на фото Анна Николаевна Королькова

Анна Николаевна Королькова (1892-1984) - русская писательница-сказочница, уроженка села Старая Тойда Аннинского района, член Союза писателей СССР (1957). Её сказки издавались как в СССР, так и за границей.

Её жизнь подобна русской народной песне, правдивой и лирической, доброй и удалой, грустной и печальной. А может быть её можно сравнить с теми сказками, которые она, маленькая любознательная девочка - батрачка с любовью и жадностью слушала, запоминала, а затем рассказала всему миру.

подслушано в Прибитюжье:
В рамках реализации региональной составляющей национального проекта будет выполнена очистка реки Икорец

Жизнь Анны Николаевны Корольковой, в девичестве Глазковой, длинна, богата, многогранна…Она была наполнена лишениями и бедами, радостью и победами, вдохновением и безраздельной любовью, признанием простых людей и на государственном уровне. Закончившая один класс церковно – приходской школы, не умевшая писать, она стала членом Союза писателей. Её сказки издавались не только в нашей стране, но и в Японии, Чехословакии, Германии, Болгарии. Волшебство, да и только!


подслушано в Прибитюжье:
В Аннинском районе с 2020 г. может начаться строительство нового корпуса местной центральной районной больницы

В чём же слагаемые такого успеха? Где корни этого чуда? «Любовь к русской народной песне, к сказкам и присказкам у меня – с ранних лет, - вспоминала сама Анна Николаевна. – Это - от дедушки Устина Сергеевича и от матушки моей». Слушая, а вскоре пересказывая услышанное от деда и пасечника Степана Ивановича, она рано пережила необычное потрясение: оказывается, народное слово может поразить меткостью и глубиной содержания, к тому же, если говорить нараспев, можно просто завораживать слушателей. Обладая блестящей памятью, незаурядным чутьём и знанием человеческой натуры, из обычной няньки и дворовой девчонки она превратилась в неподражаемую и самобытнейшую собирательницу россыпей народного творчества: пословиц и изречений, притчей и былин, частушек и прибауток, сказок и преданий.

Произведения сказочницы восхищают и завораживают не только беспредельной творческой фантазией и мудростью, они поражают и проникают в душу, так как реалистичны и близки простому люду. Но, чтобы почувствовать всю красоту народной сказки, надо не просто прочитать её, а услышать из уст сказочницы. Талантливые рассказчики встречаются крайне редко, они подобны самородкам. К их числу относится и наша землячка – старотойденская сказительница, мастерица разговорного жанра Анна Королькова. Исследователи её творчества, знакомые с нею лично, отмечали необыкновенную задушевность и мелодичность голоса сказительницы. «Голос её молодой, хрустально чистым ручейком разливался по залу, согревая сердца присутствующих», - вспоминал о встрече наш земляк писатель Семён Борзунов


Замечательную сказочницу, великую труженицу отличали ещё и незаурядные организаторские способности. Деревенская девчонка, уехавшая в город с желанием спасти семью от голода, не замыкается на личных проблемах, а, стремясь быть полезной, организует самодеятельный хор из девушек - землячек. Вначале они выступают на заводской сцене, а с началом Финской войны ездят по госпиталям. Анна сама пишет для него тексты и сочиняет мелодии, репетирует, находит сцены для выступлений. На базе этого хора, быстро получившего популярность исполнением не только песен, но и злободневных бойких частушек и прибауток, в Анне в 1943 году создаётся русский народный хор под руководством К.И Массалитинова, с которым Анну Николаевну связывала долгая творческая дружба и общая любовь к народному искусству.

В военные года она сочиняет множество пословиц, частушек, былин и преданий для детей и молодёжи, женщин и солдат, поднимающих их моральный дух. Глубоко патриотичны аллегорические сказки «Заветный меч – кладенец и волшебное кольцо», «Мудрая мать», «Волк - людоед», необходимые и востребованные простым народом. Всю свою жизнь Анна Николаевна пропагандировала народное поэтическое творчество. Она была желанным гость в любой аудитории. Ей удаётся связывать традиционные сказочные сюжеты с определёнными географическими местами, людьми, событиями, делать нужный именно для конкретных слушателей нравоучительный вывод. В детском саду она рассказывает занимательные и лукавые сказки о животных, которые учат ребят различать добро и зло, порядочность и хитрость. Со школьниками она вспоминает эпизоды своего детства, рассказывает волшебные и сатирические сказки, загадывает загадки, знакомит с народными приметами. В студенческой среде Королькова живо и ярко повествует о жизни дореволюционной деревни, о крестьянских праздниках, обрядах, народной поэзии. Врождённым педагогическим чутьём сказочница чутко улавливает настроение аудитории, постепенно завораживает слушателей, без нарочитой назидательности, опираясь на исторический и поэтический опыт народа, воспитывает у них чувство прекрасного, гордость за свой народ, любовь к родной земле.

