Электрооборудование на автомобиле ваз 2106 выполнено по однопроводной схеме — отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой», которая выполняет функцию второго провода. В 90-х годах в схему электрооборудования были внесены небольшие изменения. Так, теперь на автомобиль устанавливают один звуковой сигнал без реле его включения, не применяются фонари сигнализации открытых передних дверей и реле-прерыватель контрольной лампы ручного тормоза. Также на автомобиле устанавливают задний противотуманный фонарь. На часть автомобилей может быть установлена система обогрева заднего стекла. Большинство цепей включается выключателем зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звуковых сигналов, прикуривателя, стоп-сигнала, плафонов, штепсельной розетки переносной лампы, цепь питания аварийной сигнализации и фонарей сигнализации открытых передних дверей.

Схема

1 - боковые указатели поворота; 2 - подфарники; 3 - наружные фары; 4 - внутренние фары; 5 - звуковые сигналы; б - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя ваз 2106; 7 - датчик включения электродвигателя вентилятора ваз 2106; 8 - реле включения звуковых сигналов; 9 - реле включения электродвигателя вентилятора ваз 2106; 10 - регулятор напряжения ваз 2106; 11 - катушка зажигания ваз 2106; 12 - электродвигатель омывателя ветрового стекла; 13 - датчик недостаточного уровня тормозной жидкости; 14 - распределитель зажигания; 15 - электродвигатель стеклоочистителя; 16 - свечи зажигания ваз 2106; 17 - датчик контрольной лампы давления масла; 18 - датчик указателя давления масла; 19 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 20 - подкапотная лампа; 21 - электромагнитный клапан карбюратора ваз 2106; 22 - генератор ваз 2106; 23 - стартер ваз 2106; 24 - аккумуляторная батарея; 25 - реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 26 - реле включения ближнего света фар; 27 - реле включения дальнего света фар ваз 2106; 28 - реле стеклоочистителя; 29 - дополнительный блок предохранителей; 30 - основной блок предохранителей; 31 - выключатель света заднего ходы; 32 - выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 33 - штепсельная розетка переносной лампы; 34 - реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 35 - электродвигатель отопителя; 36 - выключатель стоп-сигнала; 37 - реле обогрева заднего стекла*; 38 - резистор электродвигателя отопителя; 39 - лампа освещения вещевого ящика; 40 - выключатель наружного освещения; 41 - выключатель обогрева заднего стекла*; 42 - выключатель зажигания; 43 - переключатель ближнего-дальнего света; 44 - переключатель указателей поворота; 45 - выключатель звукового сигнала; 46 - переключатель стеклоочистителя; 47 - выключатель смывателя ветрового стекла; 48 - выключатель (регулятор) освещения приборов; 49 - выключатель аварийной сигнализации; 50 - прикуриватель; 51 - переключатель отопителя; 52 - контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 53 - выключатели фонарей сигнализации открытых передних дверей; 54 - фонари сигнализации открытых передних дверей; 55 - выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 56 - указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива; 57 - указатель температуры охлаждающей жидкости ваз 2106; 58 - указатель давления масла с контрольной лампой; 59 - тахометр ваз 2106; 60 - контрольная лампа стояночного тормоза; 61 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 62 - контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 63 - спидометр ваз 2106; 64 - контрольная лампа наружного освещения; 65 - контрольная лампа указателей поворота; 66 - контрольная лампа дальнего света фар; 67 - реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 68 - выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 69 - часы; 70 - выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 71 - плафоны; 72 - элемент обогрева заднего стекла*; 73 - лампа освещения багажника; 74 - датчик указателя уровня и резерва топлива; 75 - задние фонари; 76 - фонари освещения номерного знака.

*Устанавливалось на часть автомобилей Ваз-2106

Неисправности

Причина неисправности

Метод устранения


Аккумуляторная батарея разряжена

Автомобиль длительное время не эксплуатировался

Зарядите батарею с помощью зарядного устройства или на другом автомобиле

Неисправен генератор

См. Генератор

Нарушен контакт в электрических цепях: ослабло крепление проводов на генераторе, блоке предохранителей (предохранитель №10), клемм на аккумуляторной батарее, окислились поверхности клемм или штырей

Зачистите окислившиеся поверхности, подтяните соединения, замените перегоревший предохранитель (после проверки защищаемой им цепи)

При выключенном зажигании работает много потребителей электроэнергии (магнитола, сигнализация, радиостанция и т.п.)

