуру труда рабочих, уменьшают число внезапных отказов и затраты на ТР на 8-12 %, сокращают расход топливо-смазочных материалов на 7-10 %, повышают коэффициент технической готовности на 3-5 % и пробег шин до 5-7 %.

Действующая планово-предупредительная система ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта предусматривает выполнение конкретного перечня операций обслуживания с заданной трудоемкостью через определенные пробеги. Таким образом, ТО является мероприятием профилактического характера.

Назначение ТО состоит в обеспечении безопасности движения, предупреждении возможных отказов и неисправностей, а также снижении интенсивности изнашивания механизмов, систем и агрегатов автомобиля в процессе эксплуатации.

Технологический процесс ТО - это заданная последовательность операций, выполняемых над элементами автомобиля с целью улучшения его технического состояния. Как правило, операции ТО группируют по виду специализации работы при их выполнении, которые отражаются в технологических картах рабочих постов для исполнителей. Общепринятая типовая технология ТО автомобиля предусматривает следующий порядок: сначала выполняются уборочно-моечные работы, затем контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные и смазочные.

По периодичности, перечню операций и трудоемкости выполняемых работ различают виды ТО: ежедневное обслуживание (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СТО).

Ежедневное обслуживание выполняется после возвращения и перед выездом на линию подвижного состава. При ЕО осуществляют общий контроль систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля, уборку и мойку, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

Виды ТО-l и ТО-2 отличаются периодичностью, объемами работ и трудоемкостью. При ТО-l работы выполняются без разборки агрегатов автомобиля. При ТО- 2 допускается частичная разборка некоторых элементов автомобиля с целью выполнения регулировочных и смазочных работ.

Сезонное ТО, как правило, выполняется два раза в год с целью подготовки автомобиля к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации и совмещается с очередным техническим воздействием (по графику) ТО-2.

Нормативным документом, на основе которого производятся планиро­вание и организация ТО и ремонта, является Положение о техническом об­служивании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (да­лее Положение), которое периодически пересматривается и корректируется. Фирмы-изготовители автомобилей в рамках общей планово-предупредитель­ной стратегии, описанной в Положении, конкретизируют нормативы техни­ческой эксплуатации применительно к отдельным базовым моделям и их модификациям. Данные нормативы отражаются в руководствах по эксплуатации конкретных семейств выпускаемых автомобилей или в их сервисных книжках.

В начальный период эксплуатации автомобиля, когда происходит приработка сопряжений основных элементов двигателя внутреннего сгорания (ДВС), трансмиссии и ходовой части, помимо ЕО вводятся дополнительные виды обслуживания ТО-1000 и ТО-4000. Первый из них выполняется в интервале первых 500 - 1500 км пробега автомобиля, второй - после 3000 - 4000 км.

В послеобкаточный, так называемый основной период эксплуатации, для современных отечественных автомобилей нормативная периодичность ТО-l назначается в пределах 4000 - 5000 км, ТО-2 - 15000 - 20000 км. Указанные значения периодичности ТО-1 и ТО-2 приведены для 1 категории эксплуатации и корректируются в зависимости от реальных условий работы автотранспортных средств.

Техническое обслуживание для автомобилей КАМАЗ проводится по схеме ЕО - ТО-I000 (сервис А) - ТО-4000 (сервис В) - ТО-1 (сервис 1 - через 4000 км) - ТО-2 (сервис 2 - через 16000 км) - СТО (сервис С - два раза в год).

Настоящее методическое руководство направлено на изучение общей стратегии технологических процессов выполнения планово-предупредитель­ных работ по ТО автомобилей. В результате выполнения данной лабораторной работы студент должен:

Иметь представление об общем устройстве и принципе действия оборудования, применяемого при проведении операций ТО автомобиля;

Знать нормативы и диагностические параметры технического состояния элементов автомобиля и общие сведения о технологии проведения всех видов ТО на примере отечественных автомобилей;

Уметь выполнять работы по ТО основных агрегатов, механизмов и систем автомобиля.

Задание 1. Изучить операции ежедневного обслуживания автомобиля.

Ежедневное обслуживание, за исключением мойки автомобиля, проводится водителем. Общее техническое состояние автомобиля в рамках ЕО контролируется дежурным механиком при выпуске автомобиля на линию.

