Если вам когда-либо предоставлялась возможность проехаться на автомобиле с АКПП (автоматической коробкой передач) , то вы наверняка знаете о двух существенных различиях между ней и :

  • В автомобиле с автоматикой не существует педали сцепления.
  • В автомобиле с автоматической коробкой передач нет рычага переключения передач. Все что от вас требуется, только тронуться с места, все остальное происходит автоматически.
  • Купить автоматическую коробку передач (АКПП ) можно лишь по более высокой цене , нежели механическую.

И автоматическая и механическая коробки передач выполняют одну и ту же функцию, но делают они это совершенно по-разному.

В данной статье мы постараемся разобраться во всех тонкостях работы АКПП. Начнем с основного момента всей системы: планетарного набора передач. Затем мы рассмотрим строение коробки, узнаем, как работают системы контроля, и обсудим некоторые тонкости, которые принимают участие в контроле передач.

Предназначение автоматической коробки передач

Так же, как и для «механики» (МКПП), основная работа АКПП заключается в том, дабы позволить движку автомобиля функционировать в узком диапазоне оборотов , обеспечивая при этом широкий диапазон выходной скорости.

Если бы в автомобиле не было коробки передач, то он был бы ограничен лишь одной скоростью, и ее нужно было бы выбирать, чтобы ездить с комфортом. Например, если бы вы хотели ездить на скорости в сто км/ч, то нужно было бы устанавливать степень скорости, равную третьей передачи в большинстве машин с МКПП. Не сильно вас запутали? Тогда идем дальше.

Вероятнее всего, вы никогда не пробовали водить автомобиль на механической коробке передач (на механике) только лишь на третьей передаче. А если пробовали, то должны знать, что во время того, как вы трогаетесь с места, нет никакого ускорения, а двигатель ревет, как голодный тигр. Такой автомобиль износился бы очень быстро и был бы практически неуправляем.

Таким образом, трансмиссия предназначена для того, чтобы более эффективно использовать крутящий момент автомобильного движка, а также для того, чтобы поддерживать работу двигателя на определенной скорости. При буксировке и транспортировке тяжелых грузов коробка передач нагревается до достаточно высоких температур, которые могут сжечь трансмиссионную жидкость. Для того чтобы предотвратить повреждения трансмиссии, водителям, которые достаточно часто перевозят тяжелые грузы, рекомендуется покупать автомобили, коробка передач которых оснащена кулером.

Ключевым различием между механической и автоматической коробками передач является то, что механическая, об устройстве которой вы сможете почитать в статье «Принцип работы механической коробки передач», осуществляет блокировку и разблокировку различных наборов шестерен, связанных с выходным валом, для достижения различных передаточных чисел. А в автоматической коробке передач один и тот же набор шестерен производит все различные передаточные числа. Устройство, которое делает это возможным, называется планетарным набором передач.

Если полученной в начале статьи информации об автоматической коробке передач вам предостаточно, можете смело переходить к советам о том " " или о том " ". Но если вы хотите докопаться до самой сути в устройстве АКПП и не боитесь запутаться в этих дебрях автомеханики, то мы продолжаем. Планетарный набор передач в АКПП

Если разобрать автоматическую коробку передач и заглянуть внутрь, то вы обнаружите огромное количество деталей втиснутых в довольно небольшое пространство. Среди них вы увидите:

  • Хитроумный (оригинальный) планетарный набор передач
  • Серия полос для блокировки отдельных частей набора передач
  • Набор из трех гидромуфт для блокировки других частей набора передач
  • Гидравлическая система управляющая муфтами и лентами
  • Большой зубчатый насос для перемещения жидкости вокруг коробки передач

В центре внимания находится планетарный набор передач. Этот автоузел имеет размер обычной дыни, но он один создает все передаточные числа, которые может произвести коробка. Все остальные части АКПП предназначены в помощь планетарному набору передач. Автоматическая коробка передач состоит из 2 полных планетарных наборов передач, которые связаны в один компонент.