Уменьшите количество потребителей, работающих от аккумуляторной батареи. При длительной стоянке вынимайте магнитолу (как правило, для питания ее памяти требуется значительный ток – несколько десятков миллиампер)

Повреждение изоляции электрических цепей, утечка тока по поверхности батареи

Проверьте ток утечки (не более 0,01 А при выключенных потребителях), очистите поверхность батареи раствором питьевой соды или нашатырным спиртом

Короткое замыкание между пластинами («кипение» электролита, местный нагрев батареи)

Замените батарею

В электролит попали соли железа, другие примеси (ускоренный саморазряд батареи)

Замените батарею

Сульфатация пластин из-за высокой концентрации кислоты или естественного старения батареи (мала ее емкость)

Замените батарею

Низкий уровень электролита

Если не было случаев выплескивания электролита, долейте дистиллированную воду


Электролит на поверхности батареи

Повышенный уровень электролита

Отберите электролит из банок аккумуляторной батареи пипеткой с резиновой грушей

«Кипение» электролита из-за перезаряда батареи (повышенное напряжение в бортовой сети)

См. Генератор

«Кипение» электролита из-за сильной сульфатации пластин или их короткого замыкания (напряжение заряда в норме)

Замените батарею

Трещины на корпусе батареи, неплотно завернуты крышки

Заверните крышки, прочистите вентиляционные отверстия, батарею с трещинами на корпусе замените

Модификационный ряд семейства ВАЗ 2106 включает:

  • ВАЗ 2106, 21065-00 – оснащались двигателем модели 2106;
  • 21061, 21065-01 – комплектовались мотором модели 2103;
  • 21063 – имелся двигатель от 21011.
  • Автомобиль марки 21065 - вариант «люкс» данного семейства. Он имеет следующие отличия от модели 2106: комплектуются пятиступенчатой коробкой передач и главной передачей с передаточным числом 3,9. Часть автомобилей оснащались карбюратором типа «Солекс» и бесконтактной системой зажигания. Электрооборудование автомобиля дополнено электрообогреваемым задним стеклом, галогеновыми фарами и противотуманным задним фонарем. Кузов видоизменен: обновлена обивка и подголовники сидений; машина дополнена бамперами модели 2105. Запчасти для представленных транспортных средств есть везде. Помимо этого, своеобразной «новинкой» является , так сказать, веяния 21 века дают о себя знать. Благодаря этому, техническое обслуживание автомобиля и его ремонт не являются большой проблемой.

Схема зажигания ВАЗ 2106

Включает распределитель зажигания, катушку, свечи, замок и проводы низкого и высокого напряжения. Схема подключения ВАЗ 2106 этой системы автомобиля представлена на фото.

  1. До 1980 г. машины данной марки комплектовались распределителем Р-125Б. Он устанавливался совместно с карбюраторами типа 2103. Данный распределитель имел механический октан-корректор, с помощью которого можно было несколько изменять угол опережения зажигания, однако, в то же время, отсутствовал специальный вакуумный регулятор. После 1980 года, когда двигатели комплектовались карбюраторами 2107-1107010-20 («Озон»), стали использовать распределитель 30.3706, который имел вакуумный регулятор опережения зажигания.
  2. Применяемая катушка относилась к типу Б117-А. Присутствовал разомкнутый магнитопровод. Устройство маслонаполненное, герметизированное.
  3. Использовались свечи типа А17ДВ или подобные им, но зарубежного производства.
  4. Автомобили оснащались замком ВК347, который имел противоугонное устройство. Он работает следующим образом: когда ключ вынимается (из положения III «Стоянка»), из корпуса выключателя особым образом выдвигается запорный стержень. Он входит в паз вала руля и, таким образом, происходит блокировка вала.

Рекомендуется постоянно возить с собой, если вы хозяин автомобиля 2106, конденсатор распределителя зажигания и катушку зажигания. Вероятность их выхода из строя достаточно велика, заменить или отремонтировать их с помощью каких-то других устройств - невозможно.

Если повредить катушку или конденсатор, двигатель запустить будет невозможно, а вот заменить вышедшие из строя приборы весьма просто. Например, замок зажигания (представлено на видео). Если возникнет крайняя необходимость, их можно заменить подобными устройствами с других моделей автомобилей.

Схема электрооборудования ВАЗ 2106

Схема электрооборудования ВАЗ 2106 – это детальный «план», на основании которого работает вся система электрических соединений автомобиля. Она состоит из:

1 - передних фонарей; 2 - боковых указателей поворота; 3 - аккумулятора;4 - реле от контрольной лампы аккумуляторного заряда; 5 – реле, с помощью которого включаются ближний свет фар; 6 - реле для дальнего света фар; 7 – автомобильный стартер; 8 - генератор; 9 – осветительные приборы (фары) дальнего света; 10 - приборы ближнего света; 11 – датчик, с помощью которого производится включение электродвигателя вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора СОД (системы охлаждения двигателя); 13 – клаксон (звуковой сигнал); 14 - катушка зажигания; 15 – зажигательный распределитель; 16 - свечи зажигания; 17 – карбюраторный электромагнитный клапан; 18 – датчик, который показывает температуру охлаждающей жидкости; 19 - подкапотная лампа; 20 – автомобильный выключатель света заднего хода; 21 – датчик, показывающий уровень давления масла; 22 - датчик давления масла; 23 - датчик от контрольной лампы, указывающий уровень тормозной жидкости; 24 – электродвигатель, который используется очистителем ветрового стекла; 25 - коммутатор (комплектуется, если применяется бесконтактная система зажигания); 26 – электродвигатель от омывателя ветрового стекла; 27 - реле электродвигателя вентилятора; 28 – машинный регулятор напряжения; 29 – специальное реле-прерыватель очистителя ветрового стекла; 30 – специальный дополнительный блок предохранителей; 31 - главный блок предохранителей; 32 - реле-прерыватель автомобильной аварийной сигнализации и соответствующих указателей поворота; 33 – реле, с помощью которого происходит включение обогревателя заднего стекла; 34 - выключатель стоп-сигнала; 35 – особая штепсельная розетка для транспортной персональной лампы (с 2000г. не устанавливается); 36 – специальный добавочный резистор автомобильного электродвигателя отопителя; 37 – электродвигатель, без которого невозможна работа отопителя; 38 – обязательный переключатель электродвигателя отопителя; 39 – машинные часы; 40 – лампа, которая освещает вещевой ящик; 41 - автоприкуриватель; 42 - выключатель аварийной сигнализации; 43 – специальный регулятор освещения транспортных приборов; 44 - контрольная лампа, которая символизирует недостаточный уровень тормозной жидкости; 45 – световой переключатель фар, звуковых сигналов и указателей поворота; 46 - выключатель зажигания автомобиля; 47 - выключатель машинного обогревателя заднего стекла; 48 - выключатель заднего противотуманного фонаря автомобиля; 49 - выключатель наружного освещения ВАЗ 2106; 50 - выключатели дверных плафонов (передние стойки); 51 - электродвигатель электростеклоподъемника (им комплектуются некторые из выпускаемых транспортных средств); 52 - выключатели дверных плафонов (задние стойки); 53 - выключатель контрольной лампы автомобильного стояночного тормоза; 54 – плафоны, производящие освещение салона; 55 - указатель уровня топлива в машине, который имеет контрольную лампу резерва; 56 - указатель температурного состояния охлаждающей жидкости; 57 - указатель давления масла, оснащенный контрольной лампой недостаточности давления; 58 – автомобильный тахометр; 59 - контрольная лампа (КЛ) стояночного тормоза; 60 – КЛ заряда аккумулятора; 61 - КЛ карбюраторной воздушной заслонки; 62 - КЛ габаритного света; 63 - КЛ поворотных указателей; 64 - КЛ дальнего света фар; 65 - автоспидометр; 66 - выключатель КЛ карбюраторной воздушной заслонки; 67 – «леводверный» переключатель электродвигателя электростеклоподъемника; 68 – автомобильное реле электростеклоподъемников; 69 – «правоверный» переключатель электродвигателя электростеклоподъемника; 70 - задние транспортные фонари; 71 – фонари, которые освещают номерные знаки; 72 – датчик, показывающий уровень и резерв топлива; 73 - обогреватель заднего стекла; 74 – лампа, с помощью которой производится освещение багажника; 75 - задний транспортный противотуманный фонарь.

Схема предохранителей ВАЗ 2106

Схема предохранителей ВАЗ 2106 - одна из самых простейших. Она представляет две линейки с автомобильными предохранителями. Конструкция эта крепится двумя гайками к корпусу машины. Если необходимо снять линейку предохранителей, придется отключить аккумулятор. Недостатки подобной в его неудобных крышках.

Главным недостатком является то, что вследствие разгибающихся лапок контакт иногда пропадает. А в некоторых случаях, в следствие плохого контакта, происходит нагревание предохранителя и, в итоге, пластмассовая линейка плавиться. Данный недостаток легко можно исправить, если заменить блок под вилко-образные предохранители. Займет это 10 минут, но в будущем, благодаря такому « », вы избавитесь от различных хлопот, которые связаны с электричеством.

Практически на всех моделях классики традиционно устанавливается стандартная система зажигания контактного типа (КСЗ). Исключением является 21065, где используется бесконтактно-транзисторная схема, в которой разрыв цепи питания первичной обмотки реализован с помощью прерывателя, смонтированного в распределителе. Ниже рассмотрим более подробно, как устроена и работает контактная система зажигания ВАЗ-2106.

Устройство контактной системы зажигания

В конструкцию контактной схемы зажигания включены следующие компоненты:

    замок (выключатель);

    катушка (КЗ);

    прерыватель (МП);

    распределитель (МР);

    регуляторы, центробежный и вакуумный (ЦР и ВР);

    свечи (СЗ);

    высоковольтные провода (ВП).

Катушка зажигания (КЗ) с двумя обмотками позволяет путем преобразования низкого напряжения получать высокий ток.

Механический прерыватель (МП) конструктивно выполнен вместе механическим распределителем (МР) в одном корпусе - трамблере. Он обеспечивает размыкание первичной обмотки КЗ.