Яркая, творческая, насыщенная деятельность Анны Николаевны Корольковой была по праву отмечена Государственными наградами. В 1946 году была самая дорогая для неё медаль - «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».В этом же году Анна Николаевна, родившая семерых и воспитавшая шестерых детей, награждается «Медалью материнства» 1 степени. В 1972 году 80 – летней неукротимой труженице Анне Николаевне Корольковой вручается Орден Трудового Красного Знамени. Имя Корольковой занесено в Большую Советскую Энциклопедию. Благодарные старотойденцы называют именем своей землячки центральную улицу в своём селе. В Воронеже на доме, в котором много лет жила Анна Николаевна, установлена памятная мемориальная доска.

При жизни и после смерти книги Анны Николаевны, издававшиеся неоднократно, зачитывались, что называется, до дыр. Несколько поколений детей считали своими любимыми сборниками «Гуси - лебеди», «Финист – ясный сокол», «Горошина», «Диковина», «Золотой кувшин», «Русские народные сказки». Глубокая старость была счастливой. Дочери Тамара и Серафима, с которой она доживала свою долгую и наполненную событиями жизнь, свято соблюдали христианскую заповедь: «Почитай родителей своих!» До самых последних дней записывали сказки и мудрые мысли не просто своей старенькой матери, а свидетельницы крутых вех и событий нашей вздыбленной эпохи. Ведь она пережила последнего царя, три голода (1920 – 1921, 1932 – 1933, 1946г.г.), три войны, две революции. Умерла Анна Николаевна 4 января 1984 года, накануне перестройки, почти в 92-летнем возрасте. В 115 – летний юбилей со дня её рождения, светлый образ волшебницы, кудесницы, сказочницы представляется не ушедшим в земную твердь, а Белой Лебёдушкой, нежный звонкий голос которой звучит по сей день. Её самобытное и жизнеутверждающее творчество, наполненное фантазией и мудростью народа, востребовано и сегодня!

