Разделы: Школьная психологическая служба

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Настрой на работу. Подойти к символу, соответствующему вашему настроению. (Приложение . Рисунок № 1).

II. Артикуляционная гимнастика (Приложение . Рисунки № 2 – 6).

III. Целеполагание

(Неухоженный дом Федоры. Приложение . Рисунок № 7).

– Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у одной сказочной героини. А у кого – догадайтесь сами. Конечно – это Федора. Кто написал эту замечательную сказку? Как она называется? (Федора. Приложение . Рисунок № 8).

– Назовите, какие предметы убежали от Федоры и без какой части они остались? (Чайник без носика, кастрюля без крышки и ручки, сахарница без дна, кружка без стенки)
Как, одним словом назвать эти предметы? Верно – это посуда. Тема нашего занятия: «Посуда».

(Тема открывается на доске : П. С У Д А ).

– Какую букву я пропустила и почему надо писать букву о ?
– Что такое посуда и для чего она необходима? (Для приготовления и приёма пищи).
– Почему плачет Федора? Как она плачет?
– Почему посуда убежала от Федоры?
– Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду. А для этого мы выполним несколько заданий, в которых повторим виды посуды, её назначение, научимся правильно строить высказывания, составлять предложения, будем стараться быть аккуратными и бережными к посуде. За каждое задание вы будете получать по одному предмету посуды.

IV. Выполнение заданий

1. Задание №1

– Каждому из вас я сейчас выдам по два предмета. Подумайте и вспомните его назначение и решите – где его место: в шкафу, на разносе, или на столе?

1. Вилка, сахарница.
2. Сковорода, супница.
3. Кастрюля, чашка.
4. Чайник, солонка.
5. Тарелка, бидон.
6. Кружка, кувшин.

– По мере проверки добавляем устно к чайной посуде: блюдце, стакан, молочник, бокал, конфетницу. Почему она названа чайной?
Столовая посуда предназначена для приёма более серьёзной пищи. Это: мелкая и глубокая тарелка, хлебница, маслёнка, салатница, перечница.
Столовые приборы – ложка, вилка, нож. Кухонная посуда помогает нам в приготовлении пищи: кастрюля, сковорода, половник, миски, бутылки, банки, кухонные ножи, дуршлаг.

(Выполнение задания)

– Молодцы! Ну, а теперь проверим, на сколько вы внимательно слушали и смотрели. Поиграем в игру.

2. Игра: «Четвёртый лишний»

– Я показываю вам карточку с изображением посуды, а вы находите лишний предмет. (Приложение . Рисунки № 9 – 11).

Чайник, стакан, кастрюля, сахарница.
Кастрюля, сковорода, чашка, кувшин.
Тарелка, солонка, салатница, дуршлаг.

– Молодцы! Справились с заданием. А сейчас немного истории.
Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянной. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом изобрели различные материалы, и появилось много очень красивой посуды.

3. Задание №2.

Игра с мячом: «Закончи предложение»

Если нож из стали, он … (стальной) .
Если ложка из металла, она … (металлическая) .
Если кувшин из глины, он … (глиняный) .
Если тарелка из картона, она … (картонная) .
Если чашка из фарфора, она … (фарфоровая) .
Если блюдце из стекла, она … (стеклянное) .
Если кастрюля из алюминия, она … (алюминиевая) .
Если она покрыта эмалью, она … (эмалированная) .

4. Игра: «Скажи наоборот»

– Сейчас мы сравним посуду и не только по материалу, из которого она изготовлена, а по форме, цвету, размеру.

Сковорода тяжёлая, нож …
Кастрюля большая, а ложка …
Кувшин высокий, а чашка …
Блюдце мелкое, а тарелка …
Полный стакан – …стакан.
Белая чашка – … чашка.
Круглый разнос – … разнос.

– Часто по словам-признакам можно догадаться о каком предмете идёт речь. Вот, например: Эмалированный, круглый, с ручкой и весь в дырках. (Дуршлаг)
Часто эти отличительные признаки используются в загадках.

5. Задание №3

– Подумайте, о какой посуде идёт речь в этих загадках ?

    Стоит пузатенькая баночка,
    Стеклянная и круглая.
    В ней лежат кусочки сладенькие,
    Желанные и нужные. (Сахарница)

    Я беру её за ручку,
    Наливаю в неё чай.
    Пей – он сладкий и горячий,
    Хочешь – в блюдце остужай. (Чашка)

    Из горячего колодца
    Через нос водица льётся. (Чайник)

6. Физкультминутка

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела,
Пейте чай – вода вскипела!

– Потрогали чайник – Ай! Горячий, обожглись. Какой горячий чай – подышали. Налили в чашки. Остудили. Попробовали. Вкусно. АХ!).

– Только что вы все были чайниками, а сейчас я нескольких ребят превращу в предметы посуды.

7. Поиграем в игру: «Кто я?»

– Один из детей подходит к столу, я ему надеваю шапочку, «превращаю», он поворачивается к вам. Вы же, не называя этого предмета должны сказать, что делает этот предмет, что можно с ним делать, а … должен догадаться – кто он: чайник, кастрюля, ваза, вилка, кружка, бидон, сахарница, сковорода. (Приложение . Рисунки № 12 – 17).

– А вот обратно в человека … превратится только тогда, когда назовёт себя ласково. Эти ласковые названия пригодятся и нашей Федоре, чтобы посуде нравилось у неё жить.

(Дети садятся).

8. Задание №4

– Сейчас мы с вами попробуем составить предложение, связав между собой два слова. Прочитайте их и подумайте.

Чашка, Чайник.
Печенье, Ваза.
Тарелка, стол.
Шкаф, кастрюля.

– Молодцы! Мы сегодня столько узнали о посуде, что мне хочется провести с вами одну интересную игру. Вам нужно с закрытыми глазами определить, какая посуда у вас в руках.

9. Игра: «Узнай на ощупь»

Детям выдаётся игрушечная посуда. С завязанными глазами они должны угадать, что у них в руках.

– А какой предмет посуды нравится вам?

– Возьмите нужную карточку посуды и составьте описательный рассказ по схеме о своём предмете.

1. Название.
2. Цвет.
3. Размер.
4. Материал.
5. Части посуды.
6. Действия с посудой.