Механический распределитель (МР) в виде ротора с контактной крышкой распределяет тока к свечам.

Центробежный регулятор (ЦР) позволяет изменять пропорционально величине оборотов коленвала угол опережения (УОЗ). Конструктивно ЦР выполнен в виде двух грузиков. В процессе вращения они воздействуют на подвижную пластинку, на которой находятся кулачки МП.

Вакуумный регулятор (ВР) выполняет корректировки величины угла опережения (УОЗ) в зависимости от нагрузки. При изменении положения дроссельной заслонки (ДЗ) меняется давление в полости за ДЗ. ВР реагирует на степень разряжения и корректирует величину УОЗ.

Принцип работыи схема контактной системы

Контактная система зажигания ВАЗ-2106 работает по следующей схеме. При замыкании контактов в прерывателе низкий ток поступает в первичную обмотку КЗ. При размыкании контактов индицируется высокий ток во вторичной обмотке КЗ, который по высоковольтным проводам передается сначала на крышку МР, а затем распределяется на свечи.

Увеличение оборотов коленвала приводит к росту скорости вращения ЦР, грузики которого расходятся в стороны под действием центробежных сил. В результате перемещается подвижная пластина, увеличивая УОЗ. Соответственно, при снижении оборотов угол опережения уменьшается.

Контактно транзисторная система зажигания - это модернизированный вариант классической схемы, в котором используется транзисторный коммутатор (ТК), включенный в цепь первичной обмотки КЗ. Такое конструктивное решение позволяет значительно увеличить срок работы контактов трамблера за счет снижения силы тока первичной обмотки.

Проверка системы зажигания ВАЗ-2106

Приготовьте крестовую и плоскую отвертки, контрольную лампу или тестер, резиновые перчатки и пассатижи. Перед тем как проверять контактное зажигание, включите стояночный тормоз или установите колодки под колеса автомобиля.

    Сначала тщательно проверьте целостность всех элементов системы, а также надежность подключения высоковольтных проводов на всех участках. Они должны быть плотно посажены в соответствующие контакты.

    Включите зажигание и проверьте поступление тока в систему. Для этого подключите один провод лампы или тестера к массе, а второй к контакту «+Б» катушки. Лампа должна гореть, а тестер показывать напряжение более 11 В. Выключите зажигание.

    Чтобы протестировать высоковольтный провод, наденьте резиновые перчатки и вытащите из крышки трамблера центральный провод. Установите в наконечник кабеля рабочую свечу, а затем прижмите ее к массе металлической частью. Включением зажигания проверните коленвал. Если при этом на свече есть разряд, то провод исправен. В том случае, когда искры нет, нужно искать причину неисправности в трамблере.

    Чтобы проверить работоспособность трамблера, снимите крышку и осмотрите ее на предмет каких-либо повреждений, а также целостности угольного контакта. При обнаружении дефектов, следует заменить крышку новым аналогом.

    Посмотрите на ротор распределителя. Бегунок не должен иметь никаких повреждений. Иногда корпус ротора может пробивать на массу. Проверьте также работоспособность помехоподавляющего сопротивления, установленного в роторе. При появлении малейших сомнений, рекомендуется заменить ротор.

    После этого необходимо проконтролировать наличие зазора между контактами МП. Сначала установите коленвал с помощью специального ключа в положение, при котором верхний торец кулачка вала трамблера будет находиться точно по центру текстолитовой подушки рычажка вращающего контакта. Замерьте зазор между контактами МП, его заданная величина 0,35-0,4 мм. При необходимости выполните соответствующую регулировку. После этого проверьте величину угла опережения.

    После выполнения вышеперечисленных действий и устранения выявленных неполадок или замены поврежденных компонентов запустите двигатель. Если в этом случае мотор не заработал, попробуйте заменить конденсатор, который находится в прерывателе.

Полезные советы

    Если вышло из строя помехоподавляющее сопротивление, установленное в роторе трамблера, его можно временно заменить пружиной от обычной шариковой ручки.

    Что делать, если в пути обнаружена поломка замка зажигания или обрыв проводки и в итоге питание не поступает к катушке зажигания? В этом случае можно доехать к ближайшему сервисному центру, подключив аварийную подачу питания с помощью дополнительного провода. Один конец его соедините с плюсовой клеммой аккумулятора, а второй с клеммой «+Б» катушки. Однако при этом следите, чтобы не было искрения. Если появляются сильные искровые разряды, сразу отключите провод. Значит, проблема с проводкой и этот вариант не подойдет.

Развитие автомобильных транспортных средств тесно связано с эволюцией человечества. Становление транспорта развивалось медленно, так как самоходный автомобиль - это сложный комплекс механических и электрических элементов, где основные компоненты сгруппированы: кузов, ходовая часть, двигатель и электропроводка, работающие в полном согласовании друг с другом. Дизайн и устройство данных подсистем обеспечивают эффективное функционирование автомобиля, используя конструктивные особенности элементов и их назначение.

