Спецтехника КамАЗ включает широкий модельный ряд большегрузных машин, которые оснащены мощными силовыми установками, ходовой частью, трансмиссией. За рулем такой машины чувствуется повышенный комфорт передвижения.
Коробка ZF встречается на грузовом автотранспорте производства КамАЗ. Приличную мощность при меньшем расходе горючего обеспечивает 9-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF. Как правило, она устанавливается на машины, которые имеют передний привод. Наличие данной коробки гарантирует владельцу авто получение прекрасных динамических показателей.
Следует отметить, что на КамАЗ в коробках передач используется дополнительный делитель. Смена передач в делителе происходит путем перемещения переключателя крана управления. Благодаря делителю отмечается повышение тяги автомобиля, а также происходит его облегченное управление.
Для обеспечения надежности работы системы трансмиссии, необходимо соблюдать предписания для техобслуживания.
Контроль уровня масла
Опасность представляет как излишнее количество масло в КПП, так и его недостаточное количество. Это нередко является причиной того, что ЗФ преждевременно выходит из строя. Проверка уровня масла в КПП может быть осуществлена при помощи контрольных отверстий, которые присутствуют на корпусе коробки. Замену масла следует осуществлять при разогретом двигателе. Так как масло теплое, оно обладает оптимальной степенью вязкости, следовательно, горючее быстрее выльется.
Выбор масла для КПП
Какое масло заливается в КПП ZF КамАЗ? В качестве смазки можно использовать масло от отечественного производителя, так и известные зарубежные бренды. Для КамАЗ подходят варианты масел от таких брендов, как Castrol, Mobil.
Какое масло лить? Обращать внимание нужно на жидкости, которые обладают высокой концентрацией противозадирных присадок, например, горючее класса GL-4. При частой эксплуатации автомобиля при отрицательной температуре, следует делать выбор в пользу 75 W-80 или 75 W-90.
Mobil 75 W-90
Castrol 75 W-80
Сколько масла необходимо добавить в КПП КамАЗ с делителем? Требуемый объем составляет около 9 литров. Как правило, данную процедуру необходимо проводить каждые 100000 км.
В ряде случаев замена должна быть осуществлена раньше. Необходимость в этом возникает, если большегрузный транспорт часто эксплуатируется на строительных площадках.
Таким образом, автомобильная техника КамАЗ обладает высокой надежностью, хорошими эксплуатационными качествами. Уход за данной автомобильной системой заключается в своевременной диагностике транспортного средства. Способствует продлению рабочего срока КПП, подбор качественного трансмиссионного масла.
В зависимости от условий эксплуатации автомобилей КамАЗ, рекомендуется применение трансмиссионных масел следующих классов вязкости по SAE:
- SAE 75W-90 (всесезонная эксплуатация в районах с холодным климатом);
- SAE 85W-90, SAE 80W-90 (всесезонная эксплуатация в умеренной климатической зоне);
- SAE 90 (всесезонная эксплуатация в районах с тропическим климатом).
Температурный диапазон применения трансмиссионных масел приведен на рисунке 2 .
Перечень трансмиссионных масел, допущенных для эксплуатации агрегатов трансмиссии КАМАЗ, приведен в таблице 3 .
Таблица 3 - Перечень трансмиссионных масел
Марка масла |
Номер ГОСТ, ТУ |
Производитель |
Внимание!
Эксплуатацию коробок передач ZF и раздаточных коробок ZF производить строго на маслах, допущенных фирмой ZF.
В таблице 6 приведен неполный список масел наиболее известных фирм-производителей для эксплуатации механических коробок передач ZF (перечень смазочных материалов TE-ML 02, версия 01.07.2010 г.).
Периодичность смены масел и температурный диапазон их применения приведен в таблицах 4, 5 .
Внимание! Допускается смешивать различные марки масел только в пределах одного класса перечня смазочных материалов TE-ML 02.
Таблица 4 - Периодичность смены масел в КП ZF
Класс смазочного материала | 02А | 02В/02Н | 02D/02E/02L |
Применение | Интервалы замены масла (замена масла
необходима, в зависимости от того, что наступает первым) |
||
- Близкое/распределительное сообщение | 60000 км 1 год |
120000 км 1 год |
240000 км 2 года |
- Маршрутный транспорт (автобусы) | |||
- Дальний транспорт массой более 44 т | |||
- Эксплуатация в тяжелых условиях | |||
- Температура окружающей среды выше 40 °С | |||
- Средняя скорость от 20 до 60 км/ч |
Таблица 5 - Низкотемпературные пределы работоспособности масел
Примечание - допускается смешивать различные марки масел только в пределах одного класса перечня смазочных материалов TE-ML 02.