– Справились и с этим заданием! Молодцы!

V. Итог занятия

– Посмотрите, ребята, что случилось с Федорой! Она стала чистая, прибранная, добрая. (Приложение . Рисунок № 18).

– Но можно ли её доверить посуду, ведь она совершенно не умеет за ней ухаживать. Давайте её этому научим.

  1. Очистить.
  2. Вымыть.
  3. Прополоскать.
  4. Высушить.
  5. Вытереть.
  6. Убрать.

– Очень хорошо! Будем надеяться, что Федора никогда больше не лишится своей посуды.

– Ребята, а вы знаете, какой праздник приближается? Давайте подарим Федоре на праздник те наборы посуды, которые вы заработали за урок, но эта посуда попадёт к Федоре лишь только тогда, когда вы вспомните, за что же вы её заработали, что нового узнали или о чем вспомнили.

(Ребята делятся впечатлениями и дарят Федоре наборы: чашек, ложек, тарелок, кастрюль, чайников, вилок, вазочек – свои жетоны за участие в занятии).

VI.Рефлексия

– Обрадовалась Федора вашим подаркам, побежала расставлять их по своим местам и вдруг заметила в шкафу старый престарый кувшин. Она решила его почистить. Потерла его, и вдруг из кувшина вылез настоящий Джин. Федора очень благодарна вам за помощь, она попросила Джина, чтобы он приготовил для всех присутствующих небольшие сувенирчики. Вот они. (Изображение чайных чашек с «лицами» без ртов).

– На наших подарках не хватает ротиков. Дорисуйте их в соответствии со своим настроением и своими успехами.

– Занятие закончено. Спасибо всем!

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей. Дети с ТНР затрудняются в определении этих связей, т.е. не могут сразу сформировать объемное семантическое поле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Смирнова Н.В., МКДОУ № 23, г. Железногорск

Практика логопедической работы показывает, что восстановление психологической базы речи ребенка создает основу для более эффективной работы по коррекции речевых нарушений у детей.

Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь.

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей.

По мере развития мышления и речи ребенка его словарь обогащается, систе матизируется, становится упорядоченным. Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики. По мнению Л. С. Выготского, в процессе развития ребенка и само слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей. А. Р. Лурия также отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему.

Таким образом, у ребенка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле. Структура семантического поля выглядит следующим образом:

  1. ядерное слово;
  2. слова, обозначающие названия действий предметов;
  3. слова, обозначающие названия признаков предметов;
  4. родственные слова;
  5. слова-синонимы;
  6. слова-антонимы;
  7. словесные логические задачи.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работ ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и словами возникают ассоциативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.

У детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

  1. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.
  2. Наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с нарушениями речи является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.
  3. У детей с ОНР наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии.
  4. Латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме: у детей с нормальным речевым развитием - до 10 сек, у детей с речевой патологией - до 40 сек.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается недостаточное развитие лексической стороны речи. Это ведет к недоразвитию речи в целом и в будущем к проблемам обучения в школе. Поэтому, при коррекции нарушений и развитии речи детей, необходимо включать работу над словом, как структурной единицей языка и речи, определяющим свойством которой является семантическое содержание.

Конспект логопедического занятия.

Семантическое поле слова «ЗИМА».

Цели:

  1. Образовательные. Расширение семантического поля слова «Зима», формирование ассоциативных связей слов. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
  2. Коррекционные. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
  3. Воспитательная. Воспитание у детей умения и желания общаться.

Организационный момент.

Логопед. Послушайте и отгадайте, о каком времени года я сейчас расскажу.

Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким. Очень рано темнеет.

Какое это время года?

Дети. Зима.

Работа с ядерным словом, включение слова в падежные конструкции.

Логопед. Закончите предложение словом «зима», изменяя его правильно

Наступили холода,

Значит к нам пришла…

Дети. Зима.

Логопед.

Наденем теплые штаны.

Не боимся мы …

Дети. Зимы.

Логопед.

Снег кружится во дворе,

Очень рады мы…

Дети. Зиме.

Логопед.

В снег зарыться с головой,

Сумеем только мы…

Дети. Зимой.

Логопед.

Дуют ветры в феврале,

Поют песни о…

Дети. Зиме.

Образование родственных слов.

В помощь предлагаются иллюстрации.

Логопед. Каким слово можно ласково назвать зиму?

Дети. Зимушка.

Логопед. Как можно назвать день зимой?

Дети. Зимний.

Логопед. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

Дети. Зимующие.

Логопед. А какие осадки выпадают зимой?

Дети. Снег.

Логопед. Кого лепят из снега?

Дети. Снеговика.

Логопед. Как можно сказать о горке из снега?

Дети. Снежная.

Логопед. Как называется цветок, который первым появляется из-под снега?

Дети. Подснежник.

Нанизывание слов, обозначающих признак предмета.

Детям предлагается картинка и с изображением зимы.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинку и скажите зима, какая?

Дети. Холодная, снежная, морозная, долгая, пушистая, злая, суровая.

Психогимнастика.

Логопед. А какой праздник бывает только зимой?

Дети. Новый год!

Логопед. А как можно назвать праздник «Новый год» одним словом?

Дети. Новогодний.

Логопед. А кто к детям приходит на новогодний праздник!

Дети. Дед Мороз и Снегурочка.

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.

Предложить картинку с изображением зверей, показать: как разные звери встречают Новый год.

Нанизывание слов, обозначающих действие предмета.

Логопед. Звери зимой в лесу что делают?

Дети. Зимуют.

Подбор слов-антонимов

Логопед. Летом дни жаркие, а зимой…

Дети. Холодные.

Логопед. Летом небо светлое, а зимой…

Дети. Темное.

Логопед. Летом солнце яркое, а зимой…

Дети. Тусклое.

Логопед . Летом день длинный, а зимой…

Дети. Короткий.

Логопед. Весной лед на реке тонкий, а зимой…

Дети. Толстый.

Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Развитие слухового внимания и памяти.

Логопед. Играют наши ушки.

Как только услышат они о зиме,

Хлопнут дети рукой по ноге.

Логопед называет слова, а дети выполняют задание.

Слова: птичка, звезда, зима, мальчик, зимушка, зонт, книга, зимний, стол, ручка, зимующий.