Королькова Анна Николаевна - о себе

Жизнь моя большая, восемьдесят лет, а с чего начать - ума не приложу. Зачну, как та старуха: взяла краюшку с полицы, глядит - с этого боку подгорелая, с другого поджаренная. Вот задумалась: как же её почать? А старик говорит: «С верхнего конца, какая с горчинкой, а хорошую - под конец, так-то, мол, с лаже будет». Ну, она так и сделала.
Я эту сказку давно слышала. Когда я была в детстве, их, сказки эти, только и рассказывали. Люди ведь тогда дюже бедно жили: ни избы-читальни, ни библиотеки, ни кино. Про это и слуху не было. Вот детям сказки рассказывали, чтобы не баловались. Вечером- кто чулки вяжет, кто мотки мотает, кто заплатки кладёт, ну, а нам - сказки. Положит нас бабка на печи и давай сказывать. Они разные были: детские и взрослые, и шуточные, и былины про разных про богатырей. У меня память была большая, я всё запомнила. А родилась я 15 февраля 1892 года в Воронежской губернии, Бобровский район теперь, село Старая Тойда, в семье крестьянина-бедняка. Мой дедушка Устин Сергеич остался без отца сиротой. Ему восьми не сравнялось - отдала его мать слепых старцев водить. Он их до четырнадцати годков водил, старцы стихи пели, а народ подавал. Вот этим кормились. После он в своём же селе в работники нанялся, и так дожил до девятнадцати лет. Его женили, взяли мою бабушку за него, у ней ни отца, ни матери. Тут возьми слобода-то и сгори, и они погорели. Вот с этого и жить начали. Поставили избёнку в лесу, там и жили. Как нажили корову, лошадь, поросёнка, стали моего батю женить. Сватались за одну, да она не пошла: бесчестно ей показалось, что дед побирался со старцами этими. Вот когда отказалась невеста-то, они поехали в другое село сватать. Вышла невеста, на заднюю лавку села. Дедушка спрашивает: - Микол, как невеста-то? А батя: - Ну, если и эту не отдадут, на службу пойду, в солдаты. Но ничего, сладились, богу помолились, взяли из другого села. С этого и начали жить. А я в бедности родилась. Восемь годочков сравнялось - меня в няньки отдали, недалеко, к нашему же крестьянину, к старому старику. У него две снохи, у одной - трое, у другой - двое, ну самые маленькие. Бабы промеж себя часто из-за меня ругались. Эта говорит: «Ты, говорит, моего дитя жалей дюжее!» А та: «Нет, моего!» Вот так-то раз мою я пол у судницы, скоблю там возле лоханки, - входит этот самый Степан Иваныч, старый старик (он говорил, что другой; век живёт). Ну, вот входит да на меня: - Экая девка, всё моет да скоблит! Не красна изба углами, красна пирогами, а сходка - головами,.. А вы чего шуршите? - Это на баб-то. Старшая сноха: - Да как же, батюшка, не шуметь-то? Она, Анютка, моего мальчонку не жалеет. И другая - то же. - И-их, оглашенные! - палкой стукнул. - Вы хоть бы раз поругались, кто няньку дюжей жалеет, ведь она тоже дитя, ей восемь годочков! Мне тогда грустно сделалось, я заплакала. А он: - Не плачь, - говорит, - Анка, приходи на пчельник, я сказку скажу. Может, про ковёр-самолёт, а то - про колдунью... Ну вот, стала я ходить. Побежим к нему с ребятишками на пчельник, а он нам сказывает. Я от него много запомнила. После в людях жила, на подёнщину ходила. Подёнщина так: как солнце всходит и пока оно сядет. На горох, на подсолнушки ходили. Горох ведь тогда руками рассевали, его боронят, а он не дюже хоронится, вот мы его палочками втыкали. Подсолнушки сажали, а потом их пололи. А тогда - покос, а тогда - рожь убирать. Вот всё так. Бывало, работаем на покосе ай там у купца, - как дождь, мы в курень. Нас там много, тишан-ские девки, садовские там, бродовские... - Анютка, ты б чего рассказала! Вот я и пошла сказки сказывать. Ну, меня любили - и девки, и ребята, и старики. И хотя была вроде неправая (ножку в детстве еще повредила), но меня никто не дразнил, не обижали. Всегда: «Анютка, к нам! Анютка, с нами!» А потом меня замуж отдали. Батя было не хотел отдавать, а мама говорит: - Люди хорошие. У них была семья тридцать три человека. Как разделились - остались свёкор со свекровью, муж да я. Муж у меня был трудолюбивый, рукомесленный. Вот на покосе бывало: все сидят, курят, а он косу отбивает. Тот говорит: мне отбей, этот - мне. Я ему: - Да на что ты отбиваешь? А он: - Ничего, сделаю ему, как корова языком оближет косу-то, пускай помнит... И всё отбивает, всё точит, вот так вот. Отец мой его за это любил. Меня замуж отдали в тринадцатом, а в четырнадцатом - война. Взяли мужа. Он сперва в Воронеже служил, потом в Бахмуче -городе. А я одна дома-то. Свёкру со свекровью, может, годов по восемьдесят. Ну, лошадёнка у нас, коровёнка, а всё равно - нужда. За солдат пособие тогда давали, семь рублей, что ли. Ох, трудно было! Грохот - больших размеров крупное проволочное решето. Ну вот. Пришёл муж мой по болезни - бронхит у него признали, отслужился. Тут вышли мы на новое поместье. У него - железная лопата в руках, у меня - тыквенные зёрна. Посадили зёрна, где будет двор. А гумно засеяли - мерку гречихи. Мужнины братья все рукомесленные были: Микитка - плотник, Ванька - швец, Яшка - швец. А мой-то с Митькой - подсёвщики, грохотом подсевали. Подсолнух подсевали, овёс, гречиху. И я от них в работе не отставала, только вот рожь вязала плохо от неправой ноги: что взять, что переступить - неловко. И я так плакала - Ведь смеяться станут. А мЪк говорит: - Не плачь, я тебя взял не возы