Таблица 6 - Перечень разрешенных продуктов по спецификации ZF TE-ML 02
Производитель |
Марка масла |
GAZPROMNEFT-ONPZ, OMSK/RUS |
|
KUWAIT PETROLEUM R&T B.V., |
|
ООО «LLK-INTERNATIONAL», MOSCOW/RUS |
|
SHELL INTERNATIONAL |
|
Класс 02B |
|
BP OIL INTERNATIONAL, |
|
CASTROL INTERNATIONAL, |
|
CHEVRONTEXACO, GHENT/B |
|
CHEVRONTEXACO, SYDNEY/AUS |
|
EXXON MOBIL CORPARATION, |
|
GAZPROMNEFT-ONPZ, OMSK/RUS |
|
SHELL INTERNATIONAL |
|
TOTAL LUBRIFIANTS S.A., PARIS/F |
|
VIAL OIL LTD., MOSCOW/RUS |
|
SHELL INTERNATIONAL |
|
TOTAL LUBRIFIANTS S.A., PARIS/F |
|
Техническая характеристика коробки передач 16 S 151
Рис. 71. Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора.
] - бачок сцепления; 2 - педаль сцепления; 3 - рычаг переключения передач; 4 - датчик заднего хода; 5 - кла- пан включения демультипликатора; б - датчик нейтрали; 7 - датчик включения низшего диапазона демультип- ликатора; 8 - цилиндр переключения демультипликатора; 9 - датчик первой передачи; 10 - воздухораспредели-тель делителя; 11 - датчик включения низшего диапазона делителя; 12 - датчик включения высшей передачи; 13 - к рабочему цилиндру сцепления; 14 - клапан включения делителя; 15 - главный цилиндр сцепления.
Таблица 12.
Тип коробки пе- редач
Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного че-тырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора
Макс, входной крутящий мо-мент. Н.м
1600/1850
Передаточные числа (в скобках для коробок пе-редач с высшей прямой переда-чей)
1-13,74(16,47)
2-11.54(13.79)
3-9,44(11,32)
4-7.93(9,48)
5-6,5(7,79)-
4 6 - 5,46 (6,52)
7-4,57(5,48)
8-3,84(4,58)
9 - 3.01 (3,59)
10-2,53(3,01)
11-2,07(2,47)
12-1,74(2,07)
13-1,42(1,70)
14-1,2(1,42)
15-1,0(1,20)
16-0,84(1,00)
3X1-12,86(15,42)
ЗХ 2 - 10,8 (12,91)
Подшипники ва-лов:
Роликовые конические
Подшипники шестерен
Роликовые игольчатые с сепараторами без колец
Синхронизаторы
Инерционного типа, муфтовые со стальными фрикционными кольца-ми, покрытыми молибденом
Шестерни
С косыми зубьями, постоянного зацепления
Привод тахографа
Бесконтактный, индуктор 6 выступов
Система смазы- вания
Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен ко-робки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, до-полнительную подпитку от масляного насоса
Отбор мощности
Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора
Управление ко-
робкой передач
Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора
(возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселектор-
ное для делителя, пневматическое для демультипликатора
Усилие на рычаге переключения
передач, Н (кгс).
не более
150(15)
Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступен- чатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя пере-дача - зубчатой муфтой. Демультипликатор - планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Делитель передач - механический, состоит из одной пары цилиндрических шесте- рен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.
Включение передач
Включение передач производится механически, через двойное Н-включение. Оно де- лится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится
нейтральное положение рычага.
Рис. 72. Схема включения передач.
а - низший диапазон демультипликатора;
b - высший диапазон демультипликатора.Пружинные фиксаторы постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению.
Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при переме-щении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переклю-чателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в
положение В или Н Передача в делителе переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче поль- зоваться делителем.Сервоусилитель
Сервоусилитель состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра.
Включение передач в коробке передач производится как было описано выше, только с пнев- матическом усилением.Преимущество: снижение усилия переключения передач.