Логопед. Какие слова вы запомнили?

Дети. Зима, зимний, зимующий, зимушка.

Звуковой анализ и синтез слова «зима»

Логопед. Назовите звуки в слове «зима».

Дети. Выполняют слоговой и звуковой анализ слова «зима», дают полную характеристику звукам и обозначают звуки фишками соответствующих цветов.

Словесные логические задачи.

Логопед . Ребята, вы помните, как зовут сыночков зимы?

Дети . Декабрь, январь, февраль.

Логопед. А как вы понимаете слова «Декабрь год кончает, зиму начинает»?

Дети рассуждают, о чем эта пословица.

Работа с предложением.

Детям предлагаются сюжетные картинки, внимательно рассматривая, они составляют предложения, начиная его со слова «зима».

Зимой дети катаются на санках.

Зимой дети лепят снежную бабу.

Зимой дети играют в снежки.

Зимой дети катаются на коньках.

Зимой дети покармливают птиц и животных.

Зимой дети катаются на лыжах.

Логопед . Молодцы, ребята. Вот сколько интересных предложений вы придумали о зимних забавах детей. А теперь улыбнитесь друг другу и порадуйтесь, что природа подарила нам такое замечательное время года как зима.

Итог занятия.

Список литературы:
1. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В. , Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2002.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, 2002.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников, 2006.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2009. 5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи, 2001.
6. Парамонова Л.Г., Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с ОНР, 1985. 7. Серебрякова Н.В., Парамонова Л.Г. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи, 2001.


Прежде всего следует заметить, что индивидуальное семанти­ческое поле не статично, а имеет динамику. Ряд объективны) и субъективных факторов и определяет эту динамику в различные направлениях, как в сторону расширения, так и сужения. Нас ин­тересует лишь первое, поэтому рассмотрим лишь те тенденции, ко­торые с этим связаны. Начнем с объективных факторов. Когда к нам приходит студент или ученик, он уже владеет определенным семантическим полем. Нам надо знать, что лежит в его основе. Здесь большую роль играет возраст, социальная среда, образова­ние, профессия, особенности психики, даже пол. Индивидуальное семантическое поле тесно взаимосвязано- с информационным запа­сом. Слово «дерево» у ботаника, биолога-генетика, краснодерев­щика, лесника, сказочника и первоклассника будет иметь различ­ное семантическое поле. Мы принимаем своих учащихся такими, какие они есть. Но в дальнейшем мы можем построить работу над новой лексикой таким образом, чтобы объем семантического поля не только на иностранном, но и на родном языке увеличился ка­чественно и количественно.

«Природа», «Человек и его окружение», «Праздники», «Страны и путешествия», «Книги».

Во многих, но, к счастью, не во всех учебниках активная лек­сика к каждой из перечисленных тем живет лишь в одном парагра­фе и при переходе к новой теме исчезает из поля зрения практи­чески полностью. А между тем их так легко объединить! Ведь говоря о природе, можно говорить и о книгах (книги как источник познания природы, книги как отражение природы, природа как ис­точник вдохновения писателей, поэтов, музыкантов и художников, времена года и их отражение в творчестве людей искусства и т.д.). Говоря о природе и разных странах, каждый также найдет что ска­зать, не повторяя товарища. Здесь можно рассуждать о разнооб­разии флоры и фауны, о том, как они связаны с культурой страны и ее бытом, национальной кухней, природным календарем, священ­ными животными; этот список можно продолжать до бесконечно­сти. А сколько интересных проблем для обсуждения можно найти на стыке тем «Природа и праздники», «Природа и человек» и т.д.



Как в мозаике, здесь одни и те же краски-слова будут каждый раз включаться в новые узоры, то сливаясь в крупные формы, то распадаясь на мелкие фрагменты, но двух одинаковых узоров-про­изведений у разных людей найти будет практически невозможно.

Однако успех творения зависит в первую очередь от того, ка­кую речевую задачу поставит учитель. Наш известный ученый А. Р. Лурия (Лурия Александр Романович (1902-1977)-психолог, один из основателей нейропсихологии).

в своих психосемантических исследованиях доказал, что характер речевой установки способен в корне изменить харак­тер и объем семантического поля. Таким образом, следующим фактором, влияющим на положительную динамику семантическо­го поля, можно считатьпроблемный характер речевой установ­ки. Речевая установка может сузить высказывание до однослож­ного ответа, и она же в состоянии объединить смежные семантические поля в обобщенное семантическое поле и обеспе­чить творческий отбор всей ранее изученной лексики примени­тельно к новой речевой задаче. Чем выше уровень проблемности, тем интереснее задание и вариативнее ответы. Как можно объединить семантические поля слов «животные» и «музыкаль­ные инструменты» с помощью речевой установки? Например, можно сказать следующее: «Нам предстоит написать зоологичес­кую симфонию, не саму музыку, но небольшое либретто к ней. Каких животных вы бы выбрали в качестве главных персонажей, как определили бы их роли и каким музыкальным инструментам отдали бы их партии?» Или так: «Давайте вспомним, в каких ли­тературных произведениях мы встречали животных, играющих на музыкальных инструментах, кто на чем играл, что обусловило вы­бор именно этих животных и музыкальных инструментов?» А то и так: «Можно ли в жизни встретить животных, играющих на му­зыкальных инструментах, и если да, то каких и где?» А теперь представьте, какие семантические группы слов могут быть актуа­лизированы в ответах, будет ли ответ ученика отражать его ин­дивидуальное семантическое поле и, в свою очередь, способство­вать его дальнейшему развитию и обогащению за счет связей с другими семантическими подсистемами.



Определите, какие микросистемы и поля входят в семантическое поле слова «лошадь» у данного ученика. Привожу дословно выска­зывание шестиклассника на конкурсе, организованном издателями кембриджских учебников для школ: «Это млекопитающее, которое живет с человеком уже много веков, хотя оно не было среди пер­вых одомашненных животных. Пещерные люди его не знали и не использовали, так же как и древние ацтеки. Однако у древних гре­ков, чья цивилизация старше, чем цивилизация ацтеков, это жи­вотное использовалось широко, и не только в бытовых целях. Оно участвовало даже в Олимпийских играх».