Любой планетарный набор передач состоит из 3 основных компонентов:

  • Солнечная шестерня (или центральная);
  • Планетарная шестерня (сателлит) и водило планетарной передачи;
  • Коронная шестерня.

По отдельности каждый из данных 3 компонентов может быть ведомым, ведущим или неподвижным. Передаточное число планетарного набора передач предопределяется выбором роли каждого компонента. Давайте взглянем на планетарный набор передач.

Передаточные числа планетарного набора передач АКПП

Один из планетарных наборов передач нашей коробки передач обладает коронной шестерней с семидесятью двумя зубчиками и солнечную шестерню с 30-ю зубчиками. Из этого набора передач мы можем получить множество различных передаточных чисел.

НЕПОДВИЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

ВЕДУШИЙ ЭЛЕМЕНТ

ВЕДОМЫЙ ЭЛЕМЕНТ

ПЕРЕДАЧА

Коронная шестерня (корона)

понижающая

повышающая

Солнечная шестерня (солнце)

понижающая

повышающая

Водило

реверс, понижающая

реверс, повышающая

Существует несколько других передаточных чисел, которые можно получить из этого планетарного набора передач, но это именно те, которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемой нами автоматической коробке передач. С двумя такими наборами передач мы можем получить четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода, этого вполне достаточно нашей коробке.

Комбинированный планетарный набор передач

В рассматриваемой нами трансмиссионной коробке используется набор передач, который называется комбинированным планетарным набором, который внешне выглядит как один набор, а на самом деле ведет себя как два скомбинированных планетарных набора передач. У него одна коронная шестеренка, которая всегда является ведомой, но 2 солнечные шестеренки и 2 набора сателлитов.

Давайте подробнее рассмотрим некоторые части:

Справа налево: две солнечных шестерни, водило, коронная шестерня

На рисунке ниже изображены сателлиты водила. Обратите внимание на то, что сателлит справа расположен ниже, чем сателлит слева. Сателлит справа не контактирует с коронной шестерней, он приводит в действие другой сателлит. Только сателлит слева контактирует с коронной шестерней.

Далее вы можете увидеть внутреннее строение водила. Более короткие сателлиты вступают в контакт лишь с малой солнечной шестеренкой. Длинные сателлиты цепляются с большей солнечной шестеренкой и короткими сателлитами.

Первая передача

На первой передаче меньшая солнечная шестерня приводиться в движение турбиной гидротрансформатора и движется по часовой стрелке. Водило пытается вращаться в обратном направлении, т.е. против часовой стрелки, но держится на месте фрикционной муфтой (которая позволяет вращение только по часовой стрелке) и коронная передача вращается по направлению входного вращения. Малая солнечная шестерня имеет 30 зубчиков, коронная шестерня - 72 зубчика, таким образом передаточное число «К» составляет:

К = -R/S = -72/30 = -2.4:1

Таким образом, вращение отрицательное, что указывает на то, что выходное вращение вала противоположно входному вращению. Но на самом деле оба вращения осуществляются в одну и ту же сторону - в этом и заключается трюк с двойным планетарным набором передач. Первый набор сателлитов приводит в движение второй набор, а второй набор, в свою очередь, крутит коронную шестерню; данная комбинация меняет направление кручения. Исходя из этого, становится очевидным, что солнечная шестерня тоже должна вращаться, но т.к. фрикционная муфта выключена, большая солнечная шестерня имеет возможность вращаться в противоположном от турбины направлении (против часовой стрелки).

Вторая передача

Вторая передача образуется путем соединения двух планетарных наборов передач общим водилом сателлитов.

На первом этапе водило, по сути, использует большую солнечную шестерню как коронную шестерню. Таким образом, первый этап состоит из «солнца» (малой солнечной шестерни), водила и короны (большой солнечной шестерни).