При подготовке автомобиля к выезду необходимо:

Проверить уровень и, если нужно, долить масло в картер двигателя, а охлаждающую жидкость - в радиатор;

Убедиться в отсутствии подтеканий топлива, смазки, охлаждающей и тормозной жидкости в трубопроводах и соединениях;

Обтереть облицовку радиатора, фары, подфарники, задние фонари, стекла кабины, номерные знаки;

Убедиться в исправности рабочей и стояночной тормозной системы, рулевого управления. При отсутствии в гидравлическом приводе воздуха педаль тормоза не должна проходить более 1/2 рабочего хода. Стояночный (ручной) тормоз проверяют пробным затягиванием рычага, который должен перемещать на 4 - 6 фиксирующих щелчков. Техническое состояние рулевого управления оценивают с помощью прибора К-187 (К-402) или визуально по свободному ходу (люфту) рулевого колеса при прямолинейно установленных передних колесах. Суммарный люфт в рулевом управлении при отсутствии данных предельных значений, установленных фирмой - изготовителем автомобиля, согласно ГОСТ Р 51709 - 2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки не должен превышать 10 0 для легковых автомобилей и созданных на базе их агрегатов грузовых автомобилей и автобусов, 20 0 - для автобусов и 25 0 - для грузовых автомобилей при заданном нормативном усилии на рулевом колесе;

Пустить двигатель и по контрольным приборам проверить
его работу. Сигнальные лампы - индикаторы пониженного давления масла в главной магистрали смазочной системы две (минимально допустимое давление масла для бензиновых две составляет 0,05 и 0,1 МПа для дизелей) и неисправной работы генератора (зарядки аккумуляторной батареи (АКБ» - должны погаснуть. Не допускается к эксплуатации автомобиль, если при включении зажигания загорается сигнализатор контроля элементов тормозных систем, аварийного падения уровня тормозной жидкости, а значение давления воздуха в ресиверах пневматической тормозной системы на манометре ниже нормативного. Обратить внимание на количество топлива в баке и действие приборов освещения и сигнализации.

Инструкция дежурному механику АТП по проверке технического состояния автомобилей при выпуске на линию предусматривает запрет выезда транспортного средства при обнаружении следующих неисправностей или нарушений нормативных документов.

По внешнему виду и комплектации:

Транспортное средство не отвечает требованиям чистоты состояние внешней и внутренней частей кузова автомобиля (автобуса);

Повреждены или отсутствуют номерные знаки, надколесные грязезащитные щитки, боковые и центральные зеркала заднего вида, противосолнечные козырьки, огнетушители, аптечка, знак аварийной остановки;

Не исправны замки дверей пассажирского салона или кабины водителя;

Присутствуют трещины на ветровых стеклах в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя.

По рулевому управлению:

Люфт рулевого колеса превышает нормативное значение или затруднено вращение рулевого колеса, имеются повреждения рулевой колонки;

Нарушена герметичность картера рулевого механизма или пневмогидросистемы усилителя руля;

Повреждено или ослаблено крепление картера к колонке рулевого механизма;

Повреждены, не закреплены или имеют повышенный люфт шарнирные соединения рулевого привода.

По системе тормозного управления:

При работающем двигателе при однократном нажатии на педаль тормоза с усилием 686 Н (70 кгс) зазор между педалью и полом кабины составляет менее 25 мм;

Нарушена герметичность пневматического или гидравлического привода. Допустимое падение давления воздуха в системе тормозного привода при неработающем двигателе: при свободном положении органа управления тормозной системы - не более чем на 0,05 МПа (0,5 кг/см 2) за 30 мин;
при приведении в действие тормозной системы - 15 мин. Утечки воздуха из колесных рабочих тормозных камер не допускаются;

При включении зажигания загорается сигнализатор контроля элементов тормозных систем, аварийного падения уровня тормозной жидкости;

Не обеспечивается эффективность торможения автомобиля требованиям ГОСТ Р 51709 - 2001. При дорожном испытании на ровном, сухом асфальтобетонном покрытии при прямолинейном движении с начальной скоростью торможения 40 км/ч путем однократного нажатия на педаль рабочей тормозной системы с усилием 686 Н (70 кгс) тормозной путь грузовых автомобилей категорий Nl, N2, N3, пассажирских и грузопассажирских автомобилей категорий М2 и М3 превышает 17,7 м или «увод» автомобиля при этом
свыше нормативного коридора движения шириной 3 м для легковых автомобилей категорий Ml при усилии на педали 490 Н (50 кгс) тормозной путь не должен быть более 15,8 м;

Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние автомобиля на опорной поверхности с уклоном 16%;

Не включается световой сигнал торможения (стоп-сигнал) при воздействии на педаль тормоза;

Не работает устройство фиксации стояночного тормоза.

Усилие, прикладываемое к органу управления стояночным тормозом, превышает 589 Н (60 кг).