Начинающему учителю будет полезно потренироваться в со­ставлении проблемных речевых установок, объединяющих раз­личные группы изученной ранее лексики. Это поможет не толь­ко вашим студентам, но и вам самим в актуализации вашего словаря.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Посмотрите на данную карту-схему изучения темы «Природа» уче­никами 5 класса школы с углубленным изучением английского языка. Попробуйте сформулировать несколько речевых установок, направленных на соединение смежных семантических групп и ми­крополей.

Обеспечение постоянной актуализации выученной лексики и ее максимальная ротация являются тем последним фактором, ко­торый обеспечивает увеличение семантического поля. Действи­тельно, гораздо проще увеличивать активный словарь не за счет механического привнесения новой лексики, а за счет творческого применения уже изученной в новых контекстах. Формирование разветвленного и устойчивого семантического поля значительно повышает как образность речи, так и ее мотивированность, так как в этом случае учащемуся есть ЧТО сказать. Заметим, что ак­тивный словарь - это та лексика, которой человек постоянно пользуется в устном речевом общении, т. е. те слова, которые на­ходятся «на кончике языка», как говорят англичане. Если слово долго не употребляется, то оно переходит в пассивный словарь, т. е. может быть узнано при чтении и аудировании, но не исполь­зуется в речи. Границы между ними очень подвижны, могут ме­няться в зависимости от ряда условий, о которых уже было ска­зано ранее (факторы, определяющие объем семантического поля). Все вышесказанное помогает нам ответить на вопрос:

КАК ЛУЧШЕ ОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С НОВЫМ СЛОВОМ И КАКИЕ СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ИМЕЮТСЯ В АРСЕНАЛЕ УЧИТЕЛЯ?

Называя шесть наиболее распространенных способов семантизации, следует отметить, что их выбор зависит от особенностей самого слова, характерных особенностей группы обучаемых, а так­же лингвистической и профессиональной компетенции учителя.

1. Использование наглядности. Как известно, наглядность бывает разная. Можно использовать предметную наглядность, т. е. те предметы, которые находятся в аудитории или могут быть у учителя и учеников. Можно привлечь изобразительную нагляд­ность и наглядность действием, звуковую и контекстуальную. Критериями для выбора определенного вида наглядности являют­ся: доступность, простота и целесообразность. Надо ли учителю непременно покупать игрушечную мебель, рисовать замысловатые картинки с ручками и пеналами, потолком и полами, если все это можно показать если не пальцем, то простым движением руки? Здесь вспоминается один смешной случай из педагогической прак­тики студентов. Практикант знакомил учеников со словами по те­ме «Одежда» только через картинки. Когда дошла очередь до кар­тинки с варежками, молодой учитель окрестил их перчатками и заставлял детей повторять это слово, глядя на картинку. На во­прос, зачем он это делал, учитель объяснил, что картинки с пер­чатками не нашел. Дело было осенью, перчатки и шарф лежали в портфеле и периодически выпадали, когда учитель открывал его в поисках ручки и затерявшихся картинок. Часто вместо того, что­бы изобразить глагол действием, учитель пытается найти или на­рисовать картину, где, как правило, разные персонажи выполня­ют различные действия. Это не всегда эффективно, так как изображенные действия можно назвать разными словами, что при­ведет к путанице. При использовании изобразительной наглядно­сти, или, проще, картинок, надо быть уверенным в однозначнос­ти трактовки. Так, если вы хотите ввести слово «дерево» с помощью картинки, то это не может быть береза или дуб, ел­ка или клен. Дерево на картинке должно быть собирательным образом, без индивидуальных признаков того или иного вида, точ­но так же как картинка с попугаем или воробьем не может быть использована для семантизации слова «птица». Используя изоб­разительную наглядность, учитель должен убедиться в том, что предлагаемая картинка хорошо видна всем учащимся, что она эс­тетично выполнена, иначе, говоря медицинским языком, она не столько лечит, сколько калечит. Поэтому сегодня на уроках мно­гие учителя переходят на использование видеонаглядности, где со­четаются действие и звук, наглядность предметная и ситуативная, где с помощью стопкадра можно наглядно выделить тот момент, предмет, выражение чувства и т.д., которые необходимо семанти­зировать. Но если у вас нет видео, огорчаться не стоит. В вашем арсенале остаются и другие способы.

2. Семантизация с помощью синонимов/антонимов. Зная слово "beautiful" («красивый»), учащиеся могут легко догадаться о значении слова "ugly" («безобразный, уродливый»), если им понятно, что та­кое антоним. Правда, здесь есть одна сложность. В языке редко встре­чаются полные синонимы. Как правило, каждый из синонимов имеет определенный оттенок значения, а значит, свою коннотацию и упо­требление. Часто это связано с историей языка, источниками заимст­вования слов. Именно здесь нам открывается прекрасная возможность для формирования как социолингвистической, так и социокультурной компетенции учащихся, вовлечение их в серьезную и увлекательную работу с изучаемым языком в стране лингвистики.

Хотелось бы привести пример одного из уроков, после которо­го учитель с сожалением сказал, что весь план урока пошел на­смарку, но при этом он сам и все его учащиеся ушли с урока вдох­новленными на анализ языковых явлений и их связи с историей страны, как родной, так и изучаемого языка. Все началось с без­обидного слова «особняк», которое в английском языке имеет французский корень ("mansion"). Учитель объяснил, что синони­мом данному слову может быть слово «дом» ("house"), но при этом необходимо добавить - «большой и богатый дом». Ученики зароптали и высказали неудовольствие тем, что в языке так мно­го «лишних» слов. И тут учитель доступно объяснил историю это­го слова. Напомнив о норманнском завоевании Англии, о том, что французский язык был господствующим языком правящих классов на протяжении нескольких столетий, он показал, как взаимодей­ствовали два языка. Иногда французское заимствование полно­стью вытесняло английское слово, именно поэтому около 70% словарного запаса в английском языке имеет французскую осно­ву. При этом из 70% имеющихся в словарях французских заимст­вований лишь 20% активно используются в речи, а остальные вы­сокой частотностью не обладают. А иногда все было наоборот, но часто оба слова уживались в языке, сохраняя свой оттенок зна­чения. Так, английское слово "house" («дом») имеет много значе­ний и очень высокую частотность употребления, в то время как французское "mansion" используется в очень узком значении. Здесь учитель попросил ребят объяснить, почему так произошло. Ответы были однозначными - богатые норманны жили в больших и роскошных домах, отсюда и современный смысл. Загоревшись лингвистическими изысканиями, учащиеся попросили привести еще несколько примеров подобных заимствований. Вспомнив по­словицу "Saxons breed it - Normans eat it", учитель привел при­меры с названиями животных и мяса этих животных. Название са­мого животного имеет англо-саксонский корень, а название мяса этого животного - французский: pig - pork, sheep - mutton и т. д. Беседа завершилась выводом о том, что в любом современ­ном языке можно найти многочисленные заимствования из других языков, но контекст их употребления в различных культурах мо­жет быть различным. И еще один важный вывод сделали ученики на этом уроке. Как оказалось, период норманнского завоевания Англии почти совпал с периодом татаро-монгольского завоевания России и в судьбе народов наших двух стран в это время, как и в судьбе развития языков, были общие моменты.

