БОУ ТР ОО «Троснянская средняя общеобразовательная школа»

Открытый классный час

5 б класс

«ДРУЖБА»

Подготовила:

Классный руководитель

Тороян О.Л.

Тросна 2016г.

Тема: Дружба.

Цели:

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование:

1.Проектор

2. Презентация к уроку

3.Раздаточный материал для работы в парах, подарки-цветы

Ход занятия:

Объявление темы и постановка целей занятия (5мин.)

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Определите тему.

Какие вопросы вы хотели бы обсудить?

Учитель обобщает высказывания детей. Давайте обсудим вопросы: Нужна ли дружба вообще?, От чего зависит дружба? Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение? …

Основная часть (33 мин.)

1.Работа с пословицами. (4 мин.)

О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах конверты с разрезанными пословицами (в каждом конверте 4 пословицы). Соберите их.

Работа в парах.

Проверка выполнения задания.

Старый друг лучше новых двух.

Был бы друг, найдется и недруг.

Доброе братство дороже любого богатства.

Не забывай друга ни в радости, ни в горе.

Друга ищи, а найдешь, береги.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друга за деньги не купишь.

Друг познается в беде.

Друга иметь - себя не жалеть.

2. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу (6 мин.)

Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять." Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1 Слайд 3.

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь - себя не жалеть».)

Ситуация № 2 Слайд 4.

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. {Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 3 Слайд 5.

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)

3. Диспут. (6 мин.)

А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.

У плохих людей не бывает друзей.

Друг и приятель - одно и то же.

Животные не могут быть друзьями.

Друг всем - никому не друг.

Не может быть дружбы между людьми разного возраста.

Дружный класс - это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.

Дети высказывают свое мнение.

4.Упражнение «Мой идеальный друг» (7мин.)

С любым ли человеком дружат?

А каким должен быть настоящий друг?

А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они - ваши друзья?

Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.

уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.

Работа в парах.

Проверьте, все ли качества вы выбрали?

Для дружбы важно:

  • уважение и довериек другу,
  • готовность оказать помощь и поддержку,
  • умение критиковать (и себя в том числе),
  • прямота, принципиальность,
  • богатый внутренний мир.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы - верность, постоянство, честность… Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

5. Обсуждение вопроса для чего нужны друзья? (3 мин.)

А для чего нужны друзья?

Учитель обобщает ответы детей.

Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.

Аристотель считал: "Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага".

6. Игра «Знаю ли я своего друга?» (7мин.)

Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Одну пару учитель приглашает к доске.

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.

Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.

Какой урок у него любимый?

На чем он любит кататься?

Какое время года у него любимое?

Какой вид спорта любит?

Кем хочет стать, когда вырастет?

Какое животное он хотел бы иметь дома?

Мы видим, что {имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

Подведение итогов занятия (2мин)

Полезно ли для вас было наше сегодняшнее занятие? Какие выводы для себя вы сделали?

  • Дружба - величайшая нравственная ценность.
  • Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.
  • Сохраняйте веру в хороших и добрых друзей.

Дружба означает близость взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Рефлексия (5мин.)

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда - не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Упражнение “Подарок”

Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент - это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе.

Я предлагается взять из коробки по одному или по два цветка и подарить их тому, кому вы хотите, но обязательно со словами: “Я дарю тебе цветок, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).

Тем детям, которым никто не подарит цветок, это нужно сделать учителю, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

Занятие закончено.

План классного часа

I. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем».

II. Игровое задание «Ступеньки к добру».

III. Блицопрос «Как создать хороший климат?».

IV. Упражнения на отношения.

1. Слушать и слышать.

2. Уважать чужое мнение.

3. Узнать себя.

V. Заключительная беседа «Какой климат в нашем классе?».

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа на тему «Важней всего погода в классе», 5 класс

Цели : дать детям представление о хорошем психологическом климате в коллективе; напомнить об основных правилах общения; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культуры общения; воспитывать уважение к окружающим; способствовать повышению ценности классного коллектива.