По двигателю и элементам трансмиссии:

Нарушена герметичность систем питания и выпуска отработавших газов две;

Нарушена герметичность систем смазки ДВС, коробки передач, картера редуктора заднего моста;

Ослаблено крепление ДВС, коробки передач, фланцев карданного вала, элементов глушителя, рессор;

Не полностью выключается сцепление, самопроизвольно выключается или с затруднением включается передача;

Заметны вибрация и стуки карданного вала при переключении передач и движении автомобиля.

По колесам и шинам:

Отсутствие или слабая затяжка гайки крепления дисков и ободьев колес;

Наличие трещин и видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий на дисках колес;

Глубина рисунка протектора шины грузового автомобиля составляет менее 1 мм, автобуса - менее 2 мм, легковых автомобилей - 1,6 мм (или появление одного индикатора износа протектора);

Наличие повреждений шин, обнажающих корд, или местных отслоений протектора;

Давление воздуха в шине не соответствует установленной норме.

По внешним световым приборам:

Не работают или не отрегулированы фары дальнего или ближнего света;

Неработоспособны сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине водителя;

Неисправен переключатель света фар;

Не работает сигнал торможения (стоп-сигнал);

Не работает указатель поворотов или его боковой повторитель;

Не работает фонарь заднего хода при включении передачи заднего хода;

Не работает габаритный фонарь или фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака;

Включение аварийной сигнализации не обеспечивает работу всех указателей поворота и боковых повторителей в проблесковом режиме;

Имеются разрушения и трещины рассеивателей фар.

По дополнительному оборудованию :

Не работают стеклоочистители или омыватели ветрового стекла, спидометр, система вентиляции и отопления (в холодное время года).

По выполнению требований к газобаллонным автомобилям :

При выпуске на линию автомобиля, работающего на сжиженном нефтяном или компримированном природном газе, необходимо проверить крепление газовых баллонов, со- стояние и герметичность соединений элементов газовой системы питания.

При возвращении на предприятие газобаллонного автомобиля следует проверить герметичность газовой и бензиновой систем питания, закрыть расходный вентиль и выработать весь газ, находящийся в системе.

Движение по АТП в зоны ТО, ТР и на парковку автомобиля осуществлять только при работе на бензиновой или дизельной системе питания.

Особые условия : дежурный механик обязан фиксировать все случаи возврата автомобилей на АТП с внешними повреждениями, заносить в журнал и составлять акт на наличие повреждений.

Задание 2. Изучить операции первого технического обслуживания.

Для автомобилей КАМАЗ TO-l производится через 4000 км пробега (для 1 категории эксплуатации), трудоемкость 3,6 чел.-ч. В АТП с численностью подвижного состава более 100 единиц рекомендуется ТО-l выполнять на трех специализированных постах поточным методом.

Пост 1 - контрольно-крепежные работы :

Проверить состояние платформы, кабины, исправность механизмов двери, действие стеклоочистителей;

Проверить крепление поворотных рычагов и шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг. Повышенный зазор в шарнирных соединениях рулевых тяг определяют визуально или на ощупь по относительному перемещению сопряженных деталей, возникающему от вращения рулевого колеса в противоположные направления с усилием 50 ... 60 Н, что осуществляет оператор, сидящий в кабине. Взаимные перемещения должны быть незначительными;

Проверить затяжку гаек стремянок рессор;

Подтянуть гайки крепления фланцев приемных труб глушителя, болтов фланцев карданных валов, крепления коробки перемены передач;

Проверить крепление опоры и затяжку сальникового уплотнения подвижного шлицевого соединения;

Проверить крепление картера рулевого механизма к раме и сошке, затяжку гаек колес, состояние шин и давления воздуха в них;

Подтянуть гайки крепления водяного насоса, генератора, стартера, топливного насоса высокого давления (карбюратора), приводы дроссельных и воздушных заслонок должны работать без заеданий;

Очистить наружную поверхность свечей и крышку распределителя ветошью, смоченной в чистом бензине:

Прочистить вентиляционные отверстия АКБ и проверить уровень электролита (на 10 - 15 мм выше сепараторных пластин);

Проверить уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и наличие воды в бачке устройства для обмыва ветрового стекла;

Проверить и при необходимости закрепить двигатель на раме.