Способ ознакомления с новой лексикой посредством синони­мов и антонимов тесно связан с использованием известных уча­щимся способов словообразования.

3. Семантизация с использованием известных способов сло­вообразования. Этот способ семантизации позволяет ввести сло­во в определенную парадигму, что способствует установлению бо­лее прочных парадигматических связей данного слова, а также повторению уже изученных слов, которые входят в эту категорию. Здесь имеются в виду:

1) суффиксально-префиксальный способ словообразования,

2) словосложение,

3) конверсия.

Каждый из этих способов имеет и ряд потенциальных сложно­стей для учащихся, которые учитель может предвидеть и снять еще до появления ошибок.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Какие потенциальные ошибки учащихся вы можете предвидеть, ес­ли Семантизация строится на имеющихся аналогиях с использова­нием

Отрицательных префиксов/суффиксов im-/in-/un-/dis-/-less и т. д.;

Словосложения;

Конверсии.

Будут ли это ошибки на уровне формы, значения или употреб­ления?

Данные английские слова могут обеспечить определенную под-,сказку: die, inexperienced, present, advise, blackbird, impolite, mean­ingful.


4. Можно просто перевести слово, что также вполне оправ­дано, если в дальнейшем предполагается активная тренировка дан­ного слова в различных контекстах или данное слово не представ­ляет большого интереса с точки зрения перечисленных способов семантизации, если с помощью перевода мы наиболее точно пере­даем значение данного слова. Перевод часто используется на стар­шем этапе обучения в школе. (Как вы думаете, почему?) Однако иногда требуется не просто перевод, а перевод-толкование. Это

особенно необходимо при семантизации безэквивалентной лекси­ки, а также лексики с определенным фоновым значением.

_________________________________ ЗАДАНИЕ

Продолжите список безэквивалентной лексики:

Субботник, комсомолец, ГУЛАГ; marshmallows, casseroledish, pot-luck dinner.

Объясните особенности данной фоновой лексики:

Маниловщина, dinner, trick or treat, How do you do?, to entertain, to go shopping.

5. Можно не переводить слово самому, апопросить одного или всехучащихся найти слово в словаре/разных словарях,

включая одно- и двуязычные словари, словари синонимов и т. д., организовав конкурс на быстроту и правильность перевода. Такой способ особенно хорош в аудитории, где учащиеся не знакомы с различными типами словарей, еще плохо ориентируются в систе­ме их построения, не умеют работать с алфавитом, не понимают, что одно и то же слово может иметь несколько значений и пере­вод зависит от контекста. С помощью этого способа мы можем решить несколько важнейших задач обучения иностранному язы­ку, а главное, при его постоянном и направленном использовании мы сможем сформировать навык самостоятельной работы, сделать

наших учащихся со временем независимыми пользователями, сместить акцент с «учить» на «учиться».

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Какое из данных слов вы бы предложили найти учащимся само­стоятельно в словаре и почему? Как возраст и уровень языковой компетенции учащихся может повлиять на ваш выбор?

Unit, affection, tender, concern, desire, equal, to provide, to exist, to argue, to share, to keep.

6. Однако самым сложным для учителя и самым важным для практического овладения языком можно назвать такой способ се­мантизации, какразвитие языковой догадки через контекст.

Приемы здесь могут быть самыми разными, от дефиниции на ино­странном языке до составления небольших образных и понятных ситуаций с использованием новых слов. Но, как и при использо­вании наглядности, здесь также важно, чтобы контекст употреб­ления слова был «прозрачным», т. е. однозначным, понятным или легко выводимым. Если этого достигнуть с данными словами нель­зя, то надо или отказаться от этого способа семантизации, или попытаться соединить его с другими из перечисленных здесь спо­собов.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Что необходимо добавить к следующим дефинициям, чтобы смысл слова стал понятен? Возможно ли здесь соединение не­скольких способов семантизации, если да, то каких?

Market - We buy food at the market.

Look for - I am looking for my pen.

Clothes - In the morning we put on our clothes.

Задайте вопросы, чтобы проверить правильность понимания этих слов, минуя перевод. Попробуйте затем спровоцировать их употребление самими учащимися, создавая различные кон­тексты употребления.

Еще раз хочется подчеркнуть, что нет плохих или хороших способов ознакомления с новой лексикой. Все зависит от само­го слова, его формы, значения и употребления, от тех труднос­тей, которые оно потенциально может представлять для учащих­ся. Вы можете максимально снять их уже на первой стадии знакомства со словом, а ведь всем известно, что переучивать труднее, чем учить. Мой сын долго озвучивал английское слово «огурец» как [кукумбер]. Именно так он прочитал его самосто­ятельно и долго не хотел расставаться с полученным с таким тру­дом знанием.

Но в свое время еще П. Хэкболдт говорил о том, что роль вы­бора способа семантизации методистами сильно преувеличена. Го­раздо важнее то, как это слово будет отрабатываться и в какие "контексты нам удастся его включить. Именно от характера трени­ровки зависит прочность запоминания слова.