Оборудование : альбомные листы, фломастеры; музыкальные записи детских песен: «Улыбка», «Вместе весело шагать по просторам», «Все мы делим пополам», «Настоящий друг» и т. п.

Оформление : на перемене поручить кому-нибудь из детей нарисовать на доске красивый домик с высоким крыльцом без ступенек.

План классного часа

I. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем».

II. Игровое задание «Ступеньки к добру».

III. Блицопрос «Как создать хороший климат?».

IV. Упражнения на отношения.

1. Слушать и слышать.

2. Уважать чужое мнение.

3. Узнать себя.

V. Заключительная беседа «Какой климат в нашем классе?».

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем»

Классный руководитель. Дорогие ребята! Вы перешли в 5 класс. Вам сейчас 11-12 лет, получается, что полжизни вы провели в этом коллективе. И еще много лет вам предстоит быть вместе. Как важно, чтобы в нашем коллективе был хороший климат, была нормальная, здоровая рабочая атмосфера.

II. Игровое задание «Ступеньки к добру»

Классный руководитель. Что же это такое - хороший климат, хорошая атмосфера в коллективе? Представим себе наш коллектив как красивый, удобный дом, где всем будет хорошо. (Показывает рисунок на доске.) Но посмотрите, как высоко расположена дверь в этот дом. Это значит, чтобы попасть в него, нужно приложить какие-то усилия. Нарисуйте свой дом, как вы себе представляете наш классный коллектив.

(Включается музыка, дети рисуют.)

Итак, все нарисовали свои домики для нашего коллектива. И у всех высоко расположена дверь. Чтобы попасть в этот дом, нужно сделать шесть ступенек. Я буду читать вам разные признаки коллективов, вы будете выбирать самые хорошие (назовем их «ступеньки к добру») и рисовать эти ступеньки к нашему общему классному дому. На доске эти ступеньки нарисует (выбирает слабого ученика).

(Выходит ученик, берет мел.)

Классный руководитель (читает).

1. В коллективе преобладают подавленное настроение, конфликтность, агрессивность, ненависть детей друг к другу, присутствует соперничество; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, дети позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Берем такую ступеньку? [Нет.)

2. В коллективе царит дух доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

(Дети рисуют первую ступеньку.)

3. В коллективе уважают всех его членов, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

(Дети рисуют вторую ступеньку.)

4. В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «избранных» и «отверженных», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, проявляют враждебность к новичкам. Подойдет нам такая ступенька? {Нет.)

5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. А эта ступенька приведет в добрый дом? [Нет.)

6. Все искренне радуются чужим успехам и переживают за неудачи членов коллектива.

(Дети рисуют третью ступеньку.)

7. В коллективе высоко ценят такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

(Дети рисуют четвертую ступеньку.)

8. Такие черты личности, как честность, трудолюбие, бескорыстие, в этом коллективе не в почете. Подойдет нам такая ступенька? (Нет.)

9. Члены коллектива безразличны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно организовать на выполнение общего дела. Берем такую ступеньку? [Нет.)

10. Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и всегда добиваются успеха.

(Дети рисуют пятую ступеньку.)

11. В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. А эта ступенька приведет в добрый дом? {Нет.)

12. В отношениях между группировками внутри коллектива существуют взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

(Дети рисуют шестую ступеньку.)

Вот теперь по этим ступенькам мы и сможем зайти в дом нашего классного коллектива, где будет царить благоприятный климат. Это значит, что всем в этом коллективе хорошо, каждый чувствует, что тут у него есть друзья, которые поддержат его в трудную минуту, порадуются его успехам.

III. Блицопрос «Как создать хороший климат?»

Классный руководитель. Людям, как и цветам, нужен хороший климат. Но для растений в оранжерее климат создают садоводы и цветоводы, а климат в человеческом коллективе полностью зависит от людей. И создавать этот климат должны только мы с вами. Что для этого нужно сделать?