возить, а дом украшать. Я тебе помогу, любая пара стань - мы впереди будем! Он-то уж дюже ловок был на работу и не лени- вый, всё до дела делал. Когда мы сгорели - корову продали. Поехали лес брать за Чиглу. Он тонкое-то деревохвост, на меня навалит, а сам тяжёлый подымает, аж, кровь в лицо наливается. А потом давай доски пилить: он отобьёт по нитке мелом, я - снизу, а он - сверху, сами напилили. И настлали пол, и я его мыла то с веником, то с кирпичом. Вот такая жизнь была. Когда революция пришла, у меня уже дети были - Митроша был и Маруся. Вот мы радовались: ни господ, ни купцов, ни помещиков, барскую землю поделили - сами хозяева. И насажали мы сад, он до сей поры цел. Недавно человек один на собрании в Союзе писателей подошёл, повидался, сказал: - Вот, Анна Николаевна, побывал я на вашей родине, вашу избу видел. Вам все привет передают. Ну, ладное Вот стали колхозы строить, и мы в колхоз пошли. Мы туда лошадёнку-кобылку сдали, новый рыдван сдали, год сами поездили - колёса еще новые совсем, втулки. А кобылка эта в колхозе семь жеребят принесла, А как в Воронеж поехали, у меня уже шестеро детишек было. Тогда недород случился, в тридцать третьем году. Это всем известно, - ну, не уродился хлебушко. Устроился муж на заводе имени Кирова. Он колёса чинил, а я вроде, стало быть, домохозяйки. Мы в бараке жили. Я общественную работу вела - в детском саду, в яслях сказки рассказывала, а то на подарки мешочки из бумаги клеила. И меня за общественную работу премировали. Тогда тут в Воронеже из наших из тойденских девок кой-кто жил, ну дочери мои подросли. Вот так-то соберёмся, песни играем. И я взяла да хор организовала. Сперва думала - смеяться будут над нами, как мы старинные песни играем, протяжные, плясовые, всякие. Мы на заводе выступали. А как началась финская война - так в госпиталях. Вот в первый раз позвали, а там - раненые, обмороженные, все с костылями. Бабы мои: «Не будем выступать, ведь это что! Скажут: «Чёрт вас принёс, дураков старых, плакать надо, а они песни играют!» Меня вызвал полковник, не помню, как его, сказал: - Раз вас приглашают, значит, вы тут нужны. Люди печалятся, раны не заживают, а вы песню поиграете, сказку расскажете - они от своей печали отвлекутся. Плохо, что ль? Стали мы петь раненым, они нас слушали, благодарили. А после в школы, в сады детские стали звать. Я часто там выступала, сказки детям сказывала. Как, бывало, бабушка нам на печи, так и я. Они меня с радостью встречали, как покажусь: - Бабушка пришла! Бабушка пришла! И я им рассказывала разные - про Илью Муромца, про козу-стрекозу, про зеркало волшебное. Я их много знаю. Тогда и сама кой-что стала сочинять: про Папанина на льдине, про озеро Хасан. Меня в Москву вызывали, в Ярославль. Мы там пели старинные песни. Тогда кой-какие мои сказки записали, книжечку выпустили, для детей сказки. Вот так с этого пошло, много всего было. В сорок первом, когда война началась, - по госпиталям всё с хором со своим. У нашего завода, у СК-2, госпитали были, они у первого вокзала. Меня в завком позвали, говорят: - Анна Николаевна, соберите женщин всех-всех - в госпитали. Мы там убирали и полы мыли и керосином койки вытирали, недели две всё готовили. А потом во всех госпиталях в Воронеже раненых обслуживали. Песни играли, я раненым сказки сказывала. Тут стали фашисты Воронеж бомбить. Мы на то не глядим, работаем. И вдруг - эвакуация. Мы эвакуировались поздно, в сорок втором, в июле четвертого числа вышли. В городе пожар был. Эвакуировалась я в Старую Тойду, к отцу-матери. Сын - на фронте, он техник бронетанковых частей был. Там он и погиб. Вот пришли мы в Тойду. А у нас там леса большие, река Битюг, места наши красивые, таких поискать. Я и тут, у себя в селе, хор организовала самодеятельный. Стали мы войска обслуживать. Это тоже не лёгкое было дело - хор-то собрать. Подхожу так-то к одной женщине, я знаю- у ней голос такой запевальный, говорю: - Аграфена Тихоновна, вот какое дело: как бы нам хор слепить... Она отвечает: - Какой хор! У меня Васька на войне, сын. Какой тут хор... Я ей: - Да ведь и у меня Митроша на фронте, вот мы для них и постараемся. Двадцать три женщины собрала, стали мы по воинским частям концерты давать по вечерам. Днём-то ведь рожь убирали, а вечером - по воинским частям. Там две машины сдвинут зад к заду, и там у нас и песни, и пляски, и гармонь. Они, солдаты, на войну уходили, принимали нас хорошо. Там был полковник Тётушкин, он и сейчас жив -здоров, в Москве, генерал. Он подошёл ко мне, руку пожал, поцеловал. «Спасибо, - говорит, - за песни за ваши!» А как прогнали Гитлера, приехали мы сюда в Воронеж - всё разбито, всё погорело, одни стены. Стали мы жить, где Дворец пионеров прежде был, во дворе, в сарае. И отсюда на фронт ездили, когда он близко стоял. Я и там, на фронте, солдатам сказки рассказывала, они рады были. Вот как-то один раз утром рано слышу - что такое, во дворе шум, крик. - Победа! Победа! - шумят. Это девятого мая было, самый День Победы. Ну, тут все обнимались, все целовались, плакали. Да ведь что же за радость была! С той поры я тут, в Воронеже, и работаю до сих пор. А как лето - в наши в родные леса, в Тойду, в Бел озерку, - так ведь, скажи, и тянет... Что значит - милая родина! Старые мои подружки там меня не позабыли. Нету на свете милей ро димого места! Вот как.