СИСТЕМА ЛЕКСИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Мы уже частично рассмотрели вопросы, связанные с формиро­ванием семантического поля учащихся и возможностями влияния на его динамику. Рассмотрим более конкретно систему лексиче­ских упражнений, построенную по принципу «от простого к слож­ному», т. е. от уровня слова, словосочетания, предложения до уров­ня сверхфразового единства.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Школа: МОУ Курашимская с.о.ш.

Учитель-логопед: Исаева Людмила Анатольевна.

Класс: 2 СКК.

Основание логопедической работы: А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова.

«Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

(Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы по родному языку у детей с речевой патологией).

Тема: «Семантическое поле» слова «Посуда».

Цель: Коррекция недостатков устной речи учащихся СКК как необходимое условие успешности обучения.

Задачи:

Образовательные:

    Формирование и расширение «семантического поля».

    Развитие грамматического строя речи.

    Закрепление понятий о словах-действиях, словах-признаках, словах-антонимах.

    Формирование словообразовательной функции речи.

    Составление рассказа – описания.

Коррекционные:

    Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

    Расширение и уточнение словаря, развитие связной речи.

    Развитие самоконтроля и способности к переключению.

    Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей.

Воспитательные:

    Развитие социальнозначимых навыков .

    Воспитание базовых эмоций личности.

    Воспитание аккуратности, взаимопомощи.

Методы: Словесные, наглядные, практические.

Приёмы: Классифицирования, объяснение причин, обобщение, выделение общего и различного.

Дополнительные материалы взяты из Интернет сайтов.

Этапы занятия:

Ожидаемый результат:

1.Организация.

1.Настрой на работу.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Целеполагание.

Положительная мотивация на выполнение поставленных задач.

Знание и показ упражнений для развития артикуляционной моторики.

Умение давить простейшие определения.

2.Выводы по практическим исследованиям.

1.Характеристика видов посуды.

2.Игра: «Четвёртый лишний».

Умение делать выводы по назначению посуды.

Умение выделять искомый предмет из нескольких предметов.

3.Практикум по расширению словаря.

1.Игра: «Скажи наоборот».

2.Игра: «Закончи предложение».

3.Отгадывание загадок.

Развитие грамматического строя речи. Расширение словаря. Практическое выполнение упражнений.

4.Физкультминутка.

1.Ф-ка: «Кто ты?».

2.Дыхательная гимнастика и мимические упражнения.

Развитие общей моторики и постановка правильного дыхания.

5.Творческая работа.

1.Игра: «Кто ты?».

2.Задание: «Назови ласково».

3.Составление предложений.

4.Составление рассказа.

Развитие связной речи.

Развитие творческих способностей.

Умение применять знания в практической деятельности.

Развитие самоконтроля и самостоятельности.

6.Привитие социальных навыков.

1.Правила ухода за посудой.

2.Умение правильно выражать свои мысли.

Привитие социально-значимых навыков.

7.Итог.

1.Рефлексия.

Осмысленная и чувственная самооценка.

Открытое логопедическое занятие

Расширение семантического поля слова «Посуда ».

Уч. – логопед: Исаева Л.А.

1.Организационный момент.

Настрой на работу.

Подойти к символу, соответствующему вашему настроению.

(Рисунок № 1).

2. Артикуляционная гимнастика.

(Рисунок № 2 – 6).

Целеполагание.

(Неухоженный дом Федоры Рисунок № 7).

Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у одной сказочной героини. А у кого – догадайтесь сами. Конечно – это Федора. Кто написал эту замечательную сказку? Как она называется?

(Федора - Рисунок № 8).

Назовите, какие предметы убежали от Федоры и без какой части они остались?

(Чайник без носика, кастрюля без крышки и ручки, сахарница без дна, кружка без стенки)

Как, одним словом назвать эти предметы?

Верно – это посуда. Тема нашего занятия: «Посуда».

(Тема открывается на доске: П. С У Д А ).

Какую букву я пропустила и почему надо писать букву о ?

Что такое посуда и для чего она необходима?

(Для приготовления и приёма пищи).

Почему плачет Федора? Как она плачет?

Почему посуда убежала от Федоры?

Я предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду. А для этого мы выполним несколько заданий, в которых повторим виды посуды, её назначение, научимся правильно строить высказывания, составлять предложения, будем стараться быть аккуратными и бережными к посуде. За каждое задание вы будете получать по одному предмету посуды.

3. Выполнение заданий.

Задание №1.

Каждому из вас я сейчас выдам по два предмета. Подумайте и вспомните его назначение и решите – где его место: в шкафу?, на разносе?, или на столе?

1.Вилка, сахарница.

2.Сковорода, супница.

3.Кастрюля, чашка.

4.Чайник, солонка.

5.Тарелка, бидон.

6.Кружка, кувшин.

По мере проверки добавляем устно к чайной посуде: блюдце, стакан, молочник, бокал, конфетницу. Почему она названа чайной?

Столовая посуда предназначена для приёма более серьёзной пищи. Это: мелкая и глубокая тарелка, хлебница, маслёнка, салатница, перечница.

Столовые приборы – ложка, вилка, нож.

Кухонная посуда помогает нам в приготовлении пищи: кастрюля, сковорода, половник, миски, бутылки, банки, кухонные ножи, дуршлаг.

(Выполнение задания)

Молодцы! Ну, а теперь проверим, на сколько вы внимательно слушали и смотрели. Поиграем в игру.

Игра: «Четвёртый лишний» .

Я показываю вам карточку с изображением посуды, а вы находите лишний предмет.

(Рисунки № 9 – 11).

Чайник, стакан, кастрюля, сахарница.

Кастрюля, сковорода, чашка, кувшин.

Тарелка, солонка, салатница, дуршлаг.

Молодцы! Справились с заданием.

А сейчас немного истории.

Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянной. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом изобрели различные материалы, и появилось много очень красивой посуды.

Задание №2.

Игра с мячом: «Закончи предложение».

Если нож из стали, он …(стальной).

Если ложка из металла, она …(металлическая).

Если кувшин из глины, он …(глиняный).

Если тарелка из картона, она …(картонная).

Если чашка из фарфора, она …(фарфоровая).

Если блюдце из стекла, она …(стеклянное).

Если кастрюля из алюминия, она …(алюминиевая).

Если она покрыта эмалью, она …(эмалированная).