Как нужно относиться к общим делам? {Все делать вместе, вместе проводить свободное время.)

Как нужно относиться друг к другу? (Уважать друг друга, поддерживать слабых, новичков.)

Какие черты нужно ценить в людях? (Трудолюбие, бескорыстие, честность...)

Как относиться к чужим успехам и неудачам? (Радоваться успехам, переживать за неудачи.)

Какие отношения должны быть между различными группировками в классе? (Отношения сотрудничества, взаимопонимания...)

IV. Упражнения на отношения

Классный руководитель. Сейчас мы сделаем несколько упражнений, которые помогут вам проявить себя и лучше узнать друг друга.

1. Слушать и слышать

Классный руководитель. Первое упражнение называется «Слушать и слышать». Чтобы узнать друг друга, нужно уметь слушать. Умеем ли мы слушать и слышать другого?

Внимание, задание. По моей команде «Адрес!» каждый из вас громко должен назвать свой адрес.

Начали! Адрес!

(Дети громко выкрикивают свои адреса.)

Теперь проверим, как мы поняли друг друга.

(Педагог обращается к нескольким ученикам с просьбой повторить адрес одного из одноклассников.)

Как видим, хоть и кричали все очень громко, но услышать друг друга нам не удалось. Зато каждый хорошо слышал только себя.

Какое правило общения можно вывести из этого упражнения? (Нельзя перебивать, нужно уметь слушать и слышать.)

2. Уважать чужое мнение

Классный руководитель. Второе упражнение называется «Уважать чужое мнение». У многих из нас есть ярко выраженные качества, которые отличают нас от других людей. С помощью этих качеств можно дать краткую характеристику человека. Сейчас вы и будете это делать. Я буду читать краткие характеристики, а вы по цепочке будете угадывать, о ком идет речь. Причем одну и ту же характеристику будут угадывать два ученика, сидящие за одной партой. Все остальные должны показать, что они могут уважать чужое мнение: не перебивать, не грубить, не хамить, не унижать других.

(Учитель читает характеристики, ученики поднимают руки, называют фамилии одноклассников.)

Самостоятельный человек - так можно сказать о...

Самый изобретательный и находчивый...

В разведку я взял бы с собой...

Самый надежный и добросовестный в нашем классе - это...

Ему лучше не попадаться на язык: остроумие и острословие - его главные качества. Это...

Самая яркая и одаренная личность в нашем классе - это...

Всегда поймет вас и посочувствует...

Если в классе скучно, значит, в нем отсутствует...

Если в классе неуютно, значит, в нем не хватает...

Если в классе вспыхнет ссора, врагов всегда помирит...

Не побоится дать отпор любому хаму и грубияну...

Всегда блистает умом и смекалкой...

Возможно, станет крупным государственным деятелем...

Самым добрым человеком в классе можно назвать...

Скромность - это редкое качество украшает...

Возможно, кто-то и не ожидал, что одноклассники обнаружат

в нем такие качества, но, как говорят, со стороны виднее.

Всем нам надо учиться прислушиваться к чужому мнению, независимо от того, совпадает ли оно с нашим собственным. Ученые утверждают, что только 1 из 10 людей умеет выслушать собеседника и объективно отнестись к его точке зрения. Как видим, в нашем классе таких гораздо больше.

3. Узнать себя

Классный руководитель. Выполняя предыдущее упражнение, вы показали, как хорошо знаете своих одноклассников, а теперь покажите, как хорошо знаете самих себя. Третье упражнение так и называется - «Узнать себя».

Итак, новое задание: я буду называть представителей различных групп, а те, кто к ним относится, должны громко хлопать в ладоши.

Внимание! Начали!

Хлопают все ученики 5 «А» класса!

Хлопают только... девочки!

Хлопают только те, кто любит... вкусно поесть!