Длительное включение передач с высокой ручной силой способствует повышенному
износу синхронизаторов.Коробка передач в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована
коробкой отбора мощности.Рис. 73. Сервоусилитель
ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
При соблюдении следующих указаний по эксплуатации гарантируется экономия топ-
лива и бесперебойный режим движения:Ездить следует в среднем диапазоне числа оборотов двигателя (рис.74)
Использовать наиболее высокую передачу
Рис.74. Средний диапазон числа оборотов двигателя
Завести двигатель и тронуться
Поставить на стояночный тормоз
(препятствует самопроизвольному движению
Включить нейтраль в коробке передач
Завести двигатель
Включить передачу (предпочтительно первую, чтобы беречь сцепление)
Снять со стояночного тормоза и плавно выжать сцепление
ОСТОРОЖНО: Включение передач при не полностью выключенном сцеплении приводит к ускоренному износу синхронизаторов коробки передач.ОПАСНО:
Если вы оставляете свой автомобиль с заведенным двигателем, необходимо по-ставить его на стояночный тормоз. Это препятствует самопроизвольному движению автомо- биля.
Запрещается заводить двигатель при поднятой кабине
Коробки передач Ecosplit - ZF синхронизированы. Синхронизатор делает смену передач быстрой, безопасной и бесшумной:
Без двойного нажатия на сцепление при переключении передач на более высокие.
Без промежуточной подачи газа и двойного выжима сцепления при переключении с высших передач на низшие.
Рис. 75. Схема переключений коробки передач
В схеме (рис.72) включения передач Н на дорожках включения 3-4 передач (пониженная передача демультипликатора) и 5-6 (прямая передача демультипликатора) находится ней- тральное положение (состояние холостого хода).
Для выбора дорожек 1-2 или 7-8 передач надо перевести рычаг в соответствующее по- ложение преодолев усилие пружины и при включении удерживать его в этом положении. Переход из положения пониженной передачи демультипликатора в положение прямой пере-дачи демультипликатора и обратно разделен более мощным пружинным фиксатором.
Включение задней передачи блокируется дополнительным фиксатором и требует повы- шенного усилия.
Переключение передач
Рычаг переключения вести плавно, без больших усилий и с разжатой рукой как показано на рис. 5.
При включении передачи следует удержать рычаг от давления, пока синхрониза- тор выполняет процесс переключения.
Смена дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот производится коротким полчком ладони рычага и плавным его продвижением в желаемую передачу.
УКАЗАНИЕ:
Переключение производите плавно, чтобы сделать усилия минимальными. Это осо- бенно важно при еще холодном трансмиссионном масле.
Если рабочая температура коробки передач еще не достигла нормы, то переключение требует повышенного усилия.
Рис. 76. Переключение передач
Правильно переключайте передачи:
1-2-3-4 - низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
5-6-7-8 - высшие передачи (высший диапазон демультипликатора). При замедлении переключать передачи только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держите передачу включенной.
Строго воспрещается:
Переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший при скорости более 30 км/ч ;
-двигаться накатом и на спуске при нейтральном положении пычага переключения пе- редач.
ОСТОРОЖНО:
Передачу заднего хода включать при стоящем автомобиле и при холостых оборотах двигателя.
Во избежание повреждения коробки передач и двигателя включайте сначала близ- стоящую низшую передачу, если при торможении обороты двигателя достигли минимума на этой передаче.
Включение коробки отбора мощности.
Коробку отбора мощности включать и выключать только на стоящем автомобиле.
ОСТОРОЖНО:
При долговременной стоянке автомобиля (например, стоянка на ночь) коробка отбора мощности должна быть выключена. Паркование:
Переключить коробку передач в низшее положение демультипликатора (1-4 пе- редачи)
Поставить на стояночный тормоз.
Для дополнительной
безопасности включить передачу:
Если автомобиль стоит в гору - передачу
переднего хода;
с горы - передачу заднего хода.
Буксировка (с целью пуска двигателя):
Завести двигатель путем буксировки при прямой передаче демультипликатора (5-8 пе- редачи).
Буксировка (неисправного автомобиля):
Буксировка возможна только при следующих условиях: нейтральное положение коробки передач при прямой передаче демуль- типликатора (дорожка 5-6 или 7-8 передач). Расстояние буксирования не более 100 км. Максимально допустимая скорость не более 20 км/ч.
ОСТОРОЖНО:
Если одно из названных условий не будет выполнено, карданный ват должен быть отсо- единен от заднего моста.
При подозрении на повреждение коробки передач карданный вал должен быть отсоеди- нен от заднего моста.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ:
Неполадки при смене положений демультипликатора (например, дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот) могут иметь следующие причины:
повреждение в пневматической системе.
Включающий клапан или
включающий цилиндр демультипликатора с дефектами
(конденсат или
загрязнения).
УКАЗАНИЕ:
Продолжение движения возможно лишь тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передачи).
Если прямая передача демультипликатора остается включенной, то можно букси- ровать автомобиль.