Ведомой является малая солнечная шестерня, коронная шестерня (а в данном случае большая солнечная шестерня) остается неподвижной, удерживаемая лентой, а водило является ведущим компонентом. На этом этапе передаточное число рассчитывается по следующей формуле такой:

1 + R/S = 1 + 36/30 = 2.2:1

Водило делает 2.2 вращения за одно полное вращение малой солнечной шестерни. На втором этапе водило сателлитов становится ведомым элементом второго планетарного ряда, большая солнечная шестерня (в данном случае неподвижный элемент) исполняет роль солнца, а коронная шестерня становится ведущим элементом. Поэтому, на данном этапе передаточное число рассчитывается по формуле следующей:

1 / (1 + S/R) = 1 / (1 + 36/72) = 0.67:1

Чтобы получить общее передаточное число для 2 передачи, производим умножение первого показателя на второй - 2.2 х 0.67 = 1.47:1. Таким образом, мы видим, что происходит понижение передачи.

Все это может выглядеть довольно запутанным, но мы решили посвятить вас в мельчайшие подробности функционала автоматической коробки переключения передач.

Третья передача

Большинство автомобилей с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач (а именно такую коробку мы рассматриваем в нашей статье) на третьей скорости имеют передаточное число равное 1:1. Для того чтобы получить эти передаточные числа достаточно заблокировать две из трех частей планетарного набора передач. С тем как устроен данный набор передач, нет ничего проще - все, что нужно сделать, это привлечь в работу муфты, которые заблокируют каждую из солнечных передач на гидротурбине.

Если обе солнечные шестерни будут вращаться в одном направлении, то сателлиты заблокируются, т.к. они могут вращаться только в противоположных направлениях. В результате этого, коронная шестерня будет заблокирована вместе с сателлитами, что заставит весь механизм вращаться как единое целое, тем самым создавая передаточное число 1:1.

Повышающая передача (или overdrive)

По определению, overdrive имеет более высокую выходную скорость, чем входную. Это и есть увеличение скорости, т.е. противоположность уменьшению. В рассматриваемой нами коробке передач, привлечение овердрайва выполняет одновременно две функции. В целях повышения эффективности, в некоторых автомобилях установлен механизм, который блокирует гидротрансформатор таким образом, что крутящий момент движка автомобиля напрямую передается в коробку передач.

В данной коробке переключения передач, при включенной повышающей передаче, вал, который крепиться к корпусу гидротрансформатора (который, в свою очередь, крепится к маховику двигателя), соединяется фрикционной муфтой с водилом сателлитов. Малая солнечная шестерня свободно крутится, а большая солнечная шестерня удерживается на месте тормозной лентой овердрайва. Ни один из компонентов не связан с турбиной, а входной крутящий момент идет от корпуса гидротрансформатора. Давайте вернемся к нашей таблице, на этот раз ведущим элементом является, водило, ведомым - коронная шестерня, а солнечная шестерня остается неподвижной. Таким образом получаем такую формулу передаточного соотношения «К»:

К = 1 / (1 + S/R) = 1 / (1 + 36/72) = 0.67:1

Таким образом, выходной вал вращается каждые 2/3 оборота двигателя. Если двигатель вращается со скоростью 2000 оборотов в минуту, скорость выходного вала составляет 3000 оборотов в минуту. Это позволяет автомобилю мчаться по скоростному шоссе со скоростью света, в то время как сам двигатель не подвержен перегрузкам.

Задняя передача

Задняя передача во многом походит на первую передачу, за исключением того, что в движение турбиной гидротрансформатора приводится большая солнечная шестерня, а малая свободно вращается в противоположном направлении. Водило сателлитов удерживается тормозной лентой заднего хода у корпуса гидротрансформатора. Таким образом, получаем формулу такую:

K = -R/S = -72/36 = 2.0:1

Мы видим, что передаточное число задней передачи немногим меньше передаточного числа первой передачи рассматриваемой нами автоматической коробки передач.

Фрикционные муфты и тормозные ленты в автоматической коробке переключения передач

Для того чтобы включить овердрайв, многие компоненты должны быть соединены и рассоединены между собой. Это становиться возможным с помощью фрикционных муфт и тормозных лент. Каждое переключение передач вызывает ряд действий, связанных с включением и отсоединением различных муфт и лент. Итак рассмотрим их более подробно.

