После конференции ООН по окружающей среде и развитию в Фонде глобальной инфраструктуры началась структурная перестройка, как того требует Повестка дня на XXI век. За три года существования Фонда, составляющие экспериментальный этап его деятельности, он выделил около 750 млн дол. на различные экологические проекты, из них 40% - на сохранение биоразнообразия, несколько меньше - на предупреждение глобального потепления, 20% - на охрану международных вод и совсем незначительно - на защиту озонового слоя. В 1994 - 1998 гг. Фонд глобальной инфраструктуры утроит финансирование. Система распределения средств будет определяться конвенциями по изменению климата и о биологическом разнообразии .[ ...]

В связи с конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) и принятием всем цивилизованным миром Повестки-21 век, провозгласившей основным тезисом всего мира его устойчивое развитие, многие страны Запада (Европы в первую очередь) удачно и последовательно развивают законодательство в области охраны окружающей среды.[ ...]

В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) был сделан следующий шаг в развитие стратегического решения Стокгольмской конференции. Здесь была определена программа действий на XXI век.[ ...]

ПРОГРАММА ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЕ (ЮНЕП) (UNEP - United Nation Environment Program] - межправительственная программа, начатая по инициативе Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972) и решению Генеральной Ассамблеи ООН (1973). Посвящается наиболее острым проблемам современного экологического кризиса (опустынивание планеты, потеря почвенного покрова, обезлеси-вание Земли, резкое ухудшение качества и уменьшение количества пресных вод, загрязнение Мирового океана и др.). Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения).[ ...]

Всемирный день окружающей среды - 5 июня. Учрежден Конференцией ООН по окружающей среде, которая состоялась в Стокгольме 5-6 июня 1972 г. Отмечается ежегодно для привлечения внимания мировой общественности к проблемам охраны окружающей среды.[ ...]

Доклад Комиссии ООН по окружающей среде и развитию (ПРОН) определяет Устойчивое развитие (УР) как «развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». 1 апреля 1996 г. Президент РФ утвердил Указом № 440 Концепцию перехода к устойчивому развитию, в которой сказано, что «следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».[ ...]

Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002). В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) - крупнейший в истории ООН саммит. Главы государств и правительств стран мира одобрили Повестку дня на XXI век - глобальный план действий человечества для достижения устойчивого развития, а также подписали ряд основополагающих экологически значимых конвенций и документов (по изменению климата, сохранению биоразнообразия, борьбе с опустыниванием).[ ...]

Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Конвенция была подписана в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). Высший орган Конвенции - конференция сторон, которая собирается регулярно в различных странах-сторонах Конвенции. На сегодняшний день состоялось 7 конференций сторон; последняя - осенью 2001 г. в Марокко.[ ...]

Напомним, что в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию во многом по инициативе премьер-министра Норвегии Г.Х.Брутланд принято весьма важное решение. Форум признал необходимым переход стран мира к устойчивому развитию. Весной 1996 г. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Президентом Б.Н.Ельциным. По мнению В.И.Данилова-Данильяна, ликвидация стереотипа пере потребления в развитых странах и преодоление установки на многодетную семью в странах третьего мира - задачи более трудные, чем реконструкция хозяйства России, воспитание деловой активности и рачительности у ее населения. В статье, опубликованной в газете “Зеленый мир” за 1996 г., N 12 он подчеркивает, что самым важным в осуществлении концепции должны быть соответствие экономики хозяйственной емкости биосферы, сохранение естественных экосистем, защита биоразнообразия.[ ...]

Если после Стокгольмской конференции- ООН была создана ЮНЕП, то одним из итогов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) явилось создание в рамках ООН Комиссии по устойчивому развитию, которая является вспомогательным органом Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС).[ ...]

В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска повой модели развития цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее», широко известный как доклад Гру Харлем Бруп-дтлапда (премьер-министр Норвегии, возглавлявший работу комиссии). В 1989 г. Г енеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организован, проведение па уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратег ии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. Такая конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. с участием мировых лидеров и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств стран мира. Конференция ясно показала, что экологическое развитие пе может остановиться, но оно должно пойти но иному пут и, перест ав столь активно разрушать окружающую среду.[ ...]

В 1992 году на основе рекомендаций конференции ООН по окружающей среде о прекращении практики захоронения радиоактивных отходов в море, проведенной в Рио-де-Жанейро, подписаны: Конвенция по защите морской Среды района Балтийского моря (Хельсинки); Конвенция по защите морской Среды Северо-Восточной Атлантики (Париж). Следует заметить, что Парижская конвенция предоставляет Франции и Великобритании возможность осуществления сбросов радиоактивных отходов в моря до 2018 года с поэтапным сокращением их до нуля. Россия является участницей Хельсинской и Бухарестской конвенции, к Парижской конвенции она пока не присоединилась.[ ...]

В 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция по окружающей человека среде - первая всемирная встреча, заложившая основы понимания того, что мировое экономическое развитие должно пойти по иному пути, перестав активно разрушать природную среду. В 1983 г. Организация Объединенных Наций (ООН) создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1989 г. ООН начала готовить конференцию по развитию и окружающей среде, чтобы сформулировать принципы достижения устойчивого развития. Конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась в Рио-де-Жанейро в 1992 г.[ ...]

После завершения многоплановой работы по созданию проектов документов в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) во время конференции ООН по окружающей среде и развитию состоялась встреча глав и высокопоставленных должностных лиц 179 правительств. К ним присоединились сотни официальных лиц из организаций системы ООН, представители местных властей, деловых, научных, неправительственных и других кругов. Параллельно Всемирный форум - 92 провел серию лекций, семинаров и выставок для общественности по вопросам окружающей среды и развития. В них приняло участие 18 тыс. представителей из 166 стран, а также 400 тыс. посетителей. Деятельность участников конференции в Рио освещали 8 тыс. журналистов и результаты их работы смотрел, слушал и читал почти весь мир.[ ...]

В 1996 г. в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. была разработана и утверждена концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Концепция должна стать основой для выработки стратегии перехода России к устойчивому развитию в XXI в.[ ...]

Именно на состоявшейся в 1972 г. в Стокгольме конференции, а затем и на Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро провозглашена идея, что не человек является частью природы, а природа есть принадлежность человека.[ ...]

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).[ ...]

Стоить отметить также заключительный документ Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) - программу «Повестка дня для XXI века», где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации и, что особо существенно, фундаментальным образом обоснованный сделан вывод о жизненной необходимости перехода человечества к устойчивому развитию.[ ...]

Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, - первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и культурной среды, так и использования деревьев и других форм лесной жизни для целей экономического развития.[ ...]

Тенденции общемирового развития были рассмотрены на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся на уровне глав государств и правительств в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Столь высокий уровень рассмотрения взаимоотношений природы и общества - это признание того факта, что преодоление кризиса невозможно в рамках какой-либо одной страны: требуется объединение усилий, при котором сочетаются интересы всех населяющих планету народов.[ ...]

Морис Стронг - первый Директор-исполнитель Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). М. Стронг исполнял обязанности Генерального секретаря Конференций ООН по окружающей среде и развитию в Стокгольме (1972) и в Рио-де-Жанейро (1992). В 1972 г. сформулировал и обосновал концепцию экоразвития. Одним из первых доказал необходимость перехода человеческого общества от экономической к эколого-экономической системе. Является специальным советником Генерального секретаря ООН, старшим советником Президента Всемирного банка и Председателем Совета Земли.[ ...]

Крупным достижением в сфере участия общественности была Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), прошедшая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. НПО внесли большой вклад в подготовку программы и основных документов Конференции (Декларации, Повестки дня на XXI век, Конвенций об изменении климата и др.), в ознакомление международной общественности с концепцией устойчивого развития.[ ...]

Усилия резко улучшить ситуацию в деле охраны и управления окружающей средой на глобальном и региональном уровнях были предприняты в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, где состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств. В число трех главных приоритетов, декларированных Конференцией ООН, стали: 1) сохранение биоразнообразия, 2) противодействие потеплению климата и 3) борьба с опустыниванием. Форум призвал страны мира искать пути к переходу к устойчивому развитию.[ ...]

В июне 1992 г. Рио-де-Жанейро состоялась Вторая Международная конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. В конференции участвовали представители 180 государств на уровне глав правительств или их полномочных представителей.[ ...]

Как известно, термин "мониторинг“ в теории и практике защиты окружающей среды появился после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в 1972 г. При введении этого понятия акцентировалось внимание на его информационном аспекте и было рекомендовано под экологическим мониторингом понимать комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Вместе с тем существует иная точка зрения на мониторинг, нашедшая отражение в трудах И.П. Герасимова, В.Е. Соколова и других, в соответствии с которой считается, что мониторинг должен организовываться по схеме "Наблюдение-контрол ь-у правлени е".[ ...]

Перед лицом глобальной опасности изменения климата в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро странами-членами ООН была подписана рамочная Конвенция об изменении климата, которая ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1994 года. В настоящее время Конвенция вступила в силу. Согласно статьям 4 и 12 Конвенции Российская Федерация обязана регулярно разрабатывать и представлять Конференции сторон Конвенции национальные программы и сообщения с подробным описанием политики и мер по регулированию антропогенных выбросов и стоков парниковых газов, а также мер по адаптации к изменениям климата.[ ...]

Во многих межгосударственных документах - в частности, в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию - Рио-де-Жанейро (Бразилия), 1992 г., Конференции министров по процессу "Окружающая среда для Европы": первой - Добржиш (Чехословакия), 1991 г., второй - Люцерн (Швейцария), 1993 г., третьей - София (Болгария), 1995 г., четвертой - Орхус (Дания), 1998 г. отмечалось, что экологические вопросы решаются эффективно только при участии всех заинтересованных граждан .[ ...]

Конвенция о биологическом разнообразии была открыта для подписания на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. Российская Федерация подписала Конвенцию, а в феврале 1995 г. ратифицировала ее и активизировала деятельность по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, т.е. биологических ресурсов России. Выполнение обязательств по Конвенции - сложная межведомственная проблема, и для решения основных вопросов постановлением Правительства Российской Федерации была создана специальная Межведомственная комиссия, куда вошли руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представители крупных научных учреждений.[ ...]

МОНИТОРИНГ - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Этот термин появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среда (июнь, 1972) в дополнение к понятию “контроль”. Большой вклад в разработку теории мониторинга внесли И.П.Герасимов, Ю.А.Изра-эль, В.Д.Федоров и др. Основными задачами мониторинга слух- т: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния природной среды, выявление факторов и источников антропогенных воздействий на окружающую среду и др. Выделяют следующие типы мониторинга: глобальный (биосферный), геофизический, климатический, биологический, экологический и др.[ ...]

Национальный план действий по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию: Проект //Зеленый мир,- 1993.-№ 19-22. М.: Прогресс, 1989.[ ...]

Для реализации Программы реформирования ПОД экологическое управление ОАО «Лукойл» рассматривается среди высших приоритетов компании и основывается на обязательности выполнения требований ПОД законодательства РФ, решений конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г) и конвенции об ОВОС в трансграничном контексте (Финляндия, 1991).[ ...]

Эта практика весьма обширна в Нидерландах, Дании, США. Во многих межгосударственных документах, в частности в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), Конференций министров окружающей среды Европы (Люцерн, 1993 г.; София, 1995 г.; Орхус, 1998 г.), неоднократно отмечалось, что обсуждение экологических проблем будет более эффективным, если в нем примут участие все заинтересованные граждане и организации. При этом необходимо партнерство и конструктивный диалог между лицами, принимающими решения, и общественностью.[ ...]

В связи с этим мировое сообщество стало проявлять небывалую активность, направленную на решение проблем охраны природы и окружающей человека среды. За последние полвека под эгидой ООН создан ряд авторитетных организаций и разработаны многообещающие международные программы, заключены важные соглашения, принят ряд ответственных документов. В частности, Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), собравшая высших руководителей 190 государств, приняла «Повестку дня на XXI век» - развернутую программу экологической ориентации развития общества. Конференция провозгласила принципы перехода всех стран к устойчивому развитию, т.е. к экономическому росту с учетом необходимости решения острых социальных проблем и сохранения благоприятной окружающей природной среды в интересах нынешних и будущих поколений. Параллельно с акциями мирового уровня принимаются различные постановления, законодательные и другие акты по охране природы и жизненной среды обитания людей на уровне отдельных государств.[ ...]

В выступлении на Всемирной встрече в Йоханнесбурге Премьер-министр Российской Федерации М. М. Касьянов отметил, что «за годы после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро мир кардинально изменился. Жизнь подтвердила тезис о многообразии моделей устойчивого развития, одна из которых реализуется сегодня в России. Опираясь на идеи Рио, мы должны выйти на новую стадию развития, сосредотачивая усилия на обеспечении роста экономики, социального прогресса и сохранения окружающей среды согласно принципам устойчивого развития.[ ...]

В своей практической деятельности Фонд им. В.И. Вернадского следует основным положениям концепции устойчивого развития, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. Суть этой концепции составляет комплексное решение экономических, социальных и экологических проблем. Она предусматривает значительно более эффективное использование ресурсов ради всеобщей безопасности, здоровья и сохранения природы для будущих поколений. Международный опыт показывает, что использовать электроэнергию, воду, топливо и материалы можно более продуктивно, часто без дополнительных затрат и даже с выгодой. Надеемся, что поиск и реализация путей энергоресурсосбе-режения станет Вашей осознанной необходимостью, а предлагаемые учебные пособия будут этому способствовать.[ ...]

Понимание человеческим сообществом своей ответственности за происходящее на Земле и за ее будущее нашло свое выражение в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Осознание тех фактов, что земное пространство и ресурсы жизнеобеспечения ограничены, а все, что производит человеческая цивилизация - есть ни что иное, как ее отходы (возникающие первично как промышленные при производстве продукции и вторично - в виде потерявших свои потребительские свойства произведенных продуктов), привело участников конференции к закономерному выводу о необходимости изменения модели развития нашей цивилизации. Так, в главе 20 "Повестка дня на 21 век" (экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных грузов) указывается, что ".Приоритетным направлением этой программной области является минимизация отходов на всех стадиях производства путем перехода на более чистые технологии, нахождения путей утилизации или экологически безопасного уничтожения на тех же производствах, где они образуются, чтобы исключить транспортировку".[ ...]

Экологическая политика большого числа государственных и общественных организаций формируется на основе принципов деятельности, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., определивших стратегию устойчивого развития. Главной целью устойчивого развития стран является обеспечение экологической безопасности. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности человека (личности), общества, государства и окружающей среды от реальных или потенциальных угроз антропогенного и естественного происхождения.[ ...]

Насколько известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие «экологическая безопасность» не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня на XXI в., принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Бразилии. Предметом законодательства и практической деятельности является охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.[ ...]

Вода является основой жизни на Земле. Однако интенсивное воздействие человека на природу привело к такому загрязнению водных ресурсов планеты, что историческая «Конференция ООН по окружающей среде и развитию» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) назвала эту проблему глобальной и требующей безотлагательного решения на пути «устойчивого развития» мирового сообщества.[ ...]

Решение о разработке международных стандартов в области экологического менеджмента явилось следствием Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). С созданием в 1993 г. при Международной организации ООН по стандартизации Технического комитета «Экологическое управление» (ISO/TC 207), была начата работа по разработке международных стандартов по экологическому менеджменту - стандартов 14000. Основой для них послужили британский стандарт BS 7750, а также уже существовавшие стандарты по системам контроля качества продукции - стандарты ISO серии 9000.[ ...]

Актуальность экологических проблем, вышедшая в последнее время далеко за границы чисто научных интересов, сделала их предметом обсуждения самых различных слоев общества. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД, 1992)

Экологическую оценку природных комплексов и их компонентов осуществляют с помощью мониторинга. Термин «мониторинг» означает наблюдение, предостережение. Он был введен в литературу в 1971 г. в связи с подготовкой к Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972). Термин получил широкое распространение в экологии, в науке об охране природы. Под, мониторингом понимают систему наблюдения и контроля за состоянием природных комплексов, их эволюционными и антропогенными изменениями.[ ...]

Серьезным проявлением глобального экологического кризиса является снижение биологического разнообразия, т.е. разнообразия форм и процессов в органическом мире, проявляющегося на всех уровнях организации живой природы. Как известно, среди важных документов, рассмотренных и подписанных в Рио-де-Жанейро на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, Конвенция о биологическом разнообразии. Она выражает всеобщую озабоченность мирового сообщества утратой того, что не может быть восстановлено - большого числа видов живых существ и сокращением биологического разнообразия. Мы не знаем сегодня, сколько существует на Земле видов живых организмов. Их бесчисленное множество. По свидетельству ученых, только в тропических лесах их может быть до 30 миллионов.[ ...]

Все активнее идет осознание повышающейся ценности природных ресурсов и всего природного богатства. Люди Земли начинают понимать самоценность природы и ее уязвимость. Наиважнейшими задачами будущего экоразвития представители 179 государств на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92) назвали: сохранение биоразнообразия, сокращение выбросов парниковых газов и сохранение лесов.[ ...]

Поскольку большая часть населения Земли обитает в городах, конец XX и начало XXI века стали временем интенсивной разработки и обсуждения моделей «устойчивого развития» городов. Впервые этот термин определен (русский перевод от 1989 г.) в докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию: «Человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер с тем, чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности». Понятие «устойчивого» (самоподцерживающегося) развития широко распространено после конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и подразумевает программы стабилизации численности населения и объемов промышленного производства, развитие экономики, не разрушающей природу Земли. На той же конференции была принята Конвенция о биологическом биоразнообразии.[ ...]

Во всех развитых странах качество воды является предметом особого внимания государственных органов, общественных движений, средств массовой информации и широких слоев населения. Экологическая ситуация в стране зависит не только от уровня загрязнения окружающей среды внутри национальных границ, но и от отношения к охране природы в соседних государствах. Многие правительства в основу своей политики в области охраны окружающей среды сегодня кладут принцип тесного международного сотрудничества при решении экологических проблем. Общее мнение представителей 178 государств и 30 международных организаций, собравшихся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на Конференцию ООН по окружающей среде и развитию, выражено в ее декларации - мировое сообщество должно перейти к новой модели развития, при которой потребности нынешнего и будущих поколений будут удовлетворяться при максимальном сохранении окружающей среды.[ ...]

Термин мониторинг (М) образован от латинского слова monitor - наблюдающий, предостерегающий - так называли впередсмотрящего матроса на парусном судне. В современном понимании термин М впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 г., а уже в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (ОС) появились первые предложения по глобальной системе Мониторинга окружающей среды (МОС).[ ...]

В настоящее время Всемирный банк приступил к третьему этапу своих экологических реформ. Первый приходился на 80-е гг. и характеризовался тем, что экологизация деятельности Банка носила преимущественно формальный характер. Декларации преобладали над практическими действиями. Второй этап связывают с Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и называют “бумом после Рио”: концепция устойчивого развития становится центральной в деятельности Банка . Третий этап только начался. Его отличительными чертами являются выполнение экологических инструкций, постоянное внимание к окружающей среде как приоритетной области, учет социальных аспектов при финансировании предлагаемых проектов.[ ...]

С середины столетия все большее значение приобретают исследования в области биосферологии, начатые В.И. Вернадским (1863-1945) еще в 20-х годах. Одновременно общеэкологические подходы распространяются на эко-лоппо человека и факторы антропогенных воздействий. Ярко выступает зависимость экологического состояния различных стран и регионов планеты от развития экономики и структуры производства. Быстро растет дочерняя об ласть экологии - наука об окружающей человека среде с ее прикладными отраслями. Экология оказывается в центре острых общечеловеческих проблем. Это подтвердили в 60-х - начале 70-х годов исследования В. А. Ковды по техногенному воздействию- на земельные ресурсы, разработки Н. Н Моисеева пб модели «ядерной зимы», труды М. И. Будыко по техногенным воздействиям на климат и по глобальной экологии. Большую роль сыграли доклады Римского клуба - коллектива авторитетных специалистов по системной динамике и глобальному моделированию (Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель), а также представительная Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Стокгольме в 1972 г.. Ученые указывали на угрожающие последствия неограниченного антропогенного воздействия на биосферу планеты и на тесную связь экологических, экономических и социальных проблем.[ ...]

Целью экологической сертификации является создание механизма оценки лесоводственных систем. Она предполагает разработку критериев и индикаторов, ио которым можно судить, насколько проведение лесоводственных мероприятий соответствует правилам ведения лесного хозяйства и экологических стандартов. Для многих стран Европы и Северной Америки (Германии, Австрии, Финляндии, Канады и др.) критерием экологичности считаются лесоводственные системы, которые гарантируют лесовосстановление в естественной среде. Конференция ООН по окружающей среде и развития в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Хельсинкская (1993 г.) и Монреальская (1994 г.), по существу, явились началом преобразований, связанных с введением экологической сертификации систем управления лесами (в том числе и лесоводственных систем) и лесной продукцией на рынке путем ее экологической маркировки.

2002-06-03T00:22Z

2008-06-05T12:25Z

https://сайт/20020603/163271.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

К 10-летию Конференции ООН по окружающей среде и развитию

Необходимость в созыве специальной конференции ООН по окружающей среде и развитию вызвана серьезной обеспокоенностью со стороны мировой общественности состоянием окружающей среды и перспективами развития человечества в условиях продолжающегося роста населения планеты. Впервые этот вопрос был поставлен на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в 1972 году, где была создана специальная организация Программа ООН по окружающей среде /ЮНЕП/. В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию опубликовала доклад "Наше общее будущее", известный как доклад Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшей работу Комиссии. В нем впервые прозвучал термин "устойчивое развитие", под которым понимается такая модель развития человечества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В декабре 1989 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение...

Необходимость в созыве специальной конференции ООН по окружающей среде и развитию вызвана серьезной обеспокоенностью со стороны мировой общественности состоянием окружающей среды и перспективами развития человечества в условиях продолжающегося роста населения планеты.

Впервые этот вопрос был поставлен на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в 1972 году, где была создана специальная организация Программа ООН по окружающей среде /ЮНЕП/. В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию опубликовала доклад "Наше общее будущее", известный как доклад Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшей работу Комиссии. В нем впервые прозвучал термин "устойчивое развитие", под которым понимается такая модель развития человечества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

В декабре 1989 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации. Тогда же был создан Подготовительный комитет будущей конференции, проведший за 1990-1992 годы четыре рабочие сессии, где удалось согласовать рабочие документы конференции.

Конференция открыла работу 3 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро, на ней были подняты вопросы глобального потепления климата, истощения озонового слоя, кислотных дождей, накопления в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнения больших территорий радионуклидами, все увеличивающегося разрыва между развивающимися и развитыми странами, сокращения расходов на оборону и перераспределения средств в пользу бедных стран.

Работа форума велась в восьми рабочих группах, где обсуждались проблемы финансовых ресурсов, передачи экологически безопасных технологий развивающимся странам, сохранения атмосферы, ресурсов пресной воды, защиты лесов, биологического разнообразия н биотехнологии, правовых инструментов, институциональных мер по охране природе.

По итогам работы конференции были подписаны Декларация Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, а также Повестка дня на XXI век, документ, интегрировавший основные задачи человечества на рубеже тысячелетий.

Однако в ходе обсуждения между участниками форума возник ряд принципиальных разногласий. Так, США отказались подписать Конвенцию о сохранении биоразнообразия, предусматривающую передачу развивающимся странам новейших биотехнологий на льготных условиях. В значительной степени по инициативе США и арабских нефтедобывающих стран была выхолощена Конвенция об изменении климата и раздел Повестки дня на XXI век, касающейся проблем выбросов вредных веществ в атмосферу. Подобная позиция США связана с нежеланием ограничивать собственный экономический рост и терять прибыли от продажи новейших биотехнологий.

В рамках конференции был проведен Глобальный Форум представителей неправительственных организаций, задуманный как мероприятие, демонстрирующее необходимость взаимодействия правительств и неправительственных организаций в обсуждении проблем экологии и устойчивого развития. Мероприятие привлекло около 17 тыс участников из 165 стран и 7650 национальных и международных неправительственных организаций, включая Международный союз научных союзов и Международный союз сохранения природы.

Прошедшее с момента проведения форума десятилетие показало актуальность поднятых на нем проблем. В связи с этим было принято решение о проведении осенью 2002 года юбилейной Конференции в Кейптауне "10 лет Конференции ООН по окружающей среде и развитию" на уровне глав государств и правительств, где будут подведены итоги исполнения принятых решений и намечены шаги по дальнейшему оздоровлению экологической ситуации на планете.

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЫПОЛНЕНА

СТУДЕНТКОЙ

ГРУППЫ Э-31(2)

ГОРЕВОЙ ТАТЬЯНОЙ

МИХАЙЛОВНОЙ

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

КУЗНИЦЫН М. А.

План

I. Основные международно-правовые документы в области охраны окружающей среды.

II. Стокгольмская конференция по окружающей среде 1972 года:

1) от осознания к принятию решений;

2) Стокгольмская декларация.

III. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года:

1) позиции стран-участников Рио-92;

2) преамбула к Повестке дня на XXI век;

4) результаты работы конференции.

IV. Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге 2002 года:

1) краткая характеристика Саммита;

2) выступление Премьер-министра РФ М.М. Касьянова;

3) Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию.

V. Конференции ООН и их роль в охране окружающей среды.

Основные международно-правовые документы в области охраны окружающей среды

Главной целью охраны окружающей среды является в конечном счете установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды. Достижение этой цели в теоретическом аспекте требует ответа на ряд сложных вопросов, таких как: 1) насколько изменения качества окружающей среды, происходящие под влиянием развития человечества, угрожают физическому существованию самого человечества; 2) способны ли люди предотвратить наступление экологического кризиса; 3) что необходимо предпринять, чтобы решить проблему охраны окружающей среды, гарантировать право человека на благоприятную окружающую среду? Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы охраны окружающей среды. К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды относятся международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и документы международных организаций в части охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важнейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Право окружающей среды тесно связано с морским, атомным, космическим и другими отраслями международного права. Всеобщая декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., не отразила прямо права людей на благоприятную природную среду, что в то время соответствовало относительно слабо выраженным отрицательным воздействиям окружающей среды на здоровье человека и распространенным взглядам. Представлялось вполне достаточным зафиксировать права человека на охрану жизни и здоровья. 18 декабря 1962 г. принимается резолюция "Экономическое развитие и охрана природы", в которой были одобрены инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Данная резолюция выделяла три основных положения:

во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов флоры и фауны;

во-вторых, интеграция термина "охрана природы" в более широкий термин "охрана окружающей среды";

в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.

Затем, 3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и социального развития. Эволюция взглядов в данной области сопровождалась жесткими спорами и дискуссиями. Так, американский ученый Норман Э. Борлоуг, лауреат Нобелевской премии, получивший ее за вклад в "зеленую революцию", выступил против запрещения ДДТ и других ядохимикатов, критикуя призывы к ограничению вмешательства в окружающую среду. Он декларирует, что, не дав себе труда подумать, так называемые "защитники" природы и окружающей среды, а также слабо информированные люди, работающие в средствах массовой информации, начали крестовый поход с целью добиться запрещения сельскохозяйственных химикатов - пестицидов и удобрений. Мигель А. Оскорио де Альмейра, глава Бразильской делегации на Стокгольмской конференции, подверг сомнению обоснованность тревоги по поводу окружающей среды. Суть его выступления заключалась в следующем. Нам грозят таянием полярных льдов, за которым последует затопление многих крупных городов. Нам грозят истощением запасов кислорода на земле, вызванным чрезмерным его потреблением. Нам грозят раковыми заболеваниями. Нам грозят голодом. Слушая все эти ужасные пророчества, разумно задать вопрос: сколь велика их вероятность и как скоро все это может произойти? Что касается сроков осуществления этих пророчеств, то если речь идет о ближайшем десятилетии, необходимо предпринимать какие-либо действия. Если же, однако, мы имеем еще сто лет, то у нас есть время расширить и углубить наши знания, а значит, сократить риск возможных ошибок при решении данной проблемы. Если же это сотни тысяч или миллионы лет, то давайте просто забудем об этом - такой вывод он делает. Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. В этом документе в виде преамбулы сначала приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые объясняют необходимость нового направления международного сотрудничества - сотрудничества в области охраны окружающей среды. Затем сформулированы 26 принципов, начиная с провозглашения основополагающего - права человека на жизнь в такой окружающей среде, "качественная сторона которой делает возможным достойный и благополучный образ жизни". Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования была Всемирная хартия природы (ВХП), которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и торжественно провозглашена в резолюции от 28 октября 1982 г. Как и другие обычные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, названные выше декларации не имеют обязательной юридической силы, носят рекомендательный характер. Но их значение весьма велико, поскольку они приняты непосредственно Генеральной Ассамблеей ООН, обладающей самым высоким авторитетом, олицетворяющим волю всего человечества. В отличие от Стокгольмской декларации, Всемирная хартия природы принята и торжественно провозглашена путем голосования. Из 130 государств, представители которых участвовали в заседании Генеральной Ассамблеи ООН при рассмотрении данного вопроса, 111 государств проголосовали за резолюцию, 18 - воздержались и одно государство - США - проголосовало против. В содержании Всемирной хартии природы имеется определенное повторение принципов Стокгольмской декларации. Но в чем-то она идет дальше по пути генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это видно из сравнения ряда положений Декларации и Хартии. В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений". Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды. В новейшем понимании принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды изложены в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). В Декларации Рио-де-Жанейро говорится, что Конференция ООН по окружающей среде и развитию, будучи созвана с 3 по 14 июня 1992 г., подтверждая Декларацию Конференции ООН по проблемам окружающей среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 г., и стремясь развить ее, преследует цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома. По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп, во главу которых нужно определить принципы, утверждающие право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще 20 лет назад приоритет отдавался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Итак, первая группа включает принципы, закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и области окружающей среды. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Принцип 2 Стокгольмской декларации провозглашает, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

В 1972 году в Стокгольме была проведена Первая Всемирная конференция по окружающей среде. В ней участвовали представители 113 государств. В ходе конференции было впервые сформулировано понятиеэкоразвития – экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем. Прежде чем были сформулированы практические принципы экоразвития, были проведены исследования и разработка по нескольким направлениям:

1) Обобщение информации о тенденциях мировой динамики, составление прогнозов развития и сценариев эколого-экономических ситуаций при различных вариантах экономического роста и экономической специализации.

2) Естественнонаучное прогнозирование состояния биосферы, крупных региональных природных комплексов и изменений климата под влиянием техногенных воздействий.

3) Изучение возможностей экологической ориентации и регламентации использования природных ресурсов и качественной экологизации производства для уменьшения антропогенного давления на окружающую среду.

4) Организация международного сотрудничества и координация усилий в области решения региональных и национальных задач экоразвития и управления природопользованием.

Это потребовало создания специальной структуры - Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В первоначальные задачи ЮНЕП входила разработка рекомендаций по наиболее острым проблемам наступающего экологического кризиса - опустыниванию, деградации почв, сокращению запасов пресной воды, загрязнению океана, вырубке лесов, утрате ценных видов животных и растений. ЮНЕП использовала опыт программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и продолжала тесное сотрудничество с ней.

В 1983 г. по инициативе Генерального Секретаря ООН была создана Международная Комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). Эта организация была призвана вскрыть проблемы, объединяющие экологическую и социально-экономическую озабоченность людей в разных регионах мира, прежде всего развивающихся стран. В 1987 г. был опубликован отчет МКОСР под названием «Наше общее будущее». В этом документе четко показана невозможность ставить и решать крупные экологические проблемы вне их связи с социальными, экономическими и политическими проблемами. Комиссия заявила, что экономика должна удовлетворять нужду людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Прозвучал призыв к новой эре экономического развития, безопасного для окружающей среды.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92). В ней приняли участие главы, члены правительств и эксперты 179 государств, а также представители многих неправительственных организаций, научных и деловых кругов.


Ко времени открытия КОСР-92 стало очевидным, что возросшая демократичность мира, открытость границ и информированность масс находятся в остром противоречии с экономическим неравенством людей и стран, их участием в использовании ресурсов планеты.

Поэтому в качестве центральных идей КОСР-92 постулировала:

· Неизбежность компромиссов и жертв, особенно со стороны развитых стран, на пути к более справедливому миру и устойчивому развитию;

· Невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны;

· Необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого долговременного развития;

· Требование ко всем слоям общества во всех странах осознать безусловную необходимость такого перехода и всячески ему способствовать.

Декларация Рио-92 призывает все государства принять ответственность за все формы деятельности, наносящие ущерб окружающей среде в других странах, информировать другие страны о потенциально возможных и совершившихся техногенных и природных катастрофах, наращивать эффективность природоохранного законодательства, не допускать перенесения на территорию других государств источников экологической опасности.

Параллельно с работой КОСР-92 в Рио-де-Жанейро проходил Глобальный Форум представителей неправительственных организаций . Он привлек около 17 тыс. участников из 165 стран и 7650 национальных и международных организаций. К его началу были сформулированы примечательные идейные установки:

· Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню;

· Экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;

· Равенство без Экономического развития - это нищета для всех;

· Экология без права на действия становится частью системы порабощения;

· Право на действия без экологии открывает путь к коллективному и равно касающемуся всех самоуничтожению;

Резкая категоричность этих постулатов отразила известный экстремизм широких общественных кругов, озабоченных статус-кво в экологии. Они стали как бы итогом идейного вооружения многочисленных общественных экологических организаций, партий «зеленых» в разных странах мира и международных организаций, таких, как «Гринпис», «Зеленый крест» и др. Их программы предусматривают не только экологическую пропаганду, общественный экологический контроль и реализацию права на действия, но и политическое давление на правительства с целью активизации и расширения масштабов природоохранной деятельности.

В Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.) встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Бесспорно это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в.

Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали отметил: «Никогда ранее в истории так много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете».

На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня - XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.

Перечислим кратко сущность важнейших решений, принятых на данной конференции:

1. Забота о людях должно занимать центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

2. Все государства мира имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и полностью несут ответственность за ущерб окружающей среде.

3. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

4. Защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития человеческого общества.

5. Все государства и все народы должны сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности.

6. Необходимо содействовать развитию развивающихся стран.

7. Все государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

8. Необходимо ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и следует поощрять соответствующую демографическую политику.

9. Экологические вопросы должны решаться наиболее эффективным образом. При этом каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды.

11. Государства должны принимать эффективные законодательные акты в области окружающей среды.

12. Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах.

13. Все государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба.

14. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

15. В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности.

15. Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Именно поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

16. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

17. Государства должны решать все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

18. Государствам и народам необходимо сотрудничать в духе доброй воли и партнерства в выполнении принятых принципов и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

Таким образом, важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.

На Конференции было подчеркнуто, что устойчивому развитию, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы.

Подводя итоги конференции, генеральный секретарь оргкомитета М. Стронг (Канада) подчеркнул беспрецендентный масштаб и значимость этого события. «Мир после конференции должен стать другим, - заявил он. - Другими должны стать дипломатия и система международных отношений ООН, а также правительства, принявшие на себя обязательства продвигаться к устойчивому развитию». Для человеческой популяции среда обитания - вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среде, Стокгольм, 5-16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.73. II. А. 14), глава 1.

    Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов-на-Дону, 2001.

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТРУКТУРА ЗАКОНА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА БЕНЗОПЕРЕН. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПОНЯТИЕ О КАНЦЕРОГЕННЫХ ВЕЩЕСТВАХ. КАНЦЕРОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