Хлопают только те, кто любит поспать... на уроках!

Хлопают только те, кто обожает... математику!

Хлопают только те, кто ненавидит... каникулы!

Хлопают только... мальчики!

Хлопают только те, кто жить не может без... двоек!

Хлопают только те, кому нравится... опаздывать на уроки!

Хлопают только те, кто ценит настоящую дружбу!

Хлопают только те, у кого прекрасное настроение!

Это было, конечно, шуточное задание на внимание. Но и на умение выслушать до конца. Без этого умения легко попасть в глупое и смешное положение.

V. Заключительная беседа «Какой климат в нашем классе?»

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о хорошем и плохом климате в коллективе.

Если климат в коллективе хороший, то всем хорошо, все довольны, активны, всем хочется все делать вместе, все делать для других как можно лучше, все даже меньше болеют, потому что атмосфера в таком коллективе здоровая.

Как вы считаете, можно ли сказать, что климат в нашем классе хороший, благоприятный, что у нас здоровая атмосфера в классе?

И в чем это проявляется?

Как сделать, чтобы климат в нашем классе не портился, а становился все лучше и лучше?

Климат у нас хороший, все уважают друг друга, чувствуют себя как дома, в своей семье.

Иногда мешают зависть, жадность, жестокость - все это портит атмосферу в нашем классе.

Атмосфера у нас нормальная, здоровая, все помогают друг другу, подсказывают, даже дают списывать.

Насчет списывания и подсказок - это как раз и плохо, лучше, если бы объяснили, только на это нужно потратить больше времени и сил.

Чтобы климат в нашем классе стал лучше, нужно почаще проводить классные праздники, экскурсии, дискотеки.

Нельзя обзывать, дразнить других, мальчикам нельзя драться и обижать девочек.

Нужно побольше узнавать друг о друге, почаще вместе собираться после школы.

И т. п.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Полезно ли было для вас сегодняшнее общение? Что нового вы узнали о себе, о других?

Примерные высказывания детей:

Узнал, что я, как и многие другие, не умею слушать собеседника.

Узнал, что так много людей (9 из 10) тоже не умеют слушать и слышать.

Узнал, что от нас самих зависит атмосфера в нашем классе и лично от меня.

Узнал, что хороший климат и здоровую атмосферу в классе нужно не только создавать, но и беречь, сохранять.

Первый классный час в пятом классе обычно проходит сразу после летних каникул. Нужно уделить немало времени на его разработку, а его украшением станет хорошая презентация для 5 класса. На какую тему провести классный час в 5 классе? Дети приходят посвежевшими и набравшимися сил, что только способствует каждому преподавателю в привлечении внимания каждого ребенка к искомой тематике (теме). Классный час в пятом классе, как и любой урок с презентацией для 5 класса, - это возможность для каждого ребенка перейти на новый уровень общения, как с преподавателем, так и со своими одноклассниками, ведь пятый класс, по утверждениям самих школьников, это уже начало взрослой жизни в школе. Классные часы в 5 кл с легкостью можно отдать темам ответственности каждого ученика за себя и своего друга по парте. Конечно, первый классный час лучше провести с презентцией и посвятить тематике знакомства друг с другом. Подготовить раздаточный материал, презентацию "Мой 5 класс", сценарий вполне возможно скачав методическое пособие за 5 кл, разработанное другими преподавателями. После можно разработать сценарий ведения урока или презентации для пятиклассников. Каждый классный час в 5 классе с презентацией можно сделать праздничным и совсем нескучным как для детей, так и для педагога. Нужно отметить, что дети, начинающие свою взрослую жизнь в школе, будут больше прислушиваться к читателю, который ведет классный час в 5 кл, играя, листая слайды, не предавая значения строгой атмосфере, позволяет даже дурачиться и высказывать свое мнение, не подавляя эмоции. Почти взрослые пятиклассники все же больше дети, которые привыкли слушать таких же как они: непринужденных, открытых детей.