Тормозные ленты

В коробке передач, которую мы рассматриваем, 2 тормозные ленты. Эти ленты представляют из себя, без преувеличения, стальные ленты, обернутые вокруг отдельных блоков шестерен коробки передач, и присоединены к ее корпусу. Они приводятся в действие гидравлическими цилиндрами, которые расположены внутри коробки передач.

На картинке ниже вы можете увидеть одну из тормозных лент внутри корпуса АКПП. Блок шестерен удален, а металлический стержень соединен с поршнем, который приводит в действие тормозную ленту.

Ниже, вы можете увидеть сами поршни, которые приводят в движение тормозные ленты. Гидравлическое давление направляется в цилиндры набором клапанов, заставляя поршни давить на ленты, что приводит к блокировке отдельного элемента планетарного ряда.

Что касается фрикционных муфт в автоматической коробке передач, то здесь дела обстоят немного сложнее. В нашей коробке насчитывается четыре таких муфты. Каждая муфта приводиться в действие под давлением масла, которое давит на поршень внутри муфты. Как только давление масла падает, возвратная пружина разъединяет фрикционные муфты. На рисунке ниже вы можете увидеть барабан муфты и поршень. Обратите внимание на резиновый сальник на поршне - это тот компонент, который всегда подлежит замене при починке коробки передач.

На следующем рисунке показаны чередующиеся слои фрикционного материала муфты и стальных пластин. С внутренний стороны фрикционный материал шлицованный (то есть с пазами), именно таким образом он соединяется с одной из шестерен. Эти фрикционные диски также подлежат замене на новые в случае ремонта коробки передач.

Давление для фрикционных муфт подается через специальные каналы в валах. Контроль осуществляется гидравлической системой, именно она принимает решение, какие фрикционы или тормозные ленты задействовать в данный момент времени.

Ну а теперь, поговорим об еще одном, немаловажном режиме функциклирования автоматической коробки передач как паркинг.

Как работает режим паркинга в АКПП?

Казалось бы - нет ничего проще, чем заблокировать работу коробки передач, достаточно сделать так, чтобы шестерни не вращались. Но на самом деле для этого механизма существует ряд непростых требований.

A. Мы должны иметь возможность снять автомобиль с режима парковки, когда машина находиться на склоне (вес автомобиля полностью ложится на механизм).

B. Мы должны иметь возможность поставить автомобиль на паркинг, даже если рычаг не выстраивается в одну линию с передачей.

C. После того, как режим паркинга активирован, что-то должно предотвращать «выскакивание» рычага и деактивацию режима.

Механизм, который справляется со всеми вышеперечисленными задачами, есть весьма аккуратная конструкция. Давайте рассмотрим его подробнее.

Механизм парковочного тормоза задействует зубья на выходе, чтобы автомобиль не двигался с места. Этот механизм является частью коробки передач, которая связана непосредственно с приводным валом - поэтому, если эта часть не может вращаться, то автомобиль не сможет двигаться.

На рисунке, вы видите парковочный механизм, входящий в корпус коробки передач в том месте, где расположены шестерни. Обратите внимание на то, что он имеет коническую форму сторон. Это помогает снять автомобиль с парковочного тормоза, когда он припаркован на склоне - сила веса автомобиля помогает вытолкнуть парковочный механизм из-за углов конуса.

Стержень, который вы видите ниже, подключен к кабелю, который управляется рычагом переключения передач в вашем автомобиле.

Когда рычаг находиться в положении паркинг, стержень толкает против небольшой конической втулки. Если парковочный механизм выровнен по отношению к углублениям на выходном валу, то конусообразная втулка будет толкать механизм вниз. Если механизм попадает на выступ выходного вала, то пружина будет толкать конусообразную втулку, но рычаг не встанет на место до тех пор, пока машина не проедет немного и зубья не выстроятся должным образом. Вот почему иногда ваш автомобиль немного движется после того, как вы поставили его в режим паркинга и отпустите педаль тормоза - он должен немного прокатиться для того чтобы выровнялись зубья и парковочный механизм встал на место.

Как только автомобиль перешел в режим паркинга, втулка удерживает рычаг так, чтобы автомобиль не покатился обратно, если он припаркован на склоне.