Схема электрического оборудования автомобиля ВАЗ 2106

Автомобиль ВАЗ 2106 являлся настоящей кульминацией многолетних новаторских исследований и разработок. Это машина с надёжными механическими и электрическими устройствами. При разработке ВАЗ 2106 специалисты Волжского автомобильного завода руководствовались техническим заданием на обновление и модернизацию предыдущих моделей до европейских стандартов качества. Внося изменения в экстерьер, советские конструкторы разработали новый дизайн задних фонарей, боковых указателей поворота и иных элементов. В эксплуатацию на отечественные дороги самый популярный и массовый автомобиль ВАЗ 2106 вышел в феврале 1976 года.

Помимо перемен в подвеске и модификации двигателя, специалисты уделили внимание электрической проводке в автомобиле, представляющей систему цветных проводов, уложенных бок о бок и связанных вместе изоляционной лентой. Электрическая цепь является частью транспорта и включает в себя цепь, предназначенную для работы двигателя и цепь для передачи электрической энергии к потребителям освещения:

  • система запуска мотора;
  • элементы заряда аккумулятора;
  • система зажигания топливной смеси;
  • элементы наружного и салонного освещения;
  • система датчиков на панели приборов;
  • элементы звукового оповещения;

Электрическая система автомобиля представляет собой замкнутую цепь с независимым источником питания. Ток протекает по кабелю от батареи к питаемому компоненту, возвращается ток к батарее через металлический корпус автомобиля, подключённый к аккумулятору толстым кабелем. Тонкие провода используются для аксессуаров и реле, требующих малой мощности.

Используя современные наработки дизайна и эргономики расположения органов управления, специалисты завода дополнили конструкцию ВАЗ 2106 аварийной сигнализацией, подрулевым управлением дворниками и омывателем лобового стекла. Для эффективного отображения технических показателей панель приборов оборудовали реостатом освещения. Низкий уровень тормозной жидкости определяла отдельная контрольная лампа. Люксовые комплектации модели снабжались радиоприёмником, обогревом заднего стекла и красным противотуманным фонарём под задним бампером.

Впервые на моделях советского автопрома задние фонари объединены в единый корпус с указателем поворота, габаритным огнём, стоп-сигналом, огнём заднего хода, катафотом, конструктивно скомбинированными с освещением номерного знака.

Схема проводки ВАЗ 2106 (карбюратор)

Через автомобиль проходит сложная сеть проводов. Чтобы избежать путаницы, каждый провод, подключаемый к отдельному элементу, имеет различное цветовое обозначение. Для отслеживания проводки вся схема отражается в руководстве по обслуживанию автомобиля. Пучок проводов растянут по всей длине кузова от силового агрегата до багажного отделения. Схема подключения электрооборудования проста и понятна, требуя пояснений при возникновении проблем с идентификацией элементов. Цветовая маркировка используется для облегчения процесса коммутации электрических потребителей, подробное подключение которых указано в схемах и руководствах.

Таблица: описание электрической схемы

Система электрооборудования выполнена по однопроводной схеме, где отрицательные клеммы источников потребления электроэнергии соединены c кузовом автомобиля, выполняющим функцию «массы». Источниками тока являются генератор переменного тока и аккумуляторная батарея. Запуск двигателя обеспечивает стартер с электромагнитным тяговым реле.

Для работы силового агрегата с карбюратором используется механическая система электрического зажигания. Порядок функционирования системы начинается с создания магнитного поля внутри сердечника катушки зажигания, образующего резервуар для энергии, которая будет использоваться для возбуждения искры на свечах зажигания через провода высокого напряжения.

Активация всего процесса запуска электрической схемы начинается с замка зажигания и контактной группы, управляющих системой зажигания автомобиля, системой освещения и световой сигнализацией.

Основными приборами наружного освещения являются фары ближнего и дальнего света, указатели поворота, задние фонари и освещение регистрационного знака. Для освещения салона используются два плафона. Кроме того, имеются дверные выключатели на стойках передних и задних дверей. Электропроводка щитка приборов включает комплекс элементов для оповещения водителя о техническом состоянии автомобиля: тахометр, спидометр, указатели температуры, уровня топлива и давления масла. Для освещения панели приборов в ночное время используются шесть контрольных ламп.

Основные характеристики схемы электрической проводки:

  • активация электрической цепи через замок зажигания;
  • коммутация потребителей тока через блок предохранителей;
  • соединение ключевых узлов с источником электроэнергии.

Схема проводки ВАЗ 2106 (инжектор)

Недостатком механической системы зажигания с карбюраторным двигателем является использование точек прерывания низковольтного тока на первичной обмотке катушки зажигания. Механический износ контактов на кулачке распределителя, их окисление и выгорание контактной поверхности от постоянного искрообразования. Постоянная регулировка для компенсации износа контактных выключателей исключает механические изменения. Мощность искрового разряда зависит от состояния контактной группы, а плохое искрообразование приводит к снижению эффективности двигателя. Механическая система не способна обеспечить достаточный срок службы компонентов, ограничивая мощность искры и частоту вращения двигателя.