Игра: «Скажи наоборот». Сейчас мы сравним посуду и не только по материалу, из которого она изготовлена, а по форме, цвету, размеру.

Сковорода тяжёлая, нож …

Кастрюля большая, а ложка …

Кувшин высокий, а чашка …

Блюдце мелкое, а тарелка …

Полный стакан - …стакан.

Белая чашка - … чашка.

Круглый разнос - … разнос.

Часто по словам-признакам можно догадаться о каком предмете идёт речь. Вот, например: Эмалированный, круглый, с ручкой и весь в дырках. (Дуршлаг).

Часто эти отличительные признаки используются в загадках.

Задание №3.

Подумайте, о какой посуде идёт речь в этих загадках ?

    Стоит пузатенькая баночка,

Стеклянная и круглая.

В ней лежат кусочки сладенькие,

Желанные и нужные. (Сахарница).

    Я беру её за ручку,

Наливаю в неё чай.

Пей – он сладкий и горячий,

Хочешь – в блюдце остужай. (Чашка).

    Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник).

Физкультминутка.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай – вода вскипела!

(Потрогали чайник – Ай! Горячий, обожглись. Какой горячий чай – подышали. Налили в чашки. Остудили. Попробовали. Вкусно. АХ!).

Только что вы все были чайниками, а сейчас я нескольких ребят превращу в предметы посуды.

Поиграем в игру: «Кто я?»

Один из детей подходит к столу, я ему надеваю шапочку, «превращаю», он поворачивается к вам. Вы же не называя этого предмета должны сказать, что делает этот предмет, что можно с ним делать, а … должен догадаться – кто он:

Чайник, кастрюля, ваза, вилка, кружка, бидон, сахарница, сковорода.

(Рисунки № 12 – 17).

А вот обратно в человека … превратится только тогда, когда назовёт себя ласково. Эти ласковые названия пригодятся и нашей Федоре, чтобы посуде нравилось у неё жить.

(Дети садятся).

Задание №4.

Сейчас мы с вами попробуем составить предложение, связав между собой два слова. Прочитайте их и подумайте.

Чашка, Чайник.

Печенье, Ваза.

Тарелка, стол.

Шкаф, кастрюля.

Молодцы! Мы сегодня столько узнали о посуде, что мне хочется провести с вами одну интересную игру. Вам нужно с закрытыми глазами определить, какая посуда у вас в руках.

Игра: «Узнай на ощупь».

(Детям выдаётся игрушечная посуда. С завязанными глазами они должны угадать, что у них в руках).

А какой предмет посуды нравится вам?

Возьмите нужную карточку посуды и составьте описательный рассказ по схеме о своём предмете.

1.Название.

2.Цвет.

3.Размер.

4.Материал.

5.Части посуды.

6.Действия с посудой.

Справились и с этим заданием! Молодцы!

    Итог занятия.

Посмотрите, ребята, что случилось с Федорой! Она стала чистая, прибранная, добрая.

(Рисунок № 18).

Но можно ли её доверить посуду, ведь она совершенно не умеет за ней ухаживать. Давайте её этому научим.

    Очистить.

    Вымыть.

    Прополоскать.

    Высушить.

    Вытереть.

    Убрать.

Очень хорошо! Будем надеяться, что Федора никогда больше не лишится своей посуды.

Ребята, а вы знаете, какой праздник приближается? Давайте подарим Федоре на праздник те наборы посуды, которые вы заработали за урок, но эта посуда попадёт к Федоре лишь только тогда, когда вы вспомните, за что же вы её заработали, что нового узнали или о чем вспомнили.

(Ребята делятся впечатлениями и дарят Федоре наборы:

чашек, ложек, тарелок, кастрюль, чайников, вилок, вазочек – свои жетоны за участие в занятии).

    Рефлексия.

Обрадовалась Федора вашим подаркам, побежала расставлять их по своим местам и вдруг заметила в шкафу старый престарый кувшин. Она решила его почистить. Потерла его, и вдруг из кувшина вылез настоящий Джин. Федора очень благодарна вам за помощь, она попросила Джина, чтобы он приготовил для всех присутствующих небольшие сувенирчики. Вот они. (Изображение чайных чашек с «лицами» без ртов).

На наших подарках не хватает ротиков. Дорисуйте их в соответствии со своим настроением и своими успехами.

Занятие закончено. Спасибо всем!

Приложения

Рисунок №1

Рисунок № 2 Рисунок № 3

Рисунок № 4 Рисунок № 5

Рисунок №6

Рисунок № 7

Рисунок № 8. Рисунок № 18.

Рисунок № 9

Рисунок № 10.

Рисунок № 11.

Рисунок № 12. Рисунок № 13.

Рисунок № 14. Рисунок № 15.

Рисунок № 16. Рисунок № 17.

Урок: «Формирование семантического поля и валентности слова «дерево».

Цели:

Образовательная:

Формирование «семантического поля» слова «дерево», развитие валентностей.

Формирование функции словоизменения.

Коррекционные:

Воспитание правильного коррекционного уклада на звук [д].

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие логического мышления при решении логических задач (загадки).

Воспитание самоконтроля за речью детей.

Воспитательные:

Развитие наблюдательности.

Расширение понятий об окружающем мире.

Воспитание бережного отношения к природе.

Образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Инновационные технологии:

Здоровьесберегающие

Игровые

Сенсомоторные

Методы:

Словесный

Наглядно-действенный

Практический

Формирования семантического поля

Оборудование:

Оборудование для слайдовой презентации

Слайдовая презентация

Толковый словарь

Индивидуальные зеркала

Звуковые схемы.

Мяч

Коробки для рефлексии (красная, голубая, жёлтая, чёрная)

Макет из картона «дерево», листочки со слогами слов названия деревьев

Деревянное настенное пособие «Дерево»

Деревянное пособие дерево «Времена года»

Куклы пособие «Семья»

Пуфики-кресло набивные гранулами для релаксации

Наглядно-дидактическое пособие. Изд. «Мозайка-Синтез»: «Деревья и листья»

Орг. Момент:

Здравствуйте,

Пусть этот день несёт нам радость общения и багаж знаний!!!

Слайд 1

Сегодня нам надо будет проделать большую работу, а в конце занятия выпустить книгу, по теме нашего урока.