Вот мифов связанных с режимом «паркинга» просто отбавляй, практически все они связаны со стоянкой! Кто-то считает — что не в коем случае, нельзя оставлять машину на паркинге, а нужно обязательно ставить на «нейтральную передачу», и на «ручник». Другие говорят, что это просто супер удобно и всегда этим пользуются, третьи утверждают — что при «паркинге» блокируются тормозные колодки спереди или сзади, поэтому машина фиксируется! А где же правда, как работает автомобиль, переведенный в это положение, давайте разбираться …


Для начала сразу хочу сказать тем, кто заверяет — что ставить на этот режим на стоянке нельзя! Ребята это не правда. Слово «Parking» изначально английское, если перевести, то означает – «стоянка». Таким образом, производители намекают, что при остановке, нужно включать именно этот режим. Это своего рода поставить машину на передачу, если сравнивать с механикой.

Так колодки или нет?

Отвечу сразу и на второй миф – а именно, что автомобиль блокирует передние или задние тормозные колодки. Это также не так, тормозная система вашей машины не участвует в «стоянке», она не имеет никакого отношения к блокировке автомата. Хотя вроде бы как это логично.

Не делается это еще и по той причине, что в зимний период времени колодки попросту могут примерзнуть к поверхности диска, поэтому искали другое решение именно на уровне трансмиссии и знаете — нашли.

Как происходит блокировка?

Сейчас немного вспомню механическую трансмиссию. Итак, в «механике» есть замечательная возможность ставить «автомобиль на передачу», то есть вы не используете стояночный тормоз, не используете другие методы блокировки, а просто оставляете – скажем, на «первой скорости» и машина никуда не катиться.

Но почему? Да потому что — механика это «жесткое зацепление», то есть шестерни «коробки», жестко связаны с диском сцепления – маховиком и далее двигателем. Пока силовой агрегат не работает, движения не будет! Конечно, вы можете разомкнуть эту цепь и если авто стоит под горку он покатится, просто ставим на «нейтраль». Таким образом, вы отсекаете трансмиссию, от мотора, и она может «вращать валами» без него!

Однако в автомате, все по-другому, как мы знаем, в нем нет сцепления в понимании механики, здесь крутящий момент передается при помощи гидротрансформатора, а вот у него нет жесткого зацепления (). Поэтому на передаче оставить АКПП нельзя, просто не получится!

Но вот говорят что «паркинг» — это как раз блокировка трансмиссии, но как это происходит?

Подробнее про «паркинг»

Сам режим действительно блокирует трансмиссию, только здесь это сделано по-другому. Чтобы машина заблокировалась, нужно «жестко» остановить один из валов АКПП, вот так и делают – банально включаются блокировку вала.

Физически это реализовано так – на рабочую шестерню АКПП, с одного конца одевается специальная стопорная шайба (она жестко сидит на шестерне), сделана она выступами или «зубьями», при «паркинге» в нее заходит специальный рычаг, который останавливает эти зубья – блокируя шестерню.

Когда переводить авто в этот режим, то слышан характерный щелчок, это заходит рычаг в «стопорную шайбу». Он приводится в действие тягой.

При такой блокировке, машина никуда не денется, передние колеса не смогут вращаться, ибо связанная с ними трансмиссия заблокирована.

После «стоянки» при запуске автомобиля вы должны перевести рычаг в положение «D – DRIVE», из блокированной шестерни уходит рычаг, и она может опять свободно вращаться. Как видите достаточно легкая и простая конструкция.

Запуск авто

Вообще режим «паркинга» сложно переоценить. По сути, простая блокировка, но сколько пользы – вы не сможете запустить авто если он у вас стоит в других режимах! Как я считаю это правильно, ведь на «DRIVE», машина просто покатится вперед, создав тем самым аварийную ситуацию.

Про кнопку на рычаге, на некоторых авто есть кнопка без нее не включить, не выключишь режимы, но зачастую делается это на уровне рычага, а не на уровне трансмиссии. Служит она для того чтобы нечаянно не перевести рычаг в ненужный режим.

Если машина стоит на «паркинге», а вы ее буксируете

Такое бывает по неопытности, многие могут начать буксировать не на нейтральном положении, а именно на «паркинге». Машина будет с «силой» катится, но будут слышны щелчки!

  • Ничего страшного не произойдет, щелчки означают, что рычаг будет перепрыгивать с «зуба на зуб», но конструкция не повредиться, подробно будет внизу в видео
  • Однако я все же вам настоятельно не рекомендую буксировать авто в этом режиме, все же это не совсем правильно! Нужно ставить нейтральную передачу, либо вызывать эвакуатор.

ИТОГ. «PARKING» – не блокирует тормозные колодки, его ставить — НУЖНО, ибо не заведете свой авто! Изредка требуется еще нажать и на педаль тормоза (не у всех производителей, но такое есть).

Сейчас очень полезное видео, в нем рассказано как все это устроенное изнутри, обязательно смотрим.

НА этом все, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Современные авто легки в управлении благодаря автоматической коробке переключения переда. Так что же такого в этом АКПП, рассмотрим устройство, принцип работы и часто встречающаяся проблема для новичком — не возможно рычаг с паркинга.

Что такое паркинг в коробке автомат?

Как и механическая коробка, автомат делает ту же работу, только самостоятельно. У подножия рукоятки переключения скоростей на коробке автомат есть следующие обозначения:

  1. P — Это парковка и запуск двигателя. Называется паркинг. Применяется для обездвиживания автомобиля после того, как машину припарковали и была установлена на ручной тормоз. мы уже изучали по схемам: параллельная и перпендикулярные варианты.
  2. D — Это движение вперед.
  3. R — Это задний ход. Реверс, то есть движение в обратном направлении. Его можно включать только тогда, когда педаль тормоза была нажата до конца и автомобиль остановился. Если правильно , то он будет включаться при включении задней скорости.
  4. N — Это нейтральное положение. При нейтральном положении двигатель не передает вращение автоматической коробке передач. Используются при длительных остановках или для прогрева авто.
  5. L — Это пониженная передача. Используется для медленного движения, например, съехали с дороги, а там быстро невозможно ехать. По сути, это аналог 1й скорости механической коробки.

АКПП: устройство

Данное устройство — это разновидность трансмиссии, который автоматически выбирает нужное передаточное число подходящее по скорости движения.

  1. Корпус гидравлического трансформатора.
  2. Ведомое колесо (турбинное).
  3. Реакторное колесо.
  4. Ведущее колесо (насосное).
  5. Масляный насос.
  6. Обмотки возбуждения электродвигателя.
  7. Блокировочная муфта гидротрансформатора ().
  8. Демпфер.
  9. Картер гидротрансформатора.
  10. Корпус коробки передач.
  11. Фрикционные диски блокировочной муфты.
  12. Корпус блокировочной муфты.
  13. Планетарный .
  14. Фланец ведомого вала коробки переключения передач.
  15. Поддон картера.
  16. Гидравлические клапаны системы управления включением передач.
  17. Клапанная коробка.

Как правильно пользоваться автоматической коробкой передач?

Как и любая автоматическая система, АКПП требует бережного обращения. Правильная эксплуатация коробки автомат заключается в следующих действиях:

  1. Запустить двигатель, прогреть, особенно, если на улице мороз, так как масло в моторе и в акпп густеет, что приводит к сильному трению сопряженных деталей. Узнайте, .
  2. Выжать педаль тормоза до упора и выставить рычаг коробки в положение D (drive).
  3. Снять авто с ручного тормоза и плавно отпускать рычаг тормоза. После чего машина медленно начнет двигаться.
  4. Давим на педаль газа и по мере набирания установленной для каждой передачи скорости, автомат сам начнет переключать передачи. Переключение автомата сопровождается небольшими толчками. Возможно, если есть неполадки в работе АККП, то это связано с , ремонтировать которую приходится часто в некоторых марках и моделях авто.
  5. При снижении скорости, такая КПП начинает сама понижать передачи.

На некоторых АКПП есть режимы W или обозначение снежинок Snow. Это означает, что при режиме W, то есть коробка установлена на зимний режим. В зимнем режиме автомат не используют первую передачу, машина трогается со 2 или с 3 передачи. Из-за этого автомобиль меньше пробуксовывает и снижает передачи только, чтобы избежать заносов на низкой скорости.

Важно! Чтобы АКПП не сломалась, нужно соблюдать одно очень важное правило: не переводить селектор (рычаг) при движении автомобиля из положения D в R или P. Это правило не стоит забывать, если автомобиль поднят домкратом или подъемником и включено режим D для проверки тормозов на стенде.

Переводить селектор автоматической коробки можно только после полной остановки авто и полностью нажатой педали тормоза.

В положение N-нейтраль запрещено переключать, когда автомобиль едет, чтобы не создавать аварийную ситуацию на дороге, тем более, если гололедица. На «нейтралку» ставить надо при длительных остановках, чтобы АКПП остывала.

Режим OverDrive

Режим ОВЕРДРАЙВ — это повышенная передача, при включении которой мотор с АКПП жестко сцеплены путем блокировки гидравлического трансформатора.

На ОВЕРДРАЙВ ставят когда длительное время надо ехать на одной скорости на четвертой передаче. При включении этого режима водитель ощущает небольшой толчок, как-будто это перешло на 5 передачу, но, на самом деле, это заблокировался гидравлический трансформатор.

OverDrive включается кнопкой на рычаге переключения. И выключается также, вторым нажатием на кнопку. Также осуществление отключения этого режима можно делать нажатием до упора педали газа.

Режим KickDown

Если на авто с АКПП нажать резко педаль газа в пол, то активируется режим КИКДАУН. На автомате этот режим служит для резкого ускорения, что очень удобно при совершении обгона или опережения других транспортных средств.

В режиме КИК ДАУН коробка будет переключаться только, когда обороты двигателя достигнут максимума.

Если надо отключить ускорение на автомате, то просто убрать ногу с педали газа или ослабить давление на нее.

Почему не снимается с паркинга в АКПП

Первым делом надо проверить, горят ли стоп сигналы (тормозные фонари) сзади. Если не горят, то надо проверить предохранитель СТОП. Предохранитель — это самая частая причина выхода из строя оборудования, поэтому проверять надо с него, причем это и самый легки ремонт. Предохранитель СТОП находится в блоке предохранителей в салоне или под капотом.

Если предохранитель исправный, никаких прогаров нет, то следом надо проверить включатель тормозных сигналов. Контакты часто окисляются и являются причиной нарушения цепи, из-за чего не горят фонари тормозов.

Если включатель тормозных сигналов полностью исправен, то дальше надо проверить тросик управления АКПП. Бывает так, что метки сбиваются и надо заново настраивать.

Если тросик исправен, то проверяем датчик селектор (рычаг) переключения. При наличии проблем, его надо заменить.

Если датчик в норме, то проверяем сам АКПП. Диагностика автоматической коробки проверяется специальным сканером, при подключении которого на экране подключенного ноутбука или телефона появится код ошибки, который надо расшифровать.

Тест коробки автомат до 1998 года выпуска сканером OBD-1 или OBD-2 проводят в следующем порядке:

  1. Прогреть мотор, поездить со скорость выше 20 км/ч.
  2. Остановиться. Заглушить мотор. Ключ зажигания оставляем в замке.
  3. Включить зажигание, но не запускать стартер.
  4. Выключить зажигание.
  5. Поставить селектор в положение Д, применяя аварийную кнопку. Включить также hold. При этом Power не надо трогать.
  6. Включить зажигание.
  7. Селектор выставляем в положение 3 и выключаем hold.
  8. Ставим селектор в положение 2 и включаем hold.
  9. Селектор ставим на 1 положение и выключаем hold.
  10. Нажать на педаль газа на 2/3, то есть больше половины. Подождать 4 секунды.
  11. Наблюдаем за индикатором Power. При моргании замедленном, то надо прочитать ошибки. Если моргает Power часто, то ошибок нет.

Текст АКПП с годом выпуска позже 1998 года:

  1. Включить зажигание.
  2. Выключить зажигание.
  3. Включить зажигание.
  4. Ручку коробки передач поставить в положение 1.
  5. Выключить зажигание.
  6. Включить зажигание.
  7. Ручку в положение 2.
  8. Ручку в положение 1.
  9. Ручку в позицию 2.
  10. Ручку в позицию 3.
  11. Ручку в положение D.

Смотрим на индикаторы.

Вот примеры ошибок:

11 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана а
12 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана b
13 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана переключения 3
14 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана переключения 2
15 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана переключения 1
21 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика температуры atf
22 обрыв, короткое замыкание в цепи измерителя массы воздуха
23 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика оборотов двигателя
24 обрыв, короткое замыкание в цепи или заедание электромагнитного клапана c
25 обрыв, короткое замыкание в цепи сигнала управления крутящим моментом
31 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика положения дроссельной заслонки
32 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика 1 скорости автомобиля
33 обрыв, короткое замыкание в цепи датчика 2 скорости автомобиля

75 АКПП Некорректная последовательность переключения. Требуется диагностика АКПП.
79 АКПП Перегрев АКПП, необходима диагностика АКПП.
81 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида переключения 2-3; необходима диагностика АКПП.
82 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида переключения 1-2; необходима диагностика АКПП.
83 АКПП Цепь соленоида ТСС — высокое напряжение на соленоиде при активации; необходима диагностика АКПП.
84 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида переключения 3-2; необходима диагностика АКПП.
85 АКПП Заклинивание соленоида TCC — необходима диагностика АКПП.
90 АКПП Некорректное напряжение в цепи соленоида ТСС; необходима диагностика АКПП.

Что нельзя делать с АКПП

Устройство и принцип работы коробки автомат предполагает следующие виды запрещенных действий:

  1. Всегда автомобиль надо прогревать перед началом движения. При работе на холодную АКПП ресурс уменьшается, особенно в сильный мороз, когда трансмиссионное масло загустевает. Чтобы правильно выбрать масло для трансмиссии, был составлен . Можно с нажатой педалью тормоза двигать селектор в разные положение. Если требуется срочно ехать, то щадящим режимом работы коробки автомат в этом случае будет плавное трогание с места и движение без рывков.
  2. АКПП — это «мягкое» техническое устройство, которое не любит бешеных нагрузок и рывков, которые проделываются любители . На бездорожье переключать в пониженный режим L.
  3. Если автомобиль с коробкой автомат не заводится, то его не стоит пробовать заводить буксировкой. Буксировать можно, но со скоростью не более 40 км/ч и на расстоянии не более 30 км. Это связано с тем, что масляный насос работает только, когда запущен двигатель. А при буксировке происходит передача вращения от колес и далее через коробку, поэтому без подачи масла износ будет быстрее. Лучше использовать эвакуатор, если есть возможность.
  4. Если автомобиль с полным приводом и с автоматической коробкой, то такой транспорт в случае поломки можно транспортировать только на эвакуаторе или, если на буксире, то со снятым карданом.

Использование ручного тормоза с коробкой автомат

И авто с механикой, и авто с автоматом должны комплектоваться ручным тормозом. На механике бывает часто ломается и водители не заморачиваются, чтобы отремонтировать . Но, если АКПП, а не МКПП, то ручник в случае поломки требуется обязательно починить.

В инструкциях по эксплуатации авто с автоматом рекомендуется после остановки машины устанавливать селектор в положение Р (паркинг) сразу до или после включения ручного тормоза. Но, очень многие водители не ставят на ручник, оставляют только паркинг. Но, лучше устанавливать ручник, особенно на склоне. Лишняя безопасность не помешает.

При заведенном двигателе с положением селектора в нейтральном положении переключить рычаг на паркинг не получится, так как ручной тормоз не поставлен. Это хорошая безопасность для забывчивого или халатного водителя.

Полезные видео об эксплуатации автоматической коробки передач

Бывают АКПП с типтроником, то есть есть возможность перевести управление на ручной режим + и -.