Таблица: описание электрической схемы инжектора

Номер позиции Элемент электрической цепи
1 контроллер
2 электровентилятор системы охлаждения
3 колодка жгута системы зажигания к жгуту левого брызговика
4 колодка жгута системы зажигания к жгуту правого брызговика
5 указатель уровня топлива
6 колодка жгута уровня топлива к жгуту датчика уровня топлива
7 датчик кислорода
8 колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания
9 электробензонасос
10 датчик скорости
11 регулятор холостого хода
12 датчик положения дроссельной заслонки
13 датчик температуры охлаждающей жидкости
14 датчик массового расхода воздуха
15 колодка диагностики
16 датчик положения коленчатого вала
17 электромагнитный клапан продувки адсорбера
18 катушка зажигания
19 свечи зажигания
20 форсунки
21 колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов
22 реле электровентилятора
23 предохранитель цепи питания контроллера
24 реле зажигания
25 предохранитель реле зажигания
26 предохранитель цепи питания электробензонасоса
27 реле электробензонасоса
28 колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок
29 колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания
30 колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания
31 выключатель зажигания
32 комбинация приборов
33 табло антитоксичной системы двигателя

Для решения проблем системы механического зажигания внедрено электронное зажигание. В исходных системах контактные выключатели заменил датчик, использующий эффект Холла и реагирующий на вращающийся магнит на распределительном вале. На новых автомобилях удалили механическую систему зажигания, заменив её на электронную систему без движущихся частей. Система полностью контролируется бортовым компьютером. Вместо распределителя зажигания, внедрён модуль зажигания, обслуживающий все свечи зажигания. Вместе с развитием транспортных технологий автомобильные средства снабдили системой впрыска топлива, требующей точного и мощного образования искрового разряда.

Инжекторная система на ВАЗ 2106 для подачи топлива устанавливалась с 2002 года. Используемая ранее механическое искрообразование не позволяла повышать эксплуатационные характеристики мотора. Обновлённая схема электроснабжения инжектора использует схему электронного контроля работы всей системы. Электронный блок (ЭБУ) управляет многими процессами:

  • впрыск топлива через форсунки;
  • контроль состояния горючего;
  • воспламенение;
  • состояние выхлопных газов.

Функционирование системы начинается с показаний датчика положения коленчатого вала, сигнализирующего ЭБУ о подаче искры на свечи. Электронная схема инжектора отличается от карбюраторной модели, предполагая включение в систему автомобиля различных электронных устройств, передающих сигналы о физических и технических параметрах. Благодаря наличию многочисленных датчиков электронная схема инжектора работает устойчиво и стабильно. После обработки всех сигналов и параметров с датчиков во внутренней памяти микроконтроллера происходит управление работой исполнительных элементов подачи топлива, моментом образования искры.

Подкапотная проводка

Основная часть электрической проводки расположена в моторном отсеке, где размещены главные элементы, электронные и механические датчики автомобиля. Значительное количество проводов снижают общий эстетичный вид мотора, опоясанный множественным количеством кабельной проводки. Для удобного обслуживания механических компонентов двигателя производитель укладывает проводку в пластиковую оплётку, исключив её перетирание о металлические элементы кузова и скрывая её в полостях кузова вне поля зрения, чтобы она не отвлекала внимание от силового агрегата.

Под капотом на двигателе размещено множество вспомогательных элементов, потребляющих или генерирующих электрическую энергию как стартер, генератор, датчики. Все приборы соединены между собой определённым образом и в порядке, отражённом на электрической схеме. Провода закреплены в безопасном и незаметном месте, что исключает их наматывание на движущиеся элементы шасси и мотора.

Внутри моторного отсека размещены провода заземления, плотное соединение которых допустимо только на гладкой металлической поверхности. Надёжный контакт заземления через кузов автомобиля обеспечивает единую цепь обратного тока от минусовой клеммы аккумулятора, являющейся «массой» транспортного средства. Собранные в пучки кабели от датчиков уложены в защитный кожух, обеспечивающий изоляцию от тепла, жидкостей и радиопомех.

В систему проводки, размещённой в подкапотном пространстве, входят:

  • аккумулятор;
  • стартер;
  • генератор;
  • модуль зажигания;
  • высоковольтные провода и свечи зажигания;
  • многочисленные датчики.

Жгут проводов в салоне

Благодаря электрическим проводам все датчики, узлы и приборная панель функционируют как единый механизм, обеспечивая единственную задачу: бесперебойная передача электрических сигналов между взаимосвязанными элементами.

В салоне расположена большая часть элементов автотранспортного средства, обеспечивающих управление процессами, контроль их выполнения и диагностику технического состояния датчиков.