Эксплуатация автомобиля при низкой температуре:
Коробка передач заполняется маслом согласно химмотологической карте. Коробка пере-дач может работать при внешней температуре до -30°С. Необходимо учитывать следующие
пункты:при внешней температуре до -20°С
после запуска двигателя необходим период для прогрева коробки передач. Прогрев трансмиссионного масла должен проводится с частичной (неполной) нагрузкой при низком числе оборотов.
при внешней температуре до -30°С
перед запуском двигателя необходимо прогреть коробку передач теплым воздухом. Так-же надо обратить внимание на то, что температура в коробке передач не должна превышать 150°С.
ОСТОРОЖНО:
Не допускается прогревать коробку открытым пламенем!
Использование автомобиля при продолжительной температуре между 0 и - 60°С.
Коробка передач должна снабжаться маслами, соответствующими техническим требова- ниям и списку масел рекомендованных фирмой ZF .
Стоянка автомобиля при низкой температуре.
При внешней температуре ниже 0°С следует учитывать, что в коробке передач включен низший диапазон демультипликатора (рычаг переключения в положении 1 передачи или в нейтральном положении дорожки 3-4).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Регулярное обслуживание повышает надежность в работе коробки передач. Особенно важно соблюдение интервалов между техосмотрами.
Трансмиссионное масло
Сорт масла
УКАЗАНИЕ
Для заполнения коробки передач допускаются только те масла, которые соответству- ют списку смазок фирмы ZF .
Количество заполняемого масла
Необходимое количество масла показано на фирменной табличке, прикрепленной к коробке передач.
- При первом заполнении, -11л
- При смене масла, -8 л
- Количество заполняющего масла при нормальной установке (наклон 0 - 3°).
Интервал смены масла |
|||
По максимуму По минимуму |
Через 90 000 км ежегодно |
||
При использовании на строительных пло- щадках, в тяжелых и тропических условиях |
45 000 км или при длине пробега 1000 ра- бочих часов, минимум один раз в год |
У |
|
Смена масла
Рис. 77. Слив старого масла
ОСТОРОЖНО
Не допускать попадания масла в землю, воду или канализацию. Не допускать утечки масла из соответствующей емкости.
УКАЗАНИЕ
Смену масла производить после поездки, пока оно находится в горячем состоянии.
ОПАСНО
Прикосновение как к коробке передач, так и к трансмиссионному маслу может привести к ожогам.
Открутить сливные пробки (рис. 77) и перелить старое масло в соответствующую емкость.
Очистить сливные пробки с магнитом, заменить прокладку и закрутить с момен-
том 60 Н.м.
Рис. 78. Заполнение маслом
Залить масло через маслоналивное отверстие (рис. 78)
Уровень масла в норме, когда масло достигает нижнего края отверстия или выли- вается из него.
Контроль уровня масла
ОПАСНО
Недостаточное количество масла в коробке передач приводит к повреждению короб- ки.
Регулярно проверяйте уровень масла в коробке передач:
Проверка уровня масла производится на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке.
Проверка уровня масла производится тогда, когда масло охлаждено (менее 40°С).
Проверка сцепления
Чтобы гарантировать продолжительную службу и работоспособность синхронизато- ров, необходимо безупречное функционирование сцепления.
Работа сцепления должна проверяться следующим образом:
На холостых оборотах двигателя выжать сцепление;
Не более чем через 20 сек. медленно включить заднюю передач)".
Если будет замечен «скрежет» зубчатых муфт, то необходимо отрегулировать сцепле- ние или произвести его проверку.
Рис. 79. Установка клапана выключения под недаль сцепления.
Л - сцепление включено; b - сцепление полностью выключено; с - переходный участок; d - жесткий упор. 1 -главный цилиндр сцепления; 2 - клапан включения делителя: 3 - из ресивера;
4 - к воздухораспределителю делителя; 5 - к рабочему цилиндру сцепления.
Прежде чем делитель будет включен через выключающий клапан, сцепление должно быть полностью разомкнуто.
ОСТОРОЖНО
В случае неправильной установки выключающего клапана существует угроза разру- шения синхронизатора при переключении передач делителя.
Проверка
Отрегулировать сцепление
Установить регулировочный винт на педаль сцепления так. чтобы клапан откры- вался и закрывался на участке (с).
В положении (Ь) сцепление полностью разомкнуто. В этом положении педали за- зор между клапаном и упорным винтом должен быть не менее 1 мм.
Вентиляция коробки передач
Из-за нагревания масла при движении автомобиля внутри коробки передач образуется повышенное давление. Для снижения этого давления на верху коробки передач установлен сапун. Сапун всегда должен находится в чистоте.