Её жизнь подобна русской народной песне, правдивой и лирической, доброй и удалой, грустной и печальной. А может быть её можно сравнить с теми сказками, которые она, маленькая любознательная девочка - батрачка с любовью и жадностью слушала, запоминала, а затем рассказала всему миру.
Жизнь Анны Николаевны Корольковой, в девичестве Глазковой, длинна, богата, многогранна…Она была наполнена лишениями и бедами, радостью и победами, вдохновением и безраздельной любовью, признанием простых людей и на государственном уровне. Закончившая один класс церковно - приходской школы, не умевшая писать, она стала членом Союза писателей. Её сказки издавались не только в нашей стране, но и в Японии, Чехословакии, Германии, Болгарии. Волшебство, да и только!

В чём же слагаемые такого успеха? Где корни этого чуда? «Любовь к русской народной песне, к сказкам и присказкам у меня - с ранних лет, - вспоминала сама Анна Николаевна. - Это - от дедушки Устина Сергеевича и от матушки моей». Слушая, а вскоре пересказывая услышанное от деда и пасечника Степана Ивановича, она рано пережила необычное потрясение: оказывается, народное слово может поразить меткостью и глубиной содержания, к тому же, если говорить нараспев, можно просто завораживать слушателей. Обладая блестящей памятью, незаурядным чутьём и знанием человеческой натуры, из обычной няньки и дворовой девчонки она превратилась в неподражаемую и самобытнейшую собирательницу россыпей народного творчества: пословиц и изречений, притчей и былин, частушек и прибауток, сказок и преданий.

Произведения сказочницы восхищают и завораживают не только беспредельной творческой фантазией и мудростью, они поражают и проникают в душу, так как реалистичны и близки простому люду. Но, чтобы почувствовать всю красоту народной сказки, надо не просто прочитать её, а услышать из уст сказочницы. Талантливые рассказчики встречаются крайне редко, они подобны самородкам. К их числу относится и наша землячка - старотойденская сказительница, мастерица разговорного жанра Анна Королькова. Исследователи её творчества, знакомые с нею лично, отмечали необыкновенную задушевность и мелодичность голоса сказительницы. «Голос её молодой, хрустально чистым ручейком разливался по залу, согревая сердца присутствующих», - вспоминал о встрече наш земляк писатель Семён Борзунов.

Замечательную сказочницу, великую труженицу отличали ещё и незаурядные организаторские способности. Деревенская девчонка, уехавшая в город с желанием спасти семью от голода, не замыкается на личных проблемах, а, стремясь быть полезной, организует самодеятельный хор из девушек - землячек. Вначале они выступают на заводской сцене, а с началом Финской войны ездят по госпиталям. Анна сама пишет для него тексты и сочиняет мелодии, репетирует, находит сцены для выступлений. На базе этого хора, быстро получившего популярность исполнением не только песен, но и злободневных бойких частушек и прибауток, в Анне в 1943 году создаётся русский народный хор под руководством К.И Массалитинова, с которым Анну Николаевну связывала долгая творческая дружба и общая любовь к народному искусству.

В военные года она сочиняет множество пословиц, частушек, былин и преданий для детей и молодёжи, женщин и солдат, поднимающих их моральный дух. Глубоко патриотичны аллегорические сказки «Заветный меч - кладенец и волшебное кольцо», «Мудрая мать», «Волк - людоед», необходимые и востребованные простым народом. Всю свою жизнь Анна Николаевна пропагандировала народное поэтическое творчество. Она была желанным гость в любой аудитории. Ей удаётся связывать традиционные сказочные сюжеты с определёнными географическими местами, людьми, событиями, делать нужный именно для конкретных слушателей нравоучительный вывод. В детском саду она рассказывает занимательные и лукавые сказки о животных, которые учат ребят различать добро и зло, порядочность и хитрость. Со школьниками она вспоминает эпизоды своего детства, рассказывает волшебные и сатирические сказки, загадывает загадки, знакомит с народными приметами. В студенческой среде Королькова живо и ярко повествует о жизни дореволюционной деревни, о крестьянских праздниках, обрядах, народной поэзии. Врождённым педагогическим чутьём сказочница чутко улавливает настроение аудитории, постепенно завораживает слушателей, без нарочитой назидательности, опираясь на исторический и поэтический опыт народа, воспитывает у них чувство прекрасного, гордость за свой народ, любовь к родной земле.

Яркая, творческая, насыщенная деятельность Анны Николаевны Корольковой была по праву отмечена Государственными наградами. В 1946 году была самая дорогая для неё медаль - «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.».В этом же году Анна Николаевна, родившая семерых и воспитавшая шестерых детей, награждается «Медалью материнства» 1 степени. В 1972 году 80 - летней неукротимой труженице Анне Николаевне Корольковой вручается Орден Трудового Красного Знамени. Имя Корольковой занесено в Большую Советскую Энциклопедию. Благодарные старотойденцы называют именем своей землячки центральную улицу в своём селе. В Воронеже на доме, в котором много лет жила Анна Николаевна, установлена памятная мемориальная доска.