Пост 2 - регулировочные работы:

Проверить состояние и натяжение ремней вентилятора и генератора (прогиб ремня должен составлять 10 - 20 мм при нажатии большим пальцем руки на ремень в средней его части с нормируемым усилием 40 - 80 Н);

Проверить свободный ход педали сцепления при помощи линейки. Увеличенный ход педали сцепления может вызвать неполное разъединение вала двигателя с первичным валом коробки перемены передач, что затрудняет их переключение и интенсивно изнашивает ведомый диск сцепления. Наоборот, малый свободный ход не обеспечивает надежного включения сцепления, что приводит к пробуксовке дисков и быстрому их изнашиванию;

Проверить техническое состояние стояночного и рабочего (ножного) тормоза, с помощью линейки определить свободный и рабочий ход педали рабочего тормоза. При необходимости отрегулировать тормоза;

Проверить зазоры в шкворневом соединении поворотных кулаков прибором НИИАТ -1 (радиальный зазор - не более 0,75 мм, осевой 1,5 мм) или визуально, покачивая вывешенное колесо руками в вертикальной плоскости;

Проверить на слух работу клапанного механизма и при необходимости отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами.

Пост 3 - смазочные и заправочные работы:

Довести уровень масла в картере двигателя до нормы;

Смазать валик педалей сцепления и тормоза;

Смазать шарниры рулевых тяг и шкворни поворотных кулаков через пресс- масленки до появления свежей смазки из соединения;

Смазать подшипник промежуточной опоры через пресс-масленку до появления свежей смазки из контрольного отверстия;

Проверить и довести до контрольной пробки уровень масла в картерах ведущих мостов, а также в картере коробки передач;

Проверить и довести до нормы уровень тормозной жидкости "ТОМЬ", "Роса") в главном цилиндре;

Слить топливо из фильтра-отстойника.

Как правило, в зонах ТО-1 и ТО-2 на конкретных постах для исполнителей даются технологические карты соответствующих обслуживаний. Для ТО-1 автомобилей КамАЗ-5320 технологическая карта представлена в табл.1.1.

Таблица 1.1

Технологическая карта операций ТО-1 автомобиля КамАЗ-5320

Содержание работ и методика их проведения Технические требования Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для проведения работ.
Вымыть автомобиль и провести уборку кабины и платформы. Особо тщательно вымойте: фары, подфарники, задние фонари, стекла кабины, номерные знаки, тормозные камеры с регулировочными рычагами, прижимы с гайками крепления колес, вентили шин, шкворневые узлы, рулевые тяги, предохранитель от замерзания. На нижних частях крыльев, подножках, рессорах, мостах, брызговиках, крышке гнезда аккумуляторной батареи не должно быть грязи, снега и льда. Очистите полы платформы и кабины. Протрите сиденья, контрольные приборы и стекла в кабине. Установка для мойки автомобилей щеточно-струйная или моечная шланговая, лопата, метла, ветошь.
Выполнить работы, предусмотренные ежедневным техническим обслуживанием.
Внешним осмотром и по показаниям штатных приборов, проверьте исправность тормозной системы. Устраните неисправности. Отвертка 8мм, ключи 10*13, 17*19, 22*24, плоскогубцы.
Закрепите гайки крепления колес. Затяжку проводите равномерно через одну гайку в два-три приема усилием 25-30кгс۰м. Сменная головка 27мм, динамометрический ключ.
Отрегулировать ход штоков тормозных камер. Ход штоков должен быть не более 40 мм. Ключ 10*12, линейка.
Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива. Слить из фильтра 0,1 л топлива. Ключ 10*12.
При температуре ниже +5°С заменить спирт в предохранителе от замерзания. Залейте спирт через заливное отверстие, поднимите тягу предохранителя вверх. Ключи 17*19, 22*24, сосуд, воронка.
Довести до нормы:
-давление в шинах; Давление в шинах: - для передних колес-7,3кгс/см²; - для задних колес - 4,3-5,3кгс/см². Шланг для накачивания шин, манометр.
-уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления; Проверять при работающем на холостых оборотах двигателе. Кружка, воронка с двойной сеткой, сосуд для масла, ветошь.
-уровень электролита в аккумуляторных батареях. Уровень электролита должен быть на 15-20 мм выше предохранительных щитков. Мерная стеклянная трубка, кружка, резиновая груша, резиновые кислотостойкие перчатки, стеклянная воронка.
Произведите смазку автомобиля в соответствии с химмотологической картой. Солидолонагнетатель или ручной шприц.

Задание 3. Изучить операции второго и сезонного технических обслуживаний.

Работы по ТО-2 выполняются на специализированном посту с использованием осмотровой канавы или подъёмника. Осенью и весной ТО-2 обычно совмещают с сезонным обслуживанием, поэтому технологическая карта (табл.1.2) содержит оба вида технических воздействий.

Таблица 1.2

Технологическая карта операций ТО-2 автомобиля КамАЗ-5320