Органы управления автомобильных систем, расположенные внутри салона, включают:

  • панель контрольно-измерительных приборов и её подсветку;
  • внешние осветительные элементы дорожного полотна;
  • сигнализаторы поворота, остановки и звукового оповещения;
  • салонное освещение;
  • прочих электронных помощников как стеклоочистители, отопитель, радио и навигационная система.

Жгут проводов в салоне обеспечивает подключение всех элементов автомобиля через блок предохранителей, который независимо от количества приборов является основным элементом электрической проводки в салоне. Блок предохранителей, расположенный слева от водителя под торпедой, нередко вызывал серьёзные нарекания со стороны владельцев ВАЗ 2106.

При потере физического контакта любого провода предохранители перегреваются, сжигая плавкую вставку. Этот факт являлся наличием проблемы в электрической цепи автомобиля.

Таблица: обозначение и мощность предохранителей в блоке ВАЗ 2106

Название Назначение предохранителей
F1(16А) Клаксон, розетка для лампы, прикуриватель, лампы торможения, часы и освещения в салоне (плафоны)
F2(8A) Реле стеклоочистителя, электродвигатели отопителя и стеклоочистителя, омывателя лобового стекла
F3(8А) Дальний свет левой фары и лампа оповещения включённого дальнего света
F4(8А) Дальний свет правой фары
F5(8А) Предохранитель ближнего света левой фары
F6(8А) Ближний свет правой фары и задний противотуманная фара
F7(8А) Этот предохранитель в блоке ВАЗ 2106 отвечает за габаритный свет (левый подфарник, правый задний фонарь), лампочка багажника, освещение номера правая лампочка, лампы освещения приборов и подсветка прикуривателя
F8(8А) Габаритный свет (правый подфарник, левый задний фонарь), освещение номера левая лампочка, подкапотная лампа и лампочка оповещения о габаритном свете
F9(8А) Указатель давления масла с лампой оповещения, указатель температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива, лампа оповещения заряда аккумулятора, указатели поворота, сигнализатор открытия воздушной заслонки карбюратора, обогрев заднего стекла
F10(8А) Регулятор напряжения и обмотка возбуждения генератора
F11(8А) Резерв
F12(8) Резерв
F13(8А) Резерв
F14(16А) обогрев заднего стекла
F15(16А) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения
F16(8А) Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации

Жгут проводов уложен под ковровым покрытием, проходя сквозь технологические проёмы в металлическом корпусе транспорта от торпеды до багажного отделения.

Особенности обслуживания электрооборудования и замена проводки ВАЗ 2106

Правильно уложенная проводка по периметру салона и под капотом не требует особого внимания и обслуживания. Но, после проведения ремонтных работ, кабель может быть пережат, его изоляция повреждена, что приведёт к короткому замыканию. Плохой контакт приведёт к нагреву кабеля и расплавлению изоляции. Аналогичный результат будет при неправильной установке приборов и датчиков.

Длительный период эксплуатации транспортного средства сказывается на состоянии изоляции проводов, которая становится твёрдой и хрупкой, особенно под воздействием значительного тепла в моторном отсеке. Ущерб, вызванный повреждёнными проводами нелегко найти. Если повреждение находится в открытом доступе без оплётки ремонт проводится без демонтажа проводов.

При замене одного провода следует обозначить этикетками концы провода, находящиеся в колодках, при необходимости сделав чертёж подключения.

Основные этапы замены проводки:

  • новый жгут проводов для модели ВАЗ 2106;
  • отключённая батарея от сети автомобиля;
  • разбор панели приборов;
  • разбор торпеды;
  • снятие сидений;
  • удаление шумоизолирующего покрытия для удобного доступа к жгуту проводов;
  • очистить коррозию, которая может вызвать плохой контакт;
  • по окончании работ не рекомендуется оставлять оголённые провода.

Процедуру замены проводки не следует производить без электрической схемы подключения приборов, чтобы исключить путаницы во время монтажных работ.

При замене отдельного провода новый следует использовать того же цвета и размера. После замены следует протестировать исправленный провод тестером, подключённым к ближайшим разъёмам с обеих сторон.

Меры предосторожности

Перед выполнением работ следует отключить аккумулятор и изолировать острые края технологических отверстий в кузове автомобиля в местах, где будут проходить провода, чтобы исключить короткое замыкание.

Неисправности электрооборудования ВАЗ 2106

Устранение проблем с электрическими элементами требует особых навыков и соблюдения простых правил:

  • для работы системы необходим источник питания;
  • электрическим устройствам требуется постоянное напряжение;
  • электрическая цепь не должна прерываться.

При включении омывателя глохнет мотор

Омыватель ветрового стекла снабжён переключателем, который управляет моторчиком подачи жидкости. Неисправность в виде заглохшего двигателя может быть вызвана заземлением питающего кабеля, корродированной клеммой, грязными и повреждёнными проводами. Для устранения неисправности стоит проверить все эти элементы и устранить недостатки.