При жизни и после смерти книги Анны Николаевны, издававшиеся неоднократно, зачитывались, что называется, до дыр. Несколько поколений детей считали своими любимыми сборниками «Гуси - лебеди», «Финист - ясный сокол», «Горошина», «Диковина», «Золотой кувшин», «Русские народные сказки». Глубокая старость была счастливой. Дочери Тамара и Серафима, с которой она доживала свою долгую и наполненную событиями жизнь, свято соблюдали христианскую заповедь: «Почитай родителей своих!» До самых последних дней записывали сказки и мудрые мысли не просто своей старенькой матери, а свидетельницы крутых вех и событий нашей вздыбленной эпохи. Ведь она пережила последнего царя, три голода (1920 - 1921, 1932 - 1933, 1946г.г.), три войны, две революции. Умерла Анна Николаевна 4 января 1984 года, накануне перестройки, почти в 92-летнем возрасте. В 115 - летний юбилей со дня её рождения, светлый образ волшебницы, кудесницы, сказочницы представляется не ушедшим в земную твердь, а Белой Лебёдушкой, нежный звонкий голос которой звучит по сей день. Её самобытное и жизнеутверждающее творчество, наполненное фантазией и мудростью народа, востребовано и сегодня!

Гоголева Н.А., директор МОУДОД Аннинского дома детского творчества

1892 - 1984

Королькова Анна Николаевна (3(15).02.1892-2.01.1984), писательница-сказочница, член Союза писателей СССР (1957).
Знаменитая сказительница и песенница родилась в селе Старая Тойда Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне Аннинский район Воронежской области) в бедной крестьянской семье.
Свой творческий дар Анна получила в наследство. Старая Тойда издавна славилась своими песнями, сказками. Любили петь и рассказывать и в семье Глазковых. Как сказочница и песенница славилась её бабушка Мария Потапьевна, без неё в селе ни одна свадьба не обходилась, а дед Устин Сергеевич Глазков знал много песен, загадок и прибауток.
В детстве он был поводырем слепого певца, благодаря которому разучил множество народных и духовных песен. В детстве Анна была нянькой, батрачкой, прислугой. Иногда по вечерам она с подругами бывала у старого пасечника - деда Степана, который знал много сказок и охотно их рассказывал, а она удивлялась и запоминала. Анна Николаевна помнила наизусть множество сказок, не считая сказов и преданий.
В 1913 г. её выдали замуж в большую семью, за Ефима Ферапонтовича Королькова, где она стала десятой по счёту снохой. Жили трудно и бедно, особенно тяжело пришлось во время голода 1920-1921 гг.
С 1931 г. работала в колхозе. В 1933 г. семья Анны Николаевны уехала в Воронеж, где муж работал на заводе СК-2 (в дальнейшем им. Кирова) вулканизатором, а она воспитывала шестерых детей. А. Н. Королькова часто посещала заводской клуб, где с дочерьми и землячками организовала женский хор, который быстро стал известен в городе. 8 марта 1938 г. в клубе состоялся первый настоящий концерт хора. Летом 1938 г. хор впервые отправили на гастроли в Ярославль, на Всесоюзную олимпиаду коллективов художественной самодеятельности предприятий химической промышленности, откуда они вернулись победительницами. Выступали женщины и перед первыми лицами государства в Колонном зале Дома Союзов.
С 1937 г. А. Н. Королькова стала сочинять собственные сказки. В 1940 г. сказки А. Н. Корольковой были опубликованы в сборнике «Песни и сказки Воронежской области». Её сказки и предания печатались: в газетах «Коммуна» и «Литературная Россия», в альманахе «Литературный Воронеж», в журналах «Колобок», «Подъём», «Работница», в различных фольклорных сборниках и передавались по радио.
В 1941 г. в Воронеже издан первый сборник сказок Анны Корольковой (запись сказок осуществил фольклорист В. А. Тонков, он же написал вступительную статью и подготовил комментарии).
Когда Воронеж стали часто бомбить, Королькова с дочерьми и внуками в июле 1942 г. эвакуировалась в Старую Тойду. В родном селе А. Королькова организовала новый хор, с которым выезжала в прифронтовую местность с концертами в воинских частях. Почти весь репертуар хора она готовила сама, была его художественным руководителем и солисткой. Эта группа певиц из Старой Тойды в конце 1942 г. влилась в Воронежский русский народный хор под руководством К. И. Массалитинова. Первый концерт хора был дан в Аннинском доме культуры 20 апреля 1943 г.
Об одной из поездок в гвардейское соединение 27 июня 1943 г. писала газета «Коммуна»: «Перед началом концерта артисты передали привет переполненному залу от трудящихся освобождённого Воронежа. Долго не смолкали аплодисменты. После исполнения песни «О Воронеже» в зале усиливается оживление. Сказительница хора А. Н. Королькова читает свой сказ о танкистах-руссияновцах. Зал не даёт начать следующую песню. Все встают, генерал-лейтенант Руссиянов идёт на сцену, обнимает и крепко, как родную мать, целует Анну Николаевну…». С концерта и артисты, и зрители уходили радостными и счастливыми.
После войны вместе с Воронежским народным хором уже известную воронежскую сказительницу стали звать в школы и детские сады, выступать в библиотеках, клубах, на предприятиях. Ни одна программа хора не обходилась без задорных, звонких частушек, припевок, нескладушек, зачастую сочинённых на злобу дня Анной Николаевной. Долгое время она являлась консультантом молодёжного ансамбля «Лада», выступала на радио и по телевидению.
Анна Королькова снялась в эпизодической роли в фильме Веры Строевой «Большой концерт» (1951), в котором снимались и артисты Воронежского государственного народного хора.
В 1956 г. были записаны 72 сказки Корольковой. В 1957 г. Анну Николаевну Королькову принимают в Союз писателей СССР. Её труд отмечен многочисленными государственными наградами: орденом «Трудового Красного Знамени», медалями «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Материнская слава», «За доблестный труд. В ознаменование столетия со дня рождения В. И. Ленина».
Фольклористы-словесники и музыковеды записали от неё немало свадебных, любовных, семейных и других необрядовых лирических песен, частушек, пословиц, поговорок и загадок.
В репертуаре Корольковой были сказки всех жанровых разновидностей: богатырские, волшебные, бытовые, авантюрные, сказки о животных. Лучшие из них: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Ковёр-самолет», «Сивка-Бурка», «Финист - Ясный Сокол», «Сестрица Аленушка», «Мальчик с пальчик», «Сума, дай ума», «Ворожей» и др. Есть редкие сказки: «Бова-Королевич», «Царь Соломон», «Баба хуже чёрта» и уникальная сказка «Князя Петра верная жена», восходящая к древнерусской «Повесть о Петре и Февронии». С величайшим мастерством для детей читала она сказки «Колобок», «Коза и четверо козлят». «Кот, петух и лиса» и др.