Рис. 80. Сапун
Обслуживание пневматической установки.
В каждой пневматической установке образуется конденсационная влага. Чтобы кон-
денсат и ржавчина не попадали из ресивера в клапаны и пневмоцилиндры, необходимрегу- лярный техосмотр пневматической системы. Ресивера необходимо обезвоживать еженедель- но, а зимой ежедневно.
УКАЗАНИЕ
Вместе с ресиверами влагу нужно удалять также и из фильтров с помощью водоотде-
лителя, если он не работает автоматически.Заводская табличка
Заводская табличка находится на верхней стороне коробки передач.
При контрольных запросах или при ремонте необходимы следующие позиции, кото-
рые даются в табличке:1.
номер коробки передач по спецификации2.
тип коробки передач3.серийный номер коробки передач
Для корректной и долговечной работы, узлы машин необходимо вовремя смазывать, поэтому мы рассмотрим какое и сколько масла в КПП КамАЗ с делителем и без нужно заливать.
Количество масла в КПП КамАЗ старого образца – пятиступенчатую без делителя, равняется 8,5 литров. Проверку уровня смазки нужно производить как можно чаще и не реже одного раза в месяц. Один раз в год должна быть проведена полная замена масла в КПП КамАЗ при условии, что пробег не превышает 90 тысяч километров. При достижении этой цифры, замену нужно выполнить раньше. Для автомобилей, работающих в сложных режимах, данная цифра сокращается вдвое. Это обусловлено быстрой выработкой ресурса масла при частом переключении скоростей, а также длительной работе на низких передачах. Масло в КПП КамАЗ проверяется с помощью индикатора, прикреплённого к заливной пробке. В механизмах распределения скоростей производства ZF-КАМА, контроль уровня осуществляется через контрольные отверстия, расположенных на картере.
Нужна КПП КАМАЗ?Наличие делителя увеличивает применяемый объём масла в КПП КамАЗ. Для десятискоростных коробок требуется уже 12 литров трансмиссионного масла. Его замена – процесс несложный, поэтому большинство водителей знают, как поменять масло КПП КамАЗ.
Эта процедура выполняется следующим образом. Вначале выкручивается пробка заливной горловины. Затем выкручиваются две сливные заглушки в нижней части картера. В узлах, оснащённых делителем, следует вывернуть пробку из его картера. Перед сливом нужно запустить двигатель и прогреть масло для уменьшения его вязкости. Поскольку сливные заглушки снабжены магнитами для задерживания металлических частиц, их также следует тщательно очистить.
Механизмы Камского завода неприхотливы, поэтому владельцы грузовиков используют отечественное масло в КПП КамАЗ 5320 или 6520. Для этого применяется марка ТСп-15К или всесезонное МТ-16п. Концерн Лукойл производит отличную трансмиссионку марки ТМ-5 SAE 80W-90. При использовании трансмиссионки, важно учитывать погодные условия. В жарком климате необходимо применять более вязкие марки — 85W-90, при сильных морозах – более текучие — 75 W-90. Для повышения моторесурса целесообразно использовать Shell Spirax S6 AXME, Castrol Syntrax Long Life, Esso Gear Oil GX.
Сколько литров масла в КПП КамАЗ производства совместного предприятия ZF-КАМА? Для смазки этих агрегатов достаточно 8 литров смазочного материала для ZF 9S1310 и ZF 16S151, а для ZF 16S181 – 10 литров. Цифры приведены для замены, при первом заполнении нужно большее количество. Для приведённых модификаций оно составляет 9, 11 и 13л.
Масло в коробку передач ZF на КамАЗ
Инструкция по применению определяет, какое масло заливать в КПП ZF КамАЗ. Смазки отечественного производства имеют меньшую цену, однако для использования в дорогостоящих импортных механизмах лучше использовать брендовое масло в коробку передач ZF на КамАЗ. Для этих целей стоит выбрать Titan Cytrac Man Synth 75W-80 или Titan Cytrac LD 75W-80. Прекрасно подойдёт и Castrol EP 80W и Mobil GX-A 80W. Качественная марка масла в коробке передач продлит срок её службы уменшит износ деталей. Поэтому оптимальный выбор – использовать масло в КПП ЗФ КамАЗ, указанное в спецификациях к данной коробке. Это классы GL-4 и MIL-L2105. Вязкость также определяется температурными условиями среды. Для холодного климата 75 W-90(80), для средней полосы — 80W-90, и для жаркой погоды — 85W-90.