Сценарий классного часа для 5 класса "Быть добрым надо по привычке"
Классный час
для 5 класса
«Быть добрым надо по привычке…»
Цель: разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;
формировать чуткое отношение к окружающим.
Задачи:
1.Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим
нравственным ценностям.
2.Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку
зрения.
3.Учить задумываться о своём месте в жизни.
4.Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их
чувства.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово учителя.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
(Слайд 1)
В наш век стремительных перемен, время сложного периода для
страны мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком
отношении со стороны окружающих. Поэтому сегодня разговор пойдёт
о доброте. А называется наш классный час «Быть добрым надо по
привычке…»(Слайд 2) Девизом послужат слова из стихотворения
А.Дементьева:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание.
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
(Слайд 3)
2. А что такое доброта? Давайте соберём корзинку добра. (Ребята
отвечают письменно на вопрос и складывают листочки с ответами в
корзинку).
Учитель достаёт из корзинки листочки и зачитывает ответы: «Доброта
– отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, умение
сопереживать, чуткое отношение, терпимость, человечность…»
Чтец 1.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Чтец 2.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Учитель. Если представить, что доброта – это яркое солнышко, а его
лучики – это те качества, из которых состоит понятие «доброта», то
получится вот такая картинка (слайд 4).
3. Сценка «Цветы для бабушки».
Вася. А сейчас, ребята, вы увидите…
Входит Коля с букетом цветов.
Вася. Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с
цветочками (Коле). Тебе не стыдно?
Коля. Почему мне должно быть стыдно?
Вася. Что это за лютики-цветочки? Ты бы ещё бантик прилепил!
Коля. А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решил подарить ей
цветы.
Вася. Вот уж не знал, что ты любишь цветы!
Коля. Причём тут я? Бабушка очень цветы любит. У неё праздник, и я
хочу её порадовать!
Вася. А ты, оказывается, эгоист! «Вот тебе, бабуля, цветочки – и
радуйся!» Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой,
и с бабушкой, и с дедушкой. Их праздник – это и мой праздник.
Коля. Прекрасно. Я тоже стараюсь делить радость…
Вася. Да кто же так делит?! Цветочки! У моего деда был день
рождения, я ему, знаешь, что подарил? Хоккейную клюшку!
Коля. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом
заниматься.
Вася. Причём тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея
ему. Но ты знаешь – не важен подарок. Важно внимание.
Коля. А что ты маме подарил?
Вася. Маме – щенка.
Коля. Твоя мама, наверное, любит животных?
Вася. Терпеть не может! Имне не разрешала щенка заводить. А раз
подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека. То есть меня. Вот
щенок и живёт у нас. Вот у бабушки скоро день рождения, а я всё не

могу придумать, что ей подарить.
Учитель. Как можно охарактеризовать участников этой сценки?
Мальчик Коля проявил такие качества, как любовь и внимание к
бабушке. Второй участник диалога показал, что любит только себя.
Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство.
Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево». (Слайд 5)
4. Учитель. А сейчас послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и
морские звёзды» (слайд 6). Как-то на рассвете старик шёл по берегу
моря и увидел юношу, который подбирал на песке морские звёзды и
бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша
ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого
солнца.
- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд
миллионы. Что толку в твоих усилиях? – сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил
её в море и тихо произнёс:
- Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы для обсуждения.
1.Что побудило юношу бросать в воду морские звёзды?
2.Согласились бы вы или возразили, услышав слова « Всем всё равно не
поможешь!»
5. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в
следующих ситуациях (слайды 7,8,)
1.Ты идёшь по улице, видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои
действия?
2.В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Как ты
поступишь?
Случались ли с вами подобные ситуации?
Учитель. К Пеппер писал: « Когда кто-нибудь совершает для другого
доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы» (слайд
9)
Чтец 3.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.
Чтец 4.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.
Чтец 5.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
6.Рассказ о подвиге Валерия Чкалова.
(Слайд 10)
Чтец 6. Ранним утром 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов испытывал
только что выпущенный заводом истребитель. Набрав высоту, лётчик
начал постепенно увеличивать скорость, бросать машину вниз и снова
взмывать кверху, делая резкие повороты и «мёртвые петли».
Как всегда, когда в воздухе был Чкалов, на лётном поле возле ангаров
собралось много зрителей, любовавшихся мастерством лётчика.
И вдруг могучий рёв самолёта внезапно прервался…
Ещё перебор…ещё…И мотор смолк.
Самолёт пролетел по инерции сотню-другую метров и пошёл к земле,
быстро теряя высоту.
Чкалову было не впервой побеждать смертельную опасность. Его опыт
и мастерство лётчика-испытателя, его неизменное хладнокровие
давали возможность посадить машину и не на бетонную дорожку
аэродрома.
И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил
падающую машину на ближайший к аэропорту пустырь. Но вдруг он
увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красном
пальтишке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху
тяжёлой машиной?
И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решение, такое же
благородное и мужественное, какой была вся его жизнь.
Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолёт
в сторону, туда. Где на пути виднелись кирпичные здания
мастерских…
Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он
спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели. В
Нижнем Новгороде Валерию Чкалову поставлен памятник. (Слайд 11)
Чтец 7. Помочь человеку в трудную минуту, прийти ему на помощь,
даже если придётся жертвовать собой, своими интересами, временем,
может не каждый. Но поддержать добрым словом часто так же важно,
как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути,
потушить оставленный в лесу костёр, накормить бездомную собаку.
Чтец 8.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
7. Учитель. К сожалению, существует и противоположность добра –
зло, и иногда оно берёт верх над добром. Люди ненавидят зло и
осуждают его, противостоят ему изо всех сил.
Я предлагаю вам обсудить ситуации, дать оценку поступкам.
Первая ситуация. Миша был сильным ребёнком, занимался в
спортивной секции по боксу, имел разряд. Его немного побаивались
даже ребята из старших классов. Однажды, возвращаясь из школы
домой, Миша увидел во дворе драку. Это привлекло его внимание. С
возгласом «Давай» он остановился посмотреть. На следующий день
все узнали, что у Серёжки, мальчика из 5-го класса, в драке была
сломана рука. На вопрос учителя «И ты тоже стоял и смотрел?» Миша
ответил:» Ну я же его не бил!»
Вторая ситуация. Нина очень спешила в музыкальную школу, была
непогода, но она знала, если не успеет, то опоздает на экзамен, не
сможет сыграть всё произведение в отведённое ей положенное время
и, возможно, получит «4». А она отличница, ей за отличные успехи
состоятельные родители обещали на зимних каникулах поездку в
Альпы на горнолыжный курорт. Она спешит, переходит улицу и видит
старушку, идущую в другую сторону. Перебежав через дорогу, Нина
слышит звук бьющегося стекла, оглянувшись, она видит лежащую на
дороге старушку. Нина, хихикнув, ловит себя на мысли: как в комиксе –
палочка в одной стороне, сумка в другой – и бежит дальше, ведь она
опаздывает.
Учитель (после обсуждения ситуаций). А какие ещё понятия не
относятся к понятию «доброта»? (Равнодушие, жестокость, эгоизм,
грубость, гнев, досада, враждебность)
Злоба – это тёмная тучка (слайд12).
А давайте её прогоним! А для этого надо вспомнить пословицы и
поговорки о доброте.
1.В добре жить хорошо.
2.Делать добро спеши.
3.Доброе дело и в воде не тонет.
4.Доброе дело крепко.
5.Злой человек не проживёт в добре век.
6.Доброе слово лечит – злое калечит.
7.Добрая слава лежит, а худая бежит.
(Называя пословицу, кликаем мышкой на капельку дождя – она падает,
потом – на тучку, тучка уходит с горизонта).
Ну вот мы и прогнали эту тёмную тучку с нашего небосклона, и на
нашем небе снова засияло яркое солнышко (слайд13).
Чтец 9. Так давайте творить добро и в малом, и в большом. Человек,

который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может
быть счастлив.
Хочешь жить для себя, живи для других. Будем относиться к людям с
расположением и будем помнить всегда, что доброта – единственное
одеяние, которое никогда не ветшает, что все прекрасные чувства в
мире весят меньше, чем одно доброе дело (слайды 14,15).
Чтец 10.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
8. Заключительное слово учителя. (Слайд 16)
Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: « Надо иметь большую силу
духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Хорошие, добрые
желания живут в душе того, кто сам чувствует, что он сегодня стал
лучше, чем вчера». Я думаю, ребята, что сегодня вы все стали лучше,
чем вчера. А желание нести людям добро действительно войдёт у вас в
привычку.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7

Красносельского района г. Санкт-Петербург

Открытый классный час:

« C емья и семейные ценности».

Составитель:

классный руководитель 5 Б класса,

СвистуноваТатьяна Эвальдовна

2016-17 уч. год

Цели и задачи:

    Воспитание чувств любви и гордости за свою семью;

    Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

    Побудить участников классного часа к размышлениям об отношениях в их семьях;

    Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;

    Формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг другу;

    Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции и чувства.

Оборудование класса: уголок с рисунками «Моя семья», «Золотые руки моей мамочки», выставка фотоальбомов "Моя семья", тема, эпиграф на доске, распечатанные пословицы и поговорки о семье, Интернет-ресурсы: грамзаписи с песнями о семье и дружбе, презентация «Моя семья».

Приглашены родители обучающихся.

Место и время проведения: кабинет 358, 09.12.2016г.

Ход классного часа.

Несколько учеников рассказывают стихотворение о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Кл рук: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и родители! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Класс: Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Кл час: А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети. А что, ребята, для вас значит семья? (по одному выбирают листочки, на которых написано: забота, счастье, труд, любовь, дети, родители, родня, тепло, хлеб и др, объясняют данные понятия и прикрепляют на доску с помощью магнитов к листку «семья»).

Кл рук: Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего, и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете .

У каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Именно15 мая 2008 года в России впервые отмечался Международный день семьи. С семьи начинается жизнь любого человека, именно в семье происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Кл рук: С семьи начинается все. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны.

На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче. А сейчас мы послушаем рассказ об одном знаменитом празднике.

Кл рук:В России впервые 8 июля 2008 года отмечался новый праздник - День семьи. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.

По преданию Петр, младший сын муромского князя, расправился со змеем-демоном, приходившим в человеческом обличье к снохе Петра блудить. Зарубив оборотня, сам Петр получил тяжелое кожное заболевание.

Феврония, дочь бортника, была девушкой мудрой, она общалась с животными и лечила травами. Когда Петр узнал о способностях девушки, то пообещал в случае исцеления на ней жениться. Однако слово своё не сдержал. Только со второго раза, после того как был вылечен вернувшийся недуг, князь женился на простолюдинке.

Много испытаний выпало на долю Петра и Февронии. Сила любви помогала им одолеть зависть, ненависть и коварство. Они жили долго и счастливо, и княжили в Муроме на радость своим подданным.

В старости супруги приняли монашеский постриг и молили Бога, чтобы им умереть в один день. Завещав положить их тела в одном гробу, они, и правда, скончались в один день и час 25 июня 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе для монахов не по канонам, их тела положили раздельно. На следующий день они оказались вместе. А в 16 веке супругов причислили к лику православных святых.

Петр и Феврония обладали любовью, наполненной необыкновенным духовным содержанием. На такой любви держится мир. Именно этим святым молились наши предки, прося благословения на вступление в брак.

День Петра и Февронии пока празднуется не так романтично, как день святого Валентина, без сердечек и прочей альковной атрибутики. Но уж если делать избраннику предложение, то лучше всего в этот день. Брак наверняка будет крепким. СЛАЙД с иконой Петра и Февронии.

Кл рук: Ребята, а с чем можно сравнить семью?

    Что с течением времени не увядает, а только растет и крепнет?

Часто проводят аналогию между семьей и деревом, существует даже такое понятие, как «генеалогическое дерево» – это родословная семьи, которая для наглядности изображается в виде схемы. (СЛАЙД) и рисунок-дерево…

Кл рук: Знаете ли вы, что раньше человек, не знающий свою родословную, считался необразованным. Например, родословная великого русского поэта А.С. Пушкина насчитывала 5 тысяч имен. А сможете ли вы назвать 50 членов своей семьи?

Кл рук: А теперь поговорим о семейных традициях. Что это такое? Это обычаи, которые существуют в семьях в течение долгих лет. Подходим к стендам, рассказываем о своих семьях, увлечениях семей.

Кл рук: Молодцы, ребята, интересные получаются у вас рассказы. Одой из традиций, обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что, унаследовав имя старшего члена семьи, ребенок унаследует и его судьбу. Кого из вас, ребята, назвали в честь близких родственников, бабушек или дедушек? А знаете ли вы, почему вас назвали в их честь?
(предоставляется возможность высказаться двум-трем детям).

Кл рук: Давным-давно сформировалась еще одна семейная традиция – члены одной семьи занимались одним, общим для всех, видом деятельности. Таким образом, создавались династии – несколько поколений семьи были кузнецами, ткачами, строителями, учителями или врачами.(предоставляется возможность высказаться детям, родителям).

Кл рук: А знаете ли вы примеры таких династий? Может быть, представители вашей семьи как раз и являются династией? Или вы сами хотите пойти по стопам родителей? (предоставляется возможность высказаться двум-трем детям, я рассказываю о себе: династия учителей).

Кл рук: русский язык очень богат, вот и сегодня я предлагаю вашему вниманию пословицы и поговорки о семье, если вам они знакомы, то попробуйте продолжить их, если не знакомы, послушайте, запомните, станьте мудрее (на выбор):

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    В семье разлад, так и дому не рад.

    Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет.

    В родной семье и каша гуще.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Согласие да лад в семье клад.

    В семье согласно, так идет дело прекрасно.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Семья в куче - не страшна и туча.

    Семья без детей что цветок без запаха.

    Семья человеку первую путевку в жизнь дает.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Намеки да попреки - семейные пороки.

    Семья - опора счастья.

    Семейное согласие всего дороже.

Кл рук: А теперь я предлагаю немного поиграть, проявить ловкость, смекалку. Посмотрим, что вы умеете делать. Игра №1: «Построй дом» (раздаются 2 командам вырезанные детали – квадрат, треугольник, цветы и др.)

Игра №2: «Бабушкин помощник» (кто быстрее намотает клубочек из шерстяных ниток).

Кл рук: Ну что, какие ещё традиции чтутся в ваших семьях? Гостеприимство, радушие, желание угостить родственников, пришедших поздравить, навестить больного, провести вместе время….Добро пожаловать к столу. Приглашаем гостей, мам, товарищей за стол.

Кл рук: А за столом вы придерживаетесь каких-нибудь правил?

(правила этикета, поведения за столом).

Кл рук: И конечно же, собирась вместе, мы любим смотреть альбомы с фотографиями, делиться своими удачами, победами, книгами, танцевать и петь песни. Предлагаю всем спеть песню о семье. (включаем фонограмму…).

Кл рук: И напоследок давайте пожелаем хорошее нашим близким, нашим мамам, которые пришли к нам в гости. То, что они пришли к нам, большой показатель поддержки, любви, доброго отношения ко всем нашим начинаниям. Счастья и взаимопонимания нашим семьям! До новых встреч!