В 1972 г. на магнитофонную ленту было записано 138 сказок А. Корольковой.
Сказка для А. Н. Корольковой была великолепной возможностью выразить своё отношение к действительности, к современникам и к историческим корням народа. Она часто вписывала в свои сказки события реальной жизни: местные географические названия (Воронеж, Тойда, Битюг), фамилии бывших местных помещиков и купцов, имена своих односельчан. Фольклорист Э. В. Померанцева писала: «Создаваемый этим местный колорит делает сказку более живой, усиливает её комические эффекты. Придаёт большую конкретность её сатире. Подчас А. Н. Королькова вводит в свои волшебные сказки так много бытовых элементов, так густо насыщает их социально острыми деталями, что они как бы теряют свою жанровую специфику и воспринимаются как бытовой рассказ, как сатирическое повествование». Традиционная сказочная обрядность, народный колкий юмор и интересно подмеченные детали отличают сказки Анны Корольковой.
Сказки, пословицы, поговорки, рассказанные А. Н. Корольковой, регулярно появлялись в печати - в специальных сборниках, журналах, отдельными изданиями. В некоторых сборниках сказок публиковалась автобиография сказочницы «А. Н. Королькова - о себе» .
В 1969 г. московской фольклористкой Э. В. Померанцевой был подготовлен и издан в издательстве Академии наук СССР сборник её сказок, сохранивший во всей полноте все характерные особенности языка сказительницы. Все остальные сборники выходили в обработке воронежских литераторов: В. Тонкова, М. Сергеенко, А. Шубина, Г. Воловика. Сказки Корольковой издавались и за рубежом.
В XXI в. в Воронеже изданы иллюстрированные сказки Анны Николаевны: «Золотое колечко из кукушкиных слёз» (ЮВЖД, 2001); «Ковёр-самолёт» (Центрально-Чернозёмное издательство, 2003); «Золотой сундучок» (Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012).
Издания сказок А. Н. Корольковой иллюстрировали воронежские художники В. А. Кораблинов , Е. Я. Пошивалов , В. А. Пресняков , Н. И. Литвиненко, А. В. Аникеев .
Анна Николаевна принимала участие в работе Воронежской писательской организации, и как писал Е. Г. Новичихин: «…с руководителями организации Константином Локотковым, Евгением Люфановым, Владимиром Гордейчевым , Сергеем Гуськовым, Эдуардом Пашневым, и с главными редакторами «Подъёма» Фёдором Волоховым, Виктором Поповым она поддерживала ровные, доброжелательные отношения. С ней дружили Гавриил Николаевич Троепольский , Владимир Александрович Кораблинов, многие другие мастера художественного слова…». Когда однажды на Троепольского написали донос в ЦК КПСС, она не побоялась встать на защиту автора «Белого Бима». С поэтом П. Э. Касаткиным Анна Николаевна соревновались, кто больше пропоёт частушек.
В 1977 г. был издан биобиблиографический указатель литературы «Анна Николаевна Королькова» в серии «Воронежские писатели и литературоведы».
При жизни Анны Корольковой была выполнена скульптура сказительницы (1971,1975, керамика) в трёх вариантах скульптором Анной Аркадьевной Толмачёвой. Все они экспонировались на всесоюзных выставках.
Умерла А. Н. Королькова в 1984 г. в возрасте почти 92 лет и была похоронена на Левобережном кладбище г. Воронежа.
В Государственном архиве Воронежской области имеется личный фонд А. Н. Корольковой.
Живописные портреты сказительницы написали художники Е. В. Соломкин, Михайлов.
В Воронеже установлены две мемориальные доски А. Н. Корольковой - на месте дома, (переулок Прохладный, 14), в котором она жила в послевоенные годы и на доме № 12 по Ленинскому проспекту, где она жила с 1955 по 1984 гг. В 1997 г. именем сказительницы была названа новая улица в Левобережном районе Воронежа.
Имя Корольковой носит Воронежская городская библиотека семейного чтения № 39 (ул. Цимлянская).
Почётное место занимает экспозиция, посвящённая А. Н. Корольковой, в музее народной культуры и этнографии Воронежского государственного университета.
В 1996 г. в Центре развития ребенка - детском саду № 198 (Левобережный район Воронежа) создан музей «Сказки и сказочники» , где хранятся личные вещи А. Н. Корольковой и её бюст.
Центральная улица родного села сказительницы (с. Старая Тойда Аннинского района) носит имя А. Н. Корольковой. В Старотойденской средней школе действует музей А. Н. Корольковой.
В Воронежском государственном театре кукол «Шут» имени В. Вольховского поставлены «Сказки бабушки Корольковой» для «Сцены из книжки для малыша и малышки» («Малышкиной сцены»). Удивительные истории «Горошинка», «Почему петух нарядный», «Сума, дай ума» звучат ново и современно, как будто их только что сочинили.
К 125-летию со дня рождения воронежской сказительницы Анны Николаевны Корольковой в Воронеже прошёл театральный вечер и другие мероприятия.
И сегодня, благодаря прекрасной сказительнице Анне Николаевне Корольковой, русская сказка жива!