Узнайте больше об устройстве стеклоподъемника ВАЗ-2106:

Неисправности контактной системы зажигания

Вероятными причинами возникновения неисправностей служат:

  • обгорание/окисление контактов распределителя зажигания (трамблёра);
  • обгорание или даже частичное разрушение крышки распределителя зажигания;
  • обгорание контакта бегунка и его износ;
  • выход из строя сопротивления бегунка;
  • выход из строя конденсатора.

Эти причины ухудшают работу двигателя, влияя на его запуск, особенно в холодный период. Одна из рекомендаций заключается в зачистке контактной группы свечей и бегунка. При возникновении этой причины контакты трамблёра подлежат замене.

Износ крышки зажигания вызывает повреждение бегунка. В этом случае детали подлежат замене.

Другая причина заключается в неисправности помехоподавляющего конденсатора распределителя зажигания. В любом случае деталь необходимо заменить.

Износ механической части трамблёра вызывает биение вала, что проявляется в различных зазорах контактов. Причина - износ подшипника.

Неисправности катушки зажигания

Запуска мотора осложняется при неисправности катушки зажигания, которая начинает значительно нагреваться при выключенном зажигании из-за короткого замыкания. Причиной поломки катушки зажигания является длительное нахождение катушки под напряжением при неработающем двигателе, что приводит к осыпанию обмотки и её короткому замыканию. Неисправная катушка зажигания подлежит замене.

Схемы электрооборудования отдельных веток

Электрооборудование ВАЗ 2106 подверглось незначительным изменениям. На автомобиле появился звуковой сигнал без реле включения, задний противотуманный фонарь. На автомобили люксовых модификаций устанавливали систему обогрева заднего стекла. Большинство потребителей тока подключаются через ключ зажигания, что позволяет им работать только при включённом зажигании, предотвращая случайное выключение или разряд батареи.

Вспомогательные элементы работают без включения зажигания, когда ключ повернут в положение «I».

Выключатель зажигания имеет 4 позиции, включение которых возбуждает ток в конкретных разъёмах:

  • в позиции «0» от батареи запитаны только на разъёмы 30 и 30/1, другие обесточены.
  • в позиции «I» ток подаётся на разъёмы 30-INT и 30/1–15, при этом под напряжением находятся «габариты», очиститель лобового стекла, вентиляторная система обогрева отопителя, ходовые огни и противотуманные фары;
  • в позиции «II» к ранее задействованным разъёмам дополнительно подключается контакт 30–50. При этом в цепь включается система зажигания, стартер, панельные датчики, и «поворотники».
  • в позиции «III» задействуется только стартер автомобиля. При этом ток доступен только разъёмам 30-INT и 30/1.

Схема регулятора оборотов электродвигателя печки

Если автомобильный обогреватель функционирует недостаточно эффективно, то следует обратить внимание на вентилятор печки. Технология автомобильного отопления проста и доступна для анализа.

Таблица: схема включения вентилятора отопителя салона

Проблема может заключаться в плохом контакте, который приводит к тому, что вентилятор перестаёт работать.

Схема контактного зажигания

Таблица: схема контактной системы зажигания ВАЗ 2106

Схема бесконтактного зажигания

Установка бесконтактной системы зажигания является инновационным вариантом при проведении модификации модели ВАЗ 2106. От такого новаторского подхода ощущается ровное урчание мотора, исключаются провалы при резком наборе скорости, облегчается запуск в холодный период.

Таблица: схема бесконтактной системы зажигания

Главное отличие бесконтактной системы заключается в наличии импульсного датчика, установленного вместо трамблёра. Датчик создаёт импульсы, передавая их на коммутатор, который вырабатывает импульсы как в первичной обмотке катушки зажигания. Далее, вторичная обмотка производит ток высокого напряжения, передавая его к свечам зажигания в определённой последовательности.

Схема электрооборудования ближнего света

Фары - это важный элемент безопасности, отвечающий за улучшение видимости транспорта днём ​​и ночью. При длительной эксплуатации светоизлучающая нить приходит в негодность, нарушая работу системы освещения.

Потеря освещения влияет на процесс ночного вождения. Поэтому пришедшую в негодность лампу следует заменить для повышения освещённости. Кроме ламп, причинами неисправности могут стать реле включения и предохранители. При поиске неисправностей следует включить данные элементы в список осмотра.

Схема подключения указателей поворота

При создании модели ВАЗ 2106 конструкторы включили в список необходимых элементов систему аварийной сигнализации, включаемой отдельной кнопкой и задействующей все сигналы поворота.

Таблица: условные обозначения схемы указателей поворота

В работе с электрической системой автомобиля ВАЗ 2106 нет особых сложностей. Необходим постоянный бережный уход и забота о чистоте контактов. Важно делать всё грамотно и аккуратно, продлевая жизнь важным узлам и агрегатам.