А чтоб узнать тему надо отгадать загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Дерево!!!

Правильно тема нашего занятия слово «дерево»

Нам надо будет изучить и запомнить слова, которые связаны с ним.

Слайд 2

Значение слова

А что такое дерево?

Что написано в энциклопедии о дереве.

    Дерево - многолетнее, крупное растение, образующее крону, покрытое листьями или иголками

III

Давайте сделаем разбор слова «дерево»

Звуковой анализ

Слайд 3

Схема слова

Как устроено дерево

Ствол

Корни

Крона

Ветки

Листья

Слайд 4

Доска, конструирование дерева из картонной бумаги.

А давайте сделаем крону деревьев густой. Обратите внимание у вас на столах лежат листочки попробуйте из них собрать названия деревьев. (каштан, берёза, ольха, осина, сосна, липа, клён, дуб

Каш-тан, клён

Бе-рё-за, дуб

Оль-ха

О-си-на

Сос-на

Ли-па

Ребята, а зачем нам нужны деревья?

Кислород

Строительство

Предметы быта

Бумага

Лекарство

Мир деревьев очень разнообразен, давайте посмотрим фильм о деревьях рекордсменах.

Вот видите насколько необычен этот «Мир деревьев»

Слайд 5

Видео ролик

А какие родственные слова вы знаете у слова «дерево»

*деревцо

*деревянный

*деревяшка

*деревенеть

*древесина

*древо

*краснодеревщик

Слайд 6

Глаголы

Посмотрите у меня в руках совсем маленькое, деревце после долгой зимы на нём появляется первая листва. Давайте будем прикреплять к нему листики и называть слова-глаголы которые с ним происходят.

Растёт, тянется, развивается, возвышается, стоит

Цветёт, распускается, пахнет

Раскачивается. гнётся, колышется, шелестит, шумит

Стареет, высыхает, падает, трещит, рухнуть

Дерево деревянное модульное по временам года

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

YII

Предлоги

К вам в гости пришли такие же школьники как вы Таня и Ваня.

Я вам буду говорить куда вы должны будите их поставить, а затем проговорить где они находятся.

Таня стоит у дерева. –Где стоит Таня?

Ваня подходит к дереву. –Куда идёт Ваня?

Таня спряталась за дерево- Где Таня?

Аня выглядывает из-за дерева –Откуда выглядывает Таня?

Ваня стоит около дерева –где стоит Ваня?

Дерево и куклы

YIII

Релаксация

А теперь я предлагаю вам отправится в лес по тропинке.

Мы идём дорожками, мы идём тропинками,

Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками.

Ручеёк по жёрдочке перешли и полянку светлую мы нашли.

Упражнение «Лес»

Давайте отдохнём. Садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы в лесу в прекрасный весенний день. Вокруг вас много красивых растений, ярких разноцветных цветов. Вы чувствуете себя совершенно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает всё тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, сильным и послушным. Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным - хочется встать и двигаться. Мы открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Идём по ортопедической дорожке, садятся на пуфики-кресла с гранулами

Слайд 11

Единственное и множественное число

Слайд 12

Игра с мячом

Упражнение на мелкую моторику «Дерево»

Рассадить равномерно цветы и подняться по стволу с божьей коровкой

Пано деревяннное на стене «Дерево»

Прилагательные

Возвращаются за парты

Игра с мячом «Тили-тали, тили-тали мячик мы с тобой катали и на вопросы отвечали:

У берёзы листья-берёзовые, а плод серёжка

Значение слова «лист»

У дуба листья –дубовые, а плод жёлудь

У сосны плод шишка, она сосновая

Значение слова шишка

У каштана листья каштановые, а плод каштаны

У клёна листья кленовые, а плод крылатки

У липы листья липовые, и цветы «липовый цвет»

У ольхи плод серёжка ольховая

У осины листья осиновые, а плод серёжка

На доске наглядно-дидактическое пособие «Деревья и листья»

Мячики-ёжики массажные

Слайд 13

Слайд 14

XII

Синонимы

Как вы думаете, какие близкие по значению слова есть у слова «дерево»

Лес, роща, древесина, парк

XIII

Антонимы

Какие противоположные по значению слова у слова «дерево»

Куст, цветок

XIY

Логические задачи

На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)

Как вы понимаете, фразу «Постучать по дереву»? Уберечься от сглаза, а в старину просили у дерева прощения за хвастовство.

Что делают из дерева?

Ложки из дерева – деревянные

Посуда – деревянная

Мебель –деревянная

Шкатулка –деревянная

Прищепка – деревянная

Дом – деревянный

Сундук – деревянный

Игрушки –деревянные

Буквы - деревянные

Слайд15

XYI

Книга – альбом

Я считаю, что вы уже готовы стать участниками создания говорящей книги.

На слайде деформированные предложения, надо их прочитать правильно. И записать на говорящий альбом. Вставляется в файл альбома соответствующая картинка.

    Деревья.

    Берёза издавна стала символом России.

    Дуб - могучее лиственное дерево.

Лес где растут дубы называют дубравой.

    Осина – очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей.

    Клён – высокое стройное лиственное дерево. Клён любит свет и тепло.

    Берегите деревья!!!

«Говорящий фотоальбом»

Составление предложений из деформированного текста

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

После звукозаписи, прослушиваем записанный текст

XYII

Экология

Ребята скажите, а как вы понимаете предложение «Берегите деревья!!!»

Беречь от огня

Не царапать ножом ствол

Сдавать макулатуру

Садить молодые саженцы

2017 год объявлен годом экологии

Слайд 21

XYIII

Ну вот и подошло к концу наше занятие. Что вы запомнили? Какая главная тема была на нашем уроке.

Рефлексия:

У вас на столе лежит листок. Подойдите к столу учителя и разложите его в коробочку

в голубую если было легко и интересно,

в жёлтую если было интересно, но трудно,

в красную если было не интересно, но легко,

в чёрную если было не интересно и трудно.

Спасибо всем за внимание!!!

Слайд 22

Литература:

    З. А. Репина «Поле речевых чудес» г. Екатеринбург 1996г.

    Сайт:

Википидия:

Релаксация:

Зачем нужны деревья: https://www.youtube.com/watch?v=LXrzoiUS1ek