Литература

  • Голиков В. Моя бабушка Анна Королькова: док. повествование // Золотое колечко из кукушкиных слёз / А. Н. Королькова. - Воронеж, 2001. - С. 8-33: ил.
  • Пухова Т. Ф. Отзвуки искусства скоморохов в сказках А. Н. Корольковой и А. К. Барышниковой (Куприянихи) / Т. Ф. Пухова, Н. В. Аникеев // Народная культура сегодня и проблемы её изучения: материалы науч. регион. конф. 2012 г. / под ред. Г. Ф. Ковалёва. - Воронеж, 2012. - С. 31-47. - (Афанасьевский сборник: материалы и исследования; вып. XII).
  • Новичихин Е. Г. Добрым молодцам урок. Жизнь и судьба Анны Корольковой / Е. Г. Новичихин. - Воронеж: Издат. дом ВГУ, 2014. - 164 с., 8 отд. л. ил. - (Неизвестные известные воронежцы).
  • Решетова А. Памятник сказительнице А. Н. Корольковой / А. Решетова, К. Люкова, А. Пьяных // Воронежское краеведение: традиции и современность: материалы ежегод. обл. науч.-практ. конф. (23 нояб. 2013 г.). - Воронеж, 2014. - С. 53-57.
  • «Региональная фольклористика в воронежском тексте русской культуры»: к 40-летию со дня смерти известной воронежской сказительницы А. Н. Корольковой // «Воронежский текст» русской культуры: страницы истории и современность / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2015. - Вып. 3, разд. III. - С. 167-201.
  • Воронежский край. Памятные даты на 2017 год / Воронеж. обл. универс. науч. б-ка им. И. С. Никитина. - Воронеж, 2016. - С. 33-34.
  • Королькова А. Н. «Я слова-то разбираю да в карман покладаю...»: встреча народной сказительницы со студентами-филологами / А. Н. Королькова; авт. предисл. «Уроки народной сказительницы» Т. Пухова // Воронежский простор. Этнокультурные особенности края / сост.: В. В. Будаков, Е. Г. Новичихин. - Воронеж, 2016. - С. 171-206. - (Подъём-регион).
  • Литвинов В. Неизвестная А. Н. Королькова (малоизвестные факты из творческой биографии сказительницы) / В. Литвинов, Т. В. Марек // Человек и общество: история и современность: межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж. гос. пед. ун-т; ред. М. В. Шакурова. - Воронеж, 2016. - Вып. 15. - С. 366-373.
  • Наследие воронежской сказительницы / подгот. В. Чурсанова // Воронежское подворье. - 2017. - № 2. - С. 